Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные типы мировоззрений

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 29.10.2012. Год: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Государственное образовательное учреждение
«Северный (Арктический) Федеральный университет
имени М.В. Ломоносова»

Кафедра философии







Контрольная работа по философии




Тема: «Основные типы мировоззрений»






Выполнил: студент 1 курса
юридического факультета
отделения заочного обучения
Мымрина Ирина Сергеевна

Проверил:







Архангельск
2011
СОДЕРЖАНИЕ























ВВЕДЕНИЕ

Данная контрольная работа посвящена рассмотрению определения мировоззрения и его основных типов.
Актуальностью данной темы является историческое развитие типов мировоззрения, постепенный их переход от одного к другому и взаимосвязь между ними, определяющие цели, задачи, идеалы, взгляды, ценности человека.
Цель работы состоит в осмыслении определения мировоззрения его основных типов.

Философия - одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VII - VI вв. до н.э. в Древней Греции, Древней Индии, Древнем Китае, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие времена.
Каждый человек, осваивая и познавая мир, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Человек задумывается о тайнах мироздания, о судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о добре и зле, справедливости и т.д. Эти и другие «вечные» вопросы, каждый раз заново решаемые новыми поколениями, составляют круг вопросов, необходимых человеку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на эти «вечные» вопросы формируют у человека общий взгляд на мир, составляют его мировоззрение.
Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей1. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Особое место в становлении и развитии мировоззрения человека занимают философские знания. Философия - является основой мировоззрения. Именно поэтому она занимает особое место в системе знания в целом.
Понимание философского знания как мудрости сопровождает все развитие философии, начиная с древнейших времен до наших дней. Одновременно с появлением понятия мудрости возникло стремление все более глубокого осознания содержания этого понятия. Мудрость не отождествляется в философии с количеством знаний, которыми овладевает человек. Не всякое знание, с точки зрения первых философов, есть мудрость. Это качественная характеристика человеческого сознания, характеризующая способность понять на основе имеющихся у него знаний то, что не лежит на поверхности явлений, что является их сущностью. В философии не просто провозглашается ценность человеческой мудрости, но и по мере развития философского знания все более глубоко и разносторонне раскрывается необходимость для человека следовать принципам мудрости, что является очень важным аспектом в жизни, потому что, прежде всего, только с позиций мудрости открывается возможность познания сути отдельных явлений, процессов и жизни в целом, что, в свою очередь, позволяет стать на путь постижения смысла жизненных событий, развития жизни. Философия неразрывно связана с идеей осознания смысла всего того, что делает человек, что он провозглашает, к чему стремится, в том числе и смысла научного познания, достижения истины.
В отличие от мифологии, которая строит общую картину мира на уровне эмоционально-чувств нного познания, философия создает взгляд на мир, ориентированный на рациональное познание, она пытается понять мир, исходя из него самого. Философия существенным образом отличается от других систем знания и познания тем, что она постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете и своем назначении.
Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческую схему, под которой следует понимать совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, положении в нем человека. Процесс возникновения философии в общей форме представляется как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и рациональным мышлением. Исходя из этого, философия становилась рационально-теорети еским ядром мировоззрения.
Становление философии означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения, предстающего ныне как система абстрактных идей, определяющих принципы отношения человека к миру, его поведения в обществе. В философии получили теоретическое выражение социальное самосознание людей, общественные идеалы и ценности.
Однако не следует забывать, что философия не совпадает с мировоззрением, являясь лишь теоретическим ядром последнего. Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия его единства и целостности. Философия не совпадает с мировоззрением, поскольку: во-первых, зарождение мировоззренческого сознания значительно предшествует становлению философии; во-вторых, функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, зачатки научного знания и обыденное знание; и, наконец, в-третьих, мировоззрение предшествовало философии не только в процессе развития человечества, но также с точки зрения формирования индивидуального, личностного сознания.
Таким образом, философия обосновывает важность не только осознанного отношения человека к формированию своих мировоззренческих взглядов, но и понимания того, какую роль может он сам, руководствуясь своими мировоззренческими принципами, играть в жизни, то есть понимания активной роли мировоззрения в человеческой жизни как системы взглядов, определяющих и направляющих деятельность человека.






2. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Понятие «мировоззрение» неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение - способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир2. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.
Важнейшими компонентами мировоззрения являются:
      образ самого субъекта;
      картина мира;
      жизненная стратегия индивида.
При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание».
Мироощущение - первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт3.
Мировосприятие - вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию4. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования).
Миропонимание - высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке5. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.
Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны:
      познавательную;
      аксиологическую;
      праксеологическую.
Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).
Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения - это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека6. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.
Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения - это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей»7. Он объединяет социологические, общественно-политиче кие, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие - такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.
В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества.
Двумя типами ценностного отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности - это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности. Таким образом, аксиологическая сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определённой степени связана с праксеологической стороной.
Назначение праксеологической подсистемы - обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и другие воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает такой компонент как убеждение.
Убеждение - это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей8. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения являются звеном перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.
Таким образом, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, готовность человека к действию, т.е. цепочка мировоззренческого становления человека включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию.


3. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение человека может быть сформировано различными способами, и это обстоятельство во многом помогает понять тот факт, что оно может быть различным по степени своей развитости, по содержанию, по направленности этого содержания, по степени самостоятельности. Различия в мировоззренческих подходах к миру могут быть связаны с профессией человека. Понятны определенные различия между мировоззрением ученого, писателя, философа, инженера, садовода и т.д. Но вместе с тем мы знаем, что, несмотря на все различия представителей самых разнообразных, существенно отличающихся друг от друга профессий и специальностей их может многое объединять, например, чувство долга, гуманизм, патриотизм и т.д. А люди одной профессии могут существенно различаться по своим мировоззренческим принципам.
Формирование мировоззрения - это специализация человека, которая будет определять его будущую судьбу с её интересами и стремлениями. У одних людей мировоззрение может быть узким и ограниченным, у других - безграничным. У подавляющего большинства людей мировоззрение формируется спонтанно, под влиянием внешних условий и внутренних эмоциональных состояний, и желаний.
Есть два пути формирования мировоззрения - пассивный и активный. Наиболее часто люди используют пассивный путь, на котором развиваются те стороны их личности, которые соответствуют внешним условиям. Человек в этом случае следует принципу «быть таким как все». В конечном счете, это ведёт к тому, что человек во многом теряет свою индивидуальность. Его интересы, и даже способы удовлетворения их, подобны интересам окружающих его людей. Его желания и его цели, так же сходны с желаниями и целями тех, которые вокруг него. Единственными отличиями остаются внутренние эмоциональные реакции на различные внешние обстоятельства. Но и в этом, человек, часто, похож на других людей. Этот путь можно сравнить со скольжением под-гору, или движением на эскалаторе вниз, куда все спускаются с одинаковой скоростью, за исключением немногих, которые стремятся быть внизу как можно быстрее.
Активное формирование мировоззрения, в отличие от пассивного, неизмеримо сложнее и труднее, потому что требует сознательных направленных усилий того человека, мировоззрение которого формируется:
    Во-первых, человек, который формирует мировоззрение, должен знать, каким оно должно быть.
    Во-вторых, знать средства необходимые для воспитания мировоззрения.
    В-третьих, очень важно, правильно использовать эти средства, потому что человек, у которого формируется мировоззрение, должен сам, добровольно прилагать усилия для получения внутреннего опыта.
    В-четвертых, различать внешние влияния, которые всех людей в этом мире стремятся усреднить, упростить и подчинить всеобщей идее потребительства. Здесь имеются в виду не только материальные блага, но и удовольствия, власть, идеи и всё, что имеет хоть какое-то отношение к человеку. Человек, мировоззрение которого формировалось активно, занимает особое место в человеческом обществе. Он не похож на тех, которых сформировало это общество, поэтому он или белая ворона, или чёрная, а большинство, которое серое, не может быть на равных как с первыми, так и со вторыми. Первых подвергает остракизму, показывая на них, крутит у виска пальцем, иногда делает из них учёных или святых, а иногда - героев. Со вторыми проще, потому что их надо бояться, и, следовательно, уважать. Их надо выбирать во власть, потому что одни из них агрессивны, другие хитры, третьи лживы, а все эти качества для власти важны. Правда, у них есть ещё одно качество - чувство превосходства над серыми воронами, но это часто встречается и среди белых ворон, хотя это они стараются не показывать.
Формирование мировоззрения очень важно не только для успешной деятельности во внешнем мире, но и в духовной работе. При сформированном духовном мировоззрении у человека не возникает проблем в выборе пути и средств, которые он будет использовать в своей работе. Тогда, практически, любые действия человека, отношение к любой реальности будет практикой на духовном пути.
В жизни каждого человека всё зависит от того, насколько адекватно его мировоззрение правилам, навязываемым человеку извне, способам и методам, которые он использует, как в своей внешней жизни, так и на внутреннем пути. Человек может двигаться только в том направлении, которому он созвучен, и это всегда связано с его мировоззрением. Интересы человека, его направленная воля и его судьба в полной мере зависят так же от его мировоззрения.


4. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Мировоззрение как форма осмысления человеком окружающей реальности существует столько, сколько существует человечество в его современном понимании. Однако его содержательное наполнение существенно различается в разные исторические эпохи, а так же у отдельных людей и социальных групп. Условно можно выделить основные исторические типы мировоззрения:
      обыденное;
      мифологическое;
      религиозное;
      философское.

4.1. Обыденное мировоззрение

Обыденное (житейское) мировоззрение – исторически первичная форма мировоззрения как в онтогенезе, так и филогенезе. Целостность обыденного мировоззрения достигается за счет преобладания в мышлении ассоциативности и установления произвольной связи знаний о разных сферах бытия; путем случайного смешения результатов мироощущения и результатов миропонимания в единое целое. Главная особенность обыденного мировоззрения – его фрагментарность, эклектичность и бессистемность.
Только категориальное мышление (мыслительные средства, отображающие структуру мира, выражающие связь мышления со всем, что находится за его пределами)9 способно развиваться из содержательного, а не формального противоречия, потому что формальные противоречия устраняются из такого мышления автоматически, на уровне безусловных рефлексов. Без развитого категориального мышления мировоззрение зачастую остаётся противоречивым не только на содержательном, но и на формально-логическом уровне.
При деятельности такого типа мировоззрения обычно нарушаются все законы формальной логики.
На основе обыденного мировоззрения исторически первым стихийно рождается миф - творческое отображение мира сознанием, главной отличительной особенностью которого являются логические обобщения, нарушающие логический закон достаточного основания10. Логические посылки для мифологизированного восприятия действительности при этом имеются, они лежат в основании практического опыта человека, но выводы о строении и законах существования действительности в мифе, как правило, вполне соответствующие наблюдаемым фактам из жизни природы, общества и человека, соответствуют этим фактам лишь в произвольно выбираемом числе взаимосвязей.
Миф - это наиболее простой творческий способ преодоления незнания путем прямого моделирования в сфере незнаемого знакомых (известных) связей и закономерностей. Огромное подспорье при мифологизации обыденного мировоззрения играет потребность и способность человека к фантазии, формируемая в обществе в силу уже упоминающейся необходимости существования человека одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем, да к тому же при преобладании условных связей над безусловными.
Как и в мифологическом, так и в религиозном и философском видах мировоззрения в различной степени присутствует обыденное (житейское) мировоззрение, которое представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности11. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения оно ограниченно, несистемно и неоднородно. Содержание обыденного мировоззрения варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп.

