Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Основные типы мировоззрений
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 29.10.2012.
Год: 2012.
Страниц: 8.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Государственное образовательное
учреждение
«Северный (Арктический) Федеральный
университет
имени М.В. Ломоносова»
Кафедра философии
Контрольная работа по философии
Тема: «Основные типы мировоззрений»
Выполнил: студент 1 курса
юридического
факультета
отделения заочного обучения
Мымрина Ирина Сергеевна
Проверил:
Архангельск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Данная контрольная работа
посвящена рассмотрению определения мировоззрения
и его основных типов.
Актуальностью данной темы
является историческое развитие типов
мировоззрения, постепенный их переход
от одного к другому и взаимосвязь между
ними, определяющие цели, задачи, идеалы,
взгляды, ценности человека.
Цель работы состоит в
осмыслении определения мировоззрения
его основных типов.
Философия - одна из древнейших
и увлекательнейших областей человеческого
знания, духовной культуры. Зародившись
в VII - VI вв. до н.э. в Древней Греции,
Древней Индии, Древнем Китае, она стала
устойчивой формой общественного сознания
на все последующие времена.
Каждый человек, осваивая
и познавая мир, вольно или невольно,
постоянно сталкивается с проблемами,
которые обсуждаются в философии.
Человек задумывается о тайнах мироздания,
о судьбах человечества, о жизни
и смерти, о смысле жизни, о добре
и зле, справедливости и т.д. Эти
и другие «вечные» вопросы, каждый раз
заново решаемые новыми поколениями, составляют
круг вопросов, необходимых человеку
для общей ориентации в мире, для понимания
своего места и роли в нем. Ответы на эти
«вечные» вопросы формируют у человека
общий взгляд на мир, составляют его мировоззрение.
Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок,
принципов и образных представлений, определяющих
самое общее видение, понимание мира, места
в нем человека, а также - жизненные позиции,
программы поведения, действий людей1. Мировоззрение придаёт человеческой
деятельности организованный, осмысленный
и целенаправленный характер.
Особое место в становлении
и развитии мировоззрения человека
занимают философские знания. Философия
- является основой мировоззрения. Именно
поэтому она занимает особое место в системе
знания в целом.
Понимание философского знания
как мудрости сопровождает все развитие
философии, начиная с древнейших
времен до наших дней. Одновременно
с появлением понятия мудрости возникло
стремление все более глубокого
осознания содержания этого понятия.
Мудрость не отождествляется в философии
с количеством знаний, которыми овладевает
человек. Не всякое знание, с точки зрения
первых философов, есть мудрость. Это качественная
характеристика человеческого сознания,
характеризующая способность понять на
основе имеющихся у него знаний то, что
не лежит на поверхности явлений, что является
их сущностью. В философии не просто провозглашается
ценность человеческой мудрости, но и
по мере развития философского знания
все более глубоко и разносторонне раскрывается
необходимость для человека следовать
принципам мудрости, что является очень
важным аспектом в жизни, потому что, прежде
всего, только с позиций мудрости открывается
возможность познания сути отдельных
явлений, процессов и жизни в целом, что,
в свою очередь, позволяет стать на путь
постижения смысла жизненных событий,
развития жизни. Философия неразрывно
связана с идеей осознания смысла всего
того, что делает человек, что он провозглашает,
к чему стремится, в том числе и смысла
научного познания, достижения истины.
В отличие от мифологии, которая
строит общую картину мира на уровне
эмоционально-чувств нного познания,
философия создает взгляд на мир,
ориентированный на рациональное познание,
она пытается понять мир, исходя из
него самого. Философия существенным
образом отличается от других систем
знания и познания тем, что она
постоянно вопрошает саму себя о
своей собственной сущности, предмете
и своем назначении.
Философия унаследовала от
мифологии ее мировоззренческую
схему, под которой следует понимать
совокупность вопросов о происхождении
мира, его строении, положении в
нем человека. Процесс возникновения
философии в общей форме представляется
как разрешение противоречия между мифологическим
мировоззрением и рациональным мышлением.
Исходя из этого, философия становилась
рационально-теорети еским ядром мировоззрения.
