Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 129563


Наименование:


Диплом Влияние социального статуса семьи на жизненную перспективу старшеклассников

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Социология. Добавлен: 23.05.2022. Год: 2017. Страниц: 84. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




Министерство образования и науки Российской Федерации государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
Институт (Факультет) Социально - гуманитарных технологий Кафедра социальной педагогики и социальной работы

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
Тема «Влияние социального статуса семьи на жизненную перспективу старшеклассников»

Направление 44.04.02 Психолого-педагогиче кое образование.

Магистерская программа «Психолого-педагогич ские технологии в социальной сфере».

Красноярск 2017


Содержание


Введение……… 3
Глава 1 Теоретически аспекты изучения вл яния социального
статуса семьи на жизненную перспективу старшеклассников
1.1. Основные поняти , термины и подходы, раскрывающие особенности влияния социального статуса семьи на жизненную
перспектив у старшеклассников………...
1.2. Факторы, влияющие на планирование жизненной перспективы
старшеклассников………..
Выводы по первой главе………... 29
Глава 2 Эксперимента ьное исследование изу ения влияния
социального статуса емьи на жизненную пер пективу старшеклассников
2.1 Описание методик и условий проведения исследования………... 32
2.2 Опытно-экспериментал ное исследование влияния социального
статуса семьи на жизненную перспективу старшеклассников………...
2.3 Рекомендации для гимназии………. 51
Выводы по второй главе………. 59
Заключение……… 63
Список используемой литературы………... 70
Приложение……….. 83


Введение


Устремленность в будущее – одна из наиболее характерных особенностей мировоззрения человека. Стремление понять цели, осознать смыслы своей жизни, строить планы, как на ближайшие, так и на совсем дальние сроки, разрабатывать стратегии их реализации, мечтать об этом будущем и приближать его своими действиями – экзистенциальная характеристика личности, тем более присущая современным старшеклассника.
Актуальность темы исследования. Ситуация неопределенности, присущая современному обществу в целом, а в России обостренная постоянными социально-экономичес ими реформами и кризисами вызывает естественную растерянность большинства семей, озабоченных поиском своего места в новой социально-экономичес ой системе. В результате семья оказалась в нетипичной воспитательно-педаго ической ситуации, что в значительной степени актуализирует изучение данной темы.
Какие именно цели будет ставить жизнь перед их детьми и какие качества и навыки, адекватные новой социальной реальности, им следует стараться развивать в своих детях, в первую очередь, чем помочь, как сориентировать своего ребенка в будущей жизни, вот основные вопросы которые ставят перед собой современные родители, дети которых находятся на пороге взрослой жизни.
Постоянные изменения на рынке труда в сфере востребованности теми или иными специалистами иногда не совпадает с возможностями и желаниями современных выпускников школ и их родителями. Жизненный опыт последних, далеко не всегда может помочь их детям, в современных экономических реалиях. Здесь играет не малую роль финансовое состояние семьи, которое может быть решающим в выборе дальнейшей линии жизни.


Для подрастающего поколения, чье самосознание, система норм и ценностей формируется в новых, постоянно изменяющихся российских условиях, проблема восприятия и планирования своего жизненного пути особенно актуальна, так как перед юношами и девушками стоит проблема профессионального и личностного самоопределения.
В этот жизненный период старшеклассникам как никогда нужна поддержка со стороны специалистов, это могут быть наставники, профориентаторы, социологи, медики и прочие специалисты, которые, в свою очередь, смогут сориентировать, рассказать и направить старшеклассника. Как это правильно сделать? С чего начать помощь? На что она должна в первую очередь быть направлена? Вот одни из немногих вопросов, на которые ищут ответы современные ученые. Чтобы в момент выбора главной линии жизни, который приходится на ту пору, когда у человека еще мало жизненного опыта и знаний, а образовательный процесс явно недостаточно осуществляет личностную подготовку молодого человека к ответственному шагу – выбору «главной линии» своей жизни, помочь, а не навредить.
Жизненная перспектива современных выпускников школ является важным фактором их социальной активности и в то же время – это индикатор фундаментальных перемен российского общества. Именно это делает значимым исследование жизненной перспективы современных старшеклассников.
Проблемы построения жизненной перспективы, начиная с 80-х годов прошлого века, исследуются многими отечественными и зарубежными учеными, такими как С. А. Рубинштейн, К. А. Абульхановой-Славска , Собкин В. С. , Л. И. Божович, Е. И. Головаха, Р. Г. Гурова, В. В. Давыдова,
И. С. Кон, Т. В. Кудрявцева, Н. А. Логинова, Г. М. Несен, Л. В. Сохань,
В. Ю. Шегурова, Н. А. Шлапак, Д. Б. Элькопин, Дж. Боссард, П. Бергера, Т. Лукман, Г. Рейнгольд, У. Уэнтворт.


