Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 111501
Наименование:
Шпаргалка Шпора, ответы на 2 семестр по курсу История государства и права зарубежных стран
Информация:
Тип работы: Шпаргалка.
Предмет: История.
Добавлен: 21.02.2018.
Год: 2018.
Страниц: 23.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
1. Буржуазное государство: основные институты и модели развития. Новое время – историческая эпоха, охватывающая XVI-XIX вв. и для которой характерны серьезные изменения во всех сферах общественной жизни (модернизация). Модернизация – процесс перехода от одного типа общества (аграрного) к другому (индустриальному). С точки зрения формационного подхода Новое время — это тоже перемены, т.е. переход от феодального общества к буржуазному.
В XVI веке начались ключевые преобразования в Западной Европе, завершились к XIX веку. 1) Духовная сфера – переход от религии к рациональному мировоззрению (наука). 2) Социальная сфера – переход от сословного корпоративного общества к бессословному (ключевой субъект общественных отношений – индивид) 3) Экономическая сфера – переход от натурального хозяйства к рыночному. 4) Политическая сфера – переход от средневеково государства к современному. (Средневековое государство = авторитаризм; Современное государство – демократия).
Изменения происходят не только в Европе, в остальных странах модернизация происходила позже, насильственными методами (догоняющая модернизация). Центральная Европа – XVIII в. Восточная Европа, Азия – XIX век.
Изменения происходили в виде 2х форм: 1. Революция – изменения (нарушение) существующего законодательства. 2. Реформа – изменения в рамках существующего законодательства.
Исторический тип государства – совокупность типичных признаков государства, характерных для какой-либо эпохи. С точки зрения Маркса государство Нового времени – буржуазное. Базисом буржуазного государства является частная собственность на средства производства, основными классами — буржуазия и пролетариат (промышленные рабочие), установлено формальное равенство граждан, но при этом сохраняется их имущественное неравенство. Возникает при разложении феодального строя и становлении капиталистических отношений, и утверждается в результате ряда буржуазных революций.
Тенденция развития - появление национальных государств. Национальное государство – исторический тип государства, возникший в Новое время и существующий до сих пор, при которой целью государства является реализация национальных интересов. Нация – тип крупного устойчивого сообщества, который появился в Новое время.
Подходы, которые объединяют нацию: 1) Французский – единый закон. 2) Немецкий – немецкий язык, немецкая музыка, литература, культура.
Признаки национального государства: 1. Идея национального суверенитета – высшая власть принадлежит народу (зажиточные слои) 2. Развитая система представительства (парламентаризм). 3. Разделение властей – (законодательная и исполнительная) 4. Развитый аппарат управления (появляется бюрократия)
Все национальные государства возникли на фоне борьбы 3х основных социальных групп: 1. Корона (Королевская власть) 2. Земельная аристократия (джентри) 3. Средние слои (крестьянство, большая часть горожан)
• В Англии победила аристократия • Во Франции – средние слои • В Германии - Корона
1. Основные черты, принципы и этапы развития буржуазного права.
Для Нового Времени формируется новый тип права – буржуазное право или современное право.
Черты буржуазного права: 1) Предмет регулирования - исключительно общественные отношения. 2) Основной субъект – индивид (Гуманизм и индивидуализм права). 3) Источник права – закон и судебный прецедент. 4) Структура права: цельность (единство). У каждой страны есть своя национальная правовая система. Эта система связана с отраслевым делением. 5) Ключевой принцип права – законность. 6) Выделен основной закон – конституция.
2. Причины, этапы и итоги Английской революции XVII в.
Английская революция (1640-1660) - социально-политическ й переворот 1640-1660-х годов в Англии, сопровождавшийся гражданскими войнами, казнью короля, провозглашением республики, и закончившийся установлением режима парламентской монархии.
Причины революции: 1. Социальные: - Появление новой социальной прослойки – джентри (буржуазия), выступавшей за изменение существующего строя. - Противоречия между англиканской церковью и идеологией пуританизма 2. Экономические: - Усиление налогового гнёта, таможенные пошлины - Сохранение феодальных повинностей на землю -Рост коррупции 3. Политические: - Роспуск Карлом I парламента, а также отказ выполнять требования вновь собранного парламента в 1640г.
• Этапы Английской революции: I. 1640 – 1642 гг. - Конституционный этап. - 1641г -Великая ремонстрация -Отмена чрезвычайных судов -Согласно Трехгодичному акту обязаны были созывать парламент хотя бы один раз в 3 года. -Серия актов, принятых летом 1641 г., провозгласила неприкосновенность имущества подданных и лишала короля права произвольно налагать различные штрафы -Переход к конституционной (дуалистической) монархии. II. 1642-1649 – Этап гражданских войн. 1) 1642 – 1646 гг. - Первая гражданская война - Поражение короля и его политической группировки. Лидер парламента – Кромвель. 2) 1646 – 1649 гг. - Вторя гражданская война. - Участие в борьбе лавеллеров (уравнителей). Господство армии парламента, создание Совета армии. Суд над Карлом Первым. Провозглашение Англии республикой и свободным государством. III. 1649 – 1653 гг. – Индепендентская Республика. - Верховная власть принадлежит парламенту. Исполнительная власть - Государственному совету. Усиливается борьба внутри индепендентного лагеря, недовольны левеллеры. Лидеры индепендентов стремятся установить диктатуру. IV. 1653 – 1658 гг. - Протекторат Кромвеля - Законодательное оформление военной диктатуры. Смешанное правление (монархия, аристократия (гос-ый совет) и демократия (однопалатный парламент)). Авторитарный режим. V. 1658 – 1660 гг. - Реставрация монархии -Смерть Кромвеля, приемник - сын Ричард. Ричард отстранен от власти Советом офицеров. В 1660 г парламент принимает решение о реставрации монархии и приглашает на престол сына казненного короля Карла II Стюарта.
