Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 105558
Наименование:
Курсовик Образ «маленького человека» в творчестве Ф.М. Достоевского
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Литература.
Добавлен: 5.4.2017.
Год: 2012.
Страниц: 37.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Введение………..3 Глава 1. Образ «маленького человека» в русской литературе XIX в………5 1.1 Проблема «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина……5 1.2 «Маленький человек» в произведениях Н.В. Гоголя………..10 1.3 Освещение проблемы «маленького человека» в прозе А.П. Чехова……….15 Глава 2. Образ «маленького человека» в творчестве Ф.М. Достоевского….20 2.1 «Маленький» человек в творчестве Ф.М. Достоевского………20 2.2 Новаторство Достоевского в образе «маленького» человека……25 Заключение………35 Список использованной литературы………37
Введение
Актуальность темы исследования. Тема «маленького человека» является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели. Первым ее затронул А.С. Пушкин в повести «Станционный смотритель» и в поэме «Медный всадник». Продолжателями этой темы явились Н.В. Гоголь, создавший в «Шинели» бессмертный образ Акакия Акакиевича, М.Ю. Лермонтов, противопоставивший Печорину штабс-капитана Максима Максимыча. С этой темой в русской литературе связаны лучшие гуманистические традиции. Писатели предлагают людям задуматься о том, что каждый человек имеет право на жизнь, на счастье, на свой взгляд на жизнь. Ф.М. Достоевский является не просто продолжателем традиций русской литературы, но и дополняет ее, так как открывает новый аспект этой темы. Ф.М. Достоевский становится певцом «бедных людей», «униженных и оскорбленных». Поэтому творчество Ф.М. Достоевского так цельно тематически. Своим творчеством писатель пытается доказать, что всякий человек, кто бы он ни был, как бы он низко ни стоял, имеет право на сочувствие и сострадание. «Маленький человек» - образ литературного героя ‹ wiki/%D0%9B%D0%B8%D1% 2%D0%B5%D1%80%D0%B0% 1%82%D1%83 D1%80%D0%BD%D1%8B%D0 B9_%D0%B3%D0%B5%D1%8 %D0%BE%D0%B ›, который возник в русской литературе ‹ wiki/%D0%A0%D1%83%D1% 1%D1%81%D0%BA%D0%B0% 1%8F_%D0%B %D0%B8%D1%82%D0%B5%D %80%D0%B0%D1%82%D1%8 %D1%80%D0%B › с появлением реализма ‹ wiki/%D0%A0%D0%B5%D0% 0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D %BC_(%D0% B%D0%B8%D1%82%D0%B5% 1%80%D0%B0%D1%82%D1% 3%D1%80%D0% 0)›, то есть в 20 ‹ wiki/1820-%D0%B5›-30 ‹ wiki/1830-%D0%B5› годы XIX века ‹ wiki/XIX_%D0%B2%D0%B5 D0%BA›. Образ «маленького человека» - это образ человека невысокого социального положения ‹ wiki/%D0%A1%D0%BE%D1% 6%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D %8C%D0%BD D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D %BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6 D0%B5%D0%B %D0%B8%D0%B5› и происхождения, не одаренного выдающимися способностями, не отличающегося силой характера. Создавая образ маленького человека, писатели-реалисты хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже достоин сочувствия, внимания и поддержки. В русской литературе первой половины XIX в. проблема «маленького человека» была одной из ведущих. При этом образ «маленького человека» зародился еще в литературе XVII в. («Повесть о Фроле Скобелеве»), затем развивался в повести XVIII в. («Бедная Лиза») и приобрел особую популярность в творчестве писателей «натуральной школы» (Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, Я. Бутков, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.). Это было связано, с гуманизацией литературы и с утверждением реалистического метода в русской литературе, изображавшего человека как социально обусловленное явление. Объектом исследования выступает образ «маленького человека». Предметом исследования является проза Ф.М. Достоевского. Целью данного исследования является анализ образа «маленького человека» в прозе Ф.М. Достоевского. Исходя из цели исследования, определяются взаимосвязанные задачи: - определить проблема «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина; - изучить «маленький человек» в произведениях Н.В. Гоголя; - рассмотреть освещение проблемы «маленького человека» в прозе А.П. Чехова; - изучить «Маленького человека» в творчестве Ф.М. Достоевского; - рассмотреть новаторство Достоевского в образе «маленького» человека. Теоретическая значимость. Содержание курсового исследования может быть использовано студентами высших и средних учебных заведений, а также преподавателями в качестве дополнительного учебного материала. Практическая значимость настоящей курсовой работы заключается в том, что работа может быть использована как учебно-методическое пособие для будущих литераторов. Методы исследования: в основу методологии исследования положены элементы жанрово-тематическог , историко-типологичес ого и сравнительно-типолог ческого принципов анализа. Структуру курсовой работы составляют: введение, работника две качества главы, состоящие из пяти параграфов, работника заключение качества и социальной список используемой литературы. Глава 1. Образ «маленького человека» в русской литературе XIX в.
