Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Ручной труд как средство развития творческих способностей детей 5-6 лет
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 19.02.14.
Год: 2013.
Страниц: 41.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство общего и профессионального
образования
Свердловской области
Свердловский областной музыкально-
эстетический
педагогический колледж
Ручной труд как средство развития творческих
способностей детей 5-6 лет
(Выпускная квалификационная работа)
Исполнитель: Плетенева Н.Г.
Студентка 404 гр. Специальность 050704 «Дошкольное
образование»
Научный руководитель:
Медведева Т.В.
Сухой Лог- 2011 Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
В РУЧНОМ ТРУДЕ
1.1.Сущность понятия творческих способностей … ………..8
1.2.Особенности психического развития
детей 5-6 лет……….. …….…...11
1.3. Возможности ручного труда………..13
1.4. Влияние ручного труда на развитие творческих
способностей детей 5-6 лет……….………………...17
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Характеристика базы исследования………..26
2.2. Результаты входной диагностики……….27
2.3. Проектирование условий по развитию
творческих способностей………31
2.4. Апробация занятий……………….37
2.5. Результаты итоговой
диагностики………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………...………………...49
ПРИЛОЖЕНИЯ………………...51-76
ВВЕДЕНИЕ
В Концепции модернизации
дошкольного образования подчеркивается
первостепенность решения задач, направленных
на создание творческой атмосферы и
условий для инновационной деятельности.
Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего,
приобщается к вечным общечеловеческим
ценностям (красоте, добру, истине). В результате
этого у него рождаются и развиваются
такие стержневые качества личности, как
самостоятельность, инициативность, произвольность
в виде стремления к преодолению трудностей,
а также потребность в активном освоении
и созидательном преобразовании окружающей
действительности.
Детское творчество уникально не только
по своей природе, но и по образовательному
воздействию на внутренний мир ребенка.
В нем содержатся важные предпосылки,
которые позволяют дошкольнику самостоятельно
выходить за пределы знаний и умений, полученных
от взрослых, создавать новый и оригинальный
продукт - модель, рисунок, сказку, игрушку
и т.п. (А.В. Петровский) [2, 37]. Старший дошкольный
возраст является сензитивным периодом
для развития творческих способностей
ребенка (Б.М. Теплов)[23,213], что проявляется
в становлении ведущих, определяющих оснований
его психики (ценностей личностных отношений,
общения, деятельности и пр.). Непреходящее
значение старшего дошкольного возраста,
по мнению А.В. Запорожца [27,124], связано
с тем, что когнитивные структуры, усвоенные
детьми на данном жизненном этапе, сформируют
«золотой фундамент» зрелой личности.
В связи с этим возникает актуальная
необходимость в создании программы обучения
детей ручному труду в соответствии с
Федеральными Государственными требованиями.
Изучение литературы показало, что
создано значительное количество программ
по ручному труду [6,7]; [10,28]; [12,85]; [14,45] . Однако
педагогические условия развития творческой
активности в ручном труде у детей старшего
дошкольного возраста не в полной мере
соответствуют запросам современных дошкольников.
Заметим, что проблема творчества
отнюдь не нова в современной науке.
Ее пытались решить представители психологии
(Ф. Фребель, Треффингер, Я.А. Пономарев, И.В. Страхов) [25,7], педагогики
(М.А. Данилов, Е.И. Игнатьев, Т.С. Комарова,
П.И. Пидкасистый, Е.А. Флерина) [19, 212].
Возможности развития детского творчества
изучались в разных видах деятельности:
музыкальной, двигательной, игровой, литературной,
театральной, изобразительной и пр. (Н.А.
Ветлугина, В.Я. Воронова, И.Л. , Казакова,
А.В. Кенеман, В.А. Левин, Г.В. Павленко, О.П.
Радынова, Т.А. Семенова, О.С. Ушакова и
др.) [18,23]; [23,20]
Продуктивное воображение, составляющее
основу творческой деятельности, рассматривается
как центральное психическое
новообразование дошкольного возраста
(Л.С. Выготский) [4, 87], как важный показатель
личностной готовности ребенка к обучению
в школе. Развитие творческих способностей
старших дошкольников происходит в условиях
той или иной деятельности при овладении
общественно выработанными ее средствами.
Однако наилучшим образом этому способствует
практическая деятельность детей, в том
числе занятия ручным трудом (, Е.Я. Беляева, Н.М. Конышева, T.B. Куцакова,
и др.) [12,7]; [13,9]. Изготовление поделок из
различных материалов (бумаги, нитей, кусочков
кожи и ткани, листьев, плодов растений
и т.д.) в полной мере отвечает потребностям,
интересам и возможностям детей дошкольного
возраста[14,32]. Такая работа благодаря
своей доступности, высокой результативности
и целесообразности позволяет ребенку
непосредственно реализовывать задуманное,
совершенствовать, творить и видеть конечный
продукт.
В процессе ручного труда создаются условия
для развития аналитико-синтетичес ого
склада мышления, речи, памяти, внимания,
воображения, совершенствования познавательных
и художественно-констру тивных способностей
детей [20,125]. Это, в свою очередь, обеспечивает
успешное овладение более сложным учебным
материалом. Самобытная деятельность
ребенка, приводящая к созданию субъективно
нового продукта, является первым этапом
присвоения социально-культурног опыта
(А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков) [14,6], залогом
успешного применения сформированных
знаний, умений и навыков в любой из сфер.
Исследователи отмечают, что развитие
детского творчества в ручном труде
не может строиться только на подражательной
основе (Р.С. Буре, З.В. Лиштван, Лыкова,
без освоения ребенком обобщенных (универсальных)
способов действий, позволяющих переносить
сформированные умения и навыки работы
с одним материалом на другой создавать
художественные образы вне контекста
конструируемого предмета.
В современном обществе ни что так
не ценится, как креативность, творческий
подход к любому делу. Успешный человек
должен обладать и коммуникативными навыками.
И именно творческая деятельность, помогает
воспитывать эти качества в ребёнке.
Поддержание интереса к творческой
деятельности через стимулирующую
мотивацию означает превращение цели
соответствующей деятельности в актуальную
потребность ребёнка.
В специальной и учебно-методической
литературе (Гульянц Э.К. Жуковская Р. И.,
Иванова Н. И. , Казакова Т. Г. Комарова Т.С.,
Антонов А.В., Зацепина М.Б) [7,10]; [8,7]; [9,17] достаточно подробно представлены
тематика и содержание занятий по ручному
труду для дошкольников. Тем не менее,
процесс обучения данному виду деятельности
зачастую рассматривается с точки зрения
обеспечения наиболее успешного овладения
детьми общетрудовыми, конструктивными
умениями и навыками. Авторы не акцентируют
внимание на богатых возможностях ручного
труда для всестороннего развития ребенка.
Таким образом, возникает противоречие между высоким воспитательно-образо ательным
потенциалом ручного труда для развития
творческих способностей детей 5-6 лет
и отсутствием эффективной системы работы
по развитию творческих способностей
в ручном труде.
Проблема – как в дошкольном образовательном учреждении
использовать занятия по ручному труду
для развития творческих способностей
детей 5-6 лет.
Объект – процесс развития творческих способностей
детей 5-6 лет.
Предмет – занятия по ручному труду с детьми
5-6 лет как средство развития творческих
способностей.
Современное состояние
проблемы, ее актуальность и перспектива разрешения возникшего
противоречия обусловили выбор темы исследования:
«Ручной труд как средство развития
творческих способностей детей 5-6 лет
».
Цель исследования: изучить влияние ручного труда на развитие
творческих способностей детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования:
Творческие способности у детей 5-6 лет
будут развиваться наиболее эффективно,
в процессе ручного труда.
В соответствии с проблемой, целью, объектом,
предметом и гипотезой исследования определены
следующие задачи:
Проанализировать методическую, психолого-педагогиче кую литературу по данной теме.
Рассмотреть «творческие способности», психологические особенности детей 5-6 лет.
Разработать перспективный план занятий по развитию творческих способностей у детей 5-6 лет.
Подобрать диагностический материал по определению уровня развития творческих способностей в данной возрастной группе.
Экспериментально проверить эффективность работы по развитию творческих способностей у детей 5-6 лет в ручном труде.
С самых ранних лет ребёнок стремится
к творчеству. Поэтому так важно создать
в детском коллективе атмосферу свободного
выражения чувств и мыслей, разбудить
фантазию детей, попытаться максимально
реализовать их способности.
Сделать жизнь воспитанников
интересной и содержательной, наполненной радостью творчества.
Ручной труд содержит в себе возможность решения
широкого круга воспитательных, развивающих
и дидактических задач [23,117] .
