Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Лекции История Кыргызстана
Информация:
Тип работы: Лекции.
Добавлен: 05.07.13.
Год: 2013.
Страниц: 38.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
1. История
Кыргызстана – составная часть всемирной истории.
Периодизация и основные этапы истории
Кыргызстана.
Как указано
выше, территория современного Кыргызстана
в разное время входила в разные
племенные или древние государственные
объединения, поэтому история Кыргызстана и других
районов Тянь Шаня рассматривается лишь
как часть истории племен и народов Центральной
Азии.
История Кыргызстана – это история кыргызов
и других народов населяющих его территорию,
взаимопонимание и единство которых развивалось
и крепло в совместной жизни, в общих героических
усилиях по преодолению отсталости и достижению
нынешних высот в развитии экономики и
культуры.
История Кыргызстана, истоки которой уходят
в седую древности, неотделима от истории
народов соседних государств и всемирной
истории. Она является составной частью
всемирной истории человеческого общества.
На примере изучения его истории, хорошо
прослеживается общие закономерности
исторического процесса.
История Кыргызстана изучает становление
и развитие человеческого общества на
его территории как естественно объективный
процесс, исследует взаимосвязь и взаимообусловленность
всех сторон общественной жизни (экономика,
социальные отношения, политический строй,
международные связи, культура, идеология
и т.д.). Она опирается на всю накопленную
сумму знаний в области общественных наук.
2.Первобытнообщинный
строй на территории Кыргызстана
Следы деятельности первобытного человека
на территории Кыргызстана уходят в эпоху
раннего или нижнего палеолита, в ашельское
время. Памятников этого времени обнаружено
не так много. Одной из первых находок
было каменное орудие, найденное А.П. Окладниковым
в 1953 году на глубине 25 м в Центральном
Тянь-Шане, на левом берегу реки Он-Арча.
Техника обработки каменного орудия позволяет
датировать время его изготовления: 300
тысяч лет тому назад. Аналогично изготовленное
орудие выявлено в Ходжа-Бакырган-Сае
на юге Кыргызстана. Другой археологической
находкой раннего палеолита Тянь-Шаня
является комплекс Саламат-Булак из трех
памятников – Боз-Бармак, Ак-Олен и Саламат-Булак
на западной оконечности озера Иссык-Куль,
где обнаружено около тысячи древних орудий.
Всего в Средней Азии найдено 10 пунктов,
где сохранились орудия труда первобытных
людей.
Древняя цивилизация
проходит несколько этапов:
Ранний палеолит – это период появления первых
орудий труда из камня. Это произошло примерно
300-250 тысяч лет назад.
Средний палеолит – это произошло 100-40 тысяч лет
назад. Произошло существенное изменение
в технологии изготовления каменных орудий
труда и в образе жизни.
Поздний палеолит – (40-12тысяч лет тому назад).
С этой эпохой начинается появление человека
современного вида и начинается подлинно
человеческая история. Древних людей типа
неандертальцев сменяет человек, названный
«кроманьонцем» (по первой находке костных
останков в пещере Кроманьон во Франции).
Появляется родовая община = как специфическая
форма общественной организации человеческого
коллектива. Главенствующая роль принадлежала
женщине. Хозяйство было коллективным.
Эпоха мезолита – среднекаменный век 12-6 тысяч
лет до нашей эры.
Период неолита (6-4 тысячи лет назад до нашей
эры). В это время появляются новые технологические
приемы обработки камня: шлифование и
сверление. Стали изготовляться каменные
топоры, мотыги, зернотерки и др. Впервые
появляются глинянные посуды.
С III-го тысячелетия до нашей эры человек
кроме камня, кости и глины научился использовать
и металл. Сначала это была самородная
медь, а затем и бронза – сплав меди и олова.
Бронзовый век – II и I тысячелетия до н.э. Появляются
земледелие. В степях появляется комплексное
скотоводческо – земледельческое хозяйство.
Произошел переход к патриархату.
Люди неолита (V-III тысячилетия до н.э.) совершили
подлинную революцию в хозяйствовании.
Они научились обрабатывать землю и выращивать
съедобные растения. Одновременно они
приручили диких животных и занялись их
разведением. Переход к земледелию и скотоводству
явился толчком в развитии производительных
сил первобытного общества. В IV тысячелетии
до нашей эры человек научился делать
орудия труда, оружие и украшения из меди.
Время, когда сосуществовали и медь, и
камень, называют энеолитом или меднокаменным
веком.
3.Древне
пастушеско-земледел ческие племена Тянь-Шаня
в эпоху бронзы
В эпоху бронзы на территории К-на развивались
2 культуры. В Чуйской, Таласской долинах, на Иссык-Куле
и в Центр. Т-Ш. утвердилась культура пастушеско-земледель еских
племен, тесно связанных с населением
казахских степей и Южной Сибири. Эти племена
условно были названы андроновскими (по месту открытия
первых памятников у с. Андронова близ Ачинска). Археологи
открыли различные памятники пастушеско-земледель еских
племен в северных районах К-на: поселения,
погребения, клады и т.д. Найболее древним
из поселении эпохи бронзы в Чуйской долине
яв-ся Беловодское (15-13 в до н.э.), позже Аламединское, Александровское,
Джаильма и Каиндинское. Археологические
памятники свидетельствует, что андроновцы
вели комплексное земледельческо-ското одческое
хозяйство с преобладанием пастушеского
скотоводства.
4.Древнейшие
союзы племен саков
на территории К-на
Скотоводческие
народы Средней Азии середины 1-го тыс.
до н.э. в индийских источниках именовались туры, в древнеперсидских – саки, в древнегреческих - скифы, в древнекитайских – сэ. Термин «сак» означает – «могучий воин».
Термином «саки» в древнеперсидских надписях
VI в. до н.э. обозначали азиатских кочевников вообще, подобно тому, как античные
авторы называли всех кочевников скифами.
Союз саков
состоялся из племени: яксарт, массагет,
иссядон, дай-дахов и др. племени
кочевников. Саки были воинственными племенами,
играли активную роль в политических событиях
Центральной Азии в 1 тысячелетии до.н.э.
они успешно отразили походы персидских
царей. Не удалось покорить саков и Александру
Македонскому (вторая половина IV в. до
н.э., т.е. 331-327 годы до.н.э.)
Каждый взрослый сак считался воином и
обязан был по призыву вождя выступить
в поход в полном вооружении и на своем
коне. Конница саков считалась лучшей
в мире.
После завоевания
стран Ближнего Востока, Северной Индии,
Хорезма, Бактрии, Согдианы, Вавилона персидский
царь Кир II напал на саков-тиграхауда.
Царица Томирис собрала сильную армию
со всех земель Семиречья, Иссык-Куля и
Тянь-Шаня. В битве с саками в 530 году Кир
II был убит.
Саки (Тянь-Шань
- тиграхауда), саки (Северная Индия и юг Кыргызстана
- хаумаварга) были знакомы с лучшими достижениями
культуры своего времени и активно участвовали
в важнейших событиях мировой истории.
На тогдашней территории
Кыргызстана происходили бурные политические
военные события. Вторгались разные племена,
возникали и гибли различные государства...
а) на протяжении
пяти столетий, начиная с VII века до н.э.
пастбищами владели ираноязычные саки
(восточные скифы) далекие предки кочевых
народов Средней Азии.
б) Преемниками саков
стали ираноязычные усуни - из разных народностей
Средней Азии.
в) С III века до н.э.
их сменяли гунны.
6.Государство
Усунь и Давань.
Этноним «усунь» вошел в историческую науку
из китайских династийных хроник и его
значение пока не выяснено. Их происхождение
остается еще загадкой. Их считают тюркоязычниками.
около 160 года до н. э. потерпев поражение
в войне с юэчжами, часть усуней переселились
в Семиречье, заняли Джунгарию и Центральный
Тянь-Шань, здесь усуни создали одно из
древнейших государств, именовавшееся
в источниках «Усунь-го» («усуньское государство»),
«Син-го» («кочевое государство») и «Бу-цзу»
(«племенной союз»).
Во главе государства усуней стоял правитель
с титулом «кунбаг» («гуньмо») с правом наследной власти.
Кунбаг в своей деятельности опирался
на совет старейшин.
В государственном аппарате насчитывалось
не менее 16 чиновников. Войско усуней по
тем временам являлось грозной силой.
С кунбагом были вынуждены считаться Китай
и гунны, господствовавшие в Центральной
Азии. Ставка кунбага, размещавшаяся в
Иссык-кульской котловине, на одном из
ответвлений Великого Шелкового пути,
называлась Чигучэн (коротко - Чигу) - город
Красной долины.
Союзнические отношения с другими государствами
усуни устанавливали посредством заключения
брачных союзов.
