Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Литература.
Добавлен: 03.04.18.
Год: 2018.
Страниц: 26.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕС ИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЛИРИКИ А.А. БЛОКА
Курсовая работа по дисциплине «История русской литературы XX в.» студентки заочной формы обучения направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль Русский язык и литература, 5 курса
БЕЛГОРОД 2018 СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 1. Автобиографизм как явление в русской литературе 7 2. А.А. Блок в современном литературоведческом контексте 10 3. Географическое пространство творчества А.А. Блока 14 Заключение 22 Список использованной литературы 24
Введение
Изучение наследия творческой личности невозможно без обращения к биографическим фактам. Биография писателя важна исследователю литературы в связи с тем, что даёт возможность глубже проникнуть в содержание творчества писателя, в ней можно найти ответы на вопросы, вызванные знакомством с литературным творчеством. По словам Г.Н. Поспелова, литературоведу важна задача «выяснения идейной и творческой биографии отдельных писателей» [23,13]. Сегодняшнее «блоковедение», появившееся более полувека назад, включает классические труды таких ученых, как И.Т. Крук, Д.Е. Максимов, З.Г. Минц, В.Н. Орлов, Б.И. Соловьев и другие. В «Поэтике Александра Блока» 3.Г. Минц [20], впервые собраны воедино труды одной из ярких представительниц тартуско-московской литературоведческой школы, посвященные поэтике А. Блока. Исследования 3.Г. Минц (и монография «Лирика Александра Блока», и отдельные статьи) составляют лучшую часть блоковедения последних десятилетий, определяют его современный уровень. «Поэзия и проза Александра Блока» Д. Е. Максимова [18] — результат его многолетних исследований и размышлений о творчестве А.А. Блока. В первой ее части преобладают общие проблемы, связанные прежде всего с поэзией А.А. Блока. В качестве центральной выделяется проблема своеобразия творческого пути Блока, духовного и художественного смысла этого пути, приведшего к приятию поэтом Октябрьской революции. Вторая часть посвящена критическим и философско-публицист ческим статьям — лирической прозе А.А. Блока. В третью часть включены очерки о связях А.А. Блока с его современниками. «Поэзия и проза Александра Блока» И.Т. Крук [15] ставит перед собой задачу помочь преподавателю литературы по возможности глубоко и конкретно осмыслить основные проблемы и образы, особенности поэтики Блока в движении, в единстве и взаимосвязях, а также в характерных для Блока противоречиях его мироощущения и художественного мышления. В числе современных исследователей творчества А.А. Блока необходимо назвать В.П. Енишерлова [9], Д.М. Магомедову [17], И.С. Приходько [24]. Из новейших книг о писателе необходимо выделить сборник «Шахматовский вестник» [31], регулярно издаваемый по итогам научных конференций, которые проводятся на базе Института мировой литературы имени А.М. Горького совместно с Государственным историко-литературны и природным музеем-заповедником Шахматово. Необходимо отметить, что несмотря на многостороннее и подробное изучение творческого наследия А. А. Блока исследователями, биографические факты исследованы, по крайней мере, недостаточно. Этим и определяется актуальность курсовой работы. Биографические данные являются важным материалом «для изучения исторического развития национальных литератур, для понимания особенностей идейного содержания» [23, 13]. Привлечение биографического материала к исследованию творчества позволяет рассмотреть писателя в литературном контексте эпохи. Можно сказать, что биографический метод – это способ анализа литературы, при котором биография и личность автора являются главным в определении творчества. Психологическая школа выдвигает тезис о том, что не только по биографии можно понять душу, но и по творчеству можно понять склад души автора, не прибегая при этом к фактам биографии. В.Е. Хализев делает акцент на том, что «деятельность писателя, который, так или иначе «опредмечивает» в произведении свое сознание естественно, стимулируется и направляется биографическим опытом и жизненным поведением» [29, 65]. Таким образом, через факты биографии читатель познает творчество писателя. Основатель биографического метода в литературоведении Ш.