Итоги: 1) Установился режим ограниченной (конституционной) монархии с сильным парламентом, что закрепило доступ буржуазии к государственной власти. 2) Идеи республиканского устройства, народоправия, равенства всех перед законом, которые несла революция, оказали влияние на историю других государств Европы. 3) Революцией была провозглашена свобода для торговли и предпринимательства, что ускорило развитие капитализма.
4. Законодательство эпохи Английской революции. а) «Великая ремонстрация» 1641 г.
Осенью 1641 г., в условиях обострения внутренней обстановки в стране, падения престижа парламента, начавшегося восстания в Ирландии, Палата общин инициировала конституционное закрепление проведенных преобразований. Королю была представлена обширная петиция под наименованием Великой ремонстрации (1 декабря 1641 г.).
Великая ремонстрация — в Англии программный революционный документ, декларация из 204 статей, принятая парламентом 1 декабря 1641 г. и содержавшая, в частности, требование о политической ответственности должностных лиц перед парламентом. Король отказался утвердить Великую Ремонстрацию. Написал ответ на петицию, где привел аргументы по поводу своей позиции. Король перехватить инициативу политики в свои руки, и издал декларацию о защите короны от парламента и о сборе армии.
Примирение парламента и короля не наступило, что привело к дальнейшей конфронтации.
б) 19 «предложений» 1642 г.
- Документ, с которым парламент 2 июня 1942 г. обратился к королю. В документе предусматривалась ответственность министров перед парламентом, в нем обсуждался также вопрос о реформе церкви, о предоставлении парламенту возможности контролировать внешнюю и внутреннюю политику, наблюдать за воспитанием королевских детей, о предоставлении парламенту права вето при назначении пэров. Речь велась о варианте установления конституционной монархии, однако сам король увидел в этих предложениях намерение лишить его реальной власти. Отказ короля принять "19 предложений" привел к обострению конфликта с парламентом.
в) Акты о ликвидации феодального строя:
1) Ордонанс парламента об упразднении палаты феодальных опек 24 февраля 1646 г. - отмена системы феодальных рыцарских держаний и превращение их в свободные держания "на общем праве", т. е, фактически в частную собственность владельцев. 2) Акт об упразднении Палаты феодальных сборов 27 ноября 1656 - все владения объявляются и признаются законом как свободные обычные владения. 3) Акт об упразднении остатков феодализма и установление акциза 1660 г. г) Парламентские акты 1649 г., которыми упразднили монархию в Англии:
- Постановление Палаты общин об объявлении себя верховной властью английского государства (4 января 1649) - Ордонанс об учреждении суда над королем (8 января 1649) - Парламентарии обосновали эту меру тем, что Карл Стюарт возымел преступное намерение совсем уничтожить старинные законы и вольности Англии, и вместо них ввести управление произвола и тирании. Вследствие чего страна подверглась жестокому опустошению, истощению общественной казны, экономика и торговля пришли в упадок. - Приказ о казни Карла I (29 января 1649) - Акт об отмене королевского звания (17 марта 1649) - Акт об отмене Палаты лордов (19 марта 1649) - «Акт об объявлении Англии свободным государством» от 19 мая 1649 г. - Утвердил республиканскую форму правления.
д) «Орудие управления» 1653 г.
- конституция, принятая в Англии 16 дек. 1653 во время установления протектората Кромвеля. По этой конституции, разработанной Воен. советом, законодательная власть передавалась лорду-протектору (Кромвелю) и однопалатному парламенту, а исполнительная - лорду-протектору и Гос. совету из пожизненно назначенных членов. Для избирателей был введен высокий имущественный ценз. Конституция фактически служила юридическим прикрытием для военной диктатуры, установленной в интересах сохранения господства джентри и буржуазии и закрепления тех завоеваний английской революции, которые были выгодны этим имущим классам.
е) Бредская декларация. Бредская декларация — заявление Карла Стюарта (будущего короля Англии Карла II), подписанное им в 1660 г. в нидерландском городе Бреда, в котором он находился в изгнании. В декларации он обещал амнистию за преступления, совершённые во время Английской революции и междуцарствие для тех, кто признает его как законного короля; сохранение права собственности на имущество, приобретённое в этот период; свободу религии; уплату задолженности солдатам и офицерам и принятие их на службу короне. Декларация подготовила реставрацию Стюартов. 5. «Славная революция» 1688–1689 гг. и оформление конституционной монархии в Англии. Политика Стюартов, которая грозила утратой политического влияния буржуазии и перераспределением церковных земель, захваченных буржуазией и джентри, привела к кратковременному объединению вигов" и тори. Произошел дворцовый переворот 1688 г. с целью замены Якова II другим монархом. Этот переворот получил название "Славная революция". Она завершила оформление компромисса между фактически господствующей в важных сферах жизни общества буржуазией и официально правящей земельной аристократией. Политическая власть в центре и на местах оставалась в руках знатных землевладельцев в обмен на гарантии соблюдения интересов финансовой верхушки буржуазии.
