Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 129419


Наименование:


Диплом Методические материалы к изучению романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Литература. Добавлен: 04.05.2022. Год: 2021. Страниц: 83. Уникальность по antiplagiat.ru: 57. *

Описание (план):


Содержание

Введение 2
Глава I. Идейно – художественное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 5
1.1. История создания романа 5
1.2. Проблематика романа 8
1.3. Система образов романа 13
А) Образ Печорина 13
Б) Мужские образы 21
В) Женские образы 30
Глава II. Методические материалы к изучению романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 39
2.1. Работа над характеристикой образа – персонажа 39
2.2. Уроки по изучению романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 43
Заключение 79
Список использованной литературы 82


Введение

В данной квалификационной работе рассматривается произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
М.Ю. Лермонтов один из самых лучших поэтов России. Он – гордость русской литературы, русский поэт, прозаик, драматург.
Роман М.Ю. Лермонтова – явление не только русской литературы, но и всего мирового литературного процесса.
Роман «Герой нашего времени» классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному читателю, вместе с тем сложен и многозначен, глубок и непостижимо загадочен. Все это порождало и продолжает порождать постоянные споры и дискуссии о нем – с момента его появления на свет и вплоть до наших дней. Для истории его изучения характерна не только разноречивость, но и порой даже полярная противоположность суждений, как о романе в целом, так и о главном герое, Печорине, в частности. По сути, роман Лермонтова – самое загадочное произведение русской классической литературы.
Образ Печорина как героя времени имел своих предшественников и в русской литературе. С начала XIX века в ней чаще стал появляться тип «странного», а затем «лишнего человека» как один из наиболее характерных для русской действительности ( «Рыцарь нашего времени» Карамзина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина и др.)
Актуальность. Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется, прежде всего, тем, что его творчество, по выражению Белинского, «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества» [9, c.17]. Критики признавали значительность и духовную мощь Печорина, несмотря на неоднозначность их оценок. Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения, ознаменовавшиеся открытием новых форм и приемов в поэтике и прозе, которые оставили глубокий след на небосклоне русской классической литературы.
Изучением романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» вообще и изучением личности главного героя занималось и занимается в настоящее время немало отечественных исследователей. Данная проблема начала привлекать к себе литературоведов практически с момента выхода произведения, то есть с 40-х годов XIX века. В то время появлялись отзывы В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, критиков демократического лагеря Д.И. Писарева, В.А. Зайцева, Н.В. Шелгунова, С. Шевырева, революционера – декабриста В.К. Кюхельбеккера и др.
I.Актуальность работы состоит, во-первых, в необходимости исследования образа Печорина, который имеет неоднозначные оценки в критике. Во-вторых, роман «Герой нашего времени», традиционно изучаемый в школе, является произведением, трудным для восприятия девятиклассников и требует разработки альтернативных методических материалов, приемлемых для учеников разного уровня.
II.Новизна работы заключается в том, что мы разрабатываем авторские методические материалы к изучению романа в школе с использованием проблемного пути анализа, в центре которого образ главного героя Печорина.
Объектом данной квалификационной работы служит роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Предметом настоящего исследования является методика его изучения в школе.
Целью данной квалификационной работы является методические обеспечение темы М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» в школе. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи:
- изучить литературоведческие работы;
- изучить методические работы по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»;
- определить особенности характеристики образа – персонажа на уроке;
- определить приемы характеристики образа – персонажа;
- разработать методические материалы, апробировать их на практике и сделать выводы.
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, список использованной литературы.
В первой главе подробно рассматривается Идейно – художественное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Во второй главе представлены методические материалы к изучению романа «Герой нашего времени» в школе.


