• Главная
  • Скачать
  • Диссертация Музыкальное оформление культурнодосуговых программ


    Предмет: Культурология. Добавлен: 09.03.2023. Год: 2019. Страниц: 43. Оригинальность по antiplagiat.ru: < 30%

    Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)
    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
    Республики Саха (Якутия)
    «Якутский колледж культуры и искусств»


    КУРСОВАЯ РАБОТА
    По дисциплине: «Социально–культурна деятельность»
    На тему: «Музыкальное оформление культурно–досуговых программ»

    Якутск, 2019 г.
    СОДЕРЖАНИЕ:

    ВВЕДЕНИЕ………..3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО–ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………..6
    § 1.1. Общие положения музыкального оформления культурно–досуговых программ………...6
    § 1.2. Музыка как компонент духовной культуры и вид искусства……….14
    § 1.3. Композиционные особенности музыкального образа……….19
    ГЛАВА 2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КУЛЬТУРНО–ДОСУГОВЫХ ПРОГРАМ………..23
    § 2.1. Музыка и сквозное действие в театрализованном представлении…….23
    § 2.2. Порядок составления музыкально шумовой партитуры досугового мероприятия………...26
    § 2.3. Организация и музыкальное оформление культурно–досуговой деятельности в школе………29
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….39
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………..41


    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования. Сегодня нет практически ни одной семьи, в которой не было бы проигрывателя, телевизора и т. п. А раз так, значит, нет и семьи, в которой не звучала бы музыка. Виды досуга, связанные с нею, вышли у юношества на первое место, оставив за собой и интерес к кино, и даже интерес к чтению. Но почти сразу возникли проблемы, связанные с музыкальным досугом.
    Музыка играет важную роль в жизни большинства людей, доставляя удовольствие, обеспечивая им эмоциональную поддержку и душевный комфорт. Люди, которых просят перечислить их интересы и хобби, обычно называют какое–либо связанное с музыкой увлечение; поэтому в ряду вне профессиональных занятий музыка занимает наиболее почетное место, что доказывает актуальность выбранной нами проблемы исследования. Исследование, проведенное среди студентов университетов, показало, что 28% опрошенных слушают музыку более пяти часов ежедневно. Музыкальные предпочтения настолько важны, что часто упоминаются в стандартных тестах на супружескую совместимость. Поэтому не удивительно, что психологи уделяют значительное внимание вопросу о том, почему музыка оказывает такое сильное влияние на человека [3, с. 12].
    Изучая разнообразие духовных потребностей и интересов юношей и девушек, социологи обращают внимание на то, что наиболее распространенные в среде молодежи, особенно в возрасте от 14 – 20 лет, формы досуга, связанные с музыкой. Молодые люди все больше времени посвящают прослушиванию музыкальных записей, их коллекционированию, танцам.
    Досуг и социальная жизнь молодого поколения отличаются от досуга и социальной жизни поколения «отцов». В первую очередь это касается развлекательного, рекреационного, культурного времяпрепровождения вне дома. Существенно реже старшее поколение посещает театры, музеи, концерты, позволяет себе выход в кафе или ресторан (всего 4,2% представителей старшего поколения по сравнению с 22,7% молодежи до 30 лет), но разделяет такие модные увлечения, как современная музыка или компьютер. Существенные возрастные расхождения коснулись, пожалуй, только одного параметра: любви ко всему отечественному или, напротив, зарубежному в современной культуре. В этом вопросе между молодым и старшим поколениями действительно наблюдается некая диаметральность интересов, и это находит отражение в том, что молодежи гораздо чаще нравятся зарубежные фильмы, рок–музыка, современная зарубежная литература, а поколению «отцов», напротив, советская эстрада, старое советское кино, мемуары и русская классика.
    Объектом исследования является культурно–досуговая программа.
    Предметом исследования является музыкальное оформление культурно–досуговой программы.
    Цель исследования – изучить аспекты музыкального искусства и оформление культурно–досуговых программ.
    Цель исследования определяет постановку следующих задач:
    - раскрыть общие положения музыкального оформления культурно–досуговых программ;
    - изучить музыку как компонент духовной культуры и вид искусства;
    - рассмотреть композиционные особенности музыкального образа;
    - рассмотреть сквозное действие в театрализованном представлении;
    - рассмотреть порядок составления музыкально шумовой партитуры досугового мероприятия;
    - сделать выводы о проделанной работе
    Методы исследования:
    - анализ литературы по теме исследования,
    - педагогические наблюдения
    - анализ социологических, педагогических, музыкальных аспектов работы по музыкальному оформлению культурно–досуговой программы.
    Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении ставится ключевая цель и задачи работы. В первой главе происходит рассмотрение теоретических основ организации культурно–досуговой деятельности. Во второй главе происходит рассмотрение музыкального оформления культурно–досуговых программ. В заключении делаются основные выводы по итогам работы.


