Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Методы определения потребности в материальных ресурсах
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 02.11.2012.
Год: 2012.
Страниц: 19.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
?44
МИНИСТЕРСТВО образованиЯ И НАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРОИЗВ ДСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС»
Факультет Дистанционного обучения
Кафедра «Предпринимательство и маркетинг»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Логистика» на тему: «Методы определения потребности в материальных ресурсах»
Выполнила: студентка Попова Лилия . группа ___5-5 Мн___ специальность ___ Руководитель: Воскобойников А. В. Оценка работы ___
Мценск 2011 г.
Содержание Введение………………3 Глава 1. Основы обеспечения предприятия материальными ресурсами. ..6 1.1. Сущность и классификация материально-техничес их ресурсов…………..6 1.2. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия……………..10 1.3. Методы определение потребности в материальных ресурсах….15 Глава 2. Анализ обеспеченности и использования материальных ресурсов в ЗАО «Символ»…………20 2.1. Общая характеристика предприятия………20 2.2. Обеспеченность материальными ресурсами ЗАО «Символ»….24 2.3. Проблемы логистической деятельности предприятия ЗАО «Символ»……………….30 Глава 3. Мероприятия по совершенствованию закупочной логистики…..33 3.1. Предложения для усовершенствований логистики в ЗАО «Символ» на базе тренингов………35 Заключение………………37 Список используемых источников……….39 Приложение А (бухгалтерский баланс)……….40
Введение Логистика включает в себя управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность. В соответствии с этим выделяют пять функциональных областей логистики: 1) Закупочную – управление снабжением предприятия сырьем и расходными материалами; 2) Производственную – планирование, контроль, управление транспортировкой и складированием; 3) Распределительную – внутризаводская переработка сырья, материалов и полуфабрикатов; 4) Транспортную – доведение готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего; 5) Информационную – передача, хранение и обработка соответствующей информации. На каждом предприятии разрабатывается концепция логистики — система взглядов на повышение эффективности функционирования предприятия. Она опирается на долгосрочные цели предприятия и обеспечивает согласованность действий всех подразделений. Сотрудники функциональных подразделений предприятия должны принимать активное участие в разработке концепции. Это не только усиливает степень их мотивации к согласованной работе, но также благодаря внедрению новых идей может улучшить содержание самой концепции. Выработка такой концепции опирается на анализ логистических систем, созданных на предприятии. Логистическая система проектируется для непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материального ресурса. В основном обеспечение ресурсами начинается с закупочной деятельности, а любая закупка – с определения потребности в материальных ресурсах организации. На данном этапе решаются вопросы: что, сколько и когда необходимо закупить. Под потребностью в материальных ресурсах понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов. Потребности каждого предприятия можно разделить на две большие группы. Различают общую, валовую, или брутто-потребность, чистую, или нетто-потребность, а также первичную, вторичную и третичную потребности. Такую классификацию используют при определении объемов закупок и установлении их очередности. Общая потребность включает валовую потребность на производственную программу и зарезервированный объем сырья, материалов и комплектующих для специального использования. Валовая, или брутто-потребность, — это потребность на производственную программу без учета имеющихся производственных запасов и готовой продукции. Чистая, или петто-потребность, — это потребность в сырье, материалах, комплектующих на производственную программу с учетом имеющихся заделов на рабочих местах и запасов готовой продукции. Первичная потребность определяется как потребность в изделиях, договоры на производство и поставку которых уже заключены, т. е. в изделиях, выпуск которых имеет приоритет. Вторичная потребность — потребность в изделиях, подлежащих изготовлению в рамках производственной программы, но договоры, на поставку которых еще не заключены. Третичная потребность — потребность на производственную программу во вспомогательных материалах производственного назначения. После определения потребности в материальных ресурсах и прежде чем определять возможных поставщиков, необходимо принять решение, закупать те или иные виды материальных ресурсов либо производить самим. Вопрос «производить или закупать», так называемая «задача МОВ» («Маке or Вuу» — сделать или купить), является важным стратегическим решением для каждой организации. Суть задачи заключается в обоснованном решении вопроса о самостоятельном производстве нужных предприятию деталей, комплектующих изделий и т. д. или покупке их у иного производителя. Для принятия окончательного решения обычно оцениваются соответствующие затраты и достижимый уровень качества. Актуальность данной работы заключается в том, что необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьём и материалами необходимого ассортимента и качества. Целью данной работы являются методы оценки эффективности определения потребности в материальных ресурсах. Задачи данной работы: Ознакомиться с понятием сущность управления материальными ресурсами, их классификацией, значением материальных запасов. Рассмотреть методы определения потребности в материальных ресурсах; основные направления логистической оптимизации. Провести оценку эффективности определения потребности в материальных ресурсах в ЗАО «Символ». Привести рекомендации по совершенствованию закупочной логистики на исследуемом предприятии.
