Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Диплом ИЗУЧЕНИЕ ФОНОСФЕРЫ ПОЭЗИИ А.А. ФЕТА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ СПЕЦКУРСАХ ДЛЯ ЛИЦЕЕВ И ГИМНАЗИЙ
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: Литература.
Добавлен: 25.11.2016.
Год: 2015.
Страниц: 99.
Уникальность по antiplagiat.ru: 89%. *
Описание (план):
Введение………3 Глава 1. Фоносфера «ночной» лирики А.А. Фета………..7 1.1. Особенность художественного мира и поэтического языка А. А. Фета………7 1.2. Традиции «ночной» поэзии в лирике А.А. Фета……….17 1.3. Звуковое пространство ночной лирики А.А. Фета………...24 Глава 2. Изучение фоносферы поэтического мира А.А. Фета в системе профильного обучения……….38 2.1. Основные подходы к изучению лирики в школе и задачи литературного образования……….……….39 2.2. Принципы изучения поэзии Фета в системе общего образования (рабочие программы по литературе, учебники)………45 2.3. Возможности спецкурса (элективного курса) как формы углубленного обучения в системе профильного образования……….. 61 2.4. Формы и способы изучения фоносферы поэтического мира в рамках элективного курса (на материале «ночной» поэзии А.Фета)...66 2.5. Анализ материалов констатирующего эксперимента……….83 Заключение………...89 Список использованной литературы……….91 Приложение к параграфу 2.5 (материалы констатирующего эксперимента)………100
Одна из особенностей лирики как рода литературы связана с характером ее эмоционального воздействия на читателя. По определению Л. Я. Гинзбург, лирика представляет собой «разговор об основных человеческих ценностях или о том, что их разрушает, уничтожает» . В. В. Кожинов, размышляя о глубине воздействия лирики на читателя, приходит к выводу: «Лирика – это единственный вид искусства, который человек может целиком и полностью “вобрать” в себя, превратив лирическое произведение или хотя бы его фрагменты в неотъемлемую частицу своего сознания» . Однако восприятие лирического произведения – это достаточно сложный процесс, который требует от читателя обращения к своему жизненному и эмоциональному опыту. Существует вероятность того, что школьник может пройти мимо стихотворения, в котором отражены чувства, не пережитые им лично. Поэтому одной из важных задач изучения лирики в школе является развитие у учащихся способности к сопереживанию, внимания к чужому внутреннему миру, к эстетической восприимчивости, эмоциональной отзывчивости. Еще одна из сложностей, возникающих при изучении лирического произведения, связана с тем, что язык и структура поэтического текста отличаются от привычной речи и требуют особого дара поэтического восприятия, которое зависит от многих факторов: языкового чутья, силы воображения, эстетической восприимчивости, способности эмоционально включиться в ситуацию лирического произведения. Е. Г. Эткинд писал в своей книге «Разговор о стихах» об особой (и сложной) природе эстетической восприимчивости: «есть люди с превосходным слухом, которым внятны еле уловимые шорохи и шелесты, – однако они чужды музыкальной восприимчивости. ‹…› Пытаться растолковать им музыку – безнадежно. То, чего они не слышат, они, скорее всего, и не услышат, сколько им ни объясняй, что такое контрапункт или каковы законы классической гармонии. Воспитать в них музыкальность, конечно, можно, но это дело долгое и трудное» . Точно так же, по мнению исследователя, обстоит дело с любым видом искусства, в том числе и с поэзией. Мысль, высказанная Е. Г. Эткиндом, позволяет понять, насколько сложная задача стоит перед учителем литературы на уроках изучения поэзии. В общеобразовательной школе проходят курс обучения разные дети, с разным уровнем подготовки, степень одаренности, с разными интересами. В системе профильного обучения, когда школьники могут выбирать и осваивать те дисциплины, которые ближе их личностным наклонностям, ситуация вроде бы должны быть иной. На самом деле даже возможности профильного обучения не решают проблемы. Умные, много читающие дети (как и взрослые) далеко не всегда оказываются способными чувствовать поэзию, понимать ее язык. В этом отношении выбор нами поэзии А. А. Фета как материала для разработки спецкурса – не случаен. И биография, и творчество поэта говорят о том, насколько непростыми являются судьба поэта, восприятие его творчества и современниками, и потомками. Литературный критик и публицист Н. Н. Страхов еще в 1889 году писал о том, что «Фет есть истинный пробный камень для способности понимать поэзию» . Школьные учебники и программы, вслед за такими исследователями творчества Фета как В. М. Жирмунский, Б. М. Эйхенбаум, Б. Я. Бухштаб, М. Л. Гаспаров отмечают музыкальность лирики Фета, проявляющуюся в композиции, ритме, интонации, звуковой организации текста. Постоянными темами в школьном изучении (начиная с 5-го по 10-й класс) лирики Фета являются тонкий лиризм стихотворений о природе, «умение передать “мимолетное”, “неуловимое”» в разных состояниях природы, оттенки человеческих переживаний, через восприятие природы и чувство любви – прикосновение к тайнам бытия. Изучение лирики Фета дает возможность для освоения почти всех основных литературоведческих понятий, используемых для описания поэтического языка: от звукописи, рифмы, тропов и фигур – до вопросов о природе лирики как литературного рода, о лирическом герое, лирическом