Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 113269
Наименование:
Методичка Планирование на предприятии
Информация:
Тип работы: Методичка.
Предмет: Эконом. предприятия.
Добавлен: 09.07.18.
Год: 2014.
Страниц: 26.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»
Кафедра №17 «Экономика»
Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовой работы по дисциплине «Планирование на предприятии»
Санкт-Петербург - 2014 ? СОДЕРЖАНИЕ
I. Цель курсовой работы 3 II. Содержание курсовой работы 3 III. Оформление курсовой работы 9 IV. Методические указания по разделам курсовой работы 10 V. Анализ финансового положения предприятия 11 VI. Планирование доходов и поступлений средств 13 VII. Планирование расходов и отчислений 18 VIII. Проверка финансового плана 23 IX. Заключение 24 X. Список использованной литературы 25
I. ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Курсовая работа «Планирование финансовой деятельности предприятия» выполняется студентами специальности «Финансовый менеджмент» в соответствии с учебной программой дисциплины «Планирование на предприятии». Цель выполнения курсовой работы - закрепление студентами полученных теоретических знаний и приобретение практических навыков в самостоятельном решении вопросов планирования производственной деятельности авиапредприятий. В курсовой работе студент должен показать умение правильно и последовательно выполнять планово-экономически расчеты, доказывать их правильность, оценивать принятые допущения, четко и убедительно формулировать и обосновывать соответствующие предложения и выводы.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Финансовое планирование на предприятии – это планирование всех видов и направлений расходования денежных средств для обеспечения его дальнейшего развития. Его необходимость обусловлена тем, что непрерывное функционирование организации любой формы собственности невозможно без наличия соответствующих резервов финансовых ресурсов, используемых для приобретения сырья, материалов, товаров, других ценностей, уплаты налогов, выполнения иных финансовых обязательств перед поставщиками, заказчиками, членами коллектива. Необходимо прогнозировать движение этих средств, планировать поступление ресурсов, их наиболее целесообразное распределение. Финансовое планирование осуществляется посредством финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. В условиях рынка, когда от финансовых возможностей предприятия во многом зависят непрерывность производства, его конечные результаты, особое значение приобретает организация финансового планирования в низовых звеньях, т.е. непосредственно на предприятиях. Финансовый план как заключительный раздел внутрифирменного плана включает ряд самостоятельных форм балансов, позволяющих в денежном выражении обосновать и обобщить результаты намечаемых мероприятий в других разделах плана. Однако финансовые задания не являются только пассивным отражением этих разделов, а активно воздействуют на эффективность планируемых экономических и социальных решений. Достигается это посредством применения прогрессивных форм аккумуляции источников финансирования, распределения всех ресурсов, стимулирования их эффективного использования. Финансовый план предприятия – это документ, отражающий объём поступления и расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направлений расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период. Рыночная экономика существенно изменила методологию финансового планирования, место и роль финансов в хозяйственном механизме управления предприятием. Усилилась их стимулирующая роль в повышении эффективности производственно-хозяй твенной деятельности. Финансовые планы перестали носить директивный характер. Процессы формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов стали прерогативой самих предприятий. Новая методология финансового планирования и контроля упорядочила финансовые взаимоотношения между субъектами хозяйствования и бюджетом. В этом отношении процедура финансового планирования упростилась. Следует отметить, что неправомерно отождествлять такие категории, как планирование финансов и финансовое планирование. Планирование финансов – это такая форма планирования деятельности предприятия, в которой финансовые ресурсы являются объектом планирования. Объектом финансового планирования служат производственные ресурсы, а финансовые инструменты, такие как доходы, расходы, прибыль, цена, фонды финансовых ресурсов, являются средством планирования. Необходимость дополнить планируемые показатели использования производственных ресурсов финансовыми