Предмет: Литература. Добавлен: 14.06.2019. Год: 2019. Страниц: 109. Оригинальность по antiplagiat.ru: 76% |
Содержание 2 Введение 2 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТА «СМЕРТЬ» В ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ 5 1.1.Концепт как базовое понятие лингвокультурологии 5 1.2.Структура концепта. Технологии исследования концептов 16 1.3. Вербальная репрезентация концепта «Смерть» 24 ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНЦЕПТА «СМЕРТЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н. ТОЛСТОГО 35 2.1. Концепт «Смерть» в мировоззренческой системе Л.Н. Толстого 35 2.2. Анализ частотности употребления ключевого слова концепта «Смерть» в произведениях Л. Н. Толстого 44 2.3. Синонимические отношения ключевого слова «Смерть» в произведениях Л.Н. Толстого 51 2.4. Антонимические отношения ключевого слова «Смерть» в произведениях Л.Н. Толстого 74 ГЛАВА 3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО АНАЛИЗА НА УРОКАХ СЛОВЕСНОСТИ 88 3.1. Модель учебного концептуального анализа (на примере представлений Л. Н. Толстого о смерти) 88 3.2. Типология заданий, связанных с изучением представлений Л. Н. Толстого 99 Заключение 103 Список литературы 106 Введение В настоящей выпускной квалификационной работе предпринята попытка изучения воплощения темы смерти в художественном творчестве Л. Н. Толстого (на примере произведений «Анна Каренина», «Смерть Ивана Ильича»). Актуальность исследования определяется неизученностью концепта «Смерть» в творчестве Л. Н. Толстого, а также неразработанностью методики концептуального анализа в школе. Опыты, проводимые Л.Н. Толстым касаемо понятия смерти, непрерывно исследуются современными исследователями, так как проблема смерти в мировоззрении и творчестве Л.Н. Толстого включает в себя такие области жизнедеятельности, как социальная, философская, моральная, религиозная и т. д. Постоянные навязчивые идеи о смерти, в особенности, в позднем творчестве Толстого, возникают под воздействием биологических, моральных, религиозных факторов. Разнообразие проявлений индивидуального восприятия смерти являлось очень важным для Л.Н. Толстого, а также означало для писателя раскрытие смысла жизни человека. Основными произведениями, посвящёнными идее смерти, являются роман «Анна Каренина» и повесть «Смерть Ивана Ильича», на основе анализа которых было проведено наше исследование воплощения смерти в творчестве Л.Н. Толстого. В ходе данного исследования нами была разработана модель формирования у обучающихся представлений о смерти в жизни и творчестве Л.Н. Толстого. В данной модели нами были представлены определенная типология заданий, которые, по нашему мнению, являются наиболее актуальными в решении данного вопроса. Данные задания включают в себя методы, которые способствуют наиболее эффективному изучению обучающимися концепта «Смерть» в произведениях Л.Н. Толстого. Мы считаем данную модель актуальной в решении данной проблемы, так как она включает в себя такие методы, как метод наглядности, метод иллюстрации, дискуссия, которые, на наш взгляд, являются наиболее результативными и необходимыми при изучении данной тематики. В связи с тем, что данная сфера является актуальной для исследования в настоящий период времени, нами была выбрана тема выпускной квалификационной работы - «Изучение воплощения темы смерти в художественном творчестве Л. Н. Толстого (на примере произведений «Анна Каренина», «Смерть Ивана Ильича»). Степень научной разработанности. Изучение творчества и жизни Л.Н. Толстого так или иначе, поднималось в работах Д.С. Мережковского, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, П. Флоренского, И.А. Ильина, а также ряда большинства ученых. Данные работы отличает пристальный интерес Л. Н. Толстого к проблеме жизни/смерти. Особый интерес к теме смерти в творчестве Л.Н. Толстого в данный период времени был вызван интересом к концепту «Смерть» в целом. Идеи Л.