Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Лоббизм

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Политология. Добавлен: 17.01.2019. Год: 2018. Страниц: 31. Уникальность по antiplagiat.ru: 76. *

Описание (план):



ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОББИЗМА 6
1.1. Понятие и сущность лоббизма 6
1.2. Основные формы и модели лоббизма 10
2. АНАЛИЗ ЛОББИЗМА В РОССИИ 17
2.1. История появления и правовое регулирование лоббизма в России 17
лоббистской деятельности в России 17
2.2 Анализ современной специфики лоббизма в России 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Актуальность темы исследования заключается в том, что лоббизм и активность групп интересов являются важнейшими явлениями политического процесса любого государства, т.е. к настоящему времени лоббизм превратился в глобальную политическую практику. При этом, в каждой стране факторы, определяющие особенности лоббирования, существенно различаются и ведут к созданию уникальных условий существования этого общественного-политич ского института. Эти условия, в свою очередь, диктуют уникальные методики и способы воздействия, применяемые группами интересов по всему миру в попытках достичь своих целей.
Лоббизм (то же что и «лоббирование») – это институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения. [2, c.247]
В теории общественного выбора лоббированием называют способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения. Эти группы называются «группами специальных интересов».
В результате продвижения этими группами своих узкокорыстных интересов на государственном и муниципальном уровнях могут приниматься решения, приводящие к неэффективному распределению ресурсов с экономической точки зрения. То есть лоббирование имеет негативные моменты.
После развала Советского Союза в России и с развитием рыночных отношений произошли кардинальные изменения в политической и в общественной жизни страны. В этот период времени начали формироваться новые группы с четко поставленными интересами, которые существуют как в виде организационно неоформленных групп, так и в виде организаций, различных по своей организационно-правов й форме (общественные объединения, финансово-промышленны группы, политические партии, профсоюзы и т. д.). Эти организации, как правило, создаются для того, чтобы оказывать свое воздействие на административно-упра ленческую деятельность государственных органов с целью реализации общественных интересов. Такие цели могут быть достигнуты как за счет внедрения своих представителей в систему государственной власти (с помощью выборов), так и влиянием на сам процесс принятий решений в политической структуре – то есть посредством лоббизма.
В России не существует традиции профессионализации лоббизма, лоббистская деятельность ни в обществе, ни внутри политической системы не ассоциируется с механизмом функционирования гражданского общества, а рассматривается преимущественно как отношение «власть-бизнес». В стране все еще доминирует культура неформальных политических связей и патрон-клиентских отношений, которые затрудняют возможность регулирования лоббизма на правовом уровне, что, в свою очередь, приводит к коррупции.
Целью курсовой работы является специфика управления коммуникациями в лоббизме.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность лоббизм;
- изучить основные формы и модели лоббизм;
- рассмотреть историю появления и правовое регулирование лоббизма в России лоббистской деятельности в России;
- провести анализ современной специфики лоббизма в России.
Объектом исследования является лоббизм как канал политической коммуникации между властью и обществом.
Предмет исследования – проблемы легитимации лоббистской деятельность в современной России.
Степень изученности проблемы Исследования, посвященные вопросу развития лоббизма в России, насчитывают более двух десятков лет. Несмотря на это, единого концептуального понятийного аппарата, отражающего суть механизма лоббистской деятельности, в российской науке до сих пор не сложилось.
В процессе изучения проблемы лоббизма были рассмотрены работы отечественных исследователей, в которых изложено определение «лоббизма»: А.С. Автономова, А.П. Любимова. Труды профессоров А.И. Соловьева, Г.Л. Купряшина затрагивают проблемы взаимодействия государства и общества, и, в том числе, коммуникативные аспекты деятельности государства. Важный вклад в изучение лоббистских отношений в России внесли С.П. Перегудов, А. Э. Бинецкий, в трудах которых показана эволюция отношений лоббизма и гражданского общества.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав основной части, заключение и списка использованной литературы.















1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОББИЗМА
1.1. Понятие и сущность лоббизма

