Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 129422


Наименование:


Диплом Социально-философский конфликт пьесы М.Горького На дне

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Литература. Добавлен: 04.05.2022. Год: 2021. Страниц: 72. Уникальность по antiplagiat.ru: 68. *

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ 7
М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ» 7
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФСКИЙ КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ 26
М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ» 26
2.1. Правда Луки: трактовка образа Луки и его роли 27
в жизни обитателей «дна» 27
2.2. Гуманизм сострадания (Лука) и гуманизм борьбы (Сатин) 35
2.3. Новаторство пьесы М. Горького «На дне» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64


?
ВВЕДЕНИЕ

Областью данного исследования является литературоведение. Для исследования нами взят социологический аспект литературоведения, который занимается рассмотрением литературного произведения с точки зрения социально обусловленных явлений, в их многосторонних связях с жизнью общества, с доминирующими в нем социально-философски и и этическими представлениями и даже бытовым укладом.
В последние десятилетия набирают обороты исследования, связанные с социальным осмыслением произведений художественной литературы. Ведь, как мы знаем, художественная литература всегда зеркально отражала различные социальные проблемы общества и способы их решения, которые чаще всего представлены в лице героев этих произведений. По мнению исследователя, К. Фрумкина , художественная литература обладает тремя основными социальными функциями: 1) эстетическая, которую также принято называть развлекательной; 2) социально-коммуникати ная; 3) информирующая или познавательная.
Эстетическая функция литературы выражается в том, что литературное произведение доставляет удовольствие и занимает досуг. Пока выполняется эта функция – художественная литература как вид искусства не исчезнет.
Социально-коммуникати ная функция заключается в том, что художественная литература может быть своего рода средством социальных коммуникаций. То есть по своему характеру литературное произведение обуславливает единство социальных групп, где оно пользуется популярностью. Получается так, что чем больше одинаковых книг читали два человека, тем больше шансов, что в их языке будут одинаковые ассоциативные цепочки, метафоры и символы, что, безусловно, их будет сближать.
И наконец, третья – информирующая, или познавательная функция воплощается в том, что в художественном произведении писатель или автор часто выступает в роли эксперта, то есть человека, обладающего неким знанием неизвестное потенциальному читателю и, которое, может являться для него интересным или значимым. Наглядным примером превращения писателя в эксперта можно считать случаи, когда автор становится своего рода мыслителем – политическим, моральным, или религиозным – то есть той личностью, который осуществил важную мыслительную работу, еще до него не проделанную.
Именно таким писателем-мыслителем на наш взгляд, можно считать Максима Горького, который вошел в литературу как яркий представитель реалистической прозы. В его творчестве всегда остро стояли социально-политическ е вопросы, проблемы философского осмысления места человека в этом обществе.
Как правило, авторы произведений социально-философско направленности перед написанием работ, посвящают себя анализу и изучению данного общества или личности в нем. В отдельных случаях такие литературные тексты могут стать весьма важным и серьезным исследованием, в котором объектом становится сам человек и общество в целом. По нашему мнению, к таким произведениям с полной уверенностью можно отнести пьесу Максима Горького «На дне».
В рамках нашего исследования мы будем рассматривать данное произведение как социально-философску драму, в которой действующими лицами являются не столько сами личности, сколько их идеи и взгляды. Отдельным аспектам творчества М. Горького в литературоведении посвящены работы таких исследователей, как Баранов В.М. , Волков А.В. , Федин К. , Десницкий В. , Касторский С. и др. Однако данная пьеса еще не становилась объектом полноценного анализа и многие аспекты в нем остаются не рассмотренными.
Актуальность исследования прежде всего определяется тем, что проблемы, поднятые в пьесе «На дне» являются вневременными и глубокими по своему содержанию. Мы считаем, что в данном произведении поднимаются «вечные» вопросы человека и общества в целом, которые будут актуальны во все периоды общественного развития и истории человечества.
Новизна работы заключается в том, что впервые предпринята попытка анализа социальных и философских вопросов и идей, которые представлены в данной пьесе с точки зрения социологического аспекта литературоведения.
Объектом нашей работы, таким образом, является содержание пьесы М. Горького «На дне», а предметом исследования – осмысление и отражение автором социально-философско проблематики и поиски путей их разрешения.
Цель работы состоит в анализе содержания пьесы М. Горького «На дне» для выявления характера социально-философски конфликтов, представленных в нем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– обосновать определение жанра пьесы «На дне» как социально-философско драмы;
– дать определение понятию конфликт в литературном произведении;
– охарактеризовать социальный конфликт, представленный в пьесе;
– проанализировать философский конфликт данного произведения;
– определить новаторские черты пьесы М. Горького «На дне».
Поставленные в работе цели и задачи определили необходимость использования метода комплексного анализа, в том числе описательный метод, метод реферативной обработки научной информации, социологический метод и биографический метод.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Во введении описывается актуальность и новизна работы, цель и задачи исследования, дается основная характеристика материала.
В первой главе «Социальный конфликт пьесы М. Горького «На дне» были рассмотрены некоторые теоретические вопросы о пьесе и осуществлен анализ социального конфликта, представленного в нем.
Вторая глава «Философский конфликт пьесы М. Горького «На дне» была посвящена характеристике философского конфликта пьесы и в нем выделены следующие параграфы:
2.1. Правда Луки: трактовка образа Луки и его роли в жизни обитателей «дна»;
2.2. Гуманизм сострадания (Лука) и гуманизм борьбы (Сатин);
2.3. Новаторство пьесы М. Горького «На дне»
В параграфе 2.1. дана трактовка образа Луки и авторская оценка его роли в жизни ночлежников. Параграф 2.2. посвящен рассмотрению и анализу двух основных позиций, ярко представленных в пьесе «На дне»: гуманизм сострадания и гуманизм борьбы. В параграфе 2.3. проанализирована и дана оценка оригинальности идей и путей их воплощения в пьесе.
В заключении сделаны основные выводы по проделанной работе.
Объем исследования составляет 72 страницы.
Библиографический список включает в себя 52 единиц.



ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ ПЬЕСЫ
М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Пьеса М. Горького «На дне» попала в круг исследований многих знаменитых ученых-литературовед в. На сегодняшний она также не теряет своей актуальности, так как проблемы и способы их изображения автором до сих пор является объектом изучения многих исследователей. В нашем исследовании прежде, чем приступить непосредственно к анализу конфликтов пьесы, следует дать теоретическое обоснование некоторым моментам касательно самой пьесы (жанровое своеобразие, понятия конфликт в литературе, история создания пьесы).
Безусловно, по роду литературы пьесу М. Горького «На дне» мы относим к драме. В исследованиях многих философов можно обнаружить идею о том, что драма в литературе обладает большими преимуществами в сравнении с другими ее родами. В этой связи Гегель отмечает: «Драму следует рассматривать как высшую ступень поэзии и искусства вообще, поскольку как по своему содержанию, так и по своей форме она достигает в своем развитии наиболее совершенной целостности» . Именно драма как род литературы был долгое время объектом изучения многих теоретиков искусства. Анализ художественных произведений данного рода (например, Аристотель, Буало) представлял собой базу для интерпретации многих закономерностей, специфики творчества в целом.
В настоящее время положение дел достаточно сильно изменилось, так как интерес литературоведов больше сосредоточился на прозе. В связи с этим сама философия драмы, которая связана с пониманием жизни как процесса, постоянно движущегося в результате деятельности самих людей или, как говорил Аристотель, «изображением героев действующими», в концов - ответственными за развитие событий, за каждую деталь в личной и тем самым общественной жизни - для подавляющего числа исследователей остается неизученным аспектом...
?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что пьеса «На дне» - это один из ярких достижений М. Горького, как выдающегося драматурга. В нем воплощены многие неординарные творческие решения автора, которые были продиктованы прежде всего потребностями самого времени, общества и проблем в ней. Особенно в ней привлекает внимание характер изображения самих конфликтов. В пьесы мы видим два основных центральных конфликта – социальный и философский.
Социальный конфликт пьесы выражается в реалистичном изображении среды обитания босяков и людей, опустившихся по той или иной причине на самое «дно жизни». В ходе действия пьесы мы видим, что перед нами особая категория общества со своими судьбами и жизненными перипетиями.
Социальная несправедливость как проблема общества всегда была актуальна в творчестве М. Горького. В таких условиях живет большинство его героев, которые становятся своеобразными жертвами существующей государственной системы. В таком государстве только так называемые «хозяева жизни», составляющие абсолютное меньшинство живут припеваючи. В их руках сосредоточена власть, право распоряжения материальными ценностями, государственным богатством и др. В то время как подавляющее большинство, не имеющие право голоса, а тем более способности что-то изменить, зачастую проживают свою жизнь, выживая в отсутствии достойных условий жизни, неспособный реализовать свой личный потенциал, творчество, а при худшем раскладе вынужденный прозябать в бедности и нищете. Именно в таких условиях жизни оказываются герои пьесы «На дне».
Философский конфликт представлен в пьесе именами двух героев, носителей противоположных идей – Луки и Сатина. Сам Горький в интервью в 1903 года отмечал следующее: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский...».