Н. Толстого поддерживал Н. Федоров, который предлагал оказаться от смерти вообще: изъять ее и тем самым избавить общество от неминуемого ущерба бытия. Тема смерти также находит своё отражение в работах таких исследователей, как Рафаил Соловьев («Философия смерти»), В. Свенцицкий («Антихрист»), Е. Трубецкой («Свобода и бессмертие»). и т.д. В ходе данного исследования в качестве вспомогательного материала при создании модели и типологии заданий нами были использованы воспоминания о Л.Н. Толстом ученика Яснополянской школы Василия Степановича Морозова, а также такие литературные источники, как « Л.Н. Толстой: I. Взгляды на смерть Толстого» Булгакова С.Н., биография Л.Н. Толстого, написанная Бирюковым П.И., «Анна Каренина. После Толстого» С. Аксенова и т.д. Объект исследования: репрезентация темы смерти в художественном творчестве Л. Н. Толстого, а также процесс ее изучения в школьном курсе словесности. Предмет исследования: исследование значений данных языковых единиц, а также приемов изучения этих значений на уроках русского языка и литературы. Целью настоящего исследования является изучение смерти в жизни и творчестве Л.Н. Толстого, а также создание модели формирования у обучающихся умений проведения концептуального анализа (на материале художественного творчества Л.Н. Толстого). Для достижения данной цели нами были сформулированы следующие задачи исследования: - изучить теорию концепта как базового понятия филологии; - проанализировать содержание художественного концепта «Смерть» в творчестве Л. Н. Толстого; - создать модель дидактической интерпретации концептуального анализа на школьных уроках словесности. Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме, метод сплошной выборки, метод систематизации полученных данных и сравнительно-сопоста ительный анализ, метод моделирования семантического поля, методы компонентного, стилистического и концептуального анализа. Практическая значимость исследования Практическая значимость работы состоит в том, что материал и результаты исследования могут быть использованы при проведении уроков по русскому языку и литературе, мировой художественной культуре, истории. Настоящая работа может представлять интерес для специалистов в области теории языка, лингвокультурологии, межкультурной коммуникации. Положения, выносимые на защиту. 1. В ходе анализа научной литературы по данной теме, нами был сделан вывод о том, что концепт считается базовым определением, которое в первую очередь следует изучать исследователю, и является одним из главных компонентов культуры. Данный факт отражен в работах многих зарубежных и российских ученых, таких как С.А. Аскольдов, Д.С. Лихачев, А. Вежбицкая и т.д. Введение термина «концепт» в лингвокультурологию обусловлено необходимостью анализировать определенную взаимосвязь между языком, сознанием, мышлением и культурой. Также, проанализиров трактовку понятия «Концепт» в различных источниках мы пришли к выводу о том, что концепт является основным термином «Словаря русской культуры», а также является предметом чувств, симпатий и антипатий, а в некоторых случаях и конфликтов, на основе чего можно говорить о том, что концепт – главное звено культуры в ментальном мире личности 2. Концепт исследуется посредством разнообразных языковых единиц, которые репрезентируют концепт, их лексикографическое объяснение и речевые контексты. Прежде чем перейти к изучению определенных лингвистических методов и технологий изучения языкового материала, описывающего конкретный концепт, необходимо для начала исследовать главные составляющие концепта, которые выделяются в его структуре большим количеством исследователей. 3. Большое внимание уделяется концепту «Смерть» в русском языке, так как сама смерть, как таковая – область исследования в основном таких наук, как медицина, философия, а не лингвокультурологии. Как показал проведенный анализ научной литературы - смерть –довольно универсальное явление, которое затрагивает в целом практически все: смерть человека, смерть культурного мира, смерть эпохи. Смерть существовала, когда умирал старый мир и возрождался новый. Непосредственно по этой причине в настоящий период времени ученые имеют единое мнение, что отношение к смерти это «одно из наиболее стабильных в истории общественных взглядов, настроений, чувств», своего рода «образец, показатель характера культуры», основываясь на который необходимо исследовать особенности развития личности, культуры, мира в целом 4. В русской литературе, конечно, тема смерти занимает огромное место, и Л.