Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 96638
Наименование:
Курсовик Общий надзор органов прокуратуры
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Предмет: Правоведение.
Добавлен: 3.5.2016.
Год: 2014.
Страниц: 31.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4 1 Общее положение прокурорского надзора 5 1.1 История возникновения и развития прокурорского надзора 6 1.2 Понятие прокурорского надзора и его виды на современном этапе 8 2 Характеристика общего прокурорского надзора 15 2.1 Содержание общего прокурорского надзора 15 2.2 Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора 16 2.3 Формы реагирования прокурора на нарушения законности. 19 3 Проблемы и перспективы общего прокурорского надзора пути совершенствования 24 Заключение 28 Список использованных источников 30
ВВЕДЕНИЕ
Как основа нормальной жизни общества и его членов законность, т. е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых предписаний элементом правового государства является важнейшим составным элементом правового государства. Всеобщее соблюдение законов является проявлением зрелости общества, признаком его стабильности и, как следствие, благополучия и процветания. Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п. В данной работе рассматриваются понятие прокурорского надзора, его отличительные черты. Далее речь идет об основных особенностях, а также об актах прокурорского надзора. Объект исследования - процесс осуществления прокурорского надзора в Республике Беларусь. Предмет исследования - Теоретические основы и нормативно -правовые основы общего прокурорского надзора. Цель работы: анализ теоретических подходов и нормативно-правовое регулирование общего прокурорского надзора. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Изучить историю возникновения и развития прокурорского надзора, а также понятие прокурорского надзора и его виды на современном этапе. 2. Дать характеристику общему прокурорскому надзору. 3. Провести анализ проблем и перспектив общего прокурорского надзора и путей его совершенствования. В ходе написания работы использовались следующие методы: анализ и синтез материалов и информации, относящихся к проводимому исследованию; метод индукции и дедукции в изучении данных.
1 Общее положение прокурорского надзора
В соответствии с Конституцией РБ и Законом « О прокуратуре В РБ» прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов представляет собой самостоятельную отрасль государственной деятельности . Как самостоятельная отрасль права прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в государстве определяется совокупностью правовых норм, регулирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципы и условия их организации и деятельности, полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений законности, средства прокурорского реагирования на нарушения закона и процессуальные акты, исходящие от прокуроров как блюстителей законности. Надзорная деятельность в зависимости от субъектов, ее осуществляющих, подразделяется на два вида: 1) административный надзор; 2) прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры). Административный надзор - это деятельность, осуществляемая специальными органами управления, направленная на соблюдение общеобязательных норм и правил гражданами, должностными лицами, предприятиями, организациями и учреждениями и привлечение виновных в нарушении указанных норм и правил к административной ответственности. Административный надзор осуществляется: специальными созданными органами надзора (например, Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь); государственными инспекциями, действующими в структуре отраслевых органов госуправления (пожарные, санитарные, технические, экологические и т.п.); самими органами госуправления, параллельно с их основными функциями оперативно-исполните ьного характера; внутриведомственными надзорными органами, осуществляющими внутренний надзор за подразделениями и должностными лицами своего учреждения (служба внутренней безопасности МВД). Характерными чертами административного надзора являются: а) органы административного надзора проверяют соблюдение на поднадзорных объектах специальных общеобязательных норм и правил, закрепленных в законах и подзаконных актах; б) органы административного надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении объектов, которые им организационно не подчинены; в) в процессе административного надзора применяются меры административного принуждения в отношении физических и юридических лиц (меры предупредительного и пресекательного характера, а также административные взыскания). Методы административного надзора: наблюдение; проверка соблюдения определенных норм и правил; выявление и пресечение правонарушений; привлечение виновных к административной ответственности; внесение предложений по предупреждению правонарушений и др. Правовые формы реагирования органов осуществляющих административный надзор: отказ в регистрации; отказ в выдаче лицензии или лишение лицензии; приостановление работ, эксплуатации объектов или их временное закрытие; дача предписания об устранении нарушений; применение мер административной ответственности. Общий надзор прокуратуры - это деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за исполнением министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами местного управления, органами контроля, их должностными лицами Конституции Республики Беларусь и законов, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. В систему Прокуратуры, которую возглавляет Генеральный прокурор, входят: Территориальные прокуратуры: Республиканская прокуратура; Областные прокуратуры и прокуратура г. Минска; Районные и городские прокуратуры; Районные в городах прокуратуры.[1].