Проведенные исследования
показывают, что благодаря включению
в структуру занятий по ручному
труду элементов творчества решается одна
из важнейших задач дошкольного возраста
— подготовка детей к школе. У ребенка
развивается мелкая моторика руки, совершенствуются
умения и навыки работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами; вырабатывается
аккуратность, самостоятельность, оригинальность
подхода к решению задач, умение свободно
ориентироваться в окружающем мире.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В РУЧНОМ ТРУДЕ
1.1.Сущность понятия творческих
способностей
Значительный вклад в разработку
общей теории способностей внёс наш
ученый Б.М.Теплов [23, 205] Он предложил такое
определение способностей:
это то, что сводится к знаниям, умениям,
навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение,
закрепление и активное использование
на практике. Это определение более распространено
и сейчас. В понятие «способности» Б.М.Теплов
включал индивидуально-психол гические
особенности, отличающие одного человека
от другого, но не вообще, а только такие,
которые имеют отношение к успешности
выполнения какой-либо деятельности или
многих других. Способности находятся
в процессе постоянного развития. Способность,
которая не развивается, которой на практике
человек перестаёт пользоваться, со временем
теряется. Только благодаря постоянным
упражнениям, связанным с систематическими
знаниями такими сложными видами человеческой
деятельности, как музыка, техническое
и художественное творчество и тому подобное
мы поддерживаем у детей и развиваем дальше
соответствующие способности.
Успешность выполнения любой деятельности,
зависит не от какой-либо одной, а
от сочетания различных способностей,
причём это сочетание, дающее один и
тот же результат, может быть обеспечено
различными способами. При отсутствии
необходимых задатков к развитию одних
способностей их дефицит может быть восполнен
за счет более сильного развития других.
Б.М. Теплов [19,86] предлагает такую классификацию
способностей. В первую очередь необходимо
различать природные, или естественные
способности (в основе своей биологически
обусловленные) и специфические человеческие
способности, имеющие общественно-историчес ое
происхождение.
Многие из природных способностей являются
элементарными способностями восприятие,
память, мышление, способность к элементарным
коммуникациям на уровне экспрессии. Эти
способности непосредственно связаны
с врождёнными задатками, но не тождественны
им, а формируются на их основе при наличии
элементарного жизненного опыта через
механизмы научения типа условнорефлекторных
связей. У ребёнка, кроме биологически
обусловленных, есть способности, обеспечивающие
его жизнь и развитие в социальной среде.
Это общие и специальные
высшие интеллектуальные способности,
основанные на пользование речью и логикой,
теоретические и практические, учебные
и творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми
определяются успехи детей дошкольного
возраста в самых различных видах
деятельности. К ним, например, относятся
умственные способности, тонкость и точность
ручных движений, развитая память, совершенная
речь и ряд других. Специальные способности
определяют успехи ребёнка в специфических
видах деятельности, для осуществления
которых необходимы задатки особого рода
и их развитие. К таким способностям можно
отнести музыкальные, математические,
спортивные, художественно-творчес ие
и ряд других. Наличие у детей общих способностей
не исключает развития специальных и наоборот.
Нередко общие и специальные способности
сосуществуют, взаимно дополняя, и
обогащая друг друга.
Теоретические и практические способности
отличаются тем, что первые предопределяют
склонность человека к абстрактно-теоретиче ким
размышлениям, а вторые – к конкретным,
практическим действиям. Такие способности
в отличие от общих, и специальных, напротив
чаще не сочетаются друг с другом. Вместе
встречаясь только у одарённых детей.
Учебные и творческие способности
отличаются друг от друга тем, что
первые определяют успешность обучения
и воспитания, усвоения ребёнком знаний,
умений, навыков, формирование качеств
личности, в то время как вторые – создание
предметов материальной и духовной культуры,
словом – индивидуальное творчество в
различных областях творческой деятельности.
Творческие способности – это индивидуальное творчество
в различных областях человеческой деятельности.
Важным моментом в развитии творческих
способностей у детей выступает комплексность,
то есть одновременное совершенствование
нескольких взаимодополняющих друг друга
способностей. Многоплановость и разнообразие
видов деятельности, в которые одновременно
включается ребёнок, выступает как одно
из важнейших условий комплексного и разностороннего
развития его способностей. В этой связи
следует обсудить основные требования,
которые предъявляются к деятельности,
развивающей способности детей. Эти требования
следующие: творческий характер деятельности,
оптимальный уровень её трудности и исполнения,
должная мотивация и обеспечение положительного
эмоционального настроя в ходе и по окончании
выполнения деятельности.
Если деятельность ребёнка
носит творческий характер, то она
постоянно заставляет думать и сама
по себе становится достаточно привлекательным
делом как средство проверки и
развития способностей. Такая деятельность
всегда связана с созданием чего-то
нового, открытием для себя новых знаний, в
обнаружении в самом себе новых возможностей.
Это само по себе становится сильным и
действенным стимулом к занятиям ею, к
приложению необходимых усилий, направленных
на преодоление возникающих трудностей.
Такая деятельность укрепляет положительную
самооценку, повышает уровень притязаний,
порождает уверенность в себе и чувство
удовлетворённости от достигнутых успехов.
Если выполняемая творческая
деятельность находится в зоне оптимальной
трудности, то есть на пределе возможности ребёнка, то она ведёт за собой
развитие его способностей, реализуя то,
что Л.С.Выготский [4, 206] назвал зоной потенциального
(ближайшего) развития. Деятельность,
не находящаяся в пределе этой зоны, гораздо
в меньшей степени ведёт за собой развитие
способностей. Если она слишком проста,
то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся
способностей; если же она чрезмерно сложна,
то становится невыполнимой и, следовательно,
также не приводит к формированию новых
умений и навыков.
Поддержание интереса к
творческой деятельности через стимулирующую
мотивацию означает превращение цели
соответствующей деятельности в актуальную
потребность ребёнка. Становление и развитие
способностей – это тоже результат научения,
и чем сильнее подкрепление, тем быстрее
будет идти развитие. Что же касается нужного
эмоционального настроя, то он создаётся
таким чередованием успехов и неудач в
деятельности, развивающей способности
ребёнка, при котором за неудачами (они
исключены, если деятельность находится
в зоне потенциального развития) обязательно
следует эмоционально подкрепляемые успехи,
причём их количество в целом является
большим, чем число неудач.
1.2.Особенности психического
развития детей 5-6 лет.
Характерной особенностью
рассматриваемого возрастного периода
является постепенное зарождение истинно мотивационных
форм поведения, направленного на достижение.
При этом данные различных исследований
показывают, что заложенный в этом возрасте
социальный опыт во многом предопределяет
будущее такого поведения. Приблизительно
в 5-6 лет можно говорить также о начале
проявления у детей тендерных и индивидуальных
различий в мотивации достижения [20,214].
Параллельно с познанием
окружающего мира продолжается у
ребенка в раннем детстве познание
самого себя. В этом процессе самосознание выполняет центральную и регулирующую
функцию. Ребенок осознает свои желания
и действия, которые регулируются его
личными нормами (в соответствии с его
пониманием передаваемых ему взрослыми
моральных требований и правил поведения).
Ребенок способен оценить себя, осознавая
в той или иной степени соответствие собственных
качеств и действий определенным ожиданиям
или требованиям окружающих.
Я-концепция ребенка
продолжает формироваться через
его взаимодействие с окружающими,
например с родственниками, со сверстниками [25,96].
По мере того как ребенок
становится социально восприимчивым,
развиваются и его когнитивные и перцептивные способности. Я-концепция
все более дифференцируется и усложняется.
В значительной степени содержание образа
- Я ребенка является продуктом процесса
социализации.
Основным условием для
успешного развития Я- концепции ребенка на этом этапе личностного
развития является, как подчеркивал К.
Роджерс [18,29], удовлетворение его потребности
в позитивном внимании.
Развитыми личностными
новообразованиями ребенка в дошкольный период
являются ранние проявления у него эмпатии
и самоконтроля, которые в свою очередь
во многом определяют морально-нравственную
ориентацию и поведение ребенка на данном
этапе его возрастного развития.
Общение детей в этом
возрасте постепенно качественно изменяется:
если до 3 лет дети преимущественно общаются
со взрослыми и игнорируют других детей,
то после 3 лет количество контактов с
детьми быстро возрастает и к 5-6 годам
эти контакты завершаются образованием
групп – детских игровых объединений
с непостоянным, преимущественно однополым
составом. В деятельности и общении детей
становятся все более заметными индивидуальные
и половые различия.