Н. Толстой здесь не исключение. Эта тема играла огромную роль в его творчестве, и в жизни. Среди вопросов о мировоззрении и творчестве Л.Н. Толстого главным считаются разногласия, возникающие между мнением о конечном и бесконечном существовании общества. Проблема смысла смерти всегда заботила Л.Н. Толстого и считается главной составляющей творчества и жизни писателя. Так или иначе, данная тематика прослеживается во многих основных произведениях Л.Н. Толстого, таких как «Война и мир», «Анна Каренина», «Смерть Ивана Ильича» и др. анализ которых показал нам то, что концепт «Смерть» представлен в данных произведениях в различных синонимических и антонимических отношениях, с помощью которых выражается отношение героев к смерти, отношения между главными героями, состояние здоровья и .т.д 5. Как показал анализ произведения «Смерть Ивана Ильича» и «Анна Каренина», концепт «Смерть» вступает в горомное количество синонимических и антонимических отношений в тексте. К примеру, если рассматривать произведение «Смерть Ивана Ильича», то термин «Смерть» употребляется в тексте 51 раз в его непосредственной форме, а если учитывать производные формы от термина «Смерть» и его синонимические и антонимические отношения, то количество превышает 500 слов. В качестве примера можно привести результаты нашего исследования по данным произведениям, в которых представлены различные представления смерти в данных представлениях – от отношения героев к смерти до самого образа смерти, ее описания: «Все три дня, в продолжение которых для него не было времени, он барахтался в том черном мешке, в который просовывала его невидимая непреодолимая сила. Он бился, как бьется в руках палача приговоренный к смерти, зная, что он не может спастись; и с каждой минутой он чувствовал, что, несмотря на все усилия борьбы, он ближе и ближе становился к тому, что ужасало его». «Эти два настроения с самого начала болезни сменяли друг друга; но чем дальше шла болезнь, тем сомнительнее и фантастичнее становились соображения о почке и тем реальнее сознание наступающей смерти». «Она стала желать, чтоб он умер, но не могла этого желать, потому что тогда не было бы жалованья». «Она считала себя страшно несчастной именно тем, что даже смерть его не могла спасти ее, и она раздражалась, скрывала это, и это скрытое раздражение ее усиливало его раздражение». Облонский и Вронский оба видели обезображенный труп». «— Вот смерть-то ужасная! — сказал какой-то господин, проходя мимо. — Говорят, на два куска». 6. Несмотря на обилие синонимических отношений концепта «Смерть» в данных произведениях антонимические отношения играет большую роль и занимают достаточно большое количество места в тексте. Так, проанализировав антонимические связи в произведениях «Смерть ивана Ильича» и «Анна Каренина» со словом «Смерть» нами был сделан вывод о том, что существительное «счастье» и производные формы данного существительного встречаются в ходе текста 426 раз: «Девочка, любимица отца, вбежала смело, обняла его и, смеясь, повисла у него на шее, как всегда, радуясь на знакомый запах духов. Поцеловав его, наконец, в покрасневшее от наклоненного положения и сияющее нежностью лицо» «В то время как он подходил к ней, красивые глаза его особенно нежно заблестели, и с чуть заметною счастливою и скромно-торжествующе улыбкой». «Он поцеловал свою ладонь в том месте, где она тронула его, и поехал домой, счастливый сознанием того, что в нынешний вечер он приблизился к достижению своей цели более чем в два последние месяца». 7. Созданная нами модель формирования у обучающихся представлений о смерти в жизни и творчестве Л.