Важнейшим политическим результатом переворота стало утверждение в Англии конституционной монархии, получившей закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. и в Акте об устроении 1701 г.
Билль о правах - правовой акт, принятый в 1689 г., фактически утвердивший конституционную монархию в Англии. Определил положение парламента в системе государственных органов. Утвердил верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики, ограничивая при этом королевскую власть (Приобретение парламентом независимости). Устанавливал некоторые гарантии прав личности против произвола королевской власти. Структура: Преамбула, текст, присяга. Билль запретил: 1) приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия парламента; 2) взимать налоги и сборы в пользу короны без согласия парламента. 3) содержать постоянную армию в мирное время без согласия парламента. Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петициями к королю.
Акт об устроении 1701 - закон, принятый английским парламентом и устанавливавший порядок престолонаследия и формирования отдельных звеньев государственного механизма Великобритании. Согласно данному акту, лица, вступавшие на английский трон, обязаны были принадлежать к англиканской церкви. Акт также устанавливал правило контрасигнатуры (скрепление подписью министра правовых актов, представляемых на подпись королю), министерскую ответственность перед парламентом, фактически закреплял принцип несменяемости судей. Поводом к изданию Акта об устроении послужила кончина бездетного Вильгельма и приглашение на престол ганноверской герцогини Анны.
Итоги: На рубеже XVII-XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в области законодательной власти, признание за парламентом исключительного права вотировать бюджет и определять военный контингент, принцип несменяемости судей. Установленная актами 1689 и 1701 гг. конституционная монархия была дуалистической, поскольку в руках монарха оставалась сильная исполнительная власть и право абсолютного вето в отношении актов парламента.
6. Эволюция государственного строя Великобритании в XVIII–XIX вв. Главными направлениями эволюции британской монархии в течение XVIII в., заложившими основы Вестминстерской модели парламентаризма, были дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной власти - становление "ответственного правительства" (подотчетность правительства парламенту). Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался фактически в номинального главу исполнительной власти. Несколько прецедентов: 1) Король правит, но не управляет. 2) Появление контрасигнатуры и ответственного правительства. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705-1707 гг. о должностях, которые открыли министрам возможности избираться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней кабинет. Стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. Победившая на выборах партия, имеющая такое большинство, формировала кабинет, а другая образовывала в парламенте организованную оппозицию. В течение XVIII в. в принципе сформировались такие черты будущей системы парламентаризма, как партийное правление и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин. В XIX в. Произошло расширение политической системы, демократизация избирательного права, возрастание влияния новых общественных сил на политическую жизнь страны. Парламентаризм стал определяющей чертой государственно-полити еского уклада. Вестминстерская модель основывалась на олигархии. 7. Избирательные реформы и партийная система в Великобритании в XIX в На рубеже XVIII-XIX вв. в Англии происходит бурное развитие промышленности, рост городов, изменение социальной структуры населения. Все большее значение в обществе начинают играть промышленная буржуазия и пролетариат. Однако избирательная система оставалась неизменной с периода феодализма, закрепляя господство в палате общин земельной аристократии и связанной с ней финансовой буржуазии. Под давлением народных выступлений в течение XIX в. в Англии была проведена серия реформ избирательной, системы.
Направления реформ: 1. Снижение ценза 2. Создание новой системы представительства Гнилые местечки — обезлюдевшие в конце XVIII — начале XIX в. деревни и городки в Великобритании, несмотря на утрату своего былого значения, сохранившие полученное ранее представительство в парламенте. Ликвидированы в XIX в. в ходе ряда избирательных реформ. Реформы Мероприятия 1832 г. Более 50 "гнилых местечек" были лишены представительства в парламенте. Тридцати небольшим городам разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам — двух депутатов вместо четырех. Были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы — с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бедных и проживание не менее 6 месяцев в данном избирательном округе. 1867 г. Еще 38 местечек были лишены представительства и увеличены квоты для крупных городов. Был снижен имущественный ценз до 5 фунтов для собственников или арендаторов земли, а также предоставлено избирательное право собственникам или арендаторам жилых домов, нанимателям квартир определенного имущественного качества. Сохранились цензы оседлости (проживания в течение года) и необходимость уплаты налога для бедных 1884-1885 гг. Сделано окончательное продвижение по пути признания всеобщего мужского избирательного права. Право голосовать за депутатов было предоставлено всем собственникам земли или другой недвижимости (с доходом от них не менее 10 фунтов). Избирательное право распространилось в равной степени и на жителей графств и городов. В 1885 г. Были сформированы избирательные округа с представительством строго пропорционально численности населения. Одновременно частично был ограничен принцип «двойного вотума»: избиратель, владеющий собственностью в городе, не мог голосовать в графствах. Победившие на выборах депутаты от округа определялись теперь по мажоритарной системе: мандаты доставались кандидатам, набравшим относительное большинство голосов