показателями, характеризующими эффективность конечной деятельности структурных подразделений предприятия, привела к появлению бюджетирования. С определенной степенью условности можно сказать, что бюджетирование – это и есть финансовое планирование. Планирование финансов охватывает широкий спектр финансовых отношений: • предприятий и различных субъектов хозяйствования в процессе реализации продукции (работ, услуг) и при коммерческом кредитовании; • собственников предприятия, трудовых коллективов и отдельных работников при оплате труда персонала предприятия; • субъектов хозяйствования, входящих в объединение, и самого объединения, а также между субъектами хозяйствования и хозрасчетными подразделениями внутри их при формировании и распределении централизованных фондов финансовых ресурсов, предназначенных для решения общих задач; • предприятий, объединений и государственного бюджета при внесении платежей в бюджет, внебюджетные фонды и получении ассигнований из бюджета; • предприятий и коммерческих банков при получении и погашении ссуд и при уплате процентов за кредит; • предприятий и страховых организаций при страховании имущества предприятий. Финансовый план упорядочивает эти отношения, позволяет заранее предвидеть финансовые результаты деятельности предприятия и так организовать движение финансовых потоков, чтобы они служили достижению целей, предусмотренных стратегическим и тактическим планами. Основная цель планирования финансов состоит в том, чтобы сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансовыми возможностями. В процессе планирования финансов решаются следующие задачи: • определяются источники и размеры собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы и др.); • принимаются решения о необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов; • определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах, устанавливаются оптимальные для конкретной ситуации пропорции распределения ресурсов на внутрихозяйственные нужды или вложение их в другие предприятия и организации с целью получения дивидендов, процентов, прибыли; • уточняется целесообразность и экономическая эффективность планируемых инвестиций; • выявляются резервы рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности, получения прибыли; • определяются финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, банками, вышестоящими организациями. Для составления финансового плана предприятия используют множество различных отчетных и плановых показателей хозяйственно-финансов й деятельности, технико-экономически норм и нормативов. Основными исходными материалами для составления финансового плана служат: • утвержденные на планируемый год финансовые задания и показатели бизнес-плана (объем производства и реализации продукции, прибыль, объем капитальных вложений и др.); • бухгалтерская и статистическая отчетность; • действующие общегосударственные и ведомственные нормы и нормативы (ставки налоговых платежей и процентов за кредит, нормы амортизационных отчислений и т.д.). Расширение прав предприятий в планировании финансов, активное внедрение самофинансирования в низовых звеньях, установление тесной зависимости финансовых возможностей экономического и социального развития предприятий и материального стимулирования работников от конечных финансовых результатов работы резко усилили их ответственность за составление и выполнение финансовых планов. Переход к рыночным отношениям требует повышения уровня финансового планирования на предприятиях, привлечения к этой работе широкого круга специалистов. Финансовое планирование на предприятии осуществляется планово-экономически и финансовым отделами. Самостоятельные финансовые отделы (управления) создаются, как правило, на крупных и средних предприятиях. В состав отдела могут входить подразделения (сектор, бюро, группа) финансового планирования, анализа финансово-хозяйствен ой деятельности, организации расчетов, инкассации, кассовых операций и др. В отечественной практике планирования финансовый план отражает те денежные потоки, которые характеризуют конечные финансовые результаты, например, прибыль, амортизация, налоги, уплачиваемые из прибыли и т.