В представленной диссертационной работе основное внимание уделено исследованию влияния социального статуса семьи на построение жизненной перспективы у современных старшеклассников.
Объект исследования – жизненная перспектива старшеклассников.
Предмет исследования – особенности формирования жизненной перспективы у старшеклассников в зависимости от социального статуса семьи.
Цель исследования — изучить влияние социального статуса семьи на жизненную перспективу старшеклассников.
Гипотеза: влияние социально-стратифика ионных факторов (материальная обеспеченность семьи, социально-профессиона ьный статус родительской семьи) отражается на оптимистической/песси истической оценке старшеклассниками собственной жизненной перспективы.
В соответствии с главной целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить обзор научных источников. Провести теоретический анализ понятий по теме.
2. Проанализировать уровень социального статуса семей старшеклассников участвующих в исследовании.
3. Выявить особенности планирования ближней, средней и дальней, жизненной перспективы у старшеклассников.
4. Изучить специфику восприятия времени собственной жизни (прошлого, настоящего и будущего) старшеклассниками.
5. Изучить влияние социального статуса семьи на жизненные перспективы современных старшеклассников.
6. Разработать рекомендации для гимназии, которые будут направлены на усиление работы с детьми из семей с низким уровнем материального обеспечения.
Методологическая основа исследования:


Методологическую основу исследования составляют принципы отечественной психологии: принцип развития; принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн); принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский).
Теоретические положения жизненной перспективы, представленные в работах К. Левина, К.А. Абульхановой-Славско , А.А. Головаха,
А.А. Кроник, Ф. Зимбардо.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы следующие методы исследования:
- Тест по изучению временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI), в адаптации А. Сырцовой;
- Методика мотивацио ной индукции Нюттена, д я изучения временной перспективы;
- Проективные методики: «Линия жизни»
- Анкетирование для определения социального статуса семей.
Теоретическая значимость работы: систематизированы различные подходы к изучению жизненной перспективы старшеклассников, проанализированы факторы, которые влияют на планирование жизненной перспективы у старшеклассников.
Практическая значимость работы: исследовано влияние социального статуса семьи на построение жизненной перспективы у старшеклассников. Разработаны рекомендации, для МАОУ гимназии № 9 города Красноярска, которые будут направлены на усиление учащихся из семей с низким социальным статусом.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния социального статуса семьи на жизненную перспективу старшеклассников
1.3. Основные понятия, термины и подходы, раскрывающие особенности влияния социального статуса семьи на жизненную перспектив у
старшеклассников


В связи с различными социально-экономичес ими преобразованиями в современном обществе, формируется высокая степень неопределенности, которая наиболее ярко воздействует на молодежь, а именно на современных старшеклассников. Они наиболее остро ощущают жизненную неопределенность, так как они находятся на стадии перехода к взрослой жизни. Проблема представления старшеклассников о собственном будущем, отношение к своему будущему, реализация его в настоящем представляется актуальной и ценной для изучения. Исследования в этом направлении проводятся в русле разных подходов, в различных контекстах и с использованием различной терминологии. При обозначении будущего говорят, например, о жизненной перспективе, временной перспективе, картине жизненного пути, перспективном целеполагании, планировании, построении модели будущего, осмысленности жизни, принятии и реализации намерений в деятельности и т.д.[ 12, 15,19,21,28,71].
Ключевыми понятиями в представленной нами работе являются: старший школьный возраст (старшеклассник), жизненная перспектива, семья, социальный статус. Ниже мы дадим им научное определение.
Начать хотелось бы с освещения вопроса, касающегося подходов к изучению жизненной перспективы старшеклассников...

