Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 129935
Наименование:
Реферат Бытие как основная онтологическая категория
Информация:
Тип работы: Реферат.
Предмет: Философия.
Добавлен: 10.06.2022.
Год: 2018.
Страниц: 10.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
1. Бытие как основная онтологическая категория.
Для рассмотрения данного вопроса, нам следует обратиться к понятию бытие. Бытие это предмет изучения в онтологии, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности всезнании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми оттенками. Понятие бытие в философии имеет свою историю развития, оно эволюционировало и меняло свое содержание. В своих истоках философия, стремясь объяснить мир естественными причинами, во многом обращалась к исследованию непосредственной физической сущности мира. Впервые термин бытие появляется в школе элеатов, который призван обозначать такое реальное бытие. Позже учение о бытие и мышление, для постижения мира, станет закладываться в ранней философии. Парменид в своих текстах пишет, что бытие это мышление, а тогда не бытия нет, ибо если я допускаю, что не бытие есть потому, что бытие и не бытие тождественны, то это нелепо, потому что одно и тоже одновременно и существуют и не существует. Если же я допускаю не бытие, что оно просто существует, то тогда своим мышлением я обращаю его в бытие, т.к. бытие и есть мышление. Никакого прямого антипода, то есть абсолютного не существования попросту нет. Аристотель же предполагает, что бытие это лишь абстракция, тогда когда реально существует бытие чего-либо конкретного. Мир представляет собой реальное существование отдельных, материальных и духовных, предметов и явлений, бытие же – это абстракция, которая лежит в основе решения общих вопросов о мире. Бытие – это фундаментальный принцип объяснения. Оно – непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире – преходяще. Бытие просто есть, существует. Всеобщность же бытия проявляется через единичное существование конкретных предметов. И уже с этого момента бытие не просто указывает на реальность существования, но и обязательно на взаимосвязь всего со всем в этом мире. Таким образом, понятие бытие утрачивает свою физическую сущность, это не бог, не материя, не вещь, но при этом оно также объективно, как объективен мир. В теоцентризме подлинное бытие за богом через соответствующие божественные характеристики. В антропоцентризме бытие анализируется на примерах существования, включенности человека в мир. В социоцентризме – через анализ социального бытия. Помимо этого в отдельных философских школах конкретизируется бытие той или иной части мира. Гегель считал, что бытие это бессодержательная мысль приравнивается к «ничто» и переходит в ничто, а подвижное единство бытия называет «становлением». Итогом становления оказывается «наличное бытие», которое, в отличие от чистого бытия, уже имеет некую качественную определенность. Начинается развитие абсолютной идеи, которая в собственном развитии познает саму себя. Далее происходит отрицание природы в Дух. Философия духа Гегеля состоит из трех частей: философии субъективного, объективного и абсолютного духа. Платон представляет нам бытие в виде двух различных, но определенным образом взаимосвязанных миров. Первый мир – это мир единичных предметов, воспринимаемых и познающихся человеком с помощью чувств. Однако все богатство бытия не сводится к нему. Есть еще второй мир - мир подлинного бытия, представляющий собой совокупность идей, или сущностей, воплощением которых является все многообразие мира. Далее мне бы хотелось рассмотреть типы бытия: 1. бытие вещей; где выделяют бытие вещей созданных природой (объективность существования), далее бытие природы (вечность и бесконечность), и бытие вещей созданных человеком (наличие исторического времени и обязательное присутствие идеального фактора). 2. бытие человека, где выделяют бытие человека как природного тела (подчиненность общим законам жизни) и собственно человеческое бытие (способность постоянного выхода за пределы собственного Я). 3. бытие идеального, где выделяют бытие индивидуально идеального, которое ассоциируется с человеческим сознанием (идеальность, необходимость материализации, общественный характер происхождения) и уровень бытия объективно идеального, которое ассоциируется либо с общественным сознанием (все характеристики первого подуровня пропускаются через объективность), либо с информацией (процессуальность). 4. бытие социального, где выделяют бытие личности (соотношение свободы и ответственности) и бытие социума (деятельность человека как субстанциональная основа социального бытия). Нам известно, что бытие характеризует целостность мира, указывает на его взаимосвязь, подчеркивает уникальность всего сущего. В философии это ярко проявляется через модели единства мира: 1) мифопоэтическая или образная модель единства мира. Здесь мир един благодаря тождеству всего со всем, благодаря универсальности количественных характеристик, благодаря единству естественного и сверхъестественного. 2) субстратная (вещественная) модель единства мира. Мир един благодаря однородности своего вещественного состава. Данные современной науки показывают, что объекты неживой природы во всей Вселенной состоят из одинаковых химических элементов. Раскрытие внутренней структуры атома, открытие новых элементарных частиц позволяют ставить вопрос о создании единой теории элементарных частиц, описывающей субстратное единство элементов. 3) номологическая модель единства мира. Мир един благодаря действию неких универсальных всеобщих законов. Частные законы отдельных сфер бытия механически распространяются на понимание мира в целом. В результате Вселенная представляется абсолютно однородным образованием, что приводит к выводам о возможности полного и окончательного ее познания. 4) генетическая модель единства мира. Эта модель соединяет в себе и субстрат и закон, мир един благодаря общности источника происхождения и общей направленности развития. Модель так же ограничена, так как мир качественно бесконечен. 5) субстанциональная модель единства мира. Мир един вследствие развертывания реального существования субстанции. С точки зрения философии эта модель ближе всего к реальности мира. Данный вопрос понятия бытие, дает нам понять диалектику уникального и общего в структуре мира.