д.. Финансовый план предприятия составляется в виде баланса доходов и расходов, а также расчетных форм для определения статей баланса. Баланс доходов и расходов состоит из следующих разделов: • доходы и поступления средств; • расходы и отчисления средств; • платежи в бюджет; • ассигнования из бюджета. Финансовый план составляется на основе: • фактических данных бухгалтерского баланса на 1-е число планируемого периода, а также за 2-3 года, предшествующих планируемому периоду; • показателей плана производства и реализации продукции; • сметы затрат на производство или свода расходов предприятия на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг; • сметы затрат на содержание объектов социальной и культурно-бытовой сферы предприятия; • данных об объемах планируемых инвестиций и капитальных вложений; • сведений о движении основных фондов и оборотных средств; • расчетов отпускных цен; • норм амортизационных отчислений; • нормативов собственных оборотных средств; • ставок платежей в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды; • лимитов расходов по отдельном статьям, например на фирменную одежду, представительские и командировочные расходы, плата за выбросы вредных веществ в окружающую среду; • результатов анализа выполнения плана за предшествующий период; • условий расчетов с покупателями продукции, поставщиками материальных ресурсов, с банком по ссудам, с бюджетом по налогам. Алгоритм составления финансового плана включает следующие этапы: • анализ финансового положения предприятия; • планирование доходов и поступлений; • планирование расходов и отчислений; • проверка финансового плана (баланс доходов и расходов). Основные задачи анализа финансового положения предприятия это: • определение меры влияния объективных и субъективных факторов на финансовые результаты деятельности предприятия; • оценка финансового положения предприятия и факторов его изменения; • оценка работы предприятия и его структурных подразделений по выполнению показателей финансового плана; • анализ соблюдения финансовой, расчетной и кредитной дисциплины; • выявление резервов повышения рентабельности и разработка мероприятий по использованию выявленных резервов. В процессе финансового анализа исследуются: • наличие, состав и структура средств предприятия, причины и последствия их изменения; • наличие, состав и структура источников средств предприятия, причины и последствия их изменения; • состояние, структура и динамика изменения долгосрочных активов; • дебиторская задолженность; • эффективность использования средств. В конечном счёте такой анализ должен позволить прогнозирование возможных финансовых результатов исходя из реальных условий хозяйственной деятельности в планируемом периоде.
III. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа оформляется в виде пояснительной записки, включающей графический, табличный и иллюстративный материалы. Рекомендуется следующий порядок размещения материала в пояснительной записке: титульный лист, оглавление, исходные данные, разделы курсовой работы, литература, приложения. Пояснительная записка оформляется на бумаге стандартного формата (210х297) на одной стороне листа, четко и разборчиво, с оставлением полей; все страницы должны быть пронумерованы; сокращение слов, кроме общепринятых, не допускается. Исходные данные включают все исходные данные из всех источников, которые используются для расчетов. Результаты расчетов оформляются в виде таблиц, формы которых прилагаются, и снабжаются выводами и пояснениями. Расчетные формулы не приводятся. Графический и иллюстративный материал должен иметь название, соответствующий номер, и сопровождаться пояснениями. Общий объем курсовой работы – 50 страниц. Заканчивается работа списком использованной литературы. Пояснительная записка проверяется руководителем, после чего проводится ее защита. По результатам защиты принимается решение о допуске к экзамену по дисциплине. При обнаружении руководителем грубых ошибок, неполного объема или низкого качества оформления работа возвращается для исправления. По результатам выполнения и защиты курсовая работа оценивается по следующим критериям: 1) степень соответствия объема и содержания работы заданию на курсовую работу; 2) оформление пояснительной записки; 3) качество выполнения графической части; 4) правильность и глубина выводов по результатам расчетов; 5) правильность ответов на вопросы, поставленные руководителем в ходе защиты курсовой работы.
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗДЕЛАМ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа включает выполнение следующих разделов: 1. Введение - обосновывается актуальность темы работы, формулируется его цель и задачи. 2. Исходные данные (баланс и другая финансовая информация) 3. Анализ финансового положения предприятия (глава 5). 4. Планирование доходов и поступлений средств (глава 6) 5. Планирование расходов и отчислений (глава 7) 6. Проверка финансового плана (глава 8) 7. Выводы и заключение. 8. Список используемой литературы.
V. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Финансовое положение характеризуется системой таких показателей, как текущая и перспективная платежеспособность, оборачиваемость, наличие собственных и заемных средств, эффективность их использования и др. Финансовый анализ, проводимый в процессе обоснования плановых решений, имеет свои особенности. Начинается он с анализа активов предприятия. В процессе анализа активов предприятия исследуется их наличие, состав, структура, динамика. Выясняется, насколько увеличилась или уменьшилась общая сумма средств предприятия в предплановом году, как изменилось распределение средств между долгосрочными и текущими активами. Особый акцент необходимо сделать на анализе структуры текущих активов. Следует установить, как изменился в структуре удельный вес материальных оборотных средств (производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, товаров отгруженных); денежных средств (наличности, краткосрочных ценных бумаг); дебиторской задолженности и прочих активов (расходов будущих периодов и др.). Важное место при анализе текущих активов отводится дебиторской задолженности, поскольку она является иногда значительной частью оборотных средств. Здесь необходимо изучить изменение как абсолютной суммы, так и структуры дебиторской задолженности. В ходе анализа необходимо установить возможность возврата дебиторской задолженности в планируемом периоде. В процессе анализа пассивов должна быть дана оценка собственных и заемных источников средств предприятия: насколько они выросли или уменьшились, как изменилось их соотношение. Важной составляющей анализа является установление соответствия долгосрочных и нематериальных активов источникам их покрытия, а также изучение источников финансирования текущих активов. Заканчивается анализ пассивов оценкой кредиторской задолженности. Необходимо четко сформулировать причины ее возникновения, а также сделать сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности на начало планируемого периода и наметить мероприятия по их снижению. В заключение анализа финансового положения проводится оценка платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия. Платежеспособность может быть оценена с помощью показателей — коэффициентов: • текущей ликвидности; • критической ликвидности; • абсолютной ликвидности; • обеспеченности собственными средствами; • восстановления (утраты) платежеспособности и др. Финансовая устойчивость отражает перспективную платежеспособность предприятия, что очень важно для планирования финансов, и оценивается рядом коэффициентов, характеризующих соотношение заемного, собственного и общего капитала. Финансовую устойчивость характеризуют следующие показатели: • удельный вес заемных средств в общем капитале; • удельный вес заемных средств в собственном капитале; • доля привлечения долгосрочных кредитов и займов для финансирования активов наряду с собственными средствами; • коэффициент маневренности собственных средств; • коэффициент накопления амортизации; • коэффициент соотношения реальной стоимости основных средств к общей сумме средств; • коэффициент соотношения реальной стоимости основных средств и материальных оборотных с общей суммой средств; • способность предприятия оплатить проценты по кредитам.
VI. ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И ПОСТУПЛЕНИЙ СРЕДСТВ
Планирование доходов и поступлений средств осуществляется на основе расчетов движения денежных потоков предприятия на планируемый период. Источниками доходов и поступлений средств предприятия являются: • прибыль от производственно-хозяй твенной деятельности; • амортизационные отчисления; • финансовые ресурсы, мобилизуемые в процессе строительства (плановые накопления по работам, выполняемым хозяйственным способом), а также мероприятия по снижению себестоимости этих работ, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве; • устойчивые пассивы (кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия); • средства от продажи ценных бумаг, финансовых операций с временно свободной денежной массой; • паевые, членские взносы членов трудового коллектива, юридических и физических лиц; • долгосрочные банковские кредиты; • займы; • пожертвования и благотворительные взносы; • поступления от долевого участия в строительстве. Рассмотрим методику планирования основных источников доходов и поступлений. Прибыль. План по прибыли рекомендуется составлять: в ценах и условиях планируемого периода; ценах и условиях, сопоставимых с предыдущим годом; действующих ценах и условиях. Для полного и всестороннего учета влияния изменения цен, использования отчетных данных предыдущего года и обеспечения соответствия между перспективным и текущими планами предприятия расчеты прибыли первоначально должны выполняться в ценах и условиях предыдущего года, а для сопоставления с перспективным планом необходим расчет и в ценах, принятых в перспективном плане. Одновременно целесообразно определить влияние изменения цен, тарифов, условий оплаты труда и других подобных факторов на издержки производства и прибыль. Общий объем плановой прибыли от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается как сумма прибыли