Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 130214
Наименование:
Курсовик Изучение произведений современной литературы на уроках внеклассного чтения в 5-6 классах.
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Литература.
Добавлен: 29.06.2022.
Год: 2021.
Страниц: 39.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА Департамент образования Обобщение опыта
Изучение произведений современной литературы на уроках внеклассного чтения в 5-6 классах.
Выполнил
Нижний Новгород, 2021 Содержание:
Актуальность темы ……….3 Теоретическая основа опыта……….….5 Цели и задачи работы………..……6 Инновационный опыт……….………6 Новизна исследования………6 Эффективность форм, технологий, приемов приобщения читателей-школьников к чтению во внеурочной деятельности ……….……7 Программа по внеклассному чтению для обучающихся 5-6 классов к программе В. Я. Коровиной (на основе произведений литературы второй половины XX - начала XXI века)………...….11 Учебное занятие внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Л.Улицкой «Бумажная победа»………..…….18 Учебное занятие внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Ю.М. Нагибина «Зимний дуб»……….………20 Внеклассное мероприятие (литературный ринг) в 6 классе «Тайна третьей планеты» по произведению К. Булычева «Приключения Алисы» …….………23 Внеклассное мероприятие (литературное кафе) в 5 классе по произведению М.Москвиной «Моя собака любит джаз»………...25 Диапазон вклада в развитие образования ………..………29 Показатели результативности педагогического опыта………...……..29 Транслируемость опыта………30 Список литературы ………...………31 Приложения………33
Опыт разработан на основе ФГОС ООО. Примерной образовательной программы основного общего образования по литературе, программы общеобразовательных учреждений по литературе для 5-9 классов, авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2019 г., системно-деятельност ого подхода; содержания Программы развития МБОУ «Школа №43», изучения трудов педагогов и психологов: Л.С.Выготского, В.А.Сухомлинского, Г.Г.Граник, Е.Р.Ядровской, В.Г.Маранцман, Л.В.Шамрей, С.В. Тихоновой. Актуальность проблемы работы с текстом В Концепции Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (2016 год) отмечено, что чтение «необходимо начать рассматривать как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны». ФГОС ООО рассматривает чтение «как средство познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога». В ФГОС ООО отмечается, что умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. На современном этапе необходимо «формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения», т.е. формирование такого качества в ученике-читателе, которое будет совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Насколько актуальна эта проблема для меня, как учителя? В 5 классе проводились диагностические работы на определение уровня сформированности читательских компетенций по методике Долговой О.В. (по ФГОС). Итоги диагностики свидетельствуют о том, что повышенный уровень имеет 33% обучающихся, которые умеют работать с текстом; 33% обучающихся испытывают затруднения в понимании смысла текста, ошибаются в ответах на вопросы по содержанию, не умеют пользоваться текстом в качестве справочной литературы, 33% обучающихся учение даётся с большим трудом. Анкетирование по исследованию круга чтения, и времени, которое ученики ему отводят, показало, что 5-классники отдают предпочтение современным детским детективам, приключенческой литературе, «фэнтэзи», сказкам. Какой литературе вы отдаете предпочтение? Любите ли вы читать?
Сколько времени посвящаете чтению?
Сколько времени Вы посвящаете чтению? Ответы, % 2-3 часа в день 24 1 час в день 13 Перед уроком литературы 16 Читаю только в каникулы 14
Школьники очень мало времени отводят чтению, читают несвойственные их возрасту книги (сказки), что ведет не только к снижению качества знаний, но и в целом к замедлению интеллектуального развития учащихся. Таким образом, на этапе реализации ФГОС ООО наиболее актуальной для учителя русского языка и литературы становится проблема приобщения к чтению. Она вызвана существующим противоречием: - с одной стороны требования ФГОС ООО (формирование у обучающихся основ читательской компетентности, навыков работы с текстом, основ культуры исследовательской и проектной деятельности) отраженные в программах по русскому языку и литературе и в программе развития УУД, с опорой на которые разработана основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Школа №43, а с другой стороны – низким уровнем культуры чтения, читательской пассивностью, слабой сформированностью умений работать с разными источниками информации.