Заключение


Базовыми в понятийно-концептуал ной основе исследования являются категории «жизненная перспектива», «старший школьный возраст» или (старшеклассник), «семья» и «социальный статус семьи».
Мы в своем исследовании придерживались определений следующих авторов.
Жизненная перспектива – картина будущей жизни в сложной противоречивой взаимосвязи планируемых и ожидаемых событии, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл жизни, такое понятие использует в своей работе Е. И. Головаха [32 ].
Старший школьный возраст – начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового созревания, понятие предложенное О. Н. Локатковой [68].
Семья – социальный институт, базовая ячейка общества, это первая по времени часть социального пространства, в которую входит, которую осваивает ребенок понятие из Семейного кодекса РФ [1].
Социальный статус семьи, под ним понимается то положение, которое семья занимает в обществе. Это могут быть критерии разного вида, включающие в себя все аспекты семейного статуса (материальное положение, образование родителей, отношения между членами семи) определение из работ Ф. А. Туракалова [116].
Анализ литературы показал, что проблема исследования жизненной перспективы личности рассматривается следующими авторами: К. Левин, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, К.А. Абульханова-Славская В. С. Собкин и другими.
Интересным является изучение картины жизненного пути у старшеклассников, так как именно в этом возрасте формируются целостные представления о мире и собственной жизни в нем. Также в этом период особенно остро встает проблема идентичности как целостности личности в прошлом, настоящем и будущем [78].
Проанализировав мнения разных ученых, нам удалось сделать вывод о том, какие факторы влияют на планирование жизненной перспективы у старшеклассников [18].
Условно все эти факторы можно разделить на физиологические, психологические, социально-психологич ские и социальные.
К физиологическим факторам относят состояние здоровья, наличие ряда специальных способностей и другие.
К психологическим факторам, влияющим на планирование жизненной перспективы у старшеклассников, относят:
• К старшему школьному возрасту сформированы представления о сравнительно отдаленном будущем в профессиональном, семейном и других сферах жизнедеятельности [59].
• В старшем школьном возрасте начинает складываться определенный тип развития временной перспективы, который проявляется в ее глубине и определяется особенностями развития мотивационной и эмоциональной сферах личности [75].
• В старшем школьном возрасте временной горизонт расширяется по всем направлениям, охватывая прошлое и будущее, а так же, включая не только личные, но и социальные перспективы [59].
• Планы на будущее у современных старшеклассников недостаточно реалистичны, отражают высокие притязания и бескомпромиссность [42].
• Столкновения с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют представлениям современных старшеклассников. Часто это связано со слишком большими ожиданиями и с недооценкой внешних трудностей [59].
• Старшеклассники ориентируются на «прошлое» или «прошлое- настоящее», что обуславливает сужение временной перспективы и будущее выступает как отражение примитивных желаний настоящего [56].


• В старшем школьном возрасте совершается профессиональное и личностное самоопределение [59].
Таким образом, старший школьный возраст характеризуется осознанием себя и своей жизни во времени, увеличением ориентации в будущее, начинающим складываться определенным типом развития жизненной перспективы, который проявляется в ее содержательности и глубине.
Из социально-психологич ских факторов, ученые выделяют ценностные ориентации, направленность личности современных старшеклассников.
К социальным факторам относят особенности влияния институтов социализации личности: культуры (субкультуры), школы, семьи.
Таким образом, старший школьный возраст характеризуется осознанием себя и своей жизни во времени, увеличением ориентации в будущее, начинается складываться определенным типом развития жизненной перспективы, которая проявляется в ее содержательности и глубине, и на построение которой влияет ряд факторов.
Из представленного ряда факторов, которые влияют на такой сложный процесс, как планирование своей жизненной перспективы, в своем исследовании мы изучили подробно, фактор, касающийся социального статуса семьи.
Результаты, которые были получены в ходе нашего исследования, выглядят следующим образом.
Так, у 40 % старшеклассников из семей с низким уровнем материального обеспечения жизненная перспектива недостаточно простроена, жизненные цели представлены незначительно, относятся к периоду далекого будущего, имеют абстрактный, общий характер.
У некоторой части старшеклассников из семей со средним уровнем материального обеспечения жизненная перспектива более определенная, представлена конкретными событиями.