Результатами избирательных реформ стали организационная перестройка и оформление ведущих политических партий Англии. (Двухпартийная система) Виги окончательно стали партией промышленной буржуазии, отстаивавшей принципы либерализма. (Либеральная партия) Тори выражали интересы преимущественно землевладельческой аристократий и финансовой верхушки. (Консервативная) В связи с введением порядка регистрации избирателей возникли партийные организации вне парламента "для содействия регистрации". Была централизована предвыборная деятельность партий, упорядочена процедура выдвижения кандидатов, усилена партийная дисциплина голосования в парламенте. В 1867-1868 гг. был основан Национальный союз консерваторов и образован Центральный офис партии. В 1877 г. возникла Национальная федерация либералов. Организация выборов окончательно перешла от правительства к партиям, принцип партийного правления получил свое окончательное оформление, выборы, вели к смене кабинета. 8. Становление и организация Британской империи. Англия до 1714года. После 1714 года была образована Великобритания (союз 3х монархий). Вестминстерская модель – одно из названий ограниченной монархий, которая сложилась в Великобритании в XVIII-XIX веках. Ключевым органом яв-ся парламент. Центр власти сместился от короля к парламенту. Дальнейшее ограничение короля от власти. У короля 1 функция – представительская. Несколько прецедентов: король правит, но не управляет; Контрасигнатура; Ответственное правительство. Вестминстерская модель – прикрытие для олигархов. Британская империя – колониальная. I. этап: XVII -XVIII вв Британия делала упор на Белые (переселенческие колонии); II. этап: XIX - середина XX века. Цветные колонии (колонии в Африке, Азии, где состояло местное население, Индия); III. этап: вторая половина XX века. Британское содружество наций. Формально Британская империя была упразднена. 9. Специфика и этапы развития государственности США. К определению того, что из себя представляла система США существует 3 подхода: 1) Демократия 2) Олигархия 3) Плюрализм США – гибридное правление = сочетание нескольких элементов (тенденций): u Элитарная – усиление роли элиты в политической жизни u Демократическая – усиление роли широких (средних) слоев Основные этапы: 1) Колониальный (1607-1776 гг.) - генезис американской политической системы. 2) Первая революция (1770 е – 1810 е гг.) - образование США. 3) Вторая революция (1820е – 1870 е гг.) - резкая демократизация политического строя США. 4) Консервативный этап (1870 е – 1920 е гг.) 5) Современный этап (1930 е – 1970 е гг.) – демократизация политической жизни, усиление роли государства. 10.Становление государства США в XVIII – начале XIX вв. Главные факторы: u Колониты имеют те же права, что и остальные подданные u Не было сословных структур = формальное равенство колонистов u Развитая традиция самоуправления и представительства (ассамблеи) u В XVIII веке возрастает экономика, «вес» колоний 3 типа колоний: 1) Королевская 2) Частные акционерные кампании 3) Колонии, создавались религиозными общинами В XVIII век колонии попали под королевский контроль. Королевская власть контролировала только исполнительную функцию. Законодательную функцию осуществляли местные жители – ассамблеи. Семилетняя война – траты, которые Англия восполнила за счет колоний. Два варианта: u Гомруль (самоуправление) u Сецессия (отделение) Война за независимость (1775-1783 гг. ) – революция, т.к привела к 2-м серьезным переменам: 1) Независимость – Декларация независимости (1776 г.) 2) Демократизм – доступ к управлению для широких слоев населения (палата представителей)
Форма правления – республика Форма государственного устройства – конфедерация (1777-1789 г.)
В результате были две группы, которые пришли к Великому компромиссу: 1) Создается 2х палатный парламент. Сенат – 2ая палата. Туда выбирают представителей от штата по человека. Каждый штат получил возможность контролировать законодательный процесс. Билль о правах ограничил действия для федерального правительства в жизни горожан.
2е группы элиты: Северные штаты (федералисты) Южные штаты (демократы) – широкие полномочия у штатов Рубеж XVIII – XIX вв: u Формирование федеральных исполнительных органов – департаменты u Формирование судебной системы (закон о судопроизводстве 1789 г.) u Развитие Конгресса – законотворческая процедура + комитеты 11.Конституция США: общая характеристика, основы государственного строя. Причины принятия Конституции: Социальные: • Увеличение конфликтов внутри страны Экономические: • Экономический крах • Необходимость создания национального банка • Проблема финансирования армии при помощи налогов штатов. • Выпуск бумажных денег при отсутствии единого руководства привел к обесцениванию. • Сохранение каждым штатом собственных торговых пошлин, что вызвало анархию в торговле Политические: • Редакция конституции • Некачественное регулирования интересов союза • Кризис центральной власти и управляемости объединения. • Недостаточность статей конфедерации для регулирования действительных интересов союза. • Угроза гражданской войны • Партикуляризм Ход разработки и принятия: В 1786-1787 гг. политические умы элиты выдвинули цельное теоретическое обоснование необходимости сильного национального государства, надежно защищающего интересы верхнего класса. Наиболее весомые аргументы высказали Д. Адамc, А. Гамильтон, Д. Мэдисон. Идеологи элиты обнаружили в США разделение на разнообразные социальные фракции и неустранимые противоречия между ними. При этом основополагающим объявлялось разделение на два класса: "богатые" и "бедные", "меньшинство" и "большинство". Вывод Мэдисона таков: "Наиболее общим и неуничтожимым источником разделения общества на фракции является разнообразное и неравное распределение собственности". С этими настроениями, мотивами и идеями федералисты прибыли на общеамериканский конвент в Филадельфию, который заседал с мая по сентябрь 1787 г. Единодушие проявилось в