Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Проблема смысла и цели жизни человека

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 26.12.2012. Год: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):








ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. Г. В. ПЛЕХАНОВА»

Факультет международных экономических отношений




Реферат по философии на тему:

на тему: «Проблема смысла и цели жизни человека»


















Выполнила:
Студентка3 курса
группы 832
Джафарова У.Э.

Преподаватель:
Профессор Ершова Надежда Михайловна









Москва
2011






Оглавление




Вступление………………3
Глава I. Философский подход к проблеме………5
I.I. Древняя Греция и Рим. Античная философия……………….5
I.II. Иррационализм………………..6
I.III. Экзистенциализм………………7
I.IV. Позитивистские взгляды………………..………8
I.V. Прагматический подход………………9
Глава II. Религиозный подход к проблеме………10
Глава III. Цель жизни человека………………..13
Заключение………………16
Список используемой литературы……….18


































Вступление
«Несчастье современного человека велико:

ему не хватает главного – смысла жизни»

И.А. Ильин

Вопрос о смысле и цели жизни человека — одна из традиционных проблем философии, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни. С древнейших времен человек не только заботился о своем благосостоянии, но и ищет ответы на вопросы: "Что такое человек?", "Откуда он взялся?" и, главный вопрос "Для какой цели человек есть на земле?". Эти вопросы мучают людей уже не одно тысячелетие. Они не имеют общечеловеческого ответа, но каждый человек за свою жизнь находит индивидуальный ответ. Этим ответом можно воспринять идеал.
Человек на протяжение своей жизни никогда не достигает «целей», не удовлетворяется ситуацией и издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем смысл и сущность человеческого бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
Каждый задавался вопросом не «почему?», а «для чего живет человек?». Этот вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Сама постановка этого вопроса свидетельствует о том, что он рождается из сомнения в существовании такого смысла. Сомнение же предполагает, что сама действительность, возможно, разорвана, непоследовательна и абсурдна. Активный интерес к проблеме человека в целом обусловлен, прежде всего, потребностью конкретного индивида постоянно решать жизненные проблемы. Именно поэтому призвание, назначение, задача каждого человека всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, которые она реализует через общество. Ценность - значимость для жизни людей природных и культурных предметов, явлений, мыслей и поступков, выявляющаяся в процессе преобразования человеком мира и самого себя. В ценностях выражается отношение человека к действительности с точки зрения или должного, подчас еще не осуществленного, но желанного, важного, нужного, или нежелательного, неважного, ненужного, вредного. Всякая ценность имеет смысл только в сравнении с другой, противостоящий ей.
Конечно, каждый человек ставит перед собой цели и видит смысл своей жизни в достижении самим же поставленных целей. Но, смысл жизни - есть совокупность поставленных целей человека и достижение основного результата, то есть результата возможного воспринять в качестве положительного итога жизни.
«Имея смысл жизни, мы получаем цель, к которой мы можем стремиться. Смысл жизни – это мерило того, что важно, а что – нет, что полезно, а что вредно для достижения нашей главной цели. Это компас, который показывает нам направление нашей жизни"1.


Глава I. Философский подход к проблеме.
Понятие смысла жизни наличествует в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность. Великие философы обладали четкими представлениями о том, какая жизнь лучше всего, и как правило, ассоциировали, смысл жизни с понятием блага.

I.I. Древняя Греция и Рим. Античная философия
Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий.
Платон — в заботах о душе. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической.
Аристотель и его последователи — в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства. Аристотель весьма проницательно и обоснованно считал, что смысл жизни состоит в достижении счастья. Но счастье - не в чувственных удовольствиях; с точки зрения этических добродетелей счастье состоит в достижении блага, а благо есть не наслаждение, а сообразная с добродетелью деятельность.
Эпикур и киренаики — в избежание неприятностей, достижении покоя и блаженства. избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание.
Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания. Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

I.II. Иррационализм
Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.
Воля к жизни присуща всем живым существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима, потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, как совокупность воль отдельных лиц. Специальная организация - государство - каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере искусства и морали.
Во взглядах Шопенгауэра можно заметить некоторое сходство с идеями буддизма. И это не случайно, поскольку он знал индийскую культуру, высоко ценил и использовал её идеи в своём учении.
В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла — иллюзии, придумывание занятий.

