• Главная
  • Скачать
  • Курсовик Развитие самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности


    Предмет: Психология. Добавлен: 24.04.2024. Год: 2024. Страниц: 42. Оригинальность по antiplagiat.ru: < 30%

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
    Высшего образования
    «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.К. АММОСОВА»
    Педагогический институт
    Кафедра психологии


    КУРСОВАЯ РАБОТА
    РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


    Якутск, 2024 г.
    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ……….….3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    1.1. Понятие самооценки в психологии и педагогике……….…5
    1.2. Особенности самооценки детей младшего школьного возраста……….…9
    1.3. Методика развития самооценки младших школьников………..14
    ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    2.1. Диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников………19
    2.2. Приемы развития самооценки у обучающихся на уроках………..23
    2.3. Анализ результатов исследования ………27
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...32
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………34
    ПРИЛОЖЕНИЕ


    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность исследования. Самооценка является главным компонентом произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности ребёнка. Педагоги и психологи доказали зависимость самооценки в младшем школьном возрасте, с успешным обучением и становлением человека в более старших классах. В связи с тем, что требования общества к подрастающему поколению растут, проблема становления адекватной самооценки приобретает всё более актуальных характер. Процесс развития самооценки должен быть постоянным и целенаправленным, и не ограничиваться только учебной деятельностью.
    Развитие самооценки с давних пор находится в центре внимания отечественной и зарубежной литературы. Учёные, такие как Р. Бернс, Л.И. Божович, Т.А. Репина, Л.С. Выготский, М.И. Лисина и многие другие, определяли психологические особенности самооценки разных возрастов, в том числе и младшего школьного возраста, рассматривали вопросы самокоррекции самооценки, определяли место самооценки в структуре личности.
    На современном этапе развития, учитывая требования системы образования в рамках реализации ФГОС, можно отметить, что возрастает роль формирования у школьников личностных универсальных действий (УУД). Насколько ребёнок усвоит личностные УУД, настолько полно он сможет соотносить свои поступки с принятыми в обществе нормами, будет способен оценивать своё поведение и поступки окружающих. Одним из обязательных компонентов личностных УУД является формирование самооценки у младшего школьника. Именно это влияет на его отношение к себе и к окружающему миру.
    Объект исследования процесс формирования самооценки учеников.
    Предметом исследования является программа формирования самооценки учеников.
    Гипотезой исследования - послужило предположение о том, что формирование самооценки у младших школьников будет более эффективным, если:
    1. Создать благоприятные условия, способствующие формированию самооценки младших школьников;
    2. Использовать всевозможные различные методы и приемы развития самооценки;
    3. Подобрать комплекс занятий, способствующих развитию самооценки младших школьников.
    Задачи исследования:
    1. Организовать и провести исследование уровня развития самооценки младших школьников;
    2. Сформировать программу и разработать рекомендации по формированию самооценки младших школьников;
    3. Провести оценку эффективности проведенной работы.
    Методы исследования: анализ психолого-педагогиче кой литературы по теме исследования; диагностические методики; педагогический эксперимент.
    База исследования: МБОУ «Антоновская СОШ им. Н.Н. Чусовского» с. Антоновка, Нюрбинского района, Республики Саха (Якутия).
    Практическая значимость: всевозможные источники могут быть использованы как методические рекомендации по развитию самооценки младших школьников.
    Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    1.1. Понятие самооценки в психологии и педагогике

    Самооценка - одно из самых интересных личностных образований человека. Понятию «самооценка» уделялось и уделяется большое внимание, как в отечественной, так и в зарубежной психологической и педагогической науках. Что же такое самооценка? С одной стороны, ответ вытекает из самой этимологии слова. Самооценка - это оценка самого себя: своих качеств, способностей, возможностей. С другой стороны, существуют различные мнения насчёт определения понятия «самооценка».
    Д. Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или не одобрение, определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости [25].
    Р. Бернс же считает, что «самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду». Приблизительно так же определяет самооценку и М. Розенберг. Для него самооценка - это позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый «Я» [8].
    А.Г. Спиркин считает, что самооценка есть «отношение к себе», которое наряду с «познанием себя» входит в самосознание.
    По определению Л.В. Бороздиной, «Самооценка - это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает. Это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия» [6]...