Теоретическая основа опыта
Теоретической основой опыта послужили труды Маранцмана В.Г., Ядровской Е.Р., Л.Ф.Стрелковой. Литературное образование есть последовательное управление читательским восприятием школьников при изучении каждого конкретного литературного произведения. Текст – это центральная проблема гуманитарного познания. Ядровская Е.Р. убеждена, текст несёт в себе огромный стимул для развития диалогического мышления и чувства эмпатии, и каждое новое прочтение – новое. Учителю необходимо организовать диалог с текстом произведений таким образом, чтобы после прочтения произведения учащиеся создавали творческие работы, что способствовало бы повторному вдумчивому прочтению, что повышало бы дальнейшую мотивацию к чтению, а, значит, формировало читательскую компетенцию и жизненную позицию. Текст >диалог с текстом>творческие работы>мотивация к чтению В центре внимания учителя становление и развитие диалога ученика с литературным текстом, героем, автором и самим собой, который находит отражение в творческих работах учащихся...
Диапазон вклада в развитие образования Практическая значимость образования: - Область применения не ограничена рамками программы В.Я.Коровиной, охватывает любой УМК по литературе; - программа внеклассного чтения для 5-6 классов с включением текстов современной литературы второй половины XX - начала XXI века может быть использована для организации внеклассного чтения подростков.
Показатели результативности педагогического опыта
Для изучения эффективности проделанной работы проведены: 1. Творческие работы обучающихся (приложение 1) 2.Диагностика формирования УУД (приложение 2) 2. Качественный анализ успеваемости по литературе (приложение 3) В диаграмме видна положительная динамика качества обучения литературе с 57% до 69%. 3.Изучение уровня читательской компетентности (приложение 4) Базовый уровень в октябре 2018г. составлял более 40%, в 2019г. – учащихся с таким уровнем нет; повышенный уровень с 33% вырос до 67%; высокий уровень – с 17% поднялся до 33%. 4.Критериальная характеристика творческой самореализации школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности по Л.Н. Дроздиковой (приложение 5) 5.Оценка личностного роста по методике Д. В. Григорьева, И. В. Кулешова, П. В. Степанова (приложение 6) 6. Сводная таблица количественного и качественного участия в творческих и исследовательских конкурсах, предметных олимпиадах (приложение 7) 7. Участие в конкурсах 2019-2020 уч.год. (приложение 10)
Транслируемость опыта
1.Опыт представлен на школьном методическом объединении учителей русского языка и литературы. 2.Участие в методическом конкурсе. Опыт представлен на международном педагогическом конкурсе "Лаборатория педагога" тема: «Теоретические подходы к развитию ученика как читателя» (2 место) по адресу: result 3. Участие во всероссийской педагогической конференции «Перспективные технологии и методы в практике современного образования (г.Москва) Тема выступления участника конференции: "Современные способы привлечения подростков к книге" ( Сайт “Шаг вперед” по адрес: >4. Размещение авторского материала на сайте Инфоурок по теме: "Современные способы привлечения подростков к книге" Данный опыт доступен учителю русского языка с любым опытом работы и может быть совместим с любыми образовательными технологиями и моделями преподавания.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897. 2. Аскарова В.Я., Зубанова Л.Б. Изучение детского и юношеского чтения в эпоху цифровой реальности: актуальные исследования и проектные стратегии //Вестник?МГУКИ.- 2018.- № 5?(85),с. 99 3. Иванова Г. А. Поддержка и развитие детского и юношеского чтения как приоритетное направление библиотечной педагогики // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 6 (80). С. 162 4. Добротина И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах.– М.: Просвещение, 2014г. 5. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р 6. Крылова Н.Б. Руссак З.В. Новое поколение- новые технологии привлечения к чтению классики//Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств.- 2014.-№ 2 (38).- 22-23с. 7. Маранцман В.Г. Литературное и речевое развитие школьников в их взаимосвязи и специфике// Литературное и речевое развитие школьников. СПб,1992 8. Рабочие программы. Литература. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. 5 – 9 классы - М.: «Просвещение», 2019 г. 9. Стрелкова Л.Ф. Технологии проблемного и развивающего обучения. 5-11 классы, издательство «Учитель», Волгоград, 2012г. 10. Тихонова С.В. Изучение русской прозы. - Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2017г. 11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова.—М.: Просвещение, 2010. — 159 с. 12. Шамрей Л.В., Тихонова С.В. Образность как основа и принцип изучения художественной литературы: монография– Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2015г. 13. Ядровская Е. Р. , Дунева А.И. Глоссарий методических терминов и понятий (русский язык, литература). Опыт построения терминосистемы. - Санкт – Петербург: «Свое издательство», 2015г. 14. Ядровская Е. Р. Творческие работы учащихся по литературе как диалог с искусством и собственной личностью. СПбТТУ, 2000 г. 15. Ястребцева Е. Н. Проекты, которые обучают: формирование медийно-информационно грамотности школьников через библиотечные сетевые обучающие проекты URL: Oa0NPX
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.