1. Основы обеспечения предприятия материальными ресурсами. 1.1. Сущность и классификация материально-техничес их ресурсов Материальные ресурсы в широком смысле слова представляют собой совокупность вещественных условий воспроизводства. Первоисточником материальных ресурсов является природа, хотя в реальной жизни все материальные ресурсы создаются в процессе целесообразной деятельности человека и являются продуктом труда в вещественной форме. Сущность материальных ресурсов определяется тем, что они являются материально-веществе ной основой жизнедеятельности человека и общества. Для того чтобы нормально, бесперебойно работать, каждое предприятие должно своевременно получать необходимые ему материалы, топливо, энергию в том составе и количестве, которые нужны для ведения процесса производства. Эти материальные и энергетические ресурсы должны быть рационально использованы, чтобы увеличить выпуск продукции при том же количестве выделенных материалов и топлива и снизить ее себестоимость. Материально-техничес ие ресурсы, т. е. основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия и полуфабрикаты, получаемые со стороны, составляют основную часть оборотных фондов большинства предприятий. Только в некоторых отраслях машиностроения (с длительным производственным циклом) значительная часть оборотных фондов заключается в незавершенном производстве и полуфабрикатах собственного изготовления. Материальные ресурсы, проходя последовательно стадии воспроизводственного процесса, приобретают форму товара со всеми его чертами и противоречиями (потребительная стоимость и стоимость, конкретный труд и абстрактный труд). Классификация материальных ресурсов, т.е. выделение их отдельных групп по различным признакам, необходима для выявления и обоснования потребности в материальных ресурсах, установления рациональной специализации органов оптовой торговли, действующих в сфере товарного обращения, определения требований к объектам производственной инфраструктуры (в основном качественных параметров). Виды материальных ресурсов, исходя из различных классификационных признаков. 1. По признаку участия в процессе производства: предметы труда (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и горюче-смазочные материалы, тара и упаковка, комплектующие изделия, полуфабрикаты, изделия по внешней кооперации); средства труда (основные производственные фонды, инструмент, инвентарь). 2. По номенклатурному составу (номенклатура или ассортимент – общий перечень, сортимент – перечень лесных материалов, сортамент - перечень металлопродукции). 3. По эксплуатационному состоянию и сроку годности: первичные материальные ресурсы – как продукция добывающей и обрабатывающей промышленности; вторичные материальные ресурсы – как отходы производственного потребления, т.е. остатки сырья, материалов и т.д., образовавшиеся в процессе их использования и утратившие (частично или полностью) свои потребительские свойства вследствие физического или морального износа. 4. По прочим признакам. Например: ресурсы стратегического сырья. Наибольшую долю материально-техничес их ресурсов предприятия составляют основные материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и образующие основное ее содержание. Основными материалами при изготовлении, например, автомобиля являются металл, стекло, ткань и т. п. К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в процессе обслуживания основного производства или добавляемые к основным материалам с целью изменения их внешнего вида и некоторых других свойств (смазочные, обтирочные, упаковочные материалы, красители и т. д.). В стекольном производстве обычно выделяются еще и добавочные материалы, которые присоединяются к основным в качестве реагентов стеклоплавильного процесса. К числу таких материалов относятся: в плавильном производстве — песок, кварц и другие флюсующие материалы; в мартеновском — окислители и флюсующие материалы, а также заправочные материалы (сода, алюминий). К этой же группе материалов относятся масла для термической обработки. В практике работы стекольных заводов эти материалы объединяют с основными в общую статью «сырье и основные материалы». По существу же часть добавочных материалов может быть отнесена к основным, а часть — к вспомогательным материалам. Топливо и энергию в зависимости от характера использования разделяют на: технологические, т. е. непосредственно участвующие в процессе изготовления продукции и двигательные, используемые для обслуживания процесса производства (на отопление, освещение, вентиляцию и т. п.). Эта классификация материально-энергети еских ресурсов определяет различный характер потребления указанных групп, а следовательно, и неодинаковый подход к установлению норм их расхода, к определению потребности в них и выявлению путей более экономного их использования. Вся работа по организации и планированию материально-техничес ого снабжения и использования материально-энергети еских ресурсов на предприятии может быть сведена к следующему: ? нормирование расхода материально-энергети еских ресурсов; ? определение потребности в них; ? организация материально-техничес ого снабжения; ? организация хранения материалов и топлива и выдачи их производственным участкам. В ходе этой работы, особенно на стадии разработки норм расхода материалов, проводится углубленный анализ использования материально-энергети еских ресурсов, разрабатываются и осуществляются мероприятия по их экономии. Управление материальными ресурсами представляет собой целенаправленную деятельность по синхронизации материальных потоков общественного продукта по ассортименту, качеству, количеству, срокам и месту. Организация и планирование материально-техничес ого снабжения и использования материально-техничес их ресурсов — значимый раздел деятельности предприятий, определяющий использование одного из ключевых элементов производственного процесса — предметов труда. Кроме того, стоимость предметов труда составляет преобладающую часть в себестоимости продукции предприятий многих отраслей промышленности. Таким образом, их экономное использование — важнейшее условие снижения себестоимости продукции и повышения рентабельности предприятий.