Дети шестого года
жизни уже могут распределять
роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие
сопровождается речью, соответствующей
и по содержанию, и интонационно взятой
роли. Речь, сопровождающая реальные отношения
детей, отличается от ролевой речи. Дети
начинают осваивать социальные отношения
и понимать подчиненность позиций в различных
видах деятельности взрослых, одни роли
становятся для них более привлекательными,
чем другие. Действия детей в играх становятся
разнообразными.
Развивается изобразительная
деятельность детей. Это возраст
наиболее активного рисования. В течение года дети
способны создать до двух тысяч рисунков.
Рисунки могут быть самыми разными, по
содержанию: это и жизненные впечатления
детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации
к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют
собой схематичные изображения различных
объектов, но могут отличаться оригинальностью
композиционного решения, передавать
статичные и динамичные отношения. Рисунки
приобретают сюжетный характер; достаточно
часто встречаются многократно повторяющиеся
сюжеты с небольшими или, напротив, существенными
изменениями. Изображение человека становится
более детализированным и пропорциональным.
По рисунку можно судить о половой принадлежности
и эмоциональном состоянии изображенного
человека.
Конструирование характеризуется умением
анализировать условия, в которых протекает
эта деятельность. Дети используют и называют
различные детали деревянного конструктора.
Могут заменить детали постройки в зависимости
от имеющегося материала. Овладевают обобщенным
способом обследования образца. Способны
выделять основные части предполагаемой
постройки. Конструктивная деятельность
может осуществляться на основе схемы,
по замыслу и по условиям. Появляется конструирование
в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать
из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре,
шесть сгибаний); из природного материала.
Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному
образу (в этом случае ребенок «достраивает»
природный материал до целостного образа,
дополняя его различными деталями); 2) от
художественного образа к природному
материалу (в этом случае ребенок подбирает
необходимый материал, для того чтобы
воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться
восприятие цвета, формы и величины,
строения предметов; представления детей систематизируются.
Дети различают по светлоте и называют
не только основные цвета и их оттенки,
но и промежуточные цветовые оттенки;
форму прямоугольников, овалов, треугольников.
Воспринимают величину объектов, легко
выстраивают в ряд по возрастанию или
убыванию до десяти различных предметов.
Однако дети могут
испытывать трудности при анализе
пространственного положения объектов,
если сталкиваются с несоответствием
формы и их пространственного
расположения.
В старшем дошкольном
возрасте продолжает развиваться образное
мышление. Дети способны не только решить
задачу в наглядном плане, но и совершить
преобразования объекта, указать, в какой
последовательности объекты вступят во
взаимодействие, и т.д. Однако подобные
решения окажутся правильными только
в том случае, если дети будут применять
адекватные мыслительные средства. Среди
них можно выделить схематизированные
представления, которые возникают в процессе
наглядного моделирования; комплексные
представления, отражающие представления
детей о системе признаков, которыми могут
обладать объекты, а также представления,
отражающие стадии преобразования различных
объектов и явлений (представления о цикличности
изменений): представления о смене времен
года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении
объектов в результате различных воздействий,
представления о развитии и т.д. Кроме
того, продолжают совершенствоваться
обобщения, что является основой словесно-логического
мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном
возрасте у детей еще отсутствуют представления
о классах объектов. Объекты группируются
по признакам, которые могут изменяться,
однако начинают формироваться операции
логического сложения и умножения классов.
Так, например, старшие дошкольники при
группировании объектов могут учитывать
два признака.
В качестве примера можно
привести задание: детям предлагается
выбрать самый непохожий объект
из группы, в которую входят два
круга (большой и малый) и два
квадрата (большой и малый). При
этом круги и квадраты различаются
по цвету. Если показать на какую-либо из фигур и попросить
ребенка назвать самую непохожую на нее
фигуру, можно убедиться: он способен учесть
два признака, то есть выполнить логическое
умножение. Как показали исследования
отечественных психологов, дети старшего
дошкольного возраста способны рассуждать
и давать адекватные причинные объяснения,
если анализируемые отношения не выходят
за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения
в этом возрасте позволяет детям
сочинять достаточно оригинальные и
последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно
развиваться лишь при условии проведения
специальной работы по его активизации.
Достижения этого возраста
характеризуются распределением ролей
в игровой деятельности; структурированием
игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности,
отличающейся высокой продуктивностью;
применением в конструировании обобщенного
способа обследования образца. Восприятие
характеризуется анализом сложных форм
объектов; развитие мышления сопровождается
освоением мыслительных средств (схематизированные
представления, комплексные представления,
представления о цикличности изменений);
развиваются умение обобщать, причинное
мышление, воображение, произвольное внимание,
речь, образ - Я.
1.3. Возможности
ручного труда
Изготовление поделок требует от ребёнка
ловких действий, и если в начале он неловкими
действиями может повредить игрушку, то
впоследствии рука обретает твёрдость,
точность, уверенность. Всё это важно для
подготовки руки к письму.
Ручной труд способствует
развитию сенсомоторики – согласованности
в работе глаза и руки, совершенствованию
координации движений, гибкости, точности
в выполнении действий в процессе изготовления
поделок постепенно образуется система
специальных навыков и умений.
Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного
материала способствует развитию у детей
внимания – повышается его устойчивость,
формируется произвольное внимание. Поделки
из природного материала в большей мере
удовлетворяют любознательность детей.
В том труде всегда присутствует новизна,
творческое искание, возможность добиться
более совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный
настрой детей во время изготовления
поделок, радость общения в труде,
наслаждение, испытываемое в процессе
создания игрушки очень важны для общего развития ребёнка. Положительные
эмоции являются важным стимулом воспитания
трудолюбия.
Занятия ручным трудом способствует
развитию личности ребёнка, воспитанию
его характера. Когда ребёнок
сталкивается с трудностью, он пытается её самостоятельно решить.
Под руководством воспитателя ребёнок
учится устанавливать причины неудач,
преодолевать их. Постепенно у него формируются
такие качества, как целеустремлённость,
настойчивость, умение доводить начатое
дело до конца.
В процессе работы с различными материалами создаются
положительные условия для формирования
общественных мотивов труда, которые в
старшем дошкольном возрасте приобретают
значительную побудительную силу. Каждый
ребёнок получает возможность почувствовать
и пережить радость от личного участия
в общем деле.
В данном виде труда есть
реальные возможности формировать
у детей контроль и оценку собственной
деятельности. Так, при изготовлении
поделок дети встречаются с необходимостью
не только анализировать образец
и планировать последовательность действий, но и контролировать
себя по ходу работы, соотносить свой результат
с образцом.
Ручной труд может
быть индивидуальным и коллективным.
Коллективный труд приносит детям большую
радость своей слаженностью, четкой
организованностью. У детей наблюдается стремление оказать друг другу
помощь, заинтересованность общим результатом
общего дела. Желательно использовать
разнообразные виды коллективной работы
детей для формирования у них умений планировать
свою деятельность с учетом общей цели,
распределять операции. Большое влияние
коллективный труд оказывает на формирование
у воспитанников дружеских, доброжелательных
отношений, взаимопомощи, товарищества.
Результаты коллективного
труда, особенно одобряемые взрослыми
побуждают детей к выполнению
более сложных поделок, использовании в своих
работах новых материалов. Дают уверенность
в собственной успешности.
При правильной организации
воспитательно-образ вательного процесса
работа с различными материалами
становится эффективным средством
всестороннего развития и воспитания детей 5-6 лет.
Большое влияние оказывает
ручной труд на умственное развитие ребёнка. На развитие
его мышления. Если проследить путь работы
с детьми по изготовлению поделок из природного
материала, то можно заметить. Что вначале
дети рассматривают образец, анализируют
его структуру, способы изготовления;
затем после усвоения этого процесса задания
усложняются: воспитанникам показывают
фотографию игрушки, которую нужно сделать,
и, наконец, без предварительного анализа
изготавливают поделку по заданию или
по собственному замыслу. Во время такой
работы создаются условия для развития
не только планирующей функции речи, но
и речевой регуляции поведения. Регуляция
поведения ребёнка проявляется и в повышении
уровня его ориентировки во внешнем мире
и в самом себе, в выработке новых знаний
и умений. Главными задачами трудового
воспитания являются развитие добросовестного,
ответственного и творческого отношения
к разным видам трудовой деятельности,
накопление профессионального опыта как
условия выполнения важнейшей обязанности
человека.
Важным моментом в системе трудового воспитания
является положение о том, что ручной труд
позволяет наиболее полно и ярко раскрыть
природные задатки и склонности ребенка.
