Предмет: Метрология. Добавлен: 16.09.2013. Год: . Страниц: 26. Оригинальность по antiplagiat.ru: < 30% |
Номер варианта Наименование задания 1. Значение взаимозаменяемости при современной организации труда. 2. Связь между взаимозаменяемостью и проектированием, изготовлением и ремонтом машин и механизмов. 3. Категории стандартов и их краткая характеристика. Виды стандартов. 4. Международная стандартизация и стандартизация, проводимая в рамках СЭВ. 5. Общесоюзные органы и служба стандартизации, их основные обязанности. 6. Основные понятия, действующие в области стандартизации и качества. 7. Основные положения Государственной системы измерений. 8. Условия, определяющие выбор средств для линейных измерений. 9. Задачи и порядок проведения нормоконтроля. 10. Структура и обязанности службы ОТК. Задание 2 Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений 1. Выполнить анализ трех заданных посадок. 2. Определить предельные размеры, допуски, зазоры, натяги и допуск посадки. 3. Определить годность вала и отверстия. 4. Построить схему расположения полей допусков всех соединений; указать действительные размеры вала и отверстия, годность которых определяется. 5. Выполнить три сборочных чертежа, на каждом из которых проставить размеры соединений одним из способов. № посадки Номер варианта 1 2 3 4 5 1 50 60 80 12 50 2 24 18 115 75 225 3 130 38 16 44 16 6 7 8 9 10 1 36 56 30 100 35 2 50 84 92 25 10 3 12 8 45 80 80 Методические указания 1 Определить основную деталь, систему и группу посадок. 2 По СТ СЭВ 144-75 найти отклонение вала и отверстия, рассчитать каждую посадку. При знание формул, по которым находятся придельные размеры, допуски, зазоры и натяги, будет проще весь расчет выполнить в табличной форме. 3 Сравнить действительный размер вала с предельными размерами и сделать вывод о годности детали; то же – для отверстия, при этом должно соблюдаться условие Dmax ≥ Da ≥ Dmin . Результаты сравнения занести в таблицу 1. 4 Построить схему расположения полей допусков. Графическое изображения полей допусков помогает учащемуся зрительно определить характер посадки (с зазором или натягом). 1.Действительные размеры валов и отверстий № посадки Номер варианта 1 2 3 4 5 1 Dr=50,030 - dr=79,970 Dr=11,950 dr=49,940 2 dr=24,001 dr=17,990 - - Dr=225,0 3 - Dr=38,039 Dr=16,0 dr=44,0 - 6 7 8 9 10 1 - - Dr=30,0 dr=99,800 dr=34,979 2 Dr=50,0 dr=84,115 dr=91,953 - Dr=10,0 3 dr=12,008 Dr=8,0 - Dr=80,050 - Так как размеры деталей и допуски на них в одном масштабе вычертить невозможно, то принято условное изображение допусков. На чертеже проводится горизонтальная линия, называемая нулевой, которая соответствует номинальному размеру. Вверх от нулевой линии откладываются положительные отклонения, вниз – отрицательные в соответствующем масштабе. На нулевой линии отклонения равны нулю. Поля допусков деталей изображаются прямоугольником. Масштаб можно выбрать любой: 1мм=1мкм, 1мм=10мкм и т.д. Он выдерживается только по вертикали, по горизонтали длина берется произвольно. На схеме полей допусков отклонения проставляют в микрометрах. Величина зазоров и натягов указываются также в микрометрах. Внутри поля допуска ставится буквенное обозначение заданного вала и отверстия. 18 6 ( ) 180 Рис. 1. Обозначение предельных отклонений. (+) -12 -25 -52 (-) мкм Рис. 2. Схема расположения полей допусков посадки 180 Задание 3 Допуски гладких калибров 1. Подсчитать предельные размеры новых и изношенных рабочих калибров, предназначенных для контроля изделий, выполненных по заданной посадке. 2. Определить годность пробки и скобы по заданным действительным размерам. 3. Построить схему расположения полей допусков контролируемых деталей и калибров; указать действительные размеры калибров, годность которых определяется. Цилинд-ричес- кое соеди- нение Номер варианта 1 2 3 4 5 45 14 12 50 250 6 7 8 9 10 120 22 24 52 130 Вид калибра Номер варианта 1 2 3 4 5 Пробка HEg=4.980 ПРg=13.998 HEg=12.080 ПРg=50.010 ПРg=249.965 Скоба ПР=45,0 НЕ=13,998 ПР=120 НЕ=50,140 НЕ=249,965 6 7 8 9 10 Пробка ПРg=120.0 НЕg=22.089 ПРg=24.008 НЕg=52.025 ПРg=130.0 Скоба НЕg=119.745 ПРg=22.001 НЕg=24.0 ПРg=52.004 НЕg=129.800 Методические указания 1. По СТ СЭВ 144 -75 определить отклонения для отверстия и вала заданной посадки. 2. Установить номинальные размеры для соответствующих калибров. 3. По СТ СЭВ 157 -75 выбрать предельные отклонения и допуски для калибров. 4. Подсчитать предельные размеры новых и изношенных калибров. Результаты расчета лучше записать в табличной форме. Дать заключение о годности пробки и скобы. 5. Построить схему расположения полей допусков. Пример. Подсчитать предельные размеры новых и изношенных калибров, предназначенных для контроля изделий, выполненных по посадке 40 , и определить годность пробки и скобы, если действительные размеры проходной и непроходной сторон равны: калибр – пробка – ПРg=40.044 мм, НЕg=40,020 мм; калибр – скоба – ПРg=40,044 мм, НЕg=40,020 мм. 1. По СТ СЭВ 144 – 75 находим отклонения в мм для деталей данного сопряжения 40; отверстие Н7 – ЕS = +0.025; EI = 0; вал р6 – еs = +0.024; eί = +0.026. 2. Устанавливаем номинальные размеры: проходная пробка - Dmin = 40 мм непроходная пробка - Dmax = 40.025 мм проходная скоба - dmax = 40.042 мм непроходная скоба - dmin = 40,026 мм 3 По СТ СЭВ 157 – 75 (табл.2, с.7) выбираем допуски и предельные отклонения в мкм для калибров: 3.1 Для контроля отверстий £ = 3,5; Н = 4; у = 3. 3.2 Для контроля валов £ = 3,5; Н1 = 4; у = 3. 4. Подсчет предельных размеров калибров ведем в табличной форме (см.табл.2). 5. Строим графическое изображения полей допусков (см.рис.3,4). 6. Сравниваем заданные действительные размеры. Для проходной стороны пробки действительный размер ПРg=40.002 мм находится в интервале предельных размеров и является годным. Для непроходной стороны пробки действительный размер НЕg=40.020 мм меньше наименьшего предельного размера непроходной стороны и является браком. Для проходной стороны скобы действительный размер ПРg=40.044 мм не превышает размера максимально изношенной скобы и является годным; скоба может использоваться контролером. Для непроходной стороны скобы действительный размер НЕg=40,044 мм меньше наименьшего предельного размера непроходной стороны и является исправимым браком. М1000:1 непроходная сторона проходная сторона ... |
Перейти к полному тексту работы |