Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 129955
Наименование:
Диплом ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ЧЕРЕПНО МОЗГОВОЙ ТРАВМЕ
Информация:
Тип работы: Диплом.
Предмет: Медицина.
Добавлен: 14.06.2022.
Год: 2017.
Страниц: 56.
Уникальность по antiplagiat.ru: 74. *
Описание (план):
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
Факультет физической культуры и оздоровительных технологий Кафедра спортивной медицины и адаптивной физической культуры
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ЧЕРЕПНО – МОЗГОВОЙ ТРАВМЕ Выпускная квалификационная работа по направлению 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)» Профиль – Физическая реабилитация
Смоленск 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……… ………... 3 Глава 1. Черепно – мозговая травма: общее понятие………...……….6 1.1.Этиология и патогенез……….……….…...6 1.2.Классификация ЧМТ………..………..8 1.2.1.Открытая черепно – мозговая травма………...12 1.2.2.Закрытая черепно – мозговая травма………...13 Глава 2. Причины получения черепно – мозговых травм у мужчин 25 – 30 лет, входящих в группу риска по травматизму ……….27 2.1. Психофизиологические особенности мужчин……….……….……27 2.2. Профессиональные риски………...28 Глава 3. Реабилитация больных с ЧМТ……….…...……….……... 29 3.1. Современные средства реабилитации, применяемые при ЧМТ………...29 3.2. Методики реабилитации, направленные на развитие познавательной сферы больных с черепно – мозговой травмой………...32 3.3. Инновационные методики реабилитации больных с ЧМТ………...34 Выводы……….………..36 Практические рекомендации………..………..…39 Литература………..…40 Приложение………...……….…...44
Введение
Актуальность. Черепно – мозговая травма и её последствия занимают одно из ведущих мест в структуре неврологической заболеваемости и инвалидности. Данная проблема, несмотря на большое внимание, которое ей постоянно уделяется, до настоящего времени остаётся актуальной. Очень часто после черепно – мозговых травм выздоровление оказывается неполным, остаются дефекты, которые наиболее часто связаны с парезами, параличами, контрактурами, пролежнями, а также дефектами памяти, речи, интеллекта и других мозговых функций. Всех этих тяжёлых осложнений можно в большинстве случаев избежать, если во время успеть заниматься с больным лечебной физкультурой, массажем, проводить профилактику воспалительных очагов. [17,23]. Травмы головного мозга, по некоторым данным, составляют до 50% (в большинстве своём от уличного и бытового травматизма) [13]. В России, проблема черепно – мозгового травматизма, как причина смерти, занимает второе место, уступая сердечно – сосудистым заболеваниям. Ежегодно черепно – мозговую травму получают около 700 тысяч человек, из них 100 тысяч погибают, а другие 100 тысяч получают инвалидность. Высокий рост автомобилизации, механизации, неблагоприятная криминальная ситуация, вредные привычки ведут к нарастанию частоты травматизма среди населения. Установлено, что производственные и бытовые травмы часто обусловлены нарушением правил охраны труда и техники безопасности на работе и в быту (падение деталей и предметов на голову, падение с различной высоты и на ровной местности и др.) [9, 36]. Транспортный травматизм нередко связан с превышением скорости движения, не соблюдением очерёдности движения на перекрёстках, нарушением правил уличного движения пешеходами и т.