отношении политической демократии. По убеждению участников конвента, политическая система США как она оформилась в революционный период, привела к "демократическому деспотизму", преследующему цель, как доказывал Мэдисон, ущемить интересы верхнего класса и возвысить малоимущее и неимущее большинство. Очень многие депутаты осуждали демократию с помощью конкретных примеров из законодательной практики собственных штатов. В среде демократов была выдвинута та идея, что конституция может приниматься только в результате непосредственного волеизъявления избирателей. Она получила практическое воплощение в двух штатах - Массачусетсе и Нью-Гэмпшире. Но большую популярность завоевала другая демократическая идея, провозглашавшая, что конституция должна одобряться специально созданным для этой цели конвентом. В 1787 г. демократы единодушно потребовали, одержав в этом вопросе верх, передачи федеральной Конституции для ратификации чрезвычайным конвентам штатов, обладавших более широким представительством в сравнении с обычными легислатурами. Результатом стало то, что проект федеральной Конституции, выработанный умеренными отцами-основателями в Филадельфии был подвергнут на многих конвентах штатов острой критике, а более половины среди них согласились одобрить Конституцию только при условии, что она будет дополнена Биллем о правах (он был принят в 1791 г.). Структура Конституции: Конституция была одобрена конвентом и затем ратифицирована, представляет собой весьма краткий документ. Она состоит из преамбулы и 7 статей, из которых только 4 разбиты на разделы. Сначала идет преамбула, затем 7 статей, которые делятся на разделы и 26 поправок Статьи: I. Посвящен законодательной власти II. Посвящена президенту США и исполнительной власти III. Судебная система IV. Права граждан V. Устройство конгресса VI. Признание конституции верховным правом VII. Ратификаця Принципы государственного строя, закрепленные в Конституции: 1) Принцип разделения властей. 2) Республиканская форма правления предусматривалась как для общего государства, так и для отдельных штатов. 3) Принцип федеративного Государственного устройства. 4) Конституция признавалась верховным правом страны (наряду с международными договорами). 5) Идея автономии человека как личности и собственника по отношению к государству составила один из краеугольных принципов. Законодательная власть Исполнительна власть Судебная власть Законодательную власть в США осуществляет конгресс который состоит из двух палат (сенат и палата представителей). Обе палаты формировались на основах выборов, но существовал возрастной ценз и ценз оседлости. Полномочия конгресса: 1) право устанавливать налоги, сборы пошлины; 2) регулирование торговлей и финансовой системой; 3) армия и флот. Конгресс имеет возможность применить против президента и любого другого высшего должностного лица процедуру импичмента, когда Конгресс превращает себя в судебное учреждение, в котором нижняя палата выдвигает и обосновывает обвинение, а верхняя выносит решение после надлежащей правовой процедуры судебного разбирательства. Президент в свою очередь наделен Конституцией законной возможностью отложить введение нежелательного ему законопроекта или резолюции. Его отлагательное вето может быть преодолено повторным голосованием обеих палат и поддержкой повторного решения большинством в 2/3 голосов. Особые возможности для сдерживания произвола Конгресса или президента, а также других властных учреждений государства были присвоены Верховным судом с помощью прецедента. Исполнит льную власть осуществляет президент. Он избирается на 4 года особой коллегией выборщиков. Президентом США может только гражданин США, родившийся на территории США, старше 35 лет с особым цензом оседлости. Так же конституция учреждала должность вице-президента. Полномочия президента: 1) глава государства и глава правительства; 2) главнокомандующий армией и флотом; 3) руководит текущим управлением страной; 4) с согласия сената в праве заключать международные договоры; 5) обладает правом законодательного вето (преодолеть которое палаты могут только квалифицированным большинством в 2/3 (две трети) голосов); 6) гарант законности, целостности и безопасности страны. Судебная власть представлена самостоятельной судебной системой. Общефедеральную систему возглавляет верховный суд США, так же предусматривается суд присяжных. Так же конституция вводила систему сдержек и противовесов (каждая ветвь власти обладает некоторым правом влиять на другую - президент может наложить вето на законы конгресса, конгресс в свою очередь может преодолеть вето, конгресс может возбудить дело против президента и т.д.). Судебная власть обладает правом контроля над любой властью. Главная цель сдержек и противовесов - не позволить ни одной ветви власти узурпировать гос. власть в целом.
Система сдерживающего контроля и взаимного уравновешивания в случае опасного дисбаланса властей нашла воплощение в следующих приемах и средствах организационного и конституционно-правов го (процедурного и властно-полномочного характера. • Все три ветви власти организуются и функционируют на основе несовпадающих правил и принципов и тем самым облекаются неодинаковыми властными возможностями. Американский парламент (Конгресс) состоит из двух палат, одна из которых (палата представителей) избирается всего на два года (вначале в нее входили лишь мужчины из числа собственников, но не негры и не индейцы). Вторая палата (сенат) формировалась вначале законодательными собраниями штатов. Срок ее полномочий был в 3 раза больше — 6 лет. Президент избирался на 4 года и несколько иным, косвенным путем — при помощи коллегии выборщиков, выдвинутых и избранных населением каждого штата. Члены Верховного суда (вначале 5, затем 9 членов) занимали свои должности пожизненно и назначались на должность президентом, но уже под контролем сената: по каждой кандидатуре необходимо согласие сенаторов ("совет и согласие сената") общим числом в 2/3 голосов палаты.