по всем видам продукции. Использование метода прямого счета при планировании прибыли предусматривает наличие на момент расчетов широкого круга различных данных. Однако динамизм внешней среды, неопределенность экономической ситуации иногда не позволяют прогнозировать некоторые экономические параметры, влияющие на финансовые результаты, с достаточной степенью достоверности. В этих случаях приходится довольствоваться оценочными расчетами прибыли, выполняемыми на базе достигнутого уровня прибыли и прогнозируемого процента инфляции. Прогнозируемый объем прибыли (Пб) рассчитывается по формуле: Пб = Пбо · I и , где Пбо - фактическая прибыль, полученная в отчетном году; I и - прогнозируемый годовой индекс инфляции. Эффективным средством прогнозирования прибыли, особенно в зарубежной практике управления, являются графики рентабельности, учитывающие сложные взаимосвязи между издержками, объемом реализации, прибылью и ценой. Они позволяют ответить на ряд сложных вопросов: «Что случится с прибылью, если выпуск уменьшится?», «Что будет с прибылью, если цена увеличится, издержки снизятся, а объем реализации упадет?» Зависимость, отражаемая на графике рентабельности, основывается на целом ряде важных допущений: издержки могут быть разделены на перемен-ные и постоянные; переменные издержки прямо пропорциональны объему производства, и это отношение не меняется; продажная цена остается постоянной, как остается постоянным и общий уровень цен. Если выпускаются различные виды продукции, то делается допущение о том, что структура производства остается неизменной. Исходят также из того, что уровень производительности не меняется, что имеется надлежащая синхронизация производства со сбытом и что она сохраняется для различных объемов выпуска и на различные моменты. Эффективность управления считается постоянной, а условия конкурентной борьбы принимаются неизменными. Когда фирма выпускает продукцию, в себестоимости которой преобладают издержки на материалы, и цены на материалы колеблются в широком диапазоне, структура производства постоянно изменяется, норма прибыли для разных видов продукции различна, расходы на рекламу тесно связаны с объемом продаж, технология производства быстро изменяется, то графики рентабельности могут принести пользу только в том случае, если имеются результаты прогноза изменения этих факторов в будущем. Следует отметить, что зависимости действительно имеют место во многих компаниях в пределах некоторого интервала. В этом интервале функциональные зависимости можно рассматривать как линейные. Обычно этот интервал достаточен, чтобы охватить область прогнозов компании на ближайшее будущее. В этом случае графики рентабельности могут служить простым, но важным инструментом интеграции сложных элементов систем бюджетов и планирования. Амортизационные отчисления. После прибыли являются вторым источником финансовых ресурсов предприятия. Предназначены для финансирования затрат, связанных с простым и расширенным воспроизводством основных фондов предприятия. Сумма амортизационных отчислений определяется исходя из среднегодовой стоимости в планируемом периоде групп амортизируемых основных фондов (здания, сооружения, рабочие машины, оборудование и др.) и средней нормы амортизационных отчислений по этим группам, фактически сложившейся в отчетном году. Следует иметь в виду, что в случае применения метода ускоренной амортизации средняя фактически сложившаяся норма амортизации по предприятию может быть увеличена не более чем в два с половиной раза. Имеются также особенности в начислении амортизации на малых предприятиях и по арендованным основным производственным фондам. Финансовые ресурсы. Планируются при выполнении работ хозяйственным способом в условиях внутрихозяйственного расчета. В этом случае структурному подразделению предприятия доводятся финансовые показатели: плановые накопления; задания по снижению себестоимости работ; норматив оборотных средств. Устойчивые пассивы. К устойчивым пассивам относятся средства, не принадлежащие предприятию, но по условиям расчетов постоянно находящиеся в его обращении. При составлении финансового плана в качестве финансовых ресурсов планируется прирост устойчивых пассивов. Для расчета этой величины первоначально определяются устойчивые пассивы на конец планируемого года. Затем методом сравнения устойчивых пассивов на конец планируемого года с устойчивыми пассивами, учтенными на начало планового периода, определяется величина изменения задолженности. Минимальная задолженность по заработной плате работникам предприятия (ЗПз) рассчитывается как произведение среднесуточного расхода заработной платы (ЗПс), определенного делением фонда заработной платы четвертого квартала на 90 плановых дней или годового фонда на 360 дней, на число дней минимального разрыва (Др) между днем выплаты заработной платы и последней датой месяца, за который она выплачивается: ЗПз = ЗПс · Др. Устойчивые пассивы по отчислениям во внебюджетные фонды, связанные с фондом оплаты труда (УПФОТ), планируются исходя из суммы задолженности по заработной плате (ЗПз) и действующего суммарного процента (П) отчислений во внебюджетные фонды: ЗПз · П УПФОТ = ———. 