Предмет: Литература. Добавлен: 11.08.2021. Год: 2021. Страниц: 51. Оригинальность по antiplagiat.ru: < 30% |
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………..………..3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С.А. ЕСЕНИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ………..……….5 1.1.Своеобразие творчества поэта С.А. Есенина………5 1.2.Жанровые особенности произведений С.А. Есенина………...….12 1.3. Методические особенности работы с произведениями С.А. Есенина в начальной школе……….17 Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С.А. ЕСЕНИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………..20 2.1 Специфика работы над лирическими произведениями в начальных классах………20 2.2 Анализ работы с произведениями С. А. Есенина в современных учебниках по литературному чтению……….27 2.3. Изучение творчества С. А. Есенина на уроках литературного чтения……….………31 Глава 3. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛ НОЙ ЧАСТИ ИСЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С. А. ЕСЕНИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ……….. 33 3.1 Описание констатирующего этапа эксперимента ……….33 3.2 Описание формирующего эксперимента………..…..37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..….42 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………...43 ПРИЛОЖЕНИЯ………..46 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Литературное чтение как учебный предмет играет особое значение а развитии ребенка. Оно позволяет в раннем возрасте повлиять на формирование личности школьника, сформировать его представления о культурных, этических особенностях общества, добре и зле, нравственности; создать условия, позволяющие вывести ребенка на новый уровень обучаемости; вызвать потребность систематически читать художественные произведения. На данный момент можно обнаружить множество методических концепций и планов уроков, направленных на изучение творчества С.А.Есенина. Данная литературоведческая и методическая литература нуждается в осмыслении и систематизации. Это позволяет сказать об актуальности выбранной нами темы. Творчество С.Есенина связано с любовью к русской деревне, к природе России и ее быту. Эта любовь осталась с ним до конца жизни. Изучение лирики в школе помогает выполнить главные задачи школьного гуманитарного образования, связанные с формированием всестороннего развития личности. На данный момент нельзя сказать о том, что изучение лирических стихотворений в начальных классах находится на достаточном уровне разработки. Нравственное воспитание и духовное обогащение путем изучения лирики возможно только в том случае, если дети будут понимать то, о чем хотят рассказать авторы лирических произведений [4]. Курсовая работа посвящена изучению лирических произведений С.А. Есенина. Актуальность и новизна исследования связана с отсутствием педагогических работ по теоретическим основам и технологиям начального литературного образования в связи с лирикой С.А . Есенина. Объект исследования: изучение лирики С.А. Есенина. Предмет исследования: методические условия изучения лирических стихотворений С.А. Есенина в начальных классах. Цель работы: уточнить методику изучения творчества С.А. Есенина на уроках литературного чтения в начальных классах и предложить новые приемы для работы с лирическими стихотворениями поэта. Задачи работы: • поиск теоретических обоснований изучение лирики С.Есенина на занятиях по литературному чтению в начальных классах; • рассмотрение творческого пути Сергея Есенина и основных направлений в его лирике; • описание методической работы над лирическими произведениями в начальных классах; • проведение эксперимента, в основе которого будет лежать изучение лирики С.А.Есенина на уроках чтения в начальной школе; • описание констатирующего и формирующего этапов эксперимента. Материалом изучения стали стихотворения Есенина 1910-1925 гг. Основные методы исследования: эксперимент, наблюдение, анализ. Лирику Есенина рассматривали в своих работах Н. А. Казимирова, В. В. Коржан, O. М. А. Марченко, М. Никё, Н. Савушкина, И. С. Эвентов, М.В. Скороходов, М. Пащенко, М. Павловски, М. Морозова, В. Г. Базанов, П. С. Выходцев и пр. [2, 4, 5, 11, 12, 13, 15, 16, 20]. Теоретическую значимость работы мы определили выводами, которые касаются педагогических методов исследования. Практическая значимость работы заключена в том, что ее результаты можно использовать на уроках литературного чтения в учебных заведениях. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Список литературы по теме исследования включает 37 наименований. Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ С.А. ЕСЕНИНА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 1.1.Своеобразие творчества поэта С.А. Есенина Одним из величайших русских поэтов является Сергей Александрович Есенин. Значение Есенина для истории и русской культуры определяет очень значительное место, которое должно занимать преподавание его творчества в начальной школе. С.Есенин является великим русским поэтом с необыкновенным дарованием, которое родилось в тесной связи с народным мироощущением, русской культурой и историей [7]. Поэту удалось достичь крупных масштабов и неоднозначности, используемых для отражения чувств и переживаний, жизненных событий. Талант, харизма, внимание к духовному миру людей позволили поэту стать художественным первооткрывателем мировой литературы XX века. Ему удалось развить богатую духовную традицию русской литературы, обогатить ее народной верой. Образ – «основа русского духа и глаза» - говорил поэт. – «Я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живет во мне органически, так же, как мои страсти и чувства». Лирические стихотворения как один из видов литературных произведений, помещённых в хрестоматии, играют крайне важную роль при обучении детей. На практике удалось выяснить, что работа с ними достаточно трудна. Это можно объяснить специфическими особенностями лирических произведений. Они представляют собой особый вид художественной литературы, отражающий душевные, мыслительные, эмоциональные переживания автора. Автору лирических стихотворений удаётся отразить составляющие внутреннего мира человека, мыслительные процессы и переживания. Понимание таких сложных психических составляющих является достаточно сложным для младших школьников, которые в таком возрасте не готовы к сопереживанию и сочувствию автору [24]. Художественное содержание лирических стихотворений не представляет собой описание конкретных предметов, а объясняет то, что скрыто от внешнего наблюдения, то есть находится внутри самого человека... ЗАКЛЮЧЕНИЕ В курсовой работе рассмотрены возможности изучения пейзажной лирики С. А. Есенина на уроках литературного чтения в начальной школе. В первой главе мы рассмотрели творческий путь поэта, перечислили его основные произведения, выявили наиболее яркие темы, мотивы, образы. В течение всей жизни поэт пользовался фольклорно-песенное начало, занимался написанием стихотворения о родине, русской деревне, природе, животных, быте крестьян, создавал множество произведений о любви. Также в первой главе мы рассмотрели методику работы с лирическими стихотворениями в начальных классах. Были выявлены ключевые направления в работе с анализом лирического текста. Вторая глава описывает педагогический эксперимент, состоявшийся в школьных классах. Описаны констатирующий и формирующий этапы эксперимента. Раскрыты психологические основы восприятия школьниками лирического произведения. Выявлены критерии, помогающие определить уровни восприятия поэтического произведения. Результаты эксперимента, который был проведён, выявили потребность младших школьников в понимания красоты природы, которая описана в стихотворениях С.Есенина. Удалось выяснить, что эффективному изучению лирики способствуют различные виды искусства: от музыки до живописи. Анализируя стихотворение, дети внутренне обогащаются, у них формируется эстетический вкус и развивается эмоциональное впечатление. Изучение художественной литературы позволяет повысить уровень восприятия всех видов литературных произведений, а также это способствует облегчению восприятия речи в целом. Преподаватель берет на себя роль проводника для эмоционального мира ребенка. Ему стоит научиться видеть этот мир. Результатами работы с лирическими произведениями становится нравственное развитие детей, развитие эмоционального интеллекта, понимание красоты родной речи. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Адамович, Е.А. Чтение в начальных классах: учебное пособие/ Е.А.Адамович, В. И. Яковлева - Екатеринбург: Деловая книга 1977. - 344с. 2. Бондаренко, М.А. «А душу можно ль рассказать?» Поэзия Сергея Есенина в школе// М.А.