Н. Толстого направлена на воссоздание образов русского писателя, его творчества, изучаемого произведения, героя или героев, сравнения жизни и творчества автора, концепции произведения. В данной модели нами предлагаются задания, которые являются эффективными при изучении жизни, мировоззрения и творчества великого писателя, которая, на наш взгляд, соответствует в значительной степени не только конкретным условиям современного образовательного процесса, но и своеобразию читательского интереса и восприятия современных школьников. В качестве таких заданий нами были выделены такие как как: дискуссия, которая помогает вырабатывать уважительное отношение к мнению, позиции оппонентов, развивать умение формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику, а также помогает учащимся грамотно отстаивать свою точку зрения и черпать новую информацию от своих собеседников; метод наглядности, так как данный метод является наглядным и помогает в формировании познавательного интереса, развитии учебной и профессиональной мотивации; интерактивные упражнения, которые способствуют повышению эффективности образовательного процесса, достижению высоких результатов, формированию коммуникативных навыков и т.д. По нашему мнению именно данный тип заданий будет способствовать формированию у обучающихся представления о смерти в произведениях и жизни Л.Н. Толстого. Апробация исследования. Положения и выводы выпускной квалификационной работы были представлены на заседаниях кафедры филологии и документоведения, а также отражены в научной статье, сданной для публикации. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЦЕПТА «СМЕРТЬ» В ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ 1.1.Концепт как базовое понятие лингвокультурологии В настоящий период времени в лингвокультурологии изучение природы концепта играет главную роль. Но что представляет собой концепт, на сегодняшний день до конца неясно, природа происхождения концепта окончательно не изучена, поэтому данный вопрос требует дальнейшего и глубокого изучения. В последнее время лингвисты уделяют огромное внимание понятию «концепт». Термин «концепт», который пришел в лингвокультурологию из когнитологии, считается значимым и необходимым для процесса исследования языка и является основой лингвокультурологии настоящего времени. Концепт считается базовым определением, которое в первую очередь следует изучать исследователю. Появление понятия «концепт» в научной литературе относят к середине XX века, несмотря на то, что его данный термин уже был применен в 1928 году в статье С.А. Аскольдова «Концепт и слово». Под концептом С.А. Аскольдов считал «духовное формирование, заменяющее человеку в ходе мысли большое количество предметов одного и того же рода» [14, с. 15]... Заключение Таким образом, в конце нашего исследования можно сделать вывод о том, что с целью исследования смерти в творчестве Л.Н. Толстого необходимым стала задача изучить понятие «концепт» в целом. Концепт имеет относительную структуру, которая не может существовать за гранью мышления. Также концепт считается и одним из главных компонентов культуры. В свою очередь нами был сделан вывод о том, что концепт не может существовать в сознании какого-либо человека в виде определенного термина, образа, концепт формируется как единый комплекс знаний, мнений, образов, чувств. Смыслом концепта, по мнению исследователей, считается результат систематизации опыта жизненных умений, традиций, в комплексе с такими важными сторонами жизнедеятельности человека, как религия, народное творчество, философия, этнопсихология, искусство, при поддержке чего имеется возможность развития так называемого культурного слоя, который служит проводником между личностью и обществом. Введение термина «концепт» в лингвокультурологию обусловлено необходимостью анализировать определенную взаимосвязь между языком, сознанием, мышлением и культурой. Проанализировав изученные нами формулировки понятия «концепт», можно сделать вывод о том, что у научных исследователей еще нет общего определения термина «концепт». Состояние концепта в настоящий период времени в лингвокультурологии отражено в работах и мнениях таких учёных, как Д.С. Лихачев, В.В. Колесов, В.