д. Нередки случаи, когда транспортный и бытовой травматизм является следствием злоупотребления алкоголем [11]. Важно сказать, что при одном и том же дефекте у разных больных приспособление к труду может быть разным – имеют значения отношения больного к труду, его личные установки и принципы, изменения его склонностей и характера, которые в свою очередь могут явиться результатом травмы. Особое место занимает спортивный травматизм, когда наиболее физически здоровые, сильные, молодые люди вследствие несчастного случая получают различной степени выраженности ЧМТ [4, 28]. Одна из особенностей ЧМТ, отличающих их от других травм, состоит в том, что при травме головного мозга потеря трудоспособности может наступить не только в остром, как это бывает у значительной части больных, но и в отдалённом периоде травмы. В 35-45% случаев инвалидность устанавливается в первый год после травмы и в 50-55% – спустя длительное время [26]. Профилактика инвалидности от черепно-мозговой травмы начинается с момента получения травмы, длится, захватывая весь период догоспитального, госпитального и постгоспитального поликлинического этапа и продолжается далее на протяжении всей дальнейшей жизни травмированного [32]. Большое значение для благополучного течения, благоприятного трудового прогноза у перенёсших черепно-мозговую травму придаётся современному комплексному лечению, непрерывному и достаточно продолжительному [12]. По мнению специалистов нейрохирургического профиля особенности проявления тяжёлых форм отклонений в состоянии здоровья человека, в частности черепно – мозговые травмы, указывают на актуальную необходимость разработки и рассмотрения способов и приёмов физической реабилитации для данной категории больных [5]. Таким образом, на современном этапе развития общества сохраняется высокая распространённость черепно – мозговой травмы, тяжесть её последствий, высокий уровень инвалидности вследствие перенесённой травмы головного мозга, что определяет большую экономическую, социальную, медицинскую значимость не только профилактики черепно-мозгового травматизма, но и реабилитации пострадавшего в плане уменьшения или полной ликвидации ограничений жизнедеятельности, вызванных травмой. Цель исследования. Рассмотреть средства и методы лечебной физической культуры, применяемые в реабилитации больных с черепно – мозговой травмой. Объект исследования. Процесс физической реабилитации больных с черепно- мозговой травмой. Предмет исследования. Современные средства физической реабилитации лиц с черепно - мозговой травмой. Гипотеза исследования. Мы предположили, что современные средства физической реабилитации лиц с ЧМТ оказывают положительное влияние на психофизическое состояние мужчин 25 – 30 лет с ЧМТ. Задачи исследования: 1. Изучить этиологию, патогенез и клиническую картину различных форм черепно – мозговой травмы; 2.Рассмотреть причины получения черепно – мозговых травм мужчинами 25 – 30 лет, входящих в группу риска по травматизму 3.Проанализировать современные методики реабилитации больных с ЧМТ. Практическая значимость состоит в использовании изученных средств физической реабилитации в санаториях, больницах восстановительного лечения и нейрохирургических отделениях клинических больниц.
Глава 1. Черепно – мозговая травма: общее понятие
Черепно-мозговая травма – это механическое повреждение черепа и внутричерепного содержимого (головного мозга, мозговых оболочек, сосудов и черепных нервов). При повреждении головного мозга нарушается мозговое кровообращение, ликвороциркуляция; развивается отёк мозга, который вместе с другими патологическими реакциями вызывает повышение внутричерепного давления [13]. К ней относятся все виды повреждения головы, включая мелкие ушибы и порезы черепа. К более серьёзным повреждениям при черепно- мозговой травме относятся: - перелом черепа; - сотрясение мозга; - контузия; - скопление крови над или под дуральной оболочкой мозга (эпидуральная или субдуральная гематома). Дуральная оболочка – одна из защитных плёнок, окутывающих головной мозг; - внутримозговое и внутрижелудочковое кровоизлияние (истечение крови внутрь мозга или в пространство вокруг мозга) [25]...