    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО–ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    § 1.1. Общие положения музыкального оформления культурно–досуговых программ

    В сложном процессе подготовки и проведения культурно–досуговых программ специалисты учреждений культуры имеют дело со многими компонентами, пользуются многими выразительными средствами, приводя их во взаимодействие. От того, насколько они органично связаны, в какой мере служат образному воплощению темы той или иной программы, в конечном счете зависят художественный уровень и степень воздействия на аудиторию.
    Одним из важных элементов культурно–досуговой программы яв-ляется музыка. Ее роль в художественно–образно решении того или иного мероприятия поистине велика. Музыка как ни один другой вид ис-кусства способна с большой силой и всеобъемлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Диапазон этих состояний и переживаний, выражаемых музыкой, безграничен. От образов интимных и нежных до преисполненных общечеловеческой значимости и силы, от печальных и скорбных звучаний до ликующих и торжественных. Вот почему знание особенностей музыки как выразительного средства, ее функций в культурно–досуговой программе, органического сочетания фонограмм и живого звучания необходимы режиссерам культурно–досуговых программ для организации более эффективного художественно–эмоцион льного воздействия на зрителей средствами музыкального искусства [9, с. 83].
    Следует отметить, что музыкальное оформление культурно–досуговой программы представляет определенную трудность. Это связано прежде всего с тем, что вопросы теории и практики музыкального оформления досуговых программ почти не разработаны в культуровед–ческой литературе, кроме некоторых, встречающихся в методических работах. До сих пор не создано ни одного учебного пособия или практи-ческого руководства, в котором содержались бы элементарные сведения о закономерностях использования музыки в различных формах культурно–досуговой деятельности...