100 Резерв предстоящих платежей по отпускам работающих (Зопт) планируется в размере минимального остатка по этому счету за последние 12 месяцев, предшествующих планируемому году, с учётом предполагаемого изменения фонда оплаты труда в плановом периоде. Расчёт ведётся по формуле: Зопт = Зопт min · I ФОТ, где Зопт min – минимальные остатки по счёту предстоящих платежей, млн. руб.; I ФОТ – инднкс изменения фонда оплаты труда в планируемом периоде. Задолженность поставщикам по неотфактурованным поставкам планируется в размере 50% от её минимальной задолженности, числящейся по балансу за год, предшествующий планируемому. В условиях инфляции данную величину можно скорректировать на индекс роста цен на материалы. Прочие доходы. В состав прочих доходов входят доходы от выпуска ценных бумаг, паевые (членские) взносы членов трудового коллектива предприятия. Доходы от выпуска ценных бумаг планируются исходя из размера подписки, а также суммы оставшихся в распоряжении предприятия ценных бумаг и предполагаемого объема их продаж. Средства, полученные от размещения облигаций, образуют заемный капитал предприятия. Средства, полученные в результате выпуска и размещения акций, образуют собственный капитал предприятия. Спектр акций достаточно широк. Сюда входят обыкновенные (простые) и привилегированные (преференциальные) акции. Финансовые ресурсы в форме паевых взносов характерны для предприятий коллективной формы собственности (народных предприятий). Паевые взносы имеют место при создании предприятия или в случае расширения его уставного капитала. Членские взносы характерны для совместного предпринимательства (партнерства). Эти виды поступлений ресурсов могут иметь постоянный характер и уплачиваться с определенной очередностью, что находит отражение в финансовом плане. На основе всех источников ресурсов рассчитывается итоговая величина доходов и поступлений средств.
VII. ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ И ОТЧИСЛЕНИЙ
Расходы и отчисления предприятия в плановом году составляют второй раздел финансового плана. В расходной части финансового плана предусматриваются следующие статьи расходов: • отчисления в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, на благотворительные цели; • прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; • амортизация, имеющаяся в распоряжении предприятия; • прочие расходы; • итого расходов и отчислений; • превышение доходов над расходами (+) или расходов над доходами (-). Конкретные направления и пропорции использования финансовых ресурсов предприятие определяет самостоятельно в рамках стратегического планирования. Законодательство регламентирует только ту часть прибыли, которая должна направляться в государственный бюджет в виде налогов и платежей. Для эффективного функционирования на принципах коммерческого расчета, проведения сбалансированной стратегии и тактики в условиях рыночной экономики предприятие должно иметь три фонда: • фонд накопления; • фонд потребления; • резервный (страховой) фонд. Предназначение фонда накопления: • финансирование капитальных вложений; прироста собственных оборотных средств; научно-исследовательс их и опытно-конструкторск х работ; • уплата процентов по долгосрочным кредитам. Фонд потребления предусматривает покрытие следующих расходов: • вознаграждение трудового коллектива по итогам работы за год; • оказание единовременной помощи членам трудового коллектива; • премирование работников за выполнение особо важных производственных заданий; • культурно-бытовое обслуживание работников предприятия; • строительство и капитальный ремонт жилых домов, детских и спортивно-культурных учреждений; • дотации на питание членам трудового коллектива и др. Соотношение между этими фондами предприятие устанавливает самостоятельно. Однако хозяйственная практика свидетельствует, что наиболее оптимальным соотношением между ними будет следующее: фонд накопления - 60%; фонд потребления - 40%. Резервный (страховой) фонд предназначен для компенсации недополучения доходов от предпринимательской деятельности вследствие наступления факторов риска. Эти средства могут быть направлены на корректировку параметров проекта в случае, если его реализация в силу различных причин идет не по намеченному плану. Рассмотрим методику планирования основных расходных статей финансового плана. Капитальные вложения. Капитальные вложения составляют значительную часть инвестиций, направляемых на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Объем и структуру капитальных вложений предприятие планирует самостоятельно исходя из смет на строительно-монтажны работы. Источником финансирования капитальных вложений могут быть собственные и заемные финансовые ресурсы. При планировании их состава и структуры необходимо придерживаться определенной очередности привлечения средств. Так, на финансирование направляются в первую очередь собственные средства: средства, мобилизуемые в процессе строительства, осуществляемого хозспособом; амортизация; прибыль, а также средства долевого участия в строительстве. Во вторую очередь – кредит и другие заёмные средства. Прирост собственных оборотных средств. Основой для планирования инвестиций в расширение собственных оборотных средств служат расчеты по формированию оборотных средств на конец планируемого года. Сравнение полученной величины с нормативом на начало планового периода даст изменение норматива (его рост или сокращение). Норматив оборотных средств – это объём финансовых ресурсов, предназначенных для формирования неснижающихся минимальных запасов оборотных фондов и фондов обращения (сырья, материалов, топлива, готовой продукции на складе и т.