Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 110042


Наименование:


Курсовик Мифологема русалки в творчестве А.С. Пушкина и А.Мицкевича

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Литература. Добавлен: 28.11.2017. Год: 2016. Страниц: 49. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………..

ГЛАВА І. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РУСАЛКИ В СИСТЕМЕ НАРОДНОЙ ДЕМОНОЛОГИИ………..
1.1 Русалка как мифологический персонаж………..
1.2 Образ русалки в масштабе восточнославянской демонологии…...
1.3 Образ русалки в русской литературе………

ГЛАВА ІІ. МИФОЛОГЕМА РУСАЛКИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШ-КИНА И А.МИЦКЕВИЧА………
2.1 Драма А.С.Пушкина «Русалка» и баллады А.Мицкевича «Свитезянка» и «Рыбка»: опыт прочтения в свете темы и конфликта……...
2.2 Мифологический образ русалки в художественном пространстве Пушкина и Мицкевича. Общее и особенное……….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……….

ПРИЛОЖЕНИЕ………...


ВВЕДЕНИЕ

С детства в наше сознание, в наш читательский опыт входят волшебные сказки. И если читателю разного возраста предложить перечислить героев именно волшебной сказки, то, несомненно, ими окажутся в первую очередь мифологические персонажи - Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей и т.д. Эти герои созданы народным сознанием именно как мифологические, чаще всего персонифицирующие те или иные явления природы.
Образ русалки и его название в народных легендах, сказках, песнях известен с давних времён.
Весенние праздники у восточных славян назывались русалиями. Отсюда и название русалок, которых в это время, по народным поверьям, можно было увидеть в воде и на деревьях. В конце XVIII века появляется следующее определение: «Русалки — дьяволы женского рода, живущие в горах, реках и болотах; славяне почитали их богинями вод и лесов» [17, с.61]. Согласно народным поверьям, русалки - это некрещеные или неотпетые женщины, умершие не своей смертью: утопленницы, удавленницы, самоубийцы, не удостоенные погребения.
Водяные девы стали героинями произведений у разных народов — без них этот фантастический мир был бы суше, беднее. В зарубежных легендах русалки, как правило, - это прелестные девушки с рыбьими хвостами, чаще всего они сидят на камнях, смотрятся в зеркала и расчесывают длинные волосы. Есть предположение, что русалка - не что иное, как дельфин. С другой стороны, она может быть духом моря, таким же прекрасным и опасным. Считалось, будто русалки умеют предсказывать будущее и поют не для того, чтобы заманить корабли к берегу, поближе к опасным мелям, а предупредить о шторме. А в старые времена русалками называли существа странного вида, с головами, похожими на звериные. Позже русалки стали более привлекатель-ными, похожими на прекрасных нимф с рыбьими хвостами.

В славянской мифологии русалок называют также омутницами, водяницами, шутовками, болотницами, берегинями, мавками. Бледнолицые и прекрасные, с длинными зелеными волосами, они поют восхитительные песни неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков.
Русалки пришли в русскую литературу из фольклора в конце XVIII - начале ХІХ веков. А.С. Пушкин многое знал о русалках. Не случайно у него дерево - именно дуб, который растёт у лукоморья, то есть близко к воде. Дуб у Пушкина - зелёный, значит в природе - лето, а русалка вышла из воды и забралась резвиться на ветви.
Образы русалок в литературе очень разнообразны.
Героиня стихотворения М.Ю. Лермонтова «Морская царевна» - это «чудо морское с зеленым хвостом; (у которой) хвост чешуёю змеиной покрыт» [19, с.94].
У Н.В. Гоголя в «Майской ночи» русалки - девушки в белых рубашках: «Тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебристом месяце» [12, с.26].
В «Записках охотника» И.С. Тургенева крестьянский мальчик рассказывает «страшную» историю о том, как деревенский плотник пошел в лес, заблудился и к ночи задремал. Вдруг слышит, что кто-то зовёт его: «...глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается... и такая сама вся светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, а то вот ещё карась бывает такой белесоватый, серебряный... она, знай, хохочет, да его всё к себе этак рукой зовёт» [29, с.18].
В литературе встречаются и юные русалочки. Это души младенцев, умерших без крещения. Девочек-русалочек называют мавками. Русалочки обычно сопровождают взрослых русалок.
Интересно, что такой знаток фольклора, как В. Даль, говорит о русалке как сказочной обитательнице вод, но описания её облика не приводит.
Я считаю, что произведения о русалках не просто интересны, а загадочны и необыкновенны. Они помогают окунуться в мир легенд и ближе познакомиться с этими фантастическими существами.
Цель курсовой работы – изучить особенности мифологемы русалки в творчестве А.С.Пушкина и А.Мицкевича.
Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:
- охарактеризовать русалку как мифологический персонаж;
- раскрыть образ русалки в масштабе восточно-славянской демонологии;
- изучить мифологический образ русалки в художественном пространстве Пушкина и Мицкевича и определить в нем общие и отличительные черты.
Структура курсовой работы – введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Объем работы - 50 страниц.


