• Главная
  • Скачать
  • Реферат Предмет и основной вопрос философии


    Предмет: Философия. Добавлен: 21.03.2022. Год: 2022. Страниц: 17. Оригинальность по antiplagiat.ru: 44%

    Основы философии
    Предмет и основной вопрос философии


    Содержание


    Введение 3
    Предмет и основной вопрос философии 5
    Заключение 14
    Список использованных источников 17


    Введение

    Актуальность. В настоящее время, несмотря на тысячелетние поиски, философами ответа на основной вопрос философии кардинально не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны. Вот почему в последние несколько лет возникло учение функционального голографическо-инфор ационного детерминизма, для которого такая постановка вопроса неприемлема. Он отвергает принцип первичности или вторичности материи или духа. Для него важен принцип единства, доведенный до тождества материи и духа, их конвергенции и гармонии. Это аспект универсальной метафизики, отождествления ее с универсальной философией.
    Любовь к мудрости послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Мифология как система, уходящая своими корнями к временам первых цивилизаций и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от искусства, и более глубокого — смыслового, который по мере эволюции логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более важным. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии. Философия могла возникнуть в Индии, Китае, Греции. Политическая ситуация в трех регионах была сходной: небольшие свободные государства, взаимодействующие друг с другом. Индийская и китайская культуры подготовили появление философии, но возникла она в культуре греческой. Становлению философии в Индии и Китае помешал мистицизм, греческая же мифология оказалась благотворной почвой, создав набор образов, перешедших в понятия. На то были особые причины. Греция — страна наиболее четкой, последовательной и логичной мифологической системы. По мере нарастания драматизма ситуаций в мифах боги очеловечивались, а человекоподобное изображение богов подрывало веру в мифы (на что справедливо указывали впоследствии христиане) и способствовало переходу к философии, который совершился, когда мифология достигла апогея. Необходимость систематизации мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления и тем самым была внутренней культурной причиной, приведшей к возникновению философии. Миф широко использовался в период становления философии как удобная, привычная всем согражданам форма, в которую вкладывалось новое, рациональное содержание.
    Целью данной работы является описание и анализ предмета и основного вопроса философии.
    В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
    сформулировать понятие философии, ее функций в современном мире и формах;
    рассмотреть основной предмет философии.
    Объектом исследования служат различные точки зрения на предмет и функции философии.
    Предметом исследования в данной работе является предмет и функции философии.
    Традиционно в зависимости от характера решения вопроса о связи материи и духа философские концепции принято делить на идеализм и материализм.
    Структурно контрольная работа представлена введением, основной части, заключения и списка использованной литературы.


    Предмет и основной вопрос философии

    Философия в буквальном переводе с греческого означает «любовь к мудрости» («филиа» — любовь, «софиа» — мудрость). Это слово ввел в употребление выдающийся древнегреческий ученый Пифагор (580 — 500 до н.э.) широкое применение оно получило в V в. до н. э.
    В это время в Греции — богатом, процветающем регионе с высокоразвитой культурой — были люди, которых называли софистами, т.е. мудрецами. Они не только рассуждали, но и обучали мудрости, и желающих находилось предостаточно. Подлинно мудрые люди отказывались учить за деньги. Они скромно называли себя философами. Мы только любим мудрость, говорили они, а достигли ее или нет, нам не известно. Один из первых философов — Сократ, иронизируя над объявлявшими себя мудрыми софистами, часто повторял: «Я знаю, что я ничего не знаю». Таким образом, философия начинается с сомнения в собственной мудрости и любовного стремления к ней.
    Представления о предмете философии исторически изменялись. Создание понятия «философия» приписывают древнегреческому мудрецу Пифагору (VII–VI вв. до н.э.), у которого оно обозначало «любовь к мудрости»...

