• Главная
  • Скачать
  • Курсовик Использование метода проектов на уроке для повышения мотивации к изучению иностранного языка


    Предмет: Ин. языки. Добавлен: 16.02.2023. Год: 2018. Страниц: 32. Оригинальность по antiplagiat.ru: 77%

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение. 3
    1. Теоретические основы использования проектной деятельности
    в образовательном процессе по иностранному языку 6
    1.1. Особенности мотивации при изучении английского языка 6
    1.2. Использование метода проектов на уроке 8
    1.3. Психологические особенности учащихся 5-9 классов 12
    2. Методика использования метода проектов на уроках английского
    языка для повышения мотивации у учеников 15
    2.1. Этапы работы над проектом 15
    2.2. Анализ применения метода проектов на уроках английского языка
    в рамках педагогической практики 21
    Заключение 28
    Библиографический список 31


    ВВЕДЕНИЕ
    Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения выступает формирование у учащихся мотивации к обучению.
    Актуальность данной курсовой работы обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).
    Одним из действенных методов формирования мотивации учащихся является метод проектов. В настоящее время методика ученических проектов получила широкое распространение в рамках различных учебных дисциплин, в том числе и на уроках иностранного языка. На практике хорошо заметна эффективность использования данного метода для повышения интереса учеников к образовательной деятельности. Практическое применение теоретических знаний в форме ученических проектов способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся на иностранном языке, а работа в группе активизирует деятельность каждого ученика. Использование метода проектов в учебной деятельности выводит процесс обучения на новый уровень и способствует повышению мотивации учеников к изучению иностранных языков с помощью творческих заданий.
    Объектом исследования выступает проектная деятельность как педагогический метод.
    Предмет исследования – влияние проектной деятельности на мотивацию учеников к изучению иностранных языков.
    Целью курсовой работы выступает теоретическое и практическое обоснование повышения мотивации учащихся к овладению английским языком при применении метода проектов.
    Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
    1. Раскрыть сущность мотивации к обучению.
    2. Изучить основные подходы к применению метода проектов в педагогике в качестве эффективного средства повышения мотивации.
    3. Определить специфику применения метода проектов при обучении учащихся иностранному языку.
    4. Выявить условия применения метода проектов для формирования устойчивой мотивации и развития познавательных интересов учащихся в ходе изучения иностранного языка.
    5. Разработать проект и провести его апробацию на уроках иностранного языка.
    Гипотеза исследования предполагает, что использование метода проектов на уроке иностранного языка повысит мотивацию учеников к дальнейшему изучению.
    Методами исследования послужили теоретический синтез и анализ учебно-методической, психолого-педагогиче кой, лингвострановедческо литературы; анализ педагогического опыта.
    Практической базой исследования являются задания, включающие в себя проектную деятельности, УМК О. В. Афанасьева, Д. Дули, И. В. Михеева, Б. Оби, В. Эванс «Английский в фокусе» ("Spotlight") для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.
    Структура курсовой работы состоит из Введения, двух разделов, Заключения и Библиографического списка.
    Во Введении обосновывается актуальность выбора темы, определяются объект и предмет, цели, задачи исследования, формулируются гипотеза и база исследования.
    В первом разделе «Теоретические основы использования проектной деятельности в образовательном процессе по иностранному языку» рассмотрены понятие «мотивация», типология методов, и методика обучения школьников иностранному языку с использованием метода проектов.
    Во втором разделе «Методика использования методов проектов на уроках английского языка для повышения мотивации у учеников» представлен анализ работы учителя МБОУ «Основная общеобразовательная Солдатская школа» с. Солдатское, разработка наиболее эффективных форм реализации данного материала на уроке, а также самоанализ деятельности преподавателя иностранного языка.
    В Заключении обобщены результаты исследования, сформулированы выводы, подтверждающие гипотезу.
    Библиографический список состоит из 30 источников.
    Курсовая работа включает в себя 34 страницы.


