Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 114488
Наименование:
Курсовик Лоббизм в современном мире
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Политология.
Добавлен: 06.12.2018.
Год: 2016.
Страниц: 37.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Введение Характерной чертой гражданского общества является руководство людьми некоторыми интересами во всех сферах жизни (социальной, духовной, экономической, политической) , которые, в свою очередь, могут воплощаться в образовании различных союзов (в группах интересов), которые могут взаимодействовать друг с другом, а так же с государственными органами власти. Само понятие «группы интересов» (группы давления) приходит к нам из американской политологии. В то время, как группы интересов, в свою очередь, уже на протяжении всей истории человечества - с тех пор, как начали образовываться первые системы власти. Основополагающей причиной их возникновения является стремление реализовать своеобразный интерес, который воплощается, как правило, в статусных привилегиях, в различных формах получения материальной выгоды, либо в властных полномочиях. Существует 2 основных подхода в политической науке, каждый из которых по-разному трактуют роль групп интересов в политической жизни и дают свою оценку законности институту представительства. Приверженцы первого подхода (Мэдисон и др.), которые считают их наличие явлением негативным, оказывающим отрицательное влияние на направление деятельности демократической политической системы в силу того, они являются посредниками индивидуального влияния на принятие политических решений. Представителями этого подхода любое явление, происходящие в мире политики, расценивается как следствие махинаций различного рода бизнес-групп, корпораций, мафии и т.п. Представители второго подхода, признающие объективность характера наличия групп интересов делают акцент на их позитивную роль в политическом процессе. Споры по поводу о том, в какой степени участие в политике заинтересованных групп можно сопоставить с демократическими институтами власти и управления, оказывает ли оно содействие в создании и поддержании стабильности политическим системам или, в противном случае, становится разрушающим и подрывным фактом, не прерываются и сегодня. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что проблема исследования роли групп интересов в политической жизни остается актуальной. Глава 1. Понятие, сущность лоббизма 1.1 Определения лоббизма Процесс представительства интересов определенных групп называется лоббизмом. На сегодняшний день существует много определений этого термина. Лоббизм – это особая система и практика организации отдельных групп общества путем целенаправленного влияния на органы законодательной и исполнительной власти [15]. Лоббизм (от англ. Lobby кулуары) – способ обеспечения интересов политических и финансовых групп в общественных структурах; разновидность закулисной политики. Лоббизм – это деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных законодательством [17]. Лоббизм — это давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны разного рода группировок, или так называемых групп давления [18]. Лоббизм - это система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий воздействие (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов, размещения правительственных заказов и т.п.; «лобби» называются также агенты этих контор и агентств [19]. Лоббизм – многоступенчатое явление. Венчает его политик (или группа политиков), предлагающий или осуществляющий решение. Середину составляет отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто это бывшие чиновники и государственные деятели, профессиональные юристы, Специалисты по общественному мнению и т.д. [20]. Лоббизм (от англ. lobby кулуары, где депутаты парламента могли общаться с посторонними) - специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т. п. (т. н. групп давления) на процесс принятия решений парламентом. Прежде всего лоббизм относится к бюджетным ассигнованиям, финансовым дотациям, руководящим постам в парламентских комитетах и т. п. Лоббизм, как упоминалось выше, возник впервые в США, где лоббистская деятельность с 1946 регулируется законом...
Заключение Подводя итог, можно сказать, что основным отличием двух сложившихся в мире моделей лоббизма является способ их регулирования. В Америке существуют специальные законы, которые регулируют эту деятельность, т.е. здесь можно говорить о четком правовом регулировании лоббизма. В основном, в преобладающем числе европейских государств нет прямого регулирования лоббизма, но эта деятельность регулируется косвенно такими нормативными актами, как «Регламент Бундестага» и закон «О федеральных министерствах» и так называемыми этическими кодексами, выполнение которых является добровольным. У каждой из этих моделей есть свои плюсы и минусы. Неоспоримым преимуществом американской модели можно назвать четкое регулирование этого вида деятельности, отсутствие разночтений. Однако становиться ясным тот факт, что таким образом можно регулировать только прямой лоббизм, в то время как более эффективный непрямой остается вне поля зрения законодателей. Необходимо так же заметить, что законодательство меняется очень медленно и это длительный процесс, который сопряжен с официальными мероприятиями. Если смотреть с этой позиции, то