У 50 % старшеклассников из семей с высоким уровнем материального обеспечения жизненная перспектива представлена четкими событиями, которые основаны на приобретение конкретных материальных ценностей.
У старшеклассников из семей с низким уровнем материального обеспечения наибольшее количество жизненных планов отмечается в дальней жизненной перспективе, 73,33 % от всех событий.
У старшеклассников из семей со средним уровнем материального обеспечения наиболее наполненными жизненными планами является первое пятилетие их будущей жизни, 64,29 % опрошенных дают такие ответы.
А у старшеклассников из семей с высоким уровнем материального обеспечения наибольшее количество жизненных планов относится к ближайшей жизненной перспективе в один год. На данный временной отрезок приходится 65% жизненных событий.
Так же мы выделяем что, у старшеклассников из семей с высоким уровнем материального обеспечения в жизненной перспективе увеличивается количество планов нацеленных на ближайшее будущее, события, которые представлены, становятся более конкретными, четко сформулированными, сопряженными с новыми жизненными сферами. А те события, которые представлены в средней и дальней перспективах у старшеклассников из семей с низким и среднем уровнем материального обеспечения, описываются как абстрактные далекие, с размытыми, общими целями.
Чаще всего, жизненная перспектива у современных старшеклассников, в независимости от уровня материального обеспечения семьи фиксируется на позитивное прошлое.
Гедонистическое настоящее, является приоритетным показателем у старшеклассников из семей, как с высоким уровнем материального обеспечения, так и с низким, они нацелены, на получение удовольствий от сегодняшнего дня, у них проявляется тенденция к отсутствию заботы о будущем, а те события, которые они планируют в будущем, представлены размытыми и абстрактными.
Старшеклассники из семей со средним уровнем материального обеспечения будущему отводят самую большую и заметную роль. Представления о своем будущем у них, конкретны, разнообразны и тесно связаны с актуальными проблемами настоящего.
Основной тон ориентации на данные жизненные этапы у старшеклассников в независимости от уровня материального обеспечения семьи, представлен следующим образом. События прошлого современные выпускники школ оценивают как позитивное время наполненное оптимизмом и стабильностью. Будущее оценивается старшеклассниками как оптимистичные, гармоничные, счастливые и выступает в качестве источника стабильности. А события настоящей жизни оцениваются как, негативно влияющее, инициируемое другими людьми события.
При этом, у большей части старшеклассников, вне зависимости от уровня материального благополучия, временная перспектива остается недостаточно простроенной. Это свидетельствует о том, что для современных старшеклассников, будущее является чем-то неопределенным, они его боятся, им сложно распланировать, что будет дальше, как они будут жить.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Была подтверждена существующая концепция о наличии вариантов взаимосвязи между социальным статусом семьи (материальное благополучие) и формированием жизненной перспективы у старшеклассников.
Социальный статус семьи, а именно критерий уровень материального обеспечения, влияет на планирование жизненной перспективы у современных старшеклассников. Все это приводит к образовательному неравенству, из-за которого возникают риски при выходе старшеклассников из школы. Чтобы избежать этого необходимо создать поддержку для детей с
низким материальным статусом, так как они являются наиболее уязвимым звеном в образовательной системе современной Российской школы.
В школе предусматриваются общие правила для всех. Работа, которая происходит в школе, должна помогать старшекласснику раздвинуть грани своего мышления в ряде направлений. В независимости от того какой социальный уровень занимает семья старшеклассника. Работа школы должна строиться на помощи старшеклассникам стать более самостоятельными и организованными.
Процесс обучения в школе должен давать возможности для реализации учащимися активности в сферах познания, предметно-практическ й деятельности и спорта.
Школа должна быть социальным пространством контактов, которые дают возможности своей реализации тем старшеклассникам, семьи которых не имеют достаточного материального обеспечения, чтобы на выходе из школьных стен эти старшеклассники смогли себя самореализовать.
В школе старшеклассник должен получать не только теоретические знания, но и практический опыт.
Это поможет выйти из школьных стен сильному, уверенному в себе человеку, чтобы дальше строить свою судьбу.
Но всех старшеклассников сделать сильными нельзя, вопрос можно поставить по-другому: как создать такую систему сервисов, чтобы слабые смогли стать сильнее? И в этом плане школа должна стать не просто «урокодателем», но и тьютором, который помогает школьнику развиваться.
Главной целью образовательной политики в гимназии № 9 города Красноярска должна стать попытка создания условий для поддержки учащихся из семей с низким социальном статусом. Что бы при выпуске из школы у этих детей сложилась картина своего жизненного пути с более четкими жизненными перспективами.
На наш взгляд работа должна строиться в нескольких направлениям, их можно разделить на три группы программ;