1.1 Проблема «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина
Определение »маленький человек» применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ «маленького человека» оказывался все актуальней, чем более демократичной становилась литература. Само понятие «маленький человек», скорее всего, в употребление ввел В.Г. Белинский. Тему «маленького человека» поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна потому, что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. «Маленький человек» - представитель народа в целом. И каждый писатель представляет его по-своему. Что же такое «маленький человек»? В каком смысле «маленький»? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. «Маленький» этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов. Никогда не привлекали внимание окружающих забытые всеми, униженные люди. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды казались всем ничтожными, недостойными внимания. Таких людей и такое к ним отношение производила эпоха. Жестокое время и царская несправедливость заставляли «маленьких людей» замыкаться в себе, уходить полностью в свою душу, настрадавшуюся, с наболевшими проблемами того периода, они жили незаметной жизнью и также незаметно умирали. Но именно такие люди в какой-то момент, по воле обстоятельств, повинуясь крику души, начинали бороться против сильных мира сего, взывать к справедливости, переставали быть ничем. Поэтому на них обратили свое внимание писатели конца XVII - XIX вв. С каждым произведением все яснее и правдивее показывалась жизнь людей «низшего» класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители, «маленькие люди», сошедшие с ума, не по своей воле, начали выходить из тени. Интерес к «маленькому человеку», к его судьбе и боль за него постоянно и многократно наблюдается в произведениях великих русских писателей. Среди русских писателей А.С. Пушкин был одним из первых, кто выдвинул тему «маленького человека» в русской литературе. А.С. Пушкин в «Повестях Белкина» останавливает внимание на судьбе «маленького человека», которого он постарался изобразить объективно, без идеализации. В этих повестях в отличие от многих других произведений того времени России, Пушкин начал писать и говорить об обыкновенном, простом человеке и постарался описать жизнь такого человека в обществе. Итак, величайший поэт XIX века А.С. Пушкин не оставил незамеченной тему «маленького человека», только он сосредоточил свой взгляд не на образ коленопреклоненного, а на судьбе несчастного человека, показывая нам его чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющего радоваться, любить, страдать, в повести «Станционный смотритель», входящей в цикл «Повестей Белкина». Герой повести Самсон Вырин, остается счастливым и спокойным человеком до некоторого времени. Он привык к своей службе и имеет хорошую помощницу дочь. Он мечтает о простом счастье, внуках, большой семье, но судьба распоряжается по-другому. Гусар Минский, находясь у них проездом забирает дочь Дуню с собой. А.С. Пушкин в «Станционном смотрителе» образ Вырина раскрывает в семейной трагедии. Смотритель оскорблен в своих отцовских чувствах, попрано его человеческое достоинство. Борьба Вырина с Минским идет за утверждение права на близкого человека. Развитие событий связано с резкими изменениями в частной жизни героев. Тем не менее, было бы неправильно не видеть в пушкинском конфликте «отражение социальных противоречий: частная жизнь определяется правовым, имущественным положением». С первых же строк автор вводит нас в бесправный мир людей этой профессии. Каждый проезжающий чуть ли не долгом своим считает излить на него весь накопившийся в дорожных неурядицах гнев. Семен Вырин - типичный представитель мелкого чиновничьего сословия, исправно нес свою службу и имел свое «маленькое» счастье - красавицу дочь Дуню, оставшуюся у него на руках после смерти жены. Ловкая, приветливая Дуняша стала не только хозяйкой дома, но и первой помощницей отцу в его нелегком труде. Радуясь, глядя на дочь, Вырин, наверняка, рисовал в своем воображении картины будущего, где он, уже старик, живет подле Дуни, ставшей уважаемой женой и матерью. Но в повествование вступают законы эпохи, когда любой старший - по званию ли, по чину или по сословию, вторгается в жизнь «маленького человека», сметая все на своем пути, не считаясь ни с чужими чувствами, ни с нравственными устоями. Ломая жизни, калеча души людей, чувствуя за собой защиту других власть или деньги имущих. Так поступил с Выриным гусар Минский, увезший Дуню в Петербург. Бедный смотритель пытается сопротивляться ударам судьбы, отправляясь на поиски своей дочери. Но в мире, где все продается и покупается, не верят искренним, даже отцовским, чувствам. Минский выпроваживает несчастного отца. Судьба дала ему еще один шанс повидаться с дочерью, но Дуня второй раз предала отца, позволив Минскому вытолкнуть старика за дверь. Даже увидев горе своего отца, она не покаялась перед ним, не приехала к нему. Преданный и одинокий доживает последние дни Вырин на своей станции, грустя о дочери. Утрата дочери лишила старика смысла жизни. Равнодушное общество молча взирало на него и на сотни других таких, как он, и все понимали, что глупо просить защиты слабому у сильного. Удел «маленького человека» - смирение. И умер станционный смотритель от собственной беспомощности и от эгоистичного бездушия окружающего его общества. Профессор Н.