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Искусство музыкальное – древнейшее искусство в истории человечества, развивающаяся по своей эволюционной композиции, всегда взаимодействующая с жизнью человека, его трудом, деятельностью, его историей, философией, духовных потребностей, приобретая различные формы отражающие время, в конечном счете, при удачном подборе, органично сочетающиеся со сценарием, постановкой культурно–досуговой программой.
    Каков же он, удачный подбор? В каждой полноценной, профессионально поставленной, спланированной культурно–досуговой программе существует своя тема, идея, сверхзадача и все художественно выразительные средства работают на так называемые «три кита», на раскрытие режиссерского замысла. Но подбор – лишь часть труда, важнейшим представляется монтаж музыкального материала, его компиляция. И дискотека, как самый популярный и молодой вид культурно–досуговой программы так же подразумевает собой и композиционные построения и монтаж.
    Видов музыкального оформления культурно–досуговой программы не так много: музыка, несущая непосредственно драматургические функции, специально созданная для данного спектакля; музыкальные номера: инструментальные, вокальные (певцы, хоры), танцевальные (балет, бальные танцы, и т. п.), музыка в речевых жанрах (музыкально–литерату ная композиция, куплет, музыкальный фельетон), музыка в оригинальных жанрах (пантомима и т. п.)
    Постановщик должен грамотно рассчитать и время звучания, и моменты, в которые нужно включать ту или иную мелодию, и, самое важное, сопроводить эпизоды такой музыкой, чтобы она вызывала у зрителя чувства, соответствующие замыслу режиссера, а не обратные (как мы уже выяснили, музыка вызывает определенные эмоции, чувства и, как правило, если какую – либо мелодию слушает некоторое количество людей, они будут воспринимать ее одинаково).
    Музыкой можно рисовать. Что мы подразумеваем столь смелым высказыванием? Несомненно, что прослушивая музыку в нашем сознании возникает ряд ассоциаций – своеобразных картинок, имеющих свою насыщенную или не насыщенную фабулу – зависит от личностного восприятия музыкальной темы индивидуумом. Порой человеком овладевают эмоции, чувства в высокой степени, что, порой, невозможно выразить их словом, выразить его мы можем посредством музыки – ведь она есть наше мироощущение. Она не знает равных себе в способности раскрывать чувства человека. Настоящее предлагает нам изобилие музыкальных стилей, направлений, разновидностей жанров. В классике мы можем наблюдать максимальную раскраску звука, в авангарде – сугубо индивидуальный, специфичный подход к способу передачи внутреннего мира, идеи композитора к слушателю. Рок, поп, готика, рэп, шансон, клубная музыка – переплетение стилей и жанров вновь порождает целые музыкальные течения, объединяет массы. Музыку надо уметь слушать, а значит переживать чувства и настроения, выраженные композитором при помощи игры звуков, а значит достигать состояния сотворчества.
    Музыка способна воздействовать на психику человека, животного и даже на растения. Каждый человек индивидуален и в соответствии со своими морально – эстетическими, духовными потребностями выбирает музыку, близкую его мироощущению, мировосприятию, музыку, солидарную с его жизненными позициями, нравственным воспитанием. Музыке подвластно буквально все: она способна ввести в состояние аффекта, или же, наоборот, вывести из него, способна с легкостью погрузить в депрессию и с такой же легкостью освободить, способна расслаблять мышечную систему и заставлять совершать действия, которые, порой, становятся шедеврами танца, способна действовать на мыслительные процессы.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Аванесова Г.А. Культурно–досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 236 с.
    2. Акимова Л.А. Социология досуга /Л.А. Акимова. – М.: Психология, 2013. – С. 97 – 103.
    3. Герцман Е. Античное музыкальное мышление /Е. Генкин. – Л.: Музыка, 2016. – 224 с.
    4. Декер – Фойгт Г.Г. Введение в музыкальную теорию /Г. Декер–Фойгт. – СПб.: Питер, 2015. – 205 с.
    5. Дружкин Ю.С. Вокально–инструмента ьные ансамбли и дискотека как молодежные формы самодеятельного творчества /Ю.С. Дружкин. // Молодежь и культура: Проблемы досуга, художественного творчества, становление личности. – М.: Искусство, 2005. – 141 с.
    6. Елагин Ю. Укрощение искусств /Ю. Елагин. – М.: Владос, 2002. – 88 с. 19. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы /Г.В. Иванченко. – М. :Владос, 2011. – 252 с.
    7. Кон Ю. Избранные статьи о музыкальном языке /Ю. Кон. – СПб.: Искусство, 2004. – 160 с.
    8. Лисица А.П. Чемодан театральных шумов /А.П. Лисица. – М.: Советская Россия, 1962. – 96 с. 26. Макогон Н. Музыкотерапия /Н. Макогон. – // Новый акрополь. – 2014. – № 6. – С. 10 – 16.
    9. Медушевский В. О направленности музыки /В. Медушевский. – // Научная конференция «Проблемы музыкального мышления и восприятия»: Тез. докладов. – Ташкент, 2002. – С. 83 – 97.
    10. Медушевский В.В. Духовно–нравственное воспитание средствами музыкального искусства // Преподаватель (Спецвыпуск «Музыкант–педагог»). – 2011, №6, с. 12–20
    11. Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности /К. Обуховский. – // Психология формирования и развития личности. – М.: Просвещение, 2001. – 164 с.
    12. Петрушин В.И. Музыкальная психология /В.И. Петрушин. – М.: Пассим, 2004. – 304с.
    13. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики [Текст] /В.Г. Ражников. – М.: Музыка, 2000. – 140 с.
    14. Рапацкая Л.А. Четвертая мудрость о музыке в культуре Древней Руси /Л.А. Рапацкая. – М.: Музыка, 2007. – 203 с.
    15. Революция и искусство: Вагнер Р. Кольцо Нибелунга: Избранное. – М.: Владос, 2011. – 667 с.
    16. Станиславский К.С. Об искусстве театра /К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 2002. – 510 с.
    17. Станиславский К.С. Работа актера над собой /К.С. Станиславский. – М.: Искусство, 2005. – 479 с.
    18. Успенский Н.Д. Древнерусское певческое искусство /Н.Д. Успенский. – М.: Музыка, 2005. – 216 с.
    19. Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси /А.С. Фаминцын. – СПб.:Алетейя, 2005. – 535 с. 45. Цыбин Ю., Голубев В. Молодежь. Досуг. Музыка /Ю. Цыбин, В.Голубев. – Минск: Университет, 1988. – 127 с.
    20. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений /И.Г. Шароев. – М.: Искусство, 2016. – 192 с.
    21. Шестаков В.П. От эпоса к аффекту /В.П. Шестаков. – М.: Педагогика, 2005. – 269 с.
    Перейти к полному тексту работы