Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 115577
Наименование:
Курсовик МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Литература.
Добавлен: 25.02.2019.
Год: 2017.
Страниц: 40.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра филологии
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения литературе»
СОДЕРЖАНИЕ Введение ………..………3 1. Научно-теоретические основы интеграции в обучении школьников литературе ………..……….6 1.1. Психолого-педагогиче кие подходы к интеграции обучения……….6 1.2. Сущность и особенности интегрированного обучения школьников на уроках литературы………..12 2. Методические аспекты к проведению интегрированных уроков литературы в современной школе ………. 14 2.1. Технологии и структура интегрированных уроков………14 2.2. Специфика организации и проведения интегрированных уроков литературы в средней школе ………20 Заключение………..………28 Список использованной литературы………...……….31 Приложение………..………36
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры. Считаю, что именно интегрированный подход на современном этапе позволит учителю дать ученикам целостное представление о мире, научить видеть все явления в их глубинной взаимосвязи, понимать логику процессов, связанных с существованием общества. Интеграция внутрипредметная, межпредметная становится одним из элементов инновационных педагогических технологий. Разрабатывая структуру интегрированного урока, учитель, во-первых, обращается к технологиям Ш.А. Амонашвили (педагогика сотрудничества), Е.Н. Ильина (преподавание литературы как предмета, формирующего человека), В.Ф. Шаталова (обучение на основе опорных сигналов), технологии развивающих игр Б.П. Никитина и другим. Во-вторых, отбирает то, что в перспективе будет способствовать повышению результативности и эффективности процесса интеграции учебных дисциплин, так как в учебных планах школ сокращается время на изучение некоторых классических школьных предметов, в том числе литературы, языков, истории, географии, математики. Это создаёт базу для новых теоретических исследований в области методики преподавания, требует иных подходов в организации учебного процесса; способствует формированию личности, хорошо ориентирующейся в культурном окружении. Технология интегрируемого урока ставит в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Важно учесть тот факт, что интеграционные связи между предметами школы мало разработаны, изложены противоречиво, много разногласий среди учёных в понимании сущности этих связей. Учителя не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, вынуждены решать эту проблему на эмпирическом уровне. Из вышесказанного была сформулирована проблема дальнейшего исследования – повышение качества литературных знаний учащихся средней школы через технологию интегрированных уроков в средней школе. Гипотеза исследования. Результативность интегрированных уроков зависит от рациональных сочетаний различных учебных предметов в условиях интеграции, при условии знания теоретических основ интегрированного обучения и особенностей проведения интегрированных уроков Объектом изучения является учебный процесс воспитания и обучения детей среднего школьного возраста на уроках литературы. Предмет исследования - содержание деятельности учителя и обучающихся в проведении интегрированных уроков литературы. Цель: раскрыть сущность интеграции как инновационной формы работы в обучении. Для достижения поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи: 1. Проанализировать научно - методическую литературу по проблеме исследования. 2. Изучить научно-теоретические основы интеграции в обучении школьников литературе, психолого-педагогиче кие подходы к интеграции обучения, сущность и особенности интегрированного обучения школьников на уроках литературы. 3. Охарактеризовать методические аспекты проведения интегрированных уроков литературы в современной школе. 4. Выявить преимущества и проблемы интеграции, результаты интегрированного обучения и его значение. Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами применяются следующие методы исследования: изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, обобщение. Теоретической основой данного исследования выступили труды таких ученых, как Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильина, В. Ф. Шаталова, Б.П. Никитина, Ф.И.Буслаева, В.Я.Стоюнина, В.И.Водовозова, И.Анненского, Д.Овсянико-Куликовск го, С. Венгерова, Н. Котляревского, Н.М. Соколова и др. Эмпирической базой исследования выступила технология проведения интегрированного урока литературы. Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы. 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Психолого-педагогиче кие подходы к интеграции обучения Исторические корни интеграции в обучении можно отыскать в трудах классиков педагогической мысли. Ещё Я.А. Коменский разработал курс «Космография», который содержал в себе материал из разных областей знаний: астрономии, географии, политики, истории. При этом объединяющая роль всех образовательных предметов принадлежала «пансофии» - всеобщей мудрости, устремлённой к гармонии и мировому порядку. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский объединял преподавание школьных предметов вокруг христианской идеи любви и гуманизма, а также ведущих понятий, характеризующих мир природы и человека. Последователи Ушинского также стремились выделить интегрирующий дидактический способ деятельности: у Г. Фрезинга и Е.Хофмана – проектная деятельность, у А.С. Макаренко – трудовая деятельность, у В.А. Сухомлинского – творчески-созидатель ая деятельность, у Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова – теоретическое мышление, мыследеятельность. Интеграция возникла на фоне своей противоположности — дифференциации наук, ведущих к их специализации. Философский аспект интеграции и дифференциации отражает две тенденции человеческого познания: с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой, - глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем. Трудно не согласиться с тем, что лучший способ познания есть деление на части. Так, бурный процесс дифференциации привел к тому, что к середине XX века европейская культура превратилась в калейдоскоп разрозненных, частных по содержанию наук, которые не складывались в целостную картину мира. Именно углубление процесса дифференциации явилось одной из причин, которая обусловила стремление к целостности, интеграции знаний из разных областей, своего рода возврату к истокам. Отдельные попытки совершенствования обучения и воспитания школьников ранее предпринимались с позиций межпредметных связей. На необходимость таких связей между учебными предметами для отражения целостной картины мира, создания системы знаний о природе указывали еще Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. Во второй половине XIX века начался поиск интегрированных путей изучения литературных произведений. Первым шагом в этом направлении стали труды Ф.И.Буслаева, в которых была сделана попытка объединения лингвистического и литературоведческого подходов при изучении художественных текстов. Идея взаимосвязи литературы с историей и шире с культурой была близка В.Я. Стоюнину, считавшему историю литературы историей развития общественных идей и включавшему в программу по литературе «Домострой», «Переписку Ивана Грозного с Курбским» и «Поучение Владимира Мономаха». Таким образом, можно считать, что В.Я. Стоюнин стоял у истоков изучения литературы во взаимосвязи с историей. Координация литературы с другими гуманитарными предметами отражена в методической системе В.И. Водовозова, в которой предполагается изучение литературы с учетом национальной специфики, исторических условий, постижение художественного мира писателя в контексте национальной культуры. Позже изучение литературы во взаимосвязи с историей и культурой стало важной задачей для последователей историко-культурной школы (И. Анненский, Д. Овсянико-Куликовский С. Венгеров, Н. Котляревский и др.), для которых, историко-литературны процесс был связан с историей общественной мысли. В 20-ых годах XX века получила развитие методическая система Н.М.Соколова, характеризующаяся взаимодействием разных видов искусств (живопись, музыка, театр) на уроках развития речи... ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа посвящена раскрытию роли практического применения интегрированных уроков литературы и их результативности. Цель исследования заключалась в раскрытии сущности интеграции как инновационной формы работы в обучении. Наше предположение, заключавшееся в том, что результативность интегрированных уроков зависит от рациональных сочетаний различных учебных предметов в условиях интеграции при условии знания теоретических основ интегрированного обучения и особенностей проведения интегрированных уроков было подвергнуто проверке с помощью теоретических и эмпирических исследований. Перед нами были поставлены следующие задачи: анализ научно - методической литературы по проблеме исследования, изучение научно-теоретических основ интеграции в обучении школьников литературе, психолого-педагогиче ких подходов к интеграции обучения, сущности и особенности интегрированного обучения школьников на уроках литературы, выявление преимущества и проблемы интеграции, результатов интегрированного обучения и его значение. В теоретической части были рассмотрены различные точки зрения отечественных и зарубежных исследователей по проблеме исследования. Эмпирическая часть исследования была направлена на выявление рациональных сочетаний различных учебных предметов в условиях интеграции. Таким образом, проанализировав основные подходы в отечественной и зарубежной педагогике к технологии интегрированного обучения, мы пришли к выводу, что использование данной технологии способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса обучающихся, формированию целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон. Интегрированные уроки в большей степени, чем обычные, способствуют развитию речи, формированию умения обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательно о процесса, снимают перенапряжение, перегрузку; они не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой личности; интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. Результаты курсовой работы могут быть использованы в качестве теоретической и практической основы педагогом - филологом в своей деятельности при проведении интегрированных уроков. Предлагаемые методы по работе с коллективом школьников