Выводы
1. Черепно – мозговая травма на сегодняшний день остаётся сложной и до конца нерешённой задачей медицины. Значительный рост автомобилей, мотоциклов на дорогах, неблагоприятная криминальная ситуация, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами и многое другое ведут к нарастанию черепно – мозгового травматизма. По развитию поражения мозга выделяют первичные и вторичные поражения. Первичные поражения возникают в момент получения ЧМТ, а вторичные поражения возникают не в момент получения травмы, а спустя некоторое время. Черепно – мозговую травму делят на открытые и закрытые. Открытые характеризуются повреждением кожи и подкожной клетчатки головы. К закрытой относят повреждения, при которых отсутствуют нарушения целостности кожных покровов головы, костей черепа, нет опасности для заражения мозга инфекцией. 2. Доказано, что лица мужского пола гораздо чаще получают черепно – мозговую травму. Её распространение среди мужчин в 2 – 3 раза превышает таковую у женщин, также установлено, что лица мужского пола в 2 раза чаще погибают от ЧМТ. Это всё связано с тем, что мужчины более склоны рисковать, чем женщины. Дорожно – транспортные происшествия (ДТП) являются частыми причинами черепно – мозгового травматизма. Злоупотребление алкоголем или употребление наркотических веществ также одна из причин приводящих к черепно – мозговой травме. По нашим данным, мужчины в состоянии алкогольного опьянения чаще получали травмы в результате физического насилия (криминальная травма), в сравнении с трезвыми пациентами. Тесная связь прослеживается между алкогольным опьянением и дорожно – транспортными происшествиями. Кроме того, мужчины часто выбирают контактные виды спорта – каратэ, бокс, хоккей и т.д., где также подвергают себя мозговому травматизму. Таким образом, для предотвращения постоянного роста черепно –мозгового травматизма среди мужчин, необходимы социальные и культурные изменения, смена профессиональных и других факторов жизни мужского населения. 3. Программируемая многоканальная электромиостимуляция – методика, направленная на восстановление двигательной функции конечностей, укрепление мышц туловища. Занятия проводятся в режиме ходьбы, прикреплённые к мышцам электроды приводят к сокращению мышц в той последовательности, в которой они работают при ходьбе. Эта методика позволяет восстановить утраченные навыки ходьбы и препятствует формированию патологической походки. Стабилотренинг – метод реабилитации двигательных и координационных функций. Во время проведения тренировки пациент видит на мониторе свой центр тяжести и пытается совместить его с заданным объектом на экране, который всё время смещается. Таким образом, человек сам принимает активное участие в процессе реабилитации, прилагая максимум усилий к восстановлению двигательных и координационных навыков, самостоятельно корректируя положение тела в пространстве. Тренировка вестибулярного аппарата проходят с помощью разнообразных стабилоплатформ. Это позволяет улучшить состояние системы равновесия, добиться того, чтобы походка стала уверенной и ровной, уменьшить или исключить вероятность случайных падений. При успешном выполнении простых задач включается вестибулярная нагрузка, которая усложняет задание и заставляет работать систему равновесия в более напряжённом режиме. Это обеспечивает закрепление двигательных манёвров в том или ином положении, производимых для удержания равновесия, и использование их в дальнейшем в сложных условиях (в темноте, при ходьбе по неровной поверхности и т.д.). Рефлекторно-нагрузоч ые костюмы (космические технологии) – методика, направленная на восстановление проприоцептивной (глубокой) чувствительности суставов и мышц, утраченной вследствие черепно – мозговой травмы. Суть метода заключается в том, что с помощью лечебно – нагрузочных костюмов создаётся внешний эластичный каркас для туловища и ног пациента, обеспечивающий правильное (оптимальное) распределение нагрузки между различными участками костно-мышечной системы, участвующих в процессе ходьбы. В костюме проводятся тренировки, в процессе которых создаётся мощный поток афферентных восходящих импульсов с мышечно-связочного аппарата в сенсорную зону коры головного мозга. Это позволяет формировать правильный стереотип ходьбы.
Практические рекомендации
1.Данную работу можно использовать для получения сведений о черепно -мозговой травме и современных средствах реабилитации при данном заболевании. 2. Специальные упражнения нужно сочетать с общеразвивающими, что будет способствовать общему улучшению состояния организма. 3.Амплитуду, темп, количество упражнений по мере улучшения самочувствия пациента увеличивать. 4.Программа реабилитации больных с черепно – мозговой травмой проводиться индивидуально для каждого больного, в зависимости от характера, тяжести и формы заболевания. 5.Следует применять комплексное воздействие средств ЛФК, для скорейшего выздоровления больного. 6. При проведении занятий по ЛФК должен быть положительный психо-эмоциональный настрой.