Становление философии
означало утверждение качественно
нового в сравнении с мифологией
и религией типа мировоззрения,
предстающего ныне как система
абстрактных идей, определяющих
принципы отношения человека
к миру, его поведения в обществе.
В философии получили теоретическое
выражение социальное самосознание
людей, общественные идеалы и
ценности.
Однако не следует забывать,
что философия не совпадает с
мировоззрением, являясь лишь теоретическим
ядром последнего. Философия судит
о единой для всех явлений мира
основе, ищет в ней условия его
единства и целостности. Философия
не совпадает с мировоззрением, поскольку:
во-первых, зарождение мировоззренческого
сознания значительно предшествует
становлению философии; во-вторых, функции
мировоззрения до возникновения
философии выполняли мифология,
религия, зачатки научного знания и
обыденное знание; и, наконец, в-третьих,
мировоззрение предшествовало философии
не только в процессе развития человечества,
но также с точки зрения формирования
индивидуального, личностного сознания.
Таким образом, философия
обосновывает важность не только осознанного
отношения человека к формированию
своих мировоззренческих взглядов,
но и понимания того, какую роль
может он сам, руководствуясь своими
мировоззренческими принципами, играть
в жизни, то есть понимания активной
роли мировоззрения в человеческой
жизни как системы взглядов, определяющих
и направляющих деятельность человека.
2. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Понятие «мировоззрение»
неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение
- способ духовной ориентации человека
в окружающей действительности, определенный
взгляд на мир2. Это система наиболее общих
представлений и знаний о мире и месте
человека в нем, ценностях и убеждениях
личности. Комплекс таких представлений
необходим индивиду для организации его
деятельности, поведения, общения, для
самоутверждения, определения линии жизни
и стратегии поведения.
Важнейшими компонентами
мировоззрения являются:
образ самого субъекта;
картина мира;
жизненная стратегия индивида.
При изучении мировоззрения
выделяют также ступени мировоззренческого
освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие»,
«миропонимание».
Мироощущение - первая ступень
мировоззренческого становления человека,
представляющая собой чувственное осознание
мира, когда мир дается человеку в форме
образов, организующих индивидуальный
опыт3.
Мировосприятие - вторая ступень,
позволяющая видеть мир в единстве сторон,
давать ему определенную интерпретацию4. Мировосприятие может базироваться
на различных основаниях, не обязательно
теоретически обоснованных. Мировосприятие
может быть как положительно, так и
негативно окрашенным (например, мировосприятие
абсурдности, трагичности, потрясенности
существования).
Миропонимание - высшая ступень
мировоззренческого освоения мира; развитое
мировоззрение со сложными переплетениями
многогранных отношений к действительности,
с наиболее обобщенными синтезированными
взглядами и представлениями о мире и
человеке5. В реальных измерениях мировоззрения
эти ступени неразрывно связаны друг с
другом, взаимно дополняют друг друга,
образуя целостный образ мира и своего
места в нем.
Анализируя структуру
мировоззрения, можно выделить его
следующие стороны:
Каждая из этих сторон мировоззрения
представляет собой сложную подсистему,
где также можно выделять отдельные
компоненты (аспекты).
Познавательная сторона
мировоззрения обязательно включает
в себя так называемые натуралистический
и гуманитарный аспекты. Натуралистический
аспект познавательной стороны мировоззрения
- это знания и представления о природе,
космосе, универсуме, природной сущности
человека6. Здесь рассматриваются вопросы
о том, как возник мир, что такое жизнь,
и в каком отношении она относится к неживому,
в каких формах жизнь существует во Вселенной.
Гуманитарный аспект познавательной
стороны мировоззрения - это осознание
своей социальной природы, своего места
в «мире людей»7. Он объединяет социологические,
общественно-политиче кие, этические
и эстетические взгляды и представления
индивида. Как устроено и функционирует
общество, какова направленность исторического
процесса, в чем смысл истории, предсказуемо
ли социальное развитие - такого рода вопросы
и ответы на них составляют суть гуманитарной
проблематики.
В системе мировоззрения
важное место занимает аксиологическая
(ценностная) сторона мировоззрения. Понятие
«ценность» используется для указания
на человеческое, социальное и культурное
значение явлений действительности; наиболее
актуальное значение ценностная сторона
мировоззрения всегда приобретала в эпохи
крушения культурной традиции и дискредитации
мировоззренческих устоев общества.