I.III. Экзистенциализм
Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философов-экзистенци листов XX века — Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жана-Поля Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера («Разговор на проселочной дороге»), Карла Ясперса («Смысл и назначение истории»).
Предтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Кьеркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.
Согласно философу Мартину Хайдеггеру, люди были «вброшены» в существование. Экзистенциалисты рассматривают состояние «вброшенности» в существование (existence) до и в контексте любых других концепций или идей, которыми люди обладают, или определений самих себя, которые они создают.
Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл»2.
Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем.… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём»3.

I.IV. Позитивистские взгляды
Людвиг Витгенштейн и другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен. Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.. Язык может обеспечить осмысленный ответ только если он ссылается на области «внутри» области жизни. Но это невозможно когда вопрос выходит за границы области в которой язык существует, нарушая контекстные ограничения языка. Таким образом вопрос разрушается. И ответ на неправильный вопрос является неправильным или неадекватным ответом.
Другие философы, помимо Людвига Витгенштейна, обращались к попыткам открыть, что является осмысленным в жизни, изучая присущее ей сознание. Но когда такие философы пытались найти глобальное определение «Смысла жизни» для человечества, им не удалось найти согласования с лингвистической моделью Витгенштейна.
I.V. Прагматический подход
Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.
На практике это означает, что для прагматиков, теоретические требования должны быть завязаны на практику верификации, то есть необходимо уметь делать предсказания и проверять их — и что, в конце концов, потребности человечества должны направлять человеческие исследования.













Глава II. Религиозный подход к проблеме.
Большинство религий охватывают и выражают определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели.
Человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Движение к этому светлому будущему есть прогресс. Прогресс, таким образом, предполагает цель, а цель придает смысл человеческой жизни. Критики давно заметили, что в рамках этого подхода будущее обоготворяется за счет настоящего и прошлого. Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждого человека, каждую эпоху в средство и орудие для окончательной цели - совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором никто из нас «не будет иметь удела».4
Рассмотрим три самые распространенные версии смысла жизни.
Несмотря на множество религий, практически все их учения сводиться к тому, что земная жизнь человека сама по себе бессмысленна. Люди воюют, страдают, болеют и умирают, кругом зло и несправедливость. Однако в душе присутствуют идее вечности, добра, справедливости и идея Бога как источника всех вечных прекрасных начал. Смысл жизни стоит в том, что существует Бог и бессмертная душа. Они открывают для нас перспективу прекрасной вечности и привносят осмысленность в суетливую и полную пороков земную жизнь. Настоящий смысл обретает тот, кто повернулся сердцем к вечному, озаряющему наш короткий век божественным светом.
Рассмотрим основные мировые религии:
Христианство - крупнейшая из мировых религий, приверженцы которого поклоняются Христу как Сыну Божьему. Первоначально христианство было гонимо, но в начале IV века стало государственной религией Римской империи. Христианство обязывает веровать в единого Бога, выступающего в трех лицах (Троица); в Христа - Сына Божия, сошедшего с небес ради спасения человечества и воплотившегося от Святого Духа и Девы Марии, принявшего страдания и смерть для искупления людей от греха, воскресшего и долженствующего вторично прийти на землю; в святость церкви и необходимость крещения; в грядущее воскресение мертвых и вечность загробной жизни.
Ислам - или мусульманство одна из мировых религий, у истоков ислама стоял Мухаммад, которого мусульмане чтут как пророка, посланного Богом - Аллахом. Основы вероучения и культа ислама изложены в Коране и Сунне. Главное в исламе - почитание Аллаха как единственного истинного Бога, создавшего небо, землю и человека, и признание Мухаммеда его пророком. Приверженцы ислама веруют в предопределение Аллахом судеб мира и человека, в загробную жизнь, в конец света и Страшный суд.
Буддизм - одна из мировых религий, центральное место в которой занимает учение о четырех истинах: "Жить - значит страдать"; "Причина страданий - желания", "Для освобождения от страданий надо избавиться от желаний", "Путь избавления от желаний - следование учению Будды". Реализация этих истин при
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.