д.). Для расчета изменения норматива составляется таблица, в которой указываются нормируемые элементы оборотных средств. Целесообразно придерживаться следующего порядка расчетов. По сырью, основным и вспомогательным материалам, топливу норматив определяется как произведение нормы запаса в днях и однодневного расхода по соответствующему элементу согласно смете затрат на производство. Норма оборотных средств в днях по видам сырья и основных материалов включает: • транспортный запас – время пребывания оплаченных материальных ценностей в пути (разница между продолжительностью грузооборота и временем документооборота); • технологический запас – время разгрузки, складирования и подготовки к производству; • время пребывания материалов в текущем, складском запасе (50% среднего интервала между поставками); • страховой запас (50% текущего запаса).
Иногда при составлении финансового плана пользуются методом коэффициентов, учитывающих соотношение между темпами роста объема производства и величиной нормируемых оборотных средств. В этом случае нормируемые оборотные средства подразделяют на две группы: зависящие и не зависящие от роста объема производства. Норматив по первой группе рассчитывается путем умножения этой части норматива оборотных средств на начало года на индекс роста объема товарной продукции в планируемом периоде. Норматив оборотных средств по второй группе может планироваться на прежнем уровне или увеличиваться на планируемый процент инфляции. Проценты по долгосрочным кредитам. Расходы по обслуживанию долгосрочных банковских кредитов планируются на основе договоров с кредитными учреждениями и сведений банков о возможных изменениях в размере процентной ставки и методики расчета суммы процентов. Планируемая сумма процентов за пользование кредитами может быть рассчитана следующими методами: • методом простых процентов, когда проценты начисляются и выплачиваются ежегодно в установленном размере; • методом сложных процентов, когда ежегодно начисляемые проценты не выплачиваются в течение всего срока пользования кредитом, а присоединяются к сумме задолженности по кредиту и в последующие периоды сами приносят кредитору проценты; • методом снижающихся процентов, когда сумма уплачиваемых ежегодно процентов снижается, а сумма подлежащих уплате процентов начисляется от уменьшающегося остатка долга. Расходы по смете фонда потребления. При планировании данных расходов следует исходить из принятых в коллективном договоре, уставе предприятия и отраслевых тарифных соглашениях обязательств по социальной защите членов трудового коллектива предприятия. При расчете отдельных статей затрат необходимо учитывать сле-дующие факторы: • численность работающих; • уровень средней заработной платы на предприятии; • условия труда и быта сотрудников; • расположение предприятия. Платежи в бюджет. В финансовом плане предприятия отражаются только те платежи в бюджет, источником которых является прибыль. К ним относятся: налог на недвижимость; налог на доходы, налог на прибыль. Все другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды в плане отражаются за балансом «Справочно». VIII. ПРОВЕРКА ФИНАНСОВОГО ПЛАНА
Назначение данной процедуры состоит в том, чтобы по каждой статье затрат определить и отследить источники финансирования, а также распределить доходы по направлениям и их поступление. Баланс доходов и расходов предприятия осуществляется по принципу: на покрытие расходов направляются в первую очередь собственные доходы. При этом учитывается целевое использование доходов и очередность их направления по статьям затрат. При недостатке собственных средств расходы могут покрываться кредитами банка или другими заемными ресурсами. После этого отдельные статьи доходов и расходов сопоставляются и балансируются. Суть баланса состоит в обеспечении равенства итогов по каждой статье затрат сумме источников ее финансирования, в свою очередь итог по каждой статье доходов должен быть равен сумме затрат средств. В конечном счете общая сумма источников финансирования средств должна быть равна итогу затрат предприятия в планируемом периоде. При достижении баланса доходов и расходов переходят к подсчёту итоговых показателей и четырех следующих проверочных показателей превышения: • доходов над расходами; • расходов над доходами; • платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета; • ассигнований из бюджета над платежами в бюджет. Критерием правильности финансового плана является соблюдение следующих соотношений: величина превышения доходов над расходами должна равняться сумме превышения платежа в бюджет над ассигнованиями из бюджета, а величина превышения расходов над доходами – величине превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет.