Лука и Сатин — оба ярко выраженные философы-гуманисты, но характер их гуманизма различный и построен на кардинально разных принципах. Условно эти две точки зрения можно назвать – гуманизмом сострадания, сторонником которого является Лука, и гуманизмом борьбы, представленный в лице Сатина. Оба эти принципа исходят из единых побуждений – любви к человеку, не безразличия к его проблемам.
Сам автор был сторонником позиции Сатина, что мы и видим в художественном изображении и сюжетных решениях М. Горького. Однако, на проверку для ночлежников оказывается более применим гуманизм Луки, который, в сущности, подарил им надежду, хоть и недолго. Ведь, когда Лука сказал Актеру о лечебнице, тот даже вспомнил свое имя и стихи, которые до этого в пьяном угаре не мог вспомнить. У него появилась надежда на исправление и лучшую жизнь. Однако, что мы видим после слов «правды» Сатина? Актер умирает и этим еще раз подтверждает идею о том, что все-таки для человека важнее утешение, слова, сказанные с любовью – именно они поддерживают человека и делают его морально сильнее. В то время как суровая правда порой может быть гибельной для простого человека, не того «гордого человека» автора, а именно простого. Правда в чистом виде несет с собой лишь разрушение, свидетельством чему и являются события пьесы. Сатин, возможно, был тем выразителем идей, которые витали в воздухе того времени, однако, она оказывается совершенно неприменима к действительной жизни людей. Как мы считаем, подлинное человеколюбие выразилось в философии Луки всепрощения, братства и сочувствия – именно они дают человеку опору в жизни и помогают стать лучше.
Кроме того, пьесу М. Горького «На дне» по праву можно считать новаторской драмой своего времени. Автор привнес значительные новшества через систему таких элементов, как тип героя, структура, характер развития действия и особенность воздействия на читателя-зрителя. В результате перед нами предстает новый тип драмы, которая является глубоко философской по идейному содержанию и конфликтам, интеллектуальной по способу воздействия на читателя-зрителя и, конечно, эпической по особенности развития действия. Подтверждение этому факту мы находим в следующем:
- в пьесе поднимаются философские проблемы и вопросы о природе и месте человека, о соотношении правды и лжи него;
- в ней главным является не то эмоциональное потрясение зрителей от событий, служившее в классических драмах их важнейшим признаком, здесь на первый план выходит именно интеллектуальное усилие читателя и зрителя.
- в пьесе задействована группа равноправных в действии лиц, полифоническая структура их развития: вместе традиционного четко линейного, причинно-следственного развития и спада классической драмы мы видим сменяющиеся картины, сцены, эпизоды, возвращение по кругу к одним и тем же темам, мотивам.
Таким образом, пьеса «На дне», созданная М. Горьким, привнесла собой новую эпоху в развитии русской драматургии. В нем полно нашли отражения те исторические события, которые имели место быть в русской действительности того периода. Та убедительность, достоверность, с которым автор представляет нам своих героев, обстановку ночлежки, те социальные отношения и настроения делают пьесу действительно актуальной во все времена. Ведь проблемы, обозначенные в драматургии М. Горького, можно отметить и для нашего современного общества, которое хоть и претерпело значительные изменения, но сущностные проблемы в ней также остаются. В этом отношении, мы считаем, что М. Горький создал бессмертный шедевр литературы, который с годами будет становится только ближе к зрителям и раскрываться с принципиально новых сторон.
?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Словари и энциклопедии
1. Литературная энциклопедия: в 11 т. - Т.5. - М.: Изд-во ком. акад., 1931.
2. Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005. [Электронный ресурс] URL: 96/драма (дата обращения: 26.04.2021)

