Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 112079


Наименование:


Курсовик АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЛИРИКИ А.А. БЛОКА

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Литература. Добавлен: 03.04.18. Год: 2018. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕС ИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОКИ ЛИРИКИ А.А. БЛОКА


Курсовая работа
по дисциплине «История русской литературы XX в.»
студентки заочной формы обучения
направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование,
профиль Русский язык и литература,
5 курса


БЕЛГОРОД 2018
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Автобиографизм как явление в русской литературе 7
2. А.А. Блок в современном литературоведческом контексте 10
3. Географическое пространство творчества А.А. Блока 14
Заключение 22
Список использованной литературы 24


Введение

Изучение наследия творческой личности невозможно без обращения к биографическим фактам. Биография писателя важна исследователю литературы в связи с тем, что даёт возможность глубже проникнуть в содержание творчества писателя, в ней можно найти ответы на вопросы, вызванные знакомством с литературным творчеством. По словам Г.Н. Поспелова, литературоведу важна задача «выяснения идейной и творческой биографии отдельных писателей» [23,13].
Сегодняшнее «блоковедение», появившееся более полувека назад, включает классические труды таких ученых, как И.Т. Крук, Д.Е. Максимов, З.Г. Минц, В.Н. Орлов, Б.И. Соловьев и другие.
В «Поэтике Александра Блока» 3.Г. Минц [20], впервые собраны воедино труды одной из ярких представительниц тартуско-московской литературоведческой школы, посвященные поэтике А. Блока. Исследования 3.Г. Минц (и монография «Лирика Александра Блока», и отдельные статьи) составляют лучшую часть блоковедения последних десятилетий, определяют его современный уровень.
«Поэзия и проза Александра Блока» Д. Е. Максимова [18] — результат его многолетних исследований и размышлений о творчестве А.А. Блока. В первой ее части преобладают общие проблемы, связанные прежде всего с поэзией А.А. Блока. В качестве центральной выделяется проблема своеобразия творческого пути Блока, духовного и художественного смысла этого пути, приведшего к приятию поэтом Октябрьской революции. Вторая часть посвящена критическим и философско-публицист ческим статьям — лирической прозе А.А. Блока. В третью часть включены очерки о связях А.А. Блока с его современниками.
«Поэзия и проза Александра Блока» И.Т. Крук [15] ставит перед собой задачу помочь преподавателю литературы по возможности глубоко и конкретно осмыслить основные проблемы и образы, особенности поэтики Блока в движении, в единстве и взаимосвязях, а также в характерных для Блока противоречиях его мироощущения и художественного мышления.
В числе современных исследователей творчества А.А. Блока необходимо назвать В.П. Енишерлова [9], Д.М. Магомедову [17], И.С. Приходько [24].
Из новейших книг о писателе необходимо выделить сборник «Шахматовский вестник» [31], регулярно издаваемый по итогам научных конференций, которые проводятся на базе Института мировой литературы имени А.М. Горького совместно с Государственным историко-литературны и природным музеем-заповедником Шахматово.
Необходимо отметить, что несмотря на многостороннее и подробное изучение творческого наследия А. А. Блока исследователями, биографические факты исследованы, по крайней мере, недостаточно. Этим и определяется актуальность курсовой работы.
Биографические данные являются важным материалом «для изучения исторического развития национальных литератур, для понимания особенностей идейного содержания» [23, 13]. Привлечение биографического материала к исследованию творчества позволяет рассмотреть писателя в литературном контексте эпохи. Можно сказать, что биографический метод – это способ анализа литературы, при котором биография и личность автора являются главным в определении творчества. Психологическая школа выдвигает тезис о том, что не только по биографии можно понять душу, но и по творчеству можно понять склад души автора, не прибегая при этом к фактам биографии.
В.Е. Хализев делает акцент на том, что «деятельность писателя, который, так или иначе «опредмечивает» в произведении свое сознание естественно, стимулируется и направляется биографическим опытом и жизненным поведением» [29, 65]. Таким образом, через факты биографии читатель познает творчество писателя.
Основатель биографического метода в литературоведении Ш.О. Сент-Бёв говорил, что «в великом человеке интересует все, даже то, как он завязывает галстук» [26, 39]. Литературное творчество Ш.О. Сент-Бёв интерпретирует через обстоятельства жизни автора. «Любое сочинение любого автора обретает весь свой исторический и литературный смысл, обнаруживает подлинную меру своей оригинальности, новизны или подражательности лишь тогда, когда оно рассмотрено и изучено указанным образом, то есть полностью, когда оно помещено в соответствующую рамку, окружено обстоятельствами, сопутствовавшими его появлению, так что в этом случае, вынося о нем суждение, мы не подвергаемся риску приписать ему ложные красоты или совершенно невпопад прийти в восхищение, что неизбежно случается, когда мы руководствуемся чистой риторикой» [25, 44]. По словам В.Г. Зусмана, «в методе Ш.О. Сент-Бёва средоточием отношений реальности и традиций является биографический автор, а не автор - субъект сознания, выражением которого предстает художественный текст» [10, 28].
В «Литературной энциклопедии понятий и терминов» выдвигается следующее определение жанра: «Биография – жанр жизнеописания; предполагает художественное или научное осмысление истории жизни личности, нацеленное на поиск и выявление истоков общественно значимой деятельности человека в его индивидуальном биографическом опыте» [16, 90].
При сопоставлении творчества и биографии поэтов/писателей литературоведы пользуются различными документами: «их письмами, дневниками, мемуарами, свидетельствами их современников, наконец, самими художественными произведениями» [23, 13].
Теоретической основой нашей работы стали труды В. Г. Зусмана «Литература и методы ее изучения. Системный и синергетический подход: учебное пособие», «Литературная энциклопедия терминов и понятий», Н. Рыбникова «Биографии и их изучение», В.Е. Хализев «Теория литературы». Данные исследования помогли в раскрытии, анализе и обобщении таких понятий, как символизм, биографический метод, а также при выявлении степени влияния биографии писателя на творчество.
Тема курсовой работы определила объект исследования – лирика А.А. Блока...