1.2. Планирование ресурсного обеспечения деятельности предприятия. Предприятия для осуществления своей деятельности используют различные материальные ресурсы, включающие основные производственные фонды и оборотные средства. Для производства своей продукции предприятие должно своевременно приобрести у своих поставщиков необходимые ресурсы в таком количестве, которое оно считает необходимым. В краткосрочном периоде планирования спроса на экономические ресурсы заключается в предложении, что предприятие приобретает какой-то определенный ресурс на конкурентном рынке и, в свою очередь, реализует произведенную продукцию на соответствующем рынке. Любое предприятие, планируя величину прибыли, должно взвешивать выгоды от приобретения каждой дополнительной единицы ресурсов, позволяющей ему производить и продавать больше продукции. Предприятие принимает решение о приобретении дополнительных ресурсов на основе сравнения получаемого или планируемого предельного дохода от применения этого ресурса с его предельными издержками. Перспективное планирование потребности различных ресурсов на каждом предприятии должно ориентироваться на удовлетворение имеющегося спроса на продукцию и соответствующего предложения с максимально возможной эффективностью производства. Существует два подхода к совершенствованию перспективного планирования ресурсов: 1) необходимость применять в стратегическом планировании укрупненные методы определения потребности экономических ресурсов; 2) возможность использовать натуральные показатели (измерители) расхода производственных ресурсов. В процессе планирования потребности ресурсов длительного пользования должны решаться следующие задачи: – определение состава необходимых входных ресурсов и их группировка по видам, функциям, способам закупки, срокам хранения и другим признакам; – установление обоснованных сроков закупки требующихся ресурсов; – выбор основных поставщиков по видам необходимых предприятию ресурсов; – согласование с поставщиками основных требований производства к качеству входных ресурсов; – расчет потребных ресурсов, размера транспортных партий и числа поставок материалов и комплектующих изделий; – определение издержек на приобретение, транспортировку и хранение материальных ресурсов. Планирование потребности входных ресурсов на многих предприятиях является наиболее разработанной стадией внутрипроизводственно о управления. Оно должно воздействовать на все остальные процессы производства, распределения и потребления, материальных благ и находиться, в свою очередь, под воздействием каждого из них. Вместе с тем на большинстве наших предприятий, как и на зарубежных фирмах, определение потребности ресурсов сводится в основном лишь к финансовому планированию. Деньги не являются единственным и наиболее важным ресурсом в перспективном или стратегическом планировании. Многие экономисты-плановики полагают, что при наличии денег все другие ресурсы можно будет приобрести по мере необходимости. Однако на предприятиях это не всегда именно так происходит, например, ни за какие деньги нельзя купить в нужное время технологическую энергию или профессиональную квалификацию персонала, которых нет в наличии или их потребность не была ранее запланирована. В любом случае более вероятно, пишет Р. Л. Акофф, что квалифицированные специалисты быстрее привлекут деньги, а не деньги привлекут их. Кроме того, критический дефицит нефинансовых ресурсов, по меньшей мере, столь же вероятен, как и критическая нехватка денег. Следовательно, сказанное подтверждает необходимость более широкого использования в планировании известных натуральных измерителей потребности ресурсов. При планировании входных ресурсов, производственных сооружений, технологического оборудования, а также различных категорий персонала и других ресурсов длительного применения экономисты-плановики обычно рассчитывают следующие важнейшие показатели: 1. Сколько потребуется ресурсов каждого вида, когда и где они будут использоваться? 2. Какое количество ресурсов будет в наличии в необходимом месте и в планируемое время, если поведение предприятия и среды останется в будущем неизменным? 3. Каков разрыв между требующимися и имеющимися ресурсами на предприятии? 4. Как устранить этот разрыв, и какие источники лучше для этого использовать? 5. Каковы будут затраты на устранение разрыва в потребности различных ресурсов? Рассмотрим более подробно перспективное планирование различных ресурсов на примере предприятий. Планируемая потребность входных ресурсов определяется обычно произведением годовых объемов выпуска продукции и норм расхода соответствующих материалов на одно изделие. В ходе планирования перспективной потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать их наличие в будущем, а также ожидаемый рост рыночных цен. Перспективное планирование потребности предприятия в технологическом оборудовании может осуществляться двумя приближенными методами: – соотношением общей станкоемкости выпускаемой продукции и эффективного фонда времени работы единицы оборудования; – делением совокупного объема производства продукции, работ или услуг на производительность одного станка. Выбор метода планирования потребности производственного оборудования зависит от применяемых исходных данных. Планируемая потребность предприятия в производственных площадях, сооружениях зависит от количества дополнительно вводимого оборудования. Гибкость планов и способность к расширению деятельности предприятия являются наиболее очевидными защитными мерами против неопределенности перспективного планирования производственных ресурсов, в том числе и трудовых. Трудовые ресурсы как экономическая категория – это совокупность трудоспособного населения, потенциально готового участвовать в производстве материальных ценностей и оказании услуг на рынке труда. Они включают в свой состав все работоспособное, экономически активное население соответствующего территориального, отраслевого или иного уровня, например всей страны, отдельного региона, определенного промышленного комплекса. Таким образом, трудовые ресурсы — это часть населения соответствующего рабочего возраста, обладающего физической и интеллектуальной способностью к труду. Планируемые натуральные показатели перспективной потребности разнообразных экономических ресурсов служат основой для определения необходимых капитальных вложений или инвестиций в предприятие. Материальные затраты имеют наибольший удельный вес в текущих затратах на производство в большинстве отраслей производственной сферы. От того, как на предприятии осуществляется процесс материально-техничес ого снабжения и контроль за соблюдением режима экономии, зависят наиболее важные показатели работы предприятия – объём производства, его рентабельность, а также финансовое состояние и ликвидность. Поэтому выбор правильного метода определения потребности в материальных ресурсах и рациональная оценка эффективности выбранного метода обеспечивает предприятию снижение издержек на обеспечение предприятия материальными ресурсами.