Президент
Конгресс суд
12.Поправки к Конституции США в XVIII–XIX вв. Причины создания Билля о правах: • Отсутствие в тексте Конституции гражданских прав и обязанностей, как принципов образования государства; • Некоторые штаты не хотели подписывать конституцию без принятия данного акта. Права и свободы граждан, которые закрепил Билль: • Свобода вероисповедания; • Право хранить и носить оружие; • Право на неприкосновенность жилища, личности, бумаг; • Право на суд; • Право на предъявление обвинения, доказательств Билль частично ограничивал права государства, особенно судебной власти, в отношении граждан, а также запрещал государству напрямую принимать законы, противоречащие правам человека. Причины принятия поправок: • заполнение пробелов конституционного регулирования • необходимость дополнения принятого текста Конституции положениями о гражданских правах. Причиной принятия поправок второй волны: • являются итоги гражданской войны • равные права независимо от расы и цвета кожи (происходит развитие демократизма) Содержание: • Отмена рабства • Предоставление чернокожему населению страны избирательного права и запрещается принятие каких-либо законов, дискриминирующих какую-то группу населения. • Уравнивание в правах негров с белыми гражданами • К концу XIX в. принимаются также законы, уравнивающие в правах мужчин и женщин. Историческое значение поправок: Первыми в мире провозгласили полное равенство населения страны, вне зависимости от национальности, расы, пола. 13.Эволюция государственного строя США в XIX – начале XX вв. Ключевые моменты: 1) территориальный рост США а) колонизация территорий б) покупка земли в) захват
2) Быстрый рост населения = массовая эмиграция; - урбанизация (быстрый рост городов на Восточном побережье) - быстрое основание новых территорий (фронтир)
3) Дальнейшая демократизация политической системы - 2 этапа: а) Джексоновская демократия (1820-1840е гг.) u демократизация избирательного права u возникновение партий = демократы (1848 г.) и республиканцы (1854 г.)
Но: нарастают противоречия между Севером и Югом.
б) Гражданская война и Реконструкция (1850 – 1870 гг.) - 13(запрет рабства, 1865 г.) - 14 (предоставление гражданства любому лицу, 1865 г.) - 15 (запрет на ограничение активного избирательного права, 1870 г.) - Гомстед – акт (1863 г.)
После реформ начинается Консервативный этап (1870 е – 1920 е гг.) Причины: 1. Слишком радикальная Выход – введение ограничений для цветного населения на уровне штатов (Законы Джима Кроу). 2. Усиление финансово – промышленной элиты (Морганы, Рокфеллеры, Мелоны) = монополии. Контроль над политическими структурами: u Финансирование политических партий (боссизм) u Подконтроль СМИ u Продвижение «своих» людей в легислатуры и конгресс u Контроль исполнительных органов
14.Специфика и этапы развития американского права. Черты американской правовой системы: • развитие американского права идет на двух параллельных уровнях - федерации и штатов; • более значительная, чем в Англии, роль нормативных правовых актов во главе с Конституцией США, имеющей высшую юридическую силу как по отношению к статутам, так и по отношению к прецедентам; • большая степень систематизации американского права, в отличие от казуистичности английского права; • применение принципа судебного контроля за конституционностью законов, отсутствующего в английском праве. • Преобладание общего права; • Сочетание правовых систем разных стран; • Узаконивание рабства; • Наказания за нарушения морального характера. На формирование американского права повлияли, в первую очередь, английская и французская правовые системы. В меньшей степени – испанская. Источники американского права: 1) Общее прецедентное право. 2) Законы, или статуты, издаваемые Конгрессом. (Статутное право) 3) Законодательство штатов. 4) Конституция США и конституции штатов. 5) Подзаконные акты, издаваемые исполнительной властью (административное право).
Этапы правовой системы США: 1) Первый этап - один из самых длительных (более 150 лет) и самых сложных - продолжался с момента образования английских колоний на территории США и до завоевания независимости американскими штатами (1776 г.) и получил название "колониального периода". Теоретически Британия полностью контролировала жизнь колоний, но в действительности британцы были слишком далеко, чтобы осуществлять эффективный контроль. Поэтому большую часть своей истории колонии в значительной мере развивались вне зависимости от Англии. 2) С момента завоевания независимости и принятия федеральной Конституции начинается новый этап в истории права США - период формирования собственно американского права - права суверенного государства. Право представляло собой право отдельных колоний. Прямое заимствование английского права все более ослабевало, вытесняемое местными традициями и потребностями развития американского общества, что в конечном итоге привело к созданию в Новом Свете американской версии английского общего права. 3) Пограничной чертой, определившей начало очередного периода в истории американского права, явилась Гражданская война 1860 - 1865 годов. Она разделила историю права США на две части: до и после (вплоть до настоящего времени). Причем изменения, произошедшие в американском праве после Гражданской войны, касались не только его содержания (хотя здесь они были наиболее существенны), но и в определенной степени его формы и системы, которые к этому времени уже приобрели достаточно четкие очертания. 15.Французская буржуазная революция: причины, этапы, итоги. Французская буржуазная революция – 1789-1794/1799 гг.
