Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Курсовик Лоббизм
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Политология.
Добавлен: 17.01.2019.
Год: 2018.
Страниц: 31.
Уникальность по antiplagiat.ru: 76. *
Описание (план):
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОББИЗМА 6 1.1. Понятие и сущность лоббизма 6 1.2. Основные формы и модели лоббизма 10 2. АНАЛИЗ ЛОББИЗМА В РОССИИ 17 2.1. История появления и правовое регулирование лоббизма в России 17 лоббистской деятельности в России 17 2.2 Анализ современной специфики лоббизма в России 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Актуальность темы исследования заключается в том, что лоббизм и активность групп интересов являются важнейшими явлениями политического процесса любого государства, т.е. к настоящему времени лоббизм превратился в глобальную политическую практику. При этом, в каждой стране факторы, определяющие особенности лоббирования, существенно различаются и ведут к созданию уникальных условий существования этого общественного-политич ского института. Эти условия, в свою очередь, диктуют уникальные методики и способы воздействия, применяемые группами интересов по всему миру в попытках достичь своих целей. Лоббизм (то же что и «лоббирование») – это институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур (а также представляющих их профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций) в органах государственной власти, с целью добиться принятия выгодного для них политического решения. [2, c.247] В теории общественного выбора лоббированием называют способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения. Эти группы называются «группами специальных интересов». В результате продвижения этими группами своих узкокорыстных интересов на государственном и муниципальном уровнях могут приниматься решения, приводящие к неэффективному распределению ресурсов с экономической точки зрения. То есть лоббирование имеет негативные моменты. После развала Советского Союза в России и с развитием рыночных отношений произошли кардинальные изменения в политической и в общественной жизни страны. В этот период времени начали формироваться новые группы с четко поставленными интересами, которые существуют как в виде организационно неоформленных групп, так и в виде организаций, различных по своей организационно-правов й форме (общественные объединения, финансово-промышленны группы, политические партии, профсоюзы и т. д.). Эти организации, как правило, создаются для того, чтобы оказывать свое воздействие на административно-упра ленческую деятельность государственных органов с целью реализации общественных интересов. Такие цели могут быть достигнуты как за счет внедрения своих представителей в систему государственной власти (с помощью выборов), так и влиянием на сам процесс принятий решений в политической структуре – то есть посредством лоббизма. В России не существует традиции профессионализации лоббизма, лоббистская деятельность ни в обществе, ни внутри политической системы не ассоциируется с механизмом функционирования гражданского общества, а рассматривается преимущественно как отношение «власть-бизнес». В стране все еще доминирует культура неформальных политических связей и патрон-клиентских отношений, которые затрудняют возможность регулирования лоббизма на правовом уровне, что, в свою очередь, приводит к коррупции. Целью курсовой работы является специфика управления коммуникациями в лоббизме. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: - рассмотреть понятие и сущность лоббизм; - изучить основные формы и модели лоббизм; - рассмотреть историю появления и правовое регулирование лоббизма в России лоббистской деятельности в России; - провести анализ современной специфики лоббизма в России. Объектом исследования является лоббизм как канал политической коммуникации между властью и обществом. Предмет исследования – проблемы легитимации лоббистской деятельность в современной России. Степень изученности проблемы Исследования, посвященные вопросу развития лоббизма в России, насчитывают более двух десятков лет. Несмотря на это, единого концептуального понятийного аппарата, отражающего суть механизма лоббистской деятельности, в российской науке до сих пор не сложилось. В процессе изучения проблемы лоббизма были рассмотрены работы отечественных исследователей, в которых изложено определение «лоббизма»: А.С. Автономова, А.П. Любимова. Труды профессоров А.И. Соловьева, Г.Л. Купряшина затрагивают проблемы взаимодействия государства и общества, и, в том числе, коммуникативные аспекты деятельности государства. Важный вклад в изучение лоббистских отношений в России внесли С.П. Перегудов, А. Э. Бинецкий, в трудах которых показана эволюция отношений лоббизма и гражданского общества. Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав основной части, заключение и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОББИЗМА 1.1. Понятие и сущность лоббизма