Бондаренко // Литература в школе. - 2003 - №10 3. Вергелес, Г. И. Технологии обучения младших школьников: учебное пособие/ Г.И. Вергелес, А. А. Денисова. - СПб.: Питер, 2017. - 256с. 4. Воюшина, М.П. Методика обучения литературе в начальной школе: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. М.П. Воюшиной, С. А. Кислинская, Е. В. Лебедева, И. Р. Николаева - М.: Просвещение, 2010. - 288 с. 5. Галактионова, Т.Г. Учим успешному чтению: рекомендации учителю / Т.Г. Галактионова, - М.: Просвещение, 2011.- 210с. 6. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям: пособие для учителя / Л.А Горбушин - М.: Вентана-Граф, 1985. 7. Гулин, А.В. «В сердце светит Русь». Духовный путь Сергея Есенина// А.В. Гулин // Литература в школе. – 2001 - №6 8. Есенин, С.А. Собрание сочинений в трёх томах. Т.1. /Под ред. Ю.Л. Прокушева М. «ПРАВДА», -1983.- 431с. 9. Есенин, С.А Избранные сочинения вступительная статья и примечания /Под ред. А.О Козловского М.: Художественная литература, 1983- с.432 10. Есенин, С.А Собрание сочинений в трёх томах. Т.2. /Под ред. Ю.Л. Прокушева М. «ПРАВДА», -1970.- 382с. 11. Ефросинина, Л.А, Литературное чтение 3 класс 1 часть: учебно-методическое пособие/ Л.А Ефросинина.- М.: Вентана - Граф, 2013. с .192 12. Заграничная, Н.А, Проектная деятельность в школе: методическое пособие/ И.Г. Добротина, Л.А, Ефросинина, - М., 2014 г. 13. Карепина, Л. Ф. Работа с иллюстрациями на уроках чтения // Начальная школа, 1990, № 2. 14. Климанова, Л.Ф.Литературное чтение 2 класс 1 часть: учебно-методическое пособие/ Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2016. с .233 15. Климанова, Л.Ф.Литературное чтение 3 класс 2 часть: учебно-методическое пособие/ Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2016. с .233 16. Климанова, Л.Ф.Литературное чтение 4 класс 2 часть: учебно-методическое пособие/ Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. - М.: Просвещение, 2016. с.233 17. Козлова, Н. И. Развитие литературного творчества у младших школьников // Начальная школа, 1981, № 9. 18. Кубасова, О.В. Литературное чтение 2 класс: 2 часть учебно-методическое пособие/ О.В,Кубасова, - М: Ассоциация 21 век, 2016 - 176 19. Кубасова, О.В. Литературное чтение 3 класс: 2 часть учебно-методическое пособие/ О.В,Кубасова, - М: Ассоциация 21 век, 2016 - 176 с. 20. Кубасова, О.В. Литературное чтение 4 класс: 3 часть учебно-методическое пособие/ О.В,Кубасова, - М: Ассоциация 21 век, 2016 - 176 с. 21. Литвинова, И.Л. Работа над природной лирикой в начальной школе // Начальная школа, 2005- №3 22. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: методическое пособие/ М.Р.Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская.- М. - 2000. -С.95 23. Мали, Л.Д. Обучение выразительному чтению лирических стихотворений /Л.Д.Мали// Начальная школа. - 1990. - №7. - С.27 24. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников/ М.И. Оморокова- М.,Просвещение,1997 25. Редозубов, С. П. Чтение в начальной школе: Сборник трудов методистов. /С.П.Редозубов- М., 1949. 26. Светловская, Н. Н. Методика внеклассного чтения: методическое пособие для учителей /Н.Н.Светлосвкая- М., 1977 27. Светловская, Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: учебное пособие / Н.Н.Светлосвкая - М., 1999. 28. Свиридова, В. Ю, Литературное чтение 2 класс 1 часть методическое пособие, В. Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова Самара: Учебная литература, 2004- с.160 29. Свиридова, В. Ю, Литературное чтение 3 класс 1 часть методическое пособие, В. Ю. Свиридова, Н.А. Чуракова Самара: Учебная литература, 2004- с.160 30. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство образования Российской федерации - М., 2009. - 68с. 31. Хмельникова, А.В. Стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы...»// Начальная школа, 2016- №11 32. Чернецова, Н. С, Скворцова В.А. Учитель 21 века: новая образовательная стратегия «наша будущая школа» 2 часть методическое пособие /Н.С.Чернецова, П: ПГПУ, 2010- с.220 33. Чуракова, Н.А. Литературное чтение 3 класс: учебное пособие/ Н.А.Чуракова, Малаховская О.В. - М.: Академкнига, 2016. 34. Шарапова, О. Б Методика чтения лирических стихотворений и поэтических описаний природы// Начальная школа, 2000 - №4 35. Щепетова Н. Н. Методика чтения в начальной школе: /Н.Н.Щепетова, учебно-методическое пособие - М., 1958. |
Перейти к полному тексту работы |