Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Работа № 133908


Наименование:


Курсовик Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства

Информация:

Тип работы: Курсовик. Добавлен: 04.12.2024. Год: 2023. Страниц: 59. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА
1.1. Особенности восприятия детьми произведений искусства. 6
1.2. Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями живописи и графики 13
1.3. Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями декоративно-прикладн го искусства 22
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИССКУСТВА
2.1. Диагностика уровня развития изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 29
2.2. Развитие изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями искусства 34
2.3. Анализ итогов опытно-экспериментал ной работы 38
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Знакомство с картиной В.А.Серова «Дети» 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Тематическое планирование 57


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства является актуальной потребностью общества в воспитании разносторонне развитой личности.
Важнейшим средством эстетического воспитания детей дошкольного возраста является изобразительное искусство. [Торшилова Е.М., 2004] Благодаря этому дети растут, учатся и обогащают свой сенсорный опыт и сенсорную культуру. Искусство способствует развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста, речи и психических процессов детей. Именно искусство развивает эмоциональное творчество детей дошкольного возраста. Благодаря искусству дети дошкольного возраста учатся гармонии с окружающим миром и природой. Знакомство с живописью и искусством в целом помогает им развить понимание жанров и видов произведения искусства, узнать названия произведений, сравнить картины, скульптуры и другие произведения и выразить собственное мнение. Дети дошкольного возраста могут выразить собственное мнение о своих любимых картинах и изображенных на них предметах, людях и природе. Они могут сравнивать и оценивать явления, изображенные на картинах.
Целью моей работы было-познакомить детей старшего дошкольного возраста с произведениями искусства, создать развивающую среду для их полноценной творческой деятельности и стимулировать совместную деятельность педагогов и родителей формировании знаний и представлений об искусстве как величайшем достоянии человека.
Все содержание моей работы было направлено на формирование познавательного интереса к эстетической стороне окружающего детей мира. Проблема в том, что родители редко посещают музеи и художественные выставки и не приучают своих детей к живописи и предметам искусства. Многие дети дошкольного возраста не знают имен художников и их работы, не могут отличить пейзаж от натюрморта.
Изобразительное искусство в воспитании дошкольников выполняет ряд основных функций: познавательную, воспитательную, эстетическую.
Познавательная функция позволяет развивать: внутреннюю речь; мыслительную деятельность; изобразительную деятельность; речь; восприятие окружающего мира.
Воспитательная функция: развивает интерес к живописи; формирует первоначальные основы мировоззрения; активизирует интерес к общественной жизни страны; формирует нравственное сознание; закладывает представление о нравственно-эстетичес ом идеале.
В программе «Радуга» Т.Н.Дороновой, В.В.Гербовой, Т.И.Гризик и др. работа по ознакомлению детей с изобразительным искусством представлена в подразделе «Красота в жизни и изобразительном искусстве». Для успешного решения программных задач по данному разделу были разработаны методические рекомендации для работы во всех возрастных группах детского сада.
Цель исследования: развитие изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями искусства.
Объект исследования: процесс формирования изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства.
Гипотеза исследования: развитие изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста будет успешным при соблюдении следующих условий:
- при систематическом ознакомлении детей с произведениями искусства;
- использование при проведении непосредственно образовательной деятельности средств изобразительного искусства;
- включение дошкольников в продуктивную изобразительную деятельность через занятия разных типов и форм организации.
Задачи исследования:
- изучить педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования;
- познакомить дошкольников с произведениями разных видов искусства (живопись, архитектура, скульптура, графика);
- систематизировать и детализировать содержание изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста старшего;
- совершенствовать изобразительные умения во всех видах изобразительной деятельности;
- провести входное диагностирование по выявлению уровня развития изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и реализовать педагогический проект «Развитие изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями искусства»;
- провести анализ результатов опытно-экспериментал ной работы.
Методы исследования: беседа, педагогический эксперимент, изучение продуктов детской изобразительной деятельности.
Практическая значимость исследования: педагогический проект «Развитие изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями искусства» может быть использован педагогами дошкольных образовательных организации в процессе формирования изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Надежда», Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИСКУССТВА

1.1. Особенности восприятия детьми произведений искусства.
Восприятие - это сложный, многоуровневый процесс, характеризующийся взаимодействием личного и культурного опыта ребенка, который в свою очередь отражает реальные предметы и явления. Восприятие произведения искусства - это переход от эмоционального и образного мышления к эстетическому, причем механизмами перехода являются созерцание и продуктивное воображение. В зависимости от типа художественного восприятия и конкретной ситуации эмоциональные установки активизируют переживание. Способность распознавать красоту окружающей среды способствует формированию воображения и фантазии. Таким образом, восприятие произведений искусства активизирует собственное творчество дошкольников и порождает широкий спектр образов.
Такие представления могут проявляться в психологически различных социальных группах. По этой причине произведения искусства чаще всего имеют адресный характер и рассчитаны на восприятие определенной субкультуры, а художественные вкусы рождаются и формируются в субкультурной среде, которая затем приобретает коллективный субкультурный характер. [Минюрова, С.А., 2007.]
В каждой субкультуре можно выделить произведения, которые принимаются ее членами в качестве эстетических образцов. В ходе культурного и эстетического развития этнической и социальной группы складываются представления о видах, жанрах и стилях искусства, которые в свою очередь, определяют эстетическую ориентацию личности.
Когда ребенок постигает основы родной субкультуры, он сталкивается с устоявшейся системой художественного вкуса и оценки. Произведения искусства представляет для него ценность только в том случае, если общие характеристики произведения соответствуют принятым нормам вкуса в его субкультуре...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование творческой, эстетически развитой и нравственной личности - одна из важнейших проблем современной дошкольной педагогики. Искусство может помочь в решении этих сложных проблем. Любовь к прекрасному, привитая в детстве педагогами, становится светлым мотивом для детей на протяжении всей их жизни, обогащая их пониманием истинных ценностей и живыми эмоциями. Значение искусства в жизни человека, особенно в детстве, невозможно переоценить. Искусство готовит детей его к жизни с учетом самих ценностей детства.
Именно в этот период закладываются основы интеллекта человека, формируются различные желания, установки и идеалы. Возрастное развитие детей дошкольного возраста должно учитывать: физиологическое (физическое состояние, сопротивляемость, здоровье); когнитивное (устойчивые способности, данные при рождении); эмоциональные и психологические восприятия (восприятие, речь, мышление, память, воображение, самовыражение). Для этого необходимы педагогические практики, развивающие условия, которые могут гарантировать художественное образование как систему.
Анализируя вышеизложенный теоретический и практический материал исследованиями, мы пришли к следующим выводам:
- эффективность урока зависит от активности педагога, его умения правильно поставить творческую задачу и методически верно помочь детям в ее решении;
- вовремя оказанная помощь вселяет уверенность в творческих силах и вызывает желание довести работу до конца;
- эмоциональные акценты, эстетическая среда и позитивный настрой создают благоприятные условия для результативной работы во время изобразительной деятельности;
- объективная справедливая оценка стимулирует творческую активность.
На основе этого исследования была разработана серия методических наглядных пособий, основанных на использовании упражнений, методов и приемов работы с живописными материалами (акварель, гуашь), оценке творческих способностей и знакомстве с произведениями искусства.
Был разработан и реализован экспериментальный проект, основанный на постепенном развитии изобразительной деятельности через ознакомление с произведениями искусства.
Каждый цикл объединяет ряд теоретической и практической информации в единую развивающую систему развития знаний и навыков, позволяя перейти с одного уровня на другой.
Настоящее исследование показывает, что реализация описанных выше педагогических условий может эффективно развивать изобразительную деятельность детей дошкольного возраста путем ознакомления с произведениями искусства.
Овладение основами изобразительного творчества при работе с живописным материалом способствует постепенному развитию творческих способностей и повышает качество учебного процесса. Визуальные способности детей, необходимо стимулировать в соответствии с психолого-педагогиче кими особенностями ребенка, связанными с познавательными процессами, и педагогическими методами, и средствами, которые гарантируют их повышенную интенсивность.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. - М.: Просвещение, 2013. С.220
2. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики: Собрание сочинений - 2-е изд. - Москва : Амрита-Русь, 2014
3. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: монография – Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - 205 с
4. Ванслов В.В. Образы искусства: очерки – Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобраз. искусств Рос. акад. художеств. - Москва : Знание, 2006 (Ульяновск : Ульяновский Дом печати). - 446 с.
5. Василенко П. Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности // Теория и практика общественного развития. – №8. – 2012. – С. 148-151.
6. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 41-43.
7. Веракса Н.Е Программа «От рождения до школы» - 2014
