Предмет: Право. Добавлен: 16.11.2023. Год: 2023. Страниц: 27. Оригинальность по antiplagiat.ru: < 30% |
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Общая характеристика средств массовой информации в Российской Федерации………3 1.1 Теоретико-правовые аспекты, понятия, специфика и приемы работы средств массовой информации………. 1.2 Становление и развитие средств массовой информации в Российской Федерации……….. 1.3 Принципы функционирования средств массовой информации………. Глава 2. Конституционно-правов е основы и конституционно-правов е ограничения средств массовой информации в Российской……….. 2.1 Правовое регулирование, организация и деятельность средств массовой информации в Российской Федерации……… 2.2 Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации……… Заключение………. Библиографический список……….. Введение Актуальность темы. Данная курсовaя работа посвящена рассмотрению конституционно-правов х форм деятельности средств массовой информации В определении конституционного положения средств массовой информации в сфере их общения с обществом есть ряд не рассмотренных проблем. В наше время понятие свободы массовой информации, которое является основным в функционировании средств массовой информации, сталкивается с таким понятием, как конституционно-правов е ограничения свободы массовой информации. На практике чаще всего возникают споры о том, где же заканчивается тонкая черта между свободой того или иного представителя средств массой информации на выражение своего индивидуального мнения, мнения редакции и между превышением данной свободой за счет прав и свобод других лиц. Актуальность данной работы обусловлена так же стремлением отечественных и зарубежных специалистов в области конституционного права к рассмотрению особенностей взаимодействия современных средств массовой информации с гражданами, общественными организациями. Средства массовой информации являются неотъемлемой частью в жизни человека, которая представлена широкой областью для изучения современной правовой теорией и практикой. Целью работы является проанализировать, описать и исследовать средства массовой информации с точки зрения правового положения их в системе российского законодательства и их функционирования в качестве средств распространения информации. Объектом изучения являются вопросы становления организации и деятельности средства массовой информации. Предметом исследования являются общественные отношения, регулирующие правовые особенности организации деятельности средств массовой информации. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи: 1. определить теоретико-правовые аспекты, понятия, специфику и приемы работы средств массовой информации в России 2. изучить становление и развитие средств массовой информации в Российской Федерации 3. исследовать принципы функционирования средств массовой информации в Российской Федерации 4. проанализировать особенности правового регулирования, организации и деятельности средств массовой информации в Российской Федерации 5. установить правовые формы ограничения средств массовой информации и не допустить злоупотребление свободой массовой информацией Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования, как изучение и анализ теоретической литературы и юридической практики по проблеме исследования, а также синтез полученных знаний и представлений. Данная курсовая работа по структуре состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе раскрывается общая характеристика средств массовой информации в России. Во второй главе рассматриваются конституционно-правов е основы и конституционно-правов е ограничения средств массовой информации в Российской Федерации. В заключении даются общие выводы и рекомендации, сформулированные по теме данной работы. Глава 1. Общая характеристика средств массовой информации в Российской Федерации 1.1 Теоретико-правовые аспекты, понятия, специфика и приемы работы средств массовой информации Понятия средств массовой информации Средства массовой информации (СМИ) России — средства (органы) повседневной практики сбора, обработки и распространения информации, предназначенной для массовых аудиторий, в Российской Федерации. Согласно статье 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается: • периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; • сетевое издание; • радиоканал; • телеканал; • видеопрограмма; • кинохроникальная программа; • иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием). Например, массовые (1000 и более конкретных адресатов) периодические рассылки с использованием телекоммуникационных сетей (как телефонной, так и сетей ЭВМ) Специфика средств массовой информации Средства массовой информации (массовой коммуникации) - организационно технические комплексы, обеспечивающие быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной, музыкальной информации... Заключение Данная курсовая работа была посвящена рассмотрению правового положения средств массовой информации. Средства массовой информации являются неотъемлемой частью жизнедеятельности человека и важным инструментом осуществления связи между гражданами государства и органами государственной власти. Подводя итоги, отметим, что информационно-коммуник тивные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование информационного общества современного мира. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Чем более прописаны, более равноправны созданные властью системы взаимоотношений власть–общество–СМИ, тем в большей степени можно говорить о соблюдении демократии в государстве. Поэтому такое большое значение, особенно в век новых информационно-коммуник тивных технологий, имеют те законы, которые регулируют деятельность СМИ. Однако, имеющиеся ещё в российском законодательстве о СМИ пробелы, недоработки, равно как и общая атмосфера “необязательного” выполнения законов в стране, приводят к тому, что демократический потенциал СМИ оказывается часто не задействован, а сами законы по-прежнему нередко попадают под влияние и контроль властных структур или коммерческих организаций. Характер, содержание, сферы взаимоотношения государства и СМИ в правовом демократическом государстве определяет, прежде всего, та законодательная база, которая регулирует положение и роль СМИ в обществе. Это в равной мере касается как специальных законов о СМИ, так и других законодательных актов. По сути, законодательство определяет ту роль, которую играют СМИ в определённом обществе, объём их полномочий, те рамки и пределы, в которых государство в лице тех или иных своих органов может оказывать воздействие на СМИ, с другой стороны – те обязанности, которые берут на себя СМИ перед обществом и государством. Баланс прав и обязанностей и отличает законодательство одной страны, в которой свобода слова представляется и гарантируется, от другой, в которой её нет или она лишь декларируется. Библиографический список Нормативные правовые акты 1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Правовая система Консультант Плюс (дата обращения 10.11.2023). 2. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 №14-ФЗ (в редакции 16.05.2023 г.) // Правовая система Консультант Плюс (дата обращения 10.11.2023). 3. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27.12.1991 №2124-1 (ред. от 13.06.2023) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 10.11.2023). 4. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ (ред. 28.12.2022) // Правовая система Консультант Плюс (дата обращения 10.11.2023). 5. О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации: Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2022) // СПС «ГАРАНТ» (дата обращения 10.11.2023). 6. О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001г. №3-ФКЗ (ред. 02.11.2023) // Правовая система Консультант Плюс (дата обращения 10.11.2023). 7. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 10.11.2023). 8. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 02.11.2023) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 10.11.2023). Научная и методическая литература 1. Андриченко Л.В., Бондарчук Р.Ч., Виноградов В.А., Мадьярова А.В., Машаров Е.И. Конституционное право России: учебник [Электронный ресурс] / М.:Юнити-Дана,2012. -552с. 2. Демьянова К. Интернет – средство массовой информации?//Законодат льство. 2000. №9. Правовая система Гарант. 3. Козлова Е.И., Кутафин О. Е.. Конституционное право России: учебник [Электронный ресурс] / М.:Проспект,2015. -578с. 4. Законодательство о СМИ: учебно-практические материалы/Под ред. А.Г.Рихтера. М.: Центр “Право и СМИ”, 2018. 5. Монахов В.Н. Право СМИ в России: грани становления//Среда. – 2019. - №1. 6. Тимошенкова А.А. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / А.А. Тимошенкова. - М.: РИОР, ИНФРА-М, 2015. - 135 c. 7. Шелистов Ю.И. Становление правового государства в Российской Федерации / Ю.И. Шелистов – М.,: Директ-Медиа, 2013.- 140 с. index.php?page=book&id 136407 |
Перейти к полному тексту работы |