Усуни были кочевым народом. Их богатство
исчислялось, прежде всего, количеством
лошадей (от 4000 до 5000 голов). Часть населения
занималось земледелием, вела оседлый
образ жизни в поселениях. Их поселения
открыты в Чуйской , Кетмен- Тюбинской
долинах, и в Иссык-Кульской котловине.
Усуну усилилось в годы правления Кунбаг-Унгуйми,
принявший тронное имя Фейван. В 71 г. до
н.э. Фейван действуя в контакте со 150 тысячной
китайской армией нанесли гуннам сокрушительное
поражение. После этого Гунны не смогли
уже оправиться. Ранняя могучая держава
гуннов распалась.
С 435 г н.э. усилились натиски со стороны
племени жуань-жуаней.
В середине VI в земли усуней вошли в состав Тюркского
каганата.
Китайские источники
повествуют о сильном самостоятельном
царстве Давань, которое существовало в Ферганской
долине со II в. до н.э. до V – VI вв. н.э.
Столицей государства был город Эрши (Ныне г. Асаке Андижанской
области Узбекстана).
В китайских источниках Давань (по древнеперсидским
источникам – Паркана) характеризуется
как густонаселенная страна (300 тысяч человек)
или политическое обьединение или союз
городов и с сильным войском.
Государством правила династия местных
царей. Власть их была существенно ограничена
Советом Старейшин. Совет выбирал и смещал
царя, решал вопросы войны и мира, установления
и разрыва дипломатических отношений.
Давань описывается как страна развитого
земледелия, население выращивало рис,
пшеницу, виноград, хлопок, люцерну. Особенно
славились ферганские кони, ставшие объектом
поклонения в Китае, который стремился
заполучить их для укрепления своей конницы.
Давань проводила независимую политику.
Было создано сильное войсковое соединения
(более 60 тысяч воинов). В 104-99 годах до нашей
эры Давань отстояла независимость в борьбе
с Ханьским Китаем.
В конце I века до нашей эры государство
Давань вошло в состав Кушанского царства.
7-8.Древнетюркские государства
на территории К-на. 6- начала 13 в.
Образование
и развитие Тюркского каганата. 552-744 гг.
Первое упоминание в китайских
летописях этнонима «тюрк» (туцзгое)
относится 542 году. К этому времени
тюрки появились на границе северного
Китая. Термин «тюрк» в разные периоды
имел неодинаковое значение. Первоначально
он употреблялся как название родоплеменной
верхушки (крепкий, сильный), затем – подвластных
ей племенных группировок, а позднее -
государственного объединения (каганата).
С середины VIII века термин «тюрк» приобрел
значение собирательного названия многих
тюркоязычных (народов) племен
Тюркский правитель Бумын (460 – 553гг.) в результате войны
(551 – 555гг.) разгромил жуан-жуаней (Аварские
племена), на землях которых и возникла
новая Центральноазиатская империя –
Тюркский каганат (552 – 744гг.). Победитель
Бумын принял титул жуан-жуанского государя
- «илиг каган», и перенес ставку на Орхон
(Сев. Монголия), которая стала административно-поли итческим
центром новой державы - Тюркского каганата.
В 70-х годах У1 века Тюркский каганат достиг
вершины могущества, территория его простиралась
от Хинган до севрекавказских равнин,
от верховьев Енисея до верховьев Аму
– Дарьи и делилась на 8 уделов с разноязычными
племенами.
К 558 году тюрки завершили покорение Поволжья
и Приуралья.
После смерти Бумына каганатом управлял
его младший брат Истеме. Он сумел расширить территории
каганата от китайской стены до Аму-Дарьи,
где располагались крупные городские
торговые центры с богатой и влиятельной
купеческой прослойкой.
Тюркский каганат имел торговые связи
с Византией, Ираном, Китаем.
Вскоре, в 575 году умер Истема-каган. За
престол каганата боролись сразу четыре
претендента, которые затеяли яростную
братоубийственную войну.
Междоусобная война ослабила Тюркский
каганат. За это время Китай и Иран отказались
платить дань тюркам, Византия захватила
Боспор.
В итоге в 603 году произошел официальный
раздел тюркской державы на Восточный
и Западный каганаты.
9.Западно-тюркский
Каганат в Семиречье и Т-Ш.
В начале 7 века Западно-Тюркский
Каганат принял название «Он ок эли» (государство
десяти стрел). Официальным титулом государя
был «тюркский джагбу каган». Ведущее
положение в Каганате занимали не тюркские
племена, а «народ десяти стрел», к-ый жил
на Т-Ш до тюркского завоевания. Народ
состоя из 2 крупных объединении: 5 племен
составляли конфедерацию нушиби и занимали
терр. От р.Сырдарья до р.Чу, другие 5 в востоке
от р.Чу. Административно-поли центром
гос-ва была Таласская долина, потом Чуйская.
Столица г.Суяб. от последствии междусобицы
с восточными собратьями тюрки оправились,
только во время правления Тон джагбу
кагана (618-630) . после убийства кагана Тон
джагбу, вновь начались междусобные войны,
сопровождавшейся частой сменой кагана
и усилением центробежных сил. В 656г на
р.Или итайский полководец Су Динфан разгромил
войска Ишбара кагана (правившего 651-657)
10.Тюргешский и Карлукский
каганаты. Таласская битва 751г и ее значение
В начале 8 века
на развалинах Западно-Тюркского каганата
возникло государство тюргешей. Тюргеши
входили в конфедерацию дулу «десяти
племенного народа» и занимали междуречье Чу и Или. Они делились на желтые
и черные роды. Родоначальником новой
династии стал вождь «желтых» тюргешей
Уч-элиг-каган (704-706). Ставка г.Суяб. Преемником
Уч-элига стал его сын Сакал-каган (706-711)Тюргеши
после полной независимости от тюрков
каганом стал глава черных Сулук Чабыш-чор
(716-738). в середине 8 века Тюргешский каганат
под натиском карлукских племен.
766 – 940 годы – время господства
карлуков в Семиречье и на Тянь – Шане.
Государство карлуков - «Уч карлук»(три
племени карлуков) - так древнетюркские
рунические памятники именовали сильный
союз кочевых племен, которые занимали
территорию от Монгольского Алтая до озера
Балхаш. К северу от хребта Тарбагатай.
В состав карлукского объединения входили
три крупные племена: булак, чигил (себек)
и ташлык.
Карлуки имели сильную армию, обитая на
стыке Восточного и Западного тюркских
каганатов, они принимали сторону то одного,
то другого каганата.
В 746-747 годах уже уйгуры подчинили басмылов
и в Центральной Азии возникло новое государство
- Уйгурский каганат (744-840).
Карлуки, не подчинившись уйгурам, перекочевали
в Семиречье и Джунгарию. Главной задачей
карлукские джабгу считали борьбу с Уйгурским
каганатом за господство в степи. К 751 году
им удалось создать антиуйгурский союз,
в который кроме карлуков вошли остатки
тюрок, кыргызы и племена чиков.
Одновременно они боролись за гегемонию
в Семиречье, где их соперниками за “тюргешское
наследство” были огузы, входившие в конфедерацию
"десятистрельн го народа". Борьба
длилась около 20 лет и завершилась победой
карлуков, которые в 766 году заняли города
Суяб и Тараз.
В период переселения карлуков в Семиречье
и Тянь-Шань обстановка здесь была сложной.
Вмешательство Китая в дела Средней Азии
(захват в 748 году Суяба и Чача в 749 году)
обеспокоило арабов, карлуков, ягмы и тюргешей.
Спор за преобладание в регионе решился
в битве на реке Талас в июле 751 года, близ
города Атлах (развалины вблиз села Покровка
Манасского района). На пятый день противостояния
в тыл танской стотысячной армии под командованием
Гао Сяньчжи ударило войско карлуков,
а с фронта - арабы. В этом сражении 50 тысяч
китайцев было убито и около 20 тысяч взято
в плен. Эта победа имела большое значение
в истории Средней Азии: китайские войска
тысячу лет не появлялись у ее границ,
что обеспечило развитие мусульманской
религии и культуры в регионе.
В УШ – 1Х вв. Карлукскому каганату приходилось
вести войны на два фронта:
- с арабами, предпринимавшими походы на
Фергану и Семиречье;
- с уйгурами – за господство в Восточном
Туркстане и Джунгарии.
В первой половине X века карлуки уже не
играли решающей роли в политической жизни
в Центральном Тянь-Шане. Государство
карлуков распалось в 840 году и подготовило
появление Караханидского каганата.
11.Государство Караханидов.
10 начало 13 веков.
На Тянь-Шане
в X –XII вв. достиг своего экономического
могущества и культурного расцвета Караханидский
каганат. Граница - Восточный Туркестан
- до Турфана, Центральный Тянь-Шань, Семиречье
и Ферганская долина. На севере до Балхаша.
