• Главная
  • Скачать
  • Курсовик ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


    Предмет: Ин. языки. Добавлен: 20.02.2020. Год: 2017. Страниц: 35. Оригинальность по antiplagiat.ru: < 30%

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ…...………...3
    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ………..6
    1.1 Понятие «Лексические навыки»………...6
    1.2 Принципы формирования лексических навыков………10
    1.3 Характеристика лексического навыка как особенность формирования лексических навыков говорения на английском языке………14
    Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ……….18
    2.1 Анализ опыта учителей по формированию лексических навыков…...18
    2.2 Анализ УМК «English 7» с точки зрения формирования лексических навыков на уроках английского языка ……….21
    2.3 Анализ собственного опыта по формированию лексических навыков на уроках английского языка………..24
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…….………...29
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..32


    ВВЕДЕНИЕ
    В настоящее время современное общество сталкивается с проблемами, взаимовлияния различных культур и сохранения культурного многообразия планеты. Всё больше осознаётся необходимость развития диалога культур, в связи с этим обучение иностранному языку должно стать подготовкой к межкультурному общению. Создание искусственной иноязычной среды в процессе обучения иностранным языкам является одной из важных проблемных вопросов современной методики. С ним связана реализация массового обучения двум из четырёх основных видов речевой деятельности: письму и говорению. Основным средством реализации поставленной цели является обучение лексике, так как именно в ней отражены ценностные ориентиры и факты культуры. Однако в настоящее время обучающиеся недостаточно подготовлены к использованию иностранного языка в межкультурной коммуникации, что обусловливает актуальность проблемы.
    Анализ учебно-методических разработок по теме выявил ряд противоречий: между большим количеством теоретических разработок по теме и сложностью их использования в практике обучения английскому языку в школе система лексики недостаточно выявлена в лингвистике, в отличие от грамматики и фонетики, поэтому лексический материал представляет собой некое собрание единичных фактов и совокупность единиц, не имеющих системы. В связи с этим в обучении лексике существуют большие трудности. Вызывают трудности и объём значения слов по сравнению с родным языком, многозначность слов, характер сочетаемости одних слов с другими, употребление слова, связанное с объёмом значения и определяемое конкретной ситуацией высказывания.
    Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий составил проблему исследования.
    Объект исследования: процесс обучения лексическим навыкам иноязычной речи.
    Предмет исследования: формирование лексических навыков на уроках английского языка.
    Цель работы: выявить наиболее удачные приёмы для формирования лексических навыков на уроках английского языка.
    Исходя из поставленной цели, мною были сформулированы задачи работы:
    1. Определить роль и место лексического навыка в процессе формирования лингвистической компетенции.
    2. Изучить особенности формирования лексического навыка.
    3. Рассмотреть влияние психологических и возрастных особенностей детей среднего школьного возраста на овладение лексическими навыками на уроках английского языка.
    4. Изучить и проанализировать собственный опыт и опыт педагогов по данной теме курсовой работы.
    5. Проанализировать УМК с точки зрения обучения лексической стороне речи.
    6. Предложить упражнения на формирование лексики на среднем этапе обучения.
    Методологической основой работы являются теоретические разработки в области формирования и совершенствования лексических навыков на уроках английского языка.
    Методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта обучения в формировании лексических навыков на уроках английского языка.
    Новизна работы заключается в том, что в работе рассматривается формирование и совершенствование лексических навыков на уроках английского языка как один из факторов формирования коммуникативной компетенции не только в теоретическом плане, но и с практической точки зрения.
    Практическая значимость работы состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в практике обучения в начальной школе, учителями школ и студентами педагогических колледжей.
    Эмпирическая база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №40» г. Старый Оскол Белгородской области. В исследовании принимали участие учащиеся двух параллельных 7-х классов, а также 2 учителя.
    Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении представлены актуальность исследования, определены методы, цели и задачи. В первой главе мы говорим о теоретических основах формирования лексических навыков. Во второй главе рассматриваются практические основы формирования лексических навыков.


    Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

    1.1 Понятие «Лексические навыки»

    Лексика - это основной строительный материал нашей речи. Владение лексикой является важной предпосылкой развития речевых умений. Мы учим слова не только для того, чтобы их знать, а для того, чтобы, используя их, осуществлять общение. Поэтому обучение лексической стороне речи - не самоцель, а средство обучения всем видам речевой деятельности. Будь то устная речь (аудирование/говорен е) или же письменная (чтение/письмо), в основе каждой лежит слово. Речевая перспектива, в свою очередь, обусловливает мотивированность и успешность овладение словарём.
    Бытует мнение, что чем больше слов знает ученик, тем больше его речемыслительные возможности. Однако исследования психологов показывают, что богатый словарный запас сам по себе не обеспечивает высокий уровень речемышления. По мнению Р.П. Мильруда, вербальные средства лишь тогда становятся инструментом мышления, когда словарный запас формируется в результате речемыслительной деятельности [Мильруд 2000: 30].
    Лексика, т. е. совокупность слов, и сходных с ними по функциям соединений, как отмечают многие исследователи, представляет собой систему или, по выражению А.А. Леонтьева, систему систем. Системность лексики проявляется в том, что все её единицы на основе своих свойств входят в определённые объединения (семантические поля, лексико-семантически и тематические группы, синонимические цепочки, антонимические противопоставления, словообразовательные гнёзда и т.д.), которые связаны между собой. Иными словами, лексические единицы существуют в нашей голове в тесной связи друг с другом в виде определённых словарных групп [Леонтьев 2000: 255].
    Психологи утверждают, что восприятие и запоминание лексических единиц носит ассоциативный характер. Каждое новое слово вступает в ассоциативные связи с уже имеющимися словами в нашей долговременной памяти и, благодаря нашему опыту, воспринимается как знакомое или же незнакомое.
    Владение словом основано не только на знании его значения, но и на владении звуковым и зрительным образом (формой слова), а также его способностью сочетаться грамматически и семантически с другими словами (употреблением в потоке речи)...


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Формирование лексических навыков на уроках английского языка в современной школе - процесс очень сложный и требующий от учителя организации своей обучающей деятельности на таком уровне, чтобы всегда осуществлялась обратная связь, между учителем, дающим знания и формирующем умения использовать эти знания на практике и учащимися, показывающими в своей учебной деятельности насколько правильно был организован этот процесс.
    Следовательно, становится очевидным тот факт, что только творчески работающий учитель, при этом использующий в своей работе современные инновационные приёмы, и всегда учитывающий возрастные особенности и интересы учащихся, способен добиться формирования лексических навыков до необходимого уровня.
    Проанализировав раскрытие темы своей курсовой работы, хочу выделить следующее:
    ? возможности специальных упражнений при формировании лексических навыков на уроках английского языка и в процессе обучения в целом не ограничены;
    ? система упражнений, включающая в себя подготовительные, тренированные и речевые упражнения позволяет организовать процесс обучения наиболее результативно;
    ? коммуникативная направленность лексических упражнений способствует не только употреблению лексических единиц и выработке их навыков в иноязычной речевой деятельности учащихся, но и создаёт для них мотивацию в усвоении нового лексического материала;
    ? если же методика работы учителя будет опираться на соблюдение дидактических и методических принципов обучения, которые создают соответствующие условия для речемыслительной деятельности учащихся на уроке, а также делают обучение ориентированным и увлекательным для обучаемых, то и учебная деятельность учащихся в целом будет проходить наиболее эффективно.
    Проанализировав педагогический процесс и сам опыт педагогов, хочу выделить следующее. Формирование лексических навыков проходит успешно, если:
    ? учитель иностранного языка будет использовать специальные упражнения с учётом последовательности формирования лексических навыков и характера операций, лежащих в их основе;
    ? речемыслительная деятельность учащихся будет направлена на дифференциацию, трансформацию и применения лексического материала при решении разнообразных коммуникативных задач;
    ? технология формирования лексических навыков предполагает обязательное использование учителем в практической деятельности игровых упражнений, творческих заданий и форм работы, позволяющих обогатить словарный запас учащихся, получить новые знания о системе языка, расширить кругозор учащихся, побуждать к самостоятельному поиску и решению учебных задач.
    Решая задачу - выявить систему наиболее эффективных упражнений для формирования лексических навыков на уроках английского языка и в самом процессе обучения в целом я установила, что:
    ? упражнения на формирование лексических навыков, должны быть направлены на запоминание лексических единиц, их семантики в единстве с фонетической и грамматической формой, и на применение лексики на репродуктивном и продуктивном уровнях;
    ? трансформационные упражнения должны проводиться в условиях специально организованного общения;
    ? вопросно-ответные упражнения в форме диалога и разнообразные игровые упражнения эффективно сказываются на овладение системой материальных средств иностранного языка и создают операционную основу для устно-речевого общения.
    Правильно построенная система упражнений при обучении лексической стороне иноязычной речи поможет учащимся не только преодолеть трудности и ошибки, возникающие при лексическом оформлении иноязычных высказываний, но и даёт им необходимую основу для дальнейшего изучения иностранного языка.
    Данное исследование позволило определить эффективную методику формирования лексических навыков на уроках английского языка и в самом процессе обучения в целом, а также выявить систему упражнений, оптимизирующую учебно-воспитательны процесс.
    Естественно, рамка данной курсовой работы несколько ограничена и не совсем даёт полную картину модернизации обучения в целом, но при этом предполагает дальнейший поиск форм, а также методик, при которых формирование лексических навыков на уроках английского языка будет проходить ещё наиболее эффективно и успешно.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1.Беляев, Б.В. Основы усвоения лексики иностранного языка [Текст]/ Б.В. Беляев. - М.: Просвещение, 2000. - 135 с.
    2.Брюков, Д.В. Методика и лингвистика [Текст]/ Д.В. Брюков. - М.: Просвещение, 2000. - 357.
    3.Гайдукова, И.В. Катится снежный ком в наш методический дом [Текст]/ И.В. Гайдукова. - М.: Просвещение, 2005. - 55.
    4.Галимзянова, И.И. Лингвистические основы межкультурной связи и коммуникации [Текст]/ И.И. Галимзянова. - М.: НГЛУ, 2010. - 75.
    5.Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам [Текст]/ Н.Д. Гальскова. - М.: Академия, 2007. - 337.
    6.Дорняк, А.Л. Урок-соревнование в форме марафона [Текст]/ А.Л. Дорняк. - М.: Просвещение, 2005. - 75.
    7.Елухина, Н.В. Устное общение на уроке, средства и приёмы его организации [Текст]/ Н.В. Елухина. - М.: Просвещение, 2005. - 25.
    8.Захарова, О.В. Совершенствуем лексические навыки [Текст]/ О.В. Захарова. - М.: Просвещение, 2005. - 25.
    9.Зимняя, И.А. Аспекты обучения говорению на иностранном языке [Текст]/ И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2010. - 310.
    10.Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст]/ И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2010. - 159.
    11.Иванова, Т.В. Теория и методика обучения иностранному языку [Текст]/ Т.В. Иванова. - М.: БГПУ, 2010. - 77.
    12.Иткис, Г.И. О запоминании иноязычной лексики «опорного» характера [Текст]/ Г.И. Иткис. - М.: Просвещение, 2005. - 53.
    13.Конышева, А.И. Игровой метод в обучении иностранному языку [Текст]/ А.И. Конышева. - М.: КАРО, 2007. - 107.
    14.Кричевская, К.С. К вопросу о содержании лексических правил в обучении иностранным языкам [Текст]/ К.С. Кричевская. - М.: Просвещение, 2010. - 23.
    15.Кузовлев, В.П. Книга для учителя к учебнику 7 кл. общеобр. учреждений [Текст]/ В.П. Кузовлев. - М.: Просвещение, 2002. - 220.
    16.Курбатова, М.Ю. Приёмы обучения грамматике английского языка [Текст]/ М.Ю. Курбатова. - М.: Просвещение, 2007. - 77.
    17.Леонтьев, А.А. Некоторые вопросы обучения речи на иностранном языке [Текст]/ А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 2000. - 255.
    18.Маслер, Ю.К. К вопросу об оптимизации процесса усвоения лексики на уроках иностранного языка [Текст]/ Ю.К. Маслер.- М.: Наука, 2003. - 153.
    19.Мильруд, Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению [Текст]/ Р.П. Мильруд. - М.: Просвещение, 2000. - 30.
    20.Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычного говорения [Текст]/ Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 2000. - 250.
    21.Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе [Текст]/ Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 2000. - 155.
    22.Рогова, Г.В. Методика обучения английскому языку на среднем этапе в общеобразовательных учреждениях [Текст]/ Г.В. Рогова. - М.: Просвещение, 2000. - 287.
    23.Соколова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам [Текст]/ Е.Н. Соколова. - М.: Просвещение, 2010. - 110.
    24.Филатов, В.М. Практикум по методике обучения иностранным языкам в школе [Текст]/ В.М. Филатов. - М.: Просвещение, 2005. - 113-117.
    25.Филатов, В.М. Коммуникативная грамматика английского языка для учащихся 7-х классов средних общеобразовательных учреждений [Текст]/ В.М. Филатов. - М.: Просвещение, 2003. - 103.
    26.Шамов, А.Н. Лексические навыки устной речи и чтения - основа семантической компетенции обучаемых [Текст]/ А.Н. Шамов. - М.: Наука, 2007. - 135.
    27.Шатилов, С.Ф. Методика обучения иностранного языка в средней школе [Текст]/ С.Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 2000. - 290.
    Перейти к полному тексту работы