Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 110042
Наименование:
Курсовик Мифологема русалки в творчестве А.С. Пушкина и А.Мицкевича
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Литература.
Добавлен: 28.11.2017.
Год: 2016.
Страниц: 49.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………..
ГЛАВА І. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РУСАЛКИ В СИСТЕМЕ НАРОДНОЙ ДЕМОНОЛОГИИ……….. 1.1 Русалка как мифологический персонаж……….. 1.2 Образ русалки в масштабе восточнославянской демонологии…... 1.3 Образ русалки в русской литературе………
ГЛАВА ІІ. МИФОЛОГЕМА РУСАЛКИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШ-КИНА И А.МИЦКЕВИЧА……… 2.1 Драма А.С.Пушкина «Русалка» и баллады А.Мицкевича «Свитезянка» и «Рыбка»: опыт прочтения в свете темы и конфликта……... 2.2 Мифологический образ русалки в художественном пространстве Пушкина и Мицкевича. Общее и особенное……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……….
ПРИЛОЖЕНИЕ………...
ВВЕДЕНИЕ
С детства в наше сознание, в наш читательский опыт входят волшебные сказки. И если читателю разного возраста предложить перечислить героев именно волшебной сказки, то, несомненно, ими окажутся в первую очередь мифологические персонажи - Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей и т.д. Эти герои созданы народным сознанием именно как мифологические, чаще всего персонифицирующие те или иные явления природы. Образ русалки и его название в народных легендах, сказках, песнях известен с давних времён. Весенние праздники у восточных славян назывались русалиями. Отсюда и название русалок, которых в это время, по народным поверьям, можно было увидеть в воде и на деревьях. В конце XVIII века появляется следующее определение: «Русалки — дьяволы женского рода, живущие в горах, реках и болотах; славяне почитали их богинями вод и лесов» [17, с.61]. Согласно народным поверьям, русалки - это некрещеные или неотпетые женщины, умершие не своей смертью: утопленницы, удавленницы, самоубийцы, не удостоенные погребения. Водяные девы стали героинями произведений у разных народов — без них этот фантастический мир был бы суше, беднее. В зарубежных легендах русалки, как правило, - это прелестные девушки с рыбьими хвостами, чаще всего они сидят на камнях, смотрятся в зеркала и расчесывают длинные волосы. Есть предположение, что русалка - не что иное, как дельфин. С другой стороны, она может быть духом моря, таким же прекрасным и опасным. Считалось, будто русалки умеют предсказывать будущее и поют не для того, чтобы заманить корабли к берегу, поближе к опасным мелям, а предупредить о шторме. А в старые времена русалками называли существа странного вида, с головами, похожими на звериные. Позже русалки стали более привлекатель-ными, похожими на прекрасных нимф с рыбьими хвостами.
В славянской мифологии русалок называют также омутницами, водяницами, шутовками, болотницами, берегинями, мавками. Бледнолицые и прекрасные, с длинными зелеными волосами, они поют восхитительные песни неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Русалки пришли в русскую литературу из фольклора в конце XVIII - начале ХІХ веков. А.С. Пушкин многое знал о русалках. Не случайно у него дерево - именно дуб, который растёт у лукоморья, то есть близко к воде. Дуб у Пушкина - зелёный, значит в природе - лето, а русалка вышла из воды и забралась резвиться на ветви. Образы русалок в литературе очень разнообразны. Героиня стихотворения М.Ю. Лермонтова «Морская царевна» - это «чудо морское с зеленым хвостом; (у которой) хвост чешуёю змеиной покрыт» [19, с.94]. У Н.В. Гоголя в «Майской ночи» русалки - девушки в белых рубашках: «Тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебристом месяце» [12, с.26]. В «Записках охотника» И.С. Тургенева крестьянский мальчик рассказывает «страшную» историю о том, как деревенский плотник пошел в лес, заблудился и к ночи задремал. Вдруг слышит, что кто-то зовёт его: «...глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается... и такая сама вся светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, а то вот ещё карась бывает такой белесоватый, серебряный... она, знай, хохочет, да его всё к себе этак рукой зовёт» [29, с.18]. В литературе встречаются и юные русалочки. Это души младенцев, умерших без крещения. Девочек-русалочек называют мавками. Русалочки обычно сопровождают взрослых русалок. Интересно, что такой знаток фольклора, как В. Даль, говорит о русалке как сказочной обитательнице вод, но описания её облика не приводит. Я считаю, что произведения о русалках не просто интересны, а загадочны и необыкновенны. Они помогают окунуться в мир легенд и ближе познакомиться с этими фантастическими существами. Цель курсовой работы – изучить особенности мифологемы русалки в творчестве А.С.Пушкина и А.Мицкевича. Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи: - охарактеризовать русалку как мифологический персонаж; - раскрыть образ русалки в масштабе восточно-славянской демонологии; - изучить мифологический образ русалки в художественном пространстве Пушкина и Мицкевича и определить в нем общие и отличительные черты. Структура курсовой работы – введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. Объем работы - 50 страниц.