Столица - Баласагуни (Бурана). Карахан
- верховный, великий
Средневековые арабские и персидские
авторы династию Караханидов называли
«алхакания», «ильха ханы». Их правители
носили титулы: «Арслан-хан», «Бугра-хан»,
«Тамгач-хан».
Термин «караханиды»
(для обозначения династии и государства)
введен в науку В.В. Григорьевым по титулу
«Кара-хан».
Политический строй. Первым правителем
этой династии был Сатук Бугра-хан Абд
аль-Карима. В сочинениях Джамаля Карши
говорится, что Сатук умер 955 или 956 г.. похоронен
в с. Артуч (Артуш). До сих пор нет единого
мнения о племенной принадлежности династии,
стоявшей во главе государства. Одни ученые
относили караханидов к уйгурам. Другие
к карлукам, третьи, особенно турецкие
ученые, к алтайским тюркам, а четвертые
к одним из трех народностей - карлук, ягма
и чигилей.
До обращения в мусульманство население
Центрального Тянь-Шаня и Семиречья исповедовало
манихейство, буддизм, христианство и
шаманизм.
У Сатука было два сына - Муса (Байрон) и
Сулейман. После смерти Сатука (955г) власть
перешла к Мусе, который объявил ислам
государственной религией. Потом Али (сын
Сулеймана). г. Баласагун-был одной из столиц
Караханидов.
Караханиди вели войны за подчинения Семиречья
с племенами долины р. Иртыш джунгарами,
с уйгурами на востоке. Укрепившись в Центральном
Тянь Шане и Семиречье караханиди устремились
на запад – на Фергану и Мавренахра (Бухару,
Самарханд, Шаш 990 – 1030гг.)
После смерти Ибрахима ибн Насера-1070 году
в результате борьбы между (братьями) сыновями
Насера-Шанс ал-мульком и Шуайсом образовалось
два Каганата - Восточный и Западный (Ферганская
долина).
Глава восточных караханидов-Тогрул
карахан решил воспользоваться междоусобицей
сыновей Ибрахима и вернуть прежние владения
(Фергану, Шаш и др) и отвоевал. Столицу
перенес с Баласгына на Кашкар.
Глава Западного Караханидского каганата
- Шамс ал-Мульк-продолжал управлять государством
до смерти. Столицей была-Узгенд, Самарканд.
Но Западный караханидский каганат-при
правлении его внука-Ахмеда был завоеван
сельджукским султаном- Мелих Шахом в
1089 году (Бухара, Самарканд, Узгенд).
После смерти Мелих-Шаха, Западный Караханидский
каганат правил Мухаммед ибн Сулейман.
В Караханидском
государстве значительное развитие
получили ремесло и торговля. Это
было дальнейшее развитие производительных
сил и разделение труда.
13.Ж.Баласагын, М.Кашгари
и их творческое наследие
По мнению исследователей
Ж. Баласагун родился в 1010-1016 г. В
городе Кокандского ханства Баласагун.
Он был высокообразованным человеком,
имел познания в области астрономии,
математики, истории, философии и
др.науках. В 11 в. культурный подъем
тюркских народов ознаменовался появлением
первой поэмы на тюркском языке. Ее написал
уроженец Баласагуна Юсуф в 1069 г. Он назвал
поэму «Кутадгу билиг» («Благодатное знание»)
и преподнес в дар караханидскому кагану.
Юсуф Баласагуни в хорошо рифмованных
звучных стихах изложил свое понимание
справедливого государя и справедливого
государства, где все могут жить счастливо.
Стихи поэмы были популярны. Они становились
народными пословицами и поговорками.
Поэт из Баласагуна первым ввел в литературу
наравне с господствовавшими тогда арабскими
и персидским языками тюркский язык. Поэма
«Благодатное знание»- произведение, стоящее
у истоков формирования двух взаимосвязанных
культурных цивилизаций- оседлой, земледельческой
и кочевой. Поэма представляет собой интерес
для всего человечества, как духовная
энциклопедия, в которой отражены история.
Культура и религиозные мировоззрения
общества той эпохи. Поэма содержит богатейшую
инф-ию об общественном устройстве того
времени, месте и роли всех соц-х групп,
обществ-х нормах и правилах.
Махмуд Кашгари
родился в 1029 г., умер в 1101. Махмуд, будучи
родом из высших кругов караханидской
знати, а может быть, и прямым представителем
самой династии, в силу ряда причин
и политических преследований посетил почти все области, населенные
тюрками. В Багдаде, принадлежавшем в то
время сельджукидам, у Кашгари созрел
замысел книги, в которой бы давалось объяснение
многих сторон жизни тюркского народа,
его менталитета, обычаев, географии расселения,
а прежде всего языка.
Знаменитая книга
Махмуда Кашгари "Диван лугат
ат-турк" представляет собой тюркскую
энциклопедию в полном смысле этого
слова. В ней собран и обобщен
обширный историко-культурный, этнографический
и лингвистический материал. В
книге наряду с древним зороастрийско-шаманистским
миропредставлением запечатлены элементы
новой идеологии - ислама и такой его ветви
как суфизм. "Словарь тюркских наречий",
посвященный халифу аль-Муктади, был составлен
Махмудом Кашгари в 1072-1074 гг. Здесь он представил
основные жанры тюркоязычного фольклора
- обрядовые и лирические песни, отрывки
героического эпоса, исторические предания
и легенды (о походе Александра Македонского
в область тюрков-чигиле
14.Основные этапы становления
и развития древне кыргызского государства
на Енисее 6-13 веков.
15.Боьба енисейских
кыргызов с Тюркским каганатом. Каган
Барсбек
В У1 веке
на Енисее сложилось государство
енисейских кыргызов – одно из первых
государственных образований Саяно
– Алтая. Основную территорию расселения
южносибирских кыргызов составили
степи Минусинской котловины в бассейне
Среднего Енисея. Население государства
енисейских кыргызов насчитывало до полумиллиона
человек, не считая зависимых племен, которые
платили дань кыргызам пушниной.
В 555г. тюркский каган Мукан «на севере
покорил Цигу». С завоеванием Тюркского
каганата кыргызы попали в зависимость
от тюрков.
После распада Тюркского каганата 581 году
кыргызы добились независимость. Но, 583
– 605 гг. кыргызы попали в зависимости
от Восточно – Тюркского каганата.
В 630 – 640годы кыргызы стали зависимым
от Китайской империи.
В VII в. кыргызы попали в зависимость Телесскому
каганату. Потом вновь стали независимыми.
С конца VII века кыргызы приняли активное
участие в борьбе с тюрками за гегемонию
в Центральной Азии. Тюркский каган в 689
году признал за кыргызским правителем
Барс-бегом право принять титул каган
с тронным именем Ынанчу Алп Бильге. Барс-бегу удалось уровнять кыргызское
государство с тюркским.
Барс-бек происходил из древней правящей
кыргызской династии, благодаря своим
личным качествам выдвинулся в государстве
Кыргыз. Кроме союза с тюргешами, в борьбе
с тюрками Барс-бек пытался заручиться
поддержкой Тибета.
В период правления
Калаган-кагана (691-716) Восточнотюркский
каганат достиг своего расцвета. В
этой связи тюркская правящая верхушка
предпринимает попытку воссоздания
государства своих первопредков
– каганов Бумына и Истеми. Серьёзным
препятствием на их пути стала антитюркская
коалиция, созданная государством Кыргыз
к 709 году. В неё вошли Тюргешский и Кыргызский
каганаты, Танское государство.
Однако, в 709 году тюркские войска форсировали
Енисей, разбили племена азов и чиков и
заняли Туву, сделав ее плацдармом для
наступления на кыргызов. Барс-бек занял
перевалы через Саяны и ждал помощи от
своих союзников, но те не пришли. Зимой
710-711 годов отряды тюрок, возглавляемые
Бильге-ханом, его братом Кюль-тегином,
и старым опытным военачальником Тоньюкуком,
обрушились на кыргызов. Три дня длилась
битва в Черни Сунга. Кыргызы потерпели
поражение, Барс-бек погиб. Но кыргызское
государство продолжало существовать.
В 718 году кыргызский каган одержал победу
над тюрками и в 745 году под ударом объединенных
сил басмылов, карлуков, уйгуров и кыргызов
Восточнотюркский каганат прекратил свое
сушествование.
После падения второго Восточнотюркского
каганата возникла новая держава кочевников
– Уйгурский каганат (745 – 840), соперничавший
с Кыргызским каганатом. В 758 году уйгуры
завоевали государство Кыргыз. Кыргызский
каган утратил титул кагана.
В период правления Калаган-кагана (691-716)
Восточнотюркский каганат достиг своего
расцвета. В этой связи тюркская правящая
верхушка предпринимает попытку воссоздания
государства своих первопредков – каганов
Бумына и Истеми. Серьёзным препятствием
на их пути стала антитюркская коалиция,
созданная государством Кыргыз к 709 году.