Литература
1. Алексеенко, Ю.В. Диагностика и лечение черепно – мозговой травмы [Текст] / Ю.В. Алексеенко, Р.Н. Протас. – Витебск, 2009. – 80с. 2. Белая, Н.А. Лечебный массаж [Текст] / Учеб.- метод. Пособие. – М.: Медицина, 2007. – 304 с. 3. Белова, А.Н. Нейрореабилитация [Текст] / А.Н. Белова – М., 2008. –736с. 4. Белова, А.Н. Нейрореабилитация: Руководство для врачей [Текст] / А.Н. Белова – М.: Антидор – 2010. – 568 с. 5. Белова, А.Н. Черепно-мозговая травма: руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями [Текст] / А.Н. Белова, Л.Я. Кравец – М.: МБН, 2008.- 176-193 с. 6. Болезни нервной системы [Текст] / Под ред. Н.Н. Яхно, Д. Р. Штульмана, – М., 2001. – 744 с. 7. Гиткина, Л.С. Инвалидность вследствие черепно-мозговой травмы и пути её снижения [Текст] / Л.С. Гиткина, В.Б. Смычек, Т.Д. Рябцева // Медико-социальная экспертиза и реабилитация: сб. науч. Ст. – Вып. 2. – Минск, 2007. – 16-22 с. 8. Гринберг, Д.А. Клиническая неврология [Текст] / Д.А. Гринберг, М.Д. Аминофф, Р.П. Саймон. – М., 2004. – 520с. 9. Демиденко, Т.Д. Основы реабилитации неврологических больных [Текст] / – Спб.: Фолиант, 2004. – 304 с. 10. Демичев, С.В. Первая помощь при травмах и заболеваниях [Текст] : учеб. пособие / С.В. Демичев.- Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 160 с. 11. Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия) [Текст]: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 624 с. 12. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура [Текст] / В.А. Епифанов. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 567 с. 13. Жулёв, Н.М. Лёгкая черепно – мозговая травма и её последствия [Текст] / Н.М. Жулёв, Н.Я. Яковлев. М., 2004.-128 с. 14. Карасева, Т.А. Реабилитация при черепно – мозговой травме// Нейротравматология [Текст] / Под ред. А.Н. Коновалова, Л.Б. Лихтермана, А.А. Потапова,- Москва, 2008.- 155 с. 15. Клиническая неврология [Текст] / Под. Ред. О.С. Левина. – М., 2004. – 520с. 16. Коваленко, А.П. Вегетативные расстройства у больных с последствиями закрытой черепно – мозговой травмы [Текст] // Автореф. дисс. канд. Мед. наук. С-Пб.-2006.-32 с. 17. Кондаков, Е.Н. Черепно-мозговая травма [Текст] / Е.Н Кондаков, В.В. Кривицкий. – СПб., 2008. – 271с. 18. Коновалов, А.Н. Хирургия последствий черепно-мозговой травмы [Текст] / А.Н. Коновалов – М., 2007. – 113- 115 с. 19. Коробов, М.В. Справочник по медико – социальной экспертизе и реабилитации [Текст] // СПб. 2005.- Гиппократ.- 856 с. 20. Косичкин, М.М. Инвалидность вследствие черепно – мозговых [Текст] // Медико – социальная экспертиза и реабилитация. 2005, №1,- С.26-29. 21. Котельников, Г.П.: Травматология [Текст] / – М.: Академия, 2004.- 46-48 с. 22. Красильникова, И.М. Неотложная доврачебная медицинская помощь [Текст] : учеб. пособие / И.М. Красильникова, Е.Г. Моисеева. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2011.-188 с. 23. Крылов, В.В. Нейрореанимация [Текст]: практ. рук. / В.В. Крылов, С.С. Петриков.- Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010.