О. Сент-Бёв говорил, что «в великом человеке интересует все, даже то, как он завязывает галстук» [26, 39]. Литературное творчество Ш.О. Сент-Бёв интерпретирует через обстоятельства жизни автора. «Любое сочинение любого автора обретает весь свой исторический и литературный смысл, обнаруживает подлинную меру своей оригинальности, новизны или подражательности лишь тогда, когда оно рассмотрено и изучено указанным образом, то есть полностью, когда оно помещено в соответствующую рамку, окружено обстоятельствами, сопутствовавшими его появлению, так что в этом случае, вынося о нем суждение, мы не подвергаемся риску приписать ему ложные красоты или совершенно невпопад прийти в восхищение, что неизбежно случается, когда мы руководствуемся чистой риторикой» [25, 44]. По словам В.Г. Зусмана, «в методе Ш.О. Сент-Бёва средоточием отношений реальности и традиций является биографический автор, а не автор - субъект сознания, выражением которого предстает художественный текст» [10, 28]. В «Литературной энциклопедии понятий и терминов» выдвигается следующее определение жанра: «Биография – жанр жизнеописания; предполагает художественное или научное осмысление истории жизни личности, нацеленное на поиск и выявление истоков общественно значимой деятельности человека в его индивидуальном биографическом опыте» [16, 90]. При сопоставлении творчества и биографии поэтов/писателей литературоведы пользуются различными документами: «их письмами, дневниками, мемуарами, свидетельствами их современников, наконец, самими художественными произведениями» [23, 13]. Теоретической основой нашей работы стали труды В. Г. Зусмана «Литература и методы ее изучения. Системный и синергетический подход: учебное пособие», «Литературная энциклопедия терминов и понятий», Н. Рыбникова «Биографии и их изучение», В.Е. Хализев «Теория литературы». Данные исследования помогли в раскрытии, анализе и обобщении таких понятий, как символизм, биографический метод, а также при выявлении степени влияния биографии писателя на творчество. Тема курсовой работы определила объект исследования – лирика А.А. Блока...
Заключение
Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока менялся на протяжении всей творческой жизни поэта. В ранних стихах Блока, объединенных в цикл «Стихов о Прекрасной Даме», лирический герой автобиографичен. Он совпадает с образом самого автора, который предстает перед нами полным любви и нежности; он ждет появления Прекрасной Дамы, которая символизирует идеал красоты и женственности. Этот идеал является олицетворением всей мирской любви, природной гармонии. Как отмечает Ю.Н. Тынянов, «Блок – самая большая лирическая тема Блока» [28, 94]. Через поэтическое творчество писателя открывается взгляд на саму личность писателя, на состояние его души. Герой отдален от действительности, о чем свидетельствуют различные потусторонние образы-символы, мистические обряды, интонация таинственности и невысказанности. Но с течением времени образ лирического героя меняется. Ожидание и поиск преобразовываются в отчаяние и обреченность, вселенская любовь — в страх и ожидание катастрофы. Несмотря на то, что герой спускается «со своей вершины» в мир людей, где у «соседних столиков лакеи сонные торчат» и «пьяницы с глазами кроликов «in vino veritas» кричат», герой все-таки ждет Незнакомку, которая придет и примирит «землю» и «небо», поможет создать гармонию и мир в душе отчаявшегося поэта. Но все ожидания оказываются тщетными. На смену ожиданию и надежде приходит разочарование и отчаяние. Мечты героя рушатся, им на смену приходит гадкая, отвратительная реальность, ощущение полного распада, катастрофы. Революционные перемены, произошедшие в 1917 году, Блок принял всем сердцем. В поэзии этого периода («Скифы», «Двенадцать») лирический герой уже не может быть отождествлен с самим Блоком. Он больше похож на матроса-анархиста или на безжалостного кочевника, который идет войной на старый мир. Всё, что связано с изучением творческого пути любого писателя или поэта, должно рассматриваться через призму биографии писателя. Только таким образом можно постигнуть творческое наследие автора.
