• Главная
  • Скачать
  • Курсовик Перспективы развития туризма в Республике Тыва


    Предмет: Сервис. Добавлен: 26.05.2021. Год: 2015. Страниц: 45. Оригинальность по antiplagiat.ru: < 30%

    Содержания
    Глава 1. Современное состояние сферы туризма в Российской
    федерации ……….4
    1.1 Российская туристическая индустрия: специфика и тенденции...4
    1.2 Нормативно-право ая база функционирования отечественной туристической индустрии ………11
    1.3 Состояние туристкой инфраструктуры России………24
    Глава 2. Перспективы развития туризма в Республике Тыва……….35
    2.1 Современное состояние туризма в республике………35
    2.2 Республиканский туристический рынок в тенденции развития и
    проблемы………44
    2.3 Основные направления развития туризма……….56
    2.4 Механизм реализации концепции развития туризма в Республике
    Тыва до 2015 года……….61
    Заключения ……….68
    Список литературы……….73
    ?
    Глава 1. Современное состояние сферы туризма в российской
    федерации
    1.1. Российская туристическая индустрия: специфика и тенденции

    Туризм – это временные выезда граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, профессионально-делов х, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране или месте временного пребывания.
    Современное развития туристской отрасли России характеризуется следующими показателями:
    - Вклад туристской отрасли в ВВП равен 357,1 млдр руб., то есть доля отрасли в экономике составляет 1,5% ВВП. Однако по сколько туризм затрагивает все секторы экономики его реальный вклад вместе с сопряженными отраслями экономики намного больше 1910,7 млрд.руб., что составляет 7,8% ВПП.
    - В туристической индустрии в России трудятся 863 тыс.чел (1,3% всех рабочих мест) а с учетом мультипликативного эффекта туризма около 5млн рабочих мест.
    - Количество иностранных туристов посетивших Россию в 2006 году, составит порядка 5 млн. человек (прогноз Росстата)
    - Общая сумма расходов иностранных туристов в России в 2006 г. Составит 2 млрд долларов США (экспертные оценки).
    Вместе с тем, следует признать что пока на туристской карте мира Россия остается белым пятном. Об этом свидетельствует следующие факты:
    - Малый поток туристов, приезжающих в Россию из-за рубежа (5 млн человек) по сравнению с внутренним (27 милн человек) и выездным туризмом (7 млн человек).
    ?
    - Ограниченное количество городов, районов и территорий, куда этот поток направляется на Москву и Санек- Петербург а также московскую и ленинградскую области приходится 40% посещений, а с учетом посещаемости соседних со столичными центрами культурных объектов (во Владимирской, Ярославской, Тульской, Псковской и Новгородской областях)-47
    - Чрезвычайно низкое значения туризма в экономике и социально-культурной жизни большинства российских городов и регионов.
    - Среди основных причин следует выделить:
    Состояние и уровень развития туристской инфраструктуры. Процесс освоения туристских богатств России стал развиваться только с конца 1960-х годов. Созданная ха этот период материально-техничес ая база размещения туристов и инфраструктурный сектор во многом морально и физически устарели, частично разрушились или поменяли свои функции. Новая волна развития носит точечный характер и происходит в регионах-донорах российского бюджета или в рамках проектов представляющих несомненный инвестиционный интерес. В целом, обеспеченность материальной базы туризма в России остается одной их самых низких развитых стран и тем более среди стран с ярко выраженной туристской ориентацией.
    79 гостиниц в нашей стране относится в настоящее время к некатегорийным. Неравномерность размещения гостиничной сети по территории страны. Так районы Сибири, Дальнего Востока, Севера, которые располагают очень интересными историко-культурными туристских учреждений, но и даже порой сократили ее за годы кризисного периода развития экономики.
    Проблема туристского транспорта. Парк авиационного и речного транспорта во многом состоит из технически и морально устаревшей техники, кроме того, услуги этих видов транспорта по цене является малодоступными среднему туристу. Уже в ближайшие годы состояние транспортных средств может достичь критического уровня, за которым следует нарушение ритмичности движения и угроза безопасности пассажиров. Некоторые ручные и морские пароходства прекратили проведения туристских рейсов (особенно острая ситуация сложилась на реках полярного бассейна). Практически отсутсвует специальный туристский железнодорожный транспорт.
    Отсутствие должного разнообразия организационных форм охраны и использования объектов культурного наследия.
    Особо следует остановиться на проблеме коммунального хозяйства в исторических городах. Нельзя получить удовольствие от знакомства с памятником архитектуры, если вокруг мы видим неухоженные кварталы, а грязь, безвкусные новые строения, бедность и разруху. С этим напрямую связано и отношение самих жителей к своим памятникам.