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Изучив литературу по теме, можно сделать вывод, что самооценка - это знание человеком самого себя и отношение к себе. Развитие самооценки у младших школьников является одной из центральных проблем становления личности. Благодаря самооценке ребёнок учится понимать себя, свои возможности, поступки, своё отношение к окружающим. Поэтому очень важно, чтобы оценка была адекватная.
    Младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования самооценки. Только помогая младшему школьнику, объясняя, подсказывая можно помочь ему в развитии правильной самооценки.
    Практическая часть данной работы посвящена исследованию уровня самооценки у младших школьников, отбору методов и приёмов по развитию самооценки. Работа проводилась на занятиях один раз в неделю. При составлении программы тренингов основной акцент был поставлен на детей с искажённой самооценкой. Детям с низкой самооценкой необходимо помочь освободиться от психологического зажима, снять неуверенность в себе. Нужно учитывать, что такие дети боятся выступать перед аудиторией, им сложно высказать своё мнение. На них не должно быть давления, чтобы не усугубить их положение. В детях с завышенной самооценкой необходимо предотвратить развитие черствости, бессердечия и эгоизма. В них нужно пробудить сопереживание, сочувствие, заботу о товарище.
    Программа для данного этапа построена на основе коррекционно-развивающ й программы Парфёновой А.Н. «Развитие социальной уверенности», работ Яковлевой М.В. «Психолого-педагогич ская коррекция самооценки младших школьников», О. Хухлаевой и И. Первушиной «Маленькие игры в большом счастье», В. Клаус «Энергия паузы. Психологические игры и упражнения».
    Для формирования адекватной самооценки необходимо построить оценочную деятельность так, чтобы ребёнок понял и принял как положительные, так и отрицательные результаты своей деятельности. Важным условием в развитии самооценки является ситуация выбора. Нужно дать младшему школьнику возможность совершать выбор. Это помогает ему понять свою уникальность и неповторимость.
    Занятия на развитие адекватной самооценки на уроках показывают положительную динамику. В младшем школьном возрасте ребёнок воспринимает игровые творческие упражнения как игру, что позволяет ему расслабиться и настроиться позитивно. Эти приемы могут помочь младшему школьнику раскрыться, показать свои способности, поверить в себя. Работая в команде, видя способности и достижения других детей, младший школьник учится радоваться за них, тем самым снимая с себя ярлык «так могу только я». Так, незаметно, но целенаправленно развивается адекватная самооценка.