-176 с. 24. Латышева, В.Я. Черепно-мозговая травма [Текст] / В.Я. Латышева, М.В. Олизарович, В.Л. Сачковский. – Мн.: Высш.шк., 2005. – 159 с. 25. Лечебная физическая культура. Учебник для студентов высш. пед. Учебн. Заведений [Текст] / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др; Под ред. С.Н. Попова. – М.: Академия, 2004. – 327 с. 26. Лечебная физическая культура: Справочник [Текст] / Под ред. Проф. В.А. Епифанова. – М.: Медицина, 2004. – 592 с. 27. Лихтерман, Л.Б. Последствия черепно – мозговой травмы [Текст] // Медицинская газета. 2003-№43- С.12. 28. Лихтерман, Л.Б. Черепно-мозговая травма [Текст] / Л.Б. Лихтерман – М., 2003. 29. Макаров, А.Ю. Посттравматическая эпилепсия: диагностика и клинические варианты [Текст] / А.Ю. Макаров, Е.А. Садыков, В.Н. Киселёв // Журнал неврологии и психиатрии. – 2001. – Т. 101. – №6. – 7-11 с. 30. Можаев, С.В. Нейрохирургия [Текст] : учебник / С.В. Можаев, А.А. Скоромец, Т.А. Скоромец. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 480 с. 31. Недугов, Г.В. Субдуральные гематомы [Текст] / Г.В. Недугов.- Самара : Офорт, 2011. – 344 с. 32. Никифоров, А.С. Частная Неврология [Текст] : учеб. пособие / А.С. Никифоров, Е.И. Гусев.- Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 768 с. 33. Овсянников, Д. М. Социальные и эпидемиологические аспекты черепно-мозговой травмы [Текст] // Саратовский научно-медицинский журнал. 2012. Т. 8, № 3. С. 777-785. 34. Петров, В.А. Проблемы реабилитации больных при ЧМТ в остром и промежуточном периоде [Текст] / В.А. Петров, Ф.И. Василенко, А.А. Сурженко. // Адаптация, профилактика и реабилитация в медицине и спорте : сб. матер. XII обл. науч.-практ. конф. / УГУФК.- Челябинск, 2010.- 101-103 с. 35. Полторацкий, В.Г. Клинико-эпидемически анализ и прогноз при сочетанной черепно-мозговой травме [Текст]: авторфер. Дис. Канд. Мед. наук / В.Г. Полторацкий. – Киев, 2007. – 20с. 36. Попов, С.Н. Физическая реабилитация [Текст] / Учебник для студ. вузов. Изд.2-е. Ростов-на-Дону, 2004. – 608 с. 37. Потапов, А.А. Вопросы нейрохирургии [Текст] / А. А. Потапов [и др.] – 2009. – Вып. 2. – С.3 -8. 38. Самыличев, А.С. Авторская методика физической самореабилитации после тяжёлой ЧМТ [Текст] / А.С. Самыличев // Адаптивная физ. кул.: научный журнал / СПб. НИИ. физ. кул.- Санкт – Петербург, 2015.- 39-40 с. - №1. 39. Смычек, В.Б. Черепно-мозговая травма (клиника, лечение, экспертиза, реабилитация) [Текст] / В.Б. Смычек, Е.Н. Пономарева. — Мн.: НИИ МЭ и Р, 2010. – 430 с. 40. Соколова, Ф.М. Программа адаптивной физической реабилитации больных нейрохирургического профиля [Текст] / Ф.М. Соколова. – Санкт-Петербург, 2009. – 24 с. 41. Шагинян, Г.Г. Черепно – мозговая травма [Текст] / Г.Г. Шагинян, О.Н. Древаль, О.С. Зайцев ; под ред. О.Н. Древаля. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 288 с. 42. Шток, В.Н. Головная боль [Текст] / В.Н. Шток. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : МИА, 2007. – 472 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.