ГЛАВА І. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РУСАЛКИ В СИСТЕМЕ НАРОДНОЙ ДЕМОНОЛОГИИ
1.1 Русалка как мифологический персонаж
Русалка — один из наиболее сложных персонажей славянской мифологии. В современном сознании и искусстве русалка воспринимается прежде всего как очаровательная красавица с длинными волосами и рыбьим хвостом, живущая в воде, любящая пение и музыку, завлекающая молодых людей [23, с.136]. На такие представления, нередко встречаемые и в крестьянской среде ХIХ-ХХ веков, в значительной степени повлияли литературные источники, в частности чрезвычайно популярные в начале ХIХ века романтические произведения. Среди авторов, обращавшихся к образу русалки, можно назвать В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Ореста Сомова, Тараса Шевченко, Лесю Украинку, польских поэтов А. Мицкевича, Ю. Словацкого, Ю. Залеского, Т. Ленартовича и многих других. Однако в записях традиционных представлений о русалках, начиная с середины Х1Х века, образ этого мифологического существа нередко выглядел совсем неромантично. Так, по поверьям жителей Саратовской губернии, русалки безобразны: они косматы, горбаты, с большим брюхом и острыми когтями, с длинной гривой и имеют железный крючок, которым ловят прохожих. В Витебской губернии их представляли старухами, грязными, злыми и угрюмыми, с клюкой в руках. Поверья и былички о русалках бытовали повсеместно, но наиболее широко они были распространены в южных и западных губерниях России. Здесь, по сравнению с Русским Севером, они отличались яркостью описаний и разнообразием сюжетов. Именование «русалка» исконно не является народным: по мнению исследователей, оно восходит к названию античного праздника роз «rosalia», посвященного душам умерших. В народной среде существовали и другие названия этого персонажа. На Урале русалок называли «шутовками» (от шут — «черт»), а во многих местах, например у забайкальских казаков, — непосредственно «чертовками». Эти номинации подчеркивают принадлежность русалок к разряду нечистой силы. Некоторые восточнославянские названия русалок отражают их локализацию в пространстве — белорусское «водяницы», а также характерные для них действия — белорусское «купалки», украинское «лоскотухи» (от лоскотать — «щекотать»). Кое-где у русских — на южных и юго-западных территориях — русалок, в связи с их происхождением, называли «мертвушками», а также «мавками» или «навками». Последние названия восходят к слову «навь», или «навьи», означающему «души умерших», «покойники». Действительно, представление о том, что русалки — это души умерших некрещеными детей или девушек, которые не успели вступить в брак, было повсеместным. О происхождении русалок из некрещеных детей ярко свидетельствует поверье о том, что они, качаясь на деревьях, поют или приговаривают: «Меня мама породила, некрещену положила». Кроме того, во многих местностях крестьяне считали русалками также утопленниц, мертворожденных, детей, загубленных матерями или обмененных, девушек, пропавших без вести или проклятых родителями и не заслуживших при жизни прощения. По полесским поверьям, любая девушка, родившаяся на Русальной неделе, после своей смерти становится русалкой. В русалку превращается и та девушка, которая умирает в течение этой же недели [16, с.182]... ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образ Русалки в фольклоре славянских народов известен с глубокой древности. Об этом фантастическом создании слагались легенды еще во времена язычества. Далекие предки славян приписывали Русалкам как черты, соответствующие образу их существования, так и различные функции и даже виды труда, свойственные человеку. Русалки в фольклоре славян представлены довольно значительной галереей портретно-образных харак-теристик, разнообразными их названиями и местами жительства. Особенно богат образами Русалок белорусский фольклор. И это объяснимо: Белоруссия - страна рек, озер, болот, берега которых покрыты густыми лесами, что создавало своеобразную загадочность природы. Русалка как героиня устного народного творчества воплощала в себе лучшие черты славян: красоту, достоинство, стремление к свободе, способность любить, а также выработавшиеся тяжелой судьбой народов, социальным неравенством жертвенность, отчаяние, желание мстить живым людям, в особенности красивым мужчинам и счастливым женщинам. Русалка вошла прежде всего в творчество писателей стран со значительными водными просторами. Таинственные водные красавицы были известны еще из произведений античной Греции (Сирены), средневековой Англии (Ундины), Германии (Лорелея) и славянских стран (Русалки). Как литературная героиня Русалка стала особенно популярной в эпоху романтизма, поскольку соответствовала его художественным и идейным тре-бованиям. Романтики в своем творчестве предусматривали органическую связь с фольклором и историей своих народов и довольно часто использовали источники, в которых действовала Русалка. С ее помощью освещались и проблемы, связанные с крепостным правом, социальным и национальным гнетом. Наконец, концепцией мира и человека в литературе романтизма предполагались экзотичность, таинственность, действие во многих произведениях происходило даже в загробном мире. Все это и обусловило появление специфической героини, наделенной чертами таинственности и загадочной красотой. На эту роль, без сомнения, годилась Русалка. Неоднократно предпринимались попытки отгадать, как могла (должна) быть закончена драма Пушкина, что получило отражение прежде всего в ее «продолжениях», написанных разными авторами. Тяготение драмы о русалке к циклу «маленьких трагедий», проявляется не только в размере произведения, но и в пронизывающем его драматургическую форму лиризме. Этому служит насыщенность действия пушкинской драмы. Главной же доминантой всепроникающего лиризма драмы стал образ ее героини. «Драма есть необыкновенное и странное происшествие», — писал Пушкин. Пожалуй, из всех его драматических произведений «Русалка» — самое необыкновенное и самое странное. Образы Свитезянки и Кшыси-рыбки в балладах Адама Мицкевича описаны в виде прекрасных дев, которые показаны как обычные земные девушки, а не мифологические существа. Они не живут мыслью о мести, а ищут простое счастье. Фольклор славянских народов послужил источником обогащения рус-ской и польской национальных литератур из фольклорных произведений представители русского (А. Пушкин) и польского (А. Мицкевич) романтизма взяли образ Русалки, с помощью которого решали важные социальные, моральные и патриотические проблемы; исходя из концепции народности, каждый из названных поэтов на примере образа Русалки показал тип нацио-нального характера; при создании образа Русалки каждый из поэтов сохранил творческую индивидуальность, особенности родного языка, национальный колорит и нормы жизни своего народа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адам Мицкевич и польский романтизм в русской культуре / Отв. ред. В.А.Хорев; Науч. совет РАН «История мировой культуры», Инст-т славяноведения РАН. – М.: Наука, 2007. – 283 с. 2. Алексеев, М. Пушкин. Сравнительно—историч ское исследование / М.