Глава I. Идейно – художественное своеобразие романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1.1. История создания романа

Роман «Герой нашего времени» — это единственный роман Михаила Юрьевича Лермонтова, который был окончен и опубликован еще при его жизни.
Роман является социально-психологич ским портретом эпохи девятнадцатого века, в виде главного персонажа, личности с трагичной судьбой и незаурядным складом ума. Произведение затрагивает тридцатые годы первой половины 19 столетия. Историю создания «Героя нашего времени» можно разделить на несколько ключевых этапов, ясно прослеживающихся в очерках литературных критиков.
В 1836 году Михаил Юрьевич Лермонтов вдохновляется романом в стихах «Евгений Онегин», написанным Александром Пушкиным. После этого у молодого поэта возникла идея показать через призму столичных событий быт своего современника. Глядя на главного героя, читатель должен был почувствовать противоречивый дух тех времен. Автор дал ему фамилию, связанную рекой Печорой.
После роковой дуэли и гибели А.С. Пушкина в 1837 году Михаил Лермонтов в душевном потрясении создает стихотворение «Смерть поэта». Это становится поводом для его кавказской ссылки. За написание романа поэт примется несколько позже...
Заключение
Подводя итоги данного квалификационного исследования, можно сделать следующие выводы:
Повести, из которых составлен «Герой нашего времени», расположены в определенной последовательности: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист». В действительности же события происходили в другом порядке. Сделано это было для постепенного погружения читателя во внутренний мир главного героя, раскрытия его характера.
Роман вызвал острую полемику. Но даже враги Лермонтова заявляли: «…нельзя не отметить то мастерство, с которым Лермонтов выписал своего главного героя. На протяжении всего произведения автор как можно полнее стремился раскрыть внутренний мир своего героя – Григория Александровича Печорина» (25,86).
М.Ю. Лермонтов был тонким мастером использования психологических приемов. Помимо традиционных (диалогов, монологов персонажей, их поступков, авторской позиции, пейзажа), писатель использует новые приемы. Он вводит исповедальную форму дневника, создает психологический портрет, деталь, включает в повествование нескольких рассказчиков, нарушает хронологию событий.
Композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя. Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого образа выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными персонажами.
Кроме тех персонажей, которые почти всегда необходимы в разборе произведения (Максим Максимыч, княжна Мери, Грушницкий), есть и такие, появление которых можно объяснить тем, что роман больше психологический, чем сюжетный. Среди них – доктор Вернер.
Вернер, вступая в роли скептика, мечтая вырваться из нищеты, для денег не сделал бы и лишнего движения. Он тоже экспериментирует над людьми, но в отличие от Печорина – пассивно, стараясь избежать столкновений с ними. Печорин же в разговоре идет до конца, выводя собеседника из себя. Для него счастье – «насыщенная гордость».
Если Грушницкий – кривое зеркало Печорина – оттеняет истинность и значительность страданий этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры, доводит качества Печорина до абсурда, то в ситуации с Вернером с особой силой раскрывается вся та опасность, которая всегда заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием.
Не случайно М.Ю. Лермонтов уделил огромное внимание и женским образам в своем замечательном романе. Писатель использовал принцип, явившийся одним из открытий в романе: «Расскажите, кто любит этого человека, и я составлю о нем представление». Изображение женских образов в романе придало и самому роману, и главному герою неповторимость, свежесть и четкость восприятия, а также те переживания, которые глубоко проникают в душу и остаются там навсегда. Вера, Бэла и Мэри очень различаются меж собой, однако их (Мэри, впрочем, в меньшей степени) объединяет одно – способность на преданную любовь.
Роман «Герой нашего времени» традиционно изучается в школе. Однако многогранность произведения дает возможность новых подходов к его изучению. Мы попытались создать собственную стратегию рассмотрения романа. Нами был выбран сюжетно-образный путь анализа как наиболее оптимальный для учеников, которые могут постепенно, частями осваивать содержание текста. В центр разбора на всех уроках мы поставили образ Печорина, так как главной проблемой романа является проблема личности. Способ характеристики героя: Рассказ о развитии героя с выявлением черт характера на данном этапе жизни. В Печорине мы подчеркивали неоднозначность, противоречивость, глубину характера, но и эгоизм, разочарованность в жизни, неумение найти применение своей богатой натуре.
Анализируя образ Печорина, мы рассматривали его портрет, отношения с другими героями, поступки, мотивы поступков. Приемы работы над характеристикой были как традиционными, так и инновационными: эвристическая беседа с проблемными вопросами, сопоставительный анализ персонажей, составление диаграммы Венна, синквейнов, кластера, обобщающих таблиц.
Таким образом, цели и задачи данного квалификационного исследования, поставленные во введении, выполнены. Роман «Герой нашего времени» - произведение, которое ставит проблему личности в ее отношении к обществу, в ее обусловленности социально-историческ ми обстоятельствами.
Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможность и действительность – все эти вопросы, поставленные в романе, остро звучат и сегодня и могут сыграть немаловажную роль в нравственном становлении молодых людей.