В неё вошли Тюргешский и Кыргызский каганаты,
Танское государство.
Однако, в 709 году тюркские войска форсировали
Енисей, разбили племена азов и чиков и
заняли Туву, сделав ее плацдармом для
наступления на кыргызов. Барс-бек занял
перевалы через Саяны и ждал помощи от
своих союзников, но те не пришли. Зимой
710-711 годов отряды тюрок, возглавляемые
Бильге-ханом, его братом Кюль-тегином,
и старым опытным военачальником Тоньюкуком,
обрушились на кыргызов. Три дня длилась
битва в Черни Сунга. Кыргызы потерпели
поражение, Барс-бек погиб. Но кыргызское
государство продолжало существовать.
16.Кыргызской Великодержавие.
9-10 век. Али Сол
К середине 9
в Уйгурский каганат распался..
возникло новое кыр-ое великодерж-ое
гос-во. Кыр-зы имели сильное гос-во,
равное величине владениям тюрок. На
востоке он простирается до озера
Байкал, на юге- до Тибета. Северные границы доходили до современных
городов иТомск и Красноярск. Эпоха возвышения
каганата на Енисее- время формирования
феод-х отношений, в недрах которых зарождались
основы современной кыр-ой нации. После
победы над уйгурс-м каганатом в кыр-ом
гос-ве упорядочивается система полит-го
устройства, формируется аппарат упр-ия.
Великой державой правил каган. В его руках
была сосредоточена вся политич-ая, исаолнитель-я
и военная власть.. власть кагана передавалась
по наследству сыну. В этот период кыр-зы
имели свою письменность, часть населения
владела грамотой. Кырг-ое великод-ие просуществовало
недолго. В первой четв. 10 в основная масса
покинула степи и вернулась на территорию
Саянских гор. Немногочисленные народ
понес невосполнимые потери и был рассеян
по огромному пространству. Часть его
укоренилась на Тенир-Тоо, и на Тибете,
а так же на Енисее. Вместе с этим кыр-зы
сохраняли за собой Алтай и Джунгарию.
Но кыр-зы не смогли сохранить эти земли
на долго, так как приближалось нашествие
монгольских полчищ.
18.Завоевание монголами
Т-Ш. Кыргызстан в составе улуса Чагатая
Выход на историческую
арену монголов и образование
в начале ХIII века Монгольской империи
оказали огромное влияние на судьбы
многих народов Центральной Азии.
Правителем ее на съезде (Курултае) представителей феодальной верхушки
- был провозглашен Чынгиз-Хан (правил с 1206 по 1227г).
Завоевание территории Средней Азии войсками
Чингиз Хана начиналось после того как
монгольские войска под начальством Джебе одержал победу над войсками
Найманов в 1219 году.
Завоеванные монголами земли были поделены
вместе с населением на уделы-улусы между
сыновьями Чингисхана. Территория Кыргызстана
первоначально входила в состав улуса Чагатая (второго сына Чингисхана) и
включала земли от реки Или до Аму-Дарьи,
а также часть Восточного Туркестана.
Главным городом Чагатайского улуса стал
Алмалык, что на реке Или, летняя резиденция
размещалась в местности Куяш в долине
р. Или.
Четыре тысячи «переселенцев» из Монголии
в Чагатаский улус состояли из монгольских
племен (барлас, кунграт) и насчитывали
вместе с семьями 40-50 тысяч человек.
Южные Прибалхашье и Притьяньшане достались
старшему сыну – Джучи.
Восточное Притяньшанье до Алтая стало
владением Угэдэя (третьего сына Чингисхана),
(правление 1228-1246). По распоряжению Чингиз
Хана только Угедей и его наследники, владея
улусом в Семиречье и на Алтае, могли занимать
престол всемонгольских ханов.
В 1249-1251г. и в последующей междоусобной
борьбе Чингизидов произошло перераспределение
улусов - Угедея и Чагатая.
В период правления монголов увеличилось
число переселенцев монголов и подвластных
монголам тюркских племен Южной Сибири:
адаркинды, чиносцы, теленгуры, «лесные»
народы – доолосы и др.
Второе великое переселение монголов
и тюркских кочевых племен южной Сибири
на Тянь-Шанье произошло при правлении
внуком Чингиз Хана - Мунке Хане в 1251-1259
годах.
В этой борьбе больше всего пострадал
местный народ. Тем более по территории
Кыргызстана двигалась орда монголов
со скотом.
Феодальные междоусобицы в Чагатайском
улусе, в состав которого входил Кыргызстан,
еще больше обострилась после смерти Мунке-Хана,
когда великими Ханами объявили себя в
1260 году два его брата-соперника Арык Бука
и Хибулай. По прибытии в 1262 году Арык Бука
со своими войсками с Алтая на территории
Чагатайского улуса началась война, которая
продолжалась до 1269 г.
19.Образование и развитие
государства Хайду.
Междоусобия монгольских
феодалов в 60-х годах ХIII века довершили разорение
население Притьяньшанья. Захватившиеся
лучшие земли, пастбища, они вытесняли
местные скотоводческие племена с Тянь-Шаня
на Памиро-Алай. Разоренное население
Кыргызстана уходило в Восточный Туркестан,
к Сыр-Дарье и в Мавераннахр. Нашествие
монголов сопровождалось гибелью многочисленного
населения и разрушением производственных
сил. И сама Монголия в середине ХIII в. обезлюдела.
В 1269 году в долине р. Талас состоялся
курултай феодалов бывшего улуса Угедея
и Чагатая, положивший начало образованию
нового государства в восточной части
Средней Азии, под верховенством Хайду
- внука Угедея. Хайду-Хан правил в 1269-1301
года. Территория государство Хайду - от Алтая до Аму-Дарьи, включая
Восточный-Туркестан Хайду-Хан являлся
незаурядным государственным деятелем
и военно-начальником. Он проводил политику
стабилизации хозяйственной жизни, что
обеспечивало ему широкую поддержку со
стороны развитых группировок и слоев
местного населения. Он ограждал население
от грабежей, чтобы обеспечить поступление
в государственную казну регулярных налогов.
Он отказался от ограбления завоеванных
стран.
На Курултае в 1269 году было регламентировано
налогообложение и решено не брать с жителей
ничего, кроме законных податей. Регламентировалось
также землепользование, содержать скот
на определенных зимних и летних кочевьях,
не допускал выпаса его на засеянные поля.
Все это способствовало возрождению восточной
части Средней Азии.
Большое значение имела денежная реформа:
Чеканка серебрянной монеты одинаковой
пробы и веса. Развивалась денежная торговля.
Развивалось производство.
Реформы Хайду-хана продолжил Кебек.
Административная реформа, проведенная
Кебеком, разделила государство на мелкие
административные единицы – туманы. Это имело следствием появление
качественно новой феодальной прослойки
– беков или эмиров и соответствующее
ослабление ханской власти. Одной из задач
реформы было уничтожение автономии местных
владетелей-правител й.
Распад государства
Хайду. Если вторая половина ХIII века
являлась периодом дробления Монгольской
империи на независимые уделы Чингизидов,
то в первой половине-середине Х1V века
наметился распад этих огромных улусов.
Просуществовав столетие в 70-х годах Х1V
в. оно разделилась на Моголистан и государство
Тимура.
20.Государство Моголистан.
Борьба населения Моголистана против
насилия Тимура
Название Моголистан
(Могулистан) – «Страна могулов», произошло
от отюреченного названия ее населения
- монгол, могол, могул. Территория: весь
Тянь-Шань, с частью Восточного Туркестана.
т. е. от Иртыша до Сыр-Дарьи и Ташкента,
от Прибалхашье до Ак-Суу, Кашкар, Ферганы,
Иссык Куль, Ат-Баши со столицей - Ак-Суу.
Это владение принадлежало в 40-х годах
Х1V века эмиру Пуладчи из монгольского
племени дуглат
В середине XIV в. гос-во Хайду распалось
на две части. На востоке было образовано
гос-во Моголистан (в 1348г.) во главе с чингизидами,
1-й хан Моголистана Тоглук-Тимур. В Моголистане
обитало много племен, многие из них вошли
в состав Кыргызской народности.( душлаты,
барласы и др.) В племенное объединение
булгачи входили кыргызские роды бостон,
теит, жоокесек, доолес, кыдырша и канглы.
Эти шесть родов составили основу кыргызов-ичкиликцев.
Ставка находилась в долине Или (г.Алмалык).
Административно-пол тическим центром
Моголистана был Манглай-Субе (вост. Туркестан-часть
Ферганы-Алай-Центр. Тянь-Шань), со столицей
Ак-Су.
Первый хан
Моголистана Тимур, стремясь захватить
власть, в 1354 г. сам принял ислам, объявив
его официальной религией государства.