Необходимым атрибутом политической жизни демократического общества выступает такое политико-правовое явление как лоббизм. Этот термин происходит от английского слова «lobby», что означает вестибюль, прихожая, кулуары. Политический оттенок - это слово приобрело в 19 веке в США.
В то время министры и сенаторы в вестибюлях гостиниц, где они отдыхали, часто встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали слово - зачастую не бескорыстно, а за деньги - выполнить обещание. Так термин «лоббирование» стал обозначать покупку голосов за деньги.
«Лоббизм» - термин, обозначающий разветвлённую систему контор и агентств монополий или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и чиновников в целях принятия решений (определённых законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций.
Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как легальный, так и «теневой» смысл. Если говорить о втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям «блат», «протекционизм», «подкуп», покупка голосов в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общественным.[7] Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно вследствие подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.
В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов - столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определённых социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоёв общества и т.п.).
Лоббизм весьма жёстко связан с политической властью. Можно даже вывести такую закономерность: лоббизм больше там, где больше реальной власти. Лоббизм - своего рода признак власти, её специфическая черта, «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует
где она выступает лишь в качестве номинальной силы.
Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условиях: - возникает большое многообразие интересов в обществе вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; - расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов. В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы, возникает проблема очерёдности, приоритета осуществления тех или иных интересов. [5, c.32] Отсюда закономерно стремление различных групп и слоёв общества воздействовать на поведение государства в целях переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для них управленческие решения.
В США, где лоббизм широко используется, выделяют следующие формы лоббистской деятельности: - выступление на слушаниях в комитетах Конгресса с изложением позиций заинтересованных сторон;- составление проектов законов и предложений для внесения их на обсуждение парламента; организация пропагандистских компаний в пользу или против готовящегося решения и компании «давления с мест» (потоки писем, телеграмм, телефонных звонков в адрес законодателей, личные визиты влиятельных местных избирателей к своим депутатам) и т.п.
Для наиболее эффективной реализации целей лоббизма в США существуют развитые материальные структуры. Во-первых, практически все крупные корпорации, предпринимательские союзы, профессиональные ассоциации, общественные и различные специализированные организации имеют в своём составе особые, занимающиеся только лоббистской деятельностью подразделения, насчитывающие до нескольких десятков и даже сотен человек (как правило, бывших советников, сенаторов, министров, чиновников, юристов и прочих специалистов, имеющих крепкие связи, соответствующих способностей и качества). [6] Во-вторых, заинтересованные группы, особенно монополии, активно пользуются услугами наёмных лоббистов, в роли которых чаще всего выступают влиятельные юридические, пропагандистские и консультативные (профессионально-лобби тские) фирмы или их ведущие сотрудники. Наконец, нередко создаются организации типа предпринимательских, профессиональных или общественных по членству и другим признакам, но целиком или преимущественно лоббистские по назначению.
Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно иметь различные виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти «решается вопрос», можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование.
Условно можно говорить, что лоббизм в средствах массовой информации, которые в связи с их мощным воздействием на сознание и поведение людей в сфере политики обосновано, считается «четвёртой ветвью власти». Сам же лоббизм (на Западе, в США) достаточно престижный вид деятельности, некоторые называют его «пятой ветвью власти». В зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования, оно может подразделяться на правотворческое (лоббизм в законодательных органах через нормативные акты), правоприменительное (лоббизм через акты применения права) и право интерпретационное (лоббизм через акты толкования прав). В зависимости от характера интереса, который «продавливается», можно выделить политическое, социальное, экономическое, финансовое, правовое и другое лоббирование. В зависимости от времени действия бывает «одноразовый» и постоянный лоббизм. В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (осуществляется в системе высших органов государственной власти и управления) и местное (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах).
В зависимости от того, в чью пользу «решается вопрос», лоббирование может подразделяться на следующие разновидности.
Лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоёв (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.). Например, в США пожилые граждане объединяются в ассоциации, защищающие их права, осуществляющие лоббистскую деятельность в Конгрессе, организующие компании в пользу или против тех или иных мер, затрагивающих их интересы.
Ведомственное лоббирование - это лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов.
Региональное лоббирование-это воздействие на власть со стороны представителей республик, краёв, областей, районов и прочих мест, «выбивающих» определённые льготы и преимущества для регионов. [11]
Иностранное лоббирование - это влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определённых решений. Так, значительное место в структурах американского общества занимают лобби - еврейское, польское, арабское и др. Все они, в силу своих возможностей, пытаются «толкать» интересы национальных общин и стран, выходцами из которых являются.

1.2. Основные формы и модели лоббизма

...
1. Конституция Российской Федерации
2. Бинецкий А. Э. Лоббизм в современном мире / А. Э. Бинецкий. – М. : ТЕИС, 2014. – 247 с.
3. Бердникова Е.В. Тенденции и перспективы формирования системы цивилизованного лоббизма в современной России: политико-правовой подход: диссертация ... кандидата политических наук. - Саратов. - 2015. - С. 15.
4. Васильев Т.В. Лоббизм как форма политической деятельности: природа, функции, современные виды // Вестник Московского государственного университета. Серия «Политические науки». 2017. № 4. С.26-34.
5. Вершинина И.А. Лоббизм как институт представительства групповых интересов // Советник. - 2016. - С. 32.
6. Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Психологические особенности парламентской деятельности (на примере Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации). М., 2017.
7. Крамченков С.И. Современный российский лоббизм: опыт социологического исследования // Государственная служба. № 1. 2016.
8. Лепехин В. А. Лоббизм / В. А. Лепехин. – М. : Рос. юрид. издат. дом, 2014. – 113 с.
9. Любимов А. П. История лоббизма в России / А. П. Любимов. – М. :Фонд Либеральная миссия, 2014. – 208 с.
10. Магомедов К.О., Крамченков С.И. Лоббизм на уровне местного самоуправления: опыт социологического анализа // Среднерусский вестник общественных наук. № 2. 2016.
11. Марченко М.Н. //Политические теории и политическая практика развитых стран. М.,2017
12. Меньшенина Н. Н. Политический процесс: введение в анализ / Н. Н. Меньшенина. – Владивосток : Русский остров, 2015. – 240 с.
13. Нещадин А.А., Толстых П.А. Лоббизм: профессиональный опыт / П.А. Толстых // Капитал и Право.- 2016. -№ 7.
14. Перегудов С. П. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений / С. П. Перегудов. – М. : Наука, 2014. – 351 с.
15. Пименов Н.А. Лоббизм: проблемы и пути решения // «Государственная власть и местное самоуправление». 2017, № 10. С. 6-10.
16. Соловьев А. И. Политические коммуникации / А. И. Соловьев. – М.:АспектПресс, 2015. – 332 с.
17. Современный политический лоббизм как технология управления // Экономика. 2011.
18. Тихомирова Е.Б. Лоббизм как специфическая форма коммуникаций с общественностью // Вестник Московского университета. Социология и политология. -2017. -№ 3. -С. 15-19.
19. Толстых П. А. Практика лоббизма в Государственной думе Федерального cобрания Российской Федерации. – М. : Канон+, 2016. – 280 с.
20. Шатилов А. Б., Никитин А. С. GR для эффективного бизнеса. – М. : ФОРУМ, 2016. – 160 с.
21. Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Российское неоэтакратическое общество и его стратификация. – М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2015. – 48 с.


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.