Я. Берковский указывает, что «Самсона Вырина Пушкин изображает с сочувственным вживанием в его социальную личность, с точностью во всем, что отмечает, как поставлен он в служебном, общественном мире». Однако преувеличивать социальность пушкинской повести и превращать Вырина в активного протестанта нет оснований. Это, прежде всего, семейная повесть с условно благополучной развязкой. В романе «Капитанская дочка» в разряд «маленьких людей» входят Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов. Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить и уважать людей. Но у них есть еще одно очень хорошее качество - сохранять верность данному слову. Пушкин вынес в эпиграф поговорку: «Береги честь смолоду». Свою честь они сберегли. И так же дороги А.С. Пушкину, как и герои его уже ранее названных произведений. А.С. Пушкин выдвигает в них демократическую тему маленького человека. Вот что пишет в своей критической статье «Художественная проза Пушкина» литературовед С.М. Петров: «Повести Белкина» явились в печати первым реалистическим произведением русской прозы. Наряду с традиционной тематикой из дворянско-усадебного быта («Барышня-крестьянка ). Пушкин выдвигает в них демократическую тему маленького человека (повесть «Станционный смотритель»), предваряющую собой «Шинель» Н.В. Гоголя». «Повести Белкина» явились полемическим откликом А.С. Пушкина на основные течения современной ему русской прозы. Правдивостью изображения, глубоким проникновением в характер человека, отсутствием всякого дидактизма «Станционный смотритель» А.С. Пушкина клал конец влиянию сентиментально-дидак ической повести о маленьком человеке типа «Бедной Лизы» Н.М. Карамзина. Идеализированные образы, нарочито созданные в дидактических целях сюжетные ситуации сентиментальной повести сменяются реальными типами и бытовыми картинами, изобр...
Список использованной литературы
1. Архангельский А. А.П. Чехов: Художественный мир писателя // Литература. - 2011. - №37. 2. Белов C.B. Ф.М. Достоевский. - М., 2012. 3. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Книга для учителя / Под ред. Д.С. Лихачева. - М., 2015. 4. Бердников Г. Над страницами русской классики. - М., 2015. 5. Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 2010. 6. Буянова Е.Г. Романы Ф.М. Достоевского. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М., 2014. 7. Волкова Л.Д. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении. - Л., 2011. 8. Гоголь Н.В. Петербургские повести. - М., 2012. 9. Гуминский В.М. Гоголь и эпоха 1812 года. // Литература в школе. - 2012. - №4. 10. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - М., 2012. 11. Ермилов В.В. Ф.М. Достоевский. - М., 2010. 12. Красухин К. Чины и награды персонажей в русской литературе // Литература (ПС). - 2014. - №11. 13. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П. Чехова: Очерк. - М., 2013. 14. Кулешов В.И. «Отечественные записки» и литература 40-х годов XIX века. - М., 2012. 15. Лаури Н.М. Петербург и судьба «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего»: IX класс // Литература в школе. - 2015. - №11. 16. Набати Ш. Тема «маленький человек» в повести «Шинель» Н.В. Гоголя и в рассказе «Корова» Г. Саэди // Вестник развития науки и образования. - 2011. - №3. 17. Н.В. Гоголь и русская литература XIX века. Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Г.А. Чемоданова. - Л., 2009. 18. Петишева В.А. Под защитой 108 псалма («Маленький человек» в романах Л. Леонова) / В.А. Петишева // Проблемы изучения и преподавания литературы. - Бирск, 2012. 19. Соловей Т.Г. Из гоголевской шинели: изучение повести Н.В. Гоголя «Шинель»// Уроки литературы. - 2011. - №10. 20. Такиуллина И.Ф. Маленький человек в русской культуре // Вестник БирГСПА. Серия: Социально-гуманитарн е науки. - 2015. - №5. 21. Толстогузов П.Н. «Смерть чиновника» Чехова и «Шинель» Гоголя (о пародийном подтексте чеховского рассказа) // Н.В. Гоголь и русская литература XIX века. Межвузовский сборник научных трудов. / Под ред. Г.А. Чемоданова. - Л., 2013. 22. Хапилин К.И. В поисках гармонии // Природа и человек. XXI в. - 2013. - №10. 23. Чехов А.П. Избранные сочинения: В 2-х т. - Т. 1. - М., 2011. 24. Шепелев Л. Феномен чина в России // Родина. - 2012. - №3. 25. Юрьева Т.А. Ведь я червяк в сравненьи с ним: Анализ рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника» // Литература в школе. - 2015. - №2.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.