Предмет: Другой. Добавлен: 23.10.2024. Год: 2023. Страниц: 17. Оригинальность по antiplagiat.ru: 61% |
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра гуманитарных дисциплин Контрольная работа по дефектологии Выполнил: студент 1 курса з/о факультета природообустройства, (направление подготовки: землеустройство и кадастры) шифр 2226048 Барнаул 2023 ? План Введение Вопрос 22. Современный этап развития системы специального образования: от дифференциации к интеграции Вопрос 28. Синонимический ряд понятия «аномальный ребенок» Вопрос 53. Причины эпилепсии Вопрос 90. Взаимодействие специалистов и семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья Вопрос 97. Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями Заключение Список литературы ? Введение Дефектология (от лат. defecius — недостаток и греч. logos — слово, учение) относится к педагогическим наукам и изучает психофизиологические особенности развития аномальных детей, закономерности их воспитания и обучения. Предметом исследования дефектологии как отрасли научного познания являются дети с физическими и психическими недостатками и проблемы их обучения и воспитания. Дефектология объединяет ряд самостоятельных отраслей: - сурдопедагогика, изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха; - тифлопедагогика — вопросы воспитания п обучения детей с дефектами зрения; - олигофренопедагогика — вопросы воспитания и обучения умственно отсталых- детей; - логопедия — вопросы изучения и исправления недостатков речи. Дефектология включает также специальную психологию, изучающую психологические особенности аномальных детей. В дефектологии продолжается процесс дифференциации, возникают новые направления научных исследований (например, изучение детей с задержкой психического развития, с двигательными нарушениями, а также с различными сложными дефектами —слепоглухонемота, слепота или глухонемота с интеллектуальными нарушениями и др.). Воспитание и обучение аномальных детей — сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни. Деятельность— основная социальная функция личности, полому изучение ее своеобразия и путей совершенствовании у аномальных детей способствует их социальной адаптации, т. е. осознанному усвоению системы норм, ценностей и правил общества, приспособлению к условиям жизни и труда. Дефектология исходит из материалистического принципа единства среды и организма. Поскольку дефектология включена в систему педагогических наук, это обусловливает единство ее философских и общепедагогических основ. ? Вопрос 22. Современный этап развития системы специального образования: от дифференциации к интеграции В настоящее время достаточно сложно прогнозировать направление в развитии отечественной системы специального образования. Также сложно понять и объяснить всю историю обучения «особенных» детей. Периодизацией становления отечественной системы специального образования, занимался ряд ученых. Наибольший вклад внесли Х.С. Замский и Н.Н. Малафеев, которые разработали классификацию этапов становления. Данная классификация в настоящее время является общепризнанной. Периодизация становления системы специального образования в России охватывает временной отрезок практически в два с половиной тысячелетия. Рубежи между этапами выражены условно, их выделение связано с различными историческими прецедентами в отношении общества и государства к обучению, воспитанию и развитию «особенных» детей. Периодизация этапов становления и развития отечественной системы специального образования: o Первый этап - характеризуется сменной агрессивного отношения и нетерпимости к «особенным» детям к осознанию необходимости их призрения. o Второй этап - общество переходит от призрения «особенных» детей к осознанию возможности их обучения, воспитания и развития. o Третий этап - общество осознает не просто возможность обучения, воспитания и развития «особенных» детей, а необходимость. o Четвертый этап - разработка и внедрение в практику дифференцированной системы специального образования, направленную на обучение отдельных категорий «особенных» детей. o Пятый этап – общество постепенно переходит к изоляции «особенных» детей к интеграции и повсеместной инклюзии. Современный этап отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии начинается в 70-е годы XX столетия. Общество перестает рассматривать себя как унитарный социум, постепенно отказываясь от представления о том, что каждый его член обязан соответствовать принятому стандарту. Формируется новое понимание мира как сообщества, включающего различные микросоциумы, от равноправного взаимодействия которых зависит прогресс человечества. Идеи социальной и педагогической интеграции инвалидов в 70-е гг. возникают и реализуются в контексте развития открытого гражданского общества, либерально-демократи еских реформ, общественного противостояния идеям дискриминации людей. Именно в этом широком антидискриминационном контексте специальные школы (тем более интернаты) признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная от массовой система специального образования — дискриминационной. И если на предшествующем тапе эволюции общество боролось за организацию специальных учебных заведений, то теперь оно стало рассматривать помещение ребенка в специальную школу как нарушение его прав и «навешивание социального ярлыка». Эксперты ЮНЕСКО на совещании по