• Главная
  • Скачать
  • Реферат Силы в механике


    Предмет: Физика. Добавлен: 18.05.2020. Год: 2020. Страниц: 8. Оригинальность по antiplagiat.ru: < 30%

    Введение
    С середины VI в. на территории Центральной Азии и Южной Сибири сформировались две основные этнокультурные группы - тюрков-тюкю (тугю), создавших крупнейшее государство раннего средневековья в этой части мира - Первый тюркский каганат, и подчинённых им в социальном отношении теле. Первые сведения о племени тюрков содержатся в китайских источниках - династийных историях Чжоу шу, Бэй Ци шу, Суй шу и Бэй ши. Китайское написание этнонима "тюрк" в форме "туцзюе (тюкю)" может быть реконструировано как "тюркют", однако в других источниках, в частности арабских этого времени, этноним звучал как "турк". Судя по сообщениям летописей, племена, кочевавшие здесь, по происхождению были связаны с племенными объединениями хунну и динлинов. Под общим названием "динлины" в летописях фигурируют как племена, сходные между собой по образу жи В середине 1-го тысячелетия нашей эры у расселившихся по огромной территории Южной Сибири и Центральной Азии скотоводческих племен складываются феодальные отношения. Раньше всего этот процесс обозначился у тюрок Южной Сибири.
    Несмотря на наличие письменных источников, основными для этого периода являются данные археологии. Они свидетельствуют о том, что общество древних тюрков начало формироваться еще в 1-м тысячелетии до н.э. в составе хуннской державы. В середине 1-го тысячелетия до н.э. усилилась роль тюрок Алтая и Тувы. Исторические и археологические данные позволяют проследить формирование основных элементов их культуры: древнетюркской письменности, материального комплекса культуры. Важным событием 1-го тысячелетия нашей эры была так называемая тюркизация - расширение территории тюркского мира, восприятие другими народами степной, горнодолинной и лесостепной частей Азии, а потом и евразийского пространства тюркской культуры. В результате в середине VI в. тюркские племена распространили свою власть от Монголии на востоке до Памира на западе. Важную роль в военно-политическом объединении, которое получило название Тюркский каганат, играли древнетюркские племена Тувы и Южной Сибири.


    Памятники древнетюркского каганата
    В середине 6 века территория Тувы входит в сложившиеся тогда на громадных просторах от Великой стены до Каспийского моря и от Алтая до Тянь-Шаня первое государство под главенством алтайских тюрок - "тюркский каганат" 6-8 в.в. Вышедшие с соседнего Алтая тюрки лишь в небольшом числе осели в тувинской котловине, смешавшись здесь с племенами аборигенной шурмакской культуры, возможно, уже к тому времени также тюркоязычных. Политические, экономические и культурные связи племен всего тюркского каганата значительно нивелировали культурные особенности населения Тувы того времени, что наглядно отражено в археологических памятниках эпохи каганата. В Туве появились обычные для тюрок 6-8 в.в. погребения с конем, поминальные сооружения в виде оградок с каменными изваяниями и рядами камней, идущими от оградок на восток. Особенно многочисленны в Туве тюркские каменные изваяния людей.
    Поминальным памятником высшей аристократии восточнотюркского каганата можно считать сложное сооружение, исследованное нами в 1955г. на юго-востоке Тувы, в Эрзинском районе в Сарыг - Булунском могильнике. Этот могильник расположен на юго-западной окраине поселка Сарыг-Булун на высокой надпойменной террасе левого берега Эрзина.

    Основными археологическими источниками являются погребения. В большинстве своем это погребения воинов, захороненных вместе с конем и сбруей. В долинах Горного Алтая и степях Южной Сибири встречаются курганы из камней и земли, под которыми расположены четырехугольные грунтовые ямы, а также погребальные сооружения в виде совсем небольших каменных выкладок. Иногда могилы отмечены на поверхности только кольцом из камней. Люди погребены в вытянутом положении на спине. В центре могильника обычно находилась могила знатного человека, вокруг - могилы погребенных воинов-родственников. Погребения в больших курганах отличаются богатством инвентаря и сложным погребальным обрядом. В могилу клали колчан со стрелами, железный нож, богато украшенные пояса, серебряные сосуды с древнетюркскими письменами. За перегородками захоранивали лошадей. Такие курганы были открыты на Алтае у с. Катанда, в Туекте, на могильнике Кудыргэ, в могильниках Тувы (Саглы, Бажи). Около курганов ставили каменные изваяния мужчин-воинов, иногда с сосудом в руках, с поясом, к которому прикреплены необходимые кочевнику предметы, а также меч или кинжал.
    Около могилы ставили врытые в землю каменные стелы. Каменные изваяния представляют большую культурно-историческ ю ценность, относятся к разным периодам тюркской истории, распространены на всем пространстве тюркского мира, изображают усатых и безусых мужчин с разным выражением лица.
    С тюрками Центральной Азии и Южной Сибири связано возникновение и распространение древнетюркской письменности, которая потом была забыта и расшифрована только в середине XIX в. Памятники этой письменности дошли до нас в виде надписей, высеченных на камнях в Туве, на Алтае, в Монголии.

