Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 120243
Наименование:
Реферат Культура и ментальность Средневековья
Информация:
Тип работы: Реферат.
Предмет: Культурология.
Добавлен: 30.03.2020.
Год: 2020.
Страниц: 20.
Уникальность по antiplagiat.ru: 61. *
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3 1.1. Культура и ментальность Средневековья 3 1.2. Этапы развития культуры Средневековья 7 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 16 2.1. Кроссворд 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
ВВЕДЕНИЕ Ментальность - это целый комплекс особенностей, который объединяет общепринятые, индивидуальные, культурные, эмоциональные и психические понятия, характерные для определенного национального народа или народности, этнического группы. Средневековая культура формировалась в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений. В дальнейшем социальной основой культуры все более становились городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля. Шел и процесс технического развития: применение водяных и ветряных мельниц, подъемников для строительства храмов и т. д. Машины получали все большее распространение, подготавливая возникновение «новой» Европы. Средневековая ментальность такова, что человек той эпохи обязательно отождествляла себя с моделью или образцом, взятым из древних текстов - библейских, раннехристианских, праздник-отеческих. Речь идет не о в пиетет перед авторитетами прошлого. Средневековая личность может познавать себя только в том случае, если она использует фрагменты других личностей, взятых из религиозных и литературных текстов. Цель: исследовать культуру и ментальность Средневековья. Задачи: - дать понятие ментальность; - рассмотреть Средневековая ментальность; - показать этапы развития культуры Средневековья; - выявить особенности эпохи средневековья. ? 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1.1. Культура и ментальность Средневековья Простыми словами ментальность – это призма, сквозь которую человек смотрит на мир. Она содержит в себе морально-нравственные ценности, набор психологических и поведенческих реакций, особенности адаптации, воспитание, отношение к религии, культуру. Отечественный исследователь-медиеви т А.Я. Гуревич посвятил ряд работ изучению средневековой ментальности. Он поставил в центр собственного культурологического анализа категорию личности. Все особенности исторической ментальности — восприятие времени и пространства, отношение к природе и сверхъестественному, понимание возрастов человеческой жизни, трудовая мораль и отношение к богатству и бедности, право, мир эмоций — все это различные обнаружения человеческой личности. Без ее истолкования нельзя подойти к проблеме ментальности. [4] Речь идет не о совокупности ценностей, а именно о постижении ментальности. Все упомянутые культурные феномены как раз в личности организованы в единую систему. Они находят выражение в ее сознании и бессознательном. Культурные само-обнаружения направляют активность личности, придают человеческому поведению исторически своеобразные формы, специфический стиль. Однако в теории ментальности слабо разработаны категории индивидуальности, то есть отдельного человеческого экземпляра, и личности. А.Я. Гуревич проводит различие между индивидуальностью и личностью. В известной мере личность можно определить, по его мнению, как средний термин между обществом и культурой. Индивид оказывается личностью, усваивая, интериоризируя конкретное культурное наследие — систему ценностей, видение мира, характерные для того или иного об-щества или группы. Вот почему в каждом социуме в определенную эпоху и в исторически специфический миг вырабатывается своеобразный тип личности. Что же касается индивидуальности, то предполагается постижение обособленного человека, некое само-рефлектирующее Я...
? ЗАКЛЮЧЕНИЕ В Средние века начался переход от рабовладельческого общества к феодальной иерархии сеньоров и вассалов, от этики государственности – к этике личного служения. Существенным отличием средневекового общества являлось отсутствие личной свободы. В ранние периоды Средневековья каждый человек был обречен соответствовать своей роли, предписанной социальным порядком. Социальная мобильность отсутствовала, поскольку у человека не было никакой возможности перемещаться по социальной лестнице из одного класса в другой, и, более того, практически невозможно было перемещаться из одного города в другой, из одной страны в другую. Наиболее ярко своеобразие средневековой культуры проявилось в народных праздниках, в том числе карнавалах, из которых родилась смеховая культура. Этот культурно-психологич ский феномен был связан с тем, что у людей существовала естественная потребность в психологической разгрузке, в беззаботном веселье после тяжких трудов, выливавшаяся в пародийное осмеяние пороков христианской культуры. Наличие фольклорной культуры представляет собой мировоззренческую оппозицию ортодоксальному христианству. Отечественный исследователь-медиеви т А.Я. Гуревич посвятил ряд работ изучению средневековой ментальности. Он поставил в центр собственного культурологического анализа категорию личности. Все особенности исторической ментальности — восприятие времени и пространства, отношение к природе и сверхъестественному, понимание возрастов человеческой жизни, трудовая мораль и отношение к богатству и бедности, право, мир эмоций — все это различные обнаружения человеческой личности. Без ее истолкования нельзя подойти к проблеме ментальности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аверинцев С.С., Гаспаров М.Л., Самарин Р.М. От античности к Средневековью (V—VI вв.) // История всемирной литературы: В 9 тт. Т.2. - М.: Наука, 1984, С.5-21. 2. Алпеева Т.М. Введение в культурологию: Учеб. пособие / Т.М. Алпеева– Мн.: Веды, 2017 - 363 с. 3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. - М.: Худож. Лит., 2015. - 567 с. 4. Гуревич А. Я. Средневековье как тип культуры. Антропология культуры / А. Я. Гуревич. - М.: Наука. 2002. – Т. 1. – С. 39. 5. Гуревич А.Я. Средневековой мир: культура безмолвствующего большинства. А. Я. Гуревич. М.: Наука, 2013. – 345 с. 6. Культурология /Под ред. Радугина А.А.- М.: Проспект, 1999. - 560 с. 7. Культурология. Теория и история культуры. - М.: Общество «Знание» России, ЦИНО, 1998. – 510 с. 8. Лапина С.В. Культурология: Курс лекций / Лапина С.В. – 2-е стер. изд. – Мн., 2015. – 216с. 9. Малюга Ю.Я. Культурология: Учеб. пособие / Малюга Ю.Я. – М., Проспект. 2012. – 252 с. 10. Основные произведения иностранной художественной литературы (литературно-библиог афический справочник). гл.3: Народное творчество и памятники средневековой европейской литературы. / Под. ред. Аскомина Б.Д. М.: Худож. Лит., 2013, С.234-279. 11. Поликарпов В.С. Лекции по культурологам / В.С. Поликарпов – М. 2013. 364 с. 12. Тяжелов В.Н. Малая история искусств. Искусство Средних веков в Западной и Центральной Европе. -М.: Искусство, 2014. - 348 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.