Предмет: Философия. Добавлен: 28.04.2022. Год: 2020. Страниц: 21. Оригинальность по antiplagiat.ru: < 30% |
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РЫБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.А.СОЛОВЬЕВА» Факультет заочного обучения Кафедра философии, социально-культурных технологий и туризма Контрольная работа по дисциплине: «Философские проблемы науки и техники» на тему: «Специфика технических наук, их отношение к естественным и общественным наукам» Вариант № 6 Выполнил: Студент гр. МЗКП-20, 1 курса Содержание Введение 3 1. Система технических наук и ее специфика 5 1.1 Техническая наука 6 2. Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках 14 3. Взаимосвязь технических, общественных и естественных наук 17 Заключение 19 Список используемых источников 21 Введение Формирование философского мышления, диалектического взгляда на мир - процесс непростой, многоплановый. Процесс этот очень сложный, так как формирование своего взгляда на мир невозможно без рассмотрения мировоззрений различных философских школ и направлений в исторические эпохи. Для решения этих задач можно использовать одну из важнейших отраслей науки и естествознания - философия техники и технологических наук. Интерес к философским техническим проблемам заметно возрос в настоящее время. Современная техника развивается стремительными темпами, плодотворно сотрудничая с физикой, математикой, биологией и многими другими науками. Роль технологий в жизни и развитии общества тесно связана с производством материальных ценностей. Инновации и новые знания о технике вызывают ломку прежних понятий, теорий обращает внимание исследователей и на природу знаний о технике. Колоссальные достижения технической практики столь весомо и зримо ощутимые в повседневной жизни вносят немало нового в общее миропонимание. Возникновение этих вопросов и их значение для развития техники и философии связаны, прежде всего, с самим предметом, объектом техники и его ролью в жизни человеческого общества, в практических и познавательных отношениях людей с природой, в формировании мировоззрения. Вместе с тем открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи техникой и технологической производственной практикой, знания о природе, о вещах всегда были богатейшим источником, питающим развитие философского мировоззрения, развитие общих представлений о мире, о природе человека, его деятельности, его мышлении, о законах познания, отражения действительности. Технологии играют важную роль в научно-технических революциях. Обычно под научно-технической революцией понимали скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний. Резкие перемены в науке и технике происходят всё чаще Ускоряющийся процесс развития науки и техники получил название научно-технической революции (НТР). НТР - длительный процесс, который имеет две главные предпосылки - научно-техническую и социальную. ? 1. Система технических наук и ее специфика Научно-технический процесс (НТП), развитие материальной культуры современного общества привели к тому, что в XX в. техника превратилась в общепланетарное явление, в своеобразную искусственную оболочку Земли — техносферу. Она на порядок превышает биосферу по удельному весу, соизмерима по значимости с такими естественными компонентами, как гидросфера, атмосфера, литосфера и т.п. Факторами, которые непосредственно участвуют в формировании техносферы, стали: • природные объекты и системы; • природные формы энергии; • предметно-практиче кая деятельность человека; • знания, обеспечивающие эффективность трудовой, производительной деятельности. В целом техносфера прямо или опосредованно аккумулирует и материализует всю сумму знаний, накопленную человечеством в процессе его развития. Однако непосредственное идеальное формирование компонентов техносферы осуществляется посредством технического знания, или технознания. Технознание — познание, связанное с изучением, распространением и научной разработкой техники. Оно охватывает весь комплекс знаний о технике. Неверно отождествлять технознание только с научными данными о технике. Это целостная многоуровневая иерархическая система знаний, которая включает в свой состав: • философско-методол гические знания о технике, технологии и техносфере; • техноведческий комплекс знаний; • научно-технические знания (система технических наук); • инженерно-методиче кие знания; • нормативно-техниче кие знания; • экспертные знания. Основная социальная функция технознания — быть теоретическим и методологическим регулятивом технической деятельности человечества. Технознание позволяет идеально, а затем и практически создавать новые искусственные системы, осуществлять целенаправленное использование естественных процессов, вырабатывать знания о методах и способах эффективного функционирования техники. Эта функция реализуется на каждом