Анализируя готовность ребенка к жизни,
нужно думать не только о том, что он может
дать для общества, но и о том, что труд
дает лично ему. В каждом ребенке дремлют
задатки каких-то способностей. Общественная
мотивация трудовой деятельности усиливает
интерес детей к труду. Способности развиваются,
главным образом, в условиях ведущей деятельности:
в дошкольном возрасте - в игре.
В процессе труда распределение
внимания становится более широким, а
его переключение более быстрым. Радикальным образом изменяется самооценка.
Развитие способностей, чувств и мышления
делает личность ребенка более гармоничной.
1.4.Влияние ручного труда на развитие
творческих способностей детей 5-6 лет
При умелом подходе к
выполнению программного материала
можно создать
множество ситуаций для творческого самовыражения
детей.
Интересен в этом отношении
раздел программы «Работа с бумагой и картоном» Ведь приобретаемый по этому разделу
опыт складывается у дошкольников, в основном,
в практической деятельности, он чрезвычайно
конкретен и в то же время разнообразен.
Детей привлекает и вдохновляет видимость
и доступность материала, возможность
воплощения идей и мыслей, задуманного
плана и реальный и видимый результат
труда.
С азами оригами - искусства
складывать из бумаги, знакомы почти
все. Обычно дальше этих несложных поделок дело не идет. Так традиционно
и считается, что из листка бумаги можно
сложить полтора два десятка изделий,
и только немногие знают, что современное
оригами – обширная область творчества,
постоянно развивающаяся.
Оригами привлекает детей,
оно похоже на фокус, когда из пустого цилиндра
вылетает голубь или выпрыгивает кролик.
Именно такое впечатление возникает при
чудесных трансформациях плоского листа.
Оригами прекрасно развивает тонкую моторику
пальцев, пространственное воображение,
аккуратность в работе, умение читать
чертежи, чувство прекрасного.
Начинать обучать
детей искусству оригами необходимо
с простейших поделок. При первом
знакомстве обучаю дошкольников
самостоятельно вырезать квадрат,
так как большинство поделок
создают из бумаги квадратной формы. При объяснении используют
демонстрационное пособие: применение
тех конструктивных (анализ образца, «прочтение»
чертежа и т. п.) и технических (сгибание
бумаги, соломки, перевязывание, плетение,
склеивание) навыков, которые дети получают
на занятии и вне занятия. Если дети придумывают
новые способы соединения деталей, находят
новое композиционное решение, воспитатель
поддерживает их и помогают достичь результата;
Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;
В процессе ручного труда необходимо предусмотреть усложнение предлагаемой детям работы;
В изготовлении поделок должен принимать участие каждый ребенок;
Используемые воспитателем педагогические приемы помогают детям осознать необходимость и значимость работы и выполнять ее с желанием;
При выполнении детьми работы следует предусмотреть место и роль воспитателя в зависимости от степени овладения детьми различных навыков, а также их самостоятельности в организации, планировании и осуществлении трудового процесса.
Следующий раздел «Работа с использованным
материалом». Совместная деятельность всегда доставляет
детям радость и удовлетворение. Целью
обучения детей ручному труду являются
изготовления предметов, имеющих значение
для самого ребенка, его сверстников, близких
людей. Например, дети на занятиях делают
игрушку – домик. Они впервые приобретают
определенные умения, получают новые знания.
Педагог предлагает сделать домики и подарить
их малышам. Все его приемы направлены
не на поддержания данного общественного
мотива, а на реализацию главной цели занятия
– сформировать навыки изготовления поделки.
На занятии и вне занятий педагог формирует
общие способы создания поделки по образцу,
чертежу, выкройке. Для этого ставит перед
детьми задачу «научиться рассматривать
поделку, читать чертеж, делать выкройку».
Правильно организованное обследование
образцов помогает детям овладеть обобщенным
способам анализа – умение определять
в предмете его основные части, устанавливать
их пространственное расположение, выделять
детали. Это необходимо при выполнении
поделок из бумаги, соломки, засушенных
растений. Усвоив последовательность
рассматривания образцов, дети могут придерживаться
выработанного умения, особенно если педагог
на занятии подчеркивает значимость анализа
(рассматривание) «научитесь рассматривать
и тогда вы сами сумеете рассмотреть игрушку
(картинку), которую вы захотите сделать
в уголке труда».
Чтобы выдвигаемые задачи
становились для детей значимыми,
воспитатель раскрывает «ближайшие
перспективы» - практическое применение полученных
знаний и умений. С этой целью в ходе занятий
педагог показывает рисунки или образцы
разных поделок, которые можно выполнить
в свободное время, а после занятия помещает
наглядный материал в уголке ручного труда.
Например: «сегодня вы сделали красивую
куколку – говорит воспитатель, - научитесь
рассматривать схему. А теперь вы сами
сможете сделать и другие предметы. Смотрите
сколько разных игрушек можно сделать.
(Выставляет рисунки поделок, требующих
подобного способа работы).
Совершенствование трудового
воспитания дошкольников в детском
саду формирует у детей положительное
отношение к труду: обучаются
трудовым навыкам, формируются знания
о труде, организации трудовой деятельности.
Овладение трудовыми навыками поднимает трудовую деятельность на более
высокую ступень развития, что позволяет
ребенку ставить и достигать цель. Трудовое
обучение и трудовое воспитание в детском
саду необходимо решать в тесной взаимосвязи.
От одной возрастной группы к другой усложняется
содержание различных видов навыков: формируются
продуктивные действия, навыки планирования,
организации «рабочего места» самоконтроля
в процессе деятельности, поиска наиболее
рациональных приемов работы, бережного
отношения к материалам. Большое место
в трудовом воспитании имеет моральная
сторона труда дошкольника: значимость
его труда, бережное отношение к результатам
труда, орудиям, материалам, заботливое
отношение к природе. В художественной
литературе дети знакомятся с трудом взрослых,
с красотой родной природы, с сезонными
изменениями в природе. Ознакомление детей
с трудом взрослых осуществляется в разных
формах: не только нужны наблюдения за
трудом или чтение рассказов о труде, но
и организация совместной деятельности
со взрослыми. Детям импонирует роль помощника
взрослого, но основной смысл такой организации
– непосредственное общение с тружеником,
во время которого ребенок «заражается»
трудовым энтузиазмом, подражает действиям
взрослых. Эффективность воспитания положительного
отношения к труду зависит от проявления
интереса к деятельности. Это является
одним из условий, обеспечивающим включение
детей в труд, успешное выполнение заданий
педагога. На характер деятельности детей,
их инициативу, активность, творчество
влияют познавательная направленность
интереса, его эмоциональная окраска.
Значительное место в обучении детей ручному
труду отводится вопросу положительных
взаимоотношений между детьми, особенно
выполнение коллективных работ. У дошкольников
формируются навыки взаимопомощи, способы
согласования действий, сотрудничество
на основе организации трудовой деятельности.
Накапливается положительный опыт участия
в коллективной трудовой деятельности.
Навыки ручного труда формируются у детей
как на занятиях, так и вне занятий, во
время самостоятельной деятельности.
Так воспитатель нацеливает детей на самостоятельный
труд, подводя итоги задания, подчеркивая
значимость ручного труда, и вызывает
к нему интерес.
Оценка детской деятельности осуществляется
с позиции успешности решения поставленных
задач: Что получилось хорошо и почему,
чему еще следует научиться, в чем причина
неудачи. Содержание оценки зависит от
конкретно поставленной задачи. Постепенно
усложняя содержание занятий, активизируя
детский опыт, воспитатель формирует познавательный
интерес как мотив учебной деятельности.
Применяя в ручном труде полученные знания
и умения, дети осознают их значение в
практической деятельности. Важно позаботиться
о том, чтобы в уголке труда были необходимые
материалы для поделок (солома, засушенные
растения, разные виды нитей, веревок,
шпагатов, бумага, картон, клей, кисти).
Для отделки изделий пригодятся деревянные
бусы, металлические, пластмассовые и
деревянные кольца, брошки, шары, палочки.
Простор для творчества неограничен.
Работа с
природным материалом. Флористика – это искусство комбинирования
засушенных растений для создания картин
и панно. В процессе работы с природным
материалом формируется основа эстетического
отношения к природе. Искусство флористики
доступно практически каждому. Посмотрите
на малышей: как они любознательны и как
нестандартно, эмоционально воспринимают
окружающий мир! Их игры – это созидание,
творческий поиск. Берутся за любое дело
и верят: оно им по плечу! Стараются все
сделать красиво.
Флористика старинный вид декоративно-прикладн го
искусства; он подразумевает использование
только природных материалов: цветов,
листьев, корней, ягод, семян, для создания
натюрмортов, пейзажей, орнаментов, композиций.
Помимо цвета она дает интересную фактуру:
ворсистость, рубчатость и т. д.