1.1 История возникновения и развития прокурорского надзора
Уяснение места и роли прокуратуры в государственно-правов й системе имеет принципиальное значение для определения ее сущности, правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности. Потенциал прокуратуры может получить свою реализацию не только путем совершенствования правоприменительной практики, но и корректировки национального законодательства с тем, чтобы оно отвечало сегодняшнему уровню развития общества и государства . В Советском государстве в связи с образованием СССР впервые появилась необходимость закрепления в Основном Законе статуса союзного органа, осуществляющего надзор за исполнением законов во всесоюзном масштабе, прежде всего за деятельностью союзных наркоматов, за исполнением законодательства на территориях союзных республик. [11]. Во-первых, была расширена компетенция органов прокуратуры: если прежде осуществление высшего надзора возлагалось только на Прокурора СССР, то теперь эта обязанность распространялась и на подчиненных ему прокуроров. В качестве положительного нововведения можно назвать существенное расширение круга объектов, надзор за исполнением законодательства которыми возлагался согласно ст. 133 Конституции Республики Беларусь 1994 г. теперь на прокуратуру: за общественными объединениями, а также и за местными представительными органами, в отличие от Конституции СССР 1977 г., где прокуратура осуществляла надзор лишь за исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов. Отметим, что кроме общего надзора, в этой же статье законодатель перечислил и другие направления прокурорского надзора: - надзор за исполнением законов при расследовании преступлений; - надзор за соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях. Примечательно, что наименование высшей должности в органах прокуратуры в соответствии с Конституцией Республики Беларусь 1994 г. не изменилось - систему органов прокуратуры возглавлял генеральный прокурор (ст. 134), который избирался Верховным Советом и которому он был подотчетен в своей деятельности. Нижестоящие прокуроры все также назначались генеральным прокурором. Важным нововведением Конституции Республики Беларусь 1994 г. стала констатация того факта, что система органов прокуратуры является единой и централизованной (ст. 134). Закрепление такого статуса в Основном Законе произошло впервые с момента создания прокуратуры в 1922 году и не было отражено в Конституции СССР 1924, 1936 и 1977 гг. Вместе с тем нельзя не отметить, что ст. 135 Конституции Республики Беларусь 1994 г. повторяла смысл ст. 168 Конституции СССР 1977 г. в части независимости генерального прокурора и нижестоящих прокуроров в осуществлении своих полномочий, однако была дополнена существенным пунктом: в отличие от предыдущих конституций СССР прокуроры должны руководствоваться только законом. Принятие в 1994 г. Конституции Республики Беларусь стало отправной точкой дальнейшего развития института белорусской прокуратуры. Конституция переняла все положительное, что касалось прокурорского надзора в Конституции СССР, дополнив его при этом новым и существенным наполнением. В Конституции Республики Беларусь 1994 г. не было упоминания о сроке полномочий генерального прокурора и нижестоящих прокуроров, однако указывалось, что компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законом (ст. 136), причем категория "компетенция" употребляется впервые [1]. 27 июля 1990 г. Верховный Совет Белорусской ССР принял Декларацию о государственном суверенитете. 26 августа 1991 г. сессия Верховного Совета приняла Закон «Об обеспечении политической и экономической самостоятельности БССР», а 19 сентября 1991 г. Верховный Совет принял закон, в соответствии с которым бывшая БССР получила название «Республика Беларусь». После объявления политической и экономической независимости Беларуси началась работа по формированию органов власти и управления суверенного государства. В условиях радикальных преобразований возникла задача пересмотра, кодификации и систематизации законодательства. 29 января 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О Прокуратуре Республики Беларусь», в который вносились изменения и дополнения законами от 6 октября 1994 г., от 3 марта 1995 г., от 3 мая 1996 г., от 20 июня 1996 г. В этом Законе «О Прокуратуре Республики Беларусь» прокуратура была названа как самостоятельный орган, осуществляющий от имени государства надзор за исполнением законов, определены цели и направления деятельности прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, система и организация органов прокуратуры, полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законодательства. Установлены требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности в органы прокуратуры, предусмотрено разрешение других вопросов, относящихся к кадрам органов прокуратуры, а также иных вопросов организации и деятельности прокуратуры. 8 мая 2007 г. принят новый Закон «О прокуратуре Республики Беларусь», в связи с чем указанный выше Закон от 29 января 1993 г. утратил силу.[6]. В новом Законе «О прокуратуре Республики Беларусь» прокуратура определена как единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами. Существенной новацие...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004)// Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014. 2 Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 11.01.1999 N 238-З (ред. от 12.07.2013) (с изм. и доп., вступившими в силу с 24.01.2014)// Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014. 3 Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: Кодекс Республики Беларусь от 29.06.2006 N 139-З (ред. от 13.07.2012) // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014. 4 Трудовой кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З (ред. от 05.01.2013) // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014. 5 Уголовно-процессуал ный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16.07.1999 N 295-З (ред. от 13.07.2012) // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014. 6 О концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. N 205 // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014. 7 Об утверждении положения о прохождении службы в органах прокуратуры: Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. N 181 (ред. от 22.10.2012) // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014. 8 О борьбе с коррупцией: Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. N 165-З (ред. от 22.12.2011)// Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014. 9 Об оперативно-розыскной деятельности: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. N 289-З (ред. от 13.12.2011)// Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014. 10 Василевич Г.Т. Потенциал органов прокуратуры - на службу укрепления законности и правопорядка // Законность и правопорядок. 2010. N 3. С. 5. 11 Конституция СССР 1924 г. // Конституционный Суд РФ. URL: ›12 Басков В.И. Прокурорский надзор: Учебник для вузов. М.: Издательство БеК, 1995. С. 24. 13 Конституция СССР 1924 г. // Конституционный Суд РФ. URL: ›14 Дедков Л.Л. Прокурорский надзор на страже законности. Минск: Беларусь, 1982. С. 26. 15 О государственной службе в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З (ред. от 30.05.2013) // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014. 16 О международной правовой помощи по уголовным делам: Закон Республики Беларусь от 18 мая 2004 г. N 284-З (ред. от 04.01.2008) // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014. 17 О прокуратуре Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З (ред. от 10.07.2012)// Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014. 18 Прокурор в уголовном процессе: Монография / под ред. И.И. Басецкого. - Мн.: Акад. МВД Респ. Беларусь; Бестпринт, 2003. - 355 с. 19 Басков В.И. - Прокурорский надзор: Учебник. - изд. 2-е . - М.: БЕК, 1996. - 558 с. 20 Уголовный процесс: учебник / С.В. Борико. - Минск: Амалфея, 2010. - 400 с.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.