• Главная
  • Скачать
  • Реферат Особенности нарушения устной и письменной речи у детей с дизартрией


    Предмет: Другой. Добавлен: 22.12.2013. Год: . Страниц: 13. Оригинальность по antiplagiat.ru: < 30%

    Содержание

    Введение 3
    1. Особенности нарушения устной и письменной речи у детей с дизартрией 4
    2. Проблема профилактики нарушений письма у детей с дизартрией 6
    3. Основные пути предупреждения нарушений письма у детей с дизартрией 7
    Заключение 12
    Список литературы 13


    Введение

    Предупреждение нарушений письма является одним из важнейших направлений теории и практики логопедии. Важность его изучения связана с результатами исследований, свидетельствующих о значительном снижении эффективности коррекции при несвоевременном начале ее проведения. Предупредительность подхода указывается многими исследователями, отмечающими пластичность детского мозга, его компенсаторные возможности и подчеркивающими важность раннего проведения профилактической работы.
    С точки зрения современной отечественной психологии и дефектологии, письмо – сложная осознанная форма речи и речевой деятельности. В содержание письма входят и процессы зрительного, пространственного и фонематического восприятия, а также и двигательные процессы – кинестетической и кинетической природы.
    Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности речевых и неречевых психических функций и процессов: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, достаточного уровня развития лексико-грамматическо о строя речи, памяти, пространственных представлений.
    Письмо, по мнению ряда авторов, будет нарушаться у детей с дизартрии, поскольку процессы восприятия разной модальности, двигательные процессы, зрительная и слухоречевая память у данной группы детей имеют свои особенности. Поэтому дизартрия нередко приводит к недоразвитию речи (неполноценности словаря, нарушению грамматической связи слов), а в школьном возрасте – к нарушениям письма и чтения.
    Цель работы – рассмотреть особенности предупреждения нарушений письма у детей с дизартрией.


    1. Особенности нарушения устной и письменной речи у детей с дизартрией
    Ведущим дефектом речи детей, страдающих дизартрией, является нарушение фонетической стороны речи. Нарушение моторики артикуляционного аппарата, как правило, приводит к неправильному развитию восприятия речевых звуков. Отклонения в слуховом восприятии, вызванные недостаточным артикуляционным опытом, отсутствием четкого кинестетического образа звука, являются причиной заметных трудностей при овладении звуковым анализом.
    В зависимости от степени речедвигательного нарушения у детей школьного возраста наблюдаются различно выраженные затруднения в звуковом анализе и письме. Ошибки в письме в виде замен букв наиболее характерны для детей с глубокими нарушениями артикуляции, у которых нерасчлененность звукового состава речи связана с искаженным звукопроизношением.
    Кроме того, в письме детей-дизартриков распространены ошибки на неправильное употребление предлогов, неправильное согласование и управление и др. Эти нефонетические ошибки тесным образом связаны с особенностями овладения устной речью детьми-дизартриками – с неполноценным грамматическим строем и словарным запасом, ограниченным речевым общением [2].
    Характерным для детей-дизартриков является довольно хорошая ориентировка в окружающей обстановке,...

    Список литературы

    1. Ефименкова, Л.Н. Исправление и преодоление дисграфии / Л.Н. Ефименкова, Н.Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
    2. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005. – 320 с.
    3. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. – М.: Просвещение, 1985. – 275с.
    4. Логопедия: учебник для пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. – М.: Просвещение, 2006. – 654 c.
    5. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб., 2001. – 150 с.
    6. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Образование, 2004. – 123 с.
    7. Мартынова, Р. И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалии и дизартрии) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода / Р. И. Мартынова. – М.: Просвещение, 2003. – 154 с
    8. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 2007. – 370 с.
    9. Правдина, О. В. Логопедия: учеб. пособие для пед. институто. / О. В. Правдина. – Челябинск: Б.и., 2004. – 192 с.
    10. Стертая форма дизартрии. Пути коррекции (пособие для логопедов) / Л. П. Петухова, Н. П. Ашихнина, С. Э. Зиберова. – Челябинск, 2004. – 67 с.

    Перейти к полному тексту работы