? 2.Учение о субстанции.
Давайте обратимся к понятию субстанция. Субстанция представляет собой неизменное и устойчивое единство, которое обеспечивает появление мира и гарантирует его существования. В истории философии складываются следующие общие подходы к субстанции: 1. субстратное понимание субстанции. Субстанция предстает самостоятельно наряду с миром, при этом в своей сути пассивна и вся ее значимость в возможности обеспечения однородности возникающего мира. 2. понимание субстанции в качестве активного начала. Субстанция – это некая организующая активная сила, благодаря чему и образовано все сущее. Это не пассивный объект воздействия и не субстрат, из которого состоят все вещи, а сознательное и волевое начало, субъект действия. 3. рассмотрение субстанции в своеобразном синтезе первого и второго подходов. Субстанция рассматривается как порождающая неизменная основа всего конкретного множества своих модусов (состояний) и условие взаимодействия последних. В объективно-идеалисти еских подходах можно выделить следующее понимание субстанции: 1. абсолютная идея (Гегель); 2. мировой разум (Анаксагор); 3. идеи как сосредоточие общего (Платон); 4. мировая воля (Шопенгауэр). Идеализм это философское учение, согласно которому субстанция идеальна, а все материальное производно, вторично. Идеализм бывает объективным и субъективным. По Мнению Гегеля в роли субстанции выступает абсолютная идея, то идеальное начало первично, что говорит о принадлежности его взглядов к идеализму. В пользу идеализма свидетельствует и тот факт, что в характеристиках человека, человеческой истории в системе Гегеля доминирует духовный фактор. В субъективном идеализме понятие субстанции как активного начала бытия интерпретируется с индивидуалистических позиций и приобретает форму солипсизма. Наиболее откровенно и последовательно идеи субъективного идеализма отстаивал Дж. Беркли. Поскольку в этом мире мы можем достоверно говорить только о том, что переживается нашими чувствами и сознанием, и нет гарантии, что есть нечто еще, находящееся за пределами сознания, то быть – это значит быть воспринимаемым. Здесь человеческое индивидуальное «я» фактически превращается в единственную порождающую субстанцию мироздания. Давайте рассмотрим субстанции, которые выдвигаются в качестве оснований мира в разных философских школах. Монизм это одна субстанция ( одно начало), которая лежит в основе мира. Монистическое понимание единства мира в истории философии реализовалось в двух основных направлениях, о которых говорилось выше: в идеалистическом и материалистическом монизме. Наиболее последовательным вариантом идеалистического монизма является абсолютный идеализм Гегеля. Главным недостатком всех монистических теорий является превращение выбранного начала в Абсолют, существующий наряду с миром. Таким образом, субстанция является гарантом реальности существования, сама испытывает трудности в бытийной плоскости: мир характеризуется бытием. Помимо этого, трудно, иногда фактически невозможно объяснить переход от единого начала к реальному качественному разнообразию. Как правило, в таких системах потерян человек. Плюрализм это зарождение из множества независимых начал, обладающих активностью и само детерминацией, выступающих причинами самих себя. Он может быть и идеалистическим (Лейбниц), и материалистическим (Демокрит). Последовательный плюрализм удачно объясняет активность и внутреннюю свободу человека, но, в свою очередь, сталкивается с трудностями – с невозможностью объяснить происхождение множества деятельных индивидуальных субстанций, а также факт их очевидного телесного и духовного единства. Кроме того, чтобы избежать хаоса и обеспечить равноправие всем субстанциям, в плюралистических школах неизбежно присутствует Бог, на которого и возложены эти функции. Дуализм считает материальную и духовную субстанции – дух и материю – равноправными началами. Классический пример дуализма – учение Р. Декарта. Сотворенный мир образован, по Декарту, двумя такими несводимыми друг к другу субстанциями: духовной и материальной. Духовная субстанция неделима, вечна, ее атрибутом (главным неотделяемым свойством) выступает мышление, от которого производны все иные модусами: чувства, воображение и др. В таком физическом мире господствуют принципы и законы механики. Это принцип сохранения, означающий, что количество энергии