    Заключение

    Таким образом, термин «философия» образован соединением двух греческих слов: philos, что означает любовь и sophos или sophia – мудрость, знание. Этимологически перевод звучит как «любовь к мудрости». Первым, кто употребил это слово, согласно легенде, был Пифагор. Он не отважился назвать себя мудрецом, поскольку мудрецы, в его понимании, – это только Боги, мудрость только у Богов, а смертные могут быть только «любителями мудрости». Итак, философия (любовь к мудрости) – система обобщенного знания, основополагающих идей, имеющих исторически соответствующий уровень научной доказательности и систему ценностей возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6-5 вв. до н.э. Философия, по словам Гегеля «есть эпоха, схваченная в мысли», в понятиях и категориях. В философии, как и в других науках, важнейшее значение имеют дефиниции. Философия как учение о конечных причинах, предельных основаниях и трансцендентных возвышениях (идеалы, чаяния, надежды) бытия человека в мире. В данном определении отражено триединство онтологии, гносеологии и антропологии. Специфика философии состоит в стремлении познать мир в его целостности, выводит нас на природу и единство мира; приводит к пониманию ценности и идеалов человеческого бытия. Платон утверждал, что философии «можно научиться… Она делает человека блаженным и счастливым».
    Предметом философии является система общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, разные формы отношения человека к миру. Объектом философии является отношение: человек – мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.
    Диалектика и метафизика разошлись в решении основного вопроса философии. Линейно-каузальный детерминизм марксистской диалектики избрал вариант первичности или вторичности в понимании и трактовке соотношения материи и духа. Марксистский подход (по Энгельсу) предполагает две стороны основного вопроса философии: онтологическую и гносеологическую.
    Онтологическая сторона – вопрос о первичности материи или сознания. В зависимости от решения основного вопроса философы делятся на материалистов и идеалистов. Термины материализм и идеализм ввел в научный оборот немецкий философ Г. Лейбниц в начале 18 века, что позволило выделить общие тенденции философии. Ф. Энгельс предложил тех, кто первичным называет материю считать материалистами, а тех, кто первичным называет сознание, идею, дух или бога – идеалистами.
    Гносеологическая сторона – вопрос о познаваемости мира. Гносеологические оптимисты (гностики) считают, что мир познаваем. Их оппоненты – сторонники агностицизма (агностики) утверждают, что мир не познаваем. Гностицизм представляют в философии два направления: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм. Эмпиристы (Ф. Бэкон, Дж. Локк) считают, что основой познания являются лишь опыт и чувственные ощущения. Рационалисты (Р. Декарт, Г. Лейбниц) утверждают, что истинное (достоверное) знание может быть получено только посредством разума. Агностики (Дж. Беркли, Д. Юм) отрицают возможность познания объективного мира и достижимость истины; ограничивают роль науки лишь познанием явлений.
    Идеализм, его основные формы – направление в философии, утверждающее, что сознание, мышление – первично, а материя – природа – вторична, производна. Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм: Объективный идеализм – форма идеализма, признающего духовное первоначало вне и независимо не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Лейбниц, Шеллинг, Гегель); Субъективный идеализм – форма идеализма, для которой неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания (Фихте, Беркли, Юм, Мах); также солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, утверждающая, что реально существую только «Я» и мои ощущения (Беркли, эмпириокритицизм – Мах, Авенариус, имманентная философия – Шуппе, Ремке); Иррационализм – течение в философии, ограничивающее или отрицающее возможности разума в процессе познания, признающее основным видом познания инстинкт, веру, откровение (волюнтаризм, философия жизни – Шопенгауэр, Ницше, интуитивизм (Бергсон, Лосский), неотомизм); Волюнтаризм – философская позиция, согласно которой «Свобода – независимость человеческого поведения от законов природы и общества. Такая независимость возможна потому, что человек является мыслящим и активным действующим существом» (Августин, Дунс Скот, Шопенгауэр).
    Материализм, его основные формы – направление философии, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.


    Список использованных источников

    1. Горелов А.А. Основы философии : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / A.A. Горелов. — 15-е изд., стер. — М: Издательский центр «Академия», 2014. — 320 с.
    2. Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. – Спб.: Питер, 2005. – 304 с.
    3. Крюков В.В. Философия: Учебник для студентов технических ВУЗов. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006.-219 с.
    Перейти к полному тексту работы