Предмет: Литература. Добавлен: 07.05.18. Год: 2017. Страниц: 21. Оригинальность по antiplagiat.ru: 58% |
Содержание 1. Введение……….…..2 2. Основная часть 1. Сущность и понятие спора………...……..3 2. Виды спора……….….4 2.1. Дискуссия………...…..….4 2.2. Полемика и ее свойства ………..………5 2.3. Диспут………..……….7 2.4. Различия между дебатами и прениями...……….…..8 2.5. Судебный спор……….9 3. Классификация спора………11 4. Способы реализации и ведения спора………..15 3. Заключение……….19 4. Список использованной литературы………21 Введение Одно из самых главных качеств современного человека является его умение жить в современном обществе. Человек проходит через определенные стадии социализации и узнает, как и по каким законам работает общение и жизнь в социуме. Как мы сами можем убедиться, в наше время общество существует уже по другим законам, о которых еще век назад человечество не задумывалось. В наше время информация становится одним из ведущих факторов производства и потому очень важно уметь предоставлять или напротив получать эту информацию. Способность общаться в современном обществе, а точнее, осуществлять передачу, получение и обработку информации - является основой нашего социального успеха, умение грамотно доносить суть и свою точку зрения позволяет человеку тем самым укреплять свои социальные позиции. Однако в процессе обмена информации и мнениями между людьми возникают разногласия, чтобы их урегулировать и понять сущность появляется целое искусство ведения споров. Для достижения взаимопонимания и согласия необходимо не только соблюдать этические нормы, но прежде всего всякий спорящий должен уметь грамотно изложить свою позицию и осмыслить позицию оппонента. Существует мнение, что именно в споре рождается истина. Это утверждение верно только в том случае, если спорящие обладают умением не допустить перерастание нормального цивилизованного спора в межличностную конфронтацию как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Исходя из этого необходимо определить сущность спора и условия рационального построения спора для успешной жизни в обществе. Целью данной работы является формулирование основных способов коммуникативного взаимодействия субъектов, а точнее раскрытие особенностей спора и его видов. Задачи работы: 1. Дать определение спору и изучить его виды; 2. Раскрыть понятия основных способов коммуникативного взаимодействия между людьми: "спор", "судебный спор", "дискуссия", "диспут", "обсуждение проблемы" и ее разновидности "дебаты", "прения"; показать их различия; 3. Привести способы реализации спора и основные правила ведения спора; 1. Сущность и понятие спора Что такое спор? Существует достаточно много определений этого понятия ещё, но как такового единого определения не существует в силу природы спора и понимания его сущности. Существуют различные определения: • «Спор — это словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.» по толковому словарю С.И. Ожегова • В.И. Андреев, академик РАО, предложил другое определение: «Спор — это характеристика обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины». • «Спор – это взаимное пререкание, словесное (устное или письменно) состязание, в котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, доказывает свою правоту» по толковому словарю Д.Н. Ушакова... Заключение Главная задача спора - не сама по себе победа над оппонентом, а решение некоторой конкретной проблемы, поиск истины. Неприемлем спор ради спора, с целью доказательства собственной правоты и посрамления противника. Следует помнить о том, что во время спора затрагиваются личностные черты характера человека, поэтому недопустимо использование некорректных способов и средств в установлении истины. Спор всегда имел и сейчас имеет важное значение в системе общественных отношений. С одной стороны, спор — важнейший источник, вернее, даже побудитель получения знания, его расширения, углубления. В споре намечаются пути получения знаний, он развивает мысль, будит в человеке творческое отношение к окружающей его действительности, заставляет сомневаться в том, что прочно утвердилось в системе отношений между людьми. Спор, в частности, прения сторон в судебном процессе способствуют вынесению обоснованных и законных приговоров и решений. Но, с другой стороны, спор может быть источником распространения негативной информации, источником зла, агрессии и началом возникновения конфликтов. Для рациональной организации и успешного ведения диалога, дискуссии, полемики необходимо руководствоваться определенными рекомендациями, установками и правилами, знать условия рационального построения спора. Без их усвоения невозможно результативно обсуждать не только сложные проблемы, но и самые простые. Решение многих деловых вопросов в современном обществе возможно только путем открытого цивилизованного обмена мнениями. Умение компетентно и плодотворно обсуждать важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергая мнение оппонента, не унижая его достоинство, без демонстрации своего превосходства должно стать обязательным качеством любого человека. Затевая спор, нужно предварительно взвесить свои силы и попытаться спрогнозировать варианты его исхода. При этом нужно иметь ввиду, что они могут быть разными, не только победа или поражение. Понимание, принятие и применение на практике вышеперечисленных знаний о понятии спора позволит любому человеку грамотно и бесконфликтно выстроить диалог по спорным вопросам. Список использованной литературы 1. Толковый словарь С.И. Ожегова онлайн // URL: word.php?wordid=30188, 01.11.2017. 2. Виды спора. // URL: 11_79827_tema--spor-vid -spora.html, 06.11.2017. 3. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1991. 4. Попов В.И. Спор, дискуссия, полемика, юридический диалог. // Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск, 2005. 5. Чернякова Н.С. О роли дискуссии в общественной жизни и научного познания. 2016. 6. Жумагулова Б.С. Особенности полемического дискурса. // Успехи современного естествознания. №7, 2013. С. 145. 7. Шахиджанян В. В споре не рождается истина! // Российская газета. 22 ноября. 2002. 8. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. // М., «Топикал. Цитадель», 1995. 9. Солодухина А.О., Солодухин О.А. Юридический диалог: Теория и практика, круг проблем. М., 1998. C. 3 10. Булыгина А. Этика делового общения. Новосибирск, 1995. 11. Омаров А. М. Управление: искусство общения. М., 1983. 12. О доводах Г.Р. Державина. // URL: literatura/97987/inde .html, 08.11.2017. |
Перейти к полному тексту работы |