Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Научные знания Древней Индии: математика, астрономия, медицина
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 28.08.2012.
Год: 2012.
Страниц: 6.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное
Государственное Бюджетное
образовательное учреждение
высшего
профессионального
образования
ВЯТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Заочное
отделение
Контрольная
работа
по дисциплине
«Концепции современного естествознания»
на тему:
Научные
знания Древней Индии: математика, астрономия,
медицина.
Выполнила
студентка группы ПИЭ-41-00
Симакова Евгения Олеговна
Проверил
Соловьёв С.В.
2012г.
Содержание
Введение……………...3
Научные знания
Древней Индии………..…….8
2.1 Математика…………...9
2.2 Астрономия……….……….10
2.3 Медицина……….……….11
3. Заключение……….……..…13
4. Библиографический список.…..……….20
Введение
Древняя
Индия относится к числу первых
мировых цивилизаций, и внесла в мировое
естествознание большое количество ценностей.
В Индии деятельность человека была направлена
не столько на покорение природы, сколько
на духовное совершенствование самого
человека. Науки в Индии были связаны с
религией и философией и достигли значительных
успехов.
Господствующая
в Индии кастовая система общества
отразилась и на занятиях науками. Первоначально
считалось, что заниматься «высокими»
науками, связанными с познанием
богов и священных текстов, имеют
право только жрецы (брахманы). Молодые
брахманы должны были наизусть заучивать
со слов учителя священные тексты, а также
знать все тонкости мифологических сюжетов
и обрядов жертвоприношения. Считалось,
что практика жертвоприношений имитирует
природные процессы и поэтому лишённый
знаний о мироздании жрец неправильно
произведёт жертвоприношение.
1.
Математика Древней
Индии
Индийцы
изобрели числительные, немецкий филолог
Шлегель отмечает, что "десятичная
система счисления, являющаяся наряду
с письменностью одним из важнейших
достижений человечества, с общего согласия
авторитетных историков признана изобретением
индийцев"
Крупнейший
индолог и Моньяр Вилльямс в своей
книге "Мудрость индийцев" признает,
что "у них (индийцев) арабы почерпнули
не только первые представления об
алгебраическом анализе, но и те цифры
и десятичную систему, которые используются
теперь во всем мире".
Другой
английский исследователь Хантер отмечает,
что "им (индийцам) мы обязаны изобретением
чисел десятичной шкалы, и индийские
цифры от 1 до 9 являются сокращенными
формами начальных букв самих числительных,
а ноль представляет собой первую букву
санскритского слова "шунья", что
значит "пустота". Арабы заимствовали
их у индийцев и способствовали их распространению
в Европе.
Открытия
древних индийцев в области точных
наук повлияли на развитие арабской и
ирано-персидской науке. Почетное место
в истории математики занимает ученый
Арьяпхата, живший в V- начале VI века н.
э.
Почетное
место в истории математики занимает
ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI
века н.э. Ученый знал значение “пи”, предложил
оригинальное решение линейного уравнения.
Более развита была алгебра, а понятия
“цифра”, “синус”, “корень” впервые
появились именно в Древней Индии. Достижения
древнеиндийских математиков превзошли
то, что было сделано в этих областях знаний
в Древней Греции. В Индии употреблялся
знак, обозначающий 0. В Индии был создан
своеобразный солнечный календарь. Год
состоял из 360 дней. Алгебра.
Древние индийцы умели решать квадратные
уравнения и были знакомы с иррациональными
числами и извлечением корней. Алгебра
развивалась вместе с астрономией, следовательно
можно заключить, что она существовала
еще в 3000-2500 г. до н.э.
Мудрец
Бхаскарачарья написал книгу "Сиддханта
сиромани" ("Основополагаю ие принципы"),
содержащую трактаты по алгебре и арифметике.