4.2. Мифологическое мировоззрение

Исторически первым типом явилось мировоззрение, основанное на мифологии.
Мифология - систематизированная, универсальная форма общественного сознания и духовно-практический способ освоения мира, первобытного общества12.
Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образно форме. При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение - это совокупность представлений о мире, основанных на теоретических доводах и рассуждениях, на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями.
Для мифологии характерна своя пространственно-време ная структура. Любое событие, о котором рассказывается в этого рода повествованиях, относится к далекому прошлому - к мифологическому времени. Таким образом, священное ("сакральное&qu t;) время строго отделено от "профанного" , т. е. настоящего времени. В истории культуры период господства архаичного сознания характеризуется тем, что в мифе снято разделение идеального и материального, образа и предмета, значения и смысла.
Все события, явления и вещи в мифическом времени играют роль образца, правила, закона, т. е. приобретают значение парадигмы, стандарта поведения и масштаба оценок в настоящем. Тем самым стародавность мифологического сюжета переживается в настоящем как высшая, подлинная реальность, поддерживая традиции, нравственные установления и непрерывность племенной культуры.
Миф благодаря своим мировоззренческим сюжетам соединяет первобытного человека с бесконечностью космоса, вписывает его в структуру мироздания, в социальный и природный мир, ориентирует его поведенческие реакции на достижение нужных роду жизненных ценностей. Через ритуал, обряд, через музыку, танец, пение, ритм миф вовлекает индивида в качестве активной самодеятельной силы в жизнь социума, пробуждает в нем ощущение полноценности бытия, чувство стабильности и защищенности.
Мифологическое сознание отличают четыре характерных черты:
      символизм;
      этиологизм и генетизм;
      синкретизм;
      прозрачность.
Символизм означает, что все встречающиеся в рамках данной культуры мировоззренческие категории и мотивы находят свое выражение средствами языка наглядных образов; обобщенный смысл в границах конкретно-чувственног мышления может формироваться только тогда, когда какой-либо конкретный предмет (например, эмпирически существующее дерево) становится символом, чувственным представителем другого явления, имеющего культурную значимость (например, предка рода).
Этиологизм выражает ту особенность любого мифологического сюжета, которая связана с его объяснительной функцией: повествование заключает в себе сверхзадачу; дать объяснение тем или иным явлениям окружающего мира, его устройству и т. п. путем ответа на вопрос "почему?". Весьма часто способом объяснения выступает генетизм, т. е. попытка подменить причинно-следственные объяснения рассказом о "происхождении&q ot; объясняемого явления или видимого устройства мира. Объяснить устройство вещи означало дать описание того, как она делалась.
Синкретизм мифа - это слитность в одном целом зачатков всех форм духовного освоения мира - искусства, религии, морали и др. Синкретическая природа мифологии послужила исходной категориально-смысло ой базой и первичным художественно переработанным материалом для всех последующих явлений духовного производства, и в сфере словесного творчества (сказка, легенда, историческое предание, эпос), и в сфере рационально-мыслител ных форм - философии, науки и другое.
Прозрачность мифологического сознания проявляется в том, что представленная в мифе картина мира полностью отождествляется первобытным человеком с самой реальностью; индивид наивно верит в то, что вещи и явления окружающего мира именно таковы, какими они выглядят в мифологической интерпретации. Прозрачность мифа означает, что человек видит мир через призму существующих мировоззренческих представлений, при этом сама эта призма, подобно стеклам оптического прибора, никак не воспринимается. Другими словами, концептуально-смысл вая сторона мифа полностью элиминирована из самосознания субъекта. Прозрачность мифа позволяет ответить на кардинальный для функционирования любого типа мировоззрения вопрос: каким образом в данной системе мировоззрения обеспечивается стабильность и убедительность. Никакая мировоззренческая система не может существовать, не располагая основаниями убедительности. Для мифологии такими основаниями служит принцип прозрачности, обеспечивающий полное доверие индивида к тому, что говорится в мировоззренческом сюжете.
По мере дальнейшего развития общества мифологическое мировидение утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые его элементы могут воспроизводиться в массовом сознании и в наши дни.