Двумя типами ценностного
отношения человека к миру
являются так называемые предметные
и субъектные ценности. Предметные
ценности включают многообразие
предметов человеческой деятельности,
общественных отношений и включённых
в их круг природных явлений,
которые рассматриваются с точки
зрения этической проблематики.
Субъектные ценности - это способы и критерии,
на основании которых производятся процедуры
оценивания соответствующих явлений.
Это установки и оценки, императивы и запреты,
цели и проекты, которые закрепляются
в общественном сознании в форме нормативных
представлений и выступают ориентирами
деятельности человека. Они формируются
в процессе социализации личности. Таким
образом, аксиологическая сторона мировоззрения
регулирует деятельность человека и в
определённой степени связана с праксеологической
стороной.
Назначение праксеологической
подсистемы - обеспечивать тесную связь
познавательного и ценностного компонентов
мировоззрения с деятельностью человека.
Это духовно-практическая сторона мировоззрения,
поскольку здесь мировоззрение осуществляет
своеобразное «вписывание» различных
программ деятельности, поведения и общения
в практическую ситуацию. Таким образом,
мировоззрение включает в себя определённые
регулятивы духовной и практической деятельности
индивида. Такие регулятивы могут задаваться
через мифологические, религиозные, научные,
философские и другие воззрения. Кроме
регулятивов и принципов, праксеологическая
сторона мировоззрения включает такой
компонент как убеждение.
Убеждение - это форма углубления,
укоренения знаний и ценностей в систему
мировоззрения, это вера в правоту усвоенных
идей8. Знания могут и не переходить
в убеждения, но убеждения основываются
на рациональных знаниях. Убеждения являются
звеном перехода от знания к практике.
Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями,
они становятся элементом мировоззрения
(поэтому зачастую мировоззрение определяют
как совокупность убеждений личности).
Убежденность помогает человеку в жизни,
дает возможность осуществлять выбор
и разрешать сложные ситуации, которые
порой кажутся не разрешимыми.
Таким образом, праксеологическая
сторона мировоззрения включает в себя
регулятивные принципы деятельности,
поведения, общения и убеждения. В убеждениях
синтезируются знания и взгляды мировоззренческого
характера, вера в их истинность, социальные
ценности и идеалы, готовность человека
к действию, т.е. цепочка мировоззренческого
становления человека включает: знания,
ценности, убеждения и волю к действию.
3. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мировоззрение человека может
быть сформировано различными способами,
и это обстоятельство во многом помогает
понять тот факт, что оно может
быть различным по степени своей
развитости, по содержанию, по направленности
этого содержания, по степени самостоятельности.
Различия в мировоззренческих подходах
к миру могут быть связаны с
профессией человека. Понятны определенные
различия между мировоззрением ученого,
писателя, философа, инженера, садовода
и т.д. Но вместе с тем мы знаем,
что, несмотря на все различия представителей
самых разнообразных, существенно отличающихся
друг от друга профессий и специальностей
их может многое объединять, например,
чувство долга, гуманизм, патриотизм и
т.д. А люди одной профессии могут существенно
различаться по своим мировоззренческим
принципам.
Формирование мировоззрения
- это специализация человека, которая
будет определять его будущую судьбу с
её интересами и стремлениями. У одних
людей мировоззрение может быть узким
и ограниченным, у других - безграничным.
У подавляющего большинства людей мировоззрение
формируется спонтанно, под влиянием внешних
условий и внутренних эмоциональных состояний,
и желаний.
Есть два пути формирования
мировоззрения - пассивный и активный.
Наиболее часто люди используют пассивный
путь, на котором развиваются те стороны
их личности, которые соответствуют внешним
условиям. Человек в этом случае следует
принципу «быть таким как все». В конечном
счете, это ведёт к тому, что человек во
многом теряет свою индивидуальность.
Его интересы, и даже способы удовлетворения
их, подобны интересам окружающих его
людей. Его желания и его цели, так же сходны
с желаниями и целями тех, которые вокруг
него. Единственными отличиями остаются
внутренние эмоциональные реакции на
различные внешние обстоятельства. Но
и в этом, человек, часто, похож на других
людей. Этот путь можно сравнить со скольжением
под-гору, или движением на эскалаторе
вниз, куда все спускаются с одинаковой
скоростью, за исключением немногих, которые
стремятся быть внизу как можно быстрее.