Список использованной литературы

1. Алпатова Т.А. История души человеческой в зеркале повествования// Литература в школе. - 2008. - №1 – С. 54
2. Андроников И.Л. Лермонтов. Новые разыскания. – Л.: Советский писатель, 1948.
3. Андроников И.Л. Лермонтов: Исследования и находки. – М.: - Л.: Советский писатель, 1964.
4. Архипов В.А. М.Ю. Лермонтов., 1965.
5. Асмус В. Круг идей Лермонтова // Литературное наследство. – 1941. – Т. 43 – 44.
6. Афанасьев В.В. М.Ю. Лермонтов. – М.: Молодая гвардия, 1991.
7. Белинский В.Г. Избранные статьи. – М.: Детская литература, 1980.
8. Белинский В.Г. Статьи и рецензии. – М.: Издательство академии наук СССР, 1971.
9. Белинский В.Г. Статьи о Лермонтове. – Саратов: Приволж. изд-во, 1980.
10. Венок М.Ю. Лермонтову: Сб. ст. – М. – Пг.,1914.
11. Висковатов П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. – М.: Книга, 1989.
12. Висковатов П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. – М.: Современник, 1987.
13. Вырыпаев П.А. Лермонтов. Новые материалы к биографии. – Воронеж, 1972.
14. «Герой нашего времени» // Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Мануйлов. – М.: Советская энциклопедия, 1981.
15. Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Худ. литература, 1986.
16. Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. – Л.: Гослитиздат, 1940.
17. Григорьян К.Н. Лермонтов и романтизм. – М.: – Л.: Советский писатель, 1964.
18. Долинина Н.Г. Печорин и наше время. – Л.: Детская литература, 1991.
19. Егоров О.Г. Нервический характер в русской литературе// Литература в школе. – 2005. - № 3. – С. 43
20. Ефимов И. Жемчужина страданья: Лермонтов глазами русских философов // Звезда. – 1991. - № 7. – С. 17
21. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. – М.: Художественная литература, 1973.
22. Котельников В.А. Православная аскетика и русская литература. – СПб.: Призма – 15, 1994.
23. Классика для школы. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» для подготовки к урокам литературы – М.: Стрекоза, 2001.
24. Лермонтов М.Ю. Исследования и материалы. – Л.: Наука. Лен. отделение, 1979.
25. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений: В 5-ти томах / Под ред. Б.М. Эйхенбаума. – М.-Л.: Academia, 1935 – 1938.
26. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Мануйлов. – М., 1981.
27. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». – M.: Айрис Пресс, 2006.
28. Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»: анализ текста, основное содержание, сочинения- М.: Дрофа, 2002.
29. Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. – Л: Сов. писатель, 1987.
30. Максимов Д.Е. Об изучении мировоззрения и творческой системы Лермонтова // Русская литература. – 1964. - № 3. – С. 21
31. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. – 2-е изд., доп. – Л.: Советский писатель, 1975.
32. Мануйлов В.А. М.Ю. Лермонтов. Биография писателя. Пособие для учащихся. – Л.: Просвещение, 1976.
33. Михайлова Е. Проза Лермонтова. – М., 1957.
34. Певец бунтующего свободомыслия: (М.Ю. Лермонтов) // Наука и религия. – 1983. - № 10. – С. 33


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.