Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Сущность понятия терминов социология и управление. История образования и развития школы административного управления Герберта Саймона. Общая характеристика современного этапа развития социологии управления в Российской Федерации и в мире в целом.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Астрономия. Добавлен: 26.09.2014. Год: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


5
Содержание:

Вопрос 1. Школа административного управления Г. Саймона. 3
Вопрос 2. Современный этап в развитии социологии управления. 12
2.1. Современный этап в развитии социологии управления в мире. 13
2.2. Современный этап в развитии социологии управления в России. 17
Используемая литература 22
Вопрос 1. Школа административного управления Г. Саймона.

Первые труды лауреата Нобелевской премии, выда-ющегося американского ученого в области социальных, политических, экономических и математических наук, специалиста по проблемам организаций и управления Герберта Саймона (1916-2001) были посвящены воп-росам подготовки, принятия и реализации управленчес-ких решений. Полагая, что решение представляет собой выбор работником одной из нескольких возможных альтернатив поведения, Саймон рассматривал организации как системы, в которых люди являются механизмами, принимающими решения. Существо деятельности управ-ляющих, администраторов, их власти над подчиненными заключалось, по его мнению, в создании фактических или ценностных предпосылок, на которых основываются ре-шения каждого члена организации.
Первое решение, которое принимает любой член организации, - это решение участвовать или не уча-ствовать в ней. Саймон полагал, что, вкладывая в организацию свой труд или капитал, каждый индивид ис-ходит из того, что удовлетворение, которое он извлечет из этого, будет больше, чем то, которое он мог бы получить, отказавшись участвовать в данной организации. Если рассматривая вопрос о своем участии в организации, индивид руководствуется личными соображени-ями, то после принятия им положительного решения личные цели постепенно отходят на второй план и подчиняются целям организации. В том случае, когда механизм влияния в организации установлен таким образом, что создает равновесие между побуждением и вкладом, при котором все члены организации готовы активно участвовать в ее деятельности, отдавая всю свою энергию задачам организации, то такая органи-зация имеет, по определению Саймона, высокий мо-ральный уровень Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект, 2005. - 1136 с.,стр. 57
. Создание подобного равновесия достигается в процессе идентификации индивида с организацией, и, хотя такая идентификация всегда ограничена прошлым опытом индивида и внешними влияниями, она, тем не менее, ускоряется посредством поощрения лояльности людей организации. Функция идентификации заключается в создании соответству-ющих условий, стимулов, которые побуждали бы всех членов организации идентифицировать личные инте-ресы и интересы организации и, следовательно, при-нимать нужные для последней решения.
Саймон подробно рассматривал различные состав-ные элементы «механизма влияния», в числе которых важнейшее место отводил авторитету. Также он иссле-довал и другие внешние влияния: обучение, рекомен-дации. Суть концепции Саймона заключается в том, что управляющие должны эффективно использовать все формы внешнего влияния во имя манипулирования личностью работника, трансформации человека в та-кой степени, чтобы он совершал желаемые действия вследствие собственной мотивации, а не под воздей-ствием получаемых инструкций.
Авторитет, по мнению Саймона, есть «власть при-нимать решения, направляющие действия других». Возражая против рассмотрения авторитета как «юри-дического феномена», базирующегося на формальных санкциях, он подчеркивал, что человек в организации будет с готовностью принимать приказы вследствие желания обеспечить достижение ее целей и психологической готовности следовать за другими. Саймон подчеркивал необходимость создания таких условий, при которых проявление «категорического авторите-та» может понадобиться лишь для отмены неправиль-ного решения.
В своих работах Саймон пытался соединить докт-рину «человеческих отношений» с системным подхо-дом к организации управления Кравченко А.И., Тюрина И.О., то же, стр. 58. Он рисовал идеальную схему функционирования организации, в которой де-ятельность всех ее членов мотивируется стремлением внести вклад в эффективность организации вследствие оптимальной идентификации личных и общих целей. Это, по его мнению, сводит необходимость проявления авторитета лишь к внесению корректив, так как при-менение его в виде санкций утрачивает хоть сколько-нибудь существенное значение. Саймон заявлял, что современное общество придает все больше и больше авторитета «функциональному статусу» и все мень-ше - иерархии. С этой точки зрения члены организа-ции во все большей степени привыкают принимать предложения функциональных специалистов, посколь-ку имеются, с одной стороны, вера в компетентность, а с другой - добрые намерения власть имущих.
