Предмет: География. Добавлен: 23.04.2020. Год: 2019. Страниц: 31. Оригинальность по antiplagiat.ru: < 30% |
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Костромской государственный университет» (КГУ) ИФМЕН Кафедра биологии и зоологии Направление подготовки/Специальн сть 44.03.01 «Педагогическое образование» профиль «География» Форма обучения заочная Дисциплина Методика обучения географии КУРСОВАЯ РАБОТА Развитие топографо-картографи еских систем знаний в школьных курсах географии Выполнил студент Группа 15-Гбз1-2 Кострома 2019 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ………3 Глава 1.Значение топографо-картографи еской науки в информационном обществе 1.1. Основные этапы развития топографо - картографии ………6 1.2. Изменение роли топографо - картографии в современном обществе…..9 1.3. Место топографо - картографии в системе наук………11 Глава 2. Развитие топографо-картографи еских систем знаний в школьных курсах географии 2.1. Топографо-картографи еская грамотность как составная часть географической культуры учащихся………...12 2.2. Топографо-картографи еские знания и умения в современной школьной географии………...16 2.3. Усовершенствованная система топографо-картографи еских знаний и умений и методические условия ее реализации……….21 Заключение………..28 Список использованных источников………..…30 ВВЕДЕНИЕ Одной из важнейших задач общего среднего географического образования является формирование топографо - картографической грамотности учащихся. Основу топографо-картографи еской подготовки современного человека составляют знания и умения, полученные им в процессе изучения курсов географии в общеобразовательных учреждениях. Картографические знания и умения сосредоточены преимущественно в курсах географии основной школы. Это связано с необходимостью осуществления картографической подготовки учащихся, независимо от того, получают ли они среднее образование, или ограничиваются девятилетним курсах географии. Методика формирования начальных топографо - картографических знаний и умений в школьных курсах географии подробно рассмотрена в работах Г\Ю. Грюнберга, М.В. Студеникина, Н.В. Малахова, Н.В. Андреева и многих других. Однако основные положения данных работ, на сегодняшний день, имеют не столько практическое, сколько историческое значение» так как положение топографо - картографии в системе школьного географического образования в последние годы значительно изменилось. Ее содержание и структура рассматриваются как особая дидактическая конструкция, создаваемая с учетом возрастных особенностей учащихся. В современном информационном обществе прослеживается тенденция возрастания роли топографо - картографической науки. Это объясняется, в первую очередь, интересом к географическим картам и другим геоизображениям, а также расширением их познавательных возможностей. Топографо - картографический метод исследования на сегодняшний день стал наиболее эффективным инструментом познания закономерностей пространственного размещения, а также структуры географических объектов и явлений, их взаимосвязей и динамики изменения, средством мониторинга и прогнозирования. Широчайшие возможности в изучении природы Земли, а также многих аспектов общественной деятельности открылись благодаря стыковке топографо - картографического и аэрокосмического методов географических исследований. Большую роль в инвентаризации природных и рудовых ресурсов, решении вопросов территориальной планировки, реализации многих научных и практических задач играют геоинформационные системы (ГИС), опирающиеся на цифровую картографию. Цель данного исследования: развитие топографо - картографических систем знаний в школьных курсах географии Совершенствование топографо - картографической подготовки учащихся общеобразовательных учреждений позитивно отразится на качестве общего среднего географического образования, если будет разработана обновленная модель системы топографо - картографических знаний и умений в школьных курсах географии: - отражающая основные тенденции модернизации общего среднего географического образования; - адекватная современному состоянию картографической науки; - реализующая комплексный подход к изучению геоизображений; Задачи исследования; 1. Рассмотреть роль и место топографо - картографии в современном информационном обществе. 2. Определить сущность понятия «картографическая грамотность школьников» и уточнить цели топографо - картографической подготовки учащихся общеобразовательных учреждений в условиях модернизации общего среднего географического образования. 3. Усовершенствовать структуру и содержание системы картографических знаний и умений в курсах географии общеобразовательных учреждений. Глава 1.Значение топографо-картографи еской науки в информационном обществе 1.1. Основные этапы развития топографо - картографии Изучение истории топографо-картографи еской науки, основанное, прежде всего, на исследованиях К.А. Салищева, позволило выделить основные вехи в развитии картографии. Самые первые картографические произведения появились в первобытном обществе. Свидетельством тому могут служить простейшие картографические изображения у народностей Сибири и Дальнего Востока; американских индейцев и эскимосов; микронезийцев Океании. До наших дней сохранились рисунки, относящиеся к третьему и второму тысячелетию до нашей эры. Известны древние картографические рисунки у народов Древнего Востока и Египта. Первые научные картографические разработки появились в античной Греции - греки установили шарообразность Земли и рассчитали ее размеры, им принадлежат первые картографические проекции и введение в научный обиход меридианов и параллелей... ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изменения, произошедшие в современном обществе предопределили возникновение нового социального заказа к школьной географии. В числе приоритетных задач, стоящих перед современным общим средним географическим образованием, особую значимость приобрела задача обеспечения потребностей людей в знаниях и умениях, необходимых для их жизнедеятельности. Безусловно, как и всякая другая школьная система знаний, исследуемая система должна отражать современное состояние науки. Развитие науки определяется, прежде всего, потребностями материальной жизни общества. В современном информационном обществе приоритетное развитие получили информатика, кибернетика, радиолокация, криптография, СМИ и т. д. Важное место в этом списке занимают картография и геоинформатика, как науки о средствах передачи хорологической информации. Испытывая острый интерес общества к увеличению средств передачи информации, улучшению их качественных характеристик и методов использования, современная картографическая наука претерпела значительные изменения. Именно поэтому в усовершенствованную систему картографических знаний было введено представление о современном состоянии картографии. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Алексеев А.И., Низовцев В.А., Ким Э.В., Лисенкова Г.Я., Сиротин В.И., Зверев Ю.М. География России: В двух книгах. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Книга II. Хозяйство и географические районы. М.: Экопрос.-2000.- 256 с. 2.Берлянт A.M. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы периориентации.// География в школе. 1990.- № 2.-С. 28-31. 3.Буланов С.В. Исторический аспект проблемы формирования картографической грамотности в средней школе. Сб.: Географическое краеведение в школе и вузе: Материалы Всероссийской научно -практической конференции. Владимир: ВГПУ, 2000. - С. 14-25. 4.Буланов С.В. Роль картографии в формировании географической культуры школьников. Сб.: Географическое краеведение: Материалы III Всероссийской научно практической конференции по географическому краеведению. - Владимир: ВГПУ, 2001. - С. 12 - 19. 5. Душина, И.В. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях / И. В. Душина. – Санкт-Петербург: Дрофа, 2000. – 344с 6. Дьяконов, К. Н. Современные методы географических исследований / К. Н. Дьяков, Н. С. Касимов, В. С. Тикунов. – М. : Просвящение, 1996. –207 с. 7.Комиссарова Т.С. Теоретические основы картографической подготовки учителя географии. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора педагогических наук. С.-Пб.: 2000. 70 с. 8. Сухоруков, В. Д. Методика обучения географии: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 359 с. 9. Таможняя, Е.А. Методика обучения географии. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И.В. Душина; под. общ. ред. Е. А. Таможней – М. : Издательство Юрайт, 2018 – 321 с. 10. Финаров, Д.П. Методика обучения географии в школе: учеб. Пособие для студентов вузов / Д. П. Финаров. – М. : АСТ: Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 382 с. |
Перейти к полному тексту работы |