Н. Телия. В частности, Д.С. Лихачев полагает то, что «концепт существует для любого словарного значения» [15], и предлагает рассматривать данный термин в качестве замены значимости слова в индивидуальном сознании и в конкретном значении». Таким образом, в основном концепт исследуется посредством разнообразных языковых единиц, которые репрезентируют концепт, их лексикографическое объяснение и речевые контексты. В экспериментальных целях выполняется относительное разделение концепта на ключевые составляющие, создание его модели, по этой причине, прежде чем перейти к изучению определенных лингвистических методов и технологий изучения языкового материала, описывающего конкретный концепт, необходимо для начала исследовать главные составляющие концепта, которые выделяются в его структуре большим количеством исследователей. Концепт как ключевая часть систематизированного знания выявляет конкретную систему, т.е. предполагает собою комплекс упорядоченных дискретных компонентов. Изучив понятие «концепта» нами был сделан вывод о том, что данное понятие имеет большое количество синонимичных и антонимичных отношений в ходе текста или произведения. Исследовав данные отношения в произведениях Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» и «Анна Каренина» можно сделать вывод о том, что «Смерть» в творчестве и мировоззрении Л.Н. Толстого позднего периода становится добром, а не злом, и боязнь смерти исчезает в свете этого разумного освещения, ибо смерть - избавительница от горести жизни: «Я мешаю этому, следовательно, я должен уничтожиться» [30]. На основе изученного нами была создана модель эффективного изучения и формирования представлений о смерти в творчестве и жизни Л.Н. Толстого у обучающихся, которая включала в себя систему уроков. Данная система включает в себя методические приемы, способы, которые способствуют более результативному изучению обучающимися необходимой тематики. Следует отметить то, что данная система уроков может использоваться в первую очередь на таких дисциплинах, как русский язык и литература, а также может быть применена на уроках истории, занятиях внеурочной деятельности, классных часах, в мероприятиях, которые проводятся в библиотеке. Данную систему целесообразно применять также в мероприятиях, посвященным творчеству и жизни Л.Н. Толстого, Вследствие использование данных методов в предлагаемой нами модели стало возможным использовать все возможности читательского восприятия: и зрительные, и психологические, и логические, и рефлекторные сферы личностного познания, осмысления художественной действительности. В данной модели одними из наиболее результативных типовых заданий нами были выделены задания с применением наглядности и дискуссия. По нашему мнению именно данный тип заданий будет способствовать формированию у обучающихся представления о смерти в произведениях и жизни Л.Н. Толстого. Список литературы 1. Авалиани, Ю. Ю., Синонимические отношения слов и фразеологических сочетаний Текст. / Ю.Ю. Авалиани, Л.И. Ройзензон // Лексическая синонимия / Отв. ред С. Г. Бархударов. М.: Наука, 1967. — С. 163-173. 2. Аксенов, С. Анна Каренина. После Толстого [Электронный ресурс] // Знамя. – 2010. – №2. – Электрон. версия печ. публ. – Режим доступа: znamia/2010/2/ak16.ht l, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 19.02.2019). 3. Александров, П.С. О понятии синонима [Текст] / П.С. Александров. - М.: Наука, 1967. - С. 38-42. 4. Алефиренко, Н. Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка. — М.: Флинта, 2010 5. Ангелова, М.М. "Концепт" в современной лингвокультурологии [Текст] / М.М. Ангелова // Актуальные проблемы английской лингвистики и лингводидактики. Сборник научных трудов. Выпуск 3. - М., 2004. - С. 3- 10 6. Апресян, Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / Ю. Д. Апресян. – М.: Инфра-М, 2004. – 412 с. 7. Аскольдов, А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. М.: Academia, 1997. С. 267-279. 8. Бабушкин, A. П. Концепты разных типов в лексике и фразеологии и методика их выявления // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Воронежский ун-т, 2001. 