в мире постоянно. Два этих принципа с неизбежностью подводят Декарта к идее первотолчка. И первотолчок, и необходимость равноправия двух автономных субстанций, каждая из которых абсолютна, заставляет Декарта вводить Бога в качестве истинного первоначала мира. Таким образом, главной проблемой дуализма в объяснении мира становится вопрос о взаимодействии и взаимопроникновении противоположных субстанций, особенно применительно к человеку как к целостному существу. Пантеизм заключается в том, что природа обожествляется, а Бог натурализуется. В пантеизме природа трактуется как организм, чаще всего, она еще и одушевлена. Классическим примером пантеистического объяснения мира можно считать философию Б. Спинозы, у которого субстанция является причиной самой себя, а Бог отождествляется с субстанцией. Субстанция у Спинозы обладает двумя атрибутами: мышлением и протяженностью, что позволяет с единых позиций объяснять и природу, и разумное бытие человека. Таким образом, опираясь на понятие субстанции, которые выдвигаются в качестве оснований мира в разных философских школах, можно подытожить, что субстанция мыслится не наряду с миром, а как основа, существующая через мир и обеспечивающая его единство. ? 3.Изменчивость мира. Развитие. Диалектика это метод противоположный метафизике и согласно ему в мире все взаимосвязано, что порождает внутренние причины постоянно идущих изменений. Метод диалектика состоит: 1. в поиске источника и движущих сил развития (закон взаимодействия противоположностей); 2. в объяснении механизмов развития (закон перехода количественных изменений в качественные); 3. в выявлении направленности развития (закон отрицания отрицания). В философии выделяют три всеобщих закона диалектики: закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные и закон единства и борьбы противоположностей. Давайте рассмотрим каждый из законов диалектики подробно. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что каждое явление, каждая вещь отграничена от другой, тем самым проявляется ее уникальные свойства. Свойств множество и в силу универсальности движения они находится в процессе взаимодействия и постоянной изменчивости. Специфика существования противоположностей состоит в том, что они находятся в борьбе (взаимоисключающ друг друга) и одновременно пребывают в единстве (не могут быть друг без друга). Единство и борьба противоположностей образует противоречие. Отсюда следует, что противоречивость выступает всеобщим свойством мира и, что само противоречие находится в постоянном изменении. Закон перехода количественных изменений в качественные заключается в процессе развития количественных изменений при определенных условиях, и приводят к качественным изменениям. Качество есть системная совокупность свойств, выражающая собой сущность вещи или явления. Качество есть ни что иное, как внутренняя определенность предмета, без этих свойств, предмет перестает быть данным предметом, тогда как свойство представляет собой одну из сторон качества. Количество это объективная степень различия по объективным свойствам, а также характеристика со стороны пространственно-време ных свойств. Количество также объективно, как и качество. Количество не выражает сущности предмета, оно лишь характеризует его свойства Закон отрицания отрицания утверждает, что в процессе развития каждая последующая ступень является, с одной стороны, отрицанием предшествующей ступени (через «снятие», отрицание каких-то свойств и качеств), а с другой — отрицанием самого этого отрицания, так как на новой ступени и в новом качестве воспроизводит в изменившемся предмете некоторые свойства и качества ступени, подвергшейся отрицанию ранее. Закон отрицания отрицания обладает свойствами объективность, самоотрицанием, и указывает на новое развитие , которое всегда доминирует. Закон отрицания отрицания фиксирует очень важную сторону развития — обязательное наличие в нем элементов поступательности и одновременно цикличности, обратимости и необратимости. Закон отрицания отрицания доказывает, что схем развития, вечных круговоротов, как абсолютно замкнутых циклов в развитии нет, прогресс и регресс – оценки, которые существуют исключительно друг через друга. ? 4.