Предмет: Астрономия. Добавлен: 25.10.2016. Год: 2015. Страниц: 17. Оригинальность по antiplagiat.ru: < 30% |
Содержание Введение 3 1. Предмет астрономии как научной дисциплины. 4 2. Роль астрономии в обществе и место в культуре. 8 3. Астрономия, физика, космология 13 Заключение 17 Список использованной литературы 18 Введение Область астрономии, история развития этой науки тесно связаны с самыми глубокими философскими идеями. Астрономия-то пространство, где смыкается гуманитарная и естественнонаучная мысль. Не случайно, автор понятия «права человека», величайший философ и гуманист Эммануил Кант был также и автором первой теории возникновения планет и Солнца без божественного творения. В поле астрономических идей произошел смертельный раскол науки и религии-казнь еретика Джордано Бруно прошла рубежом между наукой и богословием. 2009 год был объявлен ООН Международным годом Астрономии в честь юбилея первого использования Галилеем в 1609 году телескопа - изобретения, положившего начало четырехсотлетнему периоду удивительных астрономических открытий. Это событие привело к научной революции, которая глубоко повлияла на мировоззрение человечества. Президент Международного астрономического союза (МАС) Катрин Цесарски выразил надежду, что международный год астрономии 2009 даст всем странам возможность принять участие в происходящей сейчас захватывающей научно-технической революции. Цель данной работы - проанализировать астрономию как научную дисциплину, определить её роль в жизни человека и общества. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть предмет астрономии как научной дисциплины; 2. Изучить роль астрономии в обществе и место в культуре; 3. Охарактеризовать взаимосвязь астрономии, физики и космология. 1. Предмет астрономии как научной дисциплины. Астрономия является одной из древнейших наук и впитала в себя культурное, мировоззренческое и научное наследие человечества. Она имеет значительное гуманистическое и гуманитарное влияние на поведение человека и общества. Одно из ее древнейших начал и ответвлений, астрология, оказывает влияние на взгляды людей и уводит их под власть прорицателей, которые чаще всего являются шарлатанами. История изучения астрономии уходит в древний мир и средневековье, когда она изучалась во всех учебных заведениях, независимо от специализации учащихся и того, какая система строения мира была признанной в то время. Учителя прекрасно понимали ее огромный мировоззренческий смысл и дидактический потенциал, формирующие стройную систему межпредметных связей, знаний и мироощущения. Концепция преподавания астрономии в средних учебных заведениях складывалась в течении длительного времени. В царской России это был довольно обстоятельный гимназический курс на два часа в неделю. В СССР он был сокращен до одного часа в неделю в выпускном классе средней школы. В странах Запада астрономия преподается во всех учебных заведений как обязательный, общеобразовательный курс. Преподавание астрономии стимулирует значительное расширение кругозора человека, делает его по настоящему образованным. Он начинает понимать, что Вселенная - это единое целое и человек - часть ее. Люди, незнающие астрономии, зачастую показывают образцы невежественности и подвержены мистике, не могут ответить на простые вопросы и объяснить обыденные явления. Астрономия относится к разряду физико-математически дисциплин. Однако она использует также сведения из других наук, таких как химия, геология, биология и пр. Многие ее проблемы являются уникальными и чужеродными для других наук. Это требует рассмотрения астрономии как самостоятельной науки, наиболее тесно связанной с физикой, химией, географией, геологией и математическими методами обработки наблюдений. В то же время, на передний план в образовании выдвигаются принципы гуманизации науки. Суть идеи в том, что наблюдательные факты, проблемы и методы современной астрономии нельзя изучать отвлеченно от личности человека, проблем общества. Необходимо максимальное приближение науки к личности и общественному бытию с осознанием культурных ценностей астрономии как части науки. Астрономические образование и научные исследования - одно из условий существования развитого государства, одно из главных действующих средств научно-технического прогресса и, следовательно, экономического развития государства. Таким образом, Россия, имея и поддерживая уже имеющийся научный и образовательный потенциал (не только в астрономии), в силах выйти в ряды высокоразвитых государств мира. Но государству для этого необходимо найти понимание важности образования, волю к его развития и экономические возможности для проведения научных исследований, не только в прикладных областях знаний, но и в фундаментальной науке, одним из важнейших «фундаментов» которой, как в естественных, так и в гуманитарных областях, является астрономия. К сожалению, многие деятели управленческих структур не понимают роли и взаимосвязей разных разделов науки ... Список использованной литературы 1. Бланк Г.М. Введение в астрономию. Учебное пособие. - М.: МИИГАиК, 2013. - 154 с. 2. Воронов В.К. Основы современного естествознания / В.К. Воронов, М.В. Гречнева, Р.З. Сагдеев. - М.: Академия, 2014. - 396 с. 3. Горбацкий В.Г. Лекции по истории астрономии: Учеб. пособие. - СПб Изд. С.-Петерб. ун-та, 2012. - 202 с. 4. Космология, физика, культура/ Отв. ред. В.В. Казютинский. - М. : ИФРАН, 2015. - 243 с. 5. Лихин А. Ф. Концепции современного естествознания: учебник. - М ТК Велби, Изд-во Проспект, 2015. - 264 с. 6. Митрофанов Р.О. Сущность современной астрономии// Астрономический вестник. - 2014. - № 1. - С. 22-27. 7. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 447 с. 8. Сажин М.В. Современная космология в популярном изложении/ М.В. Сажин. - М.: Бек, 2014. - 342 с. 9. Прохоров Т.Л. Астрономия сегодня// Астрономический журнал. - 2013. - № 2. - С. 16-19. 10. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания. - Ростов Н / Д.: Феникс, 2013. - 309 с. 11. Язев С.А. Введение в астрономию. Лекции о Солнечной системе: в 2 ч. Ч.2 : учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.ун- та, 2013. - 150 с. |
Перейти к полному тексту работы |