Алексеев. - Л.: Знание, 1972. – 183 с. 3. Белинский, В.Г. Полное собрание сочинений: в 12 т. / В.Г.Белинский. - М.; Л.: Знание, 1975. – С. 568 – 574. – Т.7. 4. Белякова, Р.С. Славянская мифология / Р.С.Белякова. - М.: Просвещение, 1995. – 478 с. 5. Берковский, Н. Народно-лирическая трагедия А. С. Пушкина «Русалка» / Н.Берковский // Русская литература. – 1988. - №1. – С.26-31. 6. Благой, Д.Д. Мицкевич и Пушкин / Д.Д.Благой. – М.: Известия Академии наук СССР: Отделение литературы и языка, 1975. – С.190-218. – Т.15. – вып.4. 7. Благой, Д.Д. Социология творчества Пушкина / Д.Д.Благой. - М.: Биб-ка АН СССР, 1971. – С.125-206. 8. Виноградова, Л.Н. Что мы знаем о русалках? / Л.Н.Виноградова // Живая старина. – 1994. - №4. – С.54-61. 9. Власова, М.Н. Былички (базовые мотивы в их эволюции) / В.М.Власова. - СПб.: Речь, 1992. – 129 с. 10. Вацуро, В. Пушкин и проблемы бытописания в начале 1830-х гг.: Пушкин. Исследования и материалы / В.Вацуро. - М.-Л.: Знание, 1989. – 441 с. – Т.6. 11. Глушко, Е., Медведев, Ю. Словарь славянской мифологии / Е.Глушко, Ю.Медведев. - Н-Новгород: Пресс-С, 1996. – 638 с. 12. Гоголь, Н.В. Майская ночь, или Утопленница / Н.В.Гоголь. – М.: Художественная литература, 1981. – 52 с. 13. Даль, В.И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа / В.И.Даль. - СПб.: Речь, 1994. – 496 с. 14. Елизарова, М.Е. История зарубежной литературы XIX века / М.Е.Елизарова [ и др.]. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 706 с. 15. Зеленин, Д.К. Восточнославянская этнография / Д.К.Зеленин. - М.: Изд. центр «Академия», 1991. – 583 с. 16. Кичигин, В.П. Народная культура Юга России: Белгородская обл.: Опыт систематизации этнофольклорного материала / В.П.Кичигин. – Белгород, БелТГУ, 2000. – 384 с. 17. Костомаров, Н. Славянская мифология / Н.Костомаров. - М.: ВЛАДОС, 1995. – 614 с. 18. Крюкова, Н. Русалка и другие мифологические образы в народном творчестве. Исследовательская работа / Н.Крюкова. – Саров, 2006. – 133 с. 19. Лермонтов, М.Ю. Морская царевна: Сб. «Лирика» / М.Ю.Лермонтов. – СПб, Сказ, 1999. – С.94. 20. Мицкевич, А. Стихотворения и поэмы / А.Мицкевич. – Мн.: Полымя, 1982. – 212 с. 21. Педчак, Е.П. Литература: Устный и письменный экзамены / Е.П.Педчак. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 496 с. 22. Поддубная, Р.Н. Сюжет «Возмездия» и фантастика в «Русалке» Пушкина. Автор, жанр, сюжет: Сб. науч. тр. / Р.Н.Поддубная. - Калининград, 1991. – С.89-108. 23. Померанцева, Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре / Э.В.Померанцева. - М.: Наука, 1975. – 266 с. 24. Пушкин, А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти томах / А.С.Пушкин. – М.: Художественная литература, 1978. – 372 с. – Т.7. 25. Пушкін. – Беларуская культура. – Сучаснасць // Матэрыялы Міжнароднай навуковай канферэнцыі. – Мн: Беларускі кнігазбор, 1999. – 348 с. 26. Рецептер, В.Э. О композиции «Русалки» // Русская литература. – 1998. - №3. – С.31-33. 27. Рыбаков, Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А.Рыбаков. - М.: Просвещение, 1995. – 286 с. 28. Спадчына Адама Міцкевіча. Філалагічны і культуралагічны аспекты / Матэрыялы навуковай канферэнцыі. – Мінск, 2002. – 380 с. 29. Тургенев, И.С. Записки охотника / И.С.Тургенев. – М.: Детская литература, 1980. – 52 с. 30. Фин, Л.А. Фольклор в творчестве Пушкина / Л.А.Фин. – Саратов: 1977. – 168 с. 31. Ходасевич, В. Поэтическое художество Пушкина / В.Ходасевич. - Л.: Наука, 1984. - С. 145-181. 32. Янько, В.И. Народный поэт Адам Мицкевич / В.И.Янько. – Мн.: Амалфея, 2006. – 207 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.