• Главная
  • Скачать
  • Курсовик Эстетика и поэтика йенской школы романтизма


    Предмет: Литература. Добавлен: 27.5.2016. Год: 2016. Страниц: 19. Оригинальность по antiplagiat.ru: < 30%

    Содержание
    Введение 3
    1 Эстетика Йенских романтиков 6
    2 Поэтика страшного в новелле Людвига Тика «Белокурый Экберт» 12
    Заключение 19
    Список использованных источников 20


    Введение
    Романтизм - направление в искусстве и литературе, возникшее в конце 18 века в Германии и распространившееся по Европе и Америке. Романтизм охватил собой всю сферу культуры. Романтические направления и школы возникли не только в литературе и искусстве (живописи, музыке), но и в историографии, филологии, политэкономии, социологии, в науке о государстве и праве, в естествознании. При всей своей разнородности эти направления были связаны элементами общего романтического мировоззрения, отражавшего в себе новые тенденции исторического развития. В период с 1806 по 1830 год романтическое мировоззрение занимало господствующие позиции в европейской идеологии.
    Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.
    Как самостоятельное эстетическое направление романтизм заявил о себе уже во второй половине последнего десятилетия XVIII века. Именно в это время в Германии сложилась эстетика раннего, или Йенского романтизма.
    Ранние романтики были воспитаны на прогрессивных гуманистических идеях Руссо, английского сентиментализма, «Бури и натиска», немецкой классической литературы.
    Йенский романтизм - ранний период немецкого романтизма, он охватывает 1795-1805 гг. Несмотря на то, что это самая ранняя форма романтизма, именно Йенские романтики детально разработали романтическую теорию и дали миру выдающиеся произведения, в которой она реализована. В кружок, сложившийся в Йене, входили:
    Фридрих Шлегель (1772-1829), основной теоретик йенцев, автор эстетических работ «Критические фрагменты» (1797), «Фрагменты» (1798, с участием Новалиса и др.), «Идеи» (1800), «Разговор о поэзии» с включением в него «Речи о мифологии» и «Письма о романе» (1800), неоконченного романа «Люцинда» (1799), драмы «Аларкос» (1802), ряда поэтических произведений;
    Август Вильгельм Шлегель (1767-1845), писавший стихи и драмы, но более известный как историк литературы, переводчик произведений У. Шекспира, П. Кальдерона, Ф. Петрарки, автор одной из первых работ по теории перевода «Нечто о Шекспире» (1796);
    Вильгельм Генрих Вакенродер (1773-1798), автор новелл и очерков, объединенных в сборники «Сердечные излияния монаха, любящего искусство» (1797) и «Фантазии об искусстве» (1798);
    Людвиг Иоганн Тик (1773-1853), автор романов, новелл, пьес и произведений других жанров, среди которых философский роман «Странствования Франца Штернбальда» (1798), комедия-сказка «Кот в сапогах» (1797), разножанровый сборник «Романтические поэмы» (ч. 1-2, 1799-1800);
    философ Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854), выразивший взгляды йенских романтиков в своей «Философии искусства» (1802-1803);
    протестантский теолог и философ Фридрих Шлейермахер (1768-1834), разработавший, вслед за Ф. Шлегелем, романтическую герменевтику.
    Крупнейший представитель раннего немецкого романтизма известен под псевдонимом Новалис. Его настоящее имя - Фридрих фон Харденберг (1772 - 1801). Выходец из обедневшего дворянского рода, он работал горным инженером. Несмотря на занятость работой и очень короткую жизнь, Новалис внес значительный вклад в историю романтизма. Философичность Новалиса проявляется как в поэзии («Гимны к Ночи», 1800), где основная тема - победа над смертью, так и в прозе (философия природы в повести «Ученики в Саисе», 1800) [7].
    Тема нашего курсового исследования - эстетика и поэтика Йенской школы романтизма.
    Актуальность темы исследования связана с потребностью изучения эпохи раннего романтизма в литературе Германии, а также с необходимостью понимать отличие Йенской школы романтизма от прочих школ.
    Объектом исследования является эпоха романтизма в литературе Германии, в частности, её ранний период.
    Предмет исследования - изучение эстетики и поэтики Йенской школы романтиков.
    Цель исследования - проанализировать характерные черты и своеобразие Йенской школы романтизма на примере новеллы Л. Тика «Белокурый Экберт»
    Задачи исследования:
    1) Рассмотреть ранний этап эпохи романтизма в Германии;
    2) Изучить и проанализировать эстетику и поэтику Йенской школы романтизма.
    В нашем курсовом исследовании мы использовали следующие методы:
    1) Описательно-аналитич ский;
    2) Текстуальный анализ;
    3) Метод теоретического исследования, включающий научные труды ученых-литературовед в и исследователей немецкой литературы.
    Теоретической основой нашего курсового исследования послужили работы Мовчана В. С., Берковского Н. Я., Ботниковой А. Б., Дмитриева А. С., Ивановой Э. И., а также различные электронные ресурсы.



    1 Эстетика Йенских романтиков
    Ранние романтики критически относились к существовавшим в Германии феодальным порядкам, справедливо считая их недостойными человека, враждебными общественному прогрессу и потому подлежащими ликвидации. Не менее критически они относились и к тем новым (буржуазным) социальным отношениям, которые развивались во Франции и в прирейнских землях Германии. С одной стороны, будучи недовольными старыми, феодальными порядками, ранние романтики с нетерпением ожидали осуществления новой общественной эпохи, о которой, как им казалось, возвестила французская революция; а с другой стороны, они видели, что действительность отнюдь не укладывалась в рамки просветительских общественных идеалов, что она оказывалась намного сложнее, противоречивее, чем предполагалось.
    В складывавшемся раннеромантическом понимании отношения искусства и действительности можно выделить две тенденции. Одна из них связана с эстетической позицией А. Тика и В.-Г. Вакенродера, которая определялась пассивно-созерцательн м восприятием реальных жизненных проблем в их фатальной, роковой неизбежности и - как следствие этого - бегством от неустроенной жизни в сферу искусства [5, с. 263].
    Так, в ранних произведениях Людвига Иоганна Тика (...


    Список использованных источников
    1. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Бертковский. - Л.: Худ. литература, 1973. - 37 с.
    2. Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: диалог художественных форм / А. Б. Бортникова. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2003.- 56 с.
    3. Грешных, В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления / В. И. Грешных. - Л.: Издательство ЛГУ, 1991. - 144 с.
    4. Дмитриев А. С. Предисловие / А. С. Дмитриев // Избранная проза немецких романтиков: В 2 т. М.: Художественная литература, 1979. Т. 1. - 30 с.
    5. Дмитриев, А. С. Проблемы Йенского романтизма / А. С. Дмитриев. - М.: Издательство Московского университета, 1975. - 263 с.
    6. Иванова Э. И. Поэтическая сказка - душа романтизма / Э. И. Иванова // Беседы о немецком романтизме: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005. - 23 с.
    7. Луков, В. А. Йенский романтизм / В. А. Луков // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира» [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа - Дата доступа: 14.05.2016
    8. Мовчан, В. С. Эстетика немецкого романтизма / В. С. Мовчан // Эстетика [Электронный ресурс]. - 2007.- Режим доступа - Дата доступа: 16.05.2016
    9. Панкова, Е. А. Позднее творчество Людвига Тика: Проблематика. Поэтика / Е. А. Панкова // Диссертация [Электронный ресурс]. - 1998. - Режим доступа - Дата доступа: 23.04.2016
    Перейти к полному тексту работы