ГЛАВА І. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РУСАЛКИ В СИСТЕМЕ НАРОДНОЙ ДЕМОНОЛОГИИ


1.1 Русалка как мифологический персонаж

Русалка — один из наиболее сложных персонажей славянской мифологии. В современном сознании и искусстве русалка воспринимается прежде всего как очаровательная красавица с длинными волосами и рыбьим хвостом, живущая в воде, любящая пение и музыку, завлекающая молодых людей [23, с.136]. На такие представления, нередко встречаемые и в крестьянской среде ХIХ-ХХ веков, в значительной степени повлияли литературные источники, в частности чрезвычайно популярные в начале ХIХ века романтические произведения. Среди авторов, обращавшихся к образу русалки, можно назвать В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Ореста Сомова, Тараса Шевченко, Лесю Украинку, польских поэтов А. Мицкевича, Ю. Словацкого, Ю. Залеского, Т. Ленартовича и многих других.
Однако в записях традиционных представлений о русалках, начиная с середины Х1Х века, образ этого мифологического существа нередко выглядел совсем неромантично. Так, по поверьям жителей Саратовской губернии, русалки безобразны: они косматы, горбаты, с большим брюхом и острыми когтями, с длинной гривой и имеют железный крючок, которым ловят прохожих. В Витебской губернии их представляли старухами, грязными, злыми и угрюмыми, с клюкой в руках. Поверья и былички о русалках бытовали повсеместно, но наиболее широко они были распространены в южных и западных губерниях России. Здесь, по сравнению с Русским Севером, они отличались яркостью описаний и разнообразием сюжетов.
Именование «русалка» исконно не является народным: по мнению исследователей, оно восходит к названию античного праздника роз «rosalia», посвященного душам умерших. В народной среде существовали и другие названия этого персонажа. На Урале русалок называли «шутовками» (от шут — «черт»), а во многих местах, например у забайкальских казаков, — непосредственно «чертовками». Эти номинации подчеркивают принадлежность русалок к разряду нечистой силы. Некоторые восточнославянские названия русалок отражают их локализацию в пространстве — белорусское «водяницы», а также характерные для них действия — белорусское «купалки», украинское «лоскотухи» (от лоскотать — «щекотать»). Кое-где у русских — на южных и юго-западных территориях — русалок, в связи с их происхождением, называли «мертвушками», а также «мавками» или «навками». Последние названия восходят к слову «навь», или «навьи», означающему «души умерших», «покойники». Действительно, представление о том, что русалки — это души умерших некрещеными детей или девушек, которые не успели вступить в брак, было повсеместным. О происхождении русалок из некрещеных детей ярко свидетельствует поверье о том, что они, качаясь на деревьях, поют или приговаривают: «Меня мама породила, некрещену положила». Кроме того, во многих местностях крестьяне считали русалками также утопленниц, мертворожденных, детей, загубленных матерями или обмененных, девушек, пропавших без вести или проклятых родителями и не заслуживших при жизни прощения. По полесским поверьям, любая девушка, родившаяся на Русальной неделе, после своей смерти становится русалкой. В русалку превращается и та девушка, которая умирает в течение этой же недели [16, с.182]...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образ Русалки в фольклоре славянских народов известен с глубокой древности. Об этом фантастическом создании слагались легенды еще во времена язычества. Далекие предки славян приписывали Русалкам как черты, соответствующие образу их существования, так и различные функции и даже виды труда, свойственные человеку. Русалки в фольклоре славян представлены довольно значительной галереей портретно-образных харак-теристик, разнообразными их названиями и местами жительства. Особенно богат образами Русалок белорусский фольклор. И это объяснимо: Белоруссия - страна рек, озер, болот, берега которых покрыты густыми лесами, что создавало своеобразную загадочность природы.