?(ПОДГЛАВЫ ИДУТ ПОДРЯД, ГЛАВЫ – С НОВОЙ СТРАНИЦЫ)
1.3. Методы определения потребности в материальных ресурсах. Потребность в материальных ресурсах складывается из потребности в ресурсах на основное производство, потребности на создание и поддержание переходящих запасов на конец планового периода и потребности на другие виды хозяйственной деятельности, включая и непроизводственную. Данные, предоставляемые непосредственными потребителями закупаемой продукции — материального ресурса или готовой продукции (т.е. отделом производства промышленной компании или службой продаж торгового предприятия), — в сочетании с эффективной системой учета расхода материального ресурса или объемов продаж обеспечивают необходимую информацию для определения объемов закупки. Они дают представление о расходовании материалов в производстве или о фактическом рыночном спросе на товарную продукцию. В системе учета могут использоваться разнообразные средства — от компьютерных баз, данных до обыкновенных карточек складского учета. Эти различные средства учета могут быть объединены в систему, например в каталог, содержащий подкаталоги по каждому из возможных поставщиков и данные о продвижении их товаров на рынке, разделы, содержащие сведения об имеющемся опыте работы с каждым, о ком имеются данные, о всех ранее заключенных сделках, срывах поставок, другие доступные сведения о нестандартных ситуациях и т.п. При расчете потребности в материальных ресурсах необходимо учитывать наличие средств для их покрытия. Источниками покрытия могут быть собственные или заемные средства. Потребность в материальных ресурсах планируется по всей номенклатуре материалов в стоимостном и натуральном выражении. Объемы и сроки поставок материалов на предприятие определяются режимом их производственного потребления, созданием и поддержанием необходимого уровня производственных запасов. Объем требуемых материальных ресурсов складывается из потребности в материалах, необходимых для внедрения новой техники, для изготовления оснастки и инструмента, на эксплуатационные и технологические нужды, на создание необходимого задела незавершенного производства и на образование переходящих запасов. Потребность в материальных ресурсах определяется на основе баланса материально-техничес ого обеспечения предприятия с учетом остатков и внутренних источников обеспечения. Определение потребности в материальных ресурсах можно осуществить тремя методами: 1. детерминированным - на основе планов производства и нормативов расхода; 2. стохастическим - на основе вероятностного прогноза с учетом потребностей за прошлые периоды; 3. оценочным - на основе опытно-статистическо оценки. Выбор метода зависит от особенностей материальных ресурсов, условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов. Общая стратегия планирования закупок материальных ресурсов на предприятии складывается в процессе взаимодействия финансового, операционного и логистического менеджмента. Координация и увязка требований перечисленных сфер по организации производства и общей логистической стратегии предприятия является задачей закупочной логистики. В зависимости от сложности выпускаемой продукции, состава комплектующих изделий и материалов происходит обоснование и выбор метода закупок. В закупочной логистике выделяют три основных метода закупок: 1. Оптовые закупки. 2. Регулярные закупки мелкими партиями. 3. Закупки по мере необходимости. Оптовые закупки. Данный метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала. Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода времени. Преимущества: ускорение оборачиваемости капитала, экономия складских помещений. Закупки по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную закупку, но количество товаров определяется приблизительно, выполнение каждого заказа согласовывается поставщиком с покупателем, оплачивается только поставленное количество товаров. Преимущества: ускорение оборота капитала, отсутствие обязательств по покупке определенного количества. Помимо названных методов, возможны различные их комбинации: регулярные (ежедневные, ежемесячные) закупки по Котировочным ведомостям, закупка товара с немедленной сдачей и др. Более детальную классификацию методов закупок можно представить следующим образом: ? прямые закупки - закупки материальных ресурсов непосредственно у производителей; ? встречные закупки - закупки у поставщиков, одновременно являющихся и потребителями; ? лизинг - аренда, например, складского оборудования; ? новая закупка - покупатель совершает покупку данной продукции впервые, может потребовать проведения серьезных исследований; ? обычная повторная закупка; ? измененная повторная закупка - предприятие-покупате ь изменяет спецификацию заказа, цену, условия поставки или поставщика продукции, требует проведения небольших исследований; ? комплексная закупка - осуществляется на основе комплексного решения и не требует принятия каких-либо отдельных решений. (СПИСКИ ПРИВЕСТИ К 1 ВИДУ (либо v либо - ))
Наиболее распространенные методы управления закупками могут быть сгруппированы следующим образом: ? метод увеличения объемов закупок; ? метод уменьшения объемов закупок; ? метод прямого расчета объемов закупки. Метод увеличения объемов закупок сводится к следующему: Учитывается спрос на конкретные виды продукции для принятия решения об их закупках. Анализируется спрос в течение по меньшей мере 12 мес. для учета всех возможных видов сезонных колебаний. Определяется достаточный объем спроса на протяжении 12 мес. для создания запасов конкретного вида продукции. Решения о создании запасов принимаются в зависимости от количества заказов на конкретные виды продукции, а не от количества проданной продукции. Метод уменьшения объемов закупок сводится к следующему: Ежемесячно анализируется статистика сбыта продукции, не пользующейся спросом. На основании статистики сбыта определяются те виды продукции, объем запасов которых следует сократить. Вырабатываются критерии, на основании которых определяется необходимость уменьшения или ликвидации конкретных видов запасов продукции. Сводится к минимуму доля медленно реализуемых видов продукции на основе учета показателей объема запасов продукции. Метод прямого расчета объемов закупок (вычисление средних величин без учета динамики и цикличности спроса). При этом: Определяется период времени, для которого осуществляется расчет. На основании статистики продаж за выбранный период времени определяется общее количество проданной продукции. Определяется средняя величина запасов (в неделях) путем деления общего количества проданной продукции на количество недель в выбранном периоде. Для определения запаса данного вида продукции величина оптимального уровня запаса умножается на среднюю величину запасов в неделю. По мере продаж новой продукции расчетная величина, а вместе с ней и цифры в стандартном заказе меняются. Полученная в результате расчетов величина изменяется еженедельно, отражая актуальные статистические данные, поэтому средняя величина запасов и оптимальный уровень постоянно пересчитываются. Рассмотренные методы определения потребности в материальных ресурсах имеют свои достоинства и недостатки с точки зрения точности, затрат времени, стоимости услуг и т.п. Поэтому конечных выбор метода закупок зависит от: профиля фирмы; возможностей заказчика; типа изделий; наличия и вида складов; системы контроля за состоянием запасов.
2. Анализ обеспеченности и использования материальных ресурсов в ЗАО «Символ» 2.1. Общая характеристика предприятия ЗАО «Символ» - одно из старейших предприятий России, начавшее свою историю в 1811 году, прошедшее свое развитие от небольшого завода до современного, динамично развивающегося предприятия. В 2002 году реализована инвестиционная программа по расширению производственной линии. Предприятие перешло в категорию «среднее», в его состав входит около 221 человек, в том числе около 207 - производственный персонал.