Специальная литература
3. Анненский, И. Ф. Драма на дне // Книги отражений. 1906 г. [Электронный ресурс]: gorkiy/about/annenskij na-dne.htm (дата обращения: 11.04.2021)
4. Баранов, В.М. Горький без грима. М., 1997.
5. Басинский, П. В. Русская литература конца XIX - начала ХХ века и первой эмиграции: пособие для учителя. - М.: Академия, 2000.
6. Брехт, Б. Театр. В 5 т. М„ 1965. Т. 5/1.
7. Быков, Б.Л. Был ли Горький? Биографический очерк - М.: Астрель, 2009.
8. Вайнберг, И. Страницы большой жизни // М. Горький в документах, письмах, воспоминаниях современников. - М.: Детская литература, 1981.
9. Волков, А.В. Художественный мир М. Горького. М., 1977.
10. Воровский, В.В. Статьи о русской литературе. - М.: Худ. лит., 1986.
11. Гачев, Г. Человек против правды в пьесе "На дне" // Неизвестный Горький. М.: Наследие, 1994.
12. Гегель, Г.Б.Ф. Эстетика. В 4 т. Т. 3. М. 1971. С. 537.
13. Горький, М. Человек / М. Горький // Максим Горький: pro et contra: антология. — СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.
14. Горький, М. Собр. соч. В 30 т. М„ 1952. Т. 28.
15. Горький и его эпоха: исследования и материалы. - М., 2005.
16. Груздев, И.А. М. Горький. Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия, 1958.
17. Десницкий, В., М. Горький. Очерки жизни и творчества. Гослитиздат, Л., 1940.
18. Долженков, П. Существует только человек. О пьесе М. Горького "На дне" // Литература в школе, 1990, №5.
19. Журавлева, А.И. Русская драма и литературный процесс ХIХ века. — М., Изд-во МГУ, 1988.
20. История русской литературы конца XIX - начала XX века / Под ред. В. А. Келдыша. В 2 томах. - М., 2007.
21. Касторский, С., «Мать» М. Горького. Творческая история повести. Изд-во «Художественная литература», Л., 1940.
22. Кожинов, В.В. Коллизия // КЛЭ. - Т.3.
23. М. Горький: Биография. Творчество // Вся русская литература / Авт. сост. И. Л. Копылов. - М.: Художественная литература, 2003.
24. Максим Горький в воспоминаниях современников. В 2 т. - М.: Художественная литература, 1991.
25. Михайловский, Б., Тагер, Е. Творчество Горького. - М.: Наука, 1969.
26.
27. Мережковский, Д. Горький и Достоевский // Мережковский Д. Акрополь. М., 1991.
28. Михайловский Б.В. Творчество М. Горького. - М.: Просвещение, 1969.
29. Нефедова, И.М. Максим Горький: Биография писателя. - Л.: Просвещение, 1971.
30. О творчестве Горького: сборник статей / Под ред. И.К. Кузьмичева. - Горький: Горьковское книжное изд-во, 1956.
31. Островский, А. Н. Полн. собр. соч. В 12- ти том. М., 1978. Т. 10.
32. Примочкина, Н. Н. Горький сегодня // Литература в школе. - 2008.- №7.
33. Роговер, Е. С. Русская литература XX века. - Спб.: Питер, 2008. - №1
34. Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов) Кн.1 / отв. ред. В.А. Келдыш. - М.: Наследие, 2000.
35. Сарычев, В. А. «Люди и человеки». Идея пути в творческом сознании Максима Горького 1890-х - начала 1900-х годов // Литература в школе. - 2008 - №7.
36. Смирнова, Л. А. Искры во мраке жизни: Ранняя романтическая проза М. Горького // Русская литература. Советская литература. Справочные материалы / Сост. Л. А. Смирнова. - М.: Просвещение, 1989.
37. Спиридонова, Л. А. М Горький: новый взгляд. - М.: Наука, 2004.
38. Спиридонова, Л.А. Настоящий Горький: мифы и реальность. - М.: ИМЛИ РАН, 2013.
39. Станиславский, К. С. Полн. собр. соч.: В 8-ми т. - М.: Искусство Т 1. Моя жизнь в искусстве. - 1954.
40. Сухих, И. Н. Книга ХХ века: Русский канон: эссе. - М.: Независимая Газета, 2001.
41. Сухих, О.С. Горький и Достоевский: продолжение "Легенды…". Н. Новгород: КиТиздат, 1999,
42. Телешов, Н.Д. Записки писателя. - М., 1950. - 295 с.
43. Тихонов, А. Н. Словарь русских личных имен / А/ Н. Тихонов, Л. З. Бояринова, А. Г. Рыжкова. — М.: Школапресс, 1995.
44. ТОМ 26. М. Горький. Статьи, речи, приветствия 1931-
1933. [Электронный ресурс] URL: view.php?book=110016&pag =95 (дата обращения: 15.04.2021)
45. Торопчина, Л. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…» - О творчестве М.Горького, о героях его произведений // Литература. - 2008. - №14. - с. 11 - 14.
46. Фарусенко, А. А., Ананьич, Б. В., Галенин, Р. Ш. Проблемы социально-экономичес ой истории России. М., 1991.
47. Федин, К., Горький среди нас. Картины литературной жизни. М., ч. 1–1943, ч. II —1944.
48. Фрумкин, К. Кризис художественной литературы с точки зрения ее социальных функций // Электронный ресурс [Режим доступа] URL: pub/kf_bell.htm (дата обращения: 22.03.2021)
49. Хализев, В. Драма как род литературы. М. 1986.
50. Ходасевич, В. Ф. Некрополь. Воспоминания. Литература и власть. М. 1996.
51. Эпштейн, М. Конфликт // Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.
52. Юзовский, Ю. "На дне" М. Горького: идеи и образы. М.: Художественная лит., 1968.


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.