Его деление круга примечательно детальным
анализом: 60 викальпа (секунд) = 1 кала (минута)
60 кала = 1 бхага (градус) 30 бхага = 1 раси
(время зенита одного из зодиакальных
знаков, т.е. европейский месяц) 12 раси
= 1 бхагана (оборот, цикл) Арьябхата и Бхаскарачарья
были выдающимися учеными того времени.
Как пишет английский математик Лесбридж,
Бхаскарачарье "были известны математические
действия очень близкие дифференциальному
исчислению современных европейских математиков". Геометрия.
Древние индийцы достигли больших успехов
в геометрии. Эта наука была известна им
задолго до написания "Сурья Сиддханта"
("Законы солнца") (2000 г. до н.э.), где
изложена рациональная тригонометрическая
теория. Она основывается на теореме о
синусе дуги и включает ряд теорем, сформулированных
и доказанных в Европе лишь несколько
столетий спустя.
"Индийцы
знали о различных свойствах
треугольников, в том числе
о том, что площадь треугольника
можно выразить через его стороны,
и о соотношении между радиусом
и длиной окружности и измеряли их в
одних и тех же единицах. Это соотношение
не было известно за пределами Индии вплоть
до современности".
Исследования
пролили свет на астрономические
таблицы, составленные, по всей вероятности,
по принципам геометрии около
3000 г. до н.э. Известными учеными древности
были Арьябхата (5 в. н.э.), Шридхарачарья,
автор "Patiganita&quo ; (9 в. н.э.), Бхаскара (629
г. н.э.) и Бхаскара II (1114 г. н.э.). Нумерация.
Современные цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0, получившие
мировое признание и распространение,
по мнению большинства учёных, индийского
происхождения. Но это вовсе не значит,
что у самих индейцев они именно такой
вид. Нужно было много веков, чтобы индийские
обозначения цифр приняли, наконец, современную
форму. Счёт целых чисел в Индии с древних
времён носил десятичный характер. Полагают.
Что цифры самих индийцев, которыми они
пользовались раньше в своей десятичной
системе, произошли от первых букв числительных
имен. Подтверждением этому служит то,
что на санскритском языке, которым обычно
пользовались индийские ученые, первые
десять числительных имен все начинаются
с различных букв.
Рисунок
1.
Одной
из первых нумераций, применявшихся
в Индии, были цифры «карошти». Числа
«карошти» записывались справа налево.
В
отличие от цифр карошти, цифры брахми
записывались слева направо, как индийское
письмо. Важным отличием цифр брахми
от карошти было наличие специальных знаков
для чисел от 1 до 9. Эта особенность цифр
брахми стала предпосылкой для создания
в Индии десятичной позиционной нумерации.
Наряду
с цифровой записью в Индии
широко применялась словесная система
обозначения чисел, этому способствовал
богатый по своему словарному запасу
санскритский язык, имеющий много
синонимов. При этом 0 обозначался
словами «пустое», «небо», «дыра»; 1-
предметами имеющимися только в единственном
числе: Луна, Земля; 2- словами «близнецы»,
«глаза», «ноздри», «губы»; 4 – словами
«океаны», «стороны света» и т.д.
Например:
число
1021 – «Луна» - «Дыра» - «Крылья» - «Луна».
На
основе цифр брахми выработались современные
индийские цифры «деванагари», применяющиеся
в десятичной позиционной системе, от
которой происходят десятичные позиционные
системы арабов и европейцев. Система
счисления.Индийская система исчисления
завоевала признание не сразу. Обладая
простотой и удобством по сравнению с
другими исчисления, она «медленно, но
верно» входила в жизнь и быт народов.
К
основным арифметическим действиям
индийцы относили сложение, вычитание,
умножение, деление, возведение в квадрат
и куб, и извлечение квадратного
и кубического корней.
Вычисления
индийцы производили на счётной
доске, покрытой песком или пылью, а
то и прямо на земле. Поэтому арифметические
вычисления иногда назывались «дхули-карма»
- работа с пылью. Числа записывались
заострённой палочкой. Чтобы хорошо
различать цифры, их писали довольно крупно,
поэтому промежуточные выкладки стирались.