специальному образованию (1980) утверждают: «Главное — содействовать максимальной интеграции инвалидов в общество. В противном случае возникают нежелательные явления и психологические барьеры». Началом пятого этапа считается время принятия деклараций ООН «О правах умственно отсталых», «О правах инвалидов» и последовавших за ними национальных антидискриминационных законов об инвалидах и о специальном образовании. Все педагогические системы новейшего времени возникают в ответ на изменение отношения общества к правам и возможностям детей с особыми проблемами, являясь отрицанием предшествующих форм обучения, ориентированных на предшествующий этап общественного сознания, социально-политическ х и культурологических взглядов. Вначале 70-х гг. европейцам удалось окончательно разрушить законодательный фундамент неравенства лиц с отклонениями в развитии, заложенный в античные времена. Впервые в истории цивилизации признается не только равенство людей вне зависимости от состояния здоровья и наличия особенностей развития, но и их право на самоопределение. Ведущей тенденцией развития системы образования детей с особыми потребностями, начиная с 70-х гг., становится «включение в общий поток» или интеграция. Переход к интегративным формам обучения, признание всех без исключения детей (независимо от степени тяжести нарушения) обучаемыми, кардинальная реконструкция системы специального образования стали следствием демократизации западноевропейского общества; развития тенденций к гарантированному обеспечению прав каждого; проведения антидискриминационной политики в условиях экономического подъема; активного роста благотворительности. Находясь на пике гуманистических устремлений в деле поддержки детей с особыми потребностями, заявив глобальные проекты создания равных условий для лиц с разными возможностями, европейцы в это же время получили благодаря научно- техническому прогрессу новые мощные инструменты вмешательства в человеческую природу. Их использование возможно как в гуманных целях, так и в целях регулирования популяции людей с недостатками умственного и физического развития. Современный пятый период эволюции отношения общества и государства к лицам с особыми потребностями является незавершенным. С одной стороны, распространяются интегративные подходы к обучению, базирующиеся на идеях равноправия меньшинств и их социальной интеграции, с другой — результаты интеграции подвергаются критическому осмыслению. Начинает дискутироваться возможность, полезность и целесообразность интеграции для большого числа детей, среди родителей и специалистов появляются противники интеграции. Вопрос 28. Синонимический ряд понятия «аномальный ребенок» В общей и специальной психолого-педагогиче кой литературе для характеристики развития детей с наличием сенсорных и интеллектуальных недостатков развития... Заключение На основе приведенных ответов на заданные вопросы были сделаны следующие выводы: O Дефектология, являясь наукой о психофизиологических особенностях развития детей с физическими и психическими недостатками, закономерностях их воспитания, образования и обучения, играет очень важную роль в воспитании и обучении детей с аномальным развитием. O В своем развитии Россия проходит все те же содержательные периоды в становлении отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии, что и Западная Европа, однако в более поздние исторические сроки и в принципиально иных социокультурных и экономических условиях. O Воспитание и обучение аномальных детей - сложная социальная и педагогическая проблема. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на развитии их познавательных возможностей и трудовой деятельности. Одним из условий эффективности инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеразвивающей группе является организация тесного взаимодействия педагогов с родителями ребёнка. Только продуктивное взаимодействие школы и семьи будет способствовать восстановлению психофизического и социального статуса ребенка с ОВЗ, достижению им материальной независимости и социальной адаптации. Таким образом, трудно переоценить важность дефектологии как науки, поскольку данная отрасль позволяет людям с различными аномалиями жить полноценной жизнью. ? Список литературы: 1. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Часть 1: Западная Европа. - М.: Печатный двор, 1996. - 182с. 2. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипова, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 400 с. 3. Никулина Г.В., Волкова И.П., Фещенко Е.К. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Никулиной. -- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 84 с. 4. Колягин, В.В. Эпилепсия: этиопатогенез, клиника, диагностика и лечение: пособие для врачей / В.В. Колягин. – Иркутск: РИО ГБОУ ДПО ИГМАПО, 2012 – 80 с. 5. Виноградова, А.В. Клуб «Родительская академия» как площадка реабилитации детей с ограниченными возможностями и поддержки их семей / А.В. Виноградова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилита ионной работы. – 2012. – №2. 6. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2007. 7. Госпорьян А., Новикова М. Тенденции развития семьи в России. // Социальное обеспечение. – 2005. – № 24. – с.4-7. 8. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. – М., 2005. 9. Сатир В. Психотерапия семьи. – М., 2010. |
Перейти к полному тексту работы |