сюжете, композиции лирического стихотворения. В этом смысле поэзия Фета дает возможности для рассмотрения как общих вопросов поэтического языка, так и связи с традициями поэзии предшествующего (Жуковский, Пушкин, Лермонтов) и последующего (Некрасов, Блок, Анненский) этапов развития языка русской поэзии. Таким образом, предметом нашего исследования являются особенности изучения поэзии А. А. Фета в курсе литературы общеобразовательной школы. Объект исследования – формы и способы изучения фоносферы поэтического мира А. А. Фета в рамках спецкурса (элективного курса) по литературе, в соответствии с требованиями Примерной программы среднего (полного) общего образования для профильного уровня обучения. Цель работы – с учетом специфики художественного языка поэзии А. А. Фета и ее историко-литературно о контекста разработать литературоведческий спецкурс (элективный курс) для лицеев и гимназий, направленный на углубленное изучение фоносферы «ночных» стихотворений А. А. Фета. В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач. Литературоведческие задачи: 1. Изучить литературоведческие исследования, посвященные творчеству А. А. Фета и осмыслить специфику его поэтического языка; 2. Выявить традиции «ночных» стихотворений А. А. Фета; 3. Описать фоносферу и особенности поэтики звуковых метафор в «ночных» стихотворениях А.Фета. ... Список использованной литературы 1. Фет А. А. Стихотворения и поэмы / Вступ. ст., сост. и примеч. Б. Я. Бухштаба – Л.: Сов. писатель, 1986. – 752 с. – (Б-ка поэта. Большая серия). 2. Фет А. А. Мои воспоминания // Фет А.А. Воспоминания / предисл. Д. Благого; сост. и прим. А. Тархова. – М.: Правда, 1983. 3. Тютчев Ф. И. Полн. собр. стихотворений / Вст. ст. Б. Я. Бухштаба. — М.: Сов. писатель, 1957. — 424 с. (Б-ка поэта. Большая серия).
4. Айхенвальд Ю. И. Фет // Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. Вып. 1. М., 1906 – 1910; 2-е изд. М., 1908 – 1913. [Электронный ресурс] / Режим доступа: a/ajhenwalxd_j_i/text 0121.shtml [дата обращения: 26. 03. 2015]. 5. Аристотель. Риторика. (Перевод с древнегреческого и примечания О. П. Цыбенко; под ред. О. А Сычева и И. В. Пешкова.) Поэтика. (Перевод В. Г. Аппельрота под. Ред. Ф. А. Петровского). – М.: Лабиринт, 2000. – 224 с. 6. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры: пер. с англ., фр., нем., исп. И пол. / Э. Кассирер и др. ; вступ. Ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; общ. Ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. – М.: Прогресс, 1990. – С. 435–455. 7. Бальмонт К. Д. Звездный вестник (Поэзия Фета) / Бальмонт К. Д. Избранное: Стихотворения; Переводы; Статьи. – М.: Худож. лит., 1980. – С. 619–622. 8. Бальмонт К. Д. Поэзия как волшебство // Бальмонт К. Д. Стозвучные песни: Сочинения (избранные стихи и проза). – Ярославль: Верх.-Волж. книж. изд-во, 1990. [Электронный ресурс] / Режим доступа: russian_classic/balmont kd/poeziya_kak_volsh bstvo.12 3 [дата обращения: 20. 03. 2015]. 9. Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1846 года. [Электронный ресурс] / Режим доступа: ~filolog/lit/bel1846. df [дата обращения: 22.03.2015]. 10. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии, его природа, замыслы и судьбы / Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. – Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1973. – С. 17–166. 11. Благой Д.Д. Мир как красота (О «Вечерних огнях» А. Фета). – М.: Худож. лит., 1975. – 112 с. – (Массовая историко-литературна библиотека). 12. Блок А.А. Записные книжки. – М.: Вагриус, 2000. – 158 с. – (Серия «Записные книжки»). 13. Блэк М. Метафора // Теория метафоры: пер. с англ., фр., нем., исп. И пол. / Э. Кассирер и др.; вступ. Ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; общ. Ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. – М.: Прогресс, 1990. – С. 435–455. 14. Боткин В. П. Стихотворения А. А. Фета // Библиотека русской критики: Критика 50-х годов XIX века. / Сост., преамбулы и примеч. Л. И. Соболева. – М.: Олимп: АСТ, 2002. – С. 282–333. – (Библиотека русской критики). 15. Бухштаб Б. Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974. – 136 с. – (Из истории мировой культуры). 16. Воронова О. Е. Мифопоэтизм в художественной системе Фета // Филологические науки. – 1995. – № 3. – С. 23–32. 17. Гаспаров М. Л. Фет безглагольный: композиция пространства, чувства, слова // Гаспаров М.Л. О русской поэзии: анализы, интерпретации, характеристики. – СПб.: Азбука, 2001. – С. 27–42. 18. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха: учебное пособие: доп. М-вом образования РФ: Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / отв. ред. Л. И. Тимофеев. – 2-е изд., доп. – М.: Фортуна Лимитед, 2002. – 352 с. 19. Гинзбург Л. Я. О лирике. – М.: Интрада, 1997. – 408 с. 20. Гинзбург Л. Я. О старом и новом. – Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1982. – 424 с. 21. Григорьева А. Д. Язык поэзии XIX – XX вв.: Фет. Современная лирика. – М.: Наука, 1985. – 232 с. 22. Давыдова Т. А. Фет и музыка // Высшее образование в России. – 2003. – № 3. – С. 152–158. 23. Добролюбов Н. А. Перепевы. Стихотворения Обличительного поэта. [Электронный ресурс] / Режим доступа: ~filolog/pdf2/pereped .pdf [дата обращения: 26. 03. 2015]. 24. Ермакова Н.А. Акустика тютчевских ночных виде