1) программы психолого-педагогиче кого направления;
2) тип программ, кото ые будут строиться н расширении возможностей отдельных групп учащихся;
3) программы, направленные на межведомственное взаимодействие;
Основой программ психологического направления, в работе с детьми из семей с низким уровнем материального обеспечения должно являться то, чтобы в целостном психоло-педагогическ м процессе учитель или психолог сумели напрямую и опосредованно представить учащимся ориентировочную основу формирования смысложизненных ориентаций интегрируя при решении любой педагогической задачи интеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные ресурсы личности.
Программа, которая будет строиться на расширении возможностей отдельных групп учащихся должна способствовать всестороннему развитию личности; она необходима для дальнейшего успешного профессионального роста; программа способствует повышению качества обучаемости основному среднему образованию; ее творческое направление дает возможности для развития системного мышления.
Третье направление, которое направленно на межведомственное взаимодействие в совместной деятельности позволяет обмениваться опытом, обеспечивая будущий профессиональный и личностный рост современным старшеклассникам из семей с низким материальным уровнем.
Таким образом, в совокупности, эти программы помогут обеспечить оптимальные результаты в помощи старшеклассникам из семей с низким материальным уровнем.


Список используемой литературы


1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
2. Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа-вуз» //Новосибирск: Изд-во НГПУ. – 2001. – Т. 316. – С. 2.
3. Абульханова - Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000.
4. Абульханова-Славс ая К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.
5. Акатов Л. И., Бондарева А. Н., Россинская Н. М. Ведущие факторы и условия позитивного личностного самоопределения современных старшеклассников //Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2014. – №. 2 (30).
6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – 1968.
7. Артемьева Ю. А. Психолого-педагогиче кие условия формирования субъектной позиции старшеклассников в процессе предпрофильного сопровождения //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2009. – №. 113.
8. Багратиони К. А. Взаимосвязь социально-психологич ских характеристик и жизненной перспективы личности //автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – 2013.
9. Байтингер О. Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте //Дисс. канд. психол. наук.
СПб. – 1998.

10. Батыгин Г. С., Мкртчан Г. М., Чистяков И. М. Константиновский ДЛ Динамика неравенства: Российская молодежь в меняющемся обществе: Ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.:


Эдиториал УРСС, 1999 //Социологический журнал. – 2000. – №. 1-2. – С. С. 191-198.
11. Белановская О.В. Временная перспектива жизненных планов в юношестве // Проблемы cоциальной психологии личности. БГПУ им.М.Танка (Минск, Белоруссия), 2008
12. Беляева Л. А. Материальное неравенство в России. Реальность и тенденции //Социологические исследования. – 2007. – №. 11. – С. 29-41.
13. Беляева Л. А. Материальное неравенство в России. Реальность и тенденции //Социологические исследования. – 2007. – №. 11. – С. 29-41.
14. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – " Издательский дом"" Питер""", 2007.
15. Божович Л. И., Давид И. Ф. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. – Институт практической психологии, 1995.
16. Бондаренко Н. В. Особенности адаптации бедных и состоятельных семей //Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. – 2006.
– №. 1 (81). – С. 50-57.
17. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь //СП б.–1902.
– 2003.
18. Брюхова Н. Г. и др. Психологическое консультирование по проблемам жизненного пути для личностно-профессиона ьного развития и совершенствования специалиста системы профессий «человек-человек» // Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития и формирования личности:моногр. – Гл. 4. – Новосибирск : Издательство ЦРНС, 2013. – С. 95–150.
19. Ванина О. В. Формирование жизненной перспективы старшего школьника в социально-культурной деятельности образовательного учреждения //М.: МГУКИ. – 2006.


20. Варламова С. Н., Носкова А. В., Седова Н. Н. Семья и дети в жизненных установках россиян //Социологические исследования. – 2006. –
№. 11. – С. 61-73.
21. Вартанова И. И. Развитие учебной мотивации и ценностей старших школьников //Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна. – 2010. – №. 4.
22. Василенко Т. Д. часть I психологическая диагностика внутренней картины жизненного пути: событийно-биографиче кий подход//ББК 88 П 69.
– 2016. – С. 22.
23. Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников //Социологические исследования. – 2004. – №. 2. – С. 86- 93.
24. Воловикова М. И. История, современное состояние исследований и перспективы развития психологии личности //Психологический журнал. – 2012. – Т. 33. – №. 1. – С. 20-29.
25. Волокитина А. А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора //Знание. Понимание. Умение. – 2010. – №. 4.
26. Волокитина А. А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора //Знание. Понимание. Умение. – 2010. – №. 4.
27. Воронина О. А. Жизненные стратегии как фактор отношения студентов к учебной деятельности //Дисс.… канд. психол. наук/ОА Воронина. Киров. – 2008.
28. Гелас М. В. Формирование личностных перспектив у старшеклассников //Дисс.… канд. пед. наук. – 2006
29. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопросы психологии. – 1994. – Т. 3. – С. 43-52.
30. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000


31. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: изд-во «Наукова думка». 1988.
32. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. // Теории личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 1999.
33. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: изд-во «Наукова думка», 1984
34. Головина Е. А., Минигалеева А. З. Особенности ценностных ориентаций и условия их формирования в старшем школьном возрасте //ББК 75 М42. – 2013. – С. 78.
35. Грицай Л. А. Формирование эстетической культуры учащихся в современных условиях. – 2013.
36. Гулякина В. В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассника //Автореферат дисс. канд.
психол. наук. Курск. – 2000.
37. Демина Ирина Александровна. Изучение жизненных перспектив старшеклассников в контексте субъективной картины жизненного пути: Дис.
... канд. психол. наук : 19.00.05 : Москва, 1997 145 c. РГБ ОД, 61:98-19/25-
38. Жокина Н. А., Ф?дорова Н. Б. Элективные курсы в системе профильного обучения как средство самоопределения личности школьника
//Вестник Рязанского государственного университета им. СА Есенина. – 2007. – №. 14.
39. Зборовский Г. Е. Модернизация образования сквозь призму социальной политики //Журнал исследований социальной политики. – 2010. – Т. 8. – №. 1.
40. Зимбардо Ф., Бойд Д. Парадокс времени. Новая психология времени, которая улучшит вашу жизнь //СПб.: Речь. – 2010.


41. Зотова Н.Н. О готовности подростков к выбору профессии // Трудности и перспекти- вы становления профессионала: Сборник научных трудов / Под ред. проф. Е.А. Климова. М.: МГУ, 2012. – 224 с.
42. Зотова Н.Н., Федотова М.А., Шевырев А.В. Технологии проектной работы в учебном процессе на основе профессионального самоопределения школьников. Сборник Шамовские чтения, М.: МПГУ, 2013.
43. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одар?нности. – СПб. : Питер, 2011. – С. 147.
44. Ильина О. Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения //Электронный журнал
«Психологическая наука и образование. – 2014. – №. 3. – С. 255-263.
45. Исаев И. Ф., Кормакова В. Н. Теоретико-методологи еские основы исследования профессионально-лично тного самоопределения школьников
//Образование и наука. – 2008. – №. 7.
46. Исаев И. Ф., Кормакова В. Н. Теоретико-методологи еские основы исследования профессионально-лично тного самоопределения школьников
//Образование и наука. – 2008. – №. 7.
47. Камнева Е. В. Анализ психологического содержания временной перспективы в образе «Я» субъекта:(в возрастном диапазоне от 6 до 18 лет)
//Дисс... канд. психол. наук. – 2002.
48. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов //М.: Эксмо. – 2007. – Т. 416.
49. Карпов А.В. Психология сознания. Метасистемный подход. М.: РАО, 2011. - 1088 С.
50. Карпушина В., Сопов В. Ф. Морфологический тест жизненных ценностей //Журнал" Прикладная психология". N. – 2001. – Т. 4. – С. 9-30.
51. Квасова О. Г. К современному состоянию проблемы временной перспективы личности //Историческая и социально-образовате ьная мысль. – 2012. – №. 5.


52. Ковальская О. С. Личность в период ранней юности: особенности ценностно-смысловой сферы и совладающего поведения //Вестник Костромского государственного университета им. НА Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. – 2012. – Т. 18. – №. 2.
53. Ковальская О. С. Личность в период ранней юности: особенности ценностно-смысловой сферы и совладающего поведения //Вестник Костромского государственного университета им. НА Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. – 2012. – Т. 18. – №. 2.
54. Кодесс П. Б. Влияние образовательной среды на формирование жизненных стратегий старшеклассников //программный комитет организационный комитет. – 2003. – Т. 15. – С. 132.
55. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – 1984.
56. Кон И. С. Психология юношеского возраста. – Рипол Классик, 1979.
57. Кон И. С. Социология личности. – Рипол Классик, 2014.
58. Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы–начало 2000-х) //М.: ЦСП. – 2008.
59. Кузнецова О. В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков //Психологическая наука и образование. – 2007. – №. 3. – С. 5-15.
60. Кун Д. Основы психологии //Большая энциклопедия психологии. – 2007.
61. Кучма В. Р. Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г //Гигиена и санитария. – 2013. – №. 6.
62. Кэттелл Р., Айзенк Г., Оллпорт Г. Психология индивидуальности. Факторные теории личности //СПб: Прайм-Еврознак. – 2007.


