Предмет: Литература. Добавлен: 28.11.2017. Год: 2016. Страниц: 49. Оригинальность по antiplagiat.ru: < 30% |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……….. ГЛАВА І. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РУСАЛКИ В СИСТЕМЕ НАРОДНОЙ ДЕМОНОЛОГИИ……….. 1.1 Русалка как мифологический персонаж……….. 1.2 Образ русалки в масштабе восточнославянской демонологии…... 1.3 Образ русалки в русской литературе……… ГЛАВА ІІ. МИФОЛОГЕМА РУСАЛКИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШ-КИНА И А.МИЦКЕВИЧА……… 2.1 Драма А.С.Пушкина «Русалка» и баллады А.Мицкевича «Свитезянка» и «Рыбка»: опыт прочтения в свете темы и конфликта……... 2.2 Мифологический образ русалки в художественном пространстве Пушкина и Мицкевича. Общее и особенное………. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………... СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………. ПРИЛОЖЕНИЕ………... ВВЕДЕНИЕ С детства в наше сознание, в наш читательский опыт входят волшебные сказки. И если читателю разного возраста предложить перечислить героев именно волшебной сказки, то, несомненно, ими окажутся в первую очередь мифологические персонажи - Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей и т.д. Эти герои созданы народным сознанием именно как мифологические, чаще всего персонифицирующие те или иные явления природы. Образ русалки и его название в народных легендах, сказках, песнях известен с давних времён. Весенние праздники у восточных славян назывались русалиями. Отсюда и название русалок, которых в это время, по народным поверьям, можно было увидеть в воде и на деревьях. В конце XVIII века появляется следующее определение: «Русалки — дьяволы женского рода, живущие в горах, реках и болотах; славяне почитали их богинями вод и лесов» [17, с.61]. Согласно народным поверьям, русалки - это некрещеные или неотпетые женщины, умершие не своей смертью: утопленницы, удавленницы, самоубийцы, не удостоенные погребения. Водяные девы стали героинями произведений у разных народов — без них этот фантастический мир был бы суше, беднее. В зарубежных легендах русалки, как правило, - это прелестные девушки с рыбьими хвостами, чаще всего они сидят на камнях, смотрятся в зеркала и расчесывают длинные волосы. Есть предположение, что русалка - не что иное, как дельфин. С другой стороны, она может быть духом моря, таким же прекрасным и опасным. Считалось, будто русалки умеют предсказывать будущее и поют не для того, чтобы заманить корабли к берегу, поближе к опасным мелям, а предупредить о шторме. А в старые времена русалками называли существа странного вида, с головами, похожими на звериные. Позже русалки стали более привлекатель-ными, похожими на прекрасных нимф с рыбьими хвостами. В славянской мифологии русалок называют также омутницами, водяницами, шутовками, болотницами, берегинями, мавками. Бледнолицые и прекрасные, с длинными зелеными волосами, они поют восхитительные песни неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Русалки пришли в русскую литературу из фольклора в конце XVIII - начале ХІХ веков. А.С. Пушкин многое знал о русалках. Не случайно у него дерево - именно дуб, который растёт у лукоморья, то есть близко к воде. Дуб у Пушкина - зелёный, значит в природе - лето, а русалка вышла из воды и забралась резвиться на ветви. Образы русалок в литературе очень разнообразны. Героиня стихотворения М.Ю. Лермонтова «Морская царевна» - это «чудо морское с зеленым хвостом; (у которой) хвост чешуёю змеиной покрыт» [19, с.94]. У Н.В. Гоголя в «Майской ночи» русалки - девушки в белых рубашках: «Тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебристом месяце» [12, с.26]. В «Записках охотника» И.С. Тургенева крестьянский мальчик рассказывает «страшную» историю о том, как деревенский плотник пошел в лес, заблудился и к ночи задремал. Вдруг слышит, что кто-то зовёт его: «...глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается... и такая сама вся светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, а то вот ещё карась бывает такой белесоватый, серебряный... она, знай, хохочет, да его всё к себе этак рукой зовёт» [29, с.18]. В литературе встречаются и юные русалочки. Это души младенцев, умерших без крещения. Девочек-русалочек называют мавками. Русалочки обычно сопровождают взрослых русалок. Интересно, что такой знаток фольклора, как В. Даль, говорит о русалке как сказочной обитательнице вод, но описания её облика не приводит. Я считаю, что произведения о русалках не просто интересны, а загадочны и необыкновенны. Они помогают окунуться в мир легенд и ближе познакомиться с этими фантастическими существами. Цель курсовой работы – изучить особенности мифологемы русалки в творчестве А.С.Пушкина и А.Мицкевича. Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи: - охарактеризовать русалку как мифологический персонаж; - раскрыть образ русалки в масштабе восточно-славянской демонологии; - изучить мифологический образ русалки в художественном пространстве Пушкина и Мицкевича и определить в нем общие и отличительные черты. Структура курсовой работы – введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Объем работы - 50 страниц. ГЛАВА І. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РУСАЛКИ В СИСТЕМЕ НАРОДНОЙ ДЕМОНОЛОГИИ 1.1 Русалка как мифологический персонаж Русалка — один из наиболее сложных персонажей славянской мифологии. В современном сознании и искусстве русалка воспринимается прежде всего как очаровательная красавица с длинными волосами и рыбьим хвостом, живущая в воде, любящая пение и музыку, завлекающая молодых людей [23, с.136]. На такие представления, нередко встречаемые и в крестьянской среде ХIХ-ХХ веков, в значительной степени повлияли литературные источники, в частности чрезвычайно популярные в начале ХIХ века романтические произведения. Среди авторов, обращавшихся к образу русалки, можно назвать В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Ореста Сомова, Тараса Шевченко, Лесю Украинку, польских поэтов А. Мицкевича, Ю. Словацкого, Ю. Залеского, Т. Ленартовича и многих других. Однако в записях традиционных представлений о русалках, начиная с середины Х1Х века, образ этого мифологического существа нередко выглядел совсем неромантично. Так, по поверьям жителей Саратовской губернии, русалки безобразны: они косматы, горбаты, с большим брюхом и острыми когтями, с длинной гривой и имеют железный крючок, которым ловят прохожих. В Витебской губернии их представляли старухами, грязными, злыми и угрюмыми, с клюкой в руках. Поверья и былички о русалках бытовали повсеместно, но наиболее широко они были распространены в южных и западных губерниях России. Здесь, по сравнению с Русским Севером, они отличались яркостью описаний и разнообразием сюжетов. Именование «русалка» исконно не является народным: по мнению исследователей, оно восходит к названию античного праздника роз «rosalia», посвященного душам умерших. В народной среде существовали и другие названия этого персонажа. На Урале русалок называли «шутовками» (от шут — «черт»), а во многих местах, например у забайкальских казаков, — непосредственно «чертовками». Эти номинации подчеркивают принадлежность русалок к разряду нечистой силы. Некоторые восточнославянские названия русалок отражают их локализацию в пространстве — белорусское «водяницы», а также характерные для них действия — белорусское «купалки», украинское «лоскотухи» (от лоскотать — «щекотать»). Кое-где у русских — на южных и юго-западных территориях — русалок, в связи с их происхождением, называли «мертвушками», а также «мавками» или «навками». Последние названия восходят к слову «навь», или «навьи», означающему «души умерших», «покойники». Действительно, представление о том, что русалки — это души умерших некрещеными детей или девушек, которые не успели вступить в брак, было повсеместным. О происхождении русалок из некрещеных детей ярко свидетельствует поверье о том, что