Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 131528
Наименование:
Курсовик КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ, их влияние на современные рынки, их применение и способы поддержки
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Эконом. предприятия.
Добавлен: 07.12.2022.
Год: 2019.
Страниц: 30.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Факультет экономический Кафедра теоретической экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
Работу выполнил (подпись) Направление подготовки 38.03.01 – Экономика курс 1 Направленность (профиль) Экономика предприятий и организаций
Краснодар 2019
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1 Теоретические основы понятия конкуренция 5 1.1 Понятие, сущность и виды конкуренции 5 1.2 Функции конкуренции 12 2 Экономическое содержание монополии 15 2.1 Понятие и сущность монополии 15 2.2 Признаки и виды монополии 17 2.3 Ценовая дискриминация в условиях монополии 21 2.4. Антимонопольная политика 22 Заключение 26 Список использованной литературы 28
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной эконо- мики за лучшие, оптимальные условия производства, купли и реализации то- варов. Конкуренция – является одним из главных, необходимых механизм ре- гулирования рынка. На разных рынках она различается в зависимости от фак- торов, влияющих на ее формирование. Стимулом, заставляющим человека становиться участником конкуренции, является желание превзойти других. Конкуренция – динамический процесс. Она служит ускоряющим процессом для научного-техническог прогресса, а также лучшему обеспечению рынка товарами. Тема курсовой работы актуальна, потому что проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на рынках капитала, рабочей силы, ресур- сов привлекают сегодня пристальное внимание не только ведущих экономи- стов страны, но и ничего не понимающих в конкурентной борьбе людей. К тому же, в России 91% от 6 миллионов занимает малый бизнес и лишь конку- рентоспособные фирмы продолжают существовать. Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции и монополии, их влияние на современные рынки, их применение и способы поддержки. Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие за- дачи: 1 Дать определение понятию конкуренции, рассмотреть её сущность, виды и функции; 2 Рассмотреть разные теоретические подходы к конкуренции 3 Рассмотреть понятие монополии, виды и признаки монопольных объ- единений; 4 Определить их роль и влияние на рыночные отношения, экономику государства; 5 Выяснить что представляет собой антимонопольная политика;
6 Проанализировать антимонопольное законодательство РФ; Объектом исследования являются конкуренция, конкурентная борьба, монополистические объединения. Предметом исследования являются система отношений, возникающих в ходе конкурентной борьбы и в процессе осуществления рыночных отношений и антимонопольной политики. Методологической базой исследования является научные методы: об- щие методы научного познания – эмпирические (сравнение) и теоретические (мысленное моделирование, анализ и синтез и др.), системно-аналитическ й метод исследования теоретической литературы. Информационную основу исследования составили учебники, учебные пособия, нормативно-правовые акты, кодексы, публикации по вопросам сущ- ности конкуренции и монополии. Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
1 Теоретические основы понятия конкуренция
1.1 Понятие, сущность и виды конкуренции
Конкуренция – состязание между любыми рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта с целью получения максимального дохода, выгоды. У понятия конкуренция имеется много определений, так как само оно может быть определенно по-разному. Приведем ещё примеры: Конкуренция – отношение соперничества за более эффективное исполь- зование ресурсов [4] Конкурентная борьба – основной рычаг ускорения научно – техниче- ского прогресса и поиска современных форм организации труда, главное тре- бование увеличения производительности и качества деятельности. Недостаток конкурентной борьбы не удаётся поменять ни директивами, ни дифференциа- цией оплаты труда, ни иными финансовыми стимулами. Фактическое предот- вращение естественной финансовой конкурентной борьбы в нерыночной эко- номике не даёт ей шансов выходить на уровень производительности рыночной экономики В разные временные рамки к конкуренции появлялись разные теорети- ческие подходы. К числу основных можно отнести [4]: 1. Структурный подход (Основоположники: К. Р. Макконел, С. Л. Брю, М. Буйи, Г. Менкью). Конкуренция рассматривается как состояние рынка, при котором число фирм, продающих однородный продукт, должно быть настолько велико, а доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна не может повлиять на цену товара путем изменения объема своих продаж. Структурный подход можно охарактеризовать следующим образом:
1) Наличием на рынке большого числа независимых покупателей и про- давцов конкретного продукта или ресурса; 2) Свободой для покупателей и продавцов входить на те или иные рынки или покидать их...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурентная борьба является неотъемлемой категорией в экономике, основным элементом рыночного механизма хозяйствования, поэтому, для луч- шего её понимания необходимо рассматривать и изучать ее со всех сторон. За последнее время наблюдается рост и усиление конкурентной борьбы. Это свя- зывается с грамотным подход стран к антимонопольной политики. Конкурен- ция неотъемлема от монополии. Монополия представляет собой высшую форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. Большинство монополий создаются за счёт объединения мелких фирм, и чем больше таких объединений, тем менее развивается рынок, так как возникают трудности при вхождении на него. 1 Конкуренция способствует развитию экономики, заставляет предпри- нимателей вводить новые технологии, инновации, улучшать качество товаров и услуг и снижать их стоимость. Она способствует развитию научного-техни- ческого прогресса, дает разнообразие товаров и услуг, а также контролирует неоправданный рост цен. 2 От своего появления до нашего времени взгляды на конкуренцию, определение и её сущность, подходы к её изучению развивались и менялись вместе с развитием научной мысли и рынка в целом. В результате «эволюции» конкуренция приобрела статус основного рыночного механизма который направлен на устранение отклонений от нормального развития экономики. 3 Монополия обладает большим количеством средств для научно-техни- ческого прогресса, но в то же время тормозит его. Монополистические объ- единения менее эффективны, чем совершенная конкуренция, т.к. производят меньше продукции и продают ее, чаще всего, по искусственно завышенным ценам.