Задача флористических занятий в детском саду заключается
в том, чтобы научить детей внимательно
всматриваться в природные формы, подмечать
их своеобразие и находить в этом определенный
смысл, восхищаться их целесообразностью,
гармоничностью, упорядоченностью устройства
и красотой.
«Природа полна волшебных тайн» - это главное,
что дети должны осознать на занятиях
по ручному труду.
Работа по флористике
начинается с замысла. Его сначала
нужно воспроизвести на бумаге, т.
е. сделать эскиз, потом приступить
к созданию композиции из природного материала. Чтобы наилучшим
образом выразить свою идею, необходимо
использовать весь арсенал выразительных
средств: тщательно подобрать материал,
соответствующим образом разложить его,
учитывая цвет, форму, контраст.
Составление композиции – творческий процесс. Важно научиться
ассоциативно воспринимать засушенный
материал, видеть в нем образы. У флориста,
работающего с растительным материалом
и владеющего знаниями о растениях, может
возникнуть множество ассоциаций, способных
дать неожиданное, свежее направление
всему творческому процессу. Каждое из
растений, даже самое незаметное, имеет
свои неповторимые особенности и этому
необходимо учить детей.
Эстетическое отношение
к природе появляется тогда, когда
любуешься ее красотой. Детям для
работы нужно приготовить: мелкие кисточки
вишни, семена тыквы, подсолнечника, дыни,
арбуза, кабачков, огурца, перца, яблок,
груши, винограда, чечевицы; чешуйки шишек;
мелкие семена трав и растений (например,
мака, проса и т. д.). В работу пойдут крупы.
Работа с семенами полезна для развития
мелкой моторики пальцев рук. В работе
по флористике используются, кроме семян,
засушенные цветы, листья, стебли разных
растений. Используются пластилин и клей
ПВА для лучшего крепления природного
материала. Фон выполняется из бумаги,
обоев или ткани, наклеенных на картон
либо другой, пригодный для этой цели материал.
Работы можно покрыть прозрачным мебельным
лаком, это придаст им долговечность и
более эстетичный вид, станет хорошим
подарком, украсит интерьер комнаты. Занятия
по ручному труду требует от воспитателя
серьезной подготовки. Необходимо иметь
широкие знания о родном крае. На занятиях
по ручному труду детям даются знания
из области ботаники, природоведения,
истории, изобразительному искусству.
В основу работы воспитателя должен быть положен ряд методических условий:
Содержательная связь истории декоративно-прикладн го искусства с художественно-творчес ой деятельностью и выходом на многовариантность исполнения творческих заданий;
«Эмоциональная методика» подачи духовно-эстетическог содержания в работе с детьми, способствующая развитию увлеченности и познавательного интереса;
Использование коллективных форм художественно-творчес ой деятельности;
Включение в художественно-творчес ую деятельность дошкольников работ с различными материалами, что имеет огромное значение, как в воспитательном отношении, так и в плане закрепления навыков работы с разными материалами, а также в развитии художественного вкуса;
Участие детей в возрождении забытых, казалось бы, безвозвратно ушедших в прошлое, видов народного декоративно-прикладн го творчества.
П. П. Блонский [6,5] рекомендовал организовывать трудовое,
воспитание с учетом характерных черт
труда в каждый возрастной период. Для
дошкольника он считал необходимым уделять
основное внимание простым занятиям по
ручному труду и элементарным трудовым
занятиям по уходу за животными и растениями.
В старшем дошкольном возрасте ребенок
уже ощущает потребность в труде. Трудовые
занятия в этом возрасте являются прекрасным
средством развития произвольного внимания,
могут стать источником знаний о свойствах
материалов и биологических знаний, а
также ряда практических умений. Труд
дисциплинирует ребенка и делает его более
организованным. В занятиях по ручному
труду развивается мускулатура кисти,
в частности пальцев, что очень важно для
подготовки к школьному обучению. Однако,
предупреждал П. П. Блонский, свою положительную
роль труд играет лишь при соблюдении
определенных условий. Он должен соответствовать
возрастным возможностям ребенка, не должен
содержать ничего наносящего вред его
здоровью, умственному развитию и характерному
для дошкольника стремлению к игре. В дошкольном
возрасте ребенок еще не способен к длительному
усилию и достижению далеких целей. Поэтому
цели, которые ставятся перед его трудовой
деятельностью, могут быть только простыми,
вполне понятными и способными увлечь
его, к тому же посильными и близкими. И
главное, что подчеркивал П. П. Блонский,
при организации трудового воспитания
на всех ступенях необходимо, чтобы труд
ребенка был подчинен воспитательным
задачам; нельзя занимать ребенка трудом,
не имеющим воспитательного и образовательного
значения.
С любовью и большим педагогическим тактом
осуществляют трудовое воспитание. Воспитатели
помогают каждому ребенку осознать жизненную
необходимость и полезность своего труда
для окружающих, вызвать стремление трудиться
и интерес к трудовой деятельности, желание
принять участие в общей работе.
Художественное творчество с использованием
природных материалов — один из путей
приобщения к труду. В желуде, в шишке,
в причудливых ветвях таятся образы сказочных
героев, вот почему дети любят работу с
природным материалом. Воспитатели детских
садов через ручной труд с природным материалом
вводят детей в мир удивительных выдумок
и находок.
Большое воспитательное значение имеет
коллективный труд, ибо в ходе его дети
переживают радость сотрудничества, у
них воспитываются требовательность к
себе и чувство ответственности за выполняемую
работу, чувство товарищества, вырабатывается
умение работать сообща.) Нет необходимости
доказывать, какую роль в трудовом воспитании
маленьких детей играет пример самого
воспитателя. Они любят тех воспитателей,
у которых, образно говоря, «золотые руки».
Они искренне радуются, когда в руках воспитателя
из бумаги, природного материала рождается
интересная игрушка.
Деятельность взрослых
служит детям образцом для подражания,
подтверждением чего являются их игры.
И наконец, важным условием в трудовом
воспитании является знание особенностей
семейного воспитания (см. приложение № 7, с.69). Воспитатели
должны хорошо знать, как организована
трудовая деятельность их воспитанников
в семье, оказывать родителям соответствующую
помощь. Следует постоянно помнить, что
только в тесном содружестве с семьей
можно успешно решать задачу воспитания
детей на первой, дошкольной ступени.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Характеристика базы
исследования
Исследование проводилось на базе муниципального
дошкольного образовательного учреждения
детского сада комбинированного вида
№41 «Радость» г. Сухой Лог. Детский сад
работает по программе «От рождения до
школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой. А так же использует парциальные
программы - И.А.Лыкова, Куцакова Л.В. и
др. На этапах исследования было охвачено
22 ребёнка старшей группы, 22 родителя.
Работа осуществлялось
в три этапа:
Первый этап (2009-2010 гг.) - изучение и анализ психолого-педагогиче кой
и методической литературы, постановка
проблемы, цели, определение задач. Второй
этап (2010 - 2011г.) — разработка и проведение
педагогического исследования, включавшего
констатирующий, формирующий этапы;
Третий этап (2011гг.) - контрольный этап: анализ полученных
результатов.
Наиболее существенные
результаты, полученные нами, состоят
в том, что:
• дано определение понятия творческих способностей в ручном
труде старших дошкольников;
• разработаны формы, методическое обеспечение развития
творческих способностей старших дошкольников
в ручном труде;
• определены особенности мотивационного,
когнитивного и практико-ориентирова ного
компонентов творческих способностей
в ручном труде у детей старшего дошкольного
возраста, предложено содержание педагогической
работы по их реализации.
• спроектирована и апробирована система творческих заданий
по развитию творческих способностей
у старших дошкольников.
Практическая значимость
исследования:
• подобраны и экспериментально апробированы
методики, позволяющие значительно повысить
уровень развития творческих способностей
у детей 5-6 лет в ручном труде в условиях
ДОУ;
• подготовлен план работы с родителями по развитию творческих
способностей старших дошкольников в
ручном труде (приложение № 7-10, с.69-76);
• результаты исследования
могут быть использованы в практической деятельности работников ДОУ.
2.2. Результаты
входной диагностики
Диагностика показателей уровня развития
творческих проявлений (авторы Бабаева
Т.И., Гогобидзе А.Г и др.) [1,318].
Цель: определение уровня творческих проявлений
у детей.
Детей наблюдали на занятиях. Ребёнку индивидуально предложили сделать
игрушку из предложенных материалов (бумаги,
природного или использованного материалов)
в подарок малышам. Можно самому придумать
игрушку или использовать предложенные
образцы. Педагог раскладывает на столе
5 игрушек сделанных из различных материалов,
соответствующие этим поделкам пооперационные
схемы, наглядно представляющие способ
изготовления в его последовательности.