8. Вишня А.С. Формирование творчества дошкольников средствами изобразительного искусства // Молодой ученый. — 2016 – №10 (114), С.1991-1994
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология: под ред. В.В. Давыдова – Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 670, [1] с.
10. Грибанова М.В. Психолого-педагогиче кие условия обогащения художественно-эстетич ской компетенции детей дошкольного возраста. Учебное методическое пособие - Перм.гос.пед.ун-т.-П рмь,2003.
11. Грибовская А.А. Юмор в изобразительной деятельности дошкольников: конспекты занятий: методическое пособие – Москва : Пед. о-во России, 2007. - 207 с.
12. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2017.
13. Доронова Т.Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: методическое пособие для воспитателей - 2-е изд. - Москва : Просвещение, 2017. - 190 с.
14. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов – Москва : Мир : Академический Проект, 2007. - 189
15. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество – (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателя дет. сада / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 2005. - 192 с
16. Карпова, Н.В. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности. Н.В. Карпова - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 2008.
17. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания – Москва : Зимородок : Карапуз, 2006 (М. : Типография АО "Молодая гвардия"). - 415 с
18. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. — М.: Академия, 2014.- С.158
19. Кудина Г.Н. Как развивать художественное воспитание у дошкольников – М., 2006
20. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
21. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду - Ранний возраст. – М.: «Карапуз», 2009. – 144с.
22. Минюрова, С.А. Развитие восприятия у ребенка. С.А. Минюрова.–М., Психологический центр, 2007
23. Мосин И.Г., Рисование-2. Учебное пособие для педагогов, воспитателей, родителей. — Екатеринбург: У-Фактория, 2010
24. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. — М.: Март, 2008
25. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразовательных учреждений – Москва : Просвещение, 2012. - 240 с.
26. Скоролупова О.А. Радость творчества - Москва : Изд-во Скрипторий 2003, 2008. - 123,
27. Торшилова Е.М. Эстетическое развитие дошкольников – 2. изд., перераб. и доп. - Екатеринбург : Деловая кн., 2004. - 140,
28. Визер В. Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. — М.: Академия, 2013
29. Ворсобин В.Н., Жидкин В.Н. Изучение цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками. //Вопросы психологии. 2006. №3. с. 121-124.
30. Гарапучик Е. В., Стрельбицкая И. А., Бокарева Е. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с произведениями искусства // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 284-286. (дата обращения: 17.03.2018) [Электронный ресурс]: archive/73/12395/
31. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Груба Г.В. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей – / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В. Груба. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2007. — 80 с.
32. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования: учебное пособие к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва : Пед. о-во России, 2007. - 171,
33. Леонтьева Ж.А. Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством / Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Изда- тельство Молодой ученый, 2013. — С. 46-48
34. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования: метод пособие – Москва : Просвещение, 2008. - 175 с.
35. Мелик-Пашаев А.А, Адаскина А.А., Кудина Г.Н. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творчес ого развития детей: методические рекомендации для педагогов – Психологический ин-т РАО. - Дубна : Феникс плюс, 2009. - 272 с.
36. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ребенок любит рисовать: как способность художественному развитию детей – Москва : Чистые пруды, 2007. - 32 с
37. Голованова Л.В. Развитие воображения и творческой активности через изобразительную деятельность и декоративно-прикладн е творчество: Ежемесячный научно-методический журнал «Дополнительное образование и воспитание» №9 2017
38. Кононова О.И. Занятие по изобразительной деятельности «Путешествие в город мастеров» в подготовительной к школе группе: Петербургский научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» №4 2016
39. Изобразительное искусство. Основы народного и прикладного искусства: альбомы с методическими рекомендациями. — М.: Академия, 2015
40. Журнал «Молодой ученный» №14, сентябрь 2014 (электронный ресурс) – Режим доступа: archive/73/12395/
41. Васильева Алла Викторовна, Консультация «Как знакомить дошкольников с видами искусства». Международный образовательный портал. (Электронный ресурс) – Режим доступа: detskijsad/konsultaci a-na-temu-kak-znakom t-doshkolnikov-s-vid mi-iskustva.html
42. Восприятие произведений искусства детьми дошкольного возраста (электронный ресурс) – Режим доступа: s52308t4.html
43. Соломенникова О.А. Радость творчества – 2005 (электронный ресурс) – Режим доступа: uchebnik-solomennikova radost-tvorchestva-5 14398.html
44. Особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста (электронный ресурс) – Режим доступа: publikacii/7391-osoben osti-razvitiya-pozna atelynogo-interesa-d tey-starshego-doshko ynogo-vozrasta


Смотреть работу подробнее




Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.