Причины (2 подхода): I подход (традиционный): главная причина французской революции – противостояние феодализма в лице короля и буржуазии II подход (современный): 1. главная причина – конфликт внутри французской элиты (существовало 2 группировки: одна связывалась с королевской властью, другая хотела взять власть в свои руки) 2. во Франции существовала целая сеть философов-публицисто , которые выпускали литературу, журналы, буклеты, что являлось мощной пропагандой против короля 3. экономические трудности. Этапы: 1. Конституционная монархия июль 1789 – август 1792 монархисты и фельяны 2. Жирондистская республика август 1792 – июнь 1793 жирондисты и метаньяры 3. Якобинская диктатура июнь 1793 – июль 1794 якобинцы 4. Термидорианский период (Директория) июль 1794 – ноябрь 1799 «болото»
Итоги революции для Франции: Благодаря революции французское общество получило свободу в двух вещах: 1. возможность участвовать в политической жизни, выбирать представителей – отсюда укрепилась идея демократии 2. в частной собственности
Итоги революции для Европы: 1. идея демократии стала основной 2. остальные европейские страны стали подражать Франции
16.Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Декларация прав человека и гражданина – важнейший политико-правовой акт Великой французской революции, принятый 26 августа 1789 г. Учредительным собранием. Провозгласила уничтожение основ «старого режима» (сословных привилегий) и утверждение народного суверенитета, принципов буржуазного судопроизводства и уголовной политики.
Источники Декларации: * Великая хартия вольностей 1215г. * Билль о правах 1689г. * Декларация независимости США 1776г. * декларации французских Генеральных штатов * идеи французских просветителей XVIII века
Права и свободы, провозглашенные в Декларации: • свобода и равенство людей • в качестве естественных и неотъемлемых прав признаются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению • нация – источник суверенитета • свобода вероисповедания • свобода печати • неприкосновенность собственности и т.д.
Принципы нового государства: * носителем высшей власти признается народ * разделение властей и т.д.
Принципы правосудия: u неприкосновенность личности u презумпция невиновности u равенство перед судом
Значение Декларации: 1. географическое – Декларация заложила основу всей правовой системы Франции 2. временное – Декларация имела огромное временное значение, т.к. в последующем на ее основе создавались другие правовые акты
17.Законодательство эпохи Французской революции.
Декларация 1789г. Декларация прав человека и гражданина – важнейший политико-правовой акт Великой французской революции, принятый 26 августа 1789г. Учредительным собранием. Провозгласила уничтожение основ «старого режима» (сословных привилегий) и утверждение народного суверенитета, принципов буржуазного судопроизводства и уголовной политики.
Конституция 1791г. Первая конституция Франции была принята Учредительным собранием 3 сентября 1791г. Она реализовала многие положения, закрепленные в Декларации 1789г. Форма правления – конституционная монархия. Форма государственного устройства – унитарное государство. Политический режим – формально демократия (однако избирательная система, например, была цензовой и многоступенчатой).
Конституция 1793г. Новая конституция была одобрена на референдуме (плебисците) и принята Национальным конвентом 24 июня 1793г. Декларация 1793г. отличалась от Декларации 1789г. тем, что закрепляла право народа на восстание. Форма правления – парламентская республика. Форма государственного устройства – унитарное государство. Политический режим – демократия (введено всеобщее и прямое избирательное право для мужского населения в возрасте 21 года).
В 1791г. был принят Закон Ле-Шапелье, запрещавший создание каких-либо профессиональных объединений. В 1793г. с целью обеспечения поддержки якобинской диктатуры были утверждены ряд декретов (Декрет против спекуляции, Декрет об установлении максимума цен и заработной платы, Декрет об установлении единого максимума на всей территории Республики).
Конституция 1795г. После прихода к власти термидорианцев 22 августа 1795г. Национальным конвентом была принята новая конституция. Конституция сопровождалась Декларацией, которая включала не только права, но и обязанности граждан. Форма правления – парламентская республика. Форма государственного устройства – унитарное государство. Политический режим – демократия.
18.Консульство и Первая империя во Франции. Бонапартизм.
Этапы: 1. 1799-1804 – период Консульства 2. 1804-1814 – период Первой империи
9 ноября 1799г. произошел военный переворот под руководством Наполеона Бонапарта. В результате управление страной было передано в руки трех консулов. 13 декабря 1799г. была принята новая конституция, которая уже не содержала Декларацию прав человека и гражданина. По конституции наиболее широкий круг полномочий принадлежал первому консулу, т.е. Бонапарту. В 1802г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом. В соответствии с Органическим сенатус-консультом от 18 мая 1804г. первому консулу был присвоен титул императора Наполеона I. Форма правления – формально республика, но фактически монархия. Форма государственного устройства – унитарное государство. Политический режим – авторитаризм.
При Наполеоне реальная власть переместилась в систему исполнительной власти, связанную с министерствами. Было создано ряд новых министерств, большое значение в которых отводилось профессиональной подготовке кадров.
Бонапартизм – общее название для авторитарного владения, действующего в условиях политической нестабильности (революция, серьезные проблемы в обществе, переходный период).
Наполеон Бонапарт на рубеже XVIII-XIX вв. установил авторитарный режим правления во Франции. У Бонапарта было три «козыря»: 1. армия 2. игра в демократию 3. яркая популярная личность
Итоги бонапартизма: * позволил успокоить Францию * позволил провести реформы (центрального управления, правоохранительных органов, по кодификации законодательства)
19.Становление буржуазного права во Франции. Кодекс Наполеона 1804 г.