уровне (слое) технознания своим особым, специфическим образом через решение соответствующих задач. • Философско-методолог ческий слой знаний обеспечивает понимание закономерностей функционирования и развития техники. • Техноведческий слой реализует знания о способах повышения технодеятельности общества с учетом его экономических, социальных, экологических и других параметров. Уровень технических наук призван давать знания о технике. Инженерно-методическ й уровень призван реализовывать знания в соответствующих технологических и технических решениях... Заключение В связи с развитием ЭВМ все большее методологическое значение в технических пауках приобретает математическое моделирование, использующее вычислительные машины. Это не только резко сокращает трудоемкость процесса экспериментального исследования, но и существенно повышает точность и достоверность получаемых результатов, позволяя, в частности, широко использовать взамен детерминистских вероятностные модели и методы, более адекватные многим реальным объектам и процессам в техносфере. Технические науки с их приложениями представляют собой область массовой деятельности. Поэтому именно в технических науках, в конкретной научно-технической деятельности огромную роль играют технологические и проектные регламенты, расчетные методики, справочники и другие нормативно-методичес ие документы «инженерного уровня». Они позволяют, с одной стороны, руководствоваться в практической инженерной деятельности данными науки высокого уровня и обобщенным накопленным опытом, с другой — решать достаточно сложные технические задачи силами инженерно-техническо о персонала не слишком высокой квалификации. Они же, эти документы, обеспечивают единообразие и стандартную форму представления результатов научно-технических работ, что чрезвычайно важно для их практического использования. Основной особенностью системы технических наук в организационном отношении является ее связь с производственной деятельностью, настолько тесная, что каждая объектная область «наука—производство» вообще говоря, требует единого управления. В связи со сложностью и динамичностью современного производства удовлетворительное и достаточно общее решение этой проблемы пока не найдено, хотя создаваемые ныне научно-производствен ые объединения (НПО), несомненно, являются шагом на пути к ее разрешению. Превращение техносферы в глобальную систему и возрастающие ограничения по ресурсам обусловили появление в современной общественной практике чрезвычайно сложных комплексных проблем и задач (таких, как экологические, экономические, энергетические и т.д.), которые могут успешно решаться только на основе совместного интегрированного использования данных и методов различных научных дисциплин. В интегративных процессах, связанных с решением таких проблем («системно-целевая интеграция»), роль ядра или «центра кристаллизации» обычно играет тот или иной комплекс технических паук как сфера научной деятельности, максимально приближенная к практике. Таким образом, система технических наук, сохраняя свои специфические социальные функции, превращается в наше время в инструмент интеграции научного знания для решения жизненно важных для человечества глобальных проблем и задач. В последнее время стало ясно, что не только природа, но и человек не успевают адаптироваться к стремительному развитию технической цивилизации. В результате отрицательные последствия НТП стали серьезной проблемой для общества. Поэтому не только перед техническими, но и перед гуманитарными науками встали общие вопросы: как реализовывать силы природы, как использовать их для общества, согласуя это использование с целями и идеалами человечества? Как снизить деструктивные процессы, обеспечить безопасное развитие цивилизации, высвободить человека из-под власти техники, улучшить качество жизни? Как обеспечить миллиардам людей на планете приемлемый уровень существования и восстановить природу? Как контролировать изменения, вызванные современной инженерной деятельностью, проектированием и технологией? На все эти вопросы нельзя дать ответ в рамках только технических наук. Поэтому технические науки интегрируются с социологией и экологией, политическими науками и экономикой, психологией и антропологией. Список используемых источников 1. И.М. Сидорова «Философские проблемы науки и техники: Программа учебной дисциплины и методические указания к выполнению контрольной работы» - Рыбинск, РГАТУ, 2016; 2. Б.И. Козлов «Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретическ го исследования» — Л., 1987; 3. В.М. Розин «Специфика и формирование естественных, технических и гуманитарных наук» — Красноярск, 1989; 4. В.С. Степин «История и философия науки», - М, 2014; 5. В.А. Колпаков «Общество знания». Опыт философско-методолог ческого анализа» - 2008 |
Перейти к полному тексту работы |