    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

    1.1. Особенности мотивации при изучении английского языка
    Впервые термин «мотивация» был употреблен А. Шопенгауэром. В современной педагогике сложилось несколько подходов к раскрытию данного термина. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу — это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. А К.К.Платонов считает, что мотивация как явление психическое есть совокупность мотивов [Матяш 2004: 11].
    Российский ученый, доктор педагогических наук Н. Е. Сауренко в своем учебном издании по педагогике приводит следующее определение мотивации: мотивация (от лат. moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения, учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования[Сауренко 2014: 92].
    Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки...


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    В основе метода проектов лежит развитие познавательных интересов учеников и их способностей к самостоятельной работе, связанной с темой проекта, и критическому мышлению. Рассматриваемый метод ориентирован на самостоятельную работу школьников, которую необходимо выполнить за определенное время индивидуально, парно или в группе. Результаты работы учеников должны иметь конкретное решение или результат – в зависимости от тематики проекта [Игнатьева 2013: 29].
    Проблеме повышения мотивации к образовательной деятельности у школьников при помощи использования проектной деятельности были посвящены научные труды ряда известных российских педагогов – Е.С.Полат, Т.Д. Новикова, , Е. Д. Чечель и др. Как показал анализ научной литературы по теме курсовой работы и педагогическая практика, применение метода проектов в образовательном процессе достаточно эффективно.
    Использование метода проектов в учебной деятельности выводит процесс обучения на новый уровень и способствует повышению мотивации учеников к изучению иностранных языков с помощью творческих заданий. Проект на уроке английского языка позволяет избежать монотонного характера урока, он является движущей силой для повышения мотивации учеников к образовательной деятельности, помогает запоминать необходимые сведения и исправлять ошибки учеников. Крайне важно замотивировать к изучению английского языка на начальном этапе изучения, сформировать положительный настрой и не отпугнуть от познания окружающего мира через призму иностранного языка и его культуры.
    Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.
    Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям 21 века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека индустриального общества. Немаловажное значение имеет и тот факт, что дети работают в малых группах. В группе всегда есть учащиеся с различным уровнем языковой подготовленности. При традиционной форме проведения занятий менее подготовленные ученики отмалчиваются. В работе над проектом каждый ученик вносит свою лепту в его реализацию в зависимости от знаний и личностных интересов. Каждый в равной мере несет ответственность за выполнение проекта и должен представить результаты своей работы.
    Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработка общего мнения о том, что и как надо делать [Каримуллина 2013: 18].
    Современные педагоги выделяют минимум три этапа выполнения проекта – подготовительный этап, этап выполнения проекта и заключительный этап, или защита и оценка результатов. Кроме того, преподаватели отмечают, что в ходе создания проекта у учеников формируется ряд важных компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательны , информационные, коммуникативные и другие. Проектная деятельность в современной педагогике становится всё популярнее благодаря своей личностной ориентированности и способности принести удовлетворение ученикам за счет видимости результатов их труда. Проектная деятельность способствует повышению творческого потенциала учеников [Иванова 2013: 6].
    Цели и задачи нашей курсовой работы были достигнуты. Мы попытались раскрыть сущность мотивации к обучению; проанализировали основные подходы к применению метода проектов в педагогике в качестве эффективного средства мотивации; рассмотрели специфику применения метода проектов при обучении учащихся иностранному языку; выявили условия применения метода проектов для формирования устойчивой мотивации и развития познавательных процессов учащихся в ходе изучения иностранного языка, а также разработали проект и провели его апробацию на уроках английского языка.
    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что метод проектов дает возможность разнообразить формы работы на уроке, в результате чего развивается самостоятельность учащихся и повышается их интерес, что положительно влияет на качество обучения. Использование метода проектов в образовательном процессе повышает мотивацию учащихся к изучению иностранных языков, а формирование коммуникативных умений и развитие творческих способностей у учеников проходит более успешно.