4.3. Религиозное мировоззрение

Мифологическое сознание исторически предшествует религиозному. Религиозное мировоззрение более системно, чем мифологическое, оно более совершенно в логическом плане. Системность религиозного сознания предполагает его логическую упорядоченность.
Главные признаки религиозного мировоззрения:
      вера в сверхъестественные силы;
    существование двух миров (высшего - совершенного, горнего и низшего - несовершенного, земного).
В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с человеческим родом.
Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-време ных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д.
Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.
Религиозное мировоззрение «работает» на двух уровнях:
    теоретико-идеологичес ом (в форме теологии, философии, этики, социальной доктрины церкви), т.е. на уровне миропонимания;
    общественно-психологич ском, т.е. уровне мироощущения.
На обоих уровнях религиозность характеризуется прежде всего верой в сверхъестественное (сверхприродное), верой в чудо. Чудо противоречит закону. Законом называют неизменность в изменениях, непременную однородность действия всех однородных вещей. Чудо противоречит самой сущности закона: «Христос шёл по воде, аки по суше и сие чудо есть». Мифологические представления не имеют представления о чуде: для них естественно самое противоестественное.
Религиозное мировоззрение уже различает естественное и противоестественное, уже имеет ограничения. Религиозная картина мира гораздо контрастнее, чем мифологическая, богаче красками. Она намного критичнее мифологической, и менее самонадеянна. Однако всё, выявленное миропониманием непонятное, противоречащее рассудку, религиозное мировоззрение объясняет универсальной силой, способной нарушить естественный ход вещей и гармонизировать любой хаос.
Вера в эту внешнюю сверхсилу и является основой религиозности. Религиозная философия, таким образом, так же как и теология, исходит из тезиса о наличии в мире некой идеальной сверхсилы, способной по своему произволу манипулировать и природой, и судьбами людей. При этом и религиозная философия, и теология, обосновывают и доказывают теоретическими средствами и необходимость Веры, и наличие идеальной сверхсилы - Бога.
Религиозное мировоззрение и религиозная философия являются разновидностью идеализма, т.е. такого направления в развитии общественного сознания, в котором исходной субстанцией, т.е. основанием мира, выступает Дух, идея. Разновидностями идеализма являются субъективизм, мистицизм и др. Противоположностью религиозного мировоззрения является атеистическое мировоззрение.
Таким образом, религиозное мировоззрение носит характер вероучения, опирающегося на личный опыт человека, содержит духовно-практическую направленность, определяет выбор правильного жизненного пути, основанного на высших ценностях присущих трансцендентному потустороннему миру. Религиозное мировоззрение сформулировало общечеловеческие, нравственные и другие ценности, активно культивировало «вечные» чувства любви, доброты, сострадания, милосердия, справедливости, долга и другие.


4.4. Философское мировоззрение

Философия - самая древняя область знания, относящаяся к рационально-теоретич скому уровню мировоззрения. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретич ский создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.
Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих взглядов на мир и место человека в нем, и уяснение различных форм отношения человека к миру13.
Она может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом руководствуется при построении своей системы. Но главной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.
Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
Основные черты философского мировоззрения:
    концептуальная обоснованность – т.е. последовательное проведение в решении мировоззренческих вопросов исходных, однажды выбранных принципов - их нельзя менять по ходу дела. В эти принципы, конечно, могут вноситься уточнения, они могут быть кардинально пересмотрены, но это требует и пересмотра всех построений, где они были использованы. Обычно такая задача решается уже не самим патриархом от философии, а его продолжателями и оппонентами14;
    систематичность - построение теоретической системы, дающей взаимосогласованное решение всего, или, по крайней мере, основного комплекса мировоззренческих вопросов15;
    универсальность - философия носит обобщенный и даже предельно обобщенный характер, она редко дает ответы на конкретные вопросы, волнующие отдельного человека. Ее назначение - указывать общие направления поиска таких ответов;
    критичность - философское мировоззрение всегда открыто для разумной критики и критического пересмотра любых положений, включая исходные принципы. Но этот пересмотр тоже должен отвечать требованиям обоснованности. Поэтому философия сама является острейшим инструментом систематического сомнения и критики любых положений, претендующих на универсальность.
Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, но так же как и они, она выбирает направление своей деятельности весьма п
и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.