Список использованной литературы
1. Блок, А.А. Собрание сочинений [текст]: в 6 т. / А.А. Блок. – М.; Худож. Лит., 1980, - Т. 1, - 512 с. 2. Блок, А.А. Собрание сочинений [текст]: в 6 т. / А.А. Блок. – М.: Худож. Лит., 1980, - Т. 2, - 414 с. 3. Блок, А.А. Собрание сочинений [текст]: в 6 т. / А.А. Блок. – М.; Правда, 1971, - Т. 3, - 414 с. 4. Большев, А.О. Исповедально-автобио рафическое начало в русской прозе второй половины XX века. / А.О. Большов. — СПб.: Филол. ф-т СПб. ун-та, 2002. — 170 с. 5. Быстров, В.Н. Александр Блок в 1919 году. / В.Н. Быстров. СПб.: Наука, 1998. — 440 с. 6. Горелов, А.Е. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. / А.Е. Горелов. – 2-е изд., доп. – Л.: Сов. Писатель, 1970. - 607 с. 7. Горбунова, А.Н. Жанровая система русской классической литературы. Электронный ресурс. Режим доступа: 24raznoe/460342 8. Долгополов, Л. К. Александр Блок. Личность и творчество. / Л. К. Долгополов. – Л.: Наука, 1978 – 175 с. 9. Ениршелов, В. П. Александр Блок. Штрихи судьбы. / В. П. Ениршелов,– М.: Современнике, 1980. - 303 с. 10. Зусман, В. Г. Литература и методы ее изучения. Системный и синергический подход: учебное пособие / В.Г. Зусман, В.Г. Зинченко. – М.: Флинта. – 330 с. 11. Игошева, Т. В. Блок А.А, / Т. В. Игошева. – Вел. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 418 с 12. Карпов, И. П. Авторология в русской литературе. монография / И. П. Карпов 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2017. – 465 с. 13. Клинг, О. А. Александр Блок: структура «романа в стихах». Поэма «Двенадцать». – 2-е издание / О. А. Клинг. – М. Изд. МГУ, 2000. – 112 с. 14. Крошнева, М.Е, «Петербургский текст» поэтов серебряного века / М.Е. Крошнева, М.А. Шауберт. Вестник УлГТУ №1. 2014. – 100 с. 15. Крук, И. Т. Поэзия Александра Блока. / И. Т. Крук. М.: Просвящение, 1970. – 263 с. 16. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под. ред. А.Н. Николюкина – М.: НПК «Интелвак», 2001. – 1600 стб. 17. Магомедова, Д. М. Комментируя Блока. / Д. М. Магомедова. М.: РГГУ, 2004. — 111 с. 18. Максимов, Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока. / Д. Е. Максимов. – Л.: Советский писатель, 1981. – 555 с. 19. Медарич М. Автобиография/ автобиографизм// Автоинтерпретация: Сборник статей по русской литературе XII - XX вв. Под ред. А. Муратова и Л. Иезуитовой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998. С. 5-32. 20. Минц, З.Г. Поэтика Александра Блока. / З.Г. Минц, – С. -Петербург, 1999. – 727 с. 21. Орлов, В.Н. Жизнь Александра Блока. / В. Н. Орлов. – Л.: Советский писатель, 1978. – 626 с. 22. Пайман, А. Ангел и камень. Жизнь Александра Блока. В двух книгах. Книга первая / А. Пайман. – М.: Наука, 2005 – 281 с., 23. Поспелов, Г. Н. Введение в литературоведение: Учеб. для филол. спец. ун-тов / Г. Н. Поспелов, П. А. Николаев, И. Ф. Волков и др.; Под ред. Г. Н. Поспелова. М.: Высш. Шк., 1988 – 528 с. 24. Приходько И. С. Шекспир Александра Блока // Знание. Понимание. Умение. / И. С. Приходько 2013. № 4. С. 139–145. 25. Рыбников, Н. А. Биография и их изучение. / Н. А. Рыбников, М., 1920. 26. Сент-Бёв, Ш. О. Литературные портреты. Критические очерки. / Ш. О. Сент-Бёв, - М.: Гослитиздат 1987. – 584 с. 27. Соловьев, Б. О. Поэт и его подвиг. / Б. О. Соловьев. — М.: Советская Россия. 1973. — 749 с. 28. Тынянов, Ю.Н. Проблема стихотворного слога. М.: / Ю.Н. Тынянов. Советский писатель, 1965. — 303 с. 29. Хализев, В.Е. Теория литературы. 6-е изд., испр. / В.Е. Хализев. — М.: Академия, 2013. — 432 с. 30. Чуковский, К.И. Из воспоминаний. / К. И. Чуковский. – М.: Азбука-Аттикус. 2015. — 480 с. 31. Шахматовский вестник. Выпуск 12. Биография как источник и контекст творчества А. Блока. – М.: ИМЛИ РАН. 2011. – 416 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.