Необходимым атрибутом политической жизни демократического общества выступает такое политико-правовое явление как лоббизм. Этот термин происходит от английского слова «lobby», что означает вестибюль, прихожая, кулуары. Политический оттенок - это слово приобрело в 19 веке в США. В то время министры и сенаторы в вестибюлях гостиниц, где они отдыхали, часто встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали слово - зачастую не бескорыстно, а за деньги - выполнить обещание. Так термин «лоббирование» стал обозначать покупку голосов за деньги. «Лоббизм» - термин, обозначающий разветвлённую систему контор и агентств монополий или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и чиновников в целях принятия решений (определённых законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций. Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как легальный, так и «теневой» смысл. Если говорить о втором содержании, то, как правило, термин «лоббизм» здесь приобретает сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям «блат», «протекционизм», «подкуп», покупка голосов в чьих-либо корыстных или узкопартийных интересах в ущерб интересах другим, прежде всего общественным.[7] Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция, с помощью которых принимаются управленческие решения в интересах определённых групп или лиц. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно вследствие подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона медали, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти. В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, нормальное, жизненно необходимое явление, выступающее в качестве института демократического процесса. Ведь лоббизм как система организационного оформления, выражения и представительства разнообразных и групповых интересов - столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нём этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настойчиво стремится привлечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом смысле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определённых социальных структур (организаций, ассоциаций, территориальных образований, слоёв общества и т.п.). Лоббизм весьма жёстко связан с политической властью. Можно даже вывести такую закономерность: лоббизм больше там, где больше реальной власти. Лоббизм - своего рода признак власти, её специфическая черта, «отметина». И наоборот, он не будет проявляться там, где власть отсутствует где она выступает лишь в качестве номинальной силы. Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два необходимых условиях: - возникает большое многообразие интересов в обществе вследствие его социальной дифференциации, расслоения, «специализации»; - расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов. В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы, возникает проблема очерёдности, приоритета осуществления тех или иных интересов. [5, c.32] Отсюда закономерно стремление различных групп и слоёв общества воздействовать на поведение государства в целях переориентации политики в свою пользу, стимулировать его, принимать выгодные для них управленческие решения. В США, где лоббизм широко используется, выделяют следующие формы лоббистской деятельности: - выступление на слушаниях в комитетах Конгресса с изложением позиций заинтересованных сторон;- составление проектов законов и предложений для внесения их на обсуждение парламента; организация пропагандистских компаний в пользу или против готовящегося решения и компании «давления с мест» (потоки писем, телеграмм, телефонных звонков в адрес законодателей, личные визиты влиятельных местных избирателей к своим депутатам) и т.п. Для наиболее эффективной реализации целей лоббизма в США существуют развитые материальные структуры. Во-первых, практически все крупные корпорации, предпринимательские союзы, профессиональные ассоциации, общественные и различные специализированные организации имеют в своём составе особые, занимающиеся только лоббистской деятельностью подразделения, насчитывающие до нескольких десятков и даже сотен человек (как правило, бывших советников, сенаторов, министров, чиновников, юристов и прочих специалистов, имеющих крепкие связи, соответствующих способностей и качества). [6] Во-вторых, заинтересованные группы, особенно монополии, активно пользуются услугами наёмных лоббистов, в роли которых чаще всего выступают влиятельные юридические, пропагандистские и консультативные (профессионально-лобби тские) фирмы или их ведущие сотрудники. Наконец, нередко создаются организации типа предпринимательских, профессиональных или общественных по членству и другим признакам, но целиком или преимущественно лоббистские по назначению. Лоббизм может проявляться в разных сферах и соответственно иметь различные виды. Например, в зависимости от того, в какой ветви власти «решается вопрос», можно выделить законодательное, исполнительное и судебное лоббирование. Условно