Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 107638
Наименование:
Реферат «Швейцер А. Культура и этика»
Информация:
Тип работы: Реферат.
Предмет: Культурология.
Добавлен: 31.05.2017.
Год: 2017.
Страниц: 13.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО
«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра философии и культурологии
РЕФЕРИРОВАНИЕ
По дисциплине «Культурология»
по теме
«Швейцер А. Культура и этика»
Выполнила: Группа: МЭ-16 Руководитель:
Екатеринбург 2017
Содержание
Введение………...3 1. Этика – основа культуры ………...5 2. Святость жизни ………...8 3. Этика и мистика ……….10 Заключение ……….12 Список используемой литературы ………...13
?
Введение Швейцер и в самом деле наш современник. Но современник скорее по духу, чем по линейному движению времени. «Хронотоп духовности» — так можно назвать его размышления. Эти размышления — удивительное совмещение всего пространственно-време ного континуума развития современной культуры и цивилизации в одной критической точке — точке духовности. Самая известная работа Швейцера «Культура и этика» вышла в свет в 1923 г. Но, когда листаешь её страницы, невольно возникает ощущение, что написана она совершенно недавно. Величайшим злом современности Швейцер считал угрозу мировой термоядерной войны. И в этом он, несомненно, прав. Такая война означала бы катастрофу для всего человечества, гибель культуры, возврат к дикости, а вовсе не путь к якобы коммунистическому прогрессу, как полагают ныне некоторые авантюристически мыслящие политики в Китае. Свою книгу, да фактически и жизнь Швейцер посвятил Служению человечеству, его нравственному прогрессу, возрождению культуры, защите гуманизма. Служению этим целям подчинена у него философия культуры. "Благоговение перед жизнью, - писал он, - отбрасывает чисто индивидуалистическое и духовное понимание культуры". И далее: "Благоговение перед жизнью не позволяет человеку пренебрегать интересами мира". Как бы мы ни относились к самому этическому принципу благоговения перед жизнью, следствия, которые выводит из него Швейцер, - справедливы и благородны. Идея внутреннего единства этики и культуры, требование сделать гуманизм и нравственное развитие личности критериями прогресса культуры, защита принципа равенства всех людей на земле без различия цвета их кожи, непреклонный антимилитаризм и антифашизм в убеждениях и практической деятельности - все это черты его облика, которые дают нам основание характеризовать Швейцера как выдающееся нравственное явление в жизни буржуазного общества в эпоху глубокого кризиса его культуры. В марксистской литературе при оценке места и роли Швейцера в культуре современного буржуазного общества принято сравнивать его с Дон-Кихотом. Это сравнение не лишено основания: Швейцер действительно старомоден, одинок, героичен, благороден, он - маяк, по которому многие в современном буржуазном обществе выравнивают курс в своем нравственном развитии. И вместе с тем он - горький упрек бездушности, бесчеловечности буржуазного общества, обрекающего культуру на распад и уничтожение. [3], [5] Целью исследования данной работы является понимание, что такое культура в его непосредственной взаимосвязи с нравственным смыслом жизни. Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Рассмотреть этику как культуру и человеческое отношение к жизни. 2. Показать взаимосвязь между этикой и мистикой. 3. Обосновать этику как бытие.
1. Этика - основа культуры То, что остро почувствовал Швейцер-человек - внутренний надлом европейской культуры, - сосредоточенно исследовал Швейцер-философ. Культура, по его мнению, находится в глубоком кризисе, основные формы проявления которого - господство материального над духовным, общества над индивидом. Материальный прогресс, считает Швейцер, не вдохновляется более идеалами разума, а общество обезличивающим, деморализующим образом подчинило индивида своим целям и институтам. Культура выражается в материальном и духовном прогрессе (Швейцер не проводит различия между понятиями культуры и цивилизации), росте благосостояния человека и общества, но никак не сводится к этому. Самое существенное в ней - этическая основа, та высокая человеческая цель, ради которой она и существует. Воля к прогрессу в его универсальном и собственно этическом аспектах производна от мировоззрения, утверждающего мир и жизнь как ценности сами по себе. Кризис культуры в конечном счете обусловлен кризисом мировоззрения. Европейцам кажется, замечает Швейцер, что стремления к прогрессу является чем-то естественным и само собой разумеющимся. А между тем это не так. До того и для того, чтобы в людях пробудилась жажда деятельности, в них должен сформироваться оптимистический взгляд на мир. Народы, находящиеся на примитивной стадии и не выработавшие цельного мировоззрения, не обнаруживают ясно выраженной воли к прогрессу. Кроме того, существуют мировоззрения, утверждающие отрицательное отношение к миру; так, индийская мысль ориентировала людей на практическую бездеятельность, жизненную пассивность. Пессимизм мышления закрывает путь оптимизму действия...
Заключение Истинная философская этика гласит должна исходить из самого непосредственного и всеобъемлющего факта сознания. Этот факт гласит: «Я есть жизнь, которая хочет жить, я есть жизнь среди жизни, которая хочет жить».
Следовательно, этика заключается в том, человек испытывает побуждение выказать ровное благоговение перед жизнью как по отношению к своей воли жизни, так и по отношению к любой другой. Гениальное - просто. Не делай другому то, чего себе не желаешь. Это и есть основной принцип нравственности. Так говорил Заратустра, об этом гласит Библейская мудрость и мудрость Корана. Швейцер «опять заставил заново» мыслить о том, что добро - то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. Нравственный человек, повинуясь внутреннему побуждению помогать любой жизни, не побоится показаться смешным или сентиментальным, потому что нравственность является не только законом жизни, но и условием ее существования и развития.
Список используемой литературы 1. Алексеева В. И., «Этика благоговения перед жизнью»: о гражданине мира Альберте Швейцере // Культура и время. 2008.- N 2. - С. 36-49 2. Гусейнов А.А. «Этика и мораль» 3. Ершова Л. С., Нравственная философия А. Швейцера // Человек. 2000 N 1. – C. 105- 108 4. Клюзова М. Л., Л.Н. Толстой и А. Швейцер: о рационализме и мистике в этике // Вопросы философии. 2006 N 4. – C. 119- 127 5. Сборник "Альберт Швейцер - великий гуманист XX века", М., Наука, 2000 6. Чесноков В.С., А. Швейцер- отшельник из Ламберене // Биология в школе. 2005 N 8. – С. 17-21 7. Швейцер А. «Культура и этика» М, Прогресс, 1995
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.