они, качаясь на деревьях, поют или приговаривают: «Меня мама породила, некрещену положила». Кроме того, во многих местностях крестьяне считали русалками также утопленниц, мертворожденных, детей, загубленных матерями или обмененных, девушек, пропавших без вести или проклятых родителями и не заслуживших при жизни прощения. По полесским поверьям, любая девушка, родившаяся на Русальной неделе, после своей смерти становится русалкой. В русалку превращается и та девушка, которая умирает в течение этой же недели [16, с.182]... ЗАКЛЮЧЕНИЕ Образ Русалки в фольклоре славянских народов известен с глубокой древности. Об этом фантастическом создании слагались легенды еще во времена язычества. Далекие предки славян приписывали Русалкам как черты, соответствующие образу их существования, так и различные функции и даже виды труда, свойственные человеку. Русалки в фольклоре славян представлены довольно значительной галереей портретно-образных харак-теристик, разнообразными их названиями и местами жительства. Особенно богат образами Русалок белорусский фольклор. И это объяснимо: Белоруссия - страна рек, озер, болот, берега которых покрыты густыми лесами, что создавало своеобразную загадочность природы. Русалка как героиня устного народного творчества воплощала в себе лучшие черты славян: красоту, достоинство, стремление к свободе, способность любить, а также выработавшиеся тяжелой судьбой народов, социальным неравенством жертвенность, отчаяние, желание мстить живым людям, в особенности красивым мужчинам и счастливым женщинам. Русалка вошла прежде всего в творчество писателей стран со значительными водными просторами. Таинственные водные красавицы были известны еще из произведений античной Греции (Сирены), средневековой Англии (Ундины), Германии (Лорелея) и славянских стран (Русалки). Как литературная героиня Русалка стала особенно популярной в эпоху романтизма, поскольку соответствовала его художественным и идейным тре-бованиям. Романтики в своем творчестве предусматривали органическую связь с фольклором и историей своих народов и довольно часто использовали источники, в которых действовала Русалка. С ее помощью освещались и проблемы, связанные с крепостным правом, социальным и национальным гнетом. Наконец, концепцией мира и человека в литературе романтизма предполагались экзотичность, таинственность, действие во многих произведениях происходило даже в загробном мире. Все это и обусловило появление специфической героини, наделенной чертами таинственности и загадочной красотой. На эту роль, без сомнения, годилась Русалка. Неоднократно предпринимались попытки отгадать, как могла (должна) быть закончена драма Пушкина, что получило отражение прежде всего в ее «продолжениях», написанных разными авторами. Тяготение драмы о русалке к циклу «маленьких трагедий», проявляется не только в размере произведения, но и в пронизывающем его драматургическую форму лиризме. Этому служит насыщенность действия пушкинской драмы. Главной же доминантой всепроникающего лиризма драмы стал образ ее героини. «Драма есть необыкновенное и странное происшествие», — писал Пушкин. Пожалуй, из всех его драматических произведений «Русалка» — самое необыкновенное и самое странное. Образы Свитезянки и Кшыси-рыбки в балладах Адама Мицкевича описаны в виде прекрасных дев, которые показаны как обычные земные девушки, а не мифологические существа. Они не живут мыслью о мести, а ищут простое счастье. Фольклор славянских народов послужил источником обогащения рус-ской и польской национальных литератур из фольклорных произведений представители русского (А. Пушкин) и польского (А. Мицкевич) романтизма взяли образ Русалки, с помощью которого решали важные социальные, моральные и патриотические проблемы; исходя из концепции народности, каждый из названных поэтов на примере образа Русалки показал тип нацио-нального характера; при создании образа Русалки каждый из поэтов сохранил творческую индивидуальность, особенности родного языка, национальный колорит и нормы жизни своего народа. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Адам Мицкевич и польский романтизм в русской культуре / Отв. ред. В.А.Хорев; Науч. совет РАН «История мировой культуры», Инст-т славяноведения РАН. – М.: Наука, 2007. – 283 с. 2. Алексеев, М. Пушкин. Сравнительно—историч ское исследование / М.Алексеев. - Л.: Знание, 1972. – 183 с. 3. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений: в 12 т. / В.Г.Белинский. - М.; Л.: Знание, 1975. – С. 568 – 574. – Т.7. 4. Белякова, Р.С. Славянская мифология / Р.С.Белякова. - М.: Просвещение, 1995. – 478 с. 5. Берковский, Н. Народно-лирическая трагедия А. С. Пушкина «Русалка» / Н.Берковский // Русская литература. – 1988. - №1. – С.26-31. 6. Благой, Д.Д. Мицкевич и Пушкин / Д.Д.Благой. – М.: Известия Академии наук СССР: Отделение литературы и языка, 1975. – С.190-218. – Т.15. – вып.4. 7. Благой, Д.Д. Социология творчества Пушкина / Д.Д.Благой. - М.: Биб-ка АН СССР, 1971. – С.125-206. 8. Виноградова, Л.Н. Что мы знаем о русалках? / Л.Н.Виноградова // Живая старина. – 1994. - №4. – С.54-61. 9. Власова, М.Н. Былички (базовые мотивы в их эволюции) / В.М.Власова. - СПб.: Речь, 1992. – 129 с. 10. Вацуро, В. Пушкин и проблемы бытописания в начале 1830-х гг.: Пушкин. Исследования и материалы / В.Вацуро. - М.-Л.: Знание, 1989. – 441 с. – Т.6. 11. Глушко, Е., Медведев, Ю. Словарь славянской мифологии / Е.Глушко, Ю.Медведев. - Н-Новгород: Пресс-С, 1996. – 638 с. 12. Гоголь, Н.В. Майская ночь, или Утопленница / Н.В.Гоголь. – М.: Художественная литература, 1981. – 52 с. 13. Даль, В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа / В.И.Даль. - СПб.: Речь, 1994. – 496 с. 14. Елизарова, М.Е. История зарубежной литературы XIX века / М.Е.Елизарова [ и др.]. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 706 с. 15. Зеленин, Д.К. Восточнославянская этнография / Д.К.Зеленин. - М.: Изд. центр «Академия», 1991. – 583 с. 16. Кичигин, В.П. Народная культура Юга России: Белгородская обл.: Опыт систематизации этнофольклорного материала / В.П.Кичигин. – Белгород, БелТГУ, 2000. – 384 с. 17. Костомаров, Н. Славянская мифология / Н.Костомаров. - М.: ВЛАДОС, 1995. – 614 с. 18. Крюкова, Н. Русалка и другие мифологические образы в народном творчестве. Исследовательская работа / Н.Крюкова. – Саров, 2006. – 133 с. 19. Лермонтов, М.Ю. Морская царевна: Сб. «Лирика» / М.Ю.Лермонтов. – СПб, Сказ, 1999. – С.94. 20. Мицкевич, А. Стихотворения и поэмы / А.Мицкевич. – Мн.: Полымя, 1982. – 212 с. 21. Педчак, Е.П. Литература: Устный и письменный экзамены / Е.П.Педчак. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 496 с. 22. Поддубная, Р.Н. Сюжет «Возмездия» и фантастика в «Русалке» Пушкина. Автор, жанр, сюжет: Сб. науч. тр. / Р.Н.Поддубная. - Калининград, 1991. – С.89-108. 23. Померанцева, Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре / Э.В.Померанцева. - М.: Наука, 1975. – 266 с. 24. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти томах / А.С.Пушкин. – М.: Художественная литература, 1978. – 372 с. – Т.7. 25. Пушкін. – Беларуская культура. – Сучаснасць // Матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі. – Мн: Беларускі кнігазбор, 1999. – 348 с. 26. Рецептер, В.Э. О композиции «Русалки» // Русская литература. – 1998. - №3. – С.31-33. 27. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А.Рыбаков. - М.: Просвещение, 1995. – 286 с. 28. Спадчына Адама Міцкевіча. Філалагічны і культуралагічны аспекты / Матэрыялы навуковай канферэнцыі. – Мінск, 2002. – 380 с. 29. Тургенев, И.С. Записки охотника / И.С.Тургенев. – М.: Детская литература, 1980. – 52 с. 30. Фин, Л.А. Фольклор в творчестве Пушкина / Л.А.Фин. – Саратов: 1977. – 168 с. 31. Ходасевич, В. Поэтическое художество Пушкина / В.Ходасевич. - Л.: Наука, 1984. - С. 145-181. 32. Янько, В.И. Народный поэт Адам Мицкевич / В.И.Янько. – Мн.: Амалфея, 2006. – 207 с. |
Перейти к полному тексту работы |