Это наложило отпечаток на индийские способы
вычисления.
Сложение
и вычитание производились как
слева направо, т. е. от низших разрядов
к высшим, так и наоборот.
Для
умножения существовало около десятка
способов. При основном способе умножения
операцию можно было начинать как с низшего,
так и с высшего разряда. В процессе умножения
цифры множимого постепенно стирались,
а на их месте записывались цифры произведения.
При
делении делитель подписывался под делимым
так, чтобы первые их цифры находились
одна под другой, и из цифр делимого, написанных
над делителем, вычиталось максимальное
кратное делителя, не превосходящее числа,
образованного этими цифрами. Затем делитель
передвигался на один разряд вправо и
таким же образом вычитался из цифр остатка.
Существует
несколько способов возведения в
квадрат и куб. Шридхара в своём
«Питиганите» излагает методы, которые
в наших обозначениях можно выразить
формулами
n2
= (a + b) 2 = a2 + 2ab + b2
n3 = (a + b) 3
=a3 + 3a2b + b3
n2=
(a+b) 2= (a-b) 2+4ab
n3= (n-1)3+3n (n-1) +1
...
Извлечение
квадратного корня в Индии, как
и в Китае, основано на разложении
Квадрата двучлена, но при этом не применялся
метод Горнера.
Так
как при выполнении арифметических
действий приходилось стирать промежуточные
выкладки, проверить непосредственно,
верны ли окончательные результаты,
было невозможно. Для проверки индейцы
рекомендовали не обратные операции,
а так называемую проверку с помощью
9, основанную на том, что остаток при делении
целого числа на 9 равен остатку при делении
на 9 суммы цифр этого числа.
Индийцы
записывали дроби так, как это
делается в настоящее время: числитель
над знаменателем, только без дробной
черты. Друг от друга дроби отделялись
вертикальными и горизонтальными линиями.
3.
Астрономия Древней
Индии
Древнеиндийские
трактаты по астрономии свидетельствуют
об очень высоком развитии этой науки.
Независимо от античной науки индийский
ученый Арьяпхата высказал идею о вращении
Земли вокруг своей оси, за что был гневно
осужден жрецами. Введение десятичной
системы способствовала точным астрономическим
расчетам, хотя обсерваторий и телескопа
у древних индийцев не было.
В
V-VI в. н.э. Индийским учёным была известна
шарообразность Земли и закон земного
притяжения, а также вращение Земли вокруг
своей оси. В средние века эти научные
открытия заимствовали у индийцев арабы.
Граф
Бьорнстшерна в своей книге "Индуистская
теогония" доказывает, что астрономия
в Индии была высоко развита еще в начале
железного века, около 5000 лет тому назад.
Индийцы
знали о предварении равноденствий
и о том, что за сутки земля
совершает оборот вокруг своей оси.
Жрецы-брахманы говорили об этом в 5 в.
до н.э.
Знаменитые
ученые написали множество трактатов
по астрономии и астрологии, которой придавалось
не меньшее значение. Известными учеными
были Парашар (12 в. до н.э.), Арьябхата и
Варахамихира.
"Индийские
астрономы знали о делении
эклиптики на лунные дома, о
предварении равноденствий, обороте
луны вокруг своей оси, расстояние от нее
до Земли, размеры орбит планет, способы
вычисления дат затмений" (Вильсон,
"История Индии").
Древние
знали, что Земля имеет форму
шара. В астрономическом трактате
"Арьябхатейя&q ot; мы читаем: "Земля
расположена в центре вселенной, она состоит
из пяти элементов и имеет сферическую
форму".
Теория
гравитации излагается в труде мудреца
Бхаскарачарьи "Сиддхантха сиромани"
следующим образом: "Благодаря
силе тяготения Земля притягивает
к себе все предметы, и кажется,
что они падают на землю".