можно говорить, что лоббизм в средствах массовой информации, которые в связи с их мощным воздействием на сознание и поведение людей в сфере политики обосновано, считается «четвёртой ветвью власти». Сам же лоббизм (на Западе, в США) достаточно престижный вид деятельности, некоторые называют его «пятой ветвью власти». В зависимости от того, в каком управленческом решении достигаются цели лоббирования, оно может подразделяться на правотворческое (лоббизм в законодательных органах через нормативные акты), правоприменительное (лоббизм через акты применения права) и право интерпретационное (лоббизм через акты толкования прав). В зависимости от характера интереса, который «продавливается», можно выделить политическое, социальное, экономическое, финансовое, правовое и другое лоббирование. В зависимости от времени действия бывает «одноразовый» и постоянный лоббизм. В зависимости от того, на каком уровне власти происходит лоббирование, оно может классифицироваться на федеральное (осуществляется в системе высших органов государственной власти и управления) и местное (осуществляется в республиканских, краевых, областных органах). В зависимости от того, в чью пользу «решается вопрос», лоббирование может подразделяться на следующие разновидности. Лоббирование различных социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоёв (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.). Например, в США пожилые граждане объединяются в ассоциации, защищающие их права, осуществляющие лоббистскую деятельность в Конгрессе, организующие компании в пользу или против тех или иных мер, затрагивающих их интересы. Ведомственное лоббирование - это лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов. Региональное лоббирование-это воздействие на власть со стороны представителей республик, краёв, областей, районов и прочих мест, «выбивающих» определённые льготы и преимущества для регионов. [11] Иностранное лоббирование - это влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определённых решений. Так, значительное место в структурах американского общества занимают лобби - еврейское, польское, арабское и др. Все они, в силу своих возможностей, пытаются «толкать» интересы национальных общин и стран, выходцами из которых являются.
1.2. Основные формы и модели лоббизма
... 1. Конституция Российской Федерации 2. Бинецкий А. Э. Лоббизм в современном мире / А. Э. Бинецкий. – М. : ТЕИС, 2014. – 247 с. 3. Бердникова Е.В. Тенденции и перспективы формирования системы цивилизованного лоббизма в современной России: политико-правовой подход: диссертация ... кандидата политических наук. - Саратов. - 2015. - С. 15. 4. Васильев Т.В. Лоббизм как форма политической деятельности: природа, функции, современные виды // Вестник Московского государственного университета. Серия «Политические науки». 2017. № 4. С.26-34. 5. Вершинина И.А. Лоббизм как институт представительства групповых интересов // Советник. - 2016. - С. 32. 6. Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Психологические особенности парламентской деятельности (на примере Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации). М., 2017. 7. Крамченков С.И. Современный российский лоббизм: опыт социологического исследования // Государственная служба. № 1. 2016. 8. Лепехин В. А. Лоббизм / В. А. Лепехин. – М. : Рос. юрид. издат. дом, 2014. – 113 с. 9. Любимов А. П. История лоббизма в России / А. П. Любимов. – М. :Фонд Либеральная миссия, 2014. – 208 с. 10. Магомедов К.О., Крамченков С.И. Лоббизм на уровне местного самоуправления: опыт социологического анализа // Среднерусский вестник общественных наук. № 2. 2016. 11. Марченко М.Н. //Политические теории и политическая практика развитых стран. М.,2017 12. Меньшенина Н. Н. Политический процесс: введение в анализ / Н. Н. Меньшенина. – Владивосток : Русский остров, 2015. – 240 с. 13. Нещадин А.А., Толстых П.А. Лоббизм: профессиональный опыт / П.А. Толстых // Капитал и Право.- 2016. -№ 7. 14. Перегудов С. П. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений / С. П. Перегудов. – М. : Наука, 2014. – 351 с. 15. Пименов Н.А. Лоббизм: проблемы и пути решения // «Государственная власть и местное самоуправление». 2017, № 10. С. 6-10. 16. Соловьев А. И. Политические коммуникации / А. И. Соловьев. – М.:АспектПресс, 2015. – 332 с. 17. Современный политический лоббизм как технология управления // Экономика. 2011. 18. Тихомирова Е.Б. Лоббизм как специфическая форма коммуникаций с общественностью // Вестник Московского университета. Социология и политология. -2017. -№ 3. -С. 15-19. 19. Толстых П. А. Практика лоббизма в Государственной думе Федерального cобрания Российской Федерации. – М. : Канон+, 2016. – 280 с. 20. Шатилов А. Б., Никитин А. С. GR для эффективного бизнеса. – М. : ФОРУМ, 2016. – 160 с. 21. Шкаратан О. И., Ястребов Г. А. Российское неоэтакратическое общество и его стратификация. – М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2015. – 48 с.