Французская буржуазная революция разрушила феодальное право Франции и заложила основы новой правовой системы. Основным источником права был признан закон. После утверждения у власти крупной буржуазии правительство приступило к широкомасштабной кодификации всего французского права.
С 1804 г. по 1810 г. было издано 5 кодексов (гражданский, уголовный, торговый, гражданско-процессуал ный и уголовно-процессуальн й), охвативших все основные для того времени отрасли права.
Гражданский кодекс (кодекс Наполеона) вступил в силу 21 марта 1804г.
Источники ФГК: u римское право u французское обычное право (обычаи - кутюмы) u труды французских юристов и просветителей
В основу ФГК была положена институционная система, восходившая к «Институциям» Юстиниана. Кодекс был разделен на 3 части: лица, вещи, обязательства.
1. Субъекты гражданско-правовых отношений Субъекты гражданского права – только физические лица. В кодексе отсутствовало понятие юридического лица. Полной правоспособностью наделялись только французские граждане. Существовал институт гражданской смерти – лишение всех гражданских и политических прав. Гражданская дееспособность наступала в 21 год.
2. Институт собственности Право собственности – право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом с тем, чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами и регламентами. Классификация вещей: * движимые * недвижимые Формы собственности: * индивидуальная (частная) * государственная (общественное обладание) * коммунальная
3. Обязательственное право Договор – соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо. Принципы договорного права: • согласие сторон • законность договоров • обязательность договоров
4. Регулирование брачно-семейных отношений Тип брака: гражданский брак; моногамная семья. Брак рассматривался как договор, условиями действительности которого являлись: * достижение брачного возраста (для мужчин - 18, для женщин - 15 лет) * взаимное согласие супругов * отсутствие другого брака * согласие родителей для детей, не достигших определенного возраста (сын - 25 лет, дочь - 21 год) * отсутствие близкой степени родства или свойства Условия расторжения брака: * смерть одного из супругов * развод в законном порядке * уголовная ответственность одного из супругов в виде гражданской смерти В правах и обязанностях наблюдалось неравноправие женщины. Устанавливался режим общности супружеского имущества (все движимое и недвижимое имущество, которым супруги владели до и после заключения брака). Однако правом управления совместной собственностью был наделен исключительно муж.
5. Наследственное право Наследование осуществлялось: u по закону u по завещанию Однако завещательная свобода была ограничена. Закон в первую очередь защищал интересы законных наследников. 20.Уголовное право Франции на рубеже XVIII–XIX вв.
Принципы уголовного права Франции: * законность * презумпция невиновности * бессословный суд
Уголовный кодекс был принят Государственным советом в 1810г. и вступил в силу в 1811г. В УКФ проводилась идея равенства лиц перед уголовным законом, вводились ясные критерии преступления, четко очерчивался круг наказаний.
Источники УКФ: u УКФ 1791г. u УКФ 1795г.
Структура УКФ: 1. общая часть 2. особенная часть
Под преступлениями понимались деяния, которые запрещены законом. Преступные деяния делились на 3 группы: • преступления, которые карались мучительными или позорящими наказаниями • проступки, наказывавшиеся исправительными мерами • нарушения, за которые были предусмотрены полицейские наказания
Элементы состава преступления: Субъект: физические лица. Объект: государство, конституция, общественный порядок, личность, имущество. Субъективная сторона: различались умышленные и неумышленные преступления. Объективная сторона: * соучастие – подстрекательство и пособничество; * смягчающие обстоятельства – малолетство (до 16 лет); * отягчающие обстоятельства – рецидив; * исключающие вину обстоятельства – безумие, крайняя необходимость.
Виды преступлений: * против государственной безопасности (заговор, смута, применение вооруженных сил) * против конституции * против общественного спокойствия (подкуп должностных лиц, мятеж) * против личности (убийство, отравление, нанесение ран и ударов) * против собственности (кража, банкротство, мошенничество)
Цель наказания: устрашение.
Система наказаний: 1. мучительные и позорящие • смертная казнь • пожизненные каторжные работы • депортация • срочные каторжные работы • смирительный дом (т.е. тюрьма строгого режима) • только позорящие – выставление у позорного столба в ошейнике, изгнание, гражданская смерть 2. исправительные • тюремное заключение на определенный срок в исправительном заведении • временное лишение некоторых прав • штраф 3. полицейские наказания • тюремное заключение • денежный штраф • конфискация определенных предметов, на которые наложен арест
21.Французское государство в XIX в.: особенности и этапы развития.
Этапы: 1. Легитимная монархия 1814-1830 к нституционная монархия 2. Июньская монархия 1830-1848 к нституционная монархия 3. Вторая республика 1849-1851 смешанная республика 4. Вторая империя 1852-1870 ко ституционная монархия 5. Третья республика 1871-1940 парламентская республика
Особенности: O Нестабильность в XIX веке связана с борьбой монархистов и республиканцев. У французов было два главных ориентира – свобода (идеал республиканцев) и порядок (идеал монархистов). На протяжении XIX века ведущей группировкой были монархисты, составлявшие большинство, и стремившиеся создать сильное государство. O До конца XIX века Франция оставалась аграрной страной, основу населения составляли крестьяне (крестьяне по определению монархисты). Но к концу XIX века в политике произошли серьезные изменения, связанные с развитием коммуникаций. Теперь даже деревни были втянуты в политическую жизнь.