Деятельность завода:
? предприятие по производству листового стекла, стеклопакетов и окон для автомобилей отечественного и зарубежного производства;
? предприятия по производству бутылок, консервной и парфюмерной стеклянной тары;
? предприятия по производству сортовой и хозяйственной посуды, зеркал, термосов, стекла для ламп и фонарей, художественных изделий из стекла, кварца и других хозяйственно - бытовых изделий;
? оптовая и розничная торговля товаров народного потребления.
Стратегия компании – ориентация производства на интересы потребителя. Для того чтобы выжить, надо делать ставку на качество. Предприятие приступило к серийному выпуску сверхэффективного стекла с повышенными теплоизолирующими и звуконепроницаемыми свойствами, что позволяет их использование в разных строительных сооружениях. Аналогов подобной продукции в России пока нет. Секрет успеха состоит в том, что ЗАО «Символ» сохранило научный отдел. В экспериментальной лаборатории предприятия разрабатываются передовые технологии, которые удешевляют и ускоряют процесс изготовления. Главный козырь предприятия - качество выпускаемой продукции, поиск ее новых форм, своевременность поставок всех видов стекла на условиях, выгодных потребителю. С целью экономии к складам предприятия были подведены железнодорожные пути, что позволило своевременно доставлять продукцию не только по территории России, но и на Урал.
Экономические результаты деятельности ЗАО «Символ» Основная цель хозяйственной деятельности ЗАО «Символ» - получение прибыли, для чего объединяются материальные, трудовые, интеллектуальные и финансовые интересы его участников. Так же целями организации являются: - адаптация хозяйственной деятельности и системы управления организацией к изменяющимся внешним и внутренним экономическим условиям; - сохранение коллектива специалистов и руководящих работников, имеющихся в организации и привлечение лучших кадров; - обеспечение условий, необходимых для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе; - обеспечение стабильного положения на рынке; - сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов. Продажа продукции производится через дистрибьюторов, которые находятся в регионах России и ближнего зарубежья. Для нормального функционирования предприятия проводится анализ хозяйственной деятельности, маркетинговые исследования, экономические расчеты, учитывая постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка. Это позволяет сделать деятельность предприятия устойчивой, прибыльной и конкурентоспособной, а также обеспечить дальнейшее развитие. Экономические результаты деятельности ЗАО «Символ» включают в себя такие показатели как: объемы производства продукции, доходы от продаж товаров, прибыль, рентабельность. За период с 2009 по 2010 годы произведено 3488 млн. стеклобутылок (133% к 2007г.), 7073,8 млн. кв. метров строительного стекла (77%), 104 млн. единиц сортовой посуды (73,4%). Снижение выпуска строительного стекла и сортовой посуды вызвано пониженным спросом на данный товар и запуском после реконструкции завода «Хрустальный Гусь». ЗАО «Символ» имеет смешанную структуру производства с дискретным процессом производства. По времени работы в течение года оно характеризуется, как предприятие круглогодичного действия. По степени специализации - специализированное. Таблица 1 – Баланс движения фондов ЗАО «Символ»
Капитальные вложения и незавершенное производство включают: 1) объем капитальных вложений, всего - 875 тыс. руб., в т.ч. строительно-монтажны работ - 109 тыс. руб.; 2) ввод в действие основных промышленно-производс венных фондов 641 тыс. руб.; 3) ввод в действие производственных мощностей - 641 тыс. руб. Имеющееся на заводе оборудование в основном физически изношено и морально устарело. Проведение систематических анализов производственно – хозяйственной деятельности позволяет: - быстро, качественно и персонально оценивать результаты деятельности организации и структурных подразделений; - точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль; - определить расходы и тенденцию их изменения, что необходимо для определения продажной цены и расчета рентабельности; - находить оптимальные пути решения различных проблем и получение достаточной прибыли. Для всесторонней оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки обращения, бухгалтерский баланс и др. (см. приложение А стр. 40). Основным видом продукции на сегодняшний день остается листовое стекло, но в сравнении с предыдущим годом, большую прибыль предприятию приносит стеклобутылка. Финансовое положение предприятия значительно пошатнулось, однако, учитывая, что во Владимирской области ЗАО «Символ» монополизировал рынок плоского стекла, оно остается рентабельным. О чем свидетельствует закрытие большей части завода «Борское стекло» и двух из шести производственных цехов завода «СоюзСтеклоРоссия» - основных конкурентов по производству плоского (листового) стекла.
2.2 Обеспеченность материальными ресурсами ЗАО «Символ» Важнейшее значение для эффективного управления ресурсами имеет тщательная увязка планов производства с планами материально-техничес ого снабжения. Для решения этой задачи применяются различные методы определения потребности в материальных ресурсах, используется научно обоснованная нормативная база и, в первую очередь, нормы расхода и запасов материальных ресурсов. Под нормами расхода понимается плановая мера материальных затрат. Она выражает оптимальное их количество, требуемое на изготовление единицы продукции или необходимое для выполнения единицы объема работ при планируемом уровне техники, технологии и организации производства. Нормы запасов выражают плановое количество материальных ресурсов, отвлекаемых из хозяйственного оборота в запасы – в целях бесперебойного обеспечения производства и строительства. Они устанавливаются в днях, в натуральных единицах измерения и в денежном выражении. Нормы расхода и запасов материальных ресурсов должны: ? базироваться на передовой технике и технологии производства, ? отражать прогрессивные формы организации производства и материально-техничес ого снабжения; ? способствовать всемерному снижению издержек производства, обращения и повышению рентабельности работы предприятий. Эта задача решается путем применения расчетного метода нормирования. В соответствии с задачами и уровнями планирования (по отдельному предприятию или по их группе) нормы расхода материальных ресурсов и запасов могут быть детализированными (индивидуальными), групповыми и укрупненными. При наличии технически и экономически обоснованных нормативов потребность производства в материальных ресурсах определяются как произведение удельных норм на планируемые объемы производства с учетом разницы между фактическими (ожидаемыми) остатками материалов и нормативными запасами на конец планового периода. Источниками информации для определения потребности в материальных ресурсах служат: ? план материально-техничес ого снабжения; ? наряды; ? договоры на поставку сырья и материалов; ? форма № 5-3 о затратах на производство и реализацию продукции, работ и услуг; ? сведения аналитического учета о поступлении, расходе и остатках сырья, материалов. В процессе анализа производится сопоставление фактического поступления материальных ресурсов и плановой их потребности для производства стеклоплавильных работ, устанавливается полнота и правильность расчета потребности в материальных ресурсах, производится выполнение поставщиками договоров по количеству и срокам поставок. Анализ обеспеченности материальными ресурсами следует начинать с расчета величины планового в днях. Нормы производственного запаса материалов в днях определяется по формуле: Зн = Тз + Пз + Гз + Сз, (НОМЕР) где Зн – нормативный запас; Тз – текущий запас; Пз – подготовительный запас; Гз – страховой запас; Сз – сезонный запас. Таблица 1. Составные нормативного запаса (руб.)