    Туризм в российской федерации развивается динамично становиться одной их наиболее быстрорастущих отраслей экономики, существенным источником доходов и занятости населения. В настоящее время в туристской отрасли России занято более миллиона человек. Суммарный доход от турима в 2008 году составил 833 миллиарда рублей. Возрастает роль туризма как экономического мультипликатора, средства реализации международных связей, межкультурной коммуникации в глобализирующемся мире, как средства оздоровления населения.
    В стране постепенно формируется понимание турима как сфера экономики, обладающей значительными выгодами для социального экономического развития России.
    Туризм занимается в мировой экономике первое место по созданию новых рабочих мест. Три – четыре иностранных туриста обеспечивают одно рабочее место в туристской отрасли, а оно влечет за собой появление новых мест в сопутствующих отраслях. Несмотря на имеющейся трудности в период экономического кризиса, российская туриндустрия является той сферой, которая вбирает в себя высвобождающейся трудовые ресурсы и значительную часть малого бизнеса, дает импульс к развитию внутреннего, въездного и социального туризма, возможность реального превращения этих видов туризма в приоритетные для Российской Федерации.
    В связи с увеличением доли и значения туризма в российской экономике возрастает необходимость научного осмысления и обоснования процессов, происходящих в туристской сфере, создания стройной системы подготовки туристских кадров международного уровня на основе непрерывного профессионального туристского образования.
    В стране осуществлена большая работа по приведению соответствие с современными требованиями нормативного правого регулирования в сфере туризма. Наиболее отчетливо эти тенденции проявились в 2006-2009 годах, когда в результате эффективной правотворческой деятельности правительства Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты сформировавшие в нашей стране правовые основы цивилизованного туристского рынка. В настоящее время российское законодательство о туристской деятельности в значительной мере соответствует нормам и принципам международного права, гармонизировано с правом европейского союза и законодательством развитых в туристском отношении государств.
    Положительное значение имеет разработанная и утверждённая приказом Федерального агентства по туризму от 06.05.2008 №61 ‹‹ стратегия развития туризма в Российской федерации на период до 2015 года››, установившая цели развития сферы туризма основные направления и механизмы решения поставленных задач.
    Для развития туризма и санаторно-курортной сферы в России в соответствии с федеральном законом ‹‹ О внесении изменений в федеральный закон ‹‹ об особых экономических зонах в российской федерации›› от 3 июня 2006 года №76-ф3 и постановлениями правительства Российской федерации от 03 февраля 2007 года №67-73 в семи регионах созданы туристско-рекреацион ые особые э экономические зоны.
    В 2008 году была завершена разработка концепций развития этих зон, определены перспективные направления их освоения, целевое позиционирование ( предназначение) каждой зоны, необходимой объем инвестиции, предполагаемые к строительству туристские обьекты, разработаны проекты планировки территорий туристско-рекреацион ых особых экономических зон.
    Реализация федерального закона ‹‹об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации›› призвана обеспечить проведение на высшем уровне зимних Олимпийских игр в г. Сочи и будет способствовать росту туристского потока в Россию в целом.
    В резолюции IV международной конференции стран – членов Организации Черноморского экономического сотрудничества ‹‹ развитие курортной и туристской инфраструктуры в регионе черного моря›› (2008 г.) была поддержана инициатива Российской международной академии туризма и Ассоциации ведущих гостиничных школ Европы ( EURHODIP) по подготовке волонтеров для обслуживания ‹‹ олимпиады›› 2014.
    Вместе с тем участники ‹‹круглого стола›› отмечают, что эффективное развитие туристской сферы в Российской Федерации сдерживают следующие факторы:
    - несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей отдельные аспекты туристской деятельности;
    - недостаточное использование позитивного мирового опыта в области финансово-экономичес ого регулирования туристской отрасли, что приводит в оттоку огромных средств из Росии в туристские комплексы ряда зарубежных стран;
    - отсутствие эффективной региональной инвестиционной политики области туризма;
    - дефицит квалифицированных кадров на всех уровнях туристского обслуживания;
    - недостаточно активное участие научных учреждений Российской академии наук и отраслевых государственных академий наук в научном обеспечении туристской отрасли, в разработке государственных программ социально- экономического развития страны и оздоровления населения с использованием возможностей туризма;
    - неполнота статистических данных о состоянии, развития туризма и влиянии мультипликативного эффекта на экономику страны и регионов;
    - недостаток механизмов поддержки социального туризма, возрождения самодеятельного спортивного туризма на правовой основе;
    - отсутствие инфраструктуры для путешествий и отдыха инвалидов и пожилых людей, школьников и студентов, молодежи с ограниченными доходами, самодеятельных туристов.