Активное формирование мировоззрения,
в отличие от пассивного, неизмеримо
сложнее и труднее, потому что
требует сознательных направленных
усилий того человека, мировоззрение которого
формируется:
Во-первых, человек, который формирует мировоззрение, должен знать, каким оно должно быть.
Во-вторых, знать средства необходимые для воспитания мировоззрения.
В-третьих, очень важно, правильно использовать эти средства, потому что человек, у которого формируется мировоззрение, должен сам, добровольно прилагать усилия для получения внутреннего опыта.
В-четвертых, различать внешние влияния, которые всех людей в этом мире стремятся усреднить, упростить и подчинить всеобщей идее потребительства. Здесь имеются в виду не только материальные блага, но и удовольствия, власть, идеи и всё, что имеет хоть какое-то отношение к человеку. Человек, мировоззрение которого формировалось активно, занимает особое место в человеческом обществе. Он не похож на тех, которых сформировало это общество, поэтому он или белая ворона, или чёрная, а большинство, которое серое, не может быть на равных как с первыми, так и со вторыми. Первых подвергает остракизму, показывая на них, крутит у виска пальцем, иногда делает из них учёных или святых, а иногда - героев. Со вторыми проще, потому что их надо бояться, и, следовательно, уважать. Их надо выбирать во власть, потому что одни из них агрессивны, другие хитры, третьи лживы, а все эти качества для власти важны. Правда, у них есть ещё одно качество - чувство превосходства над серыми воронами, но это часто встречается и среди белых ворон, хотя это они стараются не показывать.
Формирование мировоззрения
очень важно не только для успешной
деятельности во внешнем мире, но и
в духовной работе. При сформированном
духовном мировоззрении у человека
не возникает проблем в выборе
пути и средств, которые он будет
использовать в своей работе. Тогда,
практически, любые действия человека,
отношение к любой реальности
будет практикой на духовном пути.
В жизни каждого человека
всё зависит от того, насколько
адекватно его мировоззрение
правилам, навязываемым человеку извне,
способам и методам, которые он использует,
как в своей внешней жизни,
так и на внутреннем пути. Человек
может двигаться только в том
направлении, которому он созвучен, и
это всегда связано с его мировоззрением.
Интересы человека, его направленная
воля и его судьба в полной мере
зависят так же от его мировоззрения.
4. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мировоззрение как форма
осмысления человеком окружающей реальности
существует столько, сколько существует
человечество в его современном
понимании. Однако его содержательное
наполнение существенно различается
в разные исторические эпохи, а так
же у отдельных людей и социальных
групп. Условно можно выделить основные
исторические типы мировоззрения:
Обыденное (житейское) мировоззрение
– исторически первичная форма мировоззрения
как в онтогенезе, так и филогенезе. Целостность
обыденного мировоззрения достигается
за счет преобладания в мышлении ассоциативности
и установления произвольной связи знаний
о разных сферах бытия; путем случайного
смешения результатов мироощущения и
результатов миропонимания в единое целое.
Главная особенность обыденного мировоззрения
– его фрагментарность, эклектичность
и бессистемность.
Только категориальное мышление
(мыслительные средства, отображающие
структуру мира, выражающие связь мышления
со всем, что находится за его пределами)9 способно развиваться из содержательного,
а не формального противоречия, потому
что формальные противоречия устраняются
из такого мышления автоматически, на
уровне безусловных рефлексов. Без развитого
категориального мышления мировоззрение
зачастую остаётся противоречивым не
только на содержательном, но и на формально-логическом
уровне.
При деятельности такого типа
мировоззрения обычно нарушаются все
законы формальной логики.
На основе обыденного мировоззрения
исторически первым стихийно рождается миф - творческое
отображение мира сознанием, главной отличительной
особенностью которого являются логические
обобщения, нарушающие логический
закон достаточного основания10. Логические посылки для мифологизированного
восприятия действительности при этом
имеются, они лежат в основании практического
опыта человека, но выводы о строении и
законах существования действительности
в мифе, как правило, вполне соответствующие
наблюдаемым фактам из жизни природы,
общества и человека, соответствуют этим
фактам лишь в произвольно выбираемом
числе взаимосвязей.