Значительное внимание Саймон уделял проблеме связи в организационной системе. Связь определялась им как любой процесс, посредством которого предпо-сылки для принятия решений передаются от одного члена организации к другому. При этом он указывал на двусторонний характер связи: поток информации к центру, где принимаются решения, и передача реше-ний от центра на «периферию». Говоря словами Сай-мона, процесс передачи информации совершается «латерально (горизонтально) по всей организации». При этом он подчеркивал важность неформальных каналов передачи информации.
Выделяя три этапа коммуникационного процесса: инициация, передача и получение информации, Саймон подробно анализировал помехи, возникающие в процес-се связи. Характер этих помех может быть различным- от предубеждений, различий в статусе, вызывающих искажающее влияние, до географических затруднений и проблем, связанных с обработкой информации.
Сложность обеспечения организационной связи приводит к созданию в большинстве организаций спе-циальных «коммуникационных служб», занимающих-ся сбором, передачей, хранением в организационной «памяти» (архивах, библиотеках, ЭВМ) внутренней и внешней информации. Также информация распрост-раняется через иерархические каналы, посредством различных циркуляров, инструкций, процедур, совеща-ний Кравченко А.И., Тюрина И.О., то же, стр. 59. Особое значение Саймон придавал совещаниям и конференциям как методам, позволяющим - посред-ством создания общего организационного языка и об-щей системы отсчета - устранять некоторые из основ-ных барьеров на пути эффективной связи.
Саймон обстоятельно рассматривал различные организационные принципы и математические методы принятия решений. Высоко оценивая их значение, он отрицал возможность допущения «полной рацио-нальности» решений на основе теории выбора в экономике, теории игр и статистических решений. Уязвимым местом всех этих концепций, считал он, является то, что они базируются на следующих допущениях: лицо, при-нимающее решения, знает все возможные альтернати-вы и предвидит их последствия; обладает неограничен-ной способностью к подсчету; держит в сознании полное предпочтительное расположение всех возможных по-следствий. Саймон категорически отвергал эти допуще-ния, заявляя, что действительную человеческую рацио-нальность нельзя считать ни полностью рациональной, ни иррациональной. Поэтому, полагал он, организаци-онная теория не может исходить из понятия «полной рациональности». Здесь больше подходит понятие «вы-нужденной, или ограниченной, рациональности», по-скольку из бесконечно большого числа возможных аль-тернатив люди в состоянии видеть лишь немногие. Однако могут быть установлены минимальные стандар-ты эффективности, при достижении которых делается соответствующий выбор, а поиск других альтернатив прекращается. Саймон указывал также и на тот факт, что и «уровень притязаний» не является чем-то стабиль-ным и неизменным. По мере того как индивид в своих поисках обнаруживает, что находить удовлетворитель-ные альтернативы легко, уровень его притязаний возрастает, и наоборот.
Поскольку рациональность индивида ограничена, и у него не хватает возможностей для максимизации собственных решений, он довольствуется удовлетвори-тельными решениями Кравченко А.И., Тюрина И.О., то же, стр. 59-60. В этом и состоит смысл самого существования организации, главной функцией кото-рой является компенсация ограниченной рациональ-ности индивидов.
Оспаривая представления классической экономи-ческой теории, в которой принимающие хозяйствен-ные решения люди рассматриваются как всеведущие, обладающие сверхчеловеческими возможностями рас-чета оптимальных вариантов выбора, Саймон оказал огромное влияние на понимание процессов управле-ния. Взамен предложенной классической экономикой сверхрациональной экономической модели он выдви-нул административную модель человека, обладающего гораздо более скромными возможностями, не имеюще-го полной информации о вариантах выбора и их веро-ятных последствиях и испытывающего «удовлетворе-ние», т.е. одобрение приемлемых результатов.