помогут педагогу структурировать свою деятельность в определенной логике при организации работы учащихся между собой, в группе, творческих коллективах, со сверстниками, друзьями и родителями. Интегрированный урок требует от учителей и учеников большой подготовки, он не может выпадать из системы уроков по предметам, не должен идти в разрез с желанием учеников. Интегрированный урок также требует от учителя профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда школьники положительно воспринимают учителя, а учитель расположен к своим ученикам. Перспективным и интересным для дальнейшего исследования нам представляется возможность применения межпредметной интеграции литературы с различными видами искусства с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся, развития их речи и мыслей, подготовки конкурентоспособной личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода. [Текст]: учеб.-метод. пособие / И. В. Блауберг, Э.Г. Юдин; М.: изд-во Наука, 1973.-272 с. 2. Гулякова, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы. [Текст]: метод пособие. / Е.Н. Гулякова. – М.: Дрофа, 2016. - 352 с. 3. Еремина, Т.Я. Мастерские по литературе. 11 класс. [Текст]: метод пособие./ Т.Я Еремина. - СПб.: Паритет, 2014. - 121 с. 4. Ермолаева, Т.М. Урок по рассказу В.Шаламова «Последний бой майора Пугачева». XI класс [Текст] / Т.М. Ермолаева// Литература в школе. — 2013. — № 5. — С. 25-27. 5. Иванова, Я. Н. Интегрированный урок по теме «Бородинское сражение в исторической науке и в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» [Текст] / Иванова Я. Н.. // Литература в школе. - 2016. - № 2. - С. 40-43. 6. Иванова, Я. Н. Роль пейзажа в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». VI класс [Текст] / Иванова Я. Н., Степанчиков М. А. // Литература в школе. - 2013. - № 6. - С. 40-42. 7. Кабанова, О.З. Урок-размышление по рассказу В. Вересаева «Мать». XI класс [Текст] / О.З. Кабанова// Литература в школе. — 2015. — № 4. — С. 25-27. 8. Калганова, Т.А. Систематизация как мыслительная деятельность и учебное умение в литературном образовании школьников [Текст] / Т.А. Калганова// Литература в школе. — 2013. — № 5. — С. 38-40. 9. Колокольцев, Е. Н. Бытовая картина на уроках литературы. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. Н. Колокольцев; М.: Просвещение, 2009 . 10. Кочергина, Л.Л. История – Литература: Интегрированные уроки. 9-11 класс/ Л.Л.Кочергина, Л.А.Тропкина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 178 с. 11. Кузнецова, Н.Е. Проблемное обучение на основе межпредметной интеграции. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов - М.: Вентана-Граф, 2005. – 352 с. 12. Кукушин, В.С. Педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие /В.С. Кукушин; Ростов - на – Дону: Изд-во «Учитель», 2012.-298 с. 13. Кульневич, С.В. Современный урок. Часть 1,2. [Текст]: учеб.-метод. пособие / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина; - Ростов на Дону: Изд-во «Учитель», 2014. – 288 с. 14. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ч. Куписевич; -М.: Высшая школа, 2006.- 368 с. 15. Лакоценина, Т. П. Современный урок. Часть 6: Интегрированные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. / Т. П. Лакоценина. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2008. - 256 с. 16. Леонов, С.А. Литература. Интегрированные уроки. 8-9 классы. [Текст]: Пособие для учителя / С. А. Леонов. – М.: Айрис-пресс, 2013. – 148 с. 17. Лескова, И.А. Мировая художественная культура. [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.А. Лескова. Волгоград, Изд-во Учитель, 2015. – 51 с. 18. Неменский, Б.М. Педагогика искусства. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Б.М. Неменский; М., Просвещение, 2013. – 105 с. 19. Никитюк, Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке (Современная интегративная антропология) [Текст] / Б.А. Никитюк - М.: СпортАкадем Пресс, 2007. - 440с. 20. Обозная, Л. С. Использование произведений живописи на уроках литературы [Текст] / Л. С. Обозная // Литература в школе. - 2010. - № 2. - с. 39-40. 21. Панченко, Д.В. Гротеск как художественный приём. Формирование понятия на основе интеграции знаний по литературе и искусству. Сатирическая поэзия В. Маяковского и плакатная графика. 9 класс [Текст] / Панченко Д.В // Литература в школе. - 2016. - № 2. - С. 43-45. 22. Сухаревская, Е.Ю. Технология интегрированного урока. [Текст]: учеб. пособие / Е.Ю. Сухаревская; Ростов - на – Дону: Изд-во «Учитель», 2013. – 86 с. 23. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. [Текст]: учеб.-метод. пособие / Г.К. Селевко; – М. «Просвещение», 2013. - 208 с. 24. Федорец, Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения: (Пути развития): учеб. пособие к спецкурсу / Г. Ф. Федорец; Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, 2010. - 82 с. 25. Харитонова, О. Н. Произведения живописи на уроке [Текст] / Харитонова О. Н. // Литература в школе. - 2011. - № 4. - С. 16-20. 26. Шишигина, Т.Л. В зеркале классического искусства. Приемы изучения сценической истории комедии А.П. Чехова «Вишневый сад». X класс. [Текст] / Т.Л. Шишигина, А.А. Ткаченко// Литература в школе. — 2013. — № 3. — С. 29-35.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.