Миф - это наиболее простой
творческий способ преодоления незнания
путем прямого моделирования
в сфере незнаемого знакомых (известных)
связей и закономерностей. Огромное
подспорье при мифологизации
обыденного мировоззрения играет потребность
и способность человека к фантазии,
формируемая в обществе в силу уже упоминающейся
необходимости существования человека
одновременно и в прошлом, и в настоящем,
и в будущем, да к тому же при преобладании
условных связей над безусловными.
Как и в мифологическом,
так и в религиозном и философском
видах мировоззрения в различной степени
присутствует обыденное (житейское) мировоззрение,
которое представляет собой совокупность
воззрений на природную и социальную реальность,
нормы и эталоны поведения человека, основанные
на здравом смысле и повседневном опыте
многих поколений в различных сферах своей
жизнедеятельности11. В отличие от мифологического
и религиозного мировоззрения оно ограниченно,
несистемно и неоднородно. Содержание
обыденного мировоззрения варьируется
в довольно широком диапазоне, отражая
специфику образа жизни, опыта и интересов
определенных социальных групп.
4.2. Мифологическое мировоззрение
Исторически первым типом
явилось мировоззрение, основанное на
мифологии.
Мифология - систематизированная, универсальная
форма общественного сознания и духовно-практический
способ освоения мира, первобытного общества12.
Ощущение человеком бытия,
эмоциональное восприятие и доступное
ему понимание природы выражались
в древних сказаниях о всесилии
богов, подвигах героев, осуществляемое
в метафорической, художественно-образно
форме. При всем многообразии древних
мифов (первобытное общество, древнеиндийские,
древнекитайские, древнегреческие
и т.д.) в них проявились сходные
представления человека о мире, его
устройстве и человеке. Мир здесь, как
правило, представлялся в виде хаоса, столкновения
случайностей и действий демонических
сил. Мифологическое сознание не фиксировало
различий между естественным и сверхъестественным,
между реальностью и воображением. Существенным
является и то, что сознание людей первобытного
общества было полностью равнодушно к
обнаруживающимся в сказаниях противоречиям.
В мифе слиты воедино мышление и действие,
нравы и поэзия, знания и верования. Подобная
целостность, синкретичность (нерасчлененность)
мифологического сознания была исторически
необходимым способом духовного освоения
реальности.
Обобщая сказанное, можно
сделать вывод о том, что мифологическое
мировоззрение - это совокупность
представлений о мире, основанных на теоретических
доводах и рассуждениях, на фантазии и
вере в сверхъестественные силы, их сходстве
с проявлениями человеческой активности
и человеческими отношениями.
Для мифологии характерна
своя пространственно-време ная структура.
Любое событие, о котором рассказывается
в этого рода повествованиях, относится
к далекому прошлому - к мифологическому
времени. Таким образом, священное ("сакральное&qu t;)
время строго отделено от "профанного" ,
т. е. настоящего времени. В истории культуры
период господства архаичного сознания
характеризуется тем, что в мифе снято
разделение идеального и материального,
образа и предмета, значения и смысла.
Все события, явления и
вещи в мифическом времени играют
роль образца, правила, закона, т. е. приобретают
значение парадигмы, стандарта поведения
и масштаба оценок в настоящем. Тем
самым стародавность мифологического
сюжета переживается в настоящем как высшая,
подлинная реальность, поддерживая традиции,
нравственные установления и непрерывность
племенной культуры.
Миф благодаря своим мировоззренческим
сюжетам соединяет первобытного
человека с бесконечностью космоса,
вписывает его в структуру
мироздания, в социальный и природный
мир, ориентирует его поведенческие
реакции на достижение нужных роду
жизненных ценностей. Через ритуал,
обряд, через музыку, танец, пение, ритм
миф вовлекает индивида в качестве активной
самодеятельной силы в жизнь социума,
пробуждает в нем ощущение полноценности
бытия, чувство стабильности и защищенности.
Мифологическое сознание
отличают четыре характерных черты:
символизм;
этиологизм и генетизм;
синкретизм;
прозрачность.