Саймон разграничивал понятия «программирован-ные» и «непрограммированные» решения, относя к первым те, которые часто повторяются и носят рутинный характер. Применение в первом случае математических методов исследования операций и использование ЭВМ с целью максимальной автоматизации процесса принятия решений приводит к снижению численности среднего руководящего персонала и одновременно к росту цент-рализации принятия решений. Саймон был убежден, что дальнейшая разработка теории организации и управле-ния должна идти по пути изучения процесса принятия организационных решений, а такого рода исследования, в свою очередь, непосредственно связаны с познанием самого процесса мышления.
В последующем Саймон уделял много внимания вопросам моделирования с помощью ЭВМ процессов принятия решений, утверждая, что последние состоят из «простых операций манипулирования символами» Кравченко А.И., Тюрина И.О., то же, стр. 60-61. Относясь скептически к классической теории управле-ния, он подверг критике принципы Гьюлика-Урвика и резко выступил против механицизма традиционной школы, продолжив так называемый «гуманистический вызов». Особое внимание уделялось им проблемам раз-вития организационной культуры (организационной морали), власти и авторитета.
Усложнение организационной структуры, увеличе-ние числа подразделений обусловило обращение Сай-мона к проблеме дифференциации целей организации. В книге «Организации» (1958), написанной в соавтор-стве с Джеймсом Марчем, Саймон выделил четыре пе-ременные, непосредственно воздействующие на про-цесс дифференциации целей:
1. система и процедура отбора кадров и типы взаимодействия, порождающие общность целей членов конкретной группы;
2. избыточ-ные организационные ресурсы (слабости структуры организации), которыми могут воспользоваться отдель-ные группы для формирования своих подцелей, отлича-ющихся от целей организации в целом;
3. действенность или недейственность общих целей организации, порождающая необходимость их уточнения и внесения ясно-сти посредством применения различных стимулов;
4. различия в индивидуальном восприятии, зависящие от количества источников информации, ее размеров, по-знавательных способностей, лежащих в основе процес-са принятия организационных решений.
В этой работе рассматривались также вопросы мотивации индивидов к участию в деятельности орга-низаций. Марч и Саймон отрицали эффективность системы материального поощрения как абсолютного метода, решающего вопрос о присоединении всех чле-нов организации к ее общим целям. Критерии систе-мы вознаграждения могут не быть «субъективно опе-рациональными», т. е. действенными с точки зрения организации в целом Кравченко А.И., Тюрина И.О., то же, стр. 61-62. Говоря о факторах, способству-ющих повышению действенности критериев произво-дительности, они выдвигали ряд предположений, по-лагая, в частности, что схемы стимулирования будут лучше действовать не в больших, а в малых группах рабочих.
Марч и Саймон пытались выявить специфику «че-ловеческого поведения» с целью определения мотивов, детерминирующих «формирование подцелей», и при-шли к следующим выводам:
1. человеческая рациональ-ность настолько ограничена, что ни один индивид не в состоянии разумно реагировать на столь сложное образование, как «тотальное окружение»;
2. поэтому цели и подцели распределяются между различными группами и подгруппами, которые впоследствии проявляют тенденцию игнорировать другие подцели и аспекты целей организации в целом. Тенденция членов какого-либо организационного подразделения оценивать собствен-ную деятельность лишь в свете своих - пусть даже и противоречащих целям организации - подцелей уси-ливается вследствие трех обстоятельств: присущей ин-дивидам склонности видеть вещи лишь в соответствии с установившейся у них системой отсчета; содержания внутригрупповой коммуникации; избирательной под-верженности воздействию внешних стимулов.
Значительное место в исследованиях Саймона за-нимает проблема выбора критериев конструирования подразделений в организации. Отвергая принцип де-партаментализации, Саймон полагал, что разделение организации на подразделения должно осуществлять-ся на основе тех типов решений, которые будут прини-маться, причем главным критерием оценки структуры должно быть ее воздействие на поведение.
В работе «Организации» делается попытка проана-лизировать зависимость между величиной компании и выбором процесса или цели в качестве основы для де-партаментализации. По мере увеличения организации, роста числа структурных подразделений усложняется обеспечение управляемости ими Кравченко А.И., Тюрина И.О., то же, стр. 62. Поэтому авторы ре-комендуют ряд мер, повышающих эффективность коммуникации и позволяющих допустить большую терпимость руководства к независимости отдельных подраз-делений:
1. выработку программ для руководства рутин-ными процессами;
2. создание классификационных схем для определения мотивационных стимулов;
3. введение официального комплекса оценок, прогнозов, интерпре-таций, обеспечивающих одну и ту же модель реально-сти для всех подразделений, деятельность которых дол-жна осуществляться на координируемой основе.