    Размещение вновь возводимых туристских комплексов не всегда учитывает как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения: наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, соответствие экологическим требованиям и экономической целесообразности.
    В текущем году к проблемам развития российского туризма в условиях экономического кризиса было привлечено внимание комитета государственной думы по экономической политике и предпринимательству и комиссии совета федерации по делам молодежи и туризму.
    В марте 2009 года в федеральном собрании российской федерации состоялись два значимых мероприятия: в государственной думе прошли парламентские слушания на тему ‹‹ законодательное обеспечение развития приоритетных направлений туризма в российской федерации›› в совете федерации был проведен круглый стол , на котором был рассмотрен вопрос ‹‹ совершенствование нормативно-правовой базы сфере туризма в российской федерации››. Принятые рекомендации по итогам этих заседаний стали программными документами по развитию одной из перспективных отраслей экономики России.
    Настоящее заседание круглого стола, подготовленное с участием Российской международной академии туризма, ориентировано в большей степени на решение проблем научного и кадрового обеспечения отечественной туриндустрии.
    ?
    Расширению и укреплению международного сотрудничества в области научного обеспечения развития туризма и профессионального туристского образования, конкретизации его форм способствовало активное участие в работе Форума представителей ЮНЕСКО в России, руководителей Ассоциации ведущих гостиничных школ Европы (EURHODIP), Международной ассоциации научных экспертов в туризме (АIEST), Международного бюро социального туризма (ВITS), Международного конгресса профессионального туристского образования (МКПТО), ведущих европейских учебных заведений, осуществляющих подготовку туристских кадров, видных экспертов и специалистов - организаторов туризма15...
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Сфера туризма при успешном развитии может стать одним из ключевых элементов, позволяющих создать условия для достижения стратегических целей развития страны, а именно, повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста, обеспечения занятости населения, повышения уровня удовлетворения социальных и духовных потребностей, создания потенциала для будущего развития государства и укрепления международных позиций России. При условии проведения эффективной государственной политики туристская индустрия обеспечивает рост качества услуг, стимулирует развитие человеческого капитала, повышает качество жизни, создает и совершенствует инфраструктуру.
    В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности.
    Россия пока не может похвастаться подобными результатами, но развитие туристской отрасли в стране идет быстрыми темпами. Отечественная туристическая индустрия начала качественно изменяться и приобретать черты динамичной, эффективной и цивилизованной отрасли экономики. Изменилось отношение к туризму со стороны региональных властей и Правительства. Все большее число россиян предпочитают отдыхать в своем отечестве.
    Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влиянзи туризма на экономику страны пока незначительно. Оно адекватно вклад} государства в развитие данной отрасли и сдерживается в основнс» отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем частичного сервиса
    недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.
    В ходе исследования были проанализированы перспективы развития туризма в РФ, в результате чего можно убедиться, что Россия имеет достаточный потенциал для совершенствования и продвижения туризма. Туризм представляет большой экономический интерес в целом для нашей страны и, в связи с проведением Олимпийских Игр в г. Сочи в 2014 г., позволяет привлечь иностранный капитал, что имеет особый вес в период мирового кризиса.
    Анализ возможных направлений решения системных проблем подтверждает необходимость разработки единой государственной стратегии развития сферы туризма, основанной на сочетании институционального и проектного подходов, развития сотрудничества между государственными структурами всех уровней, бизнес-сообществом и общественными организациями, и направленной на реализацию приоритетных задач в рамках каждого из стратегических направлений.
    Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокая качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1 % мирового туристского потока. Однако по прогнозам в ближайшие 10-15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.
    В стране в настоящее время в целом постепенно формируется реалистичный подход к туризму и понимание его как сферы экономики, обладающей значительными выгодами для социально-экономичес ого развития регионов России.
    Туристская индустрия Республики Тыва рассматривается как сложная социально-экономичес ая система, тесно взаимосвязанная и активно взаимодействующая с природно-рекреационно , социальной, культурной и экономической средами республики, Сибирского федерального округа и России в целом. В качестве важнейшего элемента внешней среды существенно влияющего на туристский комплекс республики выступает международный рынок туристских услуг.
    В качестве элементов внутренней среды выступают: природнорекреационный лечебно-оздоровитель ый, деловой, научный, культурный, исторический и другие потенциалы, которыми обладает территория.
    Для развития туризма в Республике Тыва принята Концепция развития туризма Республики Тыва (далее - Концепция). Она направлена на создание правовой, организационной и экономической среды для формирования туристской деятельности в республике, содействие развитию материальной базы туризма, отражает систему представлений о стратегических целях, задачах и приоритетах развития сферы туризма на территории Республики Тыва.