Символизм означает, что все встречающиеся
в рамках данной культуры мировоззренческие
категории и мотивы находят свое выражение
средствами языка наглядных образов; обобщенный
смысл в границах конкретно-чувственног
мышления может формироваться только
тогда, когда какой-либо конкретный предмет
(например, эмпирически существующее дерево)
становится символом, чувственным представителем
другого явления, имеющего культурную
значимость (например, предка рода).
Этиологизм выражает ту особенность любого
мифологического сюжета, которая связана
с его объяснительной функцией: повествование
заключает в себе сверхзадачу; дать объяснение
тем или иным явлениям окружающего мира,
его устройству и т. п. путем ответа на
вопрос "почему?". Весьма часто способом
объяснения выступает генетизм, т. е. попытка
подменить причинно-следственные объяснения
рассказом о "происхождении&q ot; объясняемого
явления или видимого устройства мира.
Объяснить устройство вещи означало дать
описание того, как она делалась.
Синкретизм мифа - это слитность в одном
целом зачатков всех форм духовного освоения
мира - искусства, религии, морали и др.
Синкретическая природа мифологии послужила
исходной категориально-смысло ой базой
и первичным художественно переработанным
материалом для всех последующих явлений
духовного производства, и в сфере словесного
творчества (сказка, легенда, историческое
предание, эпос), и в сфере рационально-мыслител ных
форм - философии, науки и другое.
Прозрачность мифологического сознания
проявляется в том, что представленная
в мифе картина мира полностью отождествляется
первобытным человеком с самой реальностью;
индивид наивно верит в то, что вещи и явления
окружающего мира именно таковы, какими
они выглядят в мифологической интерпретации.
Прозрачность мифа означает, что человек
видит мир через призму существующих мировоззренческих
представлений, при этом сама эта призма,
подобно стеклам оптического прибора,
никак не воспринимается. Другими словами,
концептуально-смысл вая сторона мифа
полностью элиминирована из самосознания
субъекта. Прозрачность мифа позволяет
ответить на кардинальный для функционирования
любого типа мировоззрения вопрос: каким
образом в данной системе мировоззрения
обеспечивается стабильность и убедительность.
Никакая мировоззренческая система не
может существовать, не располагая основаниями
убедительности. Для мифологии такими
основаниями служит принцип прозрачности,
обеспечивающий полное доверие индивида
к тому, что говорится в мировоззренческом
сюжете.
По мере дальнейшего развития
общества мифологическое мировидение
утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые
его элементы могут воспроизводиться
в массовом сознании и в наши дни.
4.3. Религиозное мировоззрение
Мифологическое сознание
исторически предшествует религиозному.
Религиозное мировоззрение более системно,
чем мифологическое, оно более совершенно
в логическом плане. Системность религиозного
сознания предполагает его логическую
упорядоченность.
Главные признаки религиозного
мировоззрения:
вера в сверхъестественные силы;
существование двух миров (высшего - совершенного, горнего и низшего - несовершенного, земного).
В отличие от мифологического,
религиозное мировоззрение только
частично опирается на антропоморфные
представления, ориентируя человека на
осмысление своих отличий от природного
мира и осознание своего единства
с человеческим родом.
Основная функция религии
состоит в том, чтобы помочь человеку
преодолевать исторически изменчивые,
преходящие, относительные аспекты
его бытия и возвысить человека
до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь
философским языком, религия призвана
«укоренить» человека в трансцендентное.
В духовно-нравственной сфере это проявляется
в придании нормам, ценностям и идеалам
характера абсолютного, неизменного, не
зависящего от конъюнктуры пространственно-време ных
координат человеческого бытия, социальных
институтов и т. д.
Таким образом, религия придает
смысл и знание, а значит, и
устойчивость человеческому бытию,
помогает ему преодолевать житейские
трудности.
Религиозное мировоззрение
«работает» на двух уровнях:
теоретико-идеологичес ом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания;
общественно-психологич ском, т.е. уровне мироощущения.
На обоих уровнях религиозность
характеризуется прежде всего верой в
сверхъестественное (сверхприродное),
верой в чудо. Чудо противоречит закону.