Русалка как героиня устного народного творчества воплощала в себе лучшие черты славян: красоту, достоинство, стремление к свободе, способность любить, а также выработавшиеся тяжелой судьбой народов, социальным неравенством жертвенность, отчаяние, желание мстить живым людям, в особенности красивым мужчинам и счастливым женщинам.
Русалка вошла прежде всего в творчество писателей стран со значительными водными просторами. Таинственные водные красавицы были известны еще из произведений античной Греции (Сирены), средневековой Англии (Ундины), Германии (Лорелея) и славянских стран (Русалки). Как литературная героиня Русалка стала особенно популярной в эпоху романтизма, поскольку соответствовала его художественным и идейным тре-бованиям.
Романтики в своем творчестве предусматривали органическую связь с фольклором и историей своих народов и довольно часто использовали источники, в которых действовала Русалка. С ее помощью освещались и проблемы, связанные с крепостным правом, социальным и национальным гнетом. Наконец, концепцией мира и человека в литературе романтизма предполагались экзотичность, таинственность, действие во многих произведениях происходило даже в загробном мире. Все это и обусловило появление специфической героини, наделенной чертами таинственности и загадочной красотой. На эту роль, без сомнения, годилась Русалка.
Неоднократно предпринимались попытки отгадать, как могла (должна) быть закончена драма Пушкина, что получило отражение прежде всего в ее «продолжениях», написанных разными авторами. Тяготение драмы о русалке к циклу «маленьких трагедий», проявляется не только в размере произведения, но и в пронизывающем его драматургическую форму лиризме. Этому служит насыщенность действия пушкинской драмы. Главной же доминантой всепроникающего лиризма драмы стал образ ее героини.
«Драма есть необыкновенное и странное происшествие», — писал Пушкин. Пожалуй, из всех его драматических произведений «Русалка» — самое необыкновенное и самое странное.
Образы Свитезянки и Кшыси-рыбки в балладах Адама Мицкевича описаны в виде прекрасных дев, которые показаны как обычные земные девушки, а не мифологические существа. Они не живут мыслью о мести, а ищут простое счастье.
Фольклор славянских народов послужил источником обогащения рус-ской и польской национальных литератур из фольклорных произведений представители русского (А. Пушкин) и польского (А. Мицкевич) романтизма взяли образ Русалки, с помощью которого решали важные социальные, моральные и патриотические проблемы; исходя из концепции народности, каждый из названных поэтов на примере образа Русалки показал тип нацио-нального характера; при создании образа Русалки каждый из поэтов сохранил творческую индивидуальность, особенности родного языка, национальный колорит и нормы жизни своего народа.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адам Мицкевич и польский романтизм в русской культуре / Отв. ред. В.А.Хорев; Науч. совет РАН «История мировой культуры», Инст-т славяноведения РАН. – М.: Наука, 2007. – 283 с.
2. Алексеев, М. Пушкин. Сравнительно—историч ское исследование / М.Алексеев. - Л.: Знание, 1972. – 183 с.
3. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений: в 12 т. / В.Г.Белинский. - М.; Л.: Знание, 1975. – С. 568 – 574. – Т.7.
4. Белякова, Р.С. Славянская мифология / Р.С.Белякова. - М.: Просвещение, 1995. – 478 с.
5. Берковский, Н. Народно-лирическая трагедия А. С. Пушкина «Русалка» / Н.Берковский // Русская литература. – 1988. - №1. – С.26-31.
6. Благой, Д.Д. Мицкевич и Пушкин / Д.Д.Благой. – М.: Известия Академии наук СССР: Отделение литературы и языка, 1975. – С.190-218. – Т.15. – вып.4.
7. Благой, Д.Д. Социология творчества Пушкина / Д.Д.Благой. - М.: Биб-ка АН СССР, 1971. – С.125-206.
8. Виноградова, Л.Н. Что мы знаем о русалках? / Л.Н.Виноградова // Живая старина. – 1994. - №4. – С.54-61.
9. Власова, М.Н. Былички (базовые мотивы в их эволюции) / В.М.Власова. - СПб.: Речь, 1992. – 129 с.
10. Вацуро, В. Пушкин и проблемы бытописания в начале 1830-х гг.: Пушкин. Исследования и материалы / В.Вацуро. - М.-Л.: Знание, 1989. – 441 с. – Т.6.
11. Глушко, Е., Медведев, Ю. Словарь славянской мифологии / Е.Глушко, Ю.Медведев. - Н-Новгород: Пресс-С, 1996. – 638 с.
12. Гоголь, Н.В. Майская ночь, или Утопленница / Н.В.Гоголь. – М.: Художественная литература, 1981. – 52 с.
13. Даль, В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа / В.И.Даль. - СПб.: Речь, 1994. – 496 с.
14. Елизарова, М.Е. История зарубежной литературы XIX века / М.Е.Елизарова [ и др.]. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 706 с.
15. Зеленин, Д.К. Восточнославянская этнография / Д.К.Зеленин. - М.: Изд. центр «Академия», 1991. – 583 с.
16. Кичигин, В.П. Народная культура Юга России: Белгородская обл.: Опыт систематизации этнофольклорного материала / В.П.Кичигин. – Белгород, БелТГУ, 2000. – 384 с.
17. Костомаров, Н. Славянская мифология / Н.Костомаров. - М.: ВЛАДОС, 1995. – 614 с.
18. Крюкова, Н. Русалка и другие мифологические образы в народном творчестве. Исследовательская работа / Н.Крюкова. – Саров, 2006. – 133 с.
19. Лермонтов, М.Ю. Морская царевна: Сб. «Лирика» / М.Ю.Лермонтов. – СПб, Сказ, 1999. – С.94.
20. Мицкевич, А. Стихотворения и поэмы / А.Мицкевич. – Мн.: Полымя, 1982. – 212 с.
21. Педчак, Е.П. Литература: Устный и письменный экзамены / Е.П.Педчак. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 496 с.
22. Поддубная, Р.Н. Сюжет «Возмездия» и фантастика в «Русалке» Пушкина. Автор, жанр, сюжет: Сб. науч. тр. / Р.Н.Поддубная. - Калининград, 1991. – С.89-108.
23. Померанцева, Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре / Э.В.Померанцева. - М.: Наука, 1975. – 266 с.
24. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти томах / А.С.Пушкин. – М.: Художественная литература, 1978. – 372 с. – Т.7.
25. Пушкін. – Беларуская культура. – Сучаснасць // Матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі. – Мн: Беларускі кнігазбор, 1999. – 348 с.
26. Рецептер, В.Э. О композиции «Русалки» // Русская литература. – 1998. - №3. – С.31-33.
27. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А.Рыбаков. - М.: Просвещение, 1995. – 286 с.
28. Спадчына Адама Міцкевіча. Філалагічны і культуралагічны аспекты / Матэрыялы навуковай канферэнцыі. – Мінск, 2002. – 380 с.
29. Тургенев, И.С. Записки охотника / И.С.Тургенев. – М.: Детская литература, 1980. – 52 с.
30. Фин, Л.А. Фольклор в творчестве Пушкина / Л.А.Фин. – Саратов: 1977. – 168 с.
31. Ходасевич, В. Поэтическое художество Пушкина / В.Ходасевич. - Л.: Наука, 1984. - С. 145-181.
32. Янько, В.И. Народный поэт Адам Мицкевич / В.И.Янько. – Мн.: Амалфея, 2006. – 207 с.


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.