Другой
древний ученый, Гаргья, первым перечислил
созвездия и разделил зодиакальный
пояс на 27 равных частей. Говорят, что
Варахамихира, сын Гаутамы, первым обнаружил
планету Юпитер (в индийской ирадиции
Брихаспати), ссылки на что есть в Ригведе.
Ближе
к современной эпохе, в 1727 г. н.э.,
родился махараджа Джай Синх II, строитель
Джайпура, одного из наиболее старых городов,
следующих единому плану сторительства,
и создатель знаменитых обсерваторий
в Джайпуре, Дели, Варанаси, Матхуре
и Удджайне. Часть приборов в этих обсерваториях
до сих пор работает точно. Солнечные часы
в Джайпуре сообщают время с точностью
до двух секунд! Джай Синх также внес исправления
в индийский календарь.
4.
Медицина Древней
Индии
Значительно
расширились знания в области анатомии,
а также медицинских свойств растений
и смол. Таксила, например, был широко известным
центром медицинских знаний в 5 в. до н.э.
Два выдающихся медика древней Индии:
Сушрута (1 в. до н.э.) и живший чуть позже
Чарака - обладали значительными познаниями
в области медицины и достигли больших
успехов в области эмбриологии. Они описывали
удивительные операции, как, например,
лечение катаракты путем смещения больного
хрусталика, произведенного введением
в глаз бронзовых игл; или профессионально
выполненная пластическая операция по
пересадке кожи со лба на поврежденный
нос. О растущем интересе к медицинским
знаниям свидетельствуют и буддийские
тексты. Целый ряд монастырских общин,
например в Нагарджуниконде, имел больницы.
Получила развитие не только медицина,
но и ветеринария, причем индийским специалистам
приходилось лечить даже таких крупных
животных, как слоны.
Древнеиндийские
медики открыли вакцинацию как способ
борьбы с оспой. Еще в VIII в. до н.э. индийские
хирурги владели техникой кесарева сечения,
ампутации, извлечения почечных и желчных
камней, заложили основания пластической
хирургии
До
сих пор в Индии большим
почетом пользуется Аюрведа - наука
о долголетии. Она зародилась еще
в глубокой древности. Древнеиндийские
врачи изучали свойства трав, влияние
климата на здоровье человека. Большое
внимание уделялось личной гигиене и диете.
На высоком уровне находилась и хирургия;
известно о 300 операциях, которые были
способны сделать древнеиндийские врачи;
кроме того, упоминается о 120 хирургических
инструментах. Популярная в наши дни тибетская
медицина основана на древнеиндийской
науке Аюрведа. Индийская медицина особое
внимание уделяла влиянию на человеческий
организм природных условий, а также наследственности.
Существовали и трактаты по врачебной
этике.
По
свидетельству английского исследователя
Уильяма Хантера "индийская медицина
включала в себя все области этой
науки. Она описывала строение организма,
органы, связки, мышцы, сосуды и ткани.
Лекарственные вещества включали широкий
спектр средств минерального, растительного
и животного происхождения. Фармакологии
были известны сложные способы изготовления
лекарственных препаратов и их классификация
с подробными указаниями по их назначению
и применению".
Замечательным достижением
древних и средневековых медицинских
знаний является традиционная система
индо-тибетской медицины, которая
на протяжении долгих веков формировалась
на основе лучших традиций народной медицины
многих стран этого региона.
Индо-тибетская
медицина располагала своеобразными
методами лечения, собственной системой
теоретических взглядов и особыми
философскими концепциями, впрочем, весьма
подобными философским построениям
врачевателей других государств древности.
Содержание
даже самых ранних индийских трактатов
свидетельствует о весьма высоком уровне
медицинских знаний в глубокой древности.
Уже около 1 тысячелетия до н.э., когда большинство
философских и научных школ Древней Индии
достигли наивысшей ступени развития,
в зените расцвета находилась и медицина.