Саймон подчеркивал важность централизованно-го принятия решений как средства координации, про-фессиональной компетентности и ответственности. Вместе с тем он указывал и на некоторые недостатки централизации, проявляющиеся в дисфункциональном воздействии на мотивацию, задержке принятия реше-ний, отвлечении внимания высшего руководства от важных вопросов в пользу незначительных.
С точки зрения Саймона, проблемы централиза-ции и децентралщзации не существуют безотноситель-но процесса принятия решений. Принятие решений, относящихся к организации в целом, отражает суть централизованного руководства. Поскольку каждый человек, принимающий решения, обладает лишь «ог-раниченной рациональностью» (ограничен своими навыками, привычками и рефлексами, концепцией цели, которая может расходиться с целями организа-ции; а также степенью своего знания и информиро-ванности), то лица, находящиеся в подчиненном поло-жении в меньшей степени, чем руководители, способны принимать рациональные с точки зрения всей систе-мы решения.
При определении уровня принятия решений Сай-мон отмечал важность учета такого фактора, как соот-ветствие с точки зрения формальной системы этого уровня уровню групповых ценностей Кравченко А.И., Тюрина И.О., то же, стр. 63. Другим крите-рием определения места процесса принятия решений в организации Саймон называл соответствие этого уровня наличию необходимой информации и рацио-нальной координации определенных функций.
В книге «Организации» Марч и Саймон приходят к выводу, что децентрализация неизбежна, так как обусловлена самой природой процессов принятия орга-низационных решений. Особенно важно прибегать к ней в тех случаях, когда принимаются принципиально новые решения, - при поиске альтернативных вари-антов решения проблем, сравнении их друг с другом, подготовке рекомендаций. Необходимость децентрализации и привлечения к подготовке решений большого числа участников обусловливается «границами познава-тельных возможностей человека», невозможностью од-новременного охвата всего комплекса многогранных проблем, требующих соответствующего анализа. Подоб-ные проблемы должны быть расчленены на подчасти, распределяющиеся затем между различными специали-зированными подразделениями, из которых состоит вся система. Этот принцип следует учитывать даже при выработке самых детальных программ. Что касается координации рутинной работы, то она должна обеспечи-ваться в основном средствами, не затрагивающими выс-шие уровни организации. Саймон указывал, что приме-нение ЭВМ существенно изменяет отношение к проблеме делегирования ответственности и децентрализации при-нятия решений, позволяя находить и передавать более рациональные, скоординированные и быстро поступаю-щие (чем это было возможно при традиционных методах) решения проблем среднего уровня, пересекающие гра-ницы между подразделениями.
Рассматривая проблему «линейно-штабных взаи-моотношений», Саймон подходил к ней с точки зрения анализа функции организационного управления как процесса принятия решений. Лишение штаба всякой власти над линией в интересах единства начальство-вания, рекомендуемое представителями классической школы, противоречит, по его мнению, принципам спе-циализации, последовательное применение которых предполагает их распространение и на процесс при-нятия решений Кравченко А.И., Тюрина И.О., то же, стр. 63-64. Возложение единства начальствования исключительно на линию означает, считал он, что ре-шения будут готовиться и приниматься далеко не са-мыми компетентными в этом отношении лицами.
Саймон предлагал свой способ решения конфликта между штабом и линией. Рекомендуемые им методы могут быть применены как порознь, так и в комбинации:
1. единство начальствования в более узком смысле: индивид может получать приказы от нескольких начальников, но в случае конфликта он должен повиноваться только одному из них;
2. разделение власти: каждому подразделению выде-ляется какая-то конкретная область, в отношении которой оно обладает исключительной властью, и предполагаемые решения любого индивида, отно-сящиеся к данной области, должны подчиняться этой власти Кравченко А.И., Тюрина И.О., то же, стр. 64..
Вопрос 2. Современный этап в развитии социологии управления.

и т.д.................


Смотреть работу подробнее



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.