9. Басинский, П.В. «Лев Толстой. Бегство из рая» [Электронный ресурс] / Режим доступа: books/dokumentalnye-kn gi/biografii-i-memuar /25738-p vel-basinskii-lev-tol toi-begstvo-iz-raya. tml дата обращения (12.02.19) 10. Бирюков, П.И. Биография Льва Николаевича Толстого: В 4 т. М., 1923. 11. Богоявленская, Ю.В. Проблема типологии концептов в современной лингвистике // Лингвокультурология: журнал — №7 / 2013 — Екатеринбург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский государственный педагогический университет, 2013. C.2-15 12. Булгаков, С.Н. Л.Н. Толстой: I. На смерть Толстого. II Толстой и Церковь. III Человек и художник. // Проект «Собрание классики» (Lib.ru/Классика) [Электронный ресурс]. – Электр. ст. – Режим доступа: URL: feb/tolstoy/critics/o t/ort30013.htm. (Дата обращения: 10.03.2016). 13. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. 416 с. 14. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки русской культуры, 1999. 305 с. 15. Виноградов, В.В. Основные типы лексических значений слов / Виноградов В. В. // Вопросы языкознания. – 2003. - № 5. – С.62-71. 16. Вертелова, И.Ю. Этимологический комментарий к лексемам, составляющим семантическое поле печали в русском языке [Текст] / И.Ю. Вертелова // Семантические единицы русского языка в диахронии и синхронии. - Калининград. - 2000. - № 6. - С. 33-39. 17. Волохова Н.В. «Путь смерти» Л.Н. Толстого: (категория смерти в его религиозно-нравствен ой философии) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7 Философия. — 2000. — №?3. — С. 84?98 18. Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт:становление антропоцентрической парадигмы в языкознании //Филологические науки. – 2001. 19. Воспоминания о Л.Н. Толстом ученика Яснополянской школы Василия Степановича Морозова / Под ред. и с примеч. А. Сергеенко. - М., 1917. 20. Гаврилова Е.Г. Генезис образа Бабы-яги в русских сказках. [Электронный ресурс]. URL: 2014/pdf/92.pdf (дата обращения: 03.02.19) 21. Галкина – Федорук, Е.М. Синонимы в русском языке/ Е.М. Галкина - Федорук // Русский язык в школе. - 2001.- № 3. – С. 57-62. 22. Гессен, С.Н. Лев Толстой как мыслитель // Гессен С.Н. Избранные соч. – М., 1999. 23. Гусев, Н.Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год [Электронный ресурс]. / Электр. ст. - Режим доступа: URL: feb/tolstoy/chronics/ 57/g57.htm?cmd=2. (Дата обращения: 12.02.2019). 24. Гусельникова, О.В. Возможности фреймового анализа // Мир науки, культуры, образования. Новосибирск, 2009. №5. С. 29-32. 25. Деева, Н.В. Введение в историческую лексикологию русского языка [Текст] / Н.В. Деева ; Кемеровский гос. ун-т. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2007. - 197 с. 26. Демьянков, В.З. Понятие и концепт в художественной литературе // Вопросы филологии, 2001. №1. С. 35-47. 27. Демьянков, В.З. Термин «концепт» как элемент терминологической культуры // Язык как материя смысла: Сборник статей в честь академика Н.Ю. Шведовой/ — М.: Издательский центр «Азбуковник», 2007. С. 606–622. 28. Донсков А. «Драматическое присутствие» в повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Русская литература, 1993, №3. 29. Жиглий Ю.В. С.А. Андреевский о проблемах жизни и смерти в творчестве Л.Н. Толстого // Молодой Л.Н. Толстой: сб. докл. Всерос. науч. конф. (2?5 окт. 2002 г.) / сост. Л.Е. Бушканец. — Казань, 2002 30. Зусман, В. Г. Концепт в культурологическом аспекте Текст. / В. Г. Зусман // Межкультурная коммуникация: Учеб. пособие. Нижний Новгород: Деком, 2001. — С. 38-53. 31. Иванова, В. А. Антонимия в системе языка Текст. / В. А. Иванова. Кишинёв: Штиинца, 1982. 163 с. 32. Ищук, Г.Н. Лев Толстой с читателем / Г.Н. Ищук; ред. С. Розанова. – М.: Книга, 1984. – 191 с. 33. Карако П.С. Феномен смерти и бессмертия человека в творчестве Л.Н. Толстого (к 180-летию со дня рождения Л.Н. Толстого) // Философия и социал. науки. — 2008. — №?4. — С.21?24 34. Карасик, В.И. О категориях лингвокультурологии. Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001. 398 с. 35. Карасик, В.И., Стернин И.