4 В настоящий момент развитие конкуренции вносит значительный вклад в экономику государства. Она побуждает товаропроизводителей стре- миться к улучшению качества производства продукции, делает товары каче- ственнее и ускоряет процесс их изготовления. 5 Рынок неизбежно стремится к монополизации, так как для эффектив- ного функционирования производителям требуется установление контроля над рынком. Антимонопольная политика призвана создавать условия для по- вышения конкурентоспособност отечественного производителя и экономики в целом. Эффективность антимонопольной политики определяется качеством развития национального рынка. 6 Антимонопольное законодательство Российской Федерации доказы- вает свою эффективность, т.к. Россия, по последней статистике ВЭФ, преуспе- вает в глобальной конкурентоспособност . Конкуренция – определяющее условие поддержания динамизма в эконо- мической системе, и в её условиях создается большее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции по сравнению с монополией и плановой экономикой. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятель- ность антимонопольных органов, правильное поведение которых способ- ствует стабилизации всей экономики в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Колосов А. В. Институциональная экономика. – М. – Гриф УМО ВО. – 2019 год. – 384 с. 2 Курс экономической теории: Учебное пособие/ Под ред. Чепурина М.Н.- М.: ИНФРА – М, 2004. – 469 с. 3 Гуляев Г. Ю. Эволюция теории конкуренции. – URL: article/n/evolyutsiya teorii-konkurentsii (дата обращения 12.04.2019). 4 Ермолов М.Г. Теоретические аспекты понятия «Конкуренция». – URL: article/n/teoretiches ie-aspekty-ponyatiya konkurentsiya (дата обращения 04.04.2019). 5 Сидоров В.А. Экономическая теория. – Майкоп – ЭлИт – 2014 год. – 400 с. 6 Экономическая теория: учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2012. – 534 с. 7 Экономическая теор я. Краткий курс : учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. – М. – КноРус – 2018 год. – 382 с. 8 Маршалл А. Принципы политической экономии. – М. – Прогресс. – 1983 г. – 487 с. 9 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – Петрозаводск. – Петроком. – 1993. – 545 с. 10 Гразнова А.Г., Николаева И.П., В.М. Кадыкова. Экономика. – М. – ЮНИТИ-ДАНА. – 2011 год. – 387с. 11 Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. А.А. Горячев. – М.: Экономика, 1990. – 350 с. 12 Экономическая теория (политэкономия): учебник / под ред. Г.П. Жу- равлевой. – 5-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 864 с.
13 Экономическая теория: Учебник для вузов / Г.Е. Алпатова. – СПБ. – Гриф УМО ВО. – 2018 год. – 299с. 14 Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., профессора А. И. Добрынина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. 15 Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукаше- вича и др.; Под общ. ред. Лисовика Б. и Лукашевича В. – С-Пб., 1997. – 448 с. 16 Макконелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – 19-е изд. – М. – Инфра. – 2017 год. – 1028 с. 17 Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. – URL: libertarium/10064 (дата обращения 19.04.2019). 18 Кучуков Р.А. Государственное регулирование национальной эконо- мики в современной России. – М. – АСА – 2013 год. – 412с. 19 Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика. – М.: Питер., 2012. – 464 с. 20 Скворцова В. А. Государственное регулирование конкуренции в со- временной экономике Р ссии. – URL: article/n/gosudarstve noe-regulirovanie-kon urentsii-v- sovremennoy-ekonomike rossii (дата обращения 05.04.2019). 21 Федеральная Антимонопольная Служба. Национальный план по раз- витию конкуренции. – RL: document/cons_doc_LAW 61763/e407bf69c5ee574 a1d f3286315f8677205e1a5d (дата обращения 27.05.2019). 22 ФАС России и Ассоциация антимонопольных экспертов обсудили ак- туальные вопросы антимонопольного регулирования – URL: press-center/news/deta l.html?id=468591 (дата обращения 27.05.2019)
23 Федеральная антимонопольная служба – ФАС России. – URL: >24 Фон Хайек Фридрих Смысл конкуренции. – URL: article/n/smysl-konku entsii (дата обращения 20.04.2019). 25 Национальная экономика: Учебное пособие / А.С. Булатов. - М.: Ма- гистр: ИНФРА-М, 2011. - 304 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.