• Главная
  • Скачать
  • Контрольная Предмет: Математические методы принятия решений (вариант 1)Дата изготовления: январь 2021 года. Учебное заведение: Московский финансово-промышленный университет Синергия.Работа была успешно сдана - заказчик претензий не имел.


    Предмет: Мат. методы в экономике. Добавлен: 19.10.2023. Год: 2021. Страниц: 8. Оригинальность по antiplagiat.ru: 70%


    Задание №1
    1. Сформулировать многокритериальную задачу принятия решений в условиях определенности.
    2. Составить матрицу описания задачи принятия решений
    3. Применить методы многокритериальной оптимизации к решению задач планирования в системе управления.
    Задание №2
    1. Сформулировать многокритериальную задачу принятия решений в условиях неопределенности и риска.
    2. Составить матрицу описания задачи принятия решений
    3. Для выбора лучшей стратегии применить специальные методы, ориентированные на использование в условиях неопределенности и риска.
    Задание №3
    Принятие решений с использованием теории игр
    (матричные игры в чистых стратегиях)
    Два предприятия производят продукцию и поставляют её на рынок региона. Они являются единственными поставщиками продукции в регион, поэтому полностью определяют рынок данной продукции в регионе.
    Каждое из предприятий имеет возможность производить продукцию с применением одной из пяти различных технологий. В зависимости от качества продукции, произведённой по каждой технологии, предприятия могут установить цену единицы продукции на уровне 10, 8, 6, 4 и 2 денежных единиц, соответственно. При этом предприятия имеют различные затраты на производство единицы продукции.
    Таблица 1 – Затраты на единицу продукции, произведенной на предприятиях региона (д.е.).
    Технология Цена реализации единицы продукции, д.е. Полная себестоимость единицы продукции, д.е.
    Предприятие 1
    C1 Предприятие 2
    C2
    I 10 5 8
    II 8 4 6
    III 6 3,1 3,8
    IV 4 2 2
    V 2 1,4 1,1

    В результате маркетингового исследования рынка продукции региона была определена функция спроса на продукцию: Y = 8–0,3•X, где Y – количество продукции, которое приобретёт население региона (тыс. ед.), а X – средняя цена продукции предприятий, д.е.
    Значения долей продукции предприятия 1, приобретенной населением, зависят от соотношения цен на продукцию предприятия 1 и предприятия 2. В результате маркетингового исследования эта зависимость установлена и значения вычислены.
    Таблица 2 – Доля продукции предприятия 1, приобретаемой населением в зависимости от соотношения цен на продукцию.
    Цена реализации 1 ед. продукции, д.е. Доля продукции предприятия 1, купленной населением
    р
    Предприятие 1
    R1 Предприятие 2
    R2
    10 10 0,31
    10 8 0,33
    10 6 0,25
    10 4 0,2
    10 2 0,18
    8 10 0,4
    8 8 0,35
    8 6 0,32
    8 4 0,28
    8 2 0,25
    6 10 0,52
    6 8 0,48
    6 6 0,4
    6 4 0,35
    6 2 0,3
    4 10 0,6
    4 8 0,58
    4 6 0,55
    4 4 0,5
    4 2 0,4
    2 10 0,9
    2 8 0,85
    2 6 0,7
    2 4 0,65
    2 2 0,4

    Определить:
    1. Существует ли в данной задаче ситуация равновесия при выборе технологий производства продукции обоими предприятиями?
    2. Существуют ли технологии, которые предприятия заведомо не будут выбирать вследствие невыгодности?
    3. Сколько продукции будет реализовано в ситуации равновесия? Какое предприятие окажется в выигрышном положении?

    Задание №1

    1. Сформулировать многокритериальную задачу принятия решений в условиях определенности.
    2. Составить матрицу описания задачи принятия решений
    3. Применить методы многокритериальной оптимизации к решению задач планирования в системе управления.

    Решение задачи многокритериальной (векторной) оптимизации обычно сводят к решению одной или последовательности однокритериальных задач.
    В достаточно большом количестве практических случаев принятия решений при планировании действий приходится учитывать не один, а несколько критериев. Не умаляя общности, можно считать, что все критерии стремятся к максимуму, так как если некоторые критерии минимизируются, то путем умножения их на (–1) они будут стремиться к максимуму, причем решение при этом не изменяется.

    Матрица исходных данных для многокритериальных методов выбора:

    Альтернативы, Ai Критерии (цели)
    Z1 Z2 … Zn
    А1 e11 e12 … e1n
    А2 e21 e22 … e2n
    … … … … …
    Am em1 em2 … emn

    Если в матрице исходных данных находится доминирующая альтернатива, то проблемы выбора как таковой не существует, а именно данная альтернатива и принимается в качестве планового решения.
    Однако, доминирующие стратегии на практике встречаются довольно редко. Поэтому приходится применять методы многокритериального выбора, причем решение должно быть наилучшим в определенном смысле. Итак, выделение существенных для модели рассматриваемой экономической системы показателей качества альтернатив выбора, соответствующих поставленным целям, приводит к задаче векторной оптимизации, которая заключается в нахождении максимума вектор-функции:
    ,
    где D – область допустимых решений модели.
    В задаче многокритериального выбора решение почти всегда ищется в области компромиссов или в области решений, оптимальных по Парето, Известен целый ряд методов решения многокритериальных задач, которые можно разбить на четыре группы:
    1. Сведение многих критериев к одному путем введения весовых коэффициентов для каждого критерия (более важный критерий получает больший вес).
    2. Минимизация максимальных отклонений от наилучших значений по всем критериям.
    3. Оптимизация одного критерия (почему-либо признанного наиболее важным), а остальные критерии выступают в роли дополнительных ограничений.
    4. Упорядочение (ранжирование) множества критериев и последовательная оптимизация по каждому из них.
    ...
    нет
    Перейти к полному тексту работы