Величина абсолютного нормативного запаса (Аз) в натуральном измерении исчисляется по формуле: Аз = Зн • Др, где Зн – нормативный запас, Др – однодневный расход материалов. в 2008 году Зн = 8407, Др = 1230,83; в 2009 году Зн = 7107, Др = 420,66; в 2008 году Аз = 8704 • 1230,83 = 10713144 руб. в 2009 году Аз = 7107 • 412,66 = 2932774,6 руб.
Фактический запас в днях определяется по их среднесуточному расходу по формуле: Здн. = О / Д, где О – остаток материала по данным отчета (т.е. страховой запас) Здн. = 1877 / 1230,83 = 1,52 дн. в 2008 году Здн. = 2409 / 412,66 = 5,84 дн. в 2009 году
Одновременно расход материалов в стоимостном измерении определяется по формуле: Др = Ор*УВ/360 , где Ор – объем строительно-монтажны работ по плану, тыс. руб., УВ – удельный вес расхода материалов в себестоимости. в 2008 году Ор = 15000 тыс. руб.; УВ = 29,54 %; в 2009 году Ор = 12000 тыс. руб.; УВ = 12,38 %; в 2008 году Др = 15000*29,54/1230,83 = 1230,83 руб. в 2009 году Др = 12000*12,38/ 360 = 412,66 руб.
Обеспеченность материальными ресурсами (В) определяется в днях по формуле: В = 0+П/Др , где П – приход материалов за отчетный период (т.е. внешние поступления). в 2008 году П = 4183; в 2009 году П = 2406; в 2008 году В = 1877+4183/1230,83 = 4,92 дн. в 2009 году В = 2409+2406/412,66= 11,67 дн.
При анализе обеспеченности предприятия материальными ресурсами в первую очередь проверяют количество плана материально-техничес ого снабжения. Проверку реальности плана начинают с изучения норм и нормативов, которые положены в основу расчета потребности предприятия в материальных ресурсах. Затем проверяется соответствие плана снабжения потребностям производства продукции и образования необходимых запасов исходя из прогрессивных норм расхода материалов. Важным условием бесперебойной работы предприятия является полная обеспеченность потребности в материальных ресурсах источниками покрытия. Они могут быть внешними и внутренними. К внешним источникам относятся материальные ресурсы, поступающие от поставщиков в соответствии с заключенными договорами. Внутренние источники – это сокращение отходов сырья, собственное изготовление материалов и полуфабрикатов, экономия материалов в результате внедрения достижений научно-технического прогресса. Реальная потребность в завозе материальных ресурсов со стороны – это разность между общей потребностью в определенном виде материала и суммой собственных внутренних источников и ее покрытие. В процессе анализа необходимо также проверить обеспеченность потребности в завозе материальных ресурсов договорами на их поставку и фактическое их выполнение.
Обеспечение потребности материальными ресурсами в ЗАО «Символ» Таблица 2.1. Обеспечение потребности материальных ресурсов договорами и фактическое их выполнение за 2008 год
Таблица 2. 2.Обеспечение потребности материальных ресурсов договорами и фактическое их выполнение за 2009 год
Коэффициент обеспеченности по плану: Кобпл = 477+2406/2883 = 1 в 2008 году Кобпл = 5648+9198/14846 = 1 в 2009 году Фактический план поставки материала выполнен на 100 % в 2008 году; и на 100 % в 2009 году. Это означает, что на 100 % удовлетворяется потребность в материале. Проверяется также качество полученных материалов от поставщиков, соответствие их стандартам, техническим условиям договора и в случаях их нарушения предъявляются претензии поставщикам. Особое внимание уделяется проверке выполнения поставок материалов, выделенных предприятию по государственному заказу и кооперированных поставок. Предприятие использует метод закупок по мере необходимости. Большое значение придается выполнению плана по срокам поставки материалов (ритмичности). Краткий анализ состояния запасов материальных ресурсов за 2008-2009 гг. на стекольном предприятии свидетельствует об удовлетворительном состоянии запасов материальных ресурсов. В конце года подсчитываются потери продукции из-за: недопоставок материалов; плохого качества материалов; замены материалов; изменение цен на материалы; простоев в связи с некоторыми нарушениями графиков поставки. В общей массе большие потери имеют место из-за неритмичности поставки сырья и материалов, в связи, с чем некоторые предприятия РФ простаивают и недополучают много продукции, а соответственно и прибыли. Однако ЗАО «Символ» не имеет таких потерь так как отсутствуют простои из-за отсутствия материалов, обеспеченность материалов равна 100 %.