Законом называют неизменность в изменениях,
непременную однородность действия всех
однородных вещей. Чудо противоречит самой
сущности закона: «Христос шёл по воде,
аки по суше и сие чудо есть». Мифологические
представления не имеют представления
о чуде: для них естественно самое противоестественное.
Религиозное мировоззрение
уже различает естественное и
противоестественное, уже имеет
ограничения. Религиозная картина
мира гораздо контрастнее, чем мифологическая,
богаче красками. Она намного критичнее
мифологической, и менее самонадеянна.
Однако всё, выявленное миропониманием
непонятное, противоречащее рассудку,
религиозное мировоззрение объясняет
универсальной силой, способной нарушить
естественный ход вещей и гармонизировать
любой хаос.
Вера в эту внешнюю
сверхсилу и является основой религиозности.
Религиозная философия, таким образом,
так же как и теология, исходит из тезиса
о наличии в мире некой идеальной сверхсилы,
способной по своему произволу манипулировать
и природой, и судьбами людей. При этом
и религиозная философия, и теология,
обосновывают и доказывают теоретическими
средствами и необходимость Веры, и наличие
идеальной сверхсилы - Бога.
Религиозное мировоззрение
и религиозная философия являются
разновидностью идеализма, т.е. такого
направления в развитии общественного
сознания, в котором исходной субстанцией,
т.е. основанием мира, выступает Дух,
идея. Разновидностями идеализма
являются субъективизм, мистицизм и
др. Противоположностью религиозного
мировоззрения является атеистическое
мировоззрение.
Таким образом, религиозное
мировоззрение носит характер вероучения,
опирающегося на личный опыт человека,
содержит духовно-практическую направленность,
определяет выбор правильного жизненного
пути, основанного на высших ценностях
присущих трансцендентному потустороннему
миру. Религиозное мировоззрение сформулировало
общечеловеческие, нравственные и другие
ценности, активно культивировало «вечные»
чувства любви, доброты, сострадания, милосердия,
справедливости, долга и другие.
4.4. Философское мировоззрение
Философия - самая древняя
область знания, относящаяся к рационально-теоретич скому
уровню мировоззрения. Философию необходимо
отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический
уровень может формироваться стихийно
под влиянием традиций, обычаев, индивидуального
жизненного опыта человека, то рационально-теоретич ский
создается сознательно. Философия центрирована
на человеке, ее интересует отношение
человека и мира, человека и человека.
Философия - это
теоретически разработанное мировоззрение,
система общих взглядов на мир и место
человека в нем, и уяснение различных форм
отношения человека к миру13.
Она может быть и религиозной,
и атеистической, – в зависимости от того,
каким исходным мировоззренческим тезисом
руководствуется при построении своей
системы. Но главной особенностью философского
мировоззрения является его критичность
по отношению даже к собственным исходным
тезисам.
Философское мировоззрение
выступает в понятийной, категориальной
форме, в той или иной мере опираясь
на достижения наук о природе и
обществе и обладая определенной
мерой логической доказательности.
Основные черты
философского мировоззрения:
концептуальная обоснованность – т.е. последовательное проведение в решении мировоззренческих вопросов исходных, однажды выбранных принципов - их нельзя менять по ходу дела. В эти принципы, конечно, могут вноситься уточнения, они могут быть кардинально пересмотрены, но это требует и пересмотра всех построений, где они были использованы. Обычно такая задача решается уже не самим патриархом от философии, а его продолжателями и оппонентами14;
систематичность - построение теоретической системы, дающей взаимосогласованное решение всего, или, по крайней мере, основного комплекса мировоззренческих вопросов15;
универсальность - философия носит обобщенный и даже предельно обобщенный характер, она редко дает ответы на конкретные вопросы, волнующие отдельного человека. Ее назначение - указывать общие направления поиска таких ответов;
критичность - философское мировоззрение всегда открыто для разумной критики и критического пересмотра любых положений, включая исходные принципы. Но этот пересмотр тоже должен отвечать требованиям обоснованности. Поэтому философия сама является острейшим инструментом систематического сомнения и критики любых положений, претендующих на универсальность.
Несмотря на свою максимальную
критичность и научность, философия
чрезвычайно близка и к обыденному,
и к религиозному и даже к мифологическому
мировоззрению, но так же как и они, она
выбирает направление своей деятельности
весьма п и т.д.................