63. Левин К. Психологическое поле //Психология социальных ситуаций./Сост. и общая редакция НВ Гришиной.(Серия" Хрестоматия по психологии").–СПб.: Питер. – 2001. – С. 37-41.
64. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего //Вопросы психологии. – 2001.
– №. 1. – С. 57-65.
65. Леснянская Ж. А. Временная перспектива старшеклассников сельской школы, е? взаимосвязь с профессиональным самоопределением и развитием
//Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – №. 1 (41).
66. Леснянская Ж. А. Временная перспектива старшеклассников сельской школы, е? взаимосвязь с профессиональным самоопределением и развитием
//Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. – 2015. – №. 1 (41).
67. Логинова Н. А. Жизненный путь человека как проблема психологии
//Вопросы психологии. – 1985. – Т. 1. – С. 103.
68. Локаткова О. Н. Период старшего школьного возраста как этап планирования и подготовки к профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 481-484.
69. Люшер М. Цветовой тест Люшера //М.: АСТ. – 2004.
70. Майерс Д. Социальная психология/Давид Майерс //СПб.: Питер. – 2007.
71. Медведев И. Б., Скрипниченко В. И. Проблемы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – №. 13.
72. Мирончук Н. Н. Особенности жизненного самоопределения и формирования профессиональных намерений старшеклассников //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2010. – №. 3.
73. Михайлова Л. И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами //Социологические исследования. – 2010. – №. 3. – С. 45-50.


74. Михальский А.В. Психология времени (хронопсихология): Учебное пособие. – Москва, МПГУ, 2016. – 72 с.
75. Моросанова В. и др. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека //Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2010. – №. 1.
76. Моросанова В. И., Аронова Е. А. Саморегуляция и самосознание субъекта //Психологический журнал. – 2008. – Т. 29. – №. 1. – С. 14-22.
77. Моросанова В. И., Ванин А. В. Роль индивидуальных особенностей временной перспективы и осознанной саморегуляции при выборе профессии старшеклассниками //Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2010. – №. 5. – С. 5-5.
78. Мудрик А. В. Социализация человека как проблема //Социальная педагогика. – 2005. – №. 4. – С. 47-57.
79. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – Academia, 2000.
80. Некрасова Е. В. Пространственно-време ная организация жизненного мира человека :дис. – Барнаул : ЕВ Некрасова, 2005.
81. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. – М : Смысл, 2004.
82. Обухова Л. Возрастная психология: учебник. – Litres, 2016.
83. Обухова Л. Возрастная психология: учебник. – Litres, 2017.
84. Осипова Л. Б., Энверил Л. А. Жизненные стратегии современной молодежи //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – Т. 4. – №. 4.
85. Осипова Л. Б., ЭнвериЛ. А. Жизненные стратегии современной молодежи //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2012. – Т. 4. – №. 4.
86. Падиарова А. Б. Социальное неравенство как фактор здоровья нового поколения россиян //Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2009. – №. 1.


87. Панов Ю. И. Развитие предпринимательской активности современной молодежи в процессе обучения //Человек и образование. – 2008. – №. 4.
88. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. - 2012.
89. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения //М.: Издательство Московского психолого- социального института. – 2003.
90. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Издательский дом" Питер", 2010.
91. Ральникова И. А. Жизненные перспективы личности в научной парадигме психологического знания //Известия Алтайского государственного университета. – 2011. – №. 2-1.
92. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего //СПб.: Речь. – 2003. – Т. 352.
93. Розин В.М. Становление и особенности социальных институтов.- М., 2012
94. Рощина Я. М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников //Вопросы образования. – 2012. – №. 1.
95. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – Издательский дом" Питер", 1999.
96. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2003.
97. Рубцов В. В. Психолого-педагогичес ая подготовка учителя для
«Новой школы» //Проблемы современного образования. – 2010. – №. 1.
98. Савин В. А. Дидактические основы развития самопрезентации у старшеклассников //Северо-Кавказский психологический вестник. – 2013. – Т. 11. – №. 3.
99. Сапожникова Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников //монография/ТН Сапожникова. – 2010.