Проблемы бытия человека. Проблемы бытия человека в философии нашли свое название - антропология, это самостоятельное направление исследования, занимающееся исследованием проблем возникновения, трактовки сущности человека. Нельзя не упомянуть о понятии человека при рассмотрении проблем бытия. Человек это субъект общественно-историчес ой деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Известный немецкий философ Маркс Шелер выявил основные направления антропологической мысли и написал в своих работах следующие концепции трактовки человека: 1. религиозная, в рамках которой человек причастен к творению мира Богом, а главной характеристикой его сущности становится изначальная греховность; 2. homo sapiens («человек разумный»), где разум человека обретает абсолютный статус, его сила и могущество позволяет человеку реализовывать мире собственные проекты, рационализировать все процессы мира, то есть одновременно познавать и созидать окружающий мир; 3. homo faber («человек умелый»),, согласно которой человек – это животное, использующее знаки (язык для общения) и орудия в непосредственной деятельности; 4. рассматривающая человека в качестве тупика развития мира, где человек – это существо, способное производить исключительно суррогаты, например, язык; 5. рассматривающая человека как существо, находящееся в переходе к стадии сверх человека. Чарльз Дарвин в своих трудах «Происхождение человека и половой отбор» , впервые представил человека как необходимая ветвь эволюции. Принимая идею естественного происхождения человека, современная философия, тем не менее, указывает на ограниченность научного подхода в решении данного вопроса. В частности, применительно теории Ч.Дарвина следует учитывать такие ее недостатки как: преувеличение роли полового отбора, отрицание принципиального качественного различия инстинкта и интеллекта Аристотель характеризует человека как «политическое животное». Современная философия следующим образом решает проблему биологического и социального. Биологическое и социальное это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. Соотношение биологического и социального следует понимать не как рядоположение, а как соподчинение, в рамках которого социальное играет приоритетную, интегративно-преобра ующую роль. С формированием мышления и языка началось становление производственных, социально-экономичес их отношений как особого уровня организации материи – социальной жизни. Общественное бытие, в отличие от естественной природы, носит не просто объективный, а субъектно-объектный характер. Человек – это высший уровень организации того вида материи, которая осознает саму себя. Так же рассматривают человека, как соотношение тела и души. Тело это часть естественной природы, и в этом отношении человек предстает как вещь среди других вещей, включенных в общий эволюционный процесс природы. Так складывается пассивно-созерцательн я концепция, согласно которой человек – это вещь среди вещей. Согласно современной философии такой подход устарел. Человек предстает не просто как часть природы, а как высший продукт ее развития, как природное существо особого рода, а именно носитель не только биологической, но и социальной формы движения материи творческая концепция: меняет мир, меняясь сам. В философском анализе всегда различаются понятия «индивид» и «личность». Индивид это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью... Список используемой литературы
1. Алексеев, П. В. История философии : учебник / П.В. Алексеев. — Москва : Проспект, 2017. — 240 c. — Текст : непосредственный. 2. Бессонов, Б. Н. История и философия науки : учебное пособие / Б.Н. Бессонов. —Москва: Юрайт, 2018. — 400 c. — Текст : непосредственный. 3. Вундт, В. Введение в философию : учебник / В. Вундт. — Москва: ДиректМедиа Паблишинг, 2018. — 295 c. — Текст : непосредственный. 4. Ерина, Е. Б. Основы философии : учебное пособие для вузов / Е.Б. Ерина. — Москва : РИОР, Инфра-М, 2017. — 109 c. — Текст : непосредственный. 5. Иванов, О. Е. История философии. Курс лекций : учебное пособие / О.Е. Иванов. — Москва : Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2016. — 608 c. — Текст : непосредственный. 6. Иконникова, Г. И. Философия Древнего мира : учебник / Г.И. Иконникова, Н.И. Иконникова. — Москва : Юнити-Дана, 2018. — 248 c. — Текст : непосредственный. 7. Тюгашев, Е. А. Основы философии : учебник / Е. А. Тюгашев. — Москва : Юрайт, 2018. — 250 с. — Текст : непосредственный.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.