Для проведения диагностики важно обеспечить
широкий выбор материалов и инструментов
для работы.
Наблюдение осуществлялось
по следующим критериям:
Активность (интенсивность действий во время деятельности)
Самостоятельность (выполнение действий, решение каких либо задач своими силами, без привлечения помощи взрослых или сверстников)
Инициативность (внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком либо действии)
Оригинальность (поведение, идеи, действия которые отличаются на общем фоне группы)
Упорство в достижении результатов (настойчивость в решении задач различного рода)
Любознательность (активность направленная на познание окружающего мира, вопросы «почему?» «что?» «как?»
Качество продуктов деятельности (показатели по содержанию и форме продуктов деятельности)
Сведения, полученные в ходе наблюдения за детьми,
зафиксированы в приложении №1, с.51.
Характеристика
уровней
Высокий уровень – дальний перенос, раскрыты комбинаторные
умения, ребёнок творчески активен, самостоятелен,
инициативен, быстрое осмысление задания,
точное выразительное его выполнение
без помощи взрослых, ярко выраженная
эмоциональность.
Средний уровень – высокая самостоятельность в деятельности
репродуктивного характера, качество
результата высокое, но без элементов
новизны, ребёнок затрудняется в реализации
творческого замысла. Требуется помощь
взрослого, дополнительное объяснение,
показ, повтор.
Низкий уровень – беспомощность во всех компонентах
трудового процесса, отказ от деятельности,
не активен, равнодушен; спокойно, без
интереса относится к творческой деятельности.
Необходимость прямой помощи взрослого,
результат труда низкого качества.
По результатам входной диагностики 22 детей
5-6 лет (см. приложение №1, с. 51):
Высокий уровень – 2 ребёнка, что составляет 9,09%
Средний уровень – 18 детей, что составляет 81,81%
Низкий уровень - 2 ребёнка,
что составляет 9,09%
По данным диагностики была выявлена
проблема – недостаточный уровень развития
творческих способностей у детей с диагнозами
Задержка речевого развития (ЗРР), Задержка
моторного развития (ЗМР), Общее недоразвитие
речи (ОНР).
Таблица 1
План индивидуальной
работы с детьми с высоким
уровнем развития творческих способностей Таблица 2
2.3. Проектирование
условий по развитию творческих
способностей
Перспективный
план занятий по ручному труду
Чтобы обеспечить работу
по развитию творческих способностей, необходимо использовать в работе следующие
методы:
Наглядные – рассматривание иллюстраций, плакатов, наблюдение, посещение выставок в ДОУ;
Словесные – чтение художественной литературы, заучивание стихов и отгадывание загадок, рассказ воспитателя из личного опыта, сочинительство коротких сказок, историй;
Практические – упражнения, элементарные опыты,
экспериментирование моделирование,
труд;
Игровые – наличие воображаемой ситуации, игровой персонаж, игры -
забавы, игры - занятия.
Таблица 3
План работы был составлен
с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
За основу была использована программа
«Конструирование и художественный труд
в детском саду» Куцакова Л.В., и парциальные
программы Лыкова И.А. «Цветные ладошки»,
Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать
из природного материала», Риттерхофф
А. «Посмотри что я умею», Милан К. «Удивительные
прищепки» - это дало возможность разнообразить
программный материал, познакомить детей
с различными техниками, мотивировать
детей на создание новых персонажей из
подручных материалов, обогатить знания
воспитанников об окружающих предметах.
Стимулировать познавательную активность,
творчество и воображение.
2.4. Апробация
занятий
Для организации работы по программе
нами был составлен план работы по ручному
труду.
Формы работы
1. Групповые
занятия. Занятия проводятся один раз в две недели.
Время проведения занятий 25 - 30 минут.
Принципы проведения
занятий.
Наглядность в обучении
– осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – занятие
составлено с учетом возрастных особенностей,
построенного по принципу дидактики (от
простого к сложному)
Проблемность – направленные
на поиск разрешения проблемных ситуаций.
Развивающий и воспитательный
характер обучения - на расширение кругозора,
на развитие познавательных процессов.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части
– установить контакт с детьми,
настроить детей на совместную работу.
Основные процедуры
работы – чтение сказок, рассказов,
стихов. Игры « Бегал заяц по болоту», «Сидит белка на тележке»,
«А каток, каток, каток», «Дует ветер нам
в лицо» и.т. д
Часть 2. Продуктивная
В нее входит художественное
слово, объяснение материала, рассматривание
иллюстраций, показ воспитателя, направленный на активизацию
творческих способностей детей.
Игры на развитие воображения и памяти, использование
в своей работе природного и бросового
материала.
Часть 3. Завершающая
Цель занятия –
получение знаний о новых материалах, о их свойствах и
способах соединения. А так же получение
ребенком положительных эмоций. На практических
занятиях по ручному труду организуются
выставки детских работ.
2. Индивидуальная
работа
Индивидуальные занятия с детьми по развитию мелкой моторики
руки, творчества, внимания (см. стр. 28 –
таблица 1)
3. Работа
с родителями
Анкетирование
Консультации для родителей.
Родительские собрания.
Привлечение родителей к изготовлению поделок и атрибутов.
Совместные выставки.
План взаимодействия
с родителями (приложение № 6-9 с.59) Таблица 4
Методические
приемы
Беседы – проводятся
с целью освоения нового материала.
Подвижные игры – организуются
для раскрепощения и отдыха детей на занятии.
Словесные, настольно-печатные
игры – организуются как форма
занятия.
Экскурсии – проводятся
с целью обогащения духовного
мира ребенка.
Викторины – проводятся
с целью закрепления пройденного
материала.
Работа с семьей – проводится с целью привлечения родителей
к совместной творческой деятельности,
участие в экскурсиях, развлечениях, праздниках
Изготовление поделок из различных материалов – проводится
с целью развития творческих способностей,
воображения, памяти.
Центр детского творчества
Оснащён контейнерами с различными материалами:
шишки, перья, пенопластовые шарики, пробки,
коробочки, бусины, крупы и т. д. Весь материал
доступен для детей.
Краски, кисти, фломастеры,
пастель.
Здесь размещены детские рисунки, связанные
с темой занятия, поделки, творческие работы
сделанные детьми и совместно с родителями.
Предметно-развивающая среда
Способствовать развитию
речи как средства общения. Давать детям
разнообразные поручения, которые позволят им общаться
со сверстниками и взрослыми посредством
речи. Предлагать для самостоятельного
рассматривания картинки, книжки, игрушки,
предметы в качестве наглядного материала
для общения детей друг с другом и с воспитателем.
Доступно и эмоционально
рассказывать детям об этих предметах,
а также об интересных фактах и
событиях (например, о повадках и хитростях домашних
животных).
Приучать детей внимательно
слушать и слышать рассказ
воспитателя.
Формирование словаря
На основе расширения ориентировки детей в ближайшем
окружении развивать понимание речи и
активизировать словарь.
Учить детей по словесному
указанию педагога находить предметы
по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья»,
«Возьми красный карандаш», «Спой песенку
маленькому медвежонку»); назвать их местоположение
(«Грибок на верхней полочке, высоко»,
«Стоят рядом»); имитировать действия
людей и движения животных («Покажи, как
поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Начало технического моделирования, проявляется
уже в дошкольном возрасте. Оно выражается
и в содержании, и в организации процесса
обучения, когда все необходимые знания
и умения дети получают непосредственно
в практической творческой деятельности.
В каждодневной окружающей нас жизни “творчество”
- есть необходимое условие существования.
Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает
колоссальными возможностями развития
способностей по всем видам человеческой
деятельности. Но эти возможности не остаются
неизменными и с возрастом постепенно
угасают, слабеют. Чем старше становится
человек, тем труднее развить его способности.
Творческие способности могут развиваться
только в творческой деятельности. Способности
не могут созреть сами по себе, их формирование
происходит благодаря закреплению того
нового, что несет с собой жизненный опыт.
И чем раньше этот опыт коснется ребенка,
тем лучше для успешного развития творческого
начала.
Для детей возможность
раскрытия своего творческого потенциала,
своего внутреннего мира, самореализации
происходит в дополнительном образовании, в творческих
мастерских и объединениях. Творчество
здесь является основой и фундаментом
каждой формирующейся личности.
Это является главной
целью и нашей профессиональной деятельности. Чтобы
стимулировать творческую активность
детей, необходимы специальные условия,
которые можно создать на занятии путем
расширения видов и форм работы детей.
2.5. Результаты
итоговой диагностики
Для того чтобы эффективно
развивать творческие способности необходимо знать особенности их развития.