Племена кыргызов тогда не приняли
ислама. Кыргызы постепенно стали занимать пустующие
пастбища, подчиняя себе осколки разбитых
Тимуром могольских племен. В 80-х годах
XV в. на территории современного Северного
Кыргызстана сложилось новое объединение
племен, ядром которого явились кыргызы.
В обстановке частых нашествий моголов
и народных волнений феодалы и купечество
Мавераннахра стали искать сильную личность,
которая могла бы отразить нашествие захватчиков
и держать в узде народные массы. Таким
человеком был эмир Тимур (годы жизни:
1336-1405). Вся жизнь Тимура была посвящена
захватническим войнам. К концу жизни
он создал империю. Самарканд стал политико-администрат вным
центром нового государства, известного
в истории как "государство Тамерлана".
В одном из походов Тимур получил ранение
в ногу и заметно хромал, поэтому его звали
"Тимур-ленг&qu t;, т.е. "Тимур - хромец",
в европейском произношении "Тамерлан"
Он окончательно разгромил могольских
правителей.
21.Гипотеза ученых
о происхождении кыргызов. Этноним «кыргыз»
Слово
«кыргыз» означало – не истребимый.
В составе были: - кара кыргызы,
кара калпаки, кайсак кыргызы.
Долгий и сложный путь этнического развития
прошел кыргызский народ. Проблема формирования
(этногенеза) кыргызской народности сложна
из-за крайней скудности письменных источников,
слабой изученности археологических,
антропологических и этнографических
материалов.
Этноним «кыргыз», возникший еще во второй
половине первого тысячелетия до н.э. в
Центральной Азии, в IX-X веках получил широкое
распространение от Енисея до Байкала
и Алтая. Позже он был перенесен и на Тянь-Шань,
где дал название сформировавшейся здесь
к XVI веку народности.
В настоящее время установлено, что известные
по китайским источникам этнонимы: гэгунь, гяньгунь, кигу,
цигу, гегу, хегусы, хагасы, являются лишь
разновременными фонетическими вариантами
одного и того же этнонима – «кыргыз».
Самим народом этноним связывается по
созвучию со словами «кыр» - «степь» или
«кырк» - сорок и истолковывается в значении
«степной народ», «степняки» или народ,
произошедший от сорока дев – «кырк кыз».
Этноним «кыргыз» является самым древним
из самоназваний современных тюркских
народов. Этноним «кыргыз» как обозначение
отдельного племени (или группы племен)
возник в Центральной Азии далеко от современной
территории, занимаемой кыргызским народом
в наши дни.
Полно загадок и в вопросах происхождения
кыргызского народа. Сегодня существует
чуть ли на полтора десятка гипотез о происхождении
кыргызов.
С точки зрения науки, это был многогранный,
сложный процесс – во времени и пространстве.
А что говорят ученые? И сегодня у исследователей
нет единого ответа на этот вопрос. Пока
проблема сводится к трем основным гипотезам:
1. Кыргызская народность (автохроннаместные),
т.е. с древнейших времен обитала на современной
территории (Тянь-Шань, Памиро-Алай, Иссык-Куль);
2. Кыргызская народность появилась на
Тянь-Шане в результате переселения со
своей прародины – с берегов Енисея и
Алтая;
3. Кыргызская народность образовалась
на Тянь-Шане в результате консолидации
автохронных (местных) и миграционных
(прошлых) из Центральной Азии компонентов.
22.Этнические истоки
и этапы формирования кыргызского народа
Сложение
кыргызской народности связано с
этническими процессами в древности
и средневековье на территории от
Саяно-Алтая и Монголии до Восточного
Туркестана и Тянь-Шаня, исторически растянулось
более чем на полтора тысячелетия и завершилось
лишь в XVI столетии.
Истоки формирования кыргызского этноса
уходят своими корнями более чем в двухтысячелетнюю
древность и связаны с территорией Центральной
Азии. В первой половине I тысячелетия
н.э. на Енисее (Минусинская котловина)
в результате смешения местных (динлины)
и пришлых (кыргызы) племен формируется новая
этническая общность – енисейские кыргызы.
В эпоху «великодержавия» (IX-X века) енисейские
кыргызы расселились на территории, простиравшейся
от Байкала и до Иртыша с востока, от зоны
Сибирьской тайги до Восточного Туркестана
с севера на юг. В результате смешения
местного населения и кыргызов образовался
ряд (по археологическим данным - новых субэтносов. Значение
термина «кыргыз» изменилось: он становится
не только этнонимом, но и этнополитонимом,
то есть кыргызами стали называть себя
и не кыргызские по происхождению племена,
находившиеся в зависимости от енисейских
кыргызов.
Один из таких кыргызских субэтносов в
IX-X веках образовался на Алтае, в Прииртышье
и Восточном Притяньшане. Здесь енисейские
кыргызы в результате взаимосвязей с численно
преобладавшими местными народами, входившими
в кимако-кипчакское объединение приобрели
новое этнокультурное (включая язык), но
сохранили этноним - «кыргыз».
На рубеже XV-XVI веков
алтае – восточно тяньшанские кыргызы,
входившие в государство Моголистан, заняли
нынешнюю территорию расселения. Они ассимилировали
местные тюрко-могольские племена и стали
основным ядром нового этнического образования
– кыргызской народности на Тянь-Шане.
Заключительным этапом формирования кыргызской
народности явилось образование в начале
XVI века дуальной этнополитической организации
правого и левого крыльев с примкнувшей
к ним группой ичкилик.
Состав населения Тянь-Шаня
VI-XIIвв. Наблюдается приход
кочевых тюркских племен. К VIII веку их
сложилось несколько: древнетюркских
языковых групп: булгаро-харская, западнотюркская
(огузская), карлукская, иранская (согдийская)
языковые группы.
VII-X вв. получил свое завершение процесс
полной тюркизации скотоводческого населения
Тянь-Шаня.
В эпоху Караханидов Семиречья и Тянь-Шань
обрели новое этническое лицо, новую социальную
и экономическую структуру, новый тип
духовной культуры ускорившийся процесс
исламизация тюркских племен.
Следующий этап процесса формирования
кыргызской народности проходит в условиях
монгольской игы с 1207 на Енисее и с 1218 года
на Тянь шане, когда кыргыз стал уделом
наследников – чингизидов.
23.Завершение процесса
формирования кыргызского народв в конце
15-начале 16 веков
Важным
этапом формирования кыргызской народности
стало объединение всех племен в два крыла в конце XV- начало XVI
вв.:
Правое – саяк, сарбагыш, солто,
жедигер, бугу, моголдор. Все от ак уула.
Левое – адыгане, саруу, чон
багыш, басыз, мундуз, саруу, кушчу, жетиген.
Все от куу-уула. Все они стали именоваться
этнонимом «кыргыз».
Ичкилик – бостон, тейит, деелес,
жоо-кесек, кыдырша, канды (канглы). Письменные
источники того периода сюда включают
племена – кесек, оргу, найман, нойгут,
кыпчак. Предком всех ичкилиеков, по преданиям,
был Салвас бий Булгачи.
Кыпчаки – упоминается еще
в VIII веке в уйгурском письменнике. В то
время они обиталы на Саяно – Алтайском
нагорье. ХI – ХII вв. они кочевали на территориии
от Алтая до Крыма и Дуная…
Как сообщают китайские источники киргизы
разделили население на равные части.
Выделили два подразделения, выбрали из
богатых двух предводителей, каждому указали
владения: земли, реки, горы. Разделили
на две ветви – северную и южную. Каждая
внутри делилась на ветви.
Они свидетельствуют не только о наличии
у киргизов фиксируемой исторической
памяти, но и определяют начало важнейшего
этапа этнической и социально-политическ й
истории племенных объединений, когда
рыхлый конгламерат племен с едва созревшим
этническим самосознанием завершил процесс
образования народности, организованный
не только по принципу кровно-родственных
связей но и в рамках более жесткой структуры
территориально-полит ческой организации.
Вскоре этноним «киргиз» стал общим для
всех племен Кыргызстана. Во второй половине
XV – начала XVI вв. сформировалось киргизская
народность со своей территорией, языком,
известной экономической и культурной
общностью, и единой социальной психологией.
25.Борьба кыргызского
народа за свою независимость 16в. Мухаммед
Кыргыз
В начале XVI в. кыргызы объявили своим
правителем Мухаммеда Кыргыза, который
выступил объединителем двух больших
племен «Он канат» и «Сол канат». Он начал
борьбу за полное освобождение Кырг-на
от власти могольских ханов. Воспользовавшись
обострением раздоров между претендентами
на престол в Моголистане, Мухаммед активно
вмешивался в дела Восточного Туркестана.
Он поддерживал одного из них – Султан-Саида.
