Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Работа № 133908
Наименование:
Курсовик Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства
Информация:
Тип работы: Курсовик.
Добавлен: 04.12.2024.
Год: 2023.
Страниц: 59.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА 1.1. Особенности восприятия детьми произведений искусства. 6 1.2. Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями живописи и графики 13 1.3. Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями декоративно-прикладн го искусства 22 Выводы по главе 1 28 ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИССКУСТВА 2.1. Диагностика уровня развития изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 29 2.2. Развитие изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями искусства 34 2.3. Анализ итогов опытно-экспериментал ной работы 38 Выводы по главе 2 41 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Знакомство с картиной В.А.Серова «Дети» 50 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тематическое планирование 57
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства является актуальной потребностью общества в воспитании разносторонне развитой личности. Важнейшим средством эстетического воспитания детей дошкольного возраста является изобразительное искусство. [Торшилова Е.М., 2004] Благодаря этому дети растут, учатся и обогащают свой сенсорный опыт и сенсорную культуру. Искусство способствует развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста, речи и психических процессов детей. Именно искусство развивает эмоциональное творчество детей дошкольного возраста. Благодаря искусству дети дошкольного возраста учатся гармонии с окружающим миром и природой. Знакомство с живописью и искусством в целом помогает им развить понимание жанров и видов произведения искусства, узнать названия произведений, сравнить картины, скульптуры и другие произведения и выразить собственное мнение. Дети дошкольного возраста могут выразить собственное мнение о своих любимых картинах и изображенных на них предметах, людях и природе. Они могут сравнивать и оценивать явления, изображенные на картинах. Целью моей работы было-познакомить детей старшего дошкольного возраста с произведениями искусства, создать развивающую среду для их полноценной творческой деятельности и стимулировать совместную деятельность педагогов и родителей формировании знаний и представлений об искусстве как величайшем достоянии человека. Все содержание моей работы было направлено на формирование познавательного интереса к эстетической стороне окружающего детей мира. Проблема в том, что родители редко посещают музеи и художественные выставки и не приучают своих детей к живописи и предметам искусства. Многие дети дошкольного возраста не знают имен художников и их работы, не могут отличить пейзаж от натюрморта. Изобразительное искусство в воспитании дошкольников выполняет ряд основных функций: познавательную, воспитательную, эстетическую. Познавательная функция позволяет развивать: внутреннюю речь; мыслительную деятельность; изобразительную деятельность; речь; восприятие окружающего мира. Воспитательная функция: развивает интерес к живописи; формирует первоначальные основы мировоззрения; активизирует интерес к общественной жизни страны; формирует нравственное сознание; закладывает представление о нравственно-эстетичес ом идеале. В программе «Радуга» Т.Н.Дороновой, В.В.Гербовой, Т.И.Гризик и др. работа по ознакомлению детей с изобразительным искусством представлена в подразделе «Красота в жизни и изобразительном искусстве». Для успешного решения программных задач по данному разделу были разработаны методические рекомендации для работы во всех возрастных группах детского сада. Цель исследования: развитие изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями искусства. Объект исследования: процесс формирования изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства. Гипотеза исследования: развитие изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста будет успешным при соблюдении следующих условий: - при систематическом ознакомлении детей с произведениями искусства; - использование при проведении непосредственно образовательной деятельности средств изобразительного искусства; - включение дошкольников в продуктивную изобразительную деятельность через занятия разных типов и форм организации. Задачи исследования: - изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования; - познакомить дошкольников с произведениями разных видов искусства (живопись, архитектура, скульптура, графика); - систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста старшего; - совершенствовать изобразительные умения во всех видах изобразительной деятельности; - провести входное диагностирование по выявлению уровня развития изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста; - разработать и реализовать педагогический проект «Развитие изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями искусства»; - провести анализ результатов опытно-экспериментал ной работы. Методы исследования: беседа, педагогический эксперимент, изучение продуктов детской изобразительной деятельности. Практическая значимость исследования: педагогический проект «Развитие изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями искусства» может быть использован педагогами дошкольных образовательных организации в процессе формирования изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Надежда», Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск. Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников и литературы, приложения. ГЛАВА 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА
1.1. Особенности восприятия детьми произведений искусства. Восприятие - это сложный, многоуровневый процесс, характеризующийся взаимодействием личного и культурного опыта ребенка, который в свою очередь отражает реальные предметы и явления. Восприятие произведения искусства - это переход от эмоционального и образного мышления к эстетическому, причем механизмами перехода являются созерцание и продуктивное воображение. В зависимости от типа художественного восприятия и конкретной ситуации эмоциональные установки активизируют переживание. Способность распознавать красоту окружающей среды способствует формированию воображения и фантазии. Таким образом, восприятие произведений искусства активизирует собственное творчество дошкольников и порождает широкий спектр образов. Такие представления могут проявляться в психологически различных социальных группах. По этой причине произведения искусства чаще всего имеют адресный характер и рассчитаны на восприятие определенной субкультуры, а художественные вкусы рождаются и формируются в субкультурной среде, которая затем приобретает коллективный субкультурный характер. [Минюрова, С.А., 2007.] В каждой субкультуре можно выделить произведения, которые принимаются ее членами в качестве эстетических образцов. В ходе культурного и эстетического развития этнической и социальной группы складываются представления о видах, жанрах и стилях искусства, которые в свою очередь, определяют эстетическую ориентацию личности. Когда ребенок постигает основы родной субкультуры, он сталкивается с устоявшейся системой художественного вкуса и оценки. Произведения искусства представляет для него ценность только в том случае, если общие характеристики произведения соответствуют принятым нормам вкуса в его субкультуре...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Формирование творческой, эстетически развитой и нравственной личности - одна из важнейших проблем современной дошкольной педагогики. Искусство может помочь в решении этих сложных проблем. Любовь к прекрасному, привитая в детстве педагогами, становится светлым мотивом для детей на протяжении всей их жизни, обогащая их пониманием истинных ценностей и живыми эмоциями. Значение искусства в жизни человека, особенно в детстве, невозможно переоценить. Искусство готовит детей его к жизни с учетом самих ценностей детства. Именно в этот период закладываются основы интеллекта человека, формируются различные желания, установки и идеалы. Возрастное развитие детей дошкольного возраста должно учитывать: физиологическое (физическое состояние, сопротивляемость, здоровье); когнитивное (устойчивые способности, данные при рождении); эмоциональные и психологические восприятия (восприятие, речь, мышление, память, воображение, самовыражение). Для этого необходимы педагогические практики, развивающие условия, которые могут гарантировать художественное образование как систему. Анализируя вышеизложенный теоретический и практический материал исследованиями, мы пришли к следующим выводам: - эффективность урока зависит от активности педагога, его умения правильно поставить творческую задачу и методически верно помочь детям в ее решении; - вовремя оказанная помощь вселяет уверенность в творческих силах и вызывает желание довести работу до конца; - эмоциональные акценты, эстетическая среда и позитивный настрой создают благоприятные условия для результативной работы во время изобразительной деятельности; - объективная справедливая оценка стимулирует творческую активность. На основе этого исследования была разработана серия методических наглядных пособий, основанных на использовании упражнений, методов и приемов работы с живописными материалами (акварель, гуашь), оценке творческих способностей и знакомстве с произведениями искусства. Был разработан и реализован экспериментальный проект, основанный на постепенном развитии изобразительной деятельности через ознакомление с произведениями искусства. Каждый цикл объединяет ряд теоретической и практической информации в единую развивающую систему развития знаний и навыков, позволяя перейти с одного уровня на другой. Настоящее исследование показывает, что реализация описанных выше педагогических условий может эффективно развивать изобразительную деятельность детей дошкольного возраста путем ознакомления с произведениями искусства. Овладение основами изобразительного творчества при работе с живописным материалом способствует постепенному развитию творческих способностей и повышает качество учебного процесса. Визуальные способности детей, необходимо стимулировать в соответствии с психолого-педагогиче кими особенностями ребенка, связанными с познавательными процессами, и педагогическими методами, и средствами, которые гарантируют их повышенную интенсивность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. - М.: Просвещение, 2013. С.220 2. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики: Собрание сочинений - 2-е изд. - Москва : Амрита-Русь, 2014 3. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: монография – Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 205 с 4. Ванслов В.В. Образы искусства: очерки – Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств Рос. акад. художеств. - Москва : Знание, 2006 (Ульяновск : Ульяновский Дом печати). - 446 с. 5. Василенко П. Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности // Теория и практика общественного развития. – №8. – 2012. – С. 148-151. 6. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 41-43. 7. Веракса Н.Е Программа «От рождения до школы» - 2014 8. Вишня А.С. Формирование творчества дошкольников средствами изобразительного искусства // Молодой ученый. — 2016 – №10 (114), С.1991-1994 9. Выготский Л.С. Педагогическая психология: под ред. В.В. Давыдова – Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 670, [1] с. 10. Грибанова М.В. Психолого-педагогиче кие условия обогащения художественно-эстетич ской компетенции детей дошкольного возраста. Учебное методическое пособие - Перм.гос.пед.ун-т.-П рмь,2003. 11. Грибовская А.А. Юмор в изобразительной деятельности дошкольников: конспекты занятий: методическое пособие – Москва : Пед. о-во России, 2007. - 207 с. 12. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2017. 13. Доронова Т.Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: методическое пособие для воспитателей - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2017. - 190 с. 14. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов – Москва : Мир : Академический Проект, 2007. - 189 15. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество – (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателя дет. сада / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 2005. - 192 с 16. Карпова, Н.В. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности. Н.В. Карпова - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 2008. 17. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания – Москва : Зимородок : Карапуз, 2006 (М. : Типография АО "Молодая гвардия"). - 415 с 18. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. — М.: Академия, 2014.- С.158 19. Кудина Г.Н. Как развивать художественное воспитание у дошкольников – М., 2006 20. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. 21. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду - Ранний возраст. – М.: «Карапуз», 2009. – 144с. 22. Минюрова, С.А. Развитие восприятия у ребенка. С.А. Минюрова.–М., Психологический центр, 2007 23. Мосин И.Г., Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2010 24. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Март, 2008 25. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразовательных учреждений – Москва : Просвещение, 2012. - 240 с. 26. Скоролупова О.А. Радость творчества - Москва : Изд-во Скрипторий 2003, 2008. - 123, 27. Торшилова Е.М. Эстетическое развитие дошкольников – 2. изд., перераб. и доп. - Екатеринбург : Деловая кн., 2004. - 140, 28. Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. — М.: Академия, 2013 29. Ворсобин В.Н., Жидкин В.Н. Изучение цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками. //Вопросы психологии. 2006. №3. с. 121-124. 30. Гарапучик Е. В., Стрельбицкая И. А., Бокарева Е. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 284-286. (дата обращения: 17.03.2018) [Электронный ресурс]: archive/73/12395/ 31. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей – / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В. Груба. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2007. — 80 с. 32. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования: учебное пособие к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва : Пед. о-во России, 2007. - 171, 33. Леонтьева Ж.А. Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством / Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Изда- тельство Молодой ученый, 2013. — С. 46-48 34. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования: метод пособие – Москва : Просвещение, 2008. - 175 с. 35. Мелик-Пашаев А.А, Адаскина А.А., Кудина Г.Н. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творчес ого развития детей: методические рекомендации для педагогов – Психологический ин-т РАО. - Дубна : Феникс плюс, 2009. - 272 с. 36. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ребенок любит рисовать: как способность художественному развитию детей – Москва : Чистые пруды, 2007. - 32 с 37. Голованова Л.В. Развитие воображения и творческой активности через изобразительную деятельность и декоративно-прикладн е творчество: Ежемесячный научно-методический журнал «Дополнительное образование и воспитание» №9 2017 38. Кононова О.И. Занятие по изобразительной деятельности «Путешествие в город мастеров» в подготовительной к школе группе: Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» №4 2016 39. Изобразительное искусство. Основы народного и прикладного искусства: альбомы с методическими рекомендациями. — М.: Академия, 2015 40. Журнал «Молодой ученный» №14, сентябрь 2014 (электронный ресурс) – Режим доступа: archive/73/12395/ 41. Васильева Алла Викторовна, Консультация «Как знакомить дошкольников с видами искусства». Международный образовательный портал. (Электронный ресурс) – Режим доступа: detskijsad/konsultaci a-na-temu-kak-znakom t-doshkolnikov-s-vid mi-iskustva.html 42. Восприятие произведений искусства детьми дошкольного возраста (электронный ресурс) – Режим доступа: s52308t4.html 43. Соломенникова О.А. Радость творчества – 2005 (электронный ресурс) – Режим доступа: uchebnik-solomennikova radost-tvorchestva-5 14398.html 44. Особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста (электронный ресурс) – Режим доступа: publikacii/7391-osoben osti-razvitiya-pozna atelynogo-interesa-d tey-starshego-doshko ynogo-vozrasta
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.