    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Наука, 2023. 224с.
    2. Базюкина Е.В. формирование навыков адекватной самооценки у учащихся начальной школы//Электронный журнал Социальные отношения. 2019. №2. С.33-47. URL: item.aspid=385154 09 (дата обращения: 18.03.2020).
    3. Баркова Н. П., Аркаева Н. И. Изучение самооценки младших школьников // Научно-методический электронный журнал Молодой учёный. 2018. №26(212). С.148-153. URL: archive/212/ 51873/
    4. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки. М.: Издательский центр «Академия», 2017. 173с.
    5. Божович Л.И., Дубровина И. В. Личность и её формирование в детском возрасте. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов. М.: Астрель, 2017. 146с.
    6. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 2020. №2. С.19-23.
    7. Брызгалова Е. Г. Педагогические условия формирования личностных самооценочных позиций младших школьников во внеурочной деятельности // NovaUm.Ru. 2019. №19. С.276-281. URL: item.asp?id=38523869 (дата обращения: 02.04.2020).
    8. Варшава Б. Е, Выготский Л.С. Психологический словарь. М.: Академия, 2018. 317с.
    9. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-пресс, 2015. 159с.
    10. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей/ сост. Л.В. Ковинько. 4-е изд. М.: Академия, 2020. 288с.
    11. Гармаева Т. В. Психология развития эмоциональной культуры младших школьников // Электронный журнал Мир науки. 2016. Т.4. №2. С.54- 63. URL: item.asp?id=26246280 (дата обращения: 20.01.2020).
    12. Горбенко В. В. Театрализованные формы внеурочной деятельности в формировании коммуникативных умений младших школьников // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. 2015. Т.1. №1. С.195-200. URL: item.asp?id=23569046 (дата обращения: 17.12.2019).
    13. Жуина Д.В. Игра как метод коррекции межличностных отношений младших школьников // Научно методический электронный журнал Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2018. №1. С.41-48. URL: item.asp?id=37651127 (дата обращения: 12.03.2020).
    14. Иванова И.В., Скандарова Н.Б. Осваиваем ФГОС: методические рекомендации по реализации программ внеурочной деятельности для начального общего образования (2-4 годы обучения) // КГУ им. К.Э. Циолковского. 2015. С.331. URL: 57631.html (дата обращения: 02.04.2020).
    15. Казанцева Г.Н. Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования// Научно-методический электронный журнал Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2017. №3. С.36.URL: ua./publ/individualny _osobennosti/izucheni _o bshhej_samoocenki_meto ika_gn_kazancevoj/3- -0-20 (дата обращения: 17.12.2019).
    16. Клаус В.Ф. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2017. 240с.
    17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средний педагогических заведений. М.: 61 ACADEMIA, 2021. 174с.
    18. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика. М.: Проспект, 2019. 432 с.
    19. Кукуляр А. М., Охотникова Л.Г. Исследование особенностей влияния стиля воспитания на самооценку младшего школьника // Akademicka psychologie. 2019. №1. С.34-39. URL: ttps://elibrary.ru/ite .asp?id=37086 321 (дата обращения: 12.12.2019)
    20. Левитес Д.Г. Педагогические технологии: учебник. М.: ИНФРА-М, 2019. 401с. (Высшее образование - Бакалавриат).
    21. Маслов С.И., Маслова Т.А. Эмоциональное развитие младших школьников// Научно-методический электронный журнал Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51. С.250-260. URL: item.asp?id=25838878 (дата обращения 10.04.2020).
    22. Маслова Т. А. Воспитание в обучении. Эмоционально-ценностн й аспект образования школьников: учеб.-метод. Пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 207с. (Высшее образование).
    23. Музыченко А.В., Епанчинцева Е.М. Психолого-педагогиче кое сопровождение развития самооценки младшего школьника // Электронный журнал Ярославский психологический вестник. 2018. №3. С.107-111. URL: item.asp?id=37104393 (дата обращения: 23.01.2020).
    24. Нгуен З.Н., Куликова Т.И. Роль образовательной среды в формировании лидерских качеств младшего школьника (на примере российской и вьетнамской школы)// Международный студенческий научный вестник. 2016. №2. С.166-171. URL: item.asp?id=27290977 (дата обращения: 10.04.2020).
    25. Парфёнова А.Н. Развитие социальной уверенности. Коррекционноразвивающа программа. М.: ГИТИС, 2015. 251с.
    26. Плотникова Н.В. «Хочу и могу» Как научить младшего школьника эффективному общению и позитивной самооценке. М.: ГИТИС, 2011. 149 с.
    27. Сергеева Б.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников // Журн. нач. шк. плюс До и После. 2016. №7. С.11-13.
    28. Сергеева Б.В., Габелия Т.К. Факторы развития самооценки в младшем школьном возрасте // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1. С.128-132. URL: item.asp?id=25522571 (дата обращения: 20.01.2020).
    29. Троицкая И.Ю., Петрова Т.Н. Специфика самооценки в младшем школьном возрасте// Электронный журнал Молодой ученый. 2017. №6(140). С.207-209. URL: archive/140/39396/ (дата обращения: 02.04.2020).
    30. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников. М.: Начальная школа, 2018. 102 с.
    Перейти к полному тексту работы