IX.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, финансовый план считается правильно составленным, если величина превышения доходов над расходами равна сумме превышения платежей в бюджет над ассигнованиями из бюджета, а размер превышения расходов над доходами - величине превышения ассигнований из бюджета над платежами в бюджет. Разработка текущих и перспективных финансовых планов – лишь начальный этап финансового планирования. В ходе их выполнения могут изменяться условия, возникать новые задачи, которые нельзя было предусмотреть заранее. Разработка оперативных финансовых заданий и доведение их до исполнителей называется оперативным финансовым планированием. Оперативное финансовое планирование обеспечивает согласованную работу всех служб, подразделений в процессе выполнения производственных и финансовых заданий. Оно включает составление оперативных финансовых планов, разработку и доведение до цехов, служб основных показателей, контроль за их выполнением, маневрирование ресурсами и достижение сбалансированности в короткие периоды времени поступлений и расходов.
X. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. №60-ФЗ 2. Руководство по летной эксплуатации, данные ОКБ и справочники летно-технические характеристики воздушных судов 3. Методические рекомендации по определению себестоимости рейсов воздушных судов гражданской авиации (от 18.10.93 г. ДВ 15.1-177) 4. Нормативы расхода топлива и технических скоростей на эксплуатацию воздушных судов (Указание Департамента Воздушного Транспорта от 10.04.96г. ДВ-45/4) 5. Артамонов Б.В., Волкова Л.П. Управление деятельностью аэропорта: учебное пособие. - М.: МГТУ ГА, 1998. 6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 502 с. 7. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. Пособие. – М.: Инфра-М, 2008. – 260 с. 8. Волкова Л.П. Пособие по дисциплине и выполнению ПР «Оценка ТУ производственных процессов АП» для 2 курса ДО. М.: МГТУ ГА, 2001. 9. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учеб. – 2-е изд.доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 455 с. 10. Ильин А.И., Касько С.В. Планирование на предприятии. Краткий курс. – 2-е изд., исп. – Минск: Новое знание, 2008. – 237 с. 11. Колмыкова Т.С. Инвестиционный анализ. М.: Инфра-М, 2009. 12. Костромина Е.В. Управление экономикой авиакомпании. М.: Авиабизнес, 2007. 13. Костромина Е.В. Экономика ГА. Пособие по выполнению КР «Определение расходов предприятий ВТ». М.: МГТУ ГА, 2002. 14. Курилец М.А. Авиатранспортный менеджмент. Учебное пособие. М.: МГТУ ГА, 2006. 15. Лобан Л.А. Экономика предприятия: учеб. компл. – Мн.: Мисанта, –2008. – 264 с. 16. Максименко Н.В. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие. – Минск: Выш. шк., 2008. – 398 с. 17. Одинцова Л.А. Планирование на предприятии. – Москва: Академия, 2007. – 266 с. 18. Савкина Р.В. Планирование на предприятии : учебник. – М.: Дашков и Ко, 2013 19. Синица Л.М. Организация производства. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 532 с. 20. Суша Г.З. Планирование на предприятии. – Мн.: Изд-во: МИУ, – 2008. – 222 с. 21. Попов В.М. Финансовый бизнес-план: Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 264 с. 22. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В,, Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по постановке финансового планирования. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 408 с.