Заключение

Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока менялся на протяжении всей творческой жизни поэта. В ранних стихах Блока, объединенных в цикл «Стихов о Прекрасной Даме», лирический герой автобиографичен. Он совпадает с образом самого автора, который предстает перед нами полным любви и нежности; он ждет появления Прекрасной Дамы, которая символизирует идеал красоты и женственности. Этот идеал является олицетворением всей мирской любви, природной гармонии.
Как отмечает Ю.Н. Тынянов, «Блок – самая большая лирическая тема Блока» [28, 94]. Через поэтическое творчество писателя открывается взгляд на саму личность писателя, на состояние его души.
Герой отдален от действительности, о чем свидетельствуют различные потусторонние образы-символы, мистические обряды, интонация таинственности и невысказанности. Но с течением времени образ лирического героя меняется. Ожидание и поиск преобразовываются в отчаяние и обреченность, вселенская любовь — в страх и ожидание катастрофы.
Несмотря на то, что герой спускается «со своей вершины» в мир людей, где у «соседних столиков лакеи сонные торчат» и «пьяницы с глазами кроликов «in vino veritas» кричат», герой все-таки ждет Незнакомку, которая придет и примирит «землю» и «небо», поможет создать гармонию и мир в душе отчаявшегося поэта. Но все ожидания оказываются тщетными. На смену ожиданию и надежде приходит разочарование и отчаяние. Мечты героя рушатся, им на смену приходит гадкая, отвратительная реальность, ощущение полного распада, катастрофы.
Революционные перемены, произошедшие в 1917 году, Блок принял всем сердцем. В поэзии этого периода («Скифы», «Двенадцать») лирический герой уже не может быть отождествлен с самим Блоком. Он больше похож на матроса-анархиста или на безжалостного кочевника, который идет войной на старый мир.
Всё, что связано с изучением творческого пути любого писателя или поэта, должно рассматриваться через призму биографии писателя. Только таким образом можно постигнуть творческое наследие автора.