2.3 Проблемы логистической деятельности предприятия ЗАО «Символ» Основными проблемами логистики методом закупок по мере необходимости стекольного завода «Символ» являются выбор поставщика и контроль за поставками. Считается, что наиболее важная часть снабжения — это поиск квалифицированных поставщиков, которые: • финансово стабильны и деятельность которых имеет долгосрочные перспективы; • доставляют в точности требуемые материалы высокого качества; • обеспечивают надежную и своевременную поставку, выполняя заказы за короткое время; • предлагают приемлемые цены и условия финансирования; • имеют хорошую репутацию. До 2010 года ЗАО «Символ» имел список проверенных поставщиков, с которыми успешно сотрудничал. Однако из-за кризиса на мировом и российском рынках организации пришлось обновлять и изменять этот список, что привело к некоторым сложностям. Поставщиков, работающих с дешевой продукцией, можно отыскать в профессиональных журналах, каталогах или через деловые контакты. Что касается поставок дорогостоящей продукции, то здесь требуется более тщательный поиск, который занимает гораздо больше времени. В основном предприятие ориентируется на процедуру получения и оценки предложений от потенциальных поставщиков наиболее распространенным способом: конкурсные торги; письменные переговоры между поставщиком и потребителем (коммерческие предложения). Однако процесс формирования новой сети поставщиков продукции должен быть более организованным. Им должен заниматься отдел закупок (отдел логистики) совместно с отделом маркетинга. Должно быть проведено маркетинговое исследование рынка продукции, составлена база данных поставщиков, отражающая их характеристики (сроки поставки, размер скидок, цены на продукцию, наличие, надежность выполнения договорных обязательств, компетентность персонала, наличие системы отслеживания заказа и др.). Исходя из полученной информации на научной основе необходимо выбрать наиболее оптимальные группы поставщиков, с которыми должны быть заключены соглашения, определяющие взаимовыгодные принципы сотрудничества. Завод «Символ» должен придерживаться стратегической ориентации не на одного, а на нескольких ведущих производителей и поставщиков рынка, в том числе мирового. Но на предприятии «Символ» снабжением занимается заместитель директора, имеющий в подчинении еще трех сотрудников. Отдельного отдела закупок нет, поэтому предприятие не имеет 100% возможности уменьшить себестоимость продукции за счет уменьшения непроизводственных расходов. Расходов связанных с увеличением времени между необходимостью ресурсов и их доставкой. Второй проблемой является удаленность складов сырья от производственных цехов. Тоесть имеют место дополнительные расходы на доставку по территории завода. Третей проблемой логистичекой деятельности «Символа» является контроль за поставками. Обычно определение размера заказа осуществляется вручную по каждой товарной позиции в специально разработанной форме таблицы Excel. Необходимо отметить, что выполнение этой операции в MS Excel требует достаточно высокой квалификации и внимания, поскольку контроль за вводом информации отсутствует. Ведется учет заказов по каждой позиции. Процедура оформления заказа завода заключается в согласовании с поставщиком размера заказа, определении точного количества и цены товара. При этом возникают трудности, поскольку информация о заказанных товарах в единой информационной системе отсутствует, а работникам коммерческого отдела необходимо знать, когда прибудет товар. Поэтому заказы на поставку товара необходимо формировать в общей информационной системе компании. При покупке необходимых ресурсов определяется оптимальное количество, и для каждой категории подготавливается «Заявление на покупку». При этом возникают сложности, так как в MS Excel трудно проследить статус выполнения заявки, к тому же информация локализуется на уровне начальника отдела закупок.
3 Мероприятия по совершенствованию закупочной логистики Основными рекомендациями по выбору поставщика является ужесточение требований к его выбору. Для сбора необходимой информации можно использовать: - собственное расследование; - местные источники, такие, как действующие на данной территории юридические лица или «осведомители» официальных органов; - банки и финансовые институты; - конкурентов потенциального поставщика; - торговые ассоциации, например Торгово-промышленная палата РФ; информационные агентства; - государственные источники, такие, как регистрационные палаты, налоговая, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией. В отборе источников информации следует руководствоваться следующими правилами. Нельзя ограничиваться одним источником информации, вне зависимости от объема и глубины предоставляемой им информации. Как минимум один из используемых источников должен быть независимым, т. е. не быть заинтересованным в возможных последствиях использования предоставленной им информации. Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение, и не может быть полностью формализован. В целях экономии времени, усилий и соответственно денег следует переместить часть товаров для изготовления стекла в складские помещения готовой продукции, которые расположены ближе к производственным цехам. Во избежание скопления транспорта на территории предприятия или у ворот склада, для экономии затрат труда на погрузочно-разгрузоч ых работах составить график поставок, согласованный со всеми поставщиками. Предусмотреть при этом, чтобы основное сырье поставлялось в строго определенные дни, а другие виды материалов — по мере необходимости. Такие меры позволят, кроме того, не отрывать рабочих основного производства для разгрузки неожиданно прибывшего транспорта. После создания отдела закупок его менеджеры нашли решение проблемы за документальным контролем поставок и их оплаты. Было решено, что количество товара, которое необходимо заказать, вводится в информационную систему работниками коммерческого отдела. Количество заказываемого товара при этом рассчитывается автоматически. Решение о закупках принимается на основе отчета о «Прогнозах закупок», который показывает остаток товара на основе данных информационной системы о количестве имеющегося товара (на складе, в пути, нерастаможенного) и прогноза продаж. Усилили проверку документов при доставке (получении) товаров. Копии заказов направляются в подразделение-потреб тель для проверки на соответствие уведомлениям о поставке фактически поступившего товара. При проверке используют описание товара. Уведомление об отгрузке направляет поставщик после подготовки продукции к отправке. В этом документе указывается номер заказа и время поставки. Сопроводительное письмо обязательно сопровождает поставленную партию товара и подтверждает, что эти товары предназначены для определенной фирмы. Подтверждение получения поставки используют для информирования подразделений-потреб телей о фактической доставке товаров и для контроля в бухгалтерии соответствия уведомления об отгрузке товара и копий заказа и счета. В книге регистрации товаров указываются: номер сопроводительного письма, дата поставки, отправитель, способ транспортировки и дается краткое описание товаров.