    Археологические памятники ранне-тюркского времени, хотя погребальный обряд тюрков-тугю В наибольшей степени соответствует древне-тюркскому погребальному обряду, по описаниям письменных источников,комплекс на плато Улуг-Бюк, состоящий из квадратной оградки, двух округлыхоградок, внутри одной из которых находилась стела с изображением горного козла, а рядом — погребение с богатым сопроводительным инвентарем VII-VIII вв.
    Комплекс из Хачы-Хову.
    Несколько погребений с остатками трупосожжений вкольцевых выкладках было исследовано А.Д. Грачом в юго-западной Туве (Хачы-Хову); рядом с ними находились четырехугольные оградки с вертикально стоящимистелами (Грач, 1968). Это соответствует указанию источника о раздельном расположении погребальных и поминальных сооружений у тюрков-тугю. Ксожалению, ни в одной из раско-(35/36)панных А.Д. Грачом выкладок не было найдено никаких предметов сопроводительногоинв нтаря, позволяющих достоверно судить о времени их создания. Тем не менее поизображению горного козла на одной из стел и руноподобным знакам, относящихся, помнению некоторых исследователей, к проторунической письменности, памятник был определен А.Д. Грачом как ранние тюркские сожжения и датирован VI-VII вв. Такого же рода погребение с остатками трупосожжения в кольцевой выкладке рядом с четырехугольной оградкой, правда, без стелы было раскопано Ю.И. Трифоновым в Центральной Туве
    Кудыргинский валун.
    На Горном Алтае с древними тюрками связываются одиночные и смежные оградки, а также известное «изваяние»-валун на могильнике Кудыргэ. А. А. Гаврилова относит их ко времени «ранее VI в. и до начала VII в.» (Гаврилова, 1965). К сожалению, материалы из кудыргинских оградок частично утрачены, асохранившиеся вещи недостаточно выразительны для определения их точнойдатировки. Некоторые из них, как уже говорилось, имеют аналогии в шурмакских (до Vв.) погребениях с трупосожжениями в Туве. В самих кудыргинских оградках остатковзахоронений не обнаружено. Кудыргинский валун, по-видимому, можно рассматривать как одно из ранних древнетюркскихкаменны изваяний. На одной его стороне в верхней части изображено мужское лицо с раскосыми глазами, усами и бородой (по этому признаку кудыргинский валун входит в ряд так называемых «лицевых» изваяний); на другой представлена сюжетная сцена, вкоторой участвуют две крупные, сидящие анфас нарядно одетые фигуры (одна из нихженская, другая — детская) и три более мелкие коленопреклоненные профильныефигурки (две из них в масках) с оседланными лошадьми. По мнению А.А. Гавриловой,«кудыргин кий валун соответствует букве летописного источника тем, что он неизваяние, а именно „нарисованный облик" человека, хотя и не на плоской, а наобъемной поверхности валуна»
    Могильник Кудыргэ.
    Погребения с конем раннетюркского времени на Горном Алтае наиболее полно представлены материалами знаменитого могильника Кудыргэ,неоднократно привлекавшего к себе внимание исследователей. С.В. Киселев датировалкудыргински погребения V-VI вв. и считал их «более ранними, чем время сложениядревнего государства алтайских туг-ю во главе с ханом (каганом) Бумынем» (Киселев,1951, ) Главным основанием для этого послужила находка водной из могил (№ 15) медной монеты выпуска 575-577 гг. Вместе с тем А.А.Гаврилова отметила своеобразие кудыргинских могил по сравнению с берельскими,выразивш еся в меридиональной ориентировке погребенных и наличии ряда формпредметов, сближающихся с сериями аварских вещей в Подунавье. По мнению А.А.Гавриловой, это объясняется тем, что «кудыргинцы — пришельцы на Алтае,вклинившиеся на территорию, занятую ранее берельскими племенами, продолжавшими жить и в кудыргинское время и появившимися до кудыргинцев тюрками-тугю»
    Что касается остальных погребений, расположенных в других частях Кудыргинского могильника («на берегу за северным холмом» и «центральной»), то они при общем сходстве предметов материального комплекса и ориентировки обладают значительной вариабильностью погребального обряда (отдельные захоронения коней, в одном случае двух, погребения человека без коня), характерной для памятников берельского типа. В этом отношении показательно, что в одной из таких могил (№ 22) был найден лук со штриховкой накладок, характерной для луков берельского типа, что А.А. Гаврилова также рассматривает как «прямое указание на столкновение кудыргинцев именно с берельскими племенами» (Гаврилова, 1965). Новыми являются костяные и роговые обкладки и канты высоких арочных лук седел (в том числе знаменитая обкладка со сценой охоты из мог. 9), железные стремена с петельчатой и пластинчатой дужкой, многочисленные украшения — гладкие и орнаментированные бляшки поясных из бруйных наборов, металлические пряжки, псевдопряжки, не встречавшиеся ранее в Южной Сибири. Сложный композитный характер кудыргинского комплекса объясняется его принадлежностью к тому переломному моменту истории, когда на Горном Алтае на рубеже раннетюркского и тюркского времени столкнулись разные этнические и культурные традиции. Очевидно, это и определило его своеобразие по отношению к другим памятникам кудыргинского типа, известным на широкой территории в пределах Первого тюркского каганата.
    Улуг-Хорум...
    Перейти к полному тексту работы