К примеру, медицинские знания нашли свое
отражение в столь почитаемом на Востоке
"Астрологическ м календаре животных",
имеющем огромное медицинское значение
при диагностике заболеваний и определении
индивидуальных особенностей пациентов.
Важнейшая
из естественных наук, медицина была поставлена
на вполне рациональную основу. Главным
принципом индо-тибетской медицины
во все времена являлось положение
о единстве и целостности человеческого
организма. Поэтому и любое заболевание
рассматривалось древними медиками Индии
и Тибета как болезнь всего организма.
Лечению подвергалась не болезнь, но сам
конкретный пациент со всеми его особенностями
и индивидуальными предрасположенностями
распознавание которых древними диагностами
было развито до совершенства.
Отношение
врачевателей Древней Индии и
Тибета к лечению выражалось следующим
образом: только весь комплекс физических,
психических и умственных состояний
человека определяет его болезнь
или здоровье. Индо-тибетская медицина
никогда не впадала в "узкий физиологизм",
столь типичный для ряда лечебных школ
античной Эллады и возродившийся во многих
позднейших формах западной медицинской
науки Нового Времени.
Врач
в Индии обязан был досконально
знать психологию, ботанику, биологию,
фармакологию, химию и другие науки. Характерно,
что лечение болезни не прекращалось с
выздоровлением. Лекарь обязан был продолжать
наблюдение за пациентом и далее, чтобы
надежно обеспечить полное восстановление
функций организма, гарантирующее здоровье
и активное долголетие.
Основы
древней традиционной индо-тибетской
медицины передавались от учителя к
ученику в устной традиции. И лишь
гораздо позднее опыт медицинской
мысли был обобщен и записан
под общим названием "Аюр-Веда"
что в переводе с древнего индийского
языка - санскрита - означает "Книга
Жизни".
В
"Аюр-Веде" описываются свойства
более чем 1000 лекарственных растений,
приводятся самые разнообразные
методы и приемы лечения - от психотерапии
до хирургического вмешательства, содержится
обширный теоретический материал, изучение
которого свидетельствует о серьезных
попытках древних индийских медиков осмыслить
наблюдаемые ими явления, построить общую
медицинскую теорию.
Древние
медики Индии и Тибета полагали,
что в основе человеческого организма
лежат три главных Первоэлемента,
которыми и определяются все функции организма:
Ветер - Вата, Желчь - Питта и Флегма - Капха.
В Тибете и Индии эти Первоэлементы отождествляли
соответственно с принципами Движения,
Огня и Размягчения.
В
соответствии с общепринятой в те
далекие времена концепцией принципиального
и неразрывного единства организма человека
и необъятного Космоса три Первоэлемента
имеют как бы собственно организменный
(психофизический) и общекосмический аспекты
проявления.
Ветер
в природе - носитель света, прохлады,
распространяющегося в пространстве звука,
быстро несущихся потоков. Внутри тела
человека Ветер заведует кровообращением,
пищеварением, выделением и даже обменом
веществ, предусматривающим активное
движение сложных молекулярных биохимических
комплексов. Ускорение же или замедление
"движения соков и веществ" посредством
Ветра нарушает нормальную жизнедеятельность
организма.
Желчь
представлена в Природе Огнем, а
в организме она обуславливает
"естественное тепло", поддерживает
температуру тела и обеспечивает
деятельность пищеварительных органов
и активность сердечной мышцы.
Флегма
в Космосе и человеке ассоциировалась
со всевозможными "мягкими" веществами.
Ее сравнивали со смазочным маслом,
покрывающим все твердые и
шероховатые субстанции и способствующим
их движению и взаимодействию.
При
каких-либо нарушениях в действии Ветра,
Желчи и Слизи наступает заболевание.
Оно тем более опасно и тяжело,
чем глубже нарушена гармония между
тремя Первоэлементами.