можно сказать что европейский вариант регулирования лоббизма кажется более реалистичным. На мой взгляд, специалисты, провозглашая добровольность исполнения норм этических кодексов, очерчивают круг профессиональных лоббистов (здесь прослеживается аналогия с профессиональными кодексами специалистов по PR). Исполнение норм этических кодексов становится делом профессиональной чести каждого специалиста. Что же касается России, то можно говорить о том, что в сложившихся условиях когда исполнение норм права общепризнанно невозможным, представить работающий закон о регулировании лоббизма сложно, тем более вопрос о регулировании и существовании лоббизма остается до сих пор не решенным. С другой же стороны, создание профессионального кодекса лоббистов, выполнение норм которого было бы добровольным как для самих лоббистов, так и для тех, на кого направленно лоббирование, способствовало бы созданию высокого уровня политической и правовой культуры, что могло оказать благоприятное влияние на укрепление лоббизма в России. Однако, когда в Государственную Думу попадают совершенно случайные люди, это является свидетельством того, что о принятии в России европейской модели лоббизма в ближайшее время не может идти и речи. Я считаю, что становление в России «цивилизованного» лоббизма – это весьма длительный процесс. Здесь необходимо изменение общественного сознания, восприятие самого понятия «лоббизм» как такового должно быть более объективным и не расцениваться, как нечто негативное. Необходима разработка механизмов исполнения законов, появление в России большого количества профессиональных политиков и лоббистов. При соблюдении этих условий, можно рассчитывать на то, что последующее принятие закона «о лоббистской деятельности» и некого этического кодекса могут направить решение поставленного вопроса в нужное русло. Что же касается нашего государства, то можно сказать, что Беларусь пока не готова к тому, чтобы развивать это профессиональное направление. Лоббизм в нашей стране, безусловно, есть, но он работает совсем по другим правилам, которым в университете не научат.
Список использованных источников 1. Аверянов Ю. И. Политология: Энциклопедический словарь. М.: Изд-во Моск. коммер-го уни-та, 1993. – С.159
2. Ларин С. Кто правит Америкой?…Лоббисты // Российская газета. 1993, 6 марта. 3. Политология: Учебник // под ред. Н.И. Матузова, А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1999. – С.449 4. Лепехин В.А. //Лоббизм и проблемы его правового регулирования. Полис. 1998 №4 – С.119 5. Современные США :Энциклопедический справочник. М.: 1988. С.83-84. Любимов А.П Профессиональный лоббизм. М., 1988. 6. Малютин М., Нещадин А. Лоббизм – всего лишь средство обогащения // Известия 1994, 16 ноября. 7. Лепехин В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования// Полис 1998 № 4 С. 121 8. Лепехин В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования// Полис. 1998. №4 9. Павроз А. В. Группы интересов и лоббизм в политике: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. – С. 85–86. 10. Толстых П.А. Профессиональный словарь лоббистской деятельности // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009. [Электронный ресурс] / П.А. Толстых. – Режим доступа: dictionary_word.php?i =1 11. Симонов К.В. Новая философская энциклопедия// Инст-ут Философии Росс. Академ. Наук. 2007. – 604 с. 12. Краткая история лоббизма / [Электронный ресурс] / М.Н. Марченко. – Режим доступа: articles/kratkaya-ist riya-lobbizma-.html. 13. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. Учебное пособие. / Под ред. Л.В.Сморгунова и Л.Н.Тимофеевой. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – 407 с. 14. Любимов А.П. История лоббизма в России. – М.:Фонд «Либеральная миссия» 2005. – 208 с. 15. Шапкин И.Н. Из истории лоббизма в России : Представительские организации российского капитала во второй половине ХIХ - начале ХХ веков / Моск. акад. экономики и права. – М. : МАЭП, 1999. – 199 с. 16. Алиев В. В. Социологическая энциклопедия / Под общ. Ред. А.Н.Данилова – Мн.: БелЭн – с.263 17. Законопроект: О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти, 1996 год 18. Лепехин В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования // Полис (Политические исследования) 1998-№4 19. Автор не указан: Словарь иностранных слов Издательство: М.: Русский язык; Издание 13-е , стер. – 1986 г. 20. Комаровский Е.О. Политология. Курс лекций. [Электронный ресурс / Под ред.: М.Н. Марченко. – Режим доступа: z3950/full_fond/books/M rcenko-1999/index.pdf. – Дата доступа: 04.04.2016 21. Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых) // Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, Москва, 2009. 22. Ждан В.И. Лоббизм: политическая кухня в белорусском варианте [Электронный ресурс] / В.Юнчик. – Режим доступа: 115.html. – Дата доступа : 13.04.2016 23. Прейгерман Е. А. Нужны ли Беларуси профессиональные лоббисты?../Мнение// Аргументы и факты. 2014. – № 26. 24. Джанда К., Берри Д.М., Годман Д., Хула К.В. Трудным путем демократии: процесс государственного управления в США / Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. – С.287-318. 25. Курс лекций: Тема 10. Группы интересов в лоббизме и политике. [Электронный ресурс]/Курс лекций – Режим доступа: polit_soc_10.htm - Дата доступа: 02.04.2016
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.