    Библиографический список

    1. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций [Текст] / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.:Просвещение, 2013. – 175 с.
    2. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников [Текст] / Л. В. Байбородова, И. Г. Харисова, А. П. Чернявская // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117.
    3. Васильев, В. Н. Проектно-исследовател ская технология: развитие мотивации [Текст] / В. Н. Васильев // Народное образование. – 2000. - № 9. – С. 177-180.
    4. Вебер, С. А. О механизме реализации личностных ресурсов старшеклассников через проектную деятельность [Текст] / С. А. Вебер // Воспитание школьников. – 2013. - № 1. – С. 16-23.
    5. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы [Текст] / О. Г. Глухарева // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24.
    6. Дубровина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества [Текст] / Э. Н. Дубровина // Управление современной школой. Завуч. – 2013. - № 4. – С. 13-18.
    7. Зиняков, В.Н. Опыт организации проектной деятельности в профильном обучении [Текст] / В. Н. Зиняков // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 18 – 23.
    8. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе [Текст] / А. М. Зуев // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – С. 36-41.
    9. Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников [Текст] / М. В. Иванова // Школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 3 – 7.
    10. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы [Текст] / Г. А. Игнатьева // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33.
    11. Кадыкова, О. М. Общешкольный проект – основа механизма управления проектно-исследовател ской деятельностью учащихся [Текст] / О. М. Кадыкова // Эксперимент и инновации в школе. – 2013. - № 5. – С.14 - 22.
    12. Каримуллина, О. В. Развитие проектно-исследовател ской деятельности учащихся [Текст] / О. В. Каримуллина // Управление качеством образования. – 2013. - № 6. – С. 59-65.
    13. Комиссарова, О. А. Оптимизация учебного процесса на основе метода проектов [Текст] / О. А. Комиссарова // Среднее профессиональное образование. – 2013. - № 2. – С. 15-18.
    14. Кострикина, И. С. Проектная деятельность профессионализации старшеклассников [Текст] / И. С. Кострикина, Е. Д. Порядина // Психология обучения. – 2013. - № 5. – С. 130-140.
    15. Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности [Текст] / С. И. Кузнецова // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84.
    16. Матяш, Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов [Текст] / Н. В. Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2004. – 107 с.
    17. Новикова, Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности [Текст] / Т. Д. Новикова // Народное образование. – 2000. - №8-9. - С.151-157.
    18. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов [Текст] / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ,2003. – 236 с.
    19. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка [Текст] / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. - 2000. - №1. – С. 56-64.
    20. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст] / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
    21. Попов, О. Кому подойдут проектные задачи? [Текст] / О. Попов, Е. Попова // Управление школой (ПС). – 2013. - № 3. – С. 35-37.
    22. Попова, Е. Внедрение проектно-целевого метода и проектных технологий [Текст] / Е. Попова // Управление школой (ПС). – 2013. - № 4. – С.35-38.
    23. Пчелинцева, Т. А. Сетевой проект как средство формирования у учащихся целостной картины мира [Текст] / Т. А. Пчелинцева, А. Г. Львова // Математика в школе. – 2013. - № 1. – С. 64-69.
    24. Сауренко, Н. Е. Проектный подход: интеграция теории и практики [Текст] / Н. Е. Сауренко // Профессиональное образование. – 2014. - № 1. – С. 44-47.
    25. Сейтмухаметова, М. В. Опыт реализации здоровьесберегающего образования в школе посредством организации исследовательских проектов обучающихся [Текст] / М. В. Сейтмухаметова // Здоровьесберегающее образование. – 2014. - № 1. – С. 88-91.
    26. Смыковская, Т. К. Проектный метод развития интеллектуальных умений [Текст] / Т. К. Смыковская, Н. Н. Головина // Профессиональное образование. Столица. – 2013. - № 5. – С. 35-36.
    27. Тигров, В. В. Проектная деятельность учащихся в условиях творческой технологической среды [Текст] / В. В. Тигров, В. П. Тигров // Педагогика. – 2013. - № 10. – С. 43-48.
    28. Тимонина, Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно-исследовател ской деятельности обучающихся как основы самореализации [Текст] / Г. В. Тимонина // Все для администратора школы. – 2014. - № 1. – С. 18-30.
    29. Хуторской, А.В. Метод проектов и другие зарубежные системы обучения [Текст] / А. В. Хуторской // Школьные технологии. – 2013. - № 3. – С. 95 – 100.
    30. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике школы [Текст] / И. Д. Чечель. – М.: Сентябрь, 2018. – 169с.
    Перейти к полному тексту работы