В 1514г. Султан-Саид при помощи военных
сил Мухаммеда завоевал города Кашгар,
Яркенд и Хотан. Но в 1517г. Султан-Саид, обвинив
кыргызов в неуважении к исламу и в разграблении
мусульманских городов, нарушил договор
о союзничестве и с сильной армией вторгся
во владения кыргызов. Мухаммед спешно
собрал войска в местности Барскоон (на
берегу оз. Иссык- куль). Моголы имели численное
преимущество и победили. Часть войска
попала в плен, Мухаммеда схватили и посадили
в Кашгарский зиндан. Но власть хана была
непрочной, поэтому в 1522г. Саид освободил
Мухаммеда из заточения и отправил в качестве
ханского наместника в Кырг-н вместе со
своим сыном Рашидом. А также переселил
туда значительную группу могольских
феодалов, чтобы охранять Рашида. Все племена
правого и левого крыла кыргызов признали
власть Мухаммеда, который не выполнял
распоряжений Рашида. Он тайно искал союза
с соседями для освобождения от власти
моголов.
26.Освободительная
борьба кыргызского народа против экспансии
Джунгарского ханства. 17-18 вв.
Важнейшим фактором
политической истории Кыргызстана
в XVII - первой половине XVIII вв. являлась
борьба кыргызов с Джунгарским ханством,
которое было создано могольским племенем
ойратов (кыргызы именовали их калмаками)
на осколках могольской империи в Западной
Монголии. Началась эпоха длительных изнурительных
войн кыргызов (калмаки называли их бурутами)
и казахов против калмакских завоевателей
за свою независимость. В 1620 году кыргызы
и казахи потеснили калмаков от границ
своих кочевий. Образование Джунгарского
ханства (1635 год) усилило позиции калмакских
феодалов. В 1652 году калмаки пошли против
кочевников Кыргызстана и Казахстана.
Кыргызы и казахи оказали решительное
сопротивление.
27.Кыргызско-казахс ие
взаимоотношения в 18-19 вв.
В конце XV - начале
XVI вв. в Средней Азии и Казахстане
произошли политические события
первостепенной важности. Орды кочевых
узбеков обитавшие в степях Казахстана,
устремились на одряхлевшее государство
Тимура и полностью захватили его. Большие
изменения произошли и в государстве Моголистан.
К 1510 г. его северные районы заняли кыргызы,
которые вступили в союз с Казахским ханством
как наиболее надежным союзником в борьбе
против Могольской экспансии. Несмотря
на попытки правителей Могольского государства
закрепиться в Северном Кыргызстане, им
это не удалось. Кыргызы в союзе с казахами
сумели отстоять свою независимость.
В начале 1760 г казахские султаны
вторглись на территорию владения кыр-ов.
В ответ на это кыр-ие феодалы нападали
на стойбища в долине реки Или. Особый
размах столкновения кыр-з и казах приобрели
в 70-х годах, предпринятые попытки набегов
каз-го хана Аблая неоднократно увенчивались
успехом. В 1775-1776 г каз-ие войска напали
на таласских и Чуйских кыр-ов, на защиту
встали все представители племен. Начав
с Таласа Аблай дошел до Кара-балты и Сокулука,
хотя кыр-зы проиграли , но они не считают
себя покоренными. В конце XV - начале XVI
вв. в Средней Азии и Казахстане произошли
политические события первостепенной
важности. Орды кочевых узбеков обитавшие
в степях Казахстана, устремились на одряхлевшее
государство Тимура и полностью захватили
его. Большие изменения произошли и в государстве
Моголистан. К 1510 г. его северные районы
заняли кыргызы, которые вступили в союз
с Казахским ханством как наиболее надежным
союзником в борьбе против Могольской
экспансии. Несмотря на попытки правителей
Могольского государства закрепиться
в Северном Кыргызстане, им это не удалось.
Кыргызы в союзе с казахами сумели отстоять
свою независимость.
28.Завоевание Кыргызстана
Кокандским ханством
Кокандское ханство
представляло собой типичный образец
феодальной деспотии Востока в форме
абсолютной монархии. Все государство подразделялось
на области — вилайеты, которые делились
на налоговые районы – серкерства, где
серкеры выступали в роли налогосборщиков.
Небольшими городами управляли беки. Верховным
собственником земли в Кокандском ханстве
выступали государство в лице хана. Участок,
закрепленный юридически за определенным
собственником, назывался милк. Характерно,
что милковые земли могли свободно отчуждаться
от одних собственников и передаваться
или продаваться другим. В период кокандского
владычества начался процесс разложения
кыргызской общины. Выделение такого рода
частных владений из общинного землепользования
привело к тому, что земли стали не только
передаваться по наследству, но и продаваться,
а также передаваться в вакф, т. е. в собственность
мусульманских мечетей, медресе и отдельных
духовных лиц. В целом система аграрных
отношений в ханстве, повлиявшая в известной
мере па практику землепользования у кыргызов,
вполне соответствовала интересам эксплуататорских
классов. Экономическая политика кокандских
правителей не способствовала прогрессу
производительных сил кыргызского населения.
Напротив, она тормозила его. Отбирая пастбища,
конфискуя и перепродавая постоянно земли
кыргызов,. облагая их непомерно высокими
налогами Однако нельзя не отметить и
позитивных черт в экономической жизни
кыргызов, появившихся в этот период. В
рамках одного государства кыргызы постоянно
вступали в контакт с оседлым населением
— узбеками, таджиками, перенимали у них
полезные хозяйственные навыки в земледелии,
развивали торговые контакты. Возмущенные
кочевники часто восставали против налогового
произвола.
29.Соц-экон положение
кыргызов в период господства Кокандского
ханства
После завоевания
Кыргызстан оказался под тяжким бременем
двойного гнета: кокандских властей и собственных феодалов.
Экономическая политика Кокандских правителей
не способствовала прогрессу производительных
сил кыргызского населения. Напротив,
она тормозила его. Основную массу кыргызского
населения составляла беднота, или как
ее называли,букара (буквально: подданный,
простолюдин). Бедный кочевник руководствовался
в своей жизни указаниями феодала - родоправителя.
Кыргызы закреплялись за определенными
вилайетами, бекствами, серкерствами,
как правило, по местоположению зимовок
и не отдельными аилами и общинами, а целыми
родами.
30.Кубат-бий-предво итель
южных кыргызов
Кубат-бий (18 в.н.э.) - последовательно отстаивал
свободу и независимость кыргызских племен
и от джунгарских агрессоров, и от кокандских
завоевателей, одаренный дипломат и политический
деятель, умело лавирующий между противоборствующими
сторонами, стремившийся сохранить самостоятельность
кыргызских племен; он первым предпринял
в XVIII в попытку объединения кырг. племен
и создания кырг. гос-ва.
31.Борьба кыргызского
народа против гнета Кокандского ханства
Одной из крупнейших
политических фигур ханства был
наместник в Андижанском вилайете
Алымбек-датха. Он собирался объединить
всех кыргызов и создать тяньшаньское
ханство кыргызов. Вскоре он стал первым
визирем хана. В череде дворцовых переворотов Алымбека предательски
убивают во дворце хана. Однако власть
на Алае не выпала из рук кыргызов. И титул
датхи и право управления алайскими кыргызами
перешли к мудрой жене Алымбека - Курманджан.
В 1875 году восстание кыргызов против кокандского
господства стало всеобщим народным движением.
В 1876 году вся территория Кокандского
ханства за исключением Алая была под
контролем русских войск. Ханство было
ликвидировано. Но ему на смену шел новый
- колониальный гнет царизма.
32.Тайлак батыр в борьбе
за независимость кыргызского народа
Тайлак
Батыр (18 в.н.э.) – национальный герой,
на протяжении почти двадцати лет был
военачальником кыргызских племен, населявших
Центральный Тянь-Шань, и возглавлял их
борьбу против кокандских завоевателей.
В 1838г. Тайлак заболел, и подосланный лекарь
отравил его.
33.Культура кыргызского
народа в 18-19 века.
Культура кыргызского
народа в XVI - XIX вв. продолжала развиваться
и совершенствоваться на основе традиций,
сложившихся в древнее и средневековое
время. Принятие мусульманства укрепляло положение
кыргызских феодалов среди среднеазиатских
правителей, позволяло им вступить с последними
в равноправные дипломатические отношения,
обучать своих детей грамоте в мечетях
и медресе, заключать выгодные браки и
т.п. С раннего средневековья и до начала
XX в. кыргызы пользовались письмом; сначала
руническим на согдийско-арамейской основе
(VII - X вв.), затем - арабским, фарси и чагатайским.
Эпос «Манас» - вершина устного народного
творчества, энциклопедия жизни кыргызов. Первые письменные
записи вариантов эпоса «Манас» начались
в 1856 году Чоканом Валихановым. Эпос «Манас»
- подлинно эпическое произведение, где
в широком плане отображены не только
история, но и все стороны жизни кыргызского
народа: его этнический состав, хозяйство,
быт, обычаи, нравы, эстетические вкусы,
этические нормы, суждения о человеческих
достоинствах и пороках, представления
об окружающей природе, религиозные понятия,
медицинское, географическое и др. знания.