Согласно
древним медицинским трактатам
Индии и Тибета, действительно гармоническое
сочетание трех Первоэлементов наблюдается
лишь у немногих людей. У большинства же
преобладает один из слагающих организм
Первоэлементов. Само по себе это не способствует
развитию заболевания, но если в результате
несоблюдения правильного режима, дурного
питания, неблагоприятных жизненных обстоятельств,
несоответствующего климата и тому подобного
один из Первоэлементов достигает чрезмерного
развития, наступает состояние болезни.
И врач возвращает здоровье, приводя все
три Первоэлемента в необходимое равновесие
посредством строго предписанных лечебных
указаний.
Хотя
физиологические концепции Древней
Индии и Средневекового Тибета находились
под влиянием, казалось бы, наивных
представлений, это не помешало врачам
на их основе разработать и апробировать
множество важных и удивительно действенных
диагностических и лечебных приемов.
Интерес
к теориям и практике индо-тибетской медицины
тем более естествен и обоснован потому,
что, по утверждению видного специалиста
в области традиционной медицины Индии
доктора Ананда Кумара Кесвани, "...Аюр-Веда
и по сей день остается живой наукой, поскольку
миллионы людей в Индии лечатся согласно
ее предписаниям. Трудно повесить ярлык
ненаучности на систему знаний, которая
выдержала испытание столетиями".
Множество
лекарственных растений и методов лечения
из арсенала индо-тибетской медицины уже
прочно вошло в практику современного
врачевания. Это термопсис, байкальский
шлемник, солодка, препараты раувольфии,
иглоукалывание и гелиотерапия. Однако
до настоящего времени индо-тибетская
медицина еще не изучена с собственно
научных позиций. Не выяснена сущность
даже самых основных, фундаментальных
для практики теоретических положений
этой древней науки, не говоря уже о системном
анализе огромного опыта применения конкретных
лекарственных составов природного происхождения
и клинических моделей.
Что
касается развития в древности анатомии,
то представляется любопытным тот факт,
что вскрытие трупов в целях их
изучения никогда не встречало в
Древней Индии никакого противодействия.
В подавляющем же большинстве государств
древности и средневековья хирургическое
рассечение трупов было абсолютно запрещено.
В Китае, к примеру, этот запрет отменили
лишь в 1913 году! Античная же медицина обратилась
к методу анатомического исследования
лишь в эпоху эллинизма, в период упадка
Древней Эллады. К примеру, у Гиппократа
анатомическое исследование, столь важное
по современным представлениям для развития
медицины, вообще не упоминается!
Становится
понятным, почему именно у древне-индийского
врача Сушруты, а не у Корнелия Цельса,
как считали еще не так давно, можно найти
действительно первое историческое описание
местного воспалительного процесса.
Вполне
допустимо предположить, что уже
в первые века нашей эры индийское
влияние на античную медицину Греции
становится весьма серьезным фактором
развития последней. Взгляды, отраженные
в древних индийских медицинских трактатах,
в известной мере параллельны воззрениям
древних греков, хотя, судя по всему, речь
идет об общих особенностях развития человеческой
мысли, а не о каких-либо непосредственных
влияниях и зависимостях. Впрочем, и заимствования
имели место в истории взаимосвязей греческой
и индийской культур. Тот же Ананд Кумар
Кесвани утверждает, что "...следовало
бы назвать Древнюю Грецию не прародительницей
современной медицины, а ее нянькой. Мы
(имеются в виду индусы) можем гордиться
тем фактом, что медицинская наука Древней
Индии сделала для рождения современной
медицины не меньше, чем наука любой другой
древней или средневековой страны". Хирургия
(Шалья-крия). Исследователь Эльфинстоун
свидетельствует, что "хирургия у индийцев
так же развита, как и медицина в целом".
Отцом хирургии считают мудреца Сушруту.
В древности широко использовались более
127 разновидностей хирургических инструментов,
причем некоторые из них были настолько
острыми, что ими можно было рассечь волос.
В их число входили скальпели, ланцеты,
зажимы, ложки, щипцы и т.д.