По результатам диагностики были получены
данные об уровнях развития творчества
у детей (см. приложение №1-2.с.51-54).
Следует обратить внимание
на владение элементами культуры труда:
экономное расходование материала,
умение поддерживать порядок на рабочем месте, уборка рабочего места после
окончания работы и т.п.
Высокий уровень
– 11 детей, что составляет 50%
Средний уровень
– 11 детей, что составляет 50%
Низкий уровень
– нет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предварительное изучение
проблемы показало, что в теории
и практике дошкольного образования
имеет место явная недооценка
возможностей ручного труда в
творческом развитии ребенка. Зачастую
работа по формированию у дошкольников
знаний, умений и навыков, необходимых им для самореализации
в творческой трудовой деятельности, носит
формальный, эпизодический характер.
Проведённое нами исследование
подтвердило актуальность данной темы.
Развитие творческих способностей детей зависит от характера деятельности.
Следует подчеркнуть, что плодотворное
освоение опыта происходит лишь при условии
соответственной активности ребёнка в
процессе трудовой деятельности. Если
мы не учитываем активный характер приобретения
опыта, то самые совершенные методические
приёмы обучения ручному труду и управления
им, не достигают своей практической цели.
Проанализировав методическую
и психолого-педагогиче кую литературу
можно констатировать, что становление
и развитие способностей – это
тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее
будет идти развитие. Что же касается нужного
эмоционального настроя, то он имеет большое
значение в творческой деятельности детей
5-6 лет. Если ребёнок в деятельности
пережил положительные эмоции, ему
захочется вернуться к ней ещё не один
раз. Поддержание интереса к творческой
деятельности через стимулирующую мотивацию
означает превращение цели соответствующей
деятельности в актуальную потребность
ребёнка. Старший возраст является
сензитивным периодом для развития творческих
способностей у детей.
Совместное творчество
ребёнка и взрослого – одна
из возможностей осуществления гуманистической
педагогики в детском саду и в
семье. Эмоционально насыщенное общение
на основе сотрудничества, а не указаний,
побуждает к диалогу, позволяет нам наблюдать за
действиями ребёнка, оценивать его навыки,
ненавязчиво корректировать работу, как
в сфере умений, так и в поиске творческих
находок.
На втором этапе исследования
изучался уровень сформированности способностей как способа решения самостоятельных
творческих задач на начало и конец исследования.
(См. приложение №1-2 С. 51-54). Проводилась
апробация представленного нами перспективного
плана развития творческих способностей
детей 5-6 лет в процессе ручного труда.
Для достижения цели и решения поставленных задач
в своей работе мы использовали разнообразные
материалы (поролон, бисер, прищепки и
т.д.) с учетом динамики их усложнения.
Методы проблемно-поисковые, игровые,
экспериментирование а так же не оставляли
без внимания такой важный этап трудовой
деятельности, как анализ выполненных
дошкольниками работ. Был разработан и
реализован план индивидуальной работы
для детей, как с недостаточным уровнем,
так и с опережением в развитии (с. 30-31),
что дало возможность повысить творческую
активность детей и самооценку.
У дошкольников сформировались обобщенные
способы творческой деятельности, они
не бояться включиться в выполнение поделок
по замыслу, сделать «не так, как у педагога»,
«ошибиться».
В исследовании показано,
что существует реальная возможность повышения
результативности работы по развитию
творческих способностей дошкольников
в ручном труде. Это подтверждается тем,
что большинство детей после реализации
плана работы (поэтапного формирования
мотивационного, когнитивного и практико-ориентирова ного
компонентов творческой активности) перешли
на средний и высокий уровни сформированности
творческой активности в ручном труде.
Обобщая основные итоги
опытно – практической работы, можно констатировать, что проведенное
исследование подтвердило правомерность
положений, лежащих в основе гипотезы,
творческих способностей у детей 5-6 лет
развиваются наиболее эффективно в процессе
ручного труда.
Полученные результаты
исследования позволили сделать
следующие выводы:
1. Анализ психолого-педагогической и методической
литературы позволил выявить неоднозначность
критериев и отсутствие научно обоснованных
подходов к педагогическим условиям формирования
у старших дошкольников творческих способностей
в ручном труде.
2. При изучении творческих способностей
в ручном труде и психологических особенностей
детей 5-6 лет, воспитывающихся в ДОУ,
выявлено три уровня сформированности
способностей как способа решения самостоятельных
творческих задач. Два ребёнка имели низкий
(подражательно-исполнительский) уровень:
неустойчивый познавательный интерес
к занятиям ручным трудом, фрагментарность
усвоенных знаний и умений творческой
деятельности. Большая часть детей находится
на среднем (инициативно-исполни ельском)
уровне. Они проявляют интерес к творческому
ручному труду, но стремятся к совместной
деятельности со взрослым, реже со сверстниками.
И два ребёнка имели высокий уровень, что
говорит о творческой активности, самостоятельности,
инициативности, быстром осмыслении задания,
точном выразительном его выполнении
без помощи взрослых, ярко выраженной
эмоциональности.
3. Результаты анкетирования родителей показали, что мало кто знает
о ручном труде, и о его возможностях в
развитии ребёнка. Так же они готовы оказывать
посильную помощь в организации выставок
и изготовлении поделок.
4. Разработанный план занятий по развитию творческих способностей
в процессе ручного труда предусматривает
реализацию следующих педагогических
условий:
обучение ручному труду на основе структурирования мотивационного, когнитивного и практико-ориентирова ного компонентов творческой активности;
предоставление ребенку свободы в выборе рабочего места, темы работы, материалов и инструментов для воплощения замысла, способов соединения деталей, отделки изделия, возможности обратиться за помощью к педагогу (или сверстнику);
постепенное нарастание элементов самостоятельности, инициативы, свободы выбора, оригинальности, независимости;
использование методов развития творческой активности старших дошкольников в ручном труде с проблемно-поисковой и прогностической направленностью.
По результатам проведённой
диагностики можно утверждать, что
цель достигнута, поставленные задачи
выполнены.
Данная работа апробирована
и может быть использована педагогами
практиками своей деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бабаева Т.И., Гогобидзе А.Г. Мониторинг в детском
саду. Научно-методическое пособие. –
С.П. Издательство «Детство-ПРЕСС», 2011.
2.Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика.
М.: ТЦ Сфера,2007.
3.Болотина Л. Р., Комарова Т.С., Баранов
С. П. Дошкольная педагогика. - М.: Академия,
1998.
4.Борытко Н.М. Педагогика
М.: Издательский центр «Академия»,
2007
5.Выготский Л. С. Воображение и творчество
в детском возрасте. Изд. 2-е, М.,1957.
6.Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать
из природного материала. – М. Просвещение
1991.
7.Гульянц Э.К., Широкова Г.А., Базик И.Я.
Поделки из природных материалов в детском
саду. – Издательский центр «МарТ». М –
Ростов-на-Дону. 2007.
8.Жуковская Р. И. Развитие интересов детей
в творческих играх // Дошкольное воспитание.
– 1988. - №10.
9.Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников
творчество (конспекты занятий рисованием,
лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей
детского сада. – М.: Просвещение.
10.Комарова Т.С., Антонов А.В., Зацепина
М.Б. Программа эстетического воспитания
дошкольников . издание 3-е. педагогическое
общество России. М. 2005.
11.Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок
– дошкольник: к диагностике творческих
способностей // Дошкольное воспитание.
– 1995. - №9.
12.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный
труд в детском саду: Программа и конспекты
занятий. - М. Т.Ц. Сфера.2008.
13.Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание
в детском саду: для работы с детьми 3-7
лет: [методическое пособие]. – М.: Мозаика-Синтез,
2007.
14.Лыкова И.А. Художественный труд в детском
саду. Экопластика. Аранжировки и скульптуры
из природного материала. Методическое
пособие. Изд. «КАРАПУЗ» М. 2008.
15.Методические рекомендации
к «программе воспитания и
обучения в детском саду» / Сост. Русакова Л.В. - М. Просвещение,
1986.
16.Методические рекомендации
к « Программе воспитания и
обучения в детском саду». / Под
ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
– 3-е изд., исп. и доп. –
М.: «Мозаика – Синтез», 2008
17.Милан К. Удивительные прищепки. Книга
для досуга. Изд. «Урал Л.Т.Д.» 2004.
18.Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Взаимодействие
взрослых с детьми в игре.// Дошкольное
воспитание. – 1993. - №4. - С.18-23.
19.Мухина В.С. Психология
дошкольника. – М.: Просвещение, 1975
20.Немов Р.С. Психология, книга 2. - М.
Просвещение, 1995.