34.Исторические предпосылки
сближения кыргызов с Россией
Историческая
обусловленность вхождения Кыргызстана
в состав России.
Причины:
1. Кокандское иго: кыргызы были вытеснены
на Алай, Памир и Тянь-Шань
2. .Угроза со стороны Цинского Китая
3. Постоянное нападение степных казаков
из-за пастбищ .(Султан Кенесары .1847 г. убит)
4. .Междоусобица внутри кыргызских племен
(между Ормоном - Боронбаем.).
5. Тяжелое социально-экономичес ое положение
народа.
Весной 1785 году – Атаке-бий в качестве
посла (посылника) отправляет в Россию
Абдурахмана Кучакова и Шергазы. Они везли
с собой два письма. Одно- сибирским властям,
другое – лично императрице российской
империи Екатерине II.
Абдурахман Кучаков. Еще в 1757 году первая
группа тяньшанских киргизов – 200 человек
переселились, вероятно с остатками калмаков,
разбитых китайцами, в Сибирь, потом переселились
в Поволжье. Среди них был и будущий посол
кыргызов в Россию Абдурахман Кучаков.
Вернувшись на родину он торговал в Ташкенте,
затем поступил на службу Атаке бию.
В 1785 году 23 августа они прибывают в Омск.
В январе 1787 году они были приняты Екатериной
II.
В обратном пути в Оренбурге, 20 июня 1789г.
Абдурахман умер.
Летом 1788 года Атаке отправляет в Россию
второе посольство – Сагымбая Абдрахманова
(сына Абдурахмана Кучакова).
С 1793 года устанавливается торговая связь
с Россией через Казахстан. Но через год
прерывается.
1)Вновь возобновляется с 1803-1812 гг.
2.Киргизско-русские посольские связи
вновь устанавливаются с 1813 года, когда
вместе с караваном прибывает Сибирский
губернский секретарь – переводчик Андрей
Леонидович Бубенов. Его встретили Иссык-Кульские
бии – Шапак, Шералы, Эшим.
В 1824 году в Сибирь прибыла новая кыргызская
депутация: Акылбек Олжобаев, Алгазы Шералин.
Атаке бий. Атаке - верховный бий
племени сарыбагыш, инициатор отправления
первого официального кыргызского посольства
в столицу Российской империи - г. Санкт-Петербург
в 1785-1788 годы. Через кыргызских послов
Атаке-бий стремился заручиться покровительством
России и, в свою очередь, брал на себя
обязательство свободного перепровождения
торговых караванов, следуемых из России
в Среднюю Азию и в обратном направлении
на подвластных ему владениях.
Осенью 1787 года в Чуйской долине
в торжественной обстановке Атаке-бий
принимал русского посланника Муслюма Агаферова. Атаке-бий придавал
большое значение сближению с Россией
и с этой целью в 1788 году он снарядил новую
дипломатическую миссию в г. Омск во главе
с Сагымбаем Абдурахмановым (сыном Абдурахмана
Кучакова).
35.Первыые кыргызско-русские
посольские связи. Конец 18-19в.
А. Кучаков,
Шергазы
В последней четверти 18 столетия по
инициативе бия Атаке от сарыбагышских
кыргызов Чуйской долины в Санкт - Петербург
к Екатерине 2 напраляется посольство
в поисках покровительства. Первые сведения
о кыргызах в России получили от посла
Петра I в Джангарском ханстве Ивана Унковского,
в 1722-1724 годах. О связях кыргызов с Россией
в период с 1790 по 1813 год документальных
данных не найдено. В первой трети 19 в.
перед непосредственной угрозой кокандской
агрессии кыргызы предпринимают неоднократные
попытки заручиться покровительством
России. Но российские власти не спешили
вмешиваться в междоусобные ссоры кыргызов.
В сентябре 1853 г. иссык - кульские кыргызы
в очередной раз направляют принять подданство
России. Инициатором этого обращения был
верховный манап племени бугу Боромбай
Бекмуратов. Из Санкт - Петербурга было
дано указание пригласить кыргызских
представителей в Омск и удовлетворить
их просьбу путем торжественного принесения
кыргызами присяги русскому императору.
Процедура принятия присяги состоялась
17 января 1855
37.Деятельность Ормон
хана и Боронбая Менмурат уулу
Ормон- хан (1791(92)
– 1854 гг.) крупный манап, потомок
Исингула из племени Сарыбагыш. В 25
летнем возрасте становится одним из
предводителей племени. В 1848г. в местности
Кут-Малды состоялся курултай, на кот. Ормон был объявлен
Ханом. В его руках сосредоточилось управление
большинством северо-
кыргызских племен.
Он пытался сохранить независимость
кырг-х племен от Кокандского ханства.
Известно, что он имел свой флаг, принял
законы, основанные на народных обрядах, которые были
известны под названием «Ормон окуу».
Ормон-хан назначил военным предводителем
Торогерди батыра, кот. должен был отвечать
за безопасность его владений. Алымбек-
батыр отвечал за внутр. Порядок, Жантай
– был его главным советником. В 1847г. Жантай
и Ормон обратились к русск. Властям с
просьбой о помощи в отражении нашествия
казахского султана Кенесары Касымова,
но ответа не получили. Ормон прославился
после победы над Кенесары в Чуйской Долине.
Победу он одержал благодаря смекалке
и военной хитрости. В конце 40-х - нач. 50-х
гг ?|? в. он снова выступает против Кокандского
ханства. Смог достигнуть временной победы,
разбил Кокандскую крепость Кот-малды.
Некот. северные племена, н-р, Бугу не признавали
власть Ормон-хана и стремились к самостоятельности.
В 1854г. в ходе очередной стычки между Бугу
и Сарыбагыш, Ормон-хан был смертельно
ранен Болбаем.
38,Присоединение Северного
Кыргызстана к России
Экономическая
политика Кокандских правителей не способствовала
прогрессу производительных сил кыргызского населения.
Налоговая политика в ханстве, была основной
причиной восстания кыргызского населения
против Кокандского господства. Общекокандское
восстание 1842 года началось с межгосударственной
войны Бухары и Коканда. В 1875 году восстание
кыргызов против кокандского господства
достигло апогея. Оно стало всеобщим народным
движением. Недавно просившие российского
подданства, искавшие помощи у России
в борьбе против ханской тирании кыргызы
с недоумением следили за продвижением
царских отрядов пришедших на помощь Худояр-хану.
Бороться с хорошо вооруженными царскими
войсками разрозненные отряды кыргызских
повстанцев не могли. В 1876 году вся территория
Кокандского ханства за исключением Алая
была под контролем русских войск.
39,Деятельность Шабдан
батыра и, Байтик батыра
Шабдан-Батыр (... - 1912гг) - крупнейший сарыбагышский
манап, один из потомков знаменитого Атаке
батыра, прославился удачными набегами
в барымте; был представителем кыргызов
на приеме у Малля хана в Коканде, в составе
войск Скобелева принимал участие в завоевании
Кокандского ханства, в сражениях против
повстанцев, за что получил Георгиевский
крест.
Видный манап
рода солто Чуйской долины, один
из руковод-ей борьбы против гнета Коканд-го
ханства в 60-х 19 в. В начале 1860 г
перешел под покровительство русских.
За активное содействие при разгроме крепостей
Пишпек, Токмок получил чин капитана, орден
Станислава № степени и золотую медаль
с Анненской лентой. В 1867 г в числе 17 представителей
из Центр. Азии был приглашен на церемонию
коронирования Александра 2, ездил в Москву
и Петербург. Следует отметить, что Коканд-ие
тенденции не были всеобщим явлением среди
солто. Поднятое Б-б восстание отражало
недовольство лишь одного крыла этого
народа. Например часть солто, возглавляемая
манапом Жангарачем , Маймылом и Тынаалы
не хотела подчиняться русским властям
и перекочевала в верховья Таласа. Более
того в 1864 г, после смерти манапа Жынгарача,
его сыновья и манап Кокум начали устанавливать
отношения с русскими.
40,Антикокандское
восстание южных кыргыз 1873-1876гг. Исхак
Асан уулу (Пулат хан)
Весной
1873 года в Южном Кыргызстане вспыхнуло
восстание, продолжавшееся до самого падения
Кокандского ханства. Поводом для
восстания послужило убийство ханом
40 кыргызских и кыпчакских старшин,
прибывших на переговоры с Худояр-ханом.
Правление Худояра хана вошло в историю
как период наиболее жестокого угнетения
кыргызского народа.
Возглавил народное освободительное движение
кыргыз из рода бостон – молдо Исхак Хасан-уулу
(1846-1876). Он принял имя законного отпрыска
правящей в Коканде династии – внука Алим-хана Пулата (кырг. Болот-хан), чтобы узаконить захват
власти в государстве.