Было
14 видов повязок. Шины изготавливали
из тонких полосок бамбука, которые
связывали веревкой и отрезали края
в зависимости от необходимой длины.
Такие шины стали использоваться впоследствии
в британской армии.
Хирурги
древности производили ампутации
и останавливали кровотечения при
помощи прижатия, повязки в форме
чашки и кипящего масла. Они практиковали
камнесечение; проводили операции в брюшной
полости и матке; лечили грыжу, свищ и геморрой;
вправляли переломы и вывихи; и искусно
извлекали инородные тела.
Часто
проводились операции на замутненном
хрусталике глаза и крупные операции
на головном мозге. Особая область хирургии
была посвящена ринопластике, т.е. операциям
по исправлению формы носа и ушей. Врачи
умели лечить невралгию и были специалистами
по акушерству, женским и детским болезням.
В
процессе обучения будущие врачи
тренировались на тканях и клетках
растений и на телах мертвых животных,
производили вскрытия. Была составлена
классификация болле чем 300 костей в теле
человека. Атрейя
и его школа
врачевания. Мудреца Атрейю можно назвать
первым великим учителем, рассматривавшим
медицину как единую систему. Он считал,
что организм человека состоит из трех
элементов: ваю, кафа и питта. Ваю регулирует
психическую деятельность и работу нервной
системы, затаргивая процессы восприятия
и движения. Кафа служит смазкой для всех
органов. Питта отвечает за пищеварение
и обмен веществ, в том числе выработку
ферментов. Кровь - ракта - связует эти
три элемента в единство "тридхату"
для поддержания внутреннего баланса,
известного современным врачам как гомеостаз.
Каждый из трех элементов подразделяется
на пять отдельных компонентов.
В
здоровом теле сохраняется состояние
равновесия между всеми элементами.
Вследствие неправильного питания
пропорция нарушается и приводит
к заболеваниям. Причиной подобных
расстройств являются также психические
факторы и сезонные изменения. Поэтому
врач должен осматривать организм в целом,
а не только пораженные части или органы.
Цель лечения в устранении причины недуга,
а не в снятии симптомов.
Атрейя
также разделял вещества на 63 группы
в зависимости от их вкуса, в котором
выделялись такие оттенки как послевкусие,
относительные и высшие степени вкуса.
Знание этих оттенков было необходимо
для врача.
До сих
пор в Индии большим почетом
пользуется аюрведа. Древнеиндийские
врачи изучали свойства трав, влияние
климата на здоровье человека. Большое
внимание уделялось личной гигиене и диете.
На высоком уровне находилась и хирургия;
известно о трехсот операциях, которые
были способны сделать древнеиндийские
врачи; кроме того упоминается о 120 хирургических
инструментах.
ВЫВОД
Естественнонаучные
знания Древней Индии оставались очень
зависимыми от религии. Как и вся наука
древности индийская наука не знала основных
законов природы, которые являются основанием
любого объяснения мира. Однако в некоторых
областях индийцы сделали важные открытия
. Развитию медицины способствовали два
фактора: буддизм и интерес к физиологии,
связанный с феноменами йоги и мистическим
опытом.
Следует
заметить, что почитание знаний - это отличительная
черта индо-буддийской культуры. Учиться
в Индию приезжали специалисты из многих
стран. В ряде городов Индии функционировали
университеты, в которых изучались религиозно-философск е
тексты, астрономия, астрология, математика,
медицина и санскрит. Но характерно то,
что евклидовой геометрии в индийской
науке не появилось. Индийских ученых
не интересовала логика научных знаний,
их больше волновали тайны вселенной и
практические вопросы калькуляции, составление
календаря и измерения пространственных
форм.
Список
литературы
1. Авдеев
В. И. «История Древнего Востока»,
1948 г.
2. Введение
в культурологию — М., 1995
3. Кукк
В.А., Сергеев С.В. « Концепция современного
естествознания» –М., 2001
4. Левин
Т. М. «Древнеиндийская цивилизация», —
М., 1993. и т.д.................