Список использованной литературы

1. Блок, А.А. Собрание сочинений [текст]: в 6 т. / А.А. Блок. – М.; Худож. Лит., 1980, - Т. 1, - 512 с.
2. Блок, А.А. Собрание сочинений [текст]: в 6 т. / А.А. Блок. – М.: Худож. Лит., 1980, - Т. 2, - 414 с.
3. Блок, А.А. Собрание сочинений [текст]: в 6 т. / А.А. Блок. – М.; Правда, 1971, - Т. 3, - 414 с.
4. Большев, А.О. Исповедально-автобио рафическое начало в русской прозе второй половины XX века. / А.О. Большов. — СПб.: Филол. ф-т СПб. ун-та, 2002. — 170 с.
5. Быстров, В.Н. Александр Блок в 1919 году. / В.Н. Быстров. СПб.: Наука, 1998. — 440 с.
6. Горелов, А.Е. Гроза над соловьиным садом. Александр Блок. / А.Е. Горелов. – 2-е изд., доп. – Л.: Сов. Писатель, 1970. - 607 с.
7. Горбунова, А.Н. Жанровая система русской классической литературы. Электронный ресурс. Режим доступа: 24raznoe/460342
8. Долгополов, Л. К. Александр Блок. Личность и творчество. / Л. К. Долгополов. – Л.: Наука, 1978 – 175 с.
9. Ениршелов, В. П. Александр Блок. Штрихи судьбы. / В. П. Ениршелов,– М.: Современнике, 1980. - 303 с.
10. Зусман, В. Г. Литература и методы ее изучения. Системный и синергический подход: учебное пособие / В.Г. Зусман, В.Г. Зинченко. – М.: Флинта. – 330 с.
11. Игошева, Т. В. Блок А.А, / Т. В. Игошева. – Вел. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 418 с
12. Карпов, И. П. Авторология в русской литературе. монография / И. П. Карпов 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2017. – 465 с.
13. Клинг, О. А. Александр Блок: структура «романа в стихах». Поэма «Двенадцать». – 2-е издание / О. А. Клинг. – М. Изд. МГУ, 2000. – 112 с.
14. Крошнева, М.Е, «Петербургский текст» поэтов серебряного века / М.Е. Крошнева, М.А. Шауберт. Вестник УлГТУ №1. 2014. – 100 с.
15. Крук, И. Т. Поэзия Александра Блока. / И. Т. Крук. М.: Просвящение, 1970. – 263 с.
16. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под. ред. А.Н. Николюкина – М.: НПК «Интелвак», 2001. – 1600 стб.
17. Магомедова, Д. М. Комментируя Блока. / Д. М. Магомедова. М.: РГГУ, 2004. — 111 с.
18. Максимов, Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока. / Д. Е. Максимов. – Л.: Советский писатель, 1981. – 555 с.
19. Медарич М. Автобиография/ автобиографизм// Автоинтерпретация: Сборник статей по русской литературе XII - XX вв. Под ред. А. Муратова и Л. Иезуитовой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998. С. 5-32.
20. Минц, З.Г. Поэтика Александра Блока. / З.Г. Минц, – С. -Петербург, 1999. – 727 с.
21. Орлов, В.Н. Жизнь Александра Блока. / В. Н. Орлов. – Л.: Советский писатель, 1978. – 626 с.
22. Пайман, А. Ангел и камень. Жизнь Александра Блока. В двух книгах. Книга первая / А. Пайман. – М.: Наука, 2005 – 281 с.,
23. Поспелов, Г. Н. Введение в литературоведение: Учеб. для филол. спец. ун-тов / Г. Н. Поспелов, П. А. Николаев, И. Ф. Волков и др.; Под ред. Г. Н. Поспелова. М.: Высш. Шк., 1988 – 528 с.
24. Приходько И. С. Шекспир Александра Блока // Знание. Понимание. Умение. / И. С. Приходько 2013. № 4. С. 139–145.
25. Рыбников, Н. А. Биография и их изучение. / Н. А. Рыбников, М., 1920.
26. Сент-Бёв, Ш. О. Литературные портреты. Критические очерки. / Ш. О. Сент-Бёв, - М.: Гослитиздат 1987. – 584 с.
27. Соловьев, Б. О. Поэт и его подвиг. / Б. О. Соловьев. — М.: Советская Россия. 1973. — 749 с.
28. Тынянов, Ю.Н. Проблема стихотворного слога. М.: / Ю.Н. Тынянов. Советский писатель, 1965. — 303 с.
29. Хализев, В.Е. Теория литературы. 6-е изд., испр. / В.Е. Хализев. — М.: Академия, 2013. — 432 с.
30. Чуковский, К.И. Из воспоминаний. / К. И. Чуковский. – М.: Азбука-Аттикус. 2015. — 480 с.
31. Шахматовский вестник. Выпуск 12. Биография как источник и контекст творчества А. Блока. – М.: ИМЛИ РАН. 2011. – 416 с.



Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.