В 1875 году народное движение против кокандского
ига достигло своего апогея. Худояр-хан
под защитой русского военного отряда
бежал в Ташкент. Ханом был провозглашен
его сын Насреддин-бек, правитель Андижана.
Но повстанцы не признали Насреддина и
провозгласили ханом Исхака Хасан уулу,
подняв его по традиции на белом войлоке
как Пулат-хана.
9 октября 1875 года повстанческая армия
во главе с Пулатом заняла Коканд. Молодой
хан Насреддин бежал под защиту туркестанских
властей. В соответствии с ранее принятыми
договорными обязательствами, царизм
ввёл на территорию Кокандского ханства
свои войска. Это послужило поводом для
Пулата и его сторонников объявления «газавата»
(войны с «неверными») против русских отрядов,
пришедших на помощь хану.
Карательная экспедиция во главе с генерал-майором
М. Д. Скобелевым жестоко подавила восстание
кыргызов. Пулат-хан нашел убежище в Алайской
долине. В ночь с 18 на 19 февраля 1876 года
раненый Пулат-хан был схвачен соратниками
и выдан царским властям. По приговору
военного суда он был приговорен к смертной
казни и 1 марта 1876 года повешен на площади
в Маргелане.
41,Завоевание Россией
Южного Кыргызстана
В 1865 г. вследствии
действий крупных военных сил
русских власть Кокандского ханства
ограничивалась лишь Ферганской долиной
и кыргызскими кочевьями Памиро
- Алая. Ограничение территории вызвало и сокращение
доходов в казну, что побуждало хана увеличить
размер налогов и податей с оставшегося
населения. В этих условиях южные кыргызы
также стали подумывать о присоединении
к России. Весной 1874 г. часть восставших
во главе с кыргызом Мамыром обратились
к генерал - губернатору Туркестана с просьбой
принять их в русское подданство. 18 февраля
1876 г. территория Кокандского ханства
царским манифестом объявляется присоединенной
к России и преобразовывается в Ферганскую
область в составе Туркестанского генерал
--губернаторства. Первым военным губернатором
новой области стал ее завоеватель М. Д.
Скобелев.
42,Курманжан Датка –
рпавительница алайских кыргызов
Родилась она
семье простого кыргыза- кочевник из
рода монгуш на Алае. На 18-ом году ее выдали замуж за человека,
которого она впервые увидела в день свадьбы.
Он ей не понравился, и она, вопреки традиции
и религии, не пошла к мужу и осталась в
юрте отца. В 1832 г. энергичный феодал Алымбек-
датха, управляющий кыргызами Алая, освободил
Курманжан от «брачного контракта» и сам
женился на ней. Курманжан стала хорошей
помощницей мужу. В его частые отсутствия
(он вскоре стал приближенным, а затем
и первым визирем кокандского хана) несла
бремя управительницы Алая. После смерти
Алымбека (в результате дворцовых распрей
в 1862 г.) Курманжан, отомстив убийцам мужа
собрала около себя свиту преданных ей
батыров и осталась правительницей Алая.
Еее признали бухарский эмир Музафар и
кокандский Худояр-хан, присвоивший ей
звание «датха» (соответствует чину генерала
царской армии). Вынужденная смириться
с поражением повстанцев Курманжан перешла
на службу к царю, призвала к этому своих
сыновей и все население
Алая. К 1876 г. Алай
с 17380 семействами был присоединен
к России. На этой территории было образовано 5 волостей: Кичи-Алайская, Наукатская,
Гульчинская, Узгенская, Ак-Буринская,
которые вошли в состав Ошского уезда.
Ими стали управлять сыновья Курманжан-датхи.
Личная жизнь ее протекала не безмятежно,
она оставалась богатой, пользовалась
беспрекословным авторитетом у кыргызов
. Когда 2-е сыновей и 2 внука были обвинены
в контрабанде, а также в убийстве таможенников,
даже Курманжан со всем своим влиянием
не смогла их выручить. Любимый сын Камчибек
был казнен. Другой сын Маматбек и 2 внука
Арсланбек и Мирзапояс – были закованы
в цепи и сосланы на каторгу в Сибирь. Датха
была раздавлена духовно, ей был нанесен
непоправимый удар. Она раздала все свое
имущество, уединилась в родном аиле, никого
не принимала. Умерла она в 1907 г. в возрасте
96 лет.
48,Российские ученый
и путешественники о кыргызах в Кыргызстане
Кыргызы во времена
Кокандского ханства и Кыргызы
в составе Российской империи - эти
времена (XVIII - начале XX вв) связаны с
именами Курманджан-датки, Пулат-хана,
Ормон-хана, Шабдан Батыра и др. - выдающимися личностями своего времени.
Представлена литература о приходе России
в Ала-Тоо. К этому периоду относится деятельность
таких известных в России и в Кыргызстане
ученых и первопроходцев, как П. Семенов-Тяньшанский,
Н.М. Пржевальский, Н.А. Северцов, Ч.Ч. Валиханов.
500Общественнно-филосо ская
мысль кыргызов во второй половине 19в
Калыгыл бай уулу, Арстанбек Байлаш уулу,
Молдо Кылыч, Молдо Нияз.
Калыгул
Бай уулу (1785-1855 годы). Его считают
видным представителем феодально-байской
идеологии. В своем основном произведении
"Акыр заман" ("Конец
мира") он воспевал
ушедшие времена, осуждал
феодальные междоусобицы, призывал манапов
к мирной жизни. Некоторые его стихи
глубоко лиричны.
Арстанбек
Буйлаш уулу (1824-1878) – акын-заманист,
представитель течения так называемого
«заманизма»- историко-философског учения
о бренности мира и его
неизбежном трагическом
конце, обладал
несомненным художественноэстетиче ким
дарованием, воспринял и творчески
продолжил лучшие традиции своих предшественников.
Молдо
Кылыч (1866-1917) – киргизский поэт, публиковал
стихи, имевшие отчетливую националистическую
и политическую направленность во времена
последних десятилетий 19 в., когда Киргизию
охватило движение джадидизма, культивировавшее
более «западный» подход к исламскому
образованию. Поэма «Кысса Зилзала» («Землетрясение»)
Молдо Кылыча Шамыр-кан уулу, изданная
в 1911 в Казани, является первым художественным
произведением в истории кыргызского
народа, напечатанным адаптированным
арабским алфавитом
Молдо
Нияз (1823—96), писавшие свои произведения
и размножавшие их в рукописях. Эти поэты
являлись образованными людьми своего
времени, что давало основание применительно
к их имени использовать дополнительный
эпитет «молдо», т.е. звание просвещённого,
образованного человека. Поэтический
сборник Молдо Нияза «Санат» («Заветы»),
состоящий из более чем 2 тыс. строк, по
своему содержанию является продолжением
му-сульмано-тюркски традиций в поэзии.
В них затрагиваются такие темы, как жизнь
и смерть, добро и зло в философском аспекте,
а также отражены исторические события,
происшедшие на кыргызской земле в 19 в.
51,Акынская поэзия второй
половины 19- начало 20 вв. Т. Сатылганов,
Б.Алыкулов, Тоголок Молдо (Б.Абдрахманов)
Т. Сатылганов (1864-1933) Культура К-на конца 19-20 в развивалась
в духетрадиционной материальной и духовной
культуры. Новые экономические, социальные
отношения, сложившиеся в результате присоединения
царской Россией К-на, обусловили новые
тенденции в жизни к-го народа. Великий
акын кыргызского народа заслужил широкое
признание за то, что пел о тяжелой судьбе
своего народа, воспевал идеи справедливости,
обличал властьимущих. Для многих он стал
наставником. За защиту простого народа
против произвола баев и манапов царские
власти сослали его в Сибирь, как участника
Андижанского восстания. В ссылке он понял,
что борьба против угнетения составляет
смысл стремления к свободе.
Тоголок
Молдо (1860-1942 гг.) – наст.имя Байымбет
Абдрахманов, великий киргизский акын,
знаток киргизского фольклора, исполнитель
эпоса "Манас", основатель жанра басни
в киргизской литературе. До конца своей
жизни он верно служил народу своим вдохновенным
творчеством.Видную роль в развитии киргизской
культуры играл и Тоголок Молдо. Он родился
в 1860 г. в Ак-Талинском районе Тянь-Шаньской
области. Тоголок Молдо - выходец из семьи
бедняка. В ряде своих произведений он
выступает против царского и феодального
гнета. Тоголок Молдо высоко ценил русскую
демократическую культуру, призывал народ
учиться у русских. В его творчестве отразилось
влияние русской литературы.Наряду с поэзией
развивается и музыка. Многие акыны были
не только поэтами, но и композиторами.
Сокровенные мысли и чувства киргизского
народа воплощались в высоко эмоциональных
и высоко художественных мелодиях и песнях
Токтогула, Тоголока и т.д.................