Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 114817
Наименование:
Контрольная Гротеск у Гоголя и Салтыкова-Щедрина» («Нос» и «История одного города»)
Информация:
Тип работы: Контрольная.
Предмет: Литература.
Добавлен: 03.01.2019.
Год: 2003.
Страниц: 11.
Уникальность по antiplagiat.ru: 61. *
Описание (план):
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету: «Введение в литературоведение» По теме: «Гротеск у Гоголя и Салтыкова-Щедрина» («Нос» и «История одного города»)
Не льстивый бард, не громкий лирик, Не оды сладеньких певцов, А вдохновенный, злой сатирик, Поток правдивых горьких слов Нужны России… Добролюбов
Из энциклопедического словаря: «Гротеск – в литературе и искусстве художественный прием, основанный на нарочитом преувеличении, на сочетании неожиданных контрастов реальности и фантастики, трагического и комического и т.д.» Гротесковый сюжет не подчиняется житейским мотивировкам, а, напротив, на каждом шагу демонстративно посрамляет их. В гротеске сталкиваются абсолютно несовместимые элементы (поэтому образы воспринимаются как фантастика, абсурд), постоянно смешиваются верх и низ, смешное и ужасное (а также любые промежуточные эмоции). В гротеске, в принципе, возможно всё – как форма развертывания авторской мысли, как способ доказательства. Но для того чтобы довести ситуацию до крайности, чтобы извлечь из нее как можно больше гротескных моментов, требуется мощное художественно обобщение, яркая сатира. Истоки этих явлений в русской литературе следует искать в творчестве Фонвизина, особенно в его бессмертной комедии «Недоросль», в которой представлена целая галерея прекрасно выписанных сатирических образов. Прямыми наследниками Фонвизина в русской литературе считаются Н.В.Гоголь и М.Е. Салтыков-Щедрин. Гоголь тонко понимал национально-самобытн ю сущность творчества Фонвизина. Их творческие методы связаны преемственно и писательский облик этих двух писателей родственен как в сильных, так и в своих слабых сторонах. В своих произведениях Гоголь использует абсолютно реалистическую основу для сатиры и для гротеска. Классический образец такой поэтики «Нос». Здесь писатель не создает свой мир, он идет путем типизации и сатирического обобщения. Абсолютно реален герой – майор Ковалев, более того он совершенно типичен и легко узнаваем. Ну разве мало найдется таких кто «приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского а не то экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте» или таких кто «был не прочь и жениться, но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу». Главный герой - один из тех праздных людей, каждодневное занятие которых «каждый день прохаживаться по Невскому проспекту» в чистой накрахмаленной манишке, и ни на минуту не забывать о своем звании, в котором «он только два года еще состоял». - 2 - «Вы знакомы с майором Ковалевым? - писал Белинский – Отчего он так заинтересовал вас, отчего так смешит он вас необычайным происшествием и своим злополучным носом? Оттого, что он есть не майор Ковалев, а майоры Ковалевы, так что, после знакомства с ним, хотя бы вы зараз встретили целую сотню Ковалевых, - тотчас узнаете их, отличите среди тысячи». Но не только образ майора Ковалева, а также и все образы, созданные Н.В.Гоголем в повести «Нос» являются собирательными и типичными. Это и цирюльник Иван Яковлевич и частный пристав, квартальный надзиратель и чиновник газетной экспедиции, доктор и штабс-офицерша Подточина. Характерно то, что все эти образы не имеют в себе конкретных деталей, даже фамилия Ивана Яковлевича была утрачена: «на вывеске его – где изображен господин с намыленной щекою и надпись: «И кровь отворяют»- не выставлено ничего более». Яркость этих образов и скупость средств, коими они были созданы, не позволяет считать их отражением частности. Иван Яковлевич, надевающий фрак, садясь за стол «для приличия», показывает целое социальное явление Петербурга. Портрет стража законности Гоголь набрасывает несколькими выразительными штрихами: Частный был большой поощритель всех искусств и мануфактурностей, но государственную ассигнацию предпочитал всему. «Это вещь, - обыкновенно говорил он, - уж нет ничего лучше этой вещи: есть не просит, место займет немного, в кармане всегда поместится, уронишь – не расшибется». Не менее типичен портрет квартального, проявившего необыкновенную «проницательность» и задержавшего мнимого статского советника. Выполнив свои государственные обязанности, доставив Ковалеву исчезнувший нос, квартальный жалуется на дороговизну жизни. Ковалев «догадался и, схватив со стола красную ассигнацию, сунул в руки надзирателю, который, расшаркавшись вышел за дверь, и в ту же минуту Ковалев слышал уже голос его на улице, где он увещевал по зубам одного глупого мужика, наехавшего с своею телегою как раз на бульвар». Одним словом в повести Гоголя все реально, сохранены жизненные пропорции и детали. Но как сделать героем простого обывателя? Как привлечь внимание к тому, что серо и незаметно в обыденной жизни? Сами по себе душевные терзания майора Ковалева никого не позабавят и не обратят на себя внимания. Моряк, борющийся в открытом море с бурей увлечет читателя скорее. Дикарь-индеец, живущий в экзотическом вигваме, сильнее возбудит воображение. И вот тут Гоголь прибегает к гротеску. Исчезновение носа – это не прыщ на... Необходимо заметить, что гротеск служит утверждению глубокореалистическо жизненной основы. Эта форма отнюдь не толкает сатиру на путь искажения действительности, на путь схематизации, нарочитого окарикатуривания. Художественное преувеличение, художественное сказание, иносказание в сатире вбирает в себя психологический анализ (без помощи такого анализа невозможно, например, вскрыть «готовности человеческой личности»); и бытопись, и даже пейзажный рисунок. Не худосочие, а напротив образную полнокровность, вносит с собою в сатиру подлинная художественная гипербола, художественная аллегория. Более того, при помощи гротеска писатель может показать читателю то, что еще только зреет в обществе. Гротеск преподносит нам следы растений, семена которых еще только начинают проклевываться. Художественно преувеличение как форма предвидения – такова его другая функция в сатире. Поэтому реалистический гротеск Гоголя получает дальнейшее развитие в произведениях Салтыкова-Щедрина и дальше в сатирической драматургии Маяковского и других произведениях искусства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: - Е Покусаев «Революционная сатира Салтыкова-Щедрина» Государственное изд-во худ. лит-ры Москва 1963 - Н.Л.Степанов «Николай Васильевич Гоголь. Творческий путь» Государственное изд-во худ. лит-ры Москва 1959 - Г.А.Гуковский «Реализм Гоголя» Государственное изд-во худ. лит-ры Москва 1959 - Н.Б.Хравченко «Николай Гоголь Литературный путь. Величие писателя» «Современник» Москва 1984 -А.С.Бушлин «М.Е.Салтыков-Щедрин «Просвещение Ленинград 1970 -Д.Николаев «М.Е.Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество» Москва 1985 - В.Кирпотин «М.Е.Салтыков-Щедрин «Советский писатель» Москва1939
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.