А. Антропология концептов. Т.1. Волгоград: Парадигма, 2005. 352 с. 36. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты. Волгоград: Перемена, 2004. 477 с. 37. Карасик, В.И. Лингвокультурный концепт как единица исследования. Методологические проблемы когнитивной лингвистики [Текст] / В.И. Карасик, Г.Г. Слышкина. Сб. науч. тр. Под ред. И. А. Стернина. - Воронеж: ВГУ, 2001Колесов В.В. Жизнь происходит от слова. СПб.: Златоуст, 1999. 368 с. 38. Колесов, В.В. Концепт культуры: образ – понятие – символ // Вестник СПбГУ. Сер.2. Вып. 3. № 16. 1992. С. 30-40. 39. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики: Педагогическая деятельность и взгляды Л.Н. Толстого 5-е изд., - М., 1982. 40. Концевич, Н.М. Истоки душевной катастрофы Л.Н. Толстого // Духовная трагедия Льва Толстого. – М., 1995. 41. Крючкова, Н. В. Лингвокультурное варьирование концептов // Монография. - Саратов: «Научная книга», 2005. - 165 с 42. Крючкова, Н.В. Методы изучения концептов / Н.В.Крючкова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета (Казань, 4-6 октября 2004 г.). 43. Кубрякова, Е.С. Язык и знание. М.: Языки славянской культуры, 2004. 560 с. 44. Кудрявая, Н.В. Л.Н. Толстой - педагог: от народного учителя Яснополянской школы до учителя жизни // Начальная школа. 2009, №7, с.28- 32. 45. Лебедев, П.А. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого // Вестник Свято-Тихоновского университета. 2009, №5, с. 45-50 46. Л.Н. Толстой «Анна Каренина» [Электронный ресурс] / Режим доступа: text/1099/index.html (дата обращения 08.02.2019) 47. Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» [Электронный ресурс] / Режим доступа: br/?b=203324&p=1 (дата обращения 09.02.2019) 48. Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича» [Электронный ресурс] / Режим доступа: text/7/p.1/index.html (дата обращения 08.02.2019) 49. Л.Н. Толстой «Три смерти» [Электронный ресурс] / Режим доступа: books/prose-/prose-rus classic/56343-lev-tol toy-tri- merti.html (дата обращения 09.02.2019) 50. Л.Н. Толстой «Живой труп» [Электронный ресурс] / Режим доступа: books/tolstoy_lev_niko aevich/zhivoy_trup/r ad (дата обращения 09.02.2019) 51. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. М., 1993. №1. С. 3-9. 52. Маслова, В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 208 с. 53. Никитина, С. Е. О концептуальном анализе в народном языке. Логический анализ языка. Культурные концепты. М.: Наука, 1991. 204 с. 54. Никишина, И.Ю. Понятие концепта в когнитивной лингвистике // Язык, сознание, коммуникация: Сб. ст. / Отв. ред. Красных В.В., Изотов А.И. М., 2002. Вып. 21. С. 5–7. 55. Новиков, Л. А. Антонимия в русском языке (семантический анализ противоположности в лексике) Текст. / JI. А. Новиков. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1973.-290 с. 56. Романова, Т.В. Принципы Толстовской педагогики в преддверии нового века // Русская словесность. - 2005 - №1. 57. Рябоконь, Н. В. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека// Философия УМК. Минск: МИУ, 2009. 58. Слышкин, Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты [Текст] /афтореф. дис. док. фиол. наук / Г.Г. Слышкин. –Волгоград: Перемена, 2004. – 340 с 59. Степанов, Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. 2-е изд., исправл. и доп. М.: Академический Проект, 2001. 991с. 60. Стешина, Е.Г. Ассоциативный эксперимент как метод изучения русского и английского сознания [Текст] / Е.Г. Стешина. Автореф. дис. докт. филол. наук - Пенза, 2001. - 36 с 61. Тарасов Б. Анализ буржуазного сознания в повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Вопросы литературы, 1982, №3. 62. Телия, В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологиче кий аспекты. М.: Наука, 1996. 288 с 63. Токарев, Г. В. Концепт как объект лингвокультурологии( на материалерепрезентаци концепта «Труд» в русском языке) : Монография. —Волгоград: «Перемена», 2003. 64. Хазмалян Г.Э. Поэтика повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Вестник Еревнского университета. Общественные науки, 1968, №3. |
Перейти к полному тексту работы |