21.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного
образования / Под ред.Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,20 0.
22.Программа воспитания и обучения в детском
саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.
Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика
– Синтез, 2009
23.Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. – Исследователь
игры детей дошкольного возраста.//Дошкольное
воспитание. - 1995. - №12.
24.Риттерхофф А. Посмотрите, что я умею.
Изд. АКРИМ. 2004.
25.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.
Изд. 2-е. – М, 1986.
26.Савенков Л. И. Детская одаренность в
познавательной сфере.//Дошк. восп. - 1998.
- №5-6.
27.Урунтаева Г. А. Психология дошкольника.
Хрестоматия. М. Академия 1997.
28.Федеральные государственные требования
от 23 ноября 2009.
29.Фролова А.Н. Дошкольная педагогика :
конспект лекций /Ростов н/Д : Феникс, 2009.
Приложение № 3
Конспект занятия
по ручному труду в старшей
группе «Новогодняя игрушка из прищепки».
Цель: изготовление новогодних игрушек из
прищепки на групповую елочку
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Учить детей мастерить игрушку из прищепки, использовать её для украшения новогодней ёлки.
Закреплять у детей полученные ранее навыки работы с бумагой, клеем, ножницами.
2. Украсить их по своему желанию.
Развивающие задачи:
1.Развивать чувство формы, цвета и композиции.
2.Развивать творческое воображение, художественный
вкус, творческую инициативу.
3. Формировать эстетическое отношение
к интерьеру.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать уверенность, самостоятельность.
2. Воспитывать стремление доставлять
радость окружающим, изготавливая подарки своими руками.
3. Учить детей договариваться в процессе
труда, воспитывать стремление помочь
товарищам.
4. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Предварительная работа:
Беседы о предстоящем новогоднем празднике, рассматривание
новогодних игрушек, подготовка декора
для бумажных игрушек (вырезание снежинок
из фантиков и фольги). Оформление большой
картонной коробки для сбора и хранения
новогодних игрушек - самоделок. Рассматривание
новогодних открыток, составление коллекции
новогодних поздравительных открыток.
Словарная работа: шаблон, объемная.
Материалы, инструменты, оборудование:
Цветная бумага; картон;
шаблоны геометрических форм, вырезанные
из картона; ножницы; тесьма для изготовления петелек; клей; кисточки для клея; гуашевые
краски; баночки с водой; салфетки бумажные
и матерчатые.
Приложение № 4
Занятие на тему: «Семья веселых ежей».
Программное
содержание: Познакомить с приемом резанья засушенного
листа по прямой, упражнять в использовании
этого приема флористики для создания
более выразительного изображения предметов.
Закрепить умения в создании аппликации
из сухих листьев. Развивать мелкую мускулатуру
руки, воспитывать интерес к работе с природным
материалом.
Материал: листья ольхи, рябины среди засушенных
листьев других деревьев, фон, клей ПВА,
образцы, письмо.
Ход
занятия: 1.Игровой прием: к детям пришла ежиха и сказала, что ее
семье пришло письмо, а она никак не может
собрать своих детей ежат, которые играют
в волшебном лесу. В-ль предлагает детям
изобразить маленьких ежат, но таких, которые
бы были похожи на свою маму.
2. Анализ образца:
-Из какого материала,
сделана ежиха? ( из засушенных листьев).
-Какие листья потребуются
для туловища и для лапок
ежа?
-Из скольких листьев
сделаны голова и туловище? (из одного)
-Сколько лапок
у ежихи?(четыре)
-Почему на картинке
видны только две лапки?
-Какая спинка у
ежа? (колючая, неровная)
-Почему? (' на спине иголки) Какой животик? (гладкий)
-Что надо сделать,
чтобы у листочка одна сторона
была прямая , другая осталась с зубчиками? (разрезать
листок)
-Правильно, почему
резать надо осторожно?(хрупкий)
(показ приема резанья)
-Для каких деталей
еще надо разрезать листья? ( для лапок)
3. Выполнение аппликации
детьми.
-С чего начнете
работу? ( подбор листьев)
-Что будите делать дальше, (разрезать)
-Что наклеите в
первую очередь? ( туловище)
-Почему надо располагать
этот листок в центре фона. ( снизу надо приклеить лапки)
-Что надо сделать,
чтобы было ясно, что ежата
гуляли в лесу? ( наклеить деревья)
4. Анализ работ.
- Подумайте, какие получились ежата? (забавные,
веселые, озорные...) Почему вы так думаете?
Послушайте, что говорится в письме, которое
получила семья ежей? ( приглашение в зоопарк
на день рождение слоненка).
Приложение № 5
Игры на развитие мелкой моторики
Очень важной частью работы
по развитию мелкой моторики являются
"пальчиковые игры". Игры эти
очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют
развитию речи, творческой деятельности.
"Пальчиковые игры" как бы отображают
реальность окружающего мира - предметы,
животных, людей, их деятельность, явления
природы. В ходе "пальчиковых игр"
дети, повторяя движения взрослых, активизируют
моторику рук. Тем самым вырабатывается
ловкость, умение управлять своими движениями,
концентрировать внимание на одном виде
деятельности.
"Пальчиковые игры"
- это инсценировка каких-либо
рифмованных историй, сказок при
помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук,
что даёт возможность детям ориентироваться
в понятиях "вправо", "влево",
"вверх", "вниз" и т. д.
Старшие дошкольники могут играть в эти игры,
используя несколько событий, сменяющих
друг друга, детям можно предложить оформить
игры разнообразным реквизитом - мелкими
предметами, домиками, шариками, кубиками
и т. д.
1. Игры-манипуляции
"Пальчик-мальч к, где
ты был?", "Мы делили апельсин",
"Этот пальчик хочет спать",
"Этот пальчик - дедушка", "Раз,
два, три, четыре, кто живет вмоей квартире", "Пальчики пошли
гулять" — ребенок поочередно загибает
каждый пальчик. Эти упражнения он может
выполнять самостоятельно или с помощью
взрослого. Они развивают воображение:
в каждом пальчике ребенок видит тот или
иной образ.
2. Сюжетные пальчиковые упражнения
"Пальчики здороваются"
- подушечки пальцев соприкасаются
с большим пальцем (правой, левой
руки, двух одновременно).
"Распускается цветок"
- из сжатого кулака поочередно
"появляются&qu t; пальцы.
"Грабли" - ладони
на себя, пальцы переплетаются между собой.
"Елка" — ладони
от себя, пальцы в "замок"
(ладони под углом друг к
другу). Пальцы выставляются вперед,
локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся
также упражнения, которые позволяют
детям изображать предметы транспорта
и мебели, диких и домашних животных, птиц,
насекомых, деревья.
3. Пальчиковые
упражнения в сочетании со
звуковой гимнастикой
Ребенок может поочередно
соединять пальцы каждой руки друг
с другом, или выпрямлять по очереди
каждый палец, или сжимать пальцы
в кулак и разжимать и в это время произносить
звуки: б-п; т-д; к-г.
Этот пальчик хочет
спать,
Этот пальчик прыг
в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти
пора!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький
дубок!
Мы живем в одном
краю -
Я вас всех приветствую
(пальцами правой руки по очереди "здороваться&qu t;
с пальцами левой руки, похлопывая
их кончиками).
На двери висит замок
(ритмичные соединения пальцев рук в замок),
Кто открыть его бы
смог?
Потянули (руки тянутся
в стороны),
Покрутили (круговые движения
пальцев от себя),
Постучали (основания
ладоней стучат друг о друга)
И открыли (разомкнули пальцы).
Ну-ка, братцы, за работу
(поочередно разгибать пальцы, начиная с большого).
Покажи свою охоту;
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни
петь,
Песни петь да плясать (энергично
шевелить всеми пальцами),
Наших деток забавлять.
4. Пальчиковые
кинезиологические упражнения ("гимнастика
мозга")
Предложены
И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью
таких упражнений компенсируется работа
левого полушария. Их выполнение требует
от ребенка внимания, сосредоточенности.
"Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя
в кольцо с большим пальцем последовательно
указательный, средний и т.д.
"Кулак - ребро - ладонь"
— последовательно менять три
положения: сжатая в кулак ладонь,
ладонь ребром на плоскости
стола, ладонь на плоскости
стола (сначала правой рукой, потом левой,
затем двумя руками вместе).
"Ухо-нос" - левой
рукой взяться за кончик носа,
правой - за противоположное ухо,
затем одновременно опустить
руки и поменять их положение.
"Симметричные рисунки"
- рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки
(начинать лучше с круглого предмета: яблоко,
арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел
во время "рисования" на свою руку). и т.д.................