100. Сапожникова Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников //монография/ТН Сапожникова. – 2010.
101. Селезнева А. В. Политико-психологиче кий анализ политических ценностей современных российских граждан: поколенческий срез //Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2011. – №. 3 (15).
102. Сидоров С. В., Гаврилов А. Г. Теоретические предпосылки проектирования рефлексивной компетентности // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 1. – С. 253–256
103. Смирнова Ю. Е. Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения личности старшего школьника
//Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2010. – №. 125.
104. Собкин В. С. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте: Дис.… д-ра психол. н.: 19.00. 13 //Докт. Псих. Наук. М. – 1997.
105. Собкин В. С. Трансформация целей и мотивации учебы школьников
//Социологические исследования. – 2006. – №. 8. – С. 106-115.

106. Собкин В. С., Скобельцина К. Н., Иванова А. И. Влияние социальных факторов на семейный досуг дошкольника //Социологические исследования.
– 2013. – №. 6. – С. 62-70.
107. Сунцова Я. С. Взаимосвязь компонентов готовности к профессиональному выбору с особенностями эмоциональной сферы юношей и девушек //Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2011. – №. 2.
108. Сырцова А. и др. Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследований с помощью методики ZTPI) //Культурно- историческая психология. – 2007. – №. 4. – С. 19-29.
109. Сырцова А., Соколова Е.Т., Митина О.В. Методика Ф. Зимбардо по временной перспективе // Психологическая диагностика. 2007. №1


110. Тарасова Л. Е. Психологическая безопасность образовательной среды как условие развития адаптационной готовности старшеклассников
//Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2012. – Т. 1. – №. 2.
111. Телегина Н. Л. Виртуальные социальные сети как составляющая современного образовательного пространства //ББК И 466.01 А 43 Редакционная коллегия. – 2010. – С. 255.
112. Тимченко И. А., Соколова А. А. Профессиональное самоопределение школьников. – 2011.
113. Толочек В.А., Денисова В.Г. Квазиизмерения в психологии: содержание, потенциал, перспективы // Математическая психология: школа В.Ю.Крылова. Сер. Научные школы Института психологии РАН». - М.: Изд- во Институт психологии РАН, 2010. С. 234 - 241.
114. Толстых Н. Н. Развитие временной перспективы личности: культурно- исторический подход //Москва. – 2010.
115. Толстых Н. Н. Развитие временной перспективы личности: культурно- исторический подход //Москва. – 2010.
116. Туракулова Ф. А., Кудратова Ш. К. социальный статус семьи // инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития.– 2014. – С. 213.
117. Феденко Л. Н. об особенностях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
//Вестник образования. – 2012. – №. 2.
118. Федоров А. И. Поведенческие факторы здоровья подростков: гендерный аспект //Челябинск: УралГУФК, ЧГНОЦ УрО РАО. – 2007. – Т. 28.
119. Фрумин И. Д. Основные подходы к проблеме равенства образовательных возможностей //Вопросы образования. – 2006. – №. 2.


120. Харина Н. В. Приоритетные стратегии и приемы педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников //Образование и саморазвитие. – 2011. – Т. 5. – №. 27. – С. 24-29.
121. Черемных М. П. Организационно-педаго ические условия индивидуального образования старшеклассников //Автореферат кандидатской диссертации. Ижевск. – 2007.
122. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности //М.: педагогика. – 1981. – Т. 208.
123. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека - М.: ИП РАН, 2013г. - 464 с.
124. Шевченко С. А. Формирование культурно-досуговой компетентности старшеклассников в учреждении дополнительного образования детей
//Сибирский педагогический журнал. – 2008. – №. 3.
125. Шиляева Л. Б. К вопросу изучения ценностных ориентаций как составляющей жизненной перспективы личности //Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – №. 6-1.
126. Шкляр Л. Е. Пространственно-време ные модели жизненного пути личности //Жизненный путь личности/под ред. ЛВ Сохань.–Киев: Наукова- думка. – 1987. – С. 200-217.
127. Шолохов А. В. Образовательное неравенство (социально-философск й анализ) //Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ. – 2009.
128. Шурыгина И. И. Жизненные стратегии подростков //Социологические исследования. – 1999. – №. 5. – С. 52-62.
129. Щедрова Е. М. личностный опыт и акцентуации подростков.
130. Эльконин Д. Б., Давыдов В. В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ //Психологическая наука и образование. – 1996. – №. 1. – С. 42-45.


131. Яничев П. И. Субъективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте //Наш проблемный подросток: Учеб. пособ.–СПб.: Водолей. – 1999. – С. 50-60.
132. Яничев П. И. Психология отражения и переживания времени: актуальные проблемы //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. – 2007. – Т. 9. – №. 42.


Приложение 1


Анкетирование для определения социального статуса семьи. Правильный ответ подчеркнуть...


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.