3.1. Предложения для усовершенствований логистики в ЗАО «Символ» на базе тренингов. Для совершенствования логистической деятельности предприятия необходимо постоянное совершенствование, одним из предложений по совершенствованию является составление и реализация внутрифирменных тренингов. Внутрифирменные тренинги или программы ЗАО «Символ» предназначены для обучения менеджеров и специалистов этого предприятия. В этом случае появляется возможность сконцентрироваться на решении управленческих проблем непосредственного Заказчика программы обучения путем "глубокого погружения" в анализ проблематики предприятия, рассмотрения конкретных производственных ситуаций, совместной разработки вариантов решения проблем и дальнейшего развития бизнеса в целом. Основные цели тренингов. Внутрифирменные тренинги имеют высокую эффективность при поиске оптимальных управленческих решений, для формирования корпоративного духа, развития организационной культуры, сплочения команды, выработки общекорпоративных целей и путей их достижения, развития личных управленческих навыков участников обучения. Методы обучения. Основу преподавания составляет рассмотрение теории по соответствующей тематике в течение непродолжительного времени с последующей детальной отработкой учебного материала на примерах компании. В ходе различных программ используются активные методы обучения: "мозговые штурмы", групповая работа над проектом, видеотренинги, деловые и ролевые игры, диагностическое тестирование. Тренинг: Логистика закупок. Целевая группа: руководители предприятия ЗАО «Символ», руководители коммерческих служб, руководители служб снабжения и логистики. Содержание тренинга. Оценка товарного ассортимента и управление запасами. Методы расчёта оптимального заказа, ориентированные на спрос и типы товарных запасов. Планирование поставок и финансовое планирование. Требования, предъявляемые к поставщику. Области оценки поставщика. Пошаговая стратегия закупок. Мероприятия для изменения ситуации с поставщиками Политика скидок и отсрочек. Результаты тренинга. Разработка мероприятий по совершенствованию системы закупочной логистики в компании.
Заключение В экономике под логистикой понимается научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных (сырья, товаров, полуфабрикатов) и сопутствующих (информационного и финансового) потоков от источника сырья до конечного потребителя. Применяя логистические методы для закупок, производства и распределения продукции, можно добиться существенного снижения уровня общих затрат. Это способствует снижению конечной стоимости продукции, что, в свою очередь, обеспечит доступность нужного товара по нужной цене в нужном количестве в нужном месте в нужное время для нашего потребителя. Можно процитировать: "Логистика есть, была и будет – можем только обучаться ее использованию с целью обеспечения себе преимуществ в ведении бизнеса. Если будем использовать ее технологии, никакие наши желания не покажутся нам трудными, поскольку за нами будет большая сила" – это принцип, которому следуют логистики во всем мире. В результате выполненной работы был рассмотрен метод закупок по мере необходимости на предприятии ЗАО «Символ». Выявлено, что предприятие рентабельно рассчитывает потребность в необходимых ресурсах, учитывая запасы на складах, то есть перерасхода практически нет. Предложено несколько усовершенствований для решения некоторых проблем, которые возникли у предприятия после мирового кризиса. Внедрение предложенных усовершенствований на стекольном заводе «Символ» позволит: 1. гармонизировать внутренние бизнес процессы компании, повысить эффективность деятельности функциональных подразделений; 2. сократить затраты и уменьшить себестоимость продукции; 3. увеличить количество потенциальных и фактических потребителей, удержать и расширить рынок сбыта; 4. повысить качество обслуживания заказов потребителей, укрепить репутацию и авторитет компании; 5. повысить конкурентоспособност компании в условиях жесткой конкуренции на рынке.
Список использованных источников 1. Аникин Б. А., Тяпухин А. П. Коммерческая логистика: учеб.- М.: Пороспект, ТД «Велби», 2005. – 437 с. 2. Сергеева В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов - инфра-м, издательский дом, 2005. – 332 с. 3. T.В. Алесинская. Основы логистики. - ТРТУ, 2005. – 226 с. Модели и методы теории логистики/ Под ред. В.С. Лукинского.-СПб., 2003. – 198 с. 5. Джонсон Дж., Вуд Д.. Вордлоу Д., Мерфи П. Современная логистика: Пер. с англ. – М.: Изд. дом «Вильямс», 2002. – 624 с 6. Белоусов А. Г., Стаханов Д. В., Стаханов В. Н. Коммерческая логистика. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 224 с. 7. Николайчук В. Е. Логистика: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 160 с. 8. Сергеева В.И. Логисика в бизнесе.-М., 2001. – 437 с. 9. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Информационно-внедрен еский центр «Маркетинг», 1998. – 228 с. 10. Транспортная логистика: Учебное пособие. – М.: Бранусс, 1996. – 262 с. 11. Логистика: Учеб. пособие / О. Г. Туровец, В. Н. Родионова; - Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 1994. – 90 с. 12. Васильев Г. А., Ибрагимов Л. А., Нагапетьянц Н. А., Каменева Н. Г. Логистика: Учеб. пособие / ВЗФЭИ. – М.: Экономическое образование, 1993. – 98 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ В ( А ГДЕ ПРИЛОЖЕНИЕ «А»? ИЛИ МОЖЕТ ЭТО ОНО И ЕСТЬ?) БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС
СПРАВКА О НАЛИЧИИ ЦЕННОСТЕЙ, УЧИТЫВАЕМЫХ НА ЗАБАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