Предмет: Литература. Добавлен: 13.06.18. Год: 2018. Страниц: 29. Оригинальность по antiplagiat.ru: < 30% |
Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОВЛАДЕНИЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫ И ЗНАНИЯМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОНОГРАФИЧЕСКИХ ТЕМ 6 1.1 Структура монографической темы и методика ее изучения 6 1.2 Особенности изучения биографии писателя в базовой школе (5-8 классы) 10 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ МОНОГРАФИЧЕСКИХ ТЕМ В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ НА ИСТОРИКО-ХРОНОЛОГИЧЕ КОЙ ОСНОВЕ 16 2.1 Изучение жизни и творчества писателя в рамках монографических темы 16 2.2 Изучение теоретических понятий в контексте монографической темы 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29 ? ВВЕДЕНИЕ Современные программы для VIII - IX и X - XI классов построены по концентрическому принципу, что позволяет добиться большей глубины в изучении творчества писателей и осознания своеобразия истории русской литературы и культуры. Переход на концентрическую структуру литературного образования ставит перед учителем-словесником много вопросов: какова в целом методология литературного образования, в каком направлении вести поиски концепций и форм изучения художественных произведений, как привить ученикам любовь к слову, реализовать в чтении и изучении текста идею сотворчества, как реализовать парадигму развивающего обучения, идею гуманизации образования и другие. Поскольку в стандартах литературного образования основным является чтение и толкование художественного текста, то возникает необходимость поэтапного овладения материалом. Особое значение это приобретает применительно к IX - X - XI классам. Причем IX класс, завершая среднее звено литературного образования, готовит учащихся к изучению курса на историко-литературно основе (X - XI классы). Курс старших классов (IX - XI) необходимо подчинить задаче исторической систематизации представлений о развитии искусства слова, показать школьникам основные периоды истории литературы в постоянном соотнесении с современным литературным процессом. Сравнение литературы прошлых эпох с литературой XX века, представленной в круге внеклассного чтения, откроет школьнику живое значение исторических традиций в искусстве и новаторство, своеобразие современной литературы. Представление об историко-литературно процессе формируется в его связи с историческим и литературным процессами предшествующих эпох, идет речь о таких понятиях как стиль писателя, литературная школа, литературная критика и ее роль в литературном процессе, рассматриваются вопросы взаимодействия русской и зарубежной литературы. Одной из особенностей историко-литературно о курса является его специфическое построение: чередование обзорных и монографических тем. Обзоры представляют литературу определенного периода. Монографические темы – это углубление в творчество отдельных писателей, представителей определенной литературной эпохи, изучение их жизни и творчества, анализ отдельных произведений. Структура обзорных и монографических тем обеспечивает не только достаточно широкий круг чтения, но и формирует ключевые теоретико-литературн е понятия и читательские умения, придает литературному образованию системность и воспитывающую направленность. Частью системы изучения курса на историко-литературно основе является монографическая тема. Говоря о системе изучения курса на историко-литературно основе, остановимся прежде всего на особенностях монографических тем. В центре монографической темы — писатель и его произведения: одно или несколько произведений изучаются текстуально. Материалы о жизни и творчестве писателя чаще всего представлены в программе в форме очерка. Если в средних классах ученики получают сведения об отдельных сторонах жизни писателя, имеющих непосредственное отношение к чтению и анализу изучаемого произведения, то в старших классах работа над биографией ориентирована на понимание историко-литературно о процесса, художественного мира писателя. Поэтому особое значение приобретает отбор и расположение материала, использование мемуарной литературы, портретов писателя. У многих учителей-словесников внимание направлено на «встречу с писателем», на живой эмоциональный взгляд, на биографический материал творений писателя. Актуальность. Одной из серьезных проблем современного школьного литературного образования является проблема прочтения классики. По ряду причин школьники не проявляют желания к прочтению классического произведения. Не смотря на то, что литература прошлого впитала в себя опыт исторического развития общества, и в этом таятся не использованные до конца резервы усиления воспитательного воздействия ее на молодежь. Важно найти в русской классике то, что созвучно времени и волнует учащихся. При правильной организации изучения монографических тем, можно возобновить интерес детей к изучению русских классических произведений, привить любовь к чтению (особое внимания при этом должно уделяться знакомству не только с личностью и творчеством писателя, но и с контекстом времени, в котором создавались его произведения). А так же отсутствие методических работ, которые бы систематизировали и обобщали методические разработки необходимые при изучении монографических тем, которые бы были полезны учителю-словеснику для осмысления собственного опыта, определения перспектив развития учебной деятельности школьников в системе литературного образования. Всё вышесказанное и обусловило актуальность темы данной курсовой работы. Цель курсовой работы – раскрыть особенности изучения монографической темы в школьном курсе русской литературы. В связи с целью поставлены следующие задачи: ? изучить методическую литературу по данной теме; ? познакомиться с официальными нормативными документами; ? проанализировать специфику изучения монографических тем на уроках русской литературы; ? исследовать традиционные и новаторские подходы к изучению монографической темы. Объект курсовой работы ? процесс изучения курса литературы на историко-литературно основе в 5 ? 11 классах. Предмет исследования – особенности изучения монографической темы в школьном курсе русской литературы. Методология и методы исследования В данной курсовой работе были использованы такие методы как анализ и обобщение специальной литературы, публикаций в периодических изданиях, посвященных данной теме; системный анализ методической литературы, сравнение, типологизация. Теоретико-методическ й основой данного исследования послужили отдельные аспекты изучения монографической темы представлены в работах В. В. Голубкова, М. А. Рыбниковой, Н. О. Корста, З. Я. Рез, О. Ю. Богдановой, а также современных ученых-методистов: Г. И. Беленького, Т. Г. Браже, П. Г. Воробьева, С. А. Зинина, Г. Н. Ионина, В. Г. Маранцмана, В. Ф. Миронычевой, Т. Ф. Курдюмовой, И. А. Подругиной, В. Ф. Чертова и др. Практическое применение полученных результатов. Материал и выводы данного курсового исследования могут быть использованы учителями русской литературы, учениками средних и среднеспециальных учебных заведений при изучении монографических тем, на факультативных занятиях, при лекционных и семинарских занятиях в ВУЗ. Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая включает по два раздела, заключения, списка использованных источников. Основной материал работы занимает 28 страниц, со списком литературы – 30. ? ГЛАВА 1. ОВЛАДЕНИЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫ И ЗНАНИЯМИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОНОГРАФИЧЕСКИХ ТЕМ 1.1 Структура монографической темы и методика ее изучения Структурно курс литературы в 8–11 классах включает уроки монографического и обзорного изучения историко-культурных и историко-литературны сведений. Как показывает анализ методической литературы и опыт учителей-практиков, типичными недостатками уроков-обзоров являются: механическое перенесение на обзорное занятие принципов монографического многопланового изучения; информативная перегруженность; приобретение знаний на уровне абстрактных понятий без опоры на художественный текст, на эмоциональные впечатления; уменьшение доли текстуального анализа; отсутствие концепции обзора, а также «сквозных» линий, связывающих монографические и обзорные темы в целостную картину [5]. Поэтому, как уже упоминалось, логика изучения литературы в старшем звене заключается в чередовании обзорных и монографических тем. Монографическая тема – основной содержательно-структ рный элемент историко-литературно о курса в школе. После урока-обзора, на котором дается общая характеристики историко-культурного периода, проводится цикл уроков, посвященных изучению творчества виднейших представителей данного периода. Так, в программе IХ кл. русский реализм первой половины ХIХ в. представлен четырьмя монографическими разделами: «А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума», «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика. Роман «Евгений Онегин», «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Роман «Герой нашего времени», «Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество. Поэма «Мертвые души» [12]... ? ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основе анализа трудов современных ученых и наблюдений за процессом изучения монографических тем в старших классах школы и гимназии в данной курсовой работе была сформулирована концепция исследования, которая заключается в следующем: § изучение монографической темы в курсе литературы XX века старших классов требует системного подхода и обязательной пропедевтической работы в предыдущих классах, что позволит активизировать познавательную деятельность учащихся и полнее раскрыть их интеллектуальные и творческие способности. Особое внимание при этом следует уделять тому, что активизация познавательной деятельности должна осуществляться не только непосредственно в процессе изучения монографической темы, но и в процессе подготовки к ее изучению в предыдущих классах. § В связи с этим был сформулирован основной принцип организации пропедевтической работы: она должна быть построена таким образом, чтобы изучение монографической темы в старших классах явилось результатом активизированной на предыдущих этапах деятельности учащихся. Следовательно, сама пропедевтика способствует активизации, является стимулом пробуждения интереса к неизвестному и необычному в литературе. § Как уже говорилось изучение монографической тем старших классов предполагает построение системы пропедевтической работы, основанной на знании возрастных психологических особенностей, интеллектуальных способностей и интересов учащихся, спроецированной на активизацию творческих потенциалов старшеклассников и вовлечение их в серьёзную литературоведческую и исследовательскую работу; § Изучение биографии писателя должно вызвать у школьников интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. Отделение биографии от изучения творческого пути писателя, вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу произведения возможно в V-VIII классах. Там такое построение оправдано и необходимо, так как страницы биографии оказываются, как правило, ведением в изучаемое произведение, создают установку на чтение и анализ, тематически проблемно выделяют мотивы произведения, которые предстоит изучить. В старших классах изучение биографии приобретает более самостоятельный и законченный характер. § Методика изучения монографической темы предполагает поэтапное формирование литературоведческих и методических знаний и умений. Обучение наиболее эффективно на основе реализации методической модели, включающей теоретическую подготовку и практические занятия. § Наиболее оптимальной формой обучения является сочетание лекций и практической работы с текстом, включение в систему анализа внеклассных мероприятий и индивидуальной научно-исследовательс ой и поисковой работы; методика пропедевтической подготовки к полноценному восприятию монографической темы и непосредственное изучение этой темы строится с учётом возрастных особенностей и круга интересов старшеклассников; опирается прежде всего на эвристический и исследовательский методы; предполагает совместную деятельность учителя и учащихся; использует приёмы обучения, обеспечивающие активизацию творческой и познавательной деятельности подростков, формирующие умения самостоятельной работы с текстом; ? СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах/ Сост. Р.И. Альберткова. – Москва, 1991. – С. 25-67. 2. Барахов B.C. Литературный портрет как жанр мемуарно-биографичес ой прозы, (проблемы поэтики): автореф. докт. дисс. — Москва, 1980. – С. 294-301. 3. Барт Р. Удовольствие от текста. // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. — Москва: Художественная литература; 1989. 4. Басистов, П.Е. Очерки жизни, и сочинений Жуковского: Чтение для юношества. Москва, 1983. – С. 67-68. 5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — Москва: Художественная литература, 1975. — 450 с. 6. Бахтин М. М. К методологии литературоведения. // Контекст-1974: литературно-теоретич ские исследования. — Москва, 1974. – С. 10-23. 7. Бахтин М. М. К философским основам гуманитарных наук. // М. М. Бахтин. Автор« и, герой: к философским основам гуманитарных наук. — СПб. ? Азбука, 2000. – С. 54-67. 8. Бахтин М. М. Литературно-критичес ие статьи. — Москва: Художественная литература, 1986. - 543 с. 9. Бахтиярова, И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии. - 2001. - № 2. – С. 3-6. 10. Бедерханова, В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. — 2000. -№1.- С.24-36. 11. Беленький В.Г. Приобщение к искусству слова (Раздумья о преподавании литературы в школе). Москва: Просвещение, 1990. - 188с. 12. Календарно-тематичес ое планирование: Русская литература : учебное пособие для 5-11 кл. общеобразоват. учреждений с белорусским и русским яз. обучения / под ред. С. Н. Захаровой. Минск: НИО, 2017. – С. 25-35. 13. Курдюмова, Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. – Москва, 1974. – С. 189-205. 14. Подругина, И. А. Методика обзорного изучения эпических произведений в старших классах. — Москва, 1974. – С. 345-350. 15. Подругина, И. А Обзорный анализ художественного текста в старших классах. – М., 1994. 16. Чертов, В.Ф. Уроки обзорного изучения русской литературы ХIХ века//Межпредметные связи при изучении литературы в школе/ Под ред. Е. Н. Колокольцева. – Москва, 1990. – С. 101-107. 17. Щербина, В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе: Пособие для учителя. – Москва, 1982. – С. 234-240. |
Перейти к полному тексту работы |