    Концепция разработана в соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года.
    Основанием для разработки Концепции является:
    1. Требование соотнесения республиканской политики в области туризма с государственной политикой в данной сфере.
    2. Необходимость изыскания внутренних ресурсов для улучшения социально-экономичес ой и культурной среды отдельных районов и республики в целом.
    3. Потребность в увеличении поступлений финансовых средств в республиканский и муниципальные бюджеты.
    Туризм в Республике Тыва рассматривается как отрасль, способная
    создать мультипликативный эффект в развитии республиканской индустрии
    70
    гостеприимства, а в отдельных районах республики стать основой планов социально-экономичес ого развития.
    Туристская деятельность является привлекательной по ряду причин:
    - наблюдается спрос на туристские услуги;
    - обслуживание туристов дает новые рабочие места и является источником дохода для местного населения и поступлений в бюджет;
    - развитие въездного туризма способствует притоку денежных средств в иностранной валюте;
    - туризм позволяет широко использовать природные и культурные достопримечательност территорий;
    - туризм стимулирует развитие отраслей, связанных с выпуском предметов потребления и предоставлением услуг, оказывает влияние на формирование эффективной транспортной инфраструктуры и развитие современной связи;
    - туризм является экологически безопасной сферой деятельности людей.
    Помимо этого, туризм позволяет совместить отдых с познанием жизни,
    быта, истории, культуры, традиций, обычаев своего и других народов; способствует развитию мирных, дружественных отношений между отдельными территориями.
    Реализация Концепции развития туризма в Республике Тыва до 2015 года (далее - Концепция) должна обеспечить вклад туристской индустрии в решение задач современного этапа экономического развития Республики Тыва. Положения настоящей Концепции должны стать основой для общереспубликанского понимания места и роли сферы туризма в экономике республики, реализации основных задач развития туризма, стоящих перед органами исполнительной власти всех уровней, а также определения направления и уровня республиканской и муниципальной поддержки туристской индустрии.
    Концепция является базовым документом, лежащим в основе разработки и принятия всех последующих нормативных правовых актов в сфере туризма на территории Республики Тыва.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Концепция развития туризма в Республике Тыва до 2015 года.
    2. Биржаков М. Б., Никифиров В. И. Аналитическая записка. Состояние и проблемы туризма в Российской Федерации // Под ред. Биржаков М.Б.,
    3. Биржаков М. Б. Введение в туризм. - М.-СПб.: «Невский фонд», 2000.
    4. Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства М., АспекПресс, 2003
    5. Вавилова Е. В. «Основы международного туризма«/ Учебник. - М.: «Гардики», 2005г.
    6. Волошин Н. И. Правовое регулирование туристской деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1998.
    7. Гуляев В. Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003.-304с.: ил.
    8. Дурович А. П., Копанев А. С. Развитие туризма // Под ред. Горбылевой З.М. Мн., Экономпресс, 1998
    9. Зорин И. В. Менеджмент туризма. - М.: РМАТ, 1998.
    10.Здоров А. Б. Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 272 с.: ил.
    11. Закон РФ от 05.02.2007г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
    12. Квартальное В. А. Иностранный туризм. - М.: Финансы и статистика, 2001.
    13. Квартальное В. А. Стратегически менеджмент в туризме: современный опыт управления М., Финансы и Статистика, 1999
    14. Колова И. А., Мартов Н. К. «Стратегические проблемы развития туризма в России» - М.: «РИБ «Турист», 2007 г.
    15. Концепция развития туризма в Российской федерации на период до 2005 г.
    16. Малинов И. В. «Путеводитель по туристическим маршрутам России» - М.: «Астрель», 2006 г.
    17. Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы. - М.: Финансы и статистика, 2001.
    18. Овчаров А. О. «Туристический комплекс России: тенденции, риски, перспективы» - М.: «Интфра-М», 2008 г.
    19. Отчет Всемирного Совета по туризму и путешествиям (\\ТТС) «Влияние туризма на рынок труда и экономику в Российской Федерации», 2006г. - 72с.
    20. Папирян Г. А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999.
    21. Соболева Е. А., Соболев И. И. Финансово-экономичес ий анализ деятельности туристической фирмы М., Финансы и Статистика, 1999.
    22. Стржалковский В. И. Макроэкономические условия развития сферы туризма. //Автореферат дисс. канд. экономии, наук. Институт экономики переходного периода. - М., 2005.
    23. Чудновский А. Д. «Туризм и гостиничное хозяйство» - СПб.: «Афес». 2005 г.
    24. Чудновский А. Д., Жукова М. А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. - М.: КНОРУС. 2007.-416с.
    Перейти к полному тексту работы