• Главная
  • Скачать
  • Курсовик БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ


    Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 08.04.2020. Год: 2018. Страниц: 62. Оригинальность по antiplagiat.ru: 74%

    Министерство образования и науки Республики Казахстан
    Казахский университет Международных отношений и Мировых языков имени Абылай хана
    Кафедра Международных отношений


    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    На тему: «БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

    по специальности 5В020200- «Международные отношения»


    Выполнил:
    студент 4 курса


    Алматы, 2018

    СОДЕРЖАНИЕ
    Список сокращений……….. 3

    Введение... 4

    I Болонский процесс и концептуальные аспекты обеспечения качества высшего образования………...
    7
    1.1 Образование в системе международных отношений ... 7
    1.2
    Болонский процесс: история возникновения, развитие и перспективы………
    11


    II Реформы высшего образования в Республике Казахстан………... 28

    2.1 Внедрение Болонского процесса в образовательную систему……….. 28
    2.2
    Реализация Болонского процесса в Казахстане……….. 34
    2.3
    Перспективы системы образования в Казахстане: Болонский процесс – 2020………
    43

    Заключение……... 57

    Список использованной литературы……….
    59


    Список сокращений
    ВК – Вузовский компонент
    ВУЗ – Высшее учебное заведение
    ВХУ – Великая Хартия Университетов
    ГАТС – Генеральное соглашение о торговле услугами
    ГПИИР – Государственная программа индустриально-инновац онного развития
    ЕПВО – Европейского Пространства Высшего Образования
    ЕС – Европейский Союз
    МГУ – Московский Государственный Университет
    МКТУ – Международный казахско-турецский университет
    НААР – Независимое агентство аккредитации и рейтинга
    НИИ – Научно-исследовательс ие институты
    НКАОКО - Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании
    ННТХ – Национальный научно-технологическ й холдинг
    НРК – Национальные Рамки Квалификаций
    ОК – Обязательный компонент
    ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития
    ППС – Профессорско-преподав тельский состав
    СМИ – Средство массовой информации
    СНГ – Содружество Независимых Государств
    СССР – Союз Советских Социалистических Республик
    США – Соединенные Штаты Америки
    ФИИР – Форсированное индустриально-инновац онное развитие
    ASEM – Asia-Europe Meeting
    ECTS – European Credit Transfer System
    PhD – Doctor of Philosophy
    UNESCO – United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization


    Введение

    Общая характеристика работы. Болонский процесс – процесс формирования единой европейской системы высшего образования, основанной на общности принципов функционирования. Болонские реформы характеризуются терминами «ориентированность на результаты» и «студентоцентрирован ое обучение». При этом речь идет о понимании результатов обучения в широком смысле. Они призваны стать существенным элементом сдвигов в педагогической практике, предполагая связь с ECTS (European Credit Transfer System), модуляризацией и институциональной свободой.
    Актуальность темы исследования. Глобализация, радикальные изменения, происходящие в мире, появление новых, ранее неведомых факторов и социально-общественны явлений, оказывают большое, а порой и судьбоносное воздействие не только на развитие материально-техничес их и научно-теоретических основ общественного прогресса, но и на социально-политическ е и идеологические процессы, формирование прогрессивного и свободного общественного сознания.
    В Европейском Союзе (ЕС) в течение нескольких десятилетий разрабатывается и осуществляется целостная политика в области высшего образования, формируются наднациональные институты координации и управления. В этой связи большая роль принадлежит Болонскому соглашению, которое определяет интеграционные процессы высшего образования. Его заслуга заключается в формировании содружества ведущих европейских университетов и объединения национальных систем высшего образования в "европейское пространство с едиными требованиями, критериями и методологией оценки качества образования, которые будут основаны не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях, навыках, компетенциях, которые приобрели выпускники.
    При всем разнообразии этих систем, различиях в подходах к ее структурированию и присвоении академических степеней прослеживается уникальное стремление. Стремление к унификации образования в направлении вектора многоуровневой системы подготовки специалистов, развитии самостоятельности и мобильности обучающихся, индивидуализации обучения с учетом интересов и потребностей каждой личности, а также переход от государственного к государственно-общест енному управлению системой высшего образования.
    Последнее десятилетие на постсоветском пространстве произошли значительные сдвиги в организации управления образованием: сформирована нормативно-правовая база, преодолевается ведомственный подход к управлению образовательными учреждениями, формируется влияние технологических новшеств в ущерб бумажному документообороту, идет становление взаимодействия государственных и общественных форм управления образованием, возрастает роль ассоциаций учебных заведений [1].
    Образование вошло в число основных государственных приоритетов многих стран, которые стремятся создать гибкую мобильную систему высшего образования, отвечающую новым требованиям в условиях глобальной конкуренции и соответствующую требованиям времени.
    Современный этап развития казахстанского общества характеризуется преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности социальных институтов и организаций, в том числе и института образования.
    В настоящее время в Республике Казахстан назрела объективная необходимость формирования модели государственно-общест енного управления системой высшего образования. С одной стороны, это продиктовано необходимостью принять вызовы глобальных изменений в требованиях к подготовке специалистов, зафиксированных в документах Болонского соглашения. С другой стороны, программа реформирования казахстанского образования стимулирует переход вузов к новой политике управления образованием на основе системы повышения его качества. При этом в процессе интеграции высшего образования Казахстана в мировое образовательное пространство необходимо найти оптимальный баланс между международными образовательными тенденциями и необходимостью сохранения и развития национальной системы высшего образования.
    Объектом исследования являются теоретические и практические вопросы развития Болонского процесса в странах Европы и Казахстана.
    Предметом исследования являются проблемы внедрения Болонского процесса в систему международных образовательных отношений.
    Цель дипломной работы заключается в определении роли Болонского процесса в системе международных образовательных отношений.
    Реализация поставленной цели предопределила последовательность исследовательских задач:
    § изучить историю создания, цели и задачи Болонского процесса;
    § проследить развитие внедрения Болонского процесса в систему международных образовательных отношений;
    § обозначить проблемы и перспективы развития;
    § проанализировать процесс участия Казахстана в Болонском процессе;
    § определить реализацию Болонского процесса в Казахстане;
    § выявить стратегические перспективы развития высшего и послевузовского образования в Казахстане [2 с. 309].
    Степень научной разработанности темы. Базовые исследования указываются на основе доступных материалов в СМИ, а также периодических изданий, статей, газет и публикаций. Все перечисленные группы источников использовались на основе выпуска в зарубежных странах и в странах Центральной Азии. Практический интерес представили, в частности, монографии и научные статьи таких исследователей, как Актаева А.У. [6], Бадавамова Г.Л. [24], Байтукаева А.Ш. [8].
    Процессы реформирования систем высшего образования развитых стран: представлены в исследованиях H.M. Абросимовой [25], А.Н. Афанасьева [4], Н.Е. Воробьева [9], В.В. Галактионова [10], О.Ю. Глайснер [11].
    Анализ развития казахстанской системы образования представлен в работах М.Р. Круглянского [12], А.П. Лиферова [13].
    Теоретико-методологи еская основа исследования. Выбор методологии обусловлен намеченными задачами и поставленной целью. Наиболее эффективным для подобного рода исследования представляется процессный подход, позволяющий рассмотреть изучаемый объект как сферу взаимодействия - субъектов образования, наделенных комплексом взаимосвязанных функций управления.
    Теоретическую основу диссертационного исследования составили социологические исследования российских, казахстанских и зарубежных ученых и практикующих менеджеров, посвященные проблемам управления системой высшего образования.
    Для обоснования выдвинутых в диссертации теоретических положений использовались методы логического и системного анализа; при проведении социологического исследования - анкетный и экспертные опросы, а также включенное наблюдение.
    Научная новизна дипломной работы заключается в следующем:
    - идентифицированы особенности высшего образования и выявлена его основная характеристика на современном этапе - полисубъектность;
    - выявлена полисубъектная сущность управления казахстанской системой высшего образования на основе анализа историко-политически и социальных процессов реформирования и введено понятие «управление полисубъектной системой высшего образования»;
    - исследована реализация Болонского процесса в Республике Казахстан и перспективы развития управления казахстанской системой высшего образования;
    - разработана модель управления полисубъектной системой высшего образования, а так же рекомендации направленные на ее реализацию [2 с. 310].
    Практическая значимость исследования осуществляется путем выводов и рекомендаций по совершенствованию управления системой высшего образования, возможности использования его материалов при разработке программ развития системы высшего образования.
    Структура работы. Дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.


    I Болонский процесс и концептуальные аспекты обеспечения качества высшего образования

    1.1 Образование в системе международных отношений

    Международное высшее образование традиционно рассматривается в аспекте культурной дипломатии. Однако за два минувших десятилетия в сфере международного образования произошли серьезные трансформации, появились новые измерения. Теперь не только студенты и преподаватели легко пересекают границы, но также и образовательные программы, образовательные структуры, проекты, а также мероприятия в области вузовской политики.
    Вузовский ландшафт теперь немыслим вне международного сотрудничества. В качестве примеров можно взять научно-исследовательс ие проекты и бинациональные университеты, которые особенно характерны для германской модели партнерства. Конечно, никто не отменяет взгляд на высшее образование как на инструмент дипломатии, однако его значение к нему не сводится. Достаточно посмотреть на такие области, как наука, технология и трансфер знаний. Эти сферы играют все более важную роль в мире, ориентированном на знания, социальную справедливость и инновации.
    Да и сама дипломатия поменялась не менее серьезно. Она ушла от чисто государственного принципа (традиционно завязанного на роль министра иностранных дел и профессиональных дипломатов) и сделала шаг вперед. Для современной дипломатии характерно, что в ней участвуют многие – в том числе и в особенности негосударственные – действующие лица и институты. С одной стороны, расширился спектр правительственных учреждений, ставших ключевыми игроками в дипломатических отношениях. С другой стороны, важную роль играют организации гражданского общества, многонациональные фирмы и экспертные сети. В сфере же вузовского образования над углублением международных контактов работают сами вузы, студенты, доценты, группы специалистов и фонды [3].
    За прошедшее десятилетие прозвучало немало голосов как представителей академического сообщества, так и политических аналитиков, отмечавших вклад международного университетского образования в развитие разных стран и их экономик, основанных на научных инновациях. Сейчас эти дискуссии вышли на новый уровень, где университетское образование уже оценивается как инструмент «soft power». Саму концепцию «мягкой силы» разработал в 1990г. американский политолог Джозеф Най. Обычно под «soft power» понимается способность оказывать влияние и преследовать национальные интересы посредством «привлекательности и убедительности» – в противоположность использованию «hard power», т.е. продавливания своих интересов за счет военной силы или экономических санкций...


    Заключение

    Таким образом, можно сказать, что выполненная дипломная работа посвящена исследованию и научному обоснованию основных проблем управления системой высшего образования. Она позволяет автору на примере Республики Казахстан сформулировать выводы и в сжатой форме подчеркнуть основные концептуальные положения.
    Высшее образование в современный период вошло в число основных государственных приоритетов многих стран, при этом ведущую роль в современной ситуации мирового сообщества приобретает человеческий фактор, от которого зависит перспектива развития общества в целом и именно специфика развивающейся информационной цивилизации породила новую закономерность - глобализацию.
    Процессы глобализации приводят национальные системы высшего образования к новой целевой ориентации, учитывающей потребности в международной солидарности. В условиях глобализации неизбежна универсализация содержания и технологий образования. Глобализация стала характерной чертой современного общественного, экономического и культурного пространства и ориентирует его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособност , мобильность будущих специалистов.
    Высшее профессиональное образование представляет собой социальный институт, который характеризуется общедоступностью, многообразием условий, непрерывностью, практической направленностью, адекватностью, международным характером. Это позволяет рассмотреть сущность образования с позиции гуманистического подхода, когда высшим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.
    Сегодня гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогиче кий принцип, отражающий современные общественные тенденции построения и функционирования системы образования. Именно такой подход позволяет автору представить систему высшего образования как сферу взаимодействия интересов личности, общества и государства, где все субъекты образовательных отношений имеют возможность влиять на функционирование, развитие и нести ответственность за создание условий, необходимых для выполнения системой высшего образования своих социальных и образовательных функций, и определить высшее образование как полисубъектную систему.
    Полисубъектная система высшего образования, по мнению диссертанта, определяет не просто эффективность функционирования современной системы высшего образования, но и, формируя свободного самодостаточного человека, обусловливает становление демократического государства и гражданского общества. Полисубъектность обеспечит открытость системы высшего образования как государственно-общест енной системы, переход к взаимной ответственности, к расширению участия и усилению роли всех субъектов образовательной политики в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений в системе высшего образования.
    Болонский процесс, имея как определенные недостатки, так и явные достоинства, тем не менее, является своевременным, обоснованным и вызванным жизненной необходимостью шагом на пути не только повышения качества образования, но и в области сближения государств с совершенно разным менталитетом, с разными взглядами на процесс получения современных знаний.
    Образованием называется целенаправленный процесс не только обучения, но и воспитания, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции. Исходя из этого определения, можно оценивать содержание и результаты образовательных процессов разных стран, обнаруживать в них недостатки, препятствующие развитию этой жизненно важной сферы в поступательном улучшении условий существования человечества.
    Присутствие воспитательного аспекта в процессе образования на сегодняшний день приобретает все большее значение – по крайней мере, в тех государствах, которые отдают должное внимание становлению полноценной личности. Потому что соблюдение принципов морали – это то, что делает человека не просто специалистом, а специалистом, который сможет влиять на повышение результатов работы одной отдельно взятой организации, если согласиться с огромной важностью понимания влияния пресловутого человеческого фактора. Это явление (человеческий фактор) может нести как разрушительные последствия, так и созидающие.
    Болонский процесс придает ускорение и улучшение развитию человечества с точки зрения понимания необходимости быть полноценным специалистом в своей сфере труда, при этом являясь носителем наилучших человеческих качеств.


    Список использованной литературы

    1. Кирнарская Д.К. Болонский процесс на постсоветском пространстве // Материалы междунар. науч.-практ. конф. (02.11.2007) / Сост. А.К.Омарова.- Алматы, 2008.-С. 3-8
    2. Логинова М.Н. Болонский процесс: история и перспективы // Материалы междунар. науч. конференции (20-21 мая 2011 г.).- Алматы, 2011.-С. 309-313
    3. Филатова Л.О. Преемственность общего и среднего и вузовского образования // Материалы: педагогика. – 2004. - №8. –С 5-7
    4. Афанасьев А.Н. Болонский процесс в Германии // Высшее образование сегодня.- 2003.- С. 54-57.
    5. Калиакбарова Л.Т. Болонский процесс // Проблемы обеспечения качества высшего педагогического образования на современном этапе.- Алматы,2008.- С. 82-84
    6. Актаева А.У. Болонский процесс: анализ особенностей реализации программ докторантуры // Вестник университета «Туран».- Алматы, 2012.- С. 130-137
    7. Мурзагалиева А. Болонский процесс и качество образования // Достояние нации.- 2010.- С. 206-210
    8. Байтукаева А.Ш. Болонский процесс и интегративное обучение будущих специалистов международников языку и культуре // Материалы КазНУ им. аль-Фараби.- Алматы, 2009.- С. 67-68
    9. Воробьев Н.Е. Высшая школа ГДР.- Ростов-на-Дону, 1972.- 162 с.
    10. Галактионов В. Международная практика взаимного признания документов об образовании и профессиональных квалификаций // Высшее образование в России. 2004. - С. 35-41
    11. Глайснер О.Ю. Система высшего образования в Германии великое множество путей // Aima mater. 2008.- С. 58-64
    12. Батпенова З.С. Болонский процесс: за и против // Материалы КазНУ им. аль-Фараби.- Алматы, 2009.- С. 75-78
    13. Бахишева С.М. Болонский процесс и студентоцентрированно обучение по роджерсу // Образование.- 2008.- С. 106-108
    14. Калиакбарова Л.Т. Болонский процесс: за и против // Материалы междунар. науч.-практ. конф. (02.11.2007).- Алматы, 2008.- С. 23-26
    15. Каниметов Ж.К. Болонский процесс и проблемы демократизация управления высшим образованием в современный период // Отечественная история.- 2009.- С. 45-50
    16. Пак Ю.Н. Болонский процесс и концептуальный аспекты обеспечения высшего образования // Труды университета.- ?арМТУ.- 2011.- С.5-11
    17. Сарсембаева Г.Ж. Болонский процесс как способ объединения высшего образования различных государств в единое мировое образовательное пространство // Вестник Казахстанско-Америка ского свободного университета.- 2012.- С.131-135
    18. Сартбасова А.Б. Болонский процесс и перспективы развития современного высшего образования РК // Вестник КазНУ.- 2008.- С. 195-198
    19. Оразбаева Алтайы. Болонский процесс: проблемы транзита // Журнал «Мысль».- 2015.- С. 13-18
    20. Римантас Ж. Болонский процесс в постсоветском пространстве // ?аза? мемлекеттік ?ыздар педагогикалы? университетіні? хабаршысы.- 2016.- С. 123-126
    21. Докучаев И. И. Шесть принципов Болонской декларации и российское образование // Ученый Совет №10.- 2014.- С. 75–83
    22. Волков А. Когда науки мало? Когда науки много? «Знание – сила».- 2014.- С. 4–11
    23. Карпов С. Историческая наука и верификация знания // Журнал «Свободная мысль».- С. 173–177
    24. Бадавамова Г.Л. Болонский процесс и образовательная система Казахстана // Образовательные программы вузов зарубежных стран-участниц Болонского процесса: специфика и проблемы идентификации в Казахстане.- -Алматы, 2009.- С. 46-49
    25. Абросимова Н.М. Сравнительные исследования в высшем образовании за рубежом // Материалы: ЦКПС.- 1994.- 250 с.
    26. Круглянский М.Р. Высшая школа СССР в годы Великой Отечественной войны // Материалы: Педагогика.- 1970.- 314 с.
    27. Лиферов А.П. Геополитические аспекты российско-казахстанск го сотрудничества в сфере образования // Вестник Рязанского гос. пед. ун-та. Сер. «Образование, педагогика и методика».- 2002.- С. 3-17
    28. Борецкий О.М. Болонский процесс: цели и сомнения // Материалы КазНУ им. аль-Фараби.- Алматы, 2009.- С. 94-96
    29. Дружинина С.И. Болонский процесс и интеграция образования // Материалы междунар. науч.-практ. конф. (18.04.2007).- Алматы, 2007.- С.713-715
    30. Друмчегло Н. Болонский процесс - новая ветвь развития Казахстанского образования // Вестник университета КАУ.- Алматы, 2012.-С. 195-200
    31. Ерназаров Ж.Т. Болонский процесс- 2020 и перспективы развития высшего и послевузовского образования в Казахстане // Вестник Западно-Казахстанско гуманитарной академии.- 2013.- С. 34-42
    32. Ерохина Л.Н. Болонский процесс: проблемы, решения, опыт внедрения в Республике Казахстан: материалы междунар. научно-практ. конф. (10.06.2011).- Алматы,2011.- С. 3-5
    33. Закирова А. Болонский процесс: модернизация высшего образования // Материалы КазНУ им. аль-Фараби.- Алматы, 2009.- С. 154-156
    34. Фуллан М. Новое понимание реформ в образовании.- Москва, 2006.- 154 с.
    35. Кеншинбай Т. Болонский процесс: к Европейскому качеству: Рассказ проректора по междунар. связям КГУ который участвовал на конференции Европ. ассоциации в Вильнюсе // Кызылорд. вести.- 2005.- 2 с.
    36. Маханова К.А. Болонский процесс и высшее образование в РК // материалы междунар. науч. конференции (29.03.2013).- Алматы, 2013.- С. 71-73
    37. Бегалинова Н.В. Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для практических действий // Национальный офис программы Темпус в Казахстане.- Алматы, 2009.- С 78-82
    38. Мендигалиев К. Болонский процесс как глобальный фактор повышения конкурентоспособност систем образования стран участниц // Социально-экономичес ая модернизация как главный вектор развития Казахстана // Материалы междунар. конф. молодых ученых и студентов «Мир науки» (17.04.2013).- Алматы, 2014.- С. 95-96
    39. Новикова Н.С. Болонский процесс и высшее юридическое образование За?гер.- Алматы, 2009.- С. 60-63
    40. Ондасынова А.И. Болонский процесс и концепция развития образования Республики Казахстан // Материалы Респ. учеб.- метод. конф. (24.01.2008).- Алматы, 2008.- С. 217-230
    41. Айдарбаев С.Ж. Болонский процесс: понятие и решение // Становление и развитие системы высшего - образования: от декларации о государственном суверенитете до стратегии «Казахстан-2050» // Материалы науч.- практ. конф. (25.10.2013).- Алматы, 2014.- С. 13-16
    42. Абдирайымова Г.С. Болонский процесс в Казахстане: оценка состояния и перспективы развития // Вестник КазНУ.- Алматы, 2015.- С. 105-110
    43. Ким А.Т. Болонский процесс и модернизация системы образования в Казахстане // ?лемдік экономикалы? ?ріптестік контекстіндегі транс?лтты? жобалар: теория ж?не практика: «?аза?стан халы?аралы? координаттар ж?йесінде ж?не ?ылыми зерттеулер» матрицалы? ба?дарламасы аясында?ы де?гелек ?стел (26.04.2016).- Алматы, 2016.- С. 59-75
    44. Байгабатов Т.С. Болонский процесс и высшее образование в Республике Казахстан // ?ара?анды мемлекеттік индустриялы? университетіні? хабаршысы.- Алматы, 2016.- С. 132-135
    45. Сладковски А. К вопросу написания научных статей для журналов, входящих в наукометрические базы данных // Новости науки Казахстана.- Алматы, 2014.- С. 9–18
    46. Байденко В.И. Болонский процесс: середина пути // Материалы: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.- Москва, 2005. – 378 с.
    47. Каримов З. Болонский процесс и региональные вузы // Alma mater. – 2006. – C. 48-49
    48. Система накопления и трансферта кредитных единиц и Болонский процесс // Экономика образования. – Москва, 2005.- С. 148–153
    49. Мишина Е.Н. Тенденции обновления систем и образовательных стандартов высшего образования государств-участнико СНГ в контексте Болонского процесса: итоговый аналитический доклад // Материалы: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.- Москва, 2006. – 158 с.
    50. Лифанова Т.Ю., Веревкин А.В. Европейское пространство высшего образования